СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 6 класс»

Пояснительная записка

.

1.Цели изучения учебного предмета

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять поиск информации, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

З а д а ч и предмета «Русский язык» в школе с родным (нерусским) языком обучения:

  • формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;

  • усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;

  • овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;

  • формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.


2.Общая характеристика учебного предмета


Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнацио­нального общения и консолидации народов России. Русский язык – средство постижения и обретения его социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира россиянина, его ментальности, средство развития интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета Русский язык – цель преподавания его сегодня. В то же время русский язык – важное средство социализации личности в условиях определенных изменений в системе ценностей, социальных приоритетов. Русский язык – средство развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества, готовой реализовать себя в обществе ХХI века. В процессе обучения русскому языку формируются такие качества личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, к межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, умение самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, быть конкурентоспособным, умение жить в многонациональной стране.

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на основе ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) И РУССКИМ (НЕРОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ. 5-9 КЛАССЫ (Е.А.Быстрова) в расчёте 4 часа в неделю (136 в год).

При составлении рабочей программы внесены следующие изменения:

изменено количество часов, отведённое на изучение разделов и тем.

В системе общего среднего образования в школе с родным (нерусским) языком обучения русский язык занимает особое место. Он является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, приобщения к духовным богатствам русской культуры и литературы. Русский язык является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.

Обучение русскому языку должно сформировать базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных ситуациях, и вместе с тем обеспечить базу для дальнейшего изучения русского языка


3.Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

общеобразовательного учреждения


Федераль­ный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (неродного) языка в VI классе - 136 часов. Преподавание ведётся с использованием учебно-методического комплекса – автор Е.А.Быстрова. При планировании уроков развития речи по программе взято 44ч., из уроков, отведённых на речевую деятельность, взято 10 уроков для организации текущего и административного контроля знаний.


4.Результаты освоения курса


Личностные: осознание языка; восприятие языка; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение использовать языковые средства в диалоге, в устной монологической речи, умение правильно задавать вопросы.

Предметные: овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать классифицировать, характеризовать языковые единицы; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание.

В процессе изучения русского языка у школьников формируются общеучебные умения, а именно: добывать самостоятельно знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, контролировать правильность и структуру своей речевой деятельности и др.

Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом.

Основными принципами обучения русскому языку в 5—9 классах являются следующие.

Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку — формирование коммуникатинной компетенции. Реализация этой цели формирует речевую деятельность во всех ее видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению общаясь — вот основная характеристика коммуникативности.

В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно коммуникативный подход к обучению русскому языку в школе с родным (нерусским) языком обучения.

Важный принцип обучения русскому языку — учет родного языка учащихся. Он предполагает, с одной стороны, опору на знания, умения и навыки, полученные на уроках родного языка, с другой — предупреждение интерференции.

Этот принцип реализован в программе при отборе и описании сведений о системе языка, которые осуществляются на основе учета типологических трудностей русского языка. Эти трудности обусловлены расхождениями в системах русского и родного языков учащихся, отсутствием некоторых грамматических категорий в родном языке, различием в способах выражения тех или иных значений.

В программе реализован культуроведческий подход. В соответствии с ним обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур.

Кроме названных принципов, обучение русскому языку предполагает: взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и уровнями языковой системы; преемственность и перспективность обучения.




























Тематическое планирование

по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК» в 6 классе



п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Контрольные работы (диктанты, тестирование)

Развитие речи

I.

Русский язык в нашей жизни

1

-

-

1

II.

Речь

11

-

2

9

III.

Лексика. Фразеология

7

4

1

2

IV.

Синтаксис и пунктуация

19

12

1

6

V.

Состав слова. Словообразование. Орфография

13

9

1

3

VI.








Морфология

80

55

5

21

Имя существительное и его употребление в речи

12

7

1

4

Имя прилагательное и его употребление в речи

14

9

1

4

Имя числительное

13

10

1

2

Местоимение и его употребление в речи

14

10

1

3


Глагол и его употребление в речи

27

19

1

8

 VII.

Повторение.

4

-

-

2


Итоговый урок.

1

-

-

-

 

Итого

136

80

10

44





Содержание учебного предмета

Речь. Речевая деятельность – 44ч.

Система языка – 80ч.

Контроль знаний – 10 ч.

Повторение – 2 ч.

Итого: 136 ч.

Русский язык в нашей жизни

Речь

I. Текст, его признаки (повторение). Тема и основная мысль текста (повторение). План.

Способы связи предложений в тексте: цепная, параллельная.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Повествование. Передача временной последовательности действий, событий с помощью глаголов и обстоятельств времени. Цепная связь предложений.

* Описание явлений природы, внешности характера человека. Параллельная связь предложений в описании.

* Рассуждение как тип речи. Структура рассуждения.

* Описание с элементами рассуждения. Повествование с элементами описания и рассуждения.

Речь разговорная, книжная.

Стили книжной речи: деловой, научный, язык художественной литературы (общее понятие).

II. Умения:

— принимать участие в диалоге на темы, связанные с учебой, трудом, используя различные реплики;

— строить собственное высказывание с учетом цели и адресата речи;

— делить текст на смысловые части, составлять план;

— определять средства связи предложений и частей текста; использовать изученные средства связи предложений в тексте;

— оформлять основные части высказывания;

— соединять части текста в связное целое;

— составлять описания природы, внешности человека с элементами рассуждения;

— составлять повествования с элементами описания и рассуждения;

— составлять разные виды рассуждения (развернутое, краткое);

— различать тексты разговорного и книжного стилей речи.

* Виды речевой деятельности (44 ч)

Умения:

— определять значения незнакомых слов по словообразовательным элементам, по контексту, с помощью словаря;

— читать монологические и диалогические тексты; короткие художественные, учебные, научно-популярные тексты;

— читать, соблюдая интонацию высказывания, темп речи, логическое ударение;

в говорении, аудировании и чтении:

— употреблять основные типы диалогических единств: запрос информации, реакция на запрос, сообщение информации и реакция на сообщение, побуждение к действию и речевая реакция на побуждение;

— составлять развернутые диалоги по предложенным темам и ситуациям;

— развертывать высказывания на основе данного или самостоятельно составленного плана;

— выделять основные части высказывания;

— использовать средства связи предложений в тексте;

— строить тексты, связывая предложения с помощью цепной и параллельной связи;

— связывать предложения в тексте с помощью местоимений, глаголов, наречий, союзов;

в письменной речи:

— передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в письменной форме;

— писать сочинение-повествование с элементами описания, рассуждения;

— составлять сложный план сочинения;

— писать сжатое изложение текста, используя составленный план.


Лексика, фразеология


1. Устаревшие слова. Новые слова. Фразеологизм как единица языка. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов.

II. Умения:

— находить и определять значение устаревших слов в художественных произведениях; подбирать синонимы к архаизмам;

— находить неологизмы, появившиеся в связи с развитием общества, техники, науки, искусства;
— толковать значение фразеологизмов;
— употреблять в речи фразеологические обороты, учитывая стиль речи;
— подбирать к фразеологизмам синонимы, антонимы.


Синтаксис и пунктуация

I. Словосочетание.
Лексическая и синтаксическая сочетаемость слов (повторение). Виды связи слов в словосочетании.
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения (повторение).
Второстепенные члены предложения (повторение).
II. У м е н и я:
— устанавливать с помощью вопросов связь слов в предложении, сопоставлять словосочетания с управлением, согласованием и примыканием;
— различать словосочетание и предложение;
— находить в предложении главные, второстепенные члены предложения.

I. Предложение с однородными членами. Интонация и знаки препинания.
II. Умения:
— согласовывать глагол-сказуемое с однородными членами предложения;
— интонационно правильно употреблять в устной речи предложения с однородными членами, ставить знаки препинания на письме.


I. Простые и сложные предложения. Связь простых предложений в сложном. Сложное предложение с союзами. Запятая в сложном предложении перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что и союзными словами что, который.

II. Умения:
— различать простое предложение с однородными членами, соединенными одиночным союзом и, и сложное предложение с союзом и;
— ставить знаки препинания в сложном предложении.

I. Предложения с прямой речью. Их интонация. Знаки препинания.
II. Умения:
правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей перед словами автора и после них;
— ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.


Состав слова. Словообразование. Орфография


I. Состав слова (повторение). Словообразование. Основные способы словообразования в русском языке. Сложные слова, соединительные гласные о, е. Сложносокращенные слова. Правописание сложных слов.
II. Умения:
— определять морфемный состав слов;
— определять значения морфем; определять способ образования слов;
— определять значения слов по словообразовательным элементам;
— распознавать сложные слова и определять способ их образования;
— правильно писать соединительные гласные о, е в сложных словах;
— определять и объяснять способы образования сложносокращенных слов;
— правильно писать и произносить сложносокращенные слова.

I. Правописание корней. Правописание безударных гласных в корнях слова (повторение). Чередование о/а, е/и в корне слова. Правописание корней этих слов. Правописание приставок. Правописание гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на з (с) (без-/бес-, из-/ис-, воз-/вос-, раз-/рас-).
II. Умения:
— правильно писать в корне безударные гласные, проверяемые и непроверяемые;
— выделять корни с чередованием гласных о/а, е/и, правильно писать и произносить слова с этими чередующимися гласными;
— правильно писать и произносить слова с приставками, оканчивающимися на з (с);
— определять значения слов с приставками пре- и при-.
— правильно писать гласные в приставках пре- и при-.

Морфология


Имя существительное и его употребление в речи


I. Значение и основные грамматические признаки существительного (повторение).
Способы образования имен существительных. Образование существительных, обозначающих названия людей по профессии, роду занятий, названия отвлеченных предметов. Произношение и правописание суффиксов. Образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных суффиксов.
II. Умения:
— образовывать имена существительные с помощью названных суффиксов;
— употреблять с учетом сферы и стиля существительные, образованные суффиксальным способом.
1. Склонение существительных (повторение).
Разносклоняемые имена существительные.
Неизменяемые существительные.
Правописание не с именами существительными.

II. Умения:
— образовывать нужные падежную, предложнопадежную формы и употреблять их в речи;
— правильно употреблять в речи несклоняемые существительные;
— различать имена существительные с приставкой не и отрицательной частицей не.

Имя прилагательное и его употребление в речи


I. Значение и грамматические признаки прилагательного (повторение).
Согласование имени прилагательного с именем существительным (повторение).
II. Умения:
— определять по значению и грамматическим признакам имя прилагательное как часть речи;
— согласовывать в тексте прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

I. Качественные и относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Их значение, морфологические признаки.

II. Умения:
— различать по значению и грамматическим свойствам качественные, относительные, притяжательные прилагательные.

I. Полные и краткие имена прилагательные. Краткие имена прилагательные. Их морфологические признаки и синтаксические функции. Образование кратких прилагательных. Изменение по родам и числам. Произношение кратких прилагательных при изменении их по родам и числам.
II. Умения:
— правильно образовывать краткие формы имен прилагательных;


I. Склонение полных прилагательных с твердой и мягкой основой. Правописание окончаний имен прилагательных.
II. Умения:
— правильно произносить и писать падежные: окончания прилагательных единственного и множественного числа.

I. Степени сравнения качественных имен прилагательных. Сравнительная степень. Ее значение образование. Образование сравнительной степени, с помощью слов более, менее.
Превосходная степень. Ее значение и образование. Изменение по родам, числам, падежам прилагательных превосходной степени. Их произношение.
II. Умения:
— образовывать степени сравнения прилагательных, использовать их с учетом стиля речи.
Имя числительное


I. Имя числительное как часть речи. Значение грамматические признаки. Числительные количественные, порядковые.
II. Умения:
— разграничивать числительные и другие част:
речи со значением числа;
— разграничивать количественные и порядковые числительные по значению и вопросам (с к о л ь к о ? к о т о р ы й?).

I. Количественные числительные, их значение. Разряды количественных числительных Простые, производные и составные количественные числительные. Связь количественных числительных

II. Умения:
— различать количественные числительные по
— правильно произносить и писать количественные числительные;
— употреблять в речи числительные в разных падежных формах;
— использовать собирательные числительные в сочетании с существительными, употребляющимися во множественном числе, с существительными мужского и общего рода, с существительными дети, ребята, с личными местоимениями;
— согласовывать в роде числительное один с существительными;
— употреблять числительные оба, обе в сочетании с существительными разных родов.

I. Порядковые числительные. Образование, склонение, правописание. Согласование порядковых числительных с именами существительными в роде, числе, падеже.
II. Умения:
— ставить вопросы к порядковым числительным (который? которая? которое? которые?);
— образовывать порядковые числительные от простых, производных и составных количественных числительных;
— согласовывать порядковые числительные с существительными.



I. Морфологический разбор имени числительного

II.Умения:
— производить устный и письменный разбор имени числительного.

— употреблять краткие прилагательные в роли сказуемого;
— правильно произносить краткие прилагательные при изменении по родам и числам, прилагательные сравнительной, превосходной степени.

тельных: управление (две книги) и согласование (двух книг). Правописание количественных числительных. Удвоенные согласные в числительных (одиннадцать). Склонение количественных числительных.


Местоимение и его употребление в речи


I. Значение и грамматические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимений.
Личные местоимения, их склонение. Употребление личных местоимений в именительном и косвенных падежах. Личное местоимение как средство связи предложений.
II. Умения:
— распознавать местоимения, различать их по значению;
употреблять личные местоимения в именительном и косвенных падежах;
— употреблять в речи личные местоимения в личных, безличных предложениях, диалоге, пересказе с заменой прямой речи косвенной, а также как средство связи предложений.

I. Возвратное местоимение себя. Отличие его отличных местоимений.
II. Умения:
— употреблять падежные формы возвратного местоимения.

I. Притяжательные местоимения. Значение, склонение. Употребление личных местоимений З-го лица его, ее, их в роли притяжательных.
II. Умения:
— согласовывать притяжательные местоимения с существительными в роде, числе и падеже;
— употреблять формы родительного падежа личного местоимения З-го лица для обозначения принадлежности.

I. Указательные местоимения. Значение, склонение, употребление.
II. Умения:
— употреблять в речи, правильно произносить и писать падежные формы указательных местоимений.


I. Определительные местоимения, их склонение. Особенности значения.
II. Умения:
— правильно писать и произносить падежные формы определительных местоимений;
— употреблять их в речи в соответствии со значением.

I. Вопросительные и относительные местоимения. Их значение, склонение, употребление в речи. Разграничение относительных местоимений и сходных по звучанию и написанию вопросительных местоимений.
II. Умения:
— разграничивать вопросительные и относительные местоимения, сходные по звучанию и написанию;
— употреблять их в различных падежных формах в устной и письменной речи.

I. Отрицательные местоимения. Их значение, склонение.
II. Умения:
— употреблять отрицательные местоимения в различных падежных формах;
— правильно употреблять и писать отрицательные местоимения с предлогами;
различать отрицательные местоимения с при- ставками ни- и не- (никого некого, ничего нечего).


I. Морфологический разбор местоимений.

II. Умения:
— производить устный и письменный разбор местоимений.


I. Местоимение как средство устранения тавтологии и связи предложений в тексте.
II. Умения:
— употреблять местоимения в роли главных и второстепенных членов предложений;

— использовать местоимения как средство связи предложений в тексте.


Глагол и его употребление в речи

I. Значение и морфологические признаки глагола. Грамматические категории: вид, время, лицо, наклонение. Употребление глагола в роли сказуемого. Согласование сказуемого с подлежащим (повторение).
Лексико-семантические группы глаголов: глаголы речи, мысли, зрительного и слухового восприятия, чувства, Ощущения, состояния (повторение).
II. Умения:
— распознавать глаголы, определять их морфологические признаки;
— употреблять глаголы с учетом их смыслового значения.

I. Виды глагола. Значение глаголов совершенного и несовершенного вида. Формальные признаки глагольного вида (повторение). Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок. Образование видов глагола с помощью суффиксов. Употребление видов глагола в неопределенной форме. Сочетаемость глаголов совершенного и несовершенного вида (повторение). Вид и время глагола.
II. Умения:
— употреблять в речи конструкции для выражения начала или конца действия;
— различать глаголы совершенного и несовершенного вида и правильно употреблять их в речи.

I. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.
Чередование согласных при спряжении глагола. Правописание личных окончаний глагола (повторение). Разноспрягаемые глаголы.

II. Умения:
— определять спряжение глагола;
— правильно произносить и писать личные окончания глаголов 1 и II спряжения;
— правильно образовывать личные формы разноспрягаемых глаголов.

I. Переходные и непереходные глаголы. Винительный падеж существительных без предлога при переходных глаголах. Косвенные падежи существительных с предлогами и без предлогов при непереходных глаголах. Возвратные глаголы.
II. Умения:
— различать переходные и непереходные глаголы;
— сочетать переходные глаголы с существительными в винительном падеже.

I. Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом.

II. Умения:
— понимать семантику безличных глаголов;
— употреблять предложения с безличными глаголами в устной и письменной речи в соответствии с речевыми ситуациями и стилями речи;
— использовать безличные глаголs при трансформации личных предложений в безличные.


I. Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение, значение, образование, употребление, правописание. Интонация повеления. Условное наклонение, значение, образование, употребление, правописание.
Многозначность и синонимия форм наклонений.

II. Умения:
— определять глаголы изъявительного наклонения и правильно употреблять их в речи;

— определять глаголы условного наклонения, правильно образовывать и употреблять их речи;

— интонационно правильно оформлять высказывание, содержащее глагол повелительного наклонения;

— правильно образовывать, писать, употреблять в речи формы повелительного наклонения глагола.


Повторение (2 ч)







Календарно-тематическое планирование учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК. 6 КЛАСС.



п/п

урока

Наименование разделов и тем

Всего часов

Тип урока

Виды самостоятельных работ

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1 четверть




1

  1. Русский язык – средство межнационального общения

1


1.1

1

Русский язык в нашей жизни.

Р.р. Устное сочинение «Зачем нужно изучать русский язык?»

1

Вводный, урок развития речи

Работа со словарями. Выразительное чтение, беседа, работа с учебником



2

  1. Речь

11


2.1

2

Р.р. Текст. Тема и основная мысль текста (повторение).

1

Урок развития речи

Вопросы, работа с текстом в учебнике





2.2

3

Р.р. План текста.

1

Урок развития речи

Вопросы, пересказ по плану



2.3

4

Р.р. Способы связи предложений в тексте

1

Урок развития речи

Вопросы, самостоятельная работа по составлению схем, написание сочинения-описания



2.4

5

Р.р. Типы речи.

1

Урок развития речи

Составление рассказа



2.5

6

Р.р. Разговорная речь.

1

Урок развития речи

Вопросы, составление диалогов



2.6

7

Р.р. Книжная речь.

1

Урок развития речи

Составление текста, пересказ



2.7

8

Р.р. Язык художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка.

1

Урок развития речи

Тест «Изобразительно-выразительные средства языка»



2.8

9

Читаем, говорим, пишем

Р.р. Устное сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» (упр. 35(1-3)

1

Урок развития речи

Устное сочинение, работа с текстом



2.9

10

Р.р. Сочинение-описание «Золотая осень» (упр.354(4)

1

Урок развития речи

Сочинение



2.10

11

Вводный контрольный диктант с грамматическим заданием «Кедр»

1

Урок контроля

Контрольный диктант с грамматическим заданием



2.11

12

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Повторение орфографии.

1

Урок работы над ошибками

Работа над ошибками, работа по индивидуальным карточкам



3

Лексика. Фразеология

7


3.1

13

Какие слова мы называем устаревшими

1

Урок усвоения новых знаний

Работа со словарём, работа с текстом, поисковая работа



3.2

14

Новые слова в русском языке. Неологизмы.

1

Урок усвоения новых знаний

Работа со словарём



3.3

15

Что такое фразеологизмы

1

Урок усвоения новых знаний

Работа со словарём




3.4

16

Фразеологизмы в нашей речи

1

Урок усвоения новых знаний

Работа со словарём, выполнение заданий



3.5

17-18

Р.р. Подробное изложение «Собиратель русских слов»

2

Урок развития речи

Подробное изложение



3.6

19

Тест по теме «Лексика и фразеология»

1

Урок контроля

Тест



4

Синтаксис и пунктуация

19


4.1

20

Словосочетание (повторение)

1

Урок повторение

Разбор словосочетания




4.2

21

Виды связи слов в словосочетании. Согласование.

1

Урок усвоения новых знаний

Работа с текстом



4.3

22

Управление.

1

Урок усвоения новых знаний

Проблемные задания



4.4

23

Примыкание

1

Урок усвоения новых знаний

Самостоятельная работа



4.5

24

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом сказки «Хитрая Ворона и одноухий разбойник» (упр.68, стр. 36)

1

Урок развития речи

Работа с текстом, разбор слов по составу, краткий пересказ текста



4.6

25

Грамматическая основа предложения

1

Комбинированный урок

Работа с текстом



4.7

26

Главные и второстепенные члены предложения

1

Урок повторение

Выборочный диктант



4.8

27-28

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом (упр. 76). Составление плана, пересказ.

2

Урок развития речи

Составление плана, пересказ



4.9

Краткое изложение-повествование (упр. 76)

Урок развития речи

Краткое изложение-повествование



4.10

29

Предложения с однородными членами

1

Урок усвоения новых знаний

Синтаксический разбор предложений, схема предложения с о.ч.



4.11

30

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Урок усвоения новых знаний

Тест



4.12

31-

32

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом (упр.87, стр.47).План текста.

2

Урок развития речи

Урок развития речи

Составление схем предложений с о.ч. Составление плана. Определение вида подчинительной связи слов в словосочетании. Написание подробного изложения.



4.13

Р.р. Подробное изложение по тексту (упр. 87, стр.47)




4.14

33

Порядок слов в предложении

1

Урок усвоения новых знаний

Вопросы. Пересказ.





4.15

34

Простые и сложные предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Выборочный

диктант




4.16

35

Предложения с прямой речью

1

Урок усвоения новых знаний

Диктант



4.17

36

Административный контрольный диктант за 1 четв.

1

Урок контроля

Контрольный диктант




4.18

37

Анализ административного контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Урок работы над ошибками

Тест, индивид.задания



4.19

38

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Работа с текстами на экологическую тему. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Урок развития речи

Составление рассказа



5.

Состав слова. Словообразование. Орфография.

13




5.1

39

Состав слова (повторение)

1

Урок повторения

Опрос.

Выборочный диктант





5.2

40

Как образуются слова в русском языке

1

Урок усвоения новых знаний

Словарный диктант




5.3

41

Сложные слова

1

Урок усвоения новых знаний

Тест «Проверь себя»




5.4

42

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Составление рассказа «Памятный день» (упр. 122)

1

Урок развития речи

Составление рассказа



5.5

43

Правописание безударных гласных в корне

1

Урок усвоения новых знаний

Словарный диктант



5.6

44

Правописание корней с чередованием о//а, е//и

1

Урок усвоения новых знаний

Индивид.карточки




5.7

45

Правописание корней с чередованием о//а, е//и

1

Урок усвоения новых знаний

Тест





5.8

46

Правописание приставок

1

Урок усвоения новых знаний

Выборочный диктант




5.9

47

Правописание приставок

Творческий диктант.

1

Урок усвоения новых знаний

Тест



5.10

48-49

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом. Составление плана. Пересказ.

Р.р. Сочинение о смелом поступке.

2

Урок развития речи

Урок развития речи

Составление плана. Пересказ.

Сочинение .





5.11

50

Проверочный диктант по теме «Словообразование»


Урок контроля

Проверочный

диктант




5.12

51

Анализ диктанта . Работа над ошибками.


Урок работы над ошибками

Работа над ошибками. Тест.




6

Морфология.

Имя существительное

80




12

6.1

52

Имя существительное как часть речи (повторение)

1

Урок-повторение

Устный опрос






6.2

53

Как образуются имена существительные

1

Урок усвоения новых знаний

Словарный диктант




6.3

54

Склонение имён существительных (повторение)

1

Урок повторения

Выборочный

диктант




6.4

55

Разносклоняемые имена существительные

1

Урок усвоения новых знаний

Составление устного развёрнутого ответа




6.5-6.6

56-57

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Анализ текста (упр. 175). Рассуждение.

2

Урок развития речи

Работа с текстом



6.7

58

Неизменяемые имена существительные

1

Урок усвоения новых знаний

Творческая работа




6.8

59

Правописание не с именами существительными

1

Урок усвоения новых знаний

Словарный диктант




6.9

60

Морфологический разбор имени существительного Упражнения для закрепления по теме «Имя существительное». Тест

1

Урок-закрепление

Тест

Устный опрос




6.10

61

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

1

Урок развития речи

Сочинение





6.11

62

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Написание сочинения-описания по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

1

Урок развития речи

Сочинение





6.12

63

Административный контрольный диктант за 2 четверть

1

Урок контроля знаний

Контрольный диктант





Имя прилагательное

14



6.13

64

Анализ диктанта.



Имя прилагательное как часть речи (повторение)

1

Работа над ошибками

Урок повторения

Устный опрос

Составление описания




6.14

65-66

Разряды имён прилагательных по значению

2

Урок усвоения новых знаний

Устный тест

Чтение по ролям




6.15

67

Правописание окончаний имён прилагательных

1

Урок усвоения новых знаний

Творческая работа

Выразительное чтение стихов




6.16

68

Степени сравнения имён прилагательных

1

Урок усвоения новых знаний

Составление предложений




6.17

69

Сравнительная степень имён прилагательных

1

Урок усвоения новых знаний

Составление устного доклада о прилагательном

Конструирование предложений





6.18

70

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Рассказ о климате родного края.

1

Урок развития речи

Составление рассказа





6.19

71

Превосходная степень имён прилагательных

1

Урок усвоения новых знаний

Заполнение таблицы

Корректирующая работа



6.20-6.21

72-73

Краткие и полные имена прилагательные

2

Урок усвоения новых знаний

Словарный диктант




6.22

74

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Урок-закрепление

Запись по диктовку


Анализ текста описания



6.23-6.24

75-76

Р.р. Работа с текстом (описание).

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Сочинение-описание «Русская зима» (упр.230)

2

Урок развития речи

Анализ текста описания Написание сочинения



6.25

77

Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

Урок контроля

Проверочный диктант




Имя числительное

13


6.26

78

Анализ проверочного диктанта.


Что такое имя числительное

1

Работа над ошибками

Урок усвоения новых знаний

Чтение текста и отдельных предложений с числительными




6.27

79

Разряды числительных по значению

1

Урок усвоения новых знаний

Диктант





6.27

80

Имена числительные по составу

Словарный диктант.

1

Урок усвоения новых знаний

Словарный диктант




6.29

81

Количественные имена числительные

1

Урок усвоения новых знаний

Творческая работа




6.30

82

Склонение количественных имён числительных один, два, три, четыре

1

Урок усвоения новых знаний

Работа по таблице



6.31

83

Склонение количественных имён числительных сорок, девяносто, сто; пять - двадцать, тридцать и пятьдесят - восемьдесят

1

Урок усвоения новых знаний

Составление предложений





6.32

84

Склонение количественных имён числительных двести, триста, четыреста и все числительные на -сот

1

Урок усвоения новых знаний

Самостоятельная работа



6.33

85

Склонение дробных и собирательных имён числительных

1

Урок усвоения новых знаний

Словарный диктант



6.34

86

Порядковые имена числительные

1

Урок усвоения новых знаний




6.35

87

Морфологический разбор имени числительного

1

Урок-закрепление

Устный опрос Морфологический разбор

Тест



6.36-6.37

88-89

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Сочинение-описание «Наш класс»

2

Урок развития речи

Написание сочинения-описания



6.38

90

Контрольный словарный диктант

1

Урок контроля знаний

Словарный диктант




Местоимение

14


6.39

91

Что такое местоимение

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос



6.40

92

Личные местоимения

1

Урок усвоения новых знаний

Работа с текстом

Устный опрос



6.41

93

Возвратное местоимение себя

1

Урок усвоения новых знаний

Письменная работа



6.42

94

Притяжательные местоимения

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

Выборочный диктант



6.43-6.44

95-96

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Краткое изложение (упр.290)

2

Урок развития речи

Составление плана текста

Пересказ по плану



6.45

97

Указательные местоимения

1

Урок усвоения новых знаний

Письменная работа



6.46

98

Определительные местоимения

1

Урок усвоения новых знаний

Самостоятельная работа

Устный опрос



6.47

99

Вопросительные и относительные местоимения

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

Письменная работа



6.48

100

Неопределённые местоимения

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

Выполнение упражнений



6.49

101

Отрицательные местоимения

1

Урок усвоения новых знаний

Выполнение упражнений

Работа с текстом



6.50

102

Морфологический разбор местоимения. Тест

1

Урок-закрепление

Тест



6.51

103

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом (упр.324)

1

Урок развития речи

Анализ текста



6.52

104

Административный контрольный диктант за 3 четверть по теме «Местоимение»

1

Урок контроля знаний

Контрольный диктант




Глагол

27




6.53

105

Анализ контрольного диктанта.

Что обозначают глаголы (повторение)

1

Работа над ошибками


Урок - повторение

Выполнение упражнений

Устный опрос



6.54

106

Как узнать вид глагола

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

Выполнение упражнений

Работа по таблице



6.55

107

Глаголы совершенного вида с приставками

1

Урок усвоения новых знаний

Выполнение упражнений

Выборочный диктант



6.56

108

Как определить вид глагола по суффиксам

1

Урок усвоения новых знаний

Работа с текстом

Устный опрос



6.57

109

Употребление видов глагола в неопределённой форме

1

Урок усвоения новых знаний

Словарный диктант



6.58

110

Вид и время глаголов

1

Урок усвоения новых знаний

Работа с таблицей,

Выполнение упражнений



6.59

111

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Подготовка к написанию краткого изложения (упр.348). Работа с текстом.

1

Урок развития речи

Работа с текстом

Пересказ




6.60

112

Р.р. Читаем, говорим, пишем Написание краткого изложения (упр.348)

1

Урок развития речи

Написание изложения



6.61

113-114

Спряжение глаголов. Тест.

2

Урок усвоения новых знаний

Выполнение упражнений

Тест



6.62

115

Переходные и непереходные глаголы

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

Выполнение упражнений



6.63

116

Возвратные глаголы

1

Урок усвоения новых знаний

Творческий диктант



6.64

117

Правописание –тся и –ться в глаголах

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

Словарный диктант



6.65

118-119

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна»

2

Урок развития речи

Сочинение по картине



6.66

120

Безличные глаголы

1

Урок усвоения новых знаний

Выполнение упражнений

Опрос



6.67

121

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

1

Урок усвоения новых знаний

Работа с текстом



6.68

122

Р.р. Подготовка к сжатому изложению «Солнце с белыми лучами»

1

Урок развития речи

Составление плана

Пересказ



6.69

123

Р.р. Написание сжатого изложения «Солнце с белыми лучами»

1

Урок развития речи

Написание сжатого изложения




6.70

124

Условное наклонение

1

Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

Словарный диктант



6.71

125

Повелительное наклонение

1

Урок усвоения новых знаний

Работа с текстом



6.72

126

Правописание глаголов повелительного наклонения.

1

Урок усвоения новых знаний

Словарный диктант



6.73

127

Морфологический разбор глагола. Тест.

1

Урок-обобщение

Устный опрос

Тест



6.74

128-129

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом (упр.408). Сочинение на тему «Как я вчера боролся с ленью» или «Как нужно бороться с ленью».

2

Урок развития речи

Сочинение



6.75

130

Упражнения для закрепления по теме «Глагол».

1

Урок -закрепление

Устный опрос, тест



6.76

131

Итоговый контрольный диктант.

1

Урок контроля знаний

Контрольный диктант с грамматическим заданием



7

Повторяем изученное в 5-6 классах

5


7.1

132

Анализ диктанта.

Речь .

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Работа с текстом (упр 413)

1

Работа над ошиб.

Урок р/р

Работа над ошибками



Анализ текста



7.2

133

Фонетика. Лексика. Фразеология. Состав слова. Словообразование.

1

Урок повторения

Устный опрос



7.3

134

Р.р. Читаем, говорим, пишем. Устный рассказ «Как я проведу лето»

1

Урок развития речи

Устный рассказ



7.4

135

Морфология .

1

Урок повторения

Устный опрос



7.5

136

Синтаксис. Итоги года.

1

Урок повторения

Устный опрос




Итого:

136



























Приложение

Текст изложения

Солнце с белыми лучами

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

- Мама, мы нашли странный цветок!

- Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

- Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

- Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

- Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

- Это ромашка, - тихо сказала бабушка,

- Ро - маш - ка, - по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?

- Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми
лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

- Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:

- Срывали просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:

- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.

(По Ю. Яковлеву. )











ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ



Обязательные формы контроля

Формы учета достижений

Текущая аттестация

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

-тестирование

-творческие работы

-проверочная работа

-контрольная работа

-сочинение

-различные виды диктантов

-изложение

-традиционные диагностические и контрольные работы

-разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.


письменная контрольная работа

-ведение

тетрадей по русскому языку

-анализ текущей успеваемости

-ведение тетрадей с тестами

-анализ внеучебной

активности учащихся

-участие в

предметных

олимпиадах

-участие в

конкурсах,

соревнованиях











Материально-техническое обеспечение учебного предмета Русский язык

  1. Перечень оборудования

Используется компьютерный класс


Технические средства компьютерного класса


Компьютеры – 7 шт.


Мультимедийный проектор


Телевизор


Аудио-центр (с возможностью использования аудио-дисков CDR, CD RW, MP3)


Сканер


Принтер лазерный


Копировальный аппарат


CD, DVD-проигрыватели


Средства телекоммуникации (электронная почта, выход в Интернет).

Название CD-R

1С: РЕПЕТИТОР. Тесты по пунктуации.

Курс русского языка (базовый). Электронный репетитор-тренажер. Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности.

Диктанты. Изложения. Тренировочные упражнения. 5-11 классы.

Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы.

От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка.

Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку 1-9 кл.

  1. Перечень наглядных и дидактических материалов

Название

Автор

Издат.

Год изд.

Кол-во

Русский язык. Карточки-задания 5,6,7,8,9 кл.

Л.А.Жердева

ВЛАДОС

2000

1

Подготовка к олимпиадам по русскому языку 5-11кл.

М.М. Казбек-Казиева.

Айрис-пресс

2006

1

Олимпиады по русскому языку.

А.О.Орг

«Просвещение»

2002

1


Таблицы

Демонстративные таблицы – макеты

Виды разбора. 4 шт.

Говори правильно! 1 шт

Основные правила русской орфографии 4 шт.

Основные правила орфографии и пунктуации.

1 комплект (12 штук)

  • Склонение имен существительных

  • Спряжение глаголов

  • Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

  • Н и НН в суффиксах имен прилагательных


Орфография. 1 комплект (15 штук)

  • Знаки препинания при обращении

  • Обобщающие слова при однородных членах

  • Знаки препинания при однородных членах

  • Падежные окончания разносклоняемых существительных

  • Падежные окончания существительных

  • Безударные личные окончания глаголов

  • Способы образования слов

  • Правописание О-Е после шипящих и Ц

  • Основные значения приставок ПРЕ-, ПРИ-

  • Буквы Е-И в корнях с чередованием

  • Мягкий знак после шипящих

  • Мини-словарик трудных орфограмм




Список литературы



Учебно-методическое обеспечение предмета



Основная учебно-методическая литература

  1. Программа по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским ) и русским (неродным)языком обучения. 5-9 классы./авторы: Е.А.Быстрова, Е.С.Кудрявцева и др.- М.,Дрофа, 2009.

  2. Учебник: Русский язык. 6 класс. Е.А.Быстрова, О.М. Александрова, Т.П.Сапронова и др.. - М.,Дрофа.: 2013.

  3. Е.А.Быстрова. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. 6 класс" для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения.



Дополнительная учебно-методическая литература и источники



Словари и справочники



Название

Автор

Изд-во

Год издания

Кол-во

Орфографический словарь русского языка

Д. Н. Ушаков.

«Просвещение»

1984

5

Толковый словарь

С.И. Ожегов.

«Русский язык»

1988

1

Орфоэпический словарь русского языка.

С. Н. Борунова.

«Русский язык»

1987

1

Школьный словообразовательный словарь.

А.Н.Тихонов.

«Просвещение»

1991

1

Словообразовательный словарь русского языка

А.Н.Тихоноав

Русский язык

1985

1

Школьный фразеологический словарь.

В.П.Жуков.

«Просвещение»

1980

1

Словарь иностранных слов.

А.Г.Спиркин.

«Русский язык»

1982

1

Школьный словарь иностранных слов.

В.В.Одинцов.

«Просвещение»

1983.

1

Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника.

Букчина Б.З.

Русский язык

1987

1

Литературный Энциклопедический словарь

Кожевников В.М., Николаев П.А.

Советская энциклопедия

1987

1

Школьный словарь синонимов

Абрамов Н.А.

Просвещение

1999


Школьный словарь антонимов

Львов М.Р.

Просвещение

1985

1

Словарь паронимов

О.В.Вишнякова

Русский язык

1984

1

Крылатые слова и выражения

Серов В.И.

Локид-Пресс

1987

1



Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс.

Н.В.Егорова

Москва «ВАКО»

2004

Русский язык. Поурочные планы. 6 класс.

Л.А.Тропкина

Волгоград

2001

Уроки русского языка в 6 классе.

Богданова Г.А.

Просвещение

1999

Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 6 класс.

А.Б.Малюшин, С.Г.Айрапетова

Москва

2001

Итоговые диктанты по русскому языку. 5-9 классы.

Е.А.Влодавская

«Экзамен»

2012

Русский язык. 5-9 кл.: развёрнутое тематическое планирование

Г.В.Цветкова

«Учитель»

2011



Интернет-сайты



Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru 
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»  http://www.gramota.ru 
Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru 
Культура письменной речи http://www.gramma.ru 
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/ 
Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/ 
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru 
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru 
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org 
Мир слова русского http://www.rusword.org 
Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru 
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/ 
Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm 
Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/ 
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru 
Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник  http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/ 
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru 
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru 
Свиток — История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/ 
Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru 
Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru 
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru 
Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru 
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru





37