СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ»
Рассмотрена на заседании МО _____________________________ Руководитель МО ________________Большакова Н.П. Протокол № _1_____ от « ___» августа2019 г. | Принята на педагогическом совете
Протокол № ___ от «__» августа 2019 г. | «Утверждаю»: Директор МБОУ «РСШ №2» ___________Чудалева Н.Д.
Приказ № _____ от « ___» 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 6А КЛАСС
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД – 170, В НЕДЕЛЮ - 5 ЧАСОВ
УЧИТЕЛЬ АФАНАСЬЕВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:
ФГОС ООО,
ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2012
АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО русскому (родному) языку, 5–9 классы, авторы программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова
ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМИ:
Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., Русский язык. 6 класс: учеб. – 2-е изд., М.: Дрофа, 2015
2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Личностные результаты
Ученик научится:
- Понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
- Уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.
- Вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога).
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
- Работе с информацией.
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
- Чтение и аудирование.
Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием. Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать её. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочёты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.
- Анализ текста.
Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
- Воспроизведение текста.
Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Осуществлять информационную переработку текста: передавать его содержание в виде плана (простого, сложного), типологической схемы, таблицы; кратко, в тезисной форме выражать основную мысль текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.
- Создание текста.
Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учётом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать небольшие сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного повествования и описания. Составлять краткое информационное сообщение (типа аннотации) о книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов: а) о чём говорится и б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге (сочинении или устном ответе учащегося) в форме рассуждения с оценочным тезисом и его обоснованием; строить устное определение научного понятия.
- Совершенствование текста.
Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.
Предметные результаты
п о о р ф о э п и и:
Обучающийся научится:
правильно произносить употребительные сложносокращённые слова;
употребительные слова изученных частей речи;
свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
Обучающийсяполучит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и:
Обучающийся научится:
употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и задач общения;
избегать засорения речи иноязычными словами;
толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
Обучающийсяполучит возможность научиться:
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю:
Обучающийся научится:
выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры);
составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3– 5 звеньев; опознавать изученные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов);
Обучающийсяполучит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
опознавать изученные способы словообразования
п о м о р ф о л о г и и:
Обучающийсянаучится:
квалифицировать слово как часть речи;
образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
Обучающийсяполучит возможность научиться:
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию;
привлекать дополнительные источники информации.
п о о р ф о г р а ф и и:
Обучающийся научится:
характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов;
правильно писать слава, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарём;
Обучающийсяполучит возможность научиться:
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
п о с и н т а к с и с у:
Обучающийся научится:
определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе;
правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи.
О ЯЗЫКЕ - 1 ч.
Слово как основная единица языка. Осознание языка как формы выражения национальной культуры.
РЕЧЬ - 34 ч.
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).
Т е к с т. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи – местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём, повышающий выразительность речи, и повтор-недочёт.
С т и л и р е ч и. Научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры) – инструкция, объявление.
Т и п ы р е ч и. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ) – 13 ч.
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ–ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными. Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ – 42 ч.
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью. Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы словообразования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имён существительных и прилагательных; употребление н–нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы– и в корне после приставок. Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба. Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён существительных, прилагательных и глаголов. Наблюдение за употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи.
МОРФОЛОГИЯ – 73 ч.
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ (25 + 18 ч.)
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ. Культура речи. Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий. Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (16ч.)
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами числительными. Культура речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имён числительных.
МЕСТОИМЕНИЕ (13 ч.)
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями. Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов. Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение употребительных местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и др. Употребление местоимений для связи предложений в тексте.
УРОКИ ПОВТОРЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО (РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ) – 5 ч.
Написание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
3.Тематическое планирование
№п/п | Тема раздела | Количество часов | Текущий и промежуточный контроль (вид контроля) |
1 | О языке | 1 |
|
2 | Речь (2+3+7+6+5+3+3+5) | 34 | Сочинения – 3 (3 - обучающих) Изложения – 4 (3 - обучающих, 1 - контрольное) |
3 | Правописание. Культура речи (закрепление и углубление изученного) | 13 | Контрольная работа (тесты) – 1 |
| Входной контроль | 1 | Контрольная работа - 1 |
4 | Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание, произношение и употребление в речи | 42 | Контрольные (работы, диктанты, тесты) – 5 Контрольный диктант – 1 Контрольная работа – 3 Контрольный тест - 1 |
5
| Морфология. Правописание, в том числе: | 73 | Контрольные (работы, диктанты, тесты) – 4 |
Причастие + Деепричастие | 25 + 18 | Контрольных диктантов,тестов-2 | |
Имя числительное | 16 | Контрольных работ – 1 | |
Местоимение | 13 | Контрольных тестов – 1 | |
| Промежуточная аттестация | 1 | Контрольный диктант – 1 |
9 | Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) | 5 |
|
| ВСЕГО | 170 | Из них уроков по развитию речи – 7, контрольных работ – 12 |
№ урока | Дата проведения | Название темы | Виды деятельности учащихся | |||
План | Факт | |||||
1 |
|
| О языке. Слово - основная единица языка | Осознавать, что слово является основной единицей языка. Приводить соответствующие примеры | ||
2 |
|
| Р/р. Что мы знаем о речи, её стилях и типах (повторение)
| Распознавать стили речи на основе анализа речевой ситуации. Находить в текстах художественного и разговорного стилей характерные языковые средства. Интонационно выразительно читать тексты художественного и разговорного стилей | ||
3 |
|
| Р/р. Речь. Типы речи (повторение)
| Распознавать типы речи и обосновывать свой ответ. Строить устный монологический ответ в форме рассуждения | ||
4 |
|
| Орфография | Знать, что изучает орфография; владеть основными терминами. Знать этимологию слов с частями орфо, граф(о), грамм(а). Определять наличие орфограмм в конкретной морфеме | ||
5 |
|
| Пунктуация | Знать (на основе изученного в 5классе), когда ставятся запятая, тире, двоеточие | ||
6 |
|
| Употребление прописных букв
| Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв. Иметь навыки постановки кавычек в наименованиях книг, газет, журналов, названий пароходов, спектаклей и т.п. | ||
7 |
|
| Входной контроль. Контрольная работа | Выявить пробелы в знаниях и навыках | ||
8 |
|
| Буквы ь и ъ
| Знать и безошибочно употреблять ь как разделительный, как показатель грамматической формы (3е скл., глаг., част., нареч.); для обозначения мягкости согласных; ъ как разделительный. Формировать способность определять, когда ставится разделительный знак, и дифференцировать условия употребления ь и ъ как разделительных | ||
9 |
|
| Орфограммы корня. Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне | Знать, что в корне могут быть разные орфограммы (их употребление регулируется разными правилами) | ||
10 |
|
| Буквы о-ё после шипящих в корне. Корни с чередованием | Уметь различать орфограммы, опознавать их в тексте, приводить свои примеры, перечислять возможные орфограммы корня, знать способ определения написания для каждого вида орфограммы | ||
11 |
|
| Правописание окончаний существительных, прилагательных | Опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённойчастью речи | ||
12 |
|
| Правописание окончаний глаголов | Знать способ определения написания и свободно им пользоваться | ||
13 |
|
| Слитное и раздельное написание НЕ сглаголами | Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с глаголами | ||
14 |
|
| Слитное и раздельное написание НЕс существительными | Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными. Осознавать противопоставление «глаголы – существительные и прилагательные» | ||
15 |
|
| Слитное и раздельное написание НЕ сприлагательными | Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными. Осознавать противопоставление «глаголы – существительные и прилагательные» | ||
16 |
|
| Контрольная работа (тест) по теме: «Орфография и пунктуация» | Выявить пробелы в знаниях и навыках по теме | ||
17 |
|
| Анализ контрольного теста. Работа над ошибками | Проанализировать результаты теста, повторить и отработать правила, на которые допущены типичные ошибки | ||
18 |
|
| Р/р. Текст (повторение)
| Определять тему и основную мысль текс та; подбирать заголовок, отражающий: а)тему; б)основную мысль текста. Составлять план текста. Собирать и систематизировать материал к сочинению | ||
19 |
|
| Р/р. Подготовка к обучающему сочинениюпо летним впечатлениям
| Отталкиваясь от предложенной учителем основной мысли («Я часто бываю в лесу (на реке, в поле...), мне там никогда не бывает скучно»), уточнить тему, подобрать заголовок и написать сочинение по летним впечатлениям: а)последовательно раскрывая в нём основную мысль; б)соблюдая абзацное членение текста; в)используя необходимые типы речи; г)используя языковые средства (оценочные и изобразительные) | ||
20 |
|
| Р/р. Обучающее сочинение по летним впечатлениям | Написать сочинение по летним впечатлениям, используя предложенные темы, раскрывая основную мысль и свои эмоции | ||
21 |
|
| Части речи | Знать названия частей речи и членов предложения. Обобщить знания о значении и морфологических признаках имени существительного, имени прилагательного и глагола. Иметь представление о том, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных, как отличить местоимение от других самостоятельных частей речи | ||
22 |
|
| Члены предложения
| Понимать разницу в значении терминов «часть речи», «член предложения», знать и применять графическое обозначение членов предложения. Совершенствовать умение опознавать в речи существительные, прилагательные, глаголы и определять синтаксическуюроль слов этих частей речи | ||
23 |
|
| Имя существительное. Морфологические признаки имени существительное
| Опознавать существительное как часть речи и член предложения. Правильно употреблять частотные имена существительные | ||
24 |
|
| Словообразование имён существительных. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный и бессуффиксный способы. Сложение
| На основе обобщения сведений об изученных способах образования слов (суффиксальном, приставочном, сложении) разграничивать способы образования имён существительных. Понимать, какие смысловые и структурные изменения происходят при присоединении к исходной части слова словообразующего аффикса. Иметь представление о приставочно-суффиксальном способе образования имён существительных. Определять приставочно-суффиксальный способ образования имён существительных наиболее типичных моделей. Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки | ||
25 |
|
| Урок-практикум. Словообразовательный анализ имён существительных | Углубить представление о словообразовательной модели как структурно-семантической схеме построения слов, имеющих общность грамматических, лексических, словообразовательных признаков. Развивать умение определять по словообразовательной модели основные грамматические, лексические, словообразовательные, стилистические признаки слов, соответствующие этой модели | ||
26 |
|
| Слитное написание сложных существительных
| Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов. Пользоваться орфографическим словарём | ||
27 |
|
| Написание сложных существительных через дефис | Дефисного (юго-запад, диван-кровать, Ростов-на-Дону), слов с начальной частью пол (полшестого). Пользоваться орфографическим словарём | ||
28 |
|
| Употребление имён существительных вречи
| Иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи. Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём многозначных имён существительных, слов в переносном значении, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов | ||
29 |
|
| Изобразительно-выразительные средства языка. Работа с разными типами лингвистических словарей | Наблюдать за использованием имён существительных в создании фразеологизмов, а также метафор, сравнений в художественных текстах. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов) | ||
30 |
|
| Произношение имён существительных
| Правильно произносить существительные – термины лингвистики. Отрабатывать произношение употребительных имён существительных из орфоэпического словарика. Учиться ставить правильное ударение в существительных спредлогами; составлять и расшифровывать фонетические записи | ||
31 |
|
| Контрольная работа по теме: «Имя существительное» | Проверить умения: 1)вычленять из текста (предложений) словосочетания; 2)определять части речи; 3)проводить морфологический разбор взятых из контекста имён существительных; 4)обнаруживать грамматические основы, определять члены предложения | ||
32 |
|
| Р/р. Стили речи Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля
| Разграничивать научный и деловой стили речи, учитывая характер информации (познавательный или практический), а также отличать общее в них (речь информативная, неэмоциональная, книжная). Определять стиль речи (на основе анализа речевой ситуации). Осознанно читать тексты учебника; находить в них определение понятий и их классификацию. Анализировать структуру научных определений. «Читать» схемы, представляющие квалификацию понятий. Воспроизводить научные определения, пользуясь синонимическими средствами выражения их компонентов. Замечать в ответах товарищей недочёты в оформлении научных определений, в «чтении» схем | ||
33 |
|
| Р/р. Научное рассуждение
| Изучить тип речи. Сформировать навык использования двух разновидностей рассуждения-доказательства (так как и поэтому) | ||
34 |
|
| Р/р Подготовка к обучающему изложению учебно-научного текста | Подготовиться к написанию изложения учебно-научного текста | ||
35 |
|
| Р/р Обучающее изложение учебно-научного текста «Связанные корни» | Излагать подробно текст учебно- научного вида | ||
36 |
|
| Р/р. Определение научного понятия | Строить определения научных понятий | ||
37 |
|
| Р/р. Рассуждение-объяснение | Анализировать и пересказывать научные тексты типа рассуждения-объяснения | ||
38 |
|
| Р/р. Характеристика делового стиля
| Определять деловой стиль на основе речевой ситуации, «вычитанной» из текста. Анализировать тексты делового стиля, находить в них характерные языковые средства. Создавать небольшие тексты делового стиля: объявления, отчёты, инструкции | ||
39 |
|
| Контрольная работа за 1 четверть | Выявить пробелы в знаниях и навыках | ||
40 |
|
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Проанализировать результаты работы, повторить и отработать правила, на которые допущены типичные ошибки | ||
41 |
|
| Имя прилагательное. Морфологические признаки имени прилагательного | Распознавать имя прилагательное как часть речи и член предложения | ||
42 |
|
| Словообразование имён прилагательных. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный способы. Сложение | Повторить все известные способы морфологического образования слов на примере анализа имён прилагательных. Тренироваться в опознавании разных способов образования имён прилагательных и в определении словообразовательного значения словообразующих суффиксов. Учиться правильно употреблять в речи паронимы (без введения термина), учитывая их смысловые различия (соседний – соседский, дождливый – дождевой и т.д.). Совершенствовать умение работать с толковым словарём при определении лексического значения слов-паронимов | ||
43 |
|
| Словообразовательная цепочка имён прилагательных | Строить словообразовательную цепочку и доказывать тем самым морфемное строение слова | ||
44 |
|
| Слитное правописание сложных прилагательных | Знать случаи употребления дефиса (уметь перечислить, привести примеры; слова типа машиностроительный и машинно-тракторный даются в сопоставлении) | ||
45 |
|
| Правописание сложных прилагательных через дефис | Знать случаи употребления дефиса (уметь перечислить, привести примеры; слова типа машиностроительный и машинно-тракторный даются в сопоставлении) | ||
46 |
|
| Контрольный диктант по теме: «Имя существительное, имя прилагательное»
| Выделять в предложении словосочетания с прилагательными; определять часть речи; проводить морфологический разбор прилагательных; вычленять основу предложения; определять члены предложения, выраженные именами существительными и именами прилагательными | ||
47 |
|
| Анализ контрольного диктанта
| Проанализировать результаты диктанта, повторить и отработать правила, на которые допущены типичные ошибки | ||
48 |
|
| Правописание Н и НН в суффиксах –ан-, -ян-, -ин-
| Иметь представление о тех группах слов, в которых есть суффиксы ан(ян). онн(енн), ин, н. Осмысливать значение этих суффиксов, дифференцировать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова. Использовать орфографический словарь | ||
49 |
|
| Правописание –онн-, -енн- в суффиксах прилагательных | Иметь представление о тех группах слов, в которых есть суффиксы ан(ян). онн(енн), ин, н. Осмысливать значение этих суффиксов, дифференцировать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова. Использовать орфографический словарь | ||
50 |
|
| Правописание НН в прилагательных, образованных от имён существительных на Н | Иметь представление о тех группах слов, в которых есть суффиксы ан(ян). онн(енн), ин, н. Осмысливать значение этих суффиксов, дифференцировать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова. Использовать орфографический словарь | ||
51 |
|
| Контрольное тестирование по теме: «Правописание Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных» | Выявить пробелы в знаниях и навыках учащихся по изученному материалу, провести коррекцию учебного материала | ||
52 |
|
| Употребление имён прилагательных в речи
| Иметь представление о роли имён прилагательных в достижении точности и выразительности речи. Иметь представление о переходе некоторых имён прилагательных в разряд существительных (столовая, кладовая). Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов. Использовать соответствующие словари | ||
53 |
|
| Изобразительно-выразительные средства языка. Работа с разными типами лингвистических словарей | Наблюдать за использованием имён прилагательных в создании эпитетов. Тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного | ||
54 |
|
| Произношение имён прилагательных
| Учиться правильно произносить употребительные в речи прилагательные, особенно в краткой форме, усвоив конкретное правило | ||
55 |
|
| Р/р. Текст. Повторение: «данное» и «новое» в предложениях текста | Определять способ связи предложений во фрагментах текста | ||
56 |
|
| Р/р. Средства связи предложений в тексте .
| Употребление последовательной связи в текстах разных стилей. Находить в текстах научного, делового стилей группы предложений, связанных последовательной связью с повтором, в текстах художественного стиля – с повтором и местоимением. Составлять небольшие тексты с последовательной связью | ||
57 |
|
| Р/р. Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором | Замечать в исходном тексте и сохранять в тексте характерные для художественного стиля языковые и речевые средства, в частности параллельную связь с повтором | ||
58 |
|
| Р/р. Всё о повторе: составление и редактирование текстов с повторами | Составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором. Редактировать тексты с повтором-недочётом | ||
59 |
|
| Р/р. Подготовка к написанию обучающего изложения текста с экспрессивным повтором «Тоска по Москве» | Подготовиться к написанию обучающего изложения. Проанализировать ошибки при изложении текста | ||
60 |
|
| Р/р. Обучающее изложение текста с экспрессивным повтором «Тоска по Москве» | Излагать текст, сохраняя экспрессивный повтор | ||
61 |
|
| Глагол. Морфологические признаки глагола | Употребление частотных глаголов в устной и письменной речи | ||
62 |
|
| Правописание глаголов | Обобщить, систематизировать знания о глаголе как части речи, тренироваться в распознавании слов этой части речи в предложении и тексте, в правильном и уместном употреблении глаголов, повторить правописание глаголов | ||
63 |
|
| Словообразование глаголов | Знать основные морфологические способы образования существительных, прилагательных и глаголов | ||
64 |
|
| Суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы образования глаголов | Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова | ||
65 |
|
| Правописание приставки пре-. Значение приставки | Понимать, что употребление приставок пре- или при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания) | ||
66 |
|
| Правописание приставки при-. Значение приставки | Понимать, что употребление приставок пре- или при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове | ||
67 |
|
| Самостоятельная работа. Употребление приставок пре- и при- | Проверить усвоение темы, провести коррекцию учебного материала | ||
68 |
|
| Буквы ы – и вкорне после приставок
| Опознавать группу этих слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких – вместо и пишется буква ы. Использовать орфографический словарь | ||
69 |
|
| Употребление глаголов в речи
| Иметь представление о роли глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Понимать значение наиболее употребительных фразеологизмов, в которых использован глагол в переносном значении; точно и уместно употреблять эти фразеологизмы в речи | ||
70 |
|
| Изобразительно-выразительные средства языка. Прямое и переносное значение глаголов | Наблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значениях в разговорной и художественной речи. Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов в речи | ||
71 |
|
| Произношение глаголов. Урок-практикум | Уметь произносить употребительные глагольные словоформы. Использовать орфоэпический словарь | ||
72 |
|
| «Проверьте свою подготовку по орфографии». Правописания приставок. Словарный диктант | Обобщить и систематизировать знания по данному разделу, проверить уровень соответствующих умений и навыков | ||
73 |
|
| Слитное и дефисное написание имен существительных и прилагательных | Обобщить и систематизировать знания по данному разделу, проверить уровень соответствующих умений и навыков | ||
74 |
|
| Контрольная работа по теме: «Глагол»за 2 четверть | Проверить усвоение изученного материала | ||
75 |
|
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Проанализировать результаты работы, повторить и отработать правила, на которые допущены типичные ошибки | ||
76 |
|
| Причастие. Что такое причастие | Иметь представление о семантических различиях прилагательного и причастия (чёрный – чернеющий, черневший, старый – стареющий). Опознавать определяемое слово и причастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. Тренироваться в синонимической замене причастия придаточным (который + глагол): поспевающий крыжовник – крыжовник, который поспевает; понимать, какое слово этого оборота передаёт признаки глагола, свойственные причастию, а какое слово передаёт признаки прилагательного, свойственные причастию | ||
77 |
|
| Урок-практикум. Определение (нахождение) причастия в предложении, тексте | Опознавать определяемое слово и причастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. Разграничение отглагольных прилагательных и причастий (понятие) | ||
78 |
|
| Глагольные признаки причастия. Признаки имени прилагательного у причастия | Знать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Объяснять, какие языковые признаки глагола и прилагательного свойственны причастию. Определять глагол, от которого образовано причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс причастия, окончание и возвратный суффикс -ся (-сь) | ||
79 |
|
| Особенности склонения причастий | Рассмотреть, как склоняются причастия, обратить внимание на особенности склонения причастий разных видов | ||
80 |
|
| Урок-практикум. Склонение причастий | Отработать навык склонения причастий | ||
81 |
|
| Причастный оборот | Дать понятие о причастном обороте. Правильно определять границы причастного оборота, его место по отношению к главному слову; употреблять на письме соответствующее окончание причастия | ||
82 |
|
| Урок-практикум. Причастный оборот в предложении | Отработать умение определять границы причастного оборота, его место по отношению к главному слову, находить словосочетания с причастным оборотом | ||
83 |
|
| Знаки препинания при причастном обороте | Определять границы причастного оборота, его место по отношению к главному слову. Рассмотреть условия постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом | ||
84 |
|
| Урок-практикум. Причастие и причастный оборот
| Знать языковые признаки причастного оборота. Различать определяемое слово и зависимые от причастия слова. Выделять в предложении словосочетания типа «прич. + », « + сущ.» и « + нареч.». Правильно употреблять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом | ||
85 |
|
| Образование причастий. Действительные и страдательные причастия
| Понимать смысловые, структурные грамматические различия действительных и страдательных причастий. Объяснять, от основы какого глагола образовано причастие и с помощью какого суффикса. Объяснять правописание суффиксов причастий | ||
86 |
|
| Образование действительных причастий настоящего времени | Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени | ||
87 |
|
| Образование действительных причастий прошедшего времени | Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени | ||
88 |
|
| Образование страдательных причастий настоящего времени | Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени | ||
89 |
|
| Образование страдательных причастий прошедшего времени | Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени | ||
90 |
|
| Урок-практикум. Образование причастий | По суффиксу определять морфологические признаки причастия и особенности его образования (спряжение глагола, возвратность и другие признаки). Совершенствовать умение безошибочно определять глагол, от которого образовано причастие | ||
91 |
|
| Полные и краткие причастия
| Понимать сходство и различие полных и кратких причастий. Знать, какую синтаксическую функцию выполняют краткие и полные причастия в предложении. Используя орфоэпический словарь, определять правильное произношение полных и кратких причастий. Определять синтаксическую роль полных и кратких причастий | ||
92 |
|
| Склонение кратких страдательных причастий | Определять синтаксическую роль полных и кратких причастий | ||
93 |
|
| Морфологический разбор причастий
| Рассказывать о причастии по предложенному плану, определяя особенности образования причастия, постоянные и непостоянные морфологические признаки, его синтаксическую роль. Учиться корректно квалифицировать причастный оборот как «обособленное определение, выраженное причастным оборотом» | ||
94 |
|
| Буквы Н и НН в причастиях
| Распознавать причастия, знать суффиксы причастий (-енн-, -нн-), различать полную и краткую формы причастий | ||
95 |
|
| Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий | Распознавать причастия, знать суффиксы причастий (-енн-, -нн-), различать полную и краткую формы причастий | ||
96 |
|
| Правописание суффиксов кратких причастий | Распознавать причастия, знать суффиксы причастий (-енн-, -нн-), различать полную и краткую формы причастий | ||
97 |
|
| Урок-практикум. Правописание суффиксов причастий с Н и НН | Распознавать причастия, знать суффиксы причастий (-енн-, -нн-), различать полную и краткую формы причастий | ||
98 |
|
| Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Сформировать навык определения зависимых от причастия слов и навык разграничения полной и краткой формы причастий | ||
99 |
|
| Урок-практикум. Повторение написания НЕ с причастиями | Закрепить основные навыки грамотного употребления не с причастиями | ||
100 |
|
| Контрольная работа (тест) по теме: «Причастие» | Проверить усвоение изученного материала по теме | ||
101 |
|
| Р/р. Повествование художественного и разговорного стиля
| Находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты; анализировать способы выражения действия. Создавать и совершенствовать повествовательные тексты | ||
102 |
|
| Р/р. Подготовка к обучающему изложениюпо рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу» | Уметь составлять план текста, отражая в нём композицию рассказа. Писать по плану изложение, сохраняя в нём характерные для художественного текста языковые средства | ||
103 |
|
| Р/р. Обучающееизложение по тексту рассказа Б. Васильева «Как спасали крысу» | Формировать навык написания подробного изложения художественного стиля | ||
104 |
|
| Р/р. Повествование делового стиля
| Анализировать глагольные формы. Пересказывать (устно или письменно) повествовательный текст типа деловой инструкции с заменой формы глагола. Трансформировать художественное повествование в деловое. Создавать инструктивные тексты делового и научного стилей | ||
105 |
|
| Р/р. Повествование научного стиля | Трансформировать художественное повествование в научное. Создавать инструктивные тексты делового и научного стилей | ||
106 |
|
| Деепричастие. Что такое деепричастие
| Определять глагол, от которого образовано деепричастие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс -ся (-сь). Опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам | ||
107 |
|
| Признаки глагола и наречия у деепричастий | Знать основные признаки деепричастия и его типичные суффиксы. Различать причастия и деепричастия. Объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию. Объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию | ||
108 |
|
| Деепричастный оборот
| Знать языковые признаки деепричастного оборота. Различать деепричастный и причастный обороты. Учиться корректно квалифицировать деепричастный оборот как «обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом» | ||
109 |
|
| Знаки препинания при деепричастном обороте | Опознавать деепричастный оборот и уметь правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом | ||
110 |
|
| Урок-практикум. Обособление деепричастного оборота | Опознавать деепричастный оборот и уметь правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом | ||
111 |
|
| Правописание НЕс деепричастиями | Осознавать общность правил правописания не с глаголами и деепричастиями | ||
112 |
|
| Урок-практикум. Закрепление материала по правописанию НЕ с деепричастиями | Осознавать общность правил правописания не с глаголами и деепричастиями | ||
113 |
|
| Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида | Знать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Рассказывать о деепричастии по предложенному плану, определяя особенности образования деепричастия, его постоянные признаки, синтаксическую роль | ||
114 |
|
| Морфологический разбор деепричастия | Понимать сходство и различия в образовании и морфологических признаках причастий и деепричастий. Совершенствовать умение различать причастия и деепричастия, а также отличать деепричастия от других частей речи | ||
115 |
|
| Урок-практикум. Повторение правописания деепричастий | Понимать сходство и различия в образовании и морфологических признаках причастий и деепричастий. Совершенствовать умение различать причастия и деепричастия, а также отличать деепричастия от других частей речи | ||
116 |
|
| Употребление причастий в речи. Выразительные средства
| Иметь представление о роли причастий в текстах разных стилей. Понимать, что способность причастия передавать признак предмета как действие является вы разительным средством в художественном тексте. Наблюдать за использованием причастий в художественных текстах. Учиться правильно употреблять в речи однокоренные слова типа висящий – висячий, горящий – горячий. Понимать, что способность деепричастия «дорисовывать движение» является выразительным средством в художественном тексте. Совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нём причастий и деепричастий | ||
117 |
|
| Употребление в речи деепричастий | Тренироваться в точном и уместном употреблении фразеологизмов, имеющих в своём составе деепричастия | ||
118 |
|
| Урок-практикум. Употребление в речи причастий и деепричастий | Отработать употребление в речи причастий и деепричастий, в том числе в составе фразеологизмов | ||
119 |
|
| Произношение причастий и деепричастий
| Отрабатывать правильное ударение в полных и кратких причастиях страдательного залога прошедшего времени. Совершенствовать умения выразительно читать художественные тексты с соблюдением норм орфоэпии. Использовать орфоэпический словарь | ||
120 |
|
| Урок повторения. «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | Обобщающе-закрепительные, тренировочно-контрольные упражнения, позволяющие видеть, как усвоены правила с изученными частями речи | ||
121 |
|
| Обобщение и систематизация пройденного материала | Повторение материала по именам существительное и прилагательное, глаголу, причастию и деепричастию | ||
122 |
|
| Контрольный диктант по теме: «Причастие и деепричастие» | Проверить усвоение темы «Причастие и деепричастие» | ||
123 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Проанализировать результаты диктанта, повторить и отработать правила, на которые допущены типичные ошибки | ||
124 |
|
| Р/р Описание места
| Анализировать и характеризовать фрагменты текста типа «описание места». Строить фрагменты текста типа «описание места» с использованием последовательной и параллельной связи. Редактировать текст с повтором-недочётом. Тренироваться в усилении изобразительности речи (заменять глаголы, вставлять определения причастия и прилагательные). Создавать фрагменты текста со значением описания места | ||
125 |
|
| Р/р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию | Анализировать и создавать тексты с описанием места и предмета. Анализировать свои ошибки, совершенствовать тексты | ||
126 |
|
| Р/р. Обучающее сочинение – описание места (художественное описание) | Создавать текст с описанием места и предмета. Анализировать свои ошибки, совершенствовать тексты | ||
127 |
|
| Имя числительное. Что обозначает имя числительное
| Правильное построение и употребление словосочетаний с числительными типа пара, двое в устной и письменной речи. Трансформация чисел в слова на письме. Иметь представление о понятии числа и научиться отличать имена числительные от других слов, связанных с понятием числа (например, пятак). Учиться правильно (с точки зрения культуры речи) строить словосочетания типа пара носков, двое чулок и т.д. Совершенствовать при этом умение пользоваться орфоэпическим словарём | ||
128 |
|
| Простые числительные, их правописание
| Различать и правильно писать сложные и составные числительные. Совершенствовать умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное (например, двухкилограммовый) | ||
129 |
|
| Сложные числительные. Склонение сложных имен числительных | Различать и правильно писать сложные и составные числительные. Совершенствовать умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное (например, двухкилограммовый) | ||
130 |
|
| Составные числительные. Склонение составных имен числительных | Различать и правильно писать сложные и составные числительные. Совершенствовать умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное (например, двухкилограммовый) | ||
131 |
|
| Количественные числительные. Их разряды. Склонение числительных от 1 до 4 и от 5 до 30. Склонение числительных 40, 90, 100 | Правильно склонять количественные числительные (в сочетании с существительными, которые к ним относятся) | ||
132 |
|
| Количественные числительные. Склонение числительных 50-80, 200-900. Тысяча | Читать правильно (с точки зрения грамматических норм) тексты с именами числительными. Пользоваться орфоэпическим словарём | ||
133 |
|
| Дробные числительные | Читать правильно (с точки зрения грамматических норм) тексты с именами числительными. Пользоваться орфоэпическим словарём | ||
134 |
|
| Собирательные числительные | Совершенствовать умение правильно образовывать и писать сложные слова, в состав которых входит имя числительное, правильно употреблять собирательные числительные | ||
135 |
|
| Изменение порядковых числительных | Правильно склонять порядковые числительные в сочетании с существительными, которые к ним относятся, в частности для обозначения дат | ||
136 |
|
| Морфологический разбор имени числительного | Совершенствовать умение правильно образовывать и писать сложные слова, в состав которых входит имя числительное | ||
137 |
|
| Урок-практикум. Правописание имен числительных | Совершенствовать умение правильно образовывать и писать сложные слова, в состав которых входит имя числительное | ||
138 |
|
| Употребление числительных в речи
| Произношение числительных. Правильно и уместно употреблять числительные в устной и письменной речи. Пользоваться словарями правильности русской речи | ||
139 |
|
| Синтаксическая роль в предложении имен числительных | Произношение числительных. Правильно и уместно употреблять числительные в устной и письменной речи. Пользоваться словарями правильности русской речи | ||
140 |
|
| Произношение числительных | Произношение числительных. Правильно и уместно употреблять числительные в устной и письменной речи. Пользоваться словарями правильности русской речи | ||
141 |
|
| Контрольная работа по теме: «Имя числительное» | Проверить умение употреблять числительные в речи | ||
142 |
|
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Проанализировать результаты работы, повторить и отработать правила, на которые допущены типичные ошибки | ||
143 |
|
| Р/р. Описание состояния окружающей среды | Анализировать фрагменты текста со значением состояния окружающей среды. Стилистическая трансформация текста; создание этюдов, лирических зарисовок | ||
144 |
|
| Р/р. Подготовка к написанию обучающего сочинения по картине | Подбирать языковые средства, нужные для художественного описания состояния природы; систематизировать рабочие материалы и использовать их в своём сочинении. Соединять в тексте описание места и описание состояния окружающей среды | ||
145 |
|
| Р/р. Обучающее сочинение по картине | Написание сочинения по картине с использованием описания места и состояния окружающей среды | ||
146 |
|
| Промежуточная аттестация (контрольный диктант) | Проверить усвоение изученного материала | ||
147 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Проанализировать результаты промежуточной аттестации, повторить и отработать правила, на которые допущены типичные ошибки | ||
148 |
|
| Местоимение. Какие слова называются местоимениями. Разряды местоимений по значению
| Усвоить понятие местоименных слов, таких, которые: а) обозначают лицо (1, 2,3-е) или б)указывают на предмет, при знак, число (указательно-заместительная функция), не называя их конкретно. Пользуясь таблицей, соотносить местоимения со своей группой, уметь подбирать аналогичные примеры | ||
149 |
|
| Личные местоимения
| Усвоить морфологические особенности личных местоимений (их склонение, отсутствие форм числа и рода у местоимений я, ты, мы, вы). Употреблять их в роли членов предложения. Формулировать представление об использовании местоимений 3-го лица как притяжательных с синтаксической ролью определений (чей?) | ||
150 |
|
| Возвратное местоимение себя
| Усвоить морфологические особенности местоимения себя, правильно употребляя его в речи. Тренироваться в составлении предложений с фразеологизмами, включающими форму себя, собой и т.д. | ||
151 |
|
| Притяжательные местоимения
| Различать личные – возвратное – притяжательные местоимения; понимать выражаемые ими значения; верно квалифицировать эти местоимения как члены предложения | ||
152 |
|
| Указательные местоимения
| Осознавать значение местоимений и их функции в предложении и в роли связующих слов между предложениями в тексте | ||
153 |
|
| Определительные местоимения
| Усвоить значение и речевое назначение этой небольшой, но частотной группы слов. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своём составе указанную группу местоимений | ||
154 |
|
| Вопросительно-относительные местоимения
| Усвоить, когда данные местоимения выступают в роли вопросительных, а когда – в роли относительных; опознавать их в тексте и приводить свои примеры. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своём составе эти местоимения | ||
155 |
|
| Отрицательные местоимения
| Опознавать и грамотно писать слова данной группы, употреблять их и соответствующие фразеологизмы в речи. Понимать, как образуются данные местоимения. Пользоваться орфографическим словарём | ||
156 |
|
| Неопределённые местоимения
| Опознавать в тексте данные местоимения; понимать, как они образуются, и безошибочно их писать. Пользоваться орфографическим словарём | ||
157 |
|
| Образование неопределенных местоимений | Опознавать в тексте данные местоимения; понимать, как они образуются, и безошибочно их писать. Пользоваться орфографическим словарём | ||
158 |
|
| Употребление местоимений в речи | Знать и различать разряды местоимений в предложении и тексте. Знать, как сочетается Вы с глаголами, полными и краткими прилагательными; приобрести опыт употребления в речи этих конструкций. Использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами | ||
159 |
|
| Произношение местоимений | Правильно произносить местоимения. Пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарями | ||
160 |
|
| Контрольное тестирование по теме: «Местоимение» | Проверять себя, пользуясь орфографическим словарём, справочниками по орфографии и пунктуации, орфоэпическим словарем | ||
161 |
|
| Р/р. Совмещение в тексте различных типовых фрагментов | Сохранять типологическую структуру текста и наиболее выразительные языковые средства | ||
162 |
|
| Р/р. Совмещение в тексте различных типовых фрагментов. Урок-практикум | Сохранять типологическую структуру текста и наиболее выразительные языковые средства | ||
163 |
|
| Р/р. Подготовка к написанию контрольного изложения «Речкино имя» | Сохранять типологическую структуру текста и наиболее выразительные языковые средства | ||
164 |
|
| Р/р. Контрольное изложение «Речкино имя» | Проверить умение сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста, использовать изобразительные и выразительные языковые средства, встретившиеся в исходном тексте | ||
165 |
|
| Р/р. Анализ контрольного изложения «Речкино имя» | Проанализировать результаты изложения, повторить и отработать правила, на которые допущены типичные ошибки, в том числе грамматические ошибки | ||
166 |
|
| Урок повторения. «Проверьте свою подготовку поорфографии» | Обобщить и систематизировать знания по данному разделу, проверить уровень соответствующих умений и навыков | ||
167 |
|
| Урок повторения. «Проверьте свою подготовку поморфологии» | Обобщить и систематизировать знания по данному разделу, проверить уровень соответствующих умений и навыков | ||
168 |
|
| Урок повторения. «Проверьте свою подготовку попунктуации» | Обобщить и систематизировать знания по данному разделу, проверить уровень соответствующих умений и навыков | ||
169 |
|
| Резервный урок |
| ||
170 |
|
| Резервный урок |
|