СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (6 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»


РАССМОТРЕНО

Руководитель МО учителей русского языка и литературы


Протокол № _________

от «______»________2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


_____________

Протокол № _________

от «______»________2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 6»



_______________

Протокол № _________

от «______»________2020 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

6 класс















Учитель: Легенкина Мария Васильевна,


СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК» В 6 КЛАССЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ ФГОС ООО



I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Личностные:

1) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

2) любовь к природе, осознание ее уникальности, необходимости ее беречь, умение чувствовать красоту природы;

3) потребность в самовыражении через слово;

4) устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

5) ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

6) стремление к развитию и совершенствованию собственной речи

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  2. самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  3. работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  4. использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;

  5. организовывать исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность;

  6. контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать

Познавательные УУД:

  1. самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  2. искать и выделять необходимую информацию;

  3. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  4. моделировать: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  5. излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  6. пользоваться словарями, справочниками;

  7. осуществлять анализ и синтез;

  8. устанавливать причинно-следственные связи;

  9. строить логическую цепочку;

  10. осваивать формы познавательной и личностной рефлексии

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  2. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  3. совершенствовать орфоэпические навыки;

  4. количественно и качественно обогащать словарный запас;

  5. оперировать стилистическими ресурсами языка;

  6. развивать связную устную и письменную речь;

  7. правильно общаться – выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;

  8. участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

Предметные:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности.



II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Язык. Речь. Общение. (3 ч.)

Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе (11 ч.)

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный диктант с грамматическим заданием). Контрольный словарный диктант.

Текст (5 ч.)

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.

Обучающиеся научатся роли русского языка среди языков мира; изученные в 5 классе орфограммы, пунктограммы.

Обучающиеся получат возможность научиться обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль.

Лексика и фразеология. Культура речи  (15 ч.)

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

Р.Р. Контрольное сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Сочинение по картине.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Обучающиеся научатся определять общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно-русскую и заимствованную лексику; эмоционально-окрашенные слова; фразеологизмы.

Обучающиеся получат возможность научиться пользоваться различными словарями; определять лексическую принадлежность слова; использовать слова в соответствии с их лексическим значением; сжато излагать содержание текста; составлять рабочие материалы к описанию помещения.

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест по теме «Фразеология»


Словообразование. Орфография. Культура речи  (27 ч)

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Сочинение по картине.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный словарный диктант.

Обучающиеся научатся определять способы образования слов; возможности изменения морфем; орфограммы, связанные с морфемикой.

Обучающиеся получат возможность научиться производить морфемный анализ слов; выбирать правильные написания, зависящие от строения слова; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; пользоваться словообразовательными словарями; составлять сложный план; писать сочинение по картине.


Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (20ч.)

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

К.Р. Контрольный тест по теме «Имя существительное».

Обучающиеся научатся определять морфологические признаки существительного; способы образования существительных; правописание не с существительными.

Обучающиеся получат возможность научиться различать  существительное среди других частей речи;  пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор  существительного; создавать тексты типа описания.


Имя  прилагательное (26 ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Контрольное сочинение-описание природы. Выборочное изложение.

К.Р. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант.

К.Р. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное».

Обучающиеся научатся определять морфологические признаки  прилагательного; способы образования  прилагательных; правописание не с  прилагательными и суффиксов прилагательных; правописание сложных прилагательных.

Обучающиеся получат возможность научиться различать  прилагательное среди других частей речи;  пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; создавать тексты типа описания.



Имя   числительное (14 ч.)

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

Р.Р. Стиль текста. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

К.Р. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Обучающиеся научатся определять морфологические признаки  числительного; способы образования числительных; правописание числительных.

Обучающиеся получат возможность научиться различать  числительное  среди других частей речи;  пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; писать выборочное изложение, публично выступать.


Местоимение  (22ч.)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

Р.Р. Контрольное сочинение по картине.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

К.Р. Контрольный тест по теме «Местоимение».

Обучающиеся научатся определять морфологические признаки   местоимения; способы образования  местоимений; правописание  местоимений.

Обучающиеся получат возможность научиться различать   местоимение среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор  местоимения; писать  изложение с элементами сочинения,  составлять рассказ по сюжетным рисункам.

Глагол.  (25 ч.)

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Обучающиеся научатся определять морфологические признаки  глагола; способы образования  глагола ; правописание  суффиксов глаголов.

Обучающиеся получат возможность научиться различать  глагол среди других частей речи;  пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор глагола; создавать тексты-рассказы.


Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (9 ч.)

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Р.Р. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Итоговая контрольная работа.

Обучающиеся научатся определять изученные в 6 классе теоретические сведения по лингвистике, орфограммы, пунктограммы.

Обучающиеся получат возможность научиться обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль; писать изложения (выборочные, с элементами сочинения) и сочинения различных видов (по картине, рассказы, на основе услышанного).





Ш. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

Всего

Контрольные работы

1

Язык. Речь. Общение.


Международный день распространения грамотности

3

Р.р. - 1


2

Повторение изученного в 5 классе

Уроки мужества.

11

Р.р. – 1

К.р. - 1

3

Текст

День народного единства

5

Р.р. – 2


4

Лексика и фразеология. Культура речи

Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет

15

Р.р. – 3

К.р. - 2

5

Словообразование. Орфография. Культура речи

Урок толерантности «Наш дом – Россия». Беседа «Конституция – главный закон страны».

27

Р.р. – 4

К.р. - 2

6

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

День российской науки.


20

Р.р. – 3

К.р. - 2

7

Имя прилагательное

Международный день родного языка.

26

Р.р. – 5

К.р. - 2

8

Имя числительное

День космонавтики.

14

Р.р. – 2

К.р. - 2

9

Местоимение

Международный день семьи

22

Р.р. – 3

К.р. - 2

10

Глагол

Выставка книг «Хранители русского слова»

24

Р.р. – 4

К.р. - 2

11

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

День славянской письменности и культуры.

5


Всего


170



IV. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

  • Контрольный диктант

  • Тест

  • Контрольное упражнение

  • Контрольное сочинение

  • Контрольное изложение

  • Контрольная проверочная работа

  • Взаимоконтроль

  • Самоконтроль


Основные формы контроля за сформированностью личностных, метапредметных и предметных результатов изучения русского языка:

  1. диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
    словарно-орфографический),

  2. диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..

  3. сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по картине, эссе),

  4. изложение (подробное, выборочное, сжатое),

  5. тест (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом в объёме не менее 50 слов),

  6. словарный диктант,

  7. терминологический диктант,

  8. контрольное списывание (осложненное и неосложненное),

  9. работа с деформированным текстом,

  10. устное и письменное монологическое высказывание на лингвистическую тему,

  11. подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации,

  12. выразительно чтение текста.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов: итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.











































Приложение ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Язык. Речь. Общение. (2ч + 1ч)

1

Русский язык – один из развитых языков мира.

 

1

2

Язык, речь, общение.

1

3

Р/р Ситуация общения.

1

Повторение изученного в 5 классе (10ч + 1ч)

4

Фонетика. Орфоэпия.

1

5

Морфемика. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

6

Части речи. Морфологический разбор слова.

1

7

Орфограммы в окончаниях слов. Контрольный словарный диктант.

1

8

Р/р. Сочинение «Интересная встреча»

1

9

Словосочетание.

1

10

Простое предложение. Знаки препинания.

1

11

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

1

12

Синтаксический разбор предложений.

1

13

Прямая речь. Диалог.

1

14

Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием (контрольное тестирование) по теме «Повторение изученного в 5 классе»

1

Текст. (3ч + 2ч)

15

Текст, его особенности.

1

16

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1

17

Р/р. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Составление продолжения текста по данному началу.

1

18

Р/р. Основные признаки текста. Сочинение-рассказ. Работа над ошибками, допущенными в ВПР

1

19

Текст и стили речи. Официально- деловой стиль речи.

1

Лексика и фразеология. Культура речи. (12 ч. + 3ч.)

20

Слово и его лексическое значение.

1

21

Р/р . Собирание материалов к сочинению. Сочинение-описание по картине А. П. Герасимова «После дождя»

1

22

Общеупотребительные слова.

1

23

Профессионализмы

1

24

Диалектизмы.

1

25

Р/р. Сжатое изложение

1

26

Исконно русские и заимствованные слова. Этимология.

1

27

Неологизмы

1

28

Устаревшие слова.

1

29

Словари. Лексикография.

1

30

Повторение и систематизация знаний по теме «Лексика. Культура речи». Словарный диктант

1

31

Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Лексика»

1

32

Фразеологизмы

1

33

Р/р. Источники фразеологизмов. Составление сообщения о возникновении фразеологизма (на выбор)

1

34

Повторение и систематизация знаний по теме «Фразеология. Культура речи».

Контрольное тестирование № 3 по теме «Фразеология»

1

Словообразование. Орфография. Культура речи. (23+4)

35

Морфемика и словообразование (повторение изученного в 5 классе).

1

36

Р/р. Описание помещения.

1

37-38

Основные способы образования слов в русском языке

2

39

Этимология слов. Этимологические словари.

1

40

Р/р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение-описание (описание помещения)

1

41-42

Буквы а и о в корне

-кас- - -кос-

2

43-44

Буквы а и о в корне -гар- - - гор-

2

45

Буквы а и о в корне -зар- - - зор-

1

46

Р/р. Составление рассказа по рисункам

1

47-48

Буквы ы и и после приставок. Словарный диктант.

2

49-51

Гласные в приставках пре - и при-.

3

52

Контрольное тестирование № 4 по теме «Морфемика. Словообразование».

1

53-54

Соединительные о и е в сложных словах

2

55

Сложносокращенные слова.

1

56

Грамматические категории аббревиатур.

1

57

Р/р. Сочинение- описание по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

1

58

Морфемный и словообразовательный анализ слова. Работа над ошибками, допущенными в ВПР

1

59-60

Повторение и систематизация знаний по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». Контрольный словарный диктант.

2

61

Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

1

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (17ч + 3ч)

62-63

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи.

2

64

Р/р Составление письма другу.

1

65

Разносклоняемые имена существительные. Словарный диктант

1

66

Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя

1

67

Р/р. Составление устного публичного выступления о происхождении имён

1

68

Несклоняемые имена существительные

1

69

Род несклоняемых имён существительных

1

70

Имена существительные общего рода

1

71

Морфологический анализ имени существительного

1

72

Р/р Сочинение-описание по личным впечатлениям.

1

73

НЕ с существительными

1

74-75

Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)

2

76

Гласные в суффиксах существительных –ек и  -ик

1

77

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

1

78

Повторение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».

1

79

Контрольное тестирование № 6 по теме «Имя существительное».

1

80

Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

1

81

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

Имя  прилагательное (21ч + 5ч)

82

Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи. 

1

83

Р/р. Описание природы.

1

84

Р/р. Сочинение-описание природы

1

85-86

Степени сравнения имен прилагательных.

2

87-88

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные

2

89-90

Относительные прилагательные

2

91

Р/р. Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (из повести А.С. Пушкина «Дубровский» том 1, глава III)

1

92

Притяжательные прилагательные

1

93

Морфологический  анализ имени прилагательного

1

94-95

Не с прилагательными. Работа над ошибками, допущенными в ВПР

2

96

Проверочное тестирование по теме «Слитное и раздельное написание не с прилагательными»

1

97-98

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

2

99

Р/р Сочинение-описание природы по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».

1

100-101

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Контрольный словарный диктант.

2

102

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

1

103-104

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

2

105

Повторение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».

Контрольное тестирование № 8 по теме «Имя прилагательное»

1

106

Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

1

107

Р/р. Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла.

1

Имя   числительное (12ч + 2 ч)

108

Имя числительное как часть речи

1

109

Простые и составные числительные

1

110

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

111

Порядковые числительные

1

112

Разряды количественных числительных  

1

113-114

Числительные, обозначающие целые числа

1

115

Дробные числительные

2

116

Р/р. Составление юмористического рассказа по рисунку

1

117

Собирательные числительные

1

118

Морфологический анализ имени числительного

1

119

Повторение и систематизация знаний по теме «Имя числительное».

Контрольное тестирование № 10 по теме «Имя числительное»

1

120

Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием по теме «Имя числительное».

1

121

Р/р. Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу».

1

Местоимение  (19ч +3ч)

122

Местоимение как часть речи

1

123

Разряды местоимений. Личные местоимения.

1

124

Особенности склонения личных местоимений

1

125

Возвратное местоимение себя

1

126

Р/р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме»

1

127

Вопросительные местоимения

1

128

Относительные местоимения

1

129

Неопределенные местоимения

1

130-131

Отрицательные местоимения

2

132

Притяжательные местоимения.

1

133

Переход личных местоимений в притяжательные.

1

134

Р/р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

1

135

Указательные местоимения

1

136 - 137

Определительные местоимения

2

138

Местоимения и другие части речи.

1

139

Морфологический анализ местоимений.

1

140

Р/р. Сочинение-описание по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

1

141

Повторение и систематизация знаний по теме «Местоимение».

1

142

Контрольное тестирование № 12 по теме «Местоимение»

1

143

Контрольный диктант № 13 с грамматическим заданием по теме «Местоимение».

1

Глагол  (20ч + 4 ч)

144

Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.

1

145

Повторение спряжения глаголов и личных окончаний. Работа над ошибками, допущенными в ВПР

1

146

Р/р Сочинение-рассказ «Стёпа дрова колет»

1

147

Разноспрягаемые глаголы.

1

148 - 149

Глаголы переходные и непереходные

2

150

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

151

Р/р. Сжатое изложение с изменением лица «Витькина гайка»

1

152

Условное наклонение

1

153-154

Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

2

155

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

1

156

Р/р. Рассказ по сюжетным рисункам

1

157

Употребление наклонений. Контрольный словарный диктант.

1

158

Безличные глаголы

1

159

Морфологический анализ глагола

1

160

Р/р. Рассказ на основе услышанного. Сочинение.

1

161-162

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

2

163

Повторение и систематизация знаний по теме «Глагол».

1

164

Контрольное тестирование № 14 по теме «Глагол».

1

165

Контрольный диктант № 15 с грамматическим заданием по теме «Глагол»

1

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (5ч)

166

Разделы науки о языке. Орфография

1

167

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение.

1

168

Лексика и фразеология.

1

169

Словообразование. Морфология.


170

Итоговый урок.

1

Приложение. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку


Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;

  2. На правила, которые не включены в школьную программу;

  3. На еще не изученные правила;

  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;

  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. В написании ы и и после приставок;

  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

  7. В собственных именах нерусского происхождения;

  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать

  2. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  3. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  4. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  5. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки:

в изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  1. употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  2. неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  3. нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  4. употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  5. пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  6. стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  1. неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

  2. неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  3. смешение лексики разных исторических эпох;

  4. употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  1. бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  2. нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  3. стилистически неоправданное повторение слов;

  4. неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  5. неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  1. Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
    ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

  2. Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

  3. Синтаксические

а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

В) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо «юю» по правилу написано другое.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе нии же следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» с учетом работы над ошибками.