СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку ,6 класс
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
Количество часов - 210 часов, в неделю -6 часов Плановых контрольных работ-9 , административных контрольных работ- , изложений- 6 уроков , сочинений- 18 уроков, проектных работ-6
№ урока | № урока в разделе | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Основ ные направ ления программы воспитания | Календарные сроки | Фактические сроки |
Общие сведения о языке – 1 час |
| 1,3 |
|
| ||
1 | 1 | Современный русский язык – один из развитых языков мира. Формы функционирования современного русского языка. Взаимосвязь языка и культуры | 1 |
| 1.09 |
|
Речь. Речевая деятельность |
| 1,3 |
|
| ||
2 | 1 | Р.р. Речевое общение. Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности | 1 |
| 2.09 |
|
Правописание: орфография и пунктуация (повторение изученного в 5 классе- 9 уроков |
| 4,5,6,8 |
|
| ||
3 | 1 | Фонетика. Фонетический разбор слова | 1 |
| 3.09 |
|
4 | 2 | Правописание разделительных Ъ и Ь |
|
| 3.09 |
|
5 | 3 | Морфемика. Правописание гласных и согласных в корнях и приставках | 1 |
| 5.09 |
|
6 | 4 | Морфология. Правописание гласных в окончаниях слов разных частей речи | 1 |
| 6.09 |
|
7 | 5 | Правописание гласных в окончаниях слов разных частей речи |
|
| 8.09 |
|
8 | 6 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении | 1 |
| 9.09 |
|
9 | 7 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. | 1 |
| 10.09 |
|
10 | 8 | Синтаксический разбор предложений |
|
| 10.09 |
|
11 | 9 | Прямая речь. Диалог. Виды диалога | 1 |
| 12.09 |
|
Речь. Речевая деятельность-4 часа |
| 4,5,6,8 |
|
| ||
12 | 1 | Р.р. Текст как продукт речевой деятельности и его признаки. | 1 |
| 13.09 |
|
13 | 2 | Входная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Повторение изученного в 5 классе» | 1 |
| 15.09 |
|
14 | 3 | Анализ контрольной работы. Синтаксический разбор сложных предложений. | 1 |
| 16.09 |
|
15 | 4 | Стили речи. Официально-деловой стиль и его жанры | 1 |
| 17.09 |
|
Лексика и фразеология с включением тем из разделов «Речь. Речевая деятельность», «Культура речи»-15часов |
| 1,2,4,5,6,8 |
|
| ||
16 | 1 | Слово и его лексическое значение. | 1 |
| 17.09 |
|
17 | 2 | Словари. Составление словарной статьи . |
|
| 19.09 |
|
18 | 3 | Р.р. Собирание материалов к сочинению по картине А.Герасимова «После дождя» | 1 |
| 20.09 |
|
19 | 4 | Р.р. Сочинение по картине А.Герасимова «После дождя» | 1 |
| 22.09 |
|
20 | 5 | Общеупотребительные слова Необщеупотребительные слова. | 1 |
| 23.09 |
|
21 | 6 | Профессионализмы, диалектизмы и жаргонизмы |
|
| 24.09 |
|
22 | 7 | Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики | 1 |
| 24.09 |
|
23 | 8 | Р.р. Сжатое изложение | 1 |
| 26.09 |
|
24 | 9 | Активный и пассивный словарный запас. Устаревшие слова. Неологизмы | 1 |
| 27.09 |
|
25 | 10 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 |
| 29.09 |
|
26 | 11 | Фразеологизмы и их признаки | 1 |
| 30.09 |
|
27 | 12 | Фразеологизмы как средства выразительности. Источники фразеологизмов | 1 |
| 1.10 |
|
28 | 13 | Проектная работа «Фразеологизмы в нашей речи» |
|
| 1.10 |
|
29 | 14 | Повторение по теме «Лексика. Фразеология». Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексический анализ слова. | 1 |
| 3.10 |
|
30 | 15 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология. Культура речи» | 1 |
| 4.10 |
|
Морфемика и словообразование с включением тем из разделов «Речь. Речевая деятельность»-29 часов |
| 1,2,4,5,6,8 |
|
| ||
31 | 1 | Работа над ошибками. Морфемика и словообразование. | 1 |
| 6.10 |
|
32 | 2 | Р.р. Описание помещения | 1 |
| 7.10 |
|
33 | 3 | Морфологические способы образования слов в русском языке | 1 |
| 8.10 |
|
34 | 4 | Практическая работа « Морфологические способы образования слов в русском языке» | 1 |
| 8.10 |
|
35 | 5 | Неморфологические способы образования слов в русском языке | 1 |
| 10.10 |
|
36 | 6 | Самостоятельная работа по теме «Способы словообразования» | 1 |
| 11.10 |
|
37 | 7 | Этимология слов | 1 |
| 13.10 |
|
38 | 8 | Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Домашнее сочинение-описание помещения | 1 |
| 14.10 |
|
39 | 9 | Контрольный диктант за 1 четверть по теме «Словообразование» | 1 |
| 15.10 |
|
40 | 10 | Анализ контрольного диктанта. Работа со словообразовательным словарем | 1 |
| 15.10 |
|
41 | 11 | Буквы А и О в корне -кас- - -кос | 1 |
| 17.10 |
|
42 | 12 | Буквы А и О в корне -гар- - -гор- | 1 |
| 18.10 |
|
43 | 13 | Буквы А и О в корне -зар- - -зор- | 1 |
| 20.10 |
|
44 | 14 | Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала. | 1 |
| 21.10 |
|
45 | 15 | Буквы Ы и И после приставок | 1 |
| 22.10 |
|
46 | 16 | Практикум по правописанию букв Ы и И после приставок | 1 |
| 22.10 |
|
47 | 17 | Гласные в приставках пре- и при- | 1 |
| 24.10 |
|
48 | 18 | Практикум по правописанию гласных в приставках пре- и при- | 1 |
| 25.10 |
|
49 | 19 | Р.р. Выборочное изложение по произведению художественной литературы | 1 |
| 27.10 |
|
50 | 20 | Р.р. Выборочное изложение по произведению художественной литературы | 1 |
| 28.10 |
|
51 | 21 | Соединительные гласные О и Е в сложных словах | 1 |
| 7.11 |
|
52 | 22 | Сложносокращенные слова | 1 |
| 8.11 |
|
53 | 23 | Род сложносокращенных слов | 1 |
| 10.11 |
|
54 | 24 | Р.р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» (подготовка) | 1 |
| 11.11 |
|
55 | 25 | Р.р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»(письмо) | 1 |
| 12.11. |
|
56 | 26 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 |
| 12.11 |
|
57 | 27 | Повторение и обобщение материала по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | 1 |
| 14.11 |
|
58 | 28 | Контрольная работа (тестирование) по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | 1 |
| 15.11 |
|
59 | 29 | Анализ контрольной работы. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем. | 1 |
| 17.11 |
|
Морфология Морфемика и словообразование с включением тем из разделов «Речь. Речевая деятельность», «Культура речи»-125 часов |
| 1,2,4,5,6,8 |
|
| ||
60
| 1 | Классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Имя существительное как часть речи | 1 |
| 18.11 |
|
61 | 2 | Р.Р. Составление письма другу | 1 |
| 19.11 |
|
62 | 3 | Разносклоняемые имена существительные | 1 |
| 19.11 |
|
63 | 4 | Разносклоняемые имена существительные | 1 |
| 21.11 |
|
64 | 5 | Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя | 1 |
| 22.11 |
|
65 | 6 | Несклоняемые имена существительные | 1 |
| 24.11 |
|
66 | 7 | Несклоняемые имена существительные | 1 |
| 25.11 |
|
67 | 8 | Род несклоняемых имен существительных | 1 |
| 26.11 |
|
68 | 9 | Имена существительные общего рода | 1 |
| 26.11 |
|
69 | 10 | Морфологический разбор имени существительного | 1 |
| 28.11 |
|
70 | 11 | Сочинение по личным наблюдениям «Первый раз в музее»(подготовка) | 1 |
| 29.11 |
|
71 | 12 | Сочинение по личным наблюдениям «Первый раз в музее»(письмо) | 1 |
| 1.12 |
|
72 | 13 | НЕ с существительными. | 1 |
| 2.12 |
|
73 | 14 | НЕ с существительными. | 1 |
| 3.12 |
|
74 | 15 | Практикум по правописанию НЕ с существительными | 1 |
| 3.12 |
|
75 | 16 | Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -чик- (-щик-) | 1 |
| 5.12 |
|
76 | 17 | Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик | 1 |
| 6.12 |
|
77 | 18 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | 1 |
| 8.12 |
|
78 | 19 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | 1 |
| 9.12 |
|
79 | 20 | Практикум по правописанию гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных | 1 |
| 10.12 |
|
80 | 21 | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 1 |
| 10.12 |
|
81 | 22 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя существительное» | 1 |
| 12.12 |
|
82 | 23 | Анализ контрольной работы. Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
| 13.12 |
|
83 | 24 | Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи | 1 |
| 15.12 |
|
84 | 25 | Р.р. Сочинение- описание природы в художественных произведениях. | 1 |
| 16.12 |
|
85 | 26 | Р.р. Сочинение-описание природы по личным наблюдениям. | 1 |
| 17.12 |
|
86 | 27 | Степени сравнения имен прилагательных | 1 |
| 17.12 |
|
87 | 28 | Степени сравнения имен прилагательных | 1 |
| 19.12 |
|
88 | 29 | Употребление степеней сравнения имен прилагательных | 1 |
| 20.12 |
|
89 | 30 | Разряды прилагательных по значению. | 1 |
| 22.12 |
|
90 | 31 | Качественные прилагательные | 1 |
| 23.12 |
|
91 | 32 | Относительные прилагательные | 1 |
| 24.12 |
|
92 | 33 | Р.р. Выборочное изложение по произведению А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 |
| 24.12 |
|
93 | 34 | Р.р. Выборочное изложение по произведению А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 |
| 26.12 |
|
94 | 35 | Притяжательные прилагательные | 1 |
| 27.12 |
|
95 | 36 | Практикум по теме «Разряды прилагательных по значению» |
|
| 9.01 |
|
96 | 37 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
| 10.01 |
|
97 | 38 | Тест по теме «Имя прилагательное» | 1 |
| 12.01 |
|
98 | 39 | Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова«Зимний вечер»(подготовка) | 1 |
| 13.01 |
|
99 | 40 | Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова«Зимний вечер»(письмо) | 1 |
| 14.01 |
|
100 | 41 | НЕ с прилагательными | 1 |
| 14.01 |
|
101 | 42 | НЕ с прилагательными | 1 |
| 16.01 |
|
102 | 43 | Практикум по теме «Не с прилагательными и с существительными» | 1 |
| 17.01 |
|
103 | 44 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1 |
| 19.01 |
|
104 | 45 | Практикум по правописанию букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1 |
| 20.01 |
|
105 | 46 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 |
| 21.01 |
|
106 | 47 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 |
| 21.01 |
|
107 | 48 | Практикум по правописанию одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных | 1 |
| 23.01 |
|
108 | 49 | Тест по теме «Н и нн в суффиксах прилагательных» | 1 |
| 24.01 |
|
109 | 50 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | 1 |
| 26.01 |
|
110 | 51 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 |
| 27.01 |
|
111 | 52 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 |
| 28.01 |
|
112 | 53 | Обобщение по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» | 1 |
| 28.01 |
|
113 | 54 | Практикум по дефисному и слитному написанию сложных прилагательных | 1 |
| 30.01 |
|
114 | 55 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 |
| 31.01 |
|
115 | 56 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя прилагательное» | 1 |
| 2.02 |
|
116 | 57 | Анализ контрольной работы. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
| 3.02 |
|
117 | 58 | Р.Р. Составление устного публичного выступления | 1 |
| 4.02 |
|
118 | 59 | Имя числительное как часть речи. | 1 |
| 4.02. |
|
119 | 60 | Простые и составные числительные. | 1 |
| 6.02. |
|
120 | 61 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 |
| 7.02. |
|
121 | 62 | Разряды количественных числительных. | 1 |
| 9.02. |
|
122 | 63 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
| 10.02. |
|
123 | 64 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
| 11.02 |
|
124 | 65 | Дробные числительные. | 1 |
| 11.02. |
|
125 | 66 | Собирательные числительные. | 1 |
| 13.02. |
|
126 | 67 | Собирательные числительные. | 1 |
| 14.02 |
|
127 | 68 | Порядковые числительные. | 1 |
| 16.02. |
|
128 | 69 | Употребление числительных в речи. | 1 |
| 17.02. |
|
129 | 70 | Морфологический разбор имени числительного. | 1 |
| 18.02. |
|
130 | 71 | Повторение изученного по теме «Имя числительное» | 1 |
| 18.02. |
|
131 | 72 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя числительное» | 1 |
| 20.02. |
|
132 | 73 | Анализ контрольной работы. Морфологический разбор имени числительного. | 1 |
| 21.02 |
|
133 | 74 | Р.Р. Публичное выступление на тему «Береги природу» | 1 |
| 23.02 |
|
134 | 75 | Местоимение как часть речи. | 1 |
| 24.02 |
|
135 | 76 | Личные местоимения. | 1 |
| 25.02 |
|
136 | 77 | Возвратное местоимение себя | 1 |
| 25.02 |
|
137 | 78 | Р.р. Сочинение-рассказ от первого лица | 1 |
| 27.02 |
|
138 | 79 | Р.Р.Сочинение- рассказ от первого лица | 1 |
| 28.02 |
|
139 | 80 | Вопросительные местоимения | 1 |
| 2.03 |
|
140 | 81 | Относительные местоимения | 1 |
| 3.03 |
|
141 | 82 | Неопределенные местоимения | 1 |
| 4.03 |
|
142 | 83 | Отрицательные местоимения | 1 |
| 4.03 |
|
143 | 84 | Притяжательные местоимения | 1 |
| 6.03 |
|
144 | 85 | Р.р. Сочинение- рассуждение на заданную тему | 1 |
| 7.03 |
|
145 | 86 | Р.р. Сочинение- рассуждение на заданную тему | 1 |
| 9.03 |
|
146 | 87 | Указательные местоимения | 1 |
| 10.03 |
|
147 | 88 | Определительные местоимения | 1 |
| 11.03 |
|
148 | 89 | Морфологический разбор местоимения | 1 |
| 11.03 |
|
149 | 90 | Проектная работа «Роль местоимений в нашей речи» | 1 |
| 13.03 |
|
150 | 91 | Сочинение по картине Е. Сыромятниковой «Первые зрители» | 1 |
| 14.03 |
|
151 | 92 | Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение» | 1 |
| 16.03 |
|
152 | 93 | Контрольная работа (диктант) по теме «Местоимение» | 1 |
| 17.03 |
|
153 | 94 | Анализ контрольной работы. Повторение изученного по теме «Глагол» в 5 классе | 1 |
| 18.03 |
|
154 | 95 | Повторение изученного по теме «Глагол» в 5 классе | 1 |
| 18.03 |
|
155 | 96 | Глагол как часть речи | 1 |
| 20.03 |
|
156 | 97 | Р.р.Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам | 1 |
| 21.03 |
|
157 | 98 | Р.Р Сочинение- рассказ по сюжетным картинкам | 1 |
| 23.03 |
|
158 | 99 | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
| 24.03 |
|
159 | 100 | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
| 3.04 |
|
160 | 101 | Глаголы переходные и непереходные | 1 |
| 4.04 |
|
161 | 102 | Глаголы переходные и непереходные | 1 |
| 6.04 |
|
162 | 103 | Употребление переходных и непереходных глаголов в речи | 1 |
| 7.04 |
|
163 | 104 | Наклонение глаголов | 1 |
| 8.04 |
|
164 | 105 | Изъявительное наклонение | 1 |
| 8.04 |
|
165 | 106 | Изложение (подробное) «Витькина гайка» (подготовка) | 1 |
| 10.04 |
|
166 | 107 | Изложение (подробное) «Витькина гайка» (письмо) | 1 |
| 11.04 |
|
167 | 108 | Условное наклонение | 1 |
| 13.04 |
|
168 | 109 | Повелительное наклонение | 1 |
| 14.04 |
|
169 | 110 | Повелительное наклонение | 1 |
| 15.04 |
|
170 | 111 | Употребление наклонений в речи | 1 |
| 15.04 |
|
171 | 112 | Тестирование по темам «Переходные и непереходные глаголы. Наклонение глагола» | 1 |
| 17.04 |
|
172 | 113 | Глаголы совершенного и несовершенного вида | 1 |
| 18.04 |
|
173 | 114 | Безличные глаголы | 1 |
| 20.04 |
|
174 | 115 | Употребление безличных глаголов в речи | 1 |
| 21.04 |
|
175 | 116 | Морфологический разбор глагола | 1 |
| 22.04 |
|
176 | 117 | Р.р. Рассказ на основе услышанного (подготовка) | 1 |
| 22.04 |
|
177 | 118 | Р.р. Рассказ на основе услышанного(письмо) | 1 |
| 24.04 |
|
178 | 119 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глагола. | 1 |
| 25.04 |
|
179 | 120 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глагола. | 1 |
| 27.04 |
|
180 | 121 | Практикум по правописанию гласных в окончаниях и суффиксах глагола | 1 |
| 28.04 |
|
181 | 122 | Грамматические нормы русского языка | 1 |
| 29.04 |
|
182 | 123 | Повторение изученного по теме «Глагол». | 1 |
| 29.04 |
|
183 | 124 | Контрольная работа (тестирование) по теме «Глагол» | 1 |
| 1.05 |
|
184 | 125 | Анализ контрольной работы. Морфологический разбор глагола | 1 |
| 2.05 |
|
Правописание: орфография и пунктуация-11 часов |
| 1,2,4,5,8 |
|
| ||
185 | 1 | Разделы науки о языке | 1 |
| 4.05 |
|
186 | 2 | Орфография. Соблюдение основных орфографических норм | 1 |
| 5.05 |
|
187 | 3 | Орфография. Орфографический анализ слова | 1 |
| 6.05 |
|
188 | 4 | Орфография. Орфографический анализ слова | 1 |
| 6.05 |
|
189 | 5 | Орфография. Орфографический анализ слова | 1 |
| 8.05 |
|
190 | 6 | Пунктуация. Соблюдение основных пунктуационных норм | 1 |
| 11.05 |
|
191 | 7 | Пунктуационный анализ предложения | 1 |
| 12.05 |
|
192 | 8 | Пунктуационный анализ предложения | 1 |
| 13.05 |
|
193 | 9 | Пунктуационный анализ предложения | 1 |
| 13.05 |
|
194 | 10 | Итоговая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) \ промежуточная аттестация. | 1 |
| 15.05 |
|
195 | 11 | Работа над ошибками. Пунктуационный анализ предложения | 1 |
| 16.05 |
|
Язык и культура -2 часа |
| 1,2,4,5,8 |
|
| ||
196 | 1 | Речевой этикет | 1 |
| 18.05 |
|
197 | 2 | Проектная работа «Речевой этикет » | 1 |
| 19.05 |
|
Повторение изученного в 6 классе-13 часов |
| 1,2,4,5,8 |
|
| ||
198 | 1 | Проектная работа по теме «Лексика и фразеология» | 1 |
| 20.05 |
|
199 | 2 | Проектная работа по теме «Лексика и фразеология» | 1 |
| 20.05 |
|
200 | 3 | Не с разными частями речи | 1 |
| 22.05 |
|
201 | 4 | Не с разными частями речи | 1 |
| 23.05 |
|
202 | 5 | Правописание н и нн в прилагательных. | 1 |
| 25.05 |
|
203 | 6 | Правописание н и нн в прилагательных. | 1 |
| 26.05 |
|
204 | 7 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 |
| 26.05 |
|
205 | 8 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 |
| 27.05 |
|
206 | 9 | Морфология. Морфологический разбор слова. | 1 |
| 27.05 |
|
207 | 10 | Морфология. Морфологический разбор слова. | 1 |
| 29.05 |
|
208 | 11 | Проектная работа по теме «Морфология». | 1 |
| 30.05 |
|
209 | 12 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 |
| 31.05 |
|
210 | 13 | Рекомендации на лето | 1 |
| 31.05 |
|
|
| Итого |
|
|
|
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Речь. Речевая деятельность. | владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым); владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; различать значимые и незначимые единицы языка; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; использовать орфографические словари. владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; использовать знание алфавита при поиске информации. | анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; писать отзыв, тезисы, рефераты, доклады, конспекты, доверенности и другие жанры; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыт создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа; использование приемов поиска информации на персональном компьютере; цитирование фрагментов сообщений; создание презентаций. | Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный); критически оценивать содержание и форму текста. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;использовать информацию с учетом этических и правовых норм. | Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Сформированность ответственного отношения к учению. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части: 1.Гражданского воспитания: формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; 2.Патриотического воспитания: воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; 3.Духовно-нравственного воспитания: воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; 4.Эстетического воспитания: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; 5.Физического воспитания, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия: развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; 6.Трудового воспитания: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; 7.Экологического воспитания: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; 8.Ценности научного познания: воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
|
Культура речи | ||||
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке | ||||
Фонетика. Орфоэпия и графика. | проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; использовать знание алфавита при поиске информации; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их переносить; определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; использовать орфографические словари | участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа; использование приемов поиска информации на персональном компьютере; цитирование фрагментов сообщений; создание презентаций. | ||
Морфемика и словообразование | опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; использовать орфографические словари. | участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. характеризовать словообразовательные цепочки, словообразовательные гнезда; создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа; использование приемов поиска информации на персональном компьютере; цитирование фрагментов сообщений; создание презентаций. | ||
Лексика и фразеология | владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; использовать орфографические словари
| участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа; использование приемов поиска информации на персональном компьютере; цитирование фрагментов сообщений; создание презентаций. | ||
Морфология | опознавать самостоятельные части речи и их формы; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; использовать орфографические словари. | участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа; использование приемов поиска информации на персональном компьютере; цитирование фрагментов сообщений; создание презентаций. | ||
Синтаксис | опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; использовать орфографические словари. | участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; создание текстовых документов на русском языке; участие в коллективном создании текстового документа; использован ие приемов поиска информации на персональном компьютере; цитирование фрагментов сообщений; создание презентаций. | ||
Правописа ние: орфография и пунктуация | соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари. | участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; создание текстовых документов на русском языке; использование приемов поиска информации на персональном компьютере; цитирование фрагментов сообщений; создание презентаций. |
|
|
Содержание учебного предмета
Название раздела | Содержание | Кол-во часов |
Речь. Речевая деятельность | Речевое общение. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (официально-делового). Основные жанры официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме, объяснительная, объявление). Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Анализ текста. Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. | 18 |
Культура речи | Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация. | 2 |
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке |
|
|
Общие сведения о языке. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Выдающиеся отечественные лингвисты. | 1 | |
Морфемика и словообразование. Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 29 | |
Лексикология и фразеология. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова. Понятие об этимологии. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | 15 | |
Морфология. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных частей речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов). Применение знаний по морфологии в практике правописания. | 125 | |
Правописание: орфография и пунктуация. Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, в диалоге. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения. | 20 |
Национально-региональный компонент осуществляется по учебному пособию Г.Х. Ахбаровой, Т.О.Скиргайло «Русский язык» 6 класс. Региональный компонент М.: ООО Русское слово
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
Количество часов - 210 часов, в неделю -6 часов Плановых контрольных работ-9 , административных контрольных работ- , изложений- 6 уроков , сочинений- 18 уроков, проектных работ-6
№ урока | № урока в разделе | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Основ ные направ ления программы воспитания | Календарные сроки | Фактические сроки |
Общие сведения о языке – 1 час |
| 1,3 |
|
| ||
1 | 1 | Современный русский язык – один из развитых языков мира. Формы функционирования современного русского языка. Взаимосвязь языка и культуры | 1 |
| 1.09 |
|
Речь. Речевая деятельность |
| 1,3 |
|
| ||
2 | 1 | Р.р. Речевое общение. Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности | 1 |
| 2.09 |
|
Правописание: орфография и пунктуация (повторение изученного в 5 классе- 9 уроков |
| 4,5,6,8 |
|
| ||
3 | 1 | Фонетика. Фонетический разбор слова | 1 |
| 3.09 |
|
4 | 2 | Правописание разделительных Ъ и Ь |
|
| 3.09 |
|
5 | 3 | Морфемика. Правописание гласных и согласных в корнях и приставках | 1 |
| 5.09 |
|
6 | 4 | Морфология. Правописание гласных в окончаниях слов разных частей речи | 1 |
| 6.09 |
|
7 | 5 | Правописание гласных в окончаниях слов разных частей речи |
|
| 8.09 |
|
8 | 6 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении | 1 |
| 9.09 |
|
9 | 7 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. | 1 |
| 10.09 |
|
10 | 8 | Синтаксический разбор предложений |
|
| 10.09 |
|
11 | 9 | Прямая речь. Диалог. Виды диалога | 1 |
| 12.09 |
|
Речь. Речевая деятельность-4 часа |
| 4,5,6,8 |
|
| ||
12 | 1 | Р.р. Текст как продукт речевой деятельности и его признаки. | 1 |
| 13.09 |
|
13 | 2 | Входная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Повторение изученного в 5 классе» | 1 |
| 15.09 |
|
14 | 3 | Анализ контрольной работы. Синтаксический разбор сложных предложений. | 1 |
| 16.09 |
|
15 | 4 | Стили речи. Официально-деловой стиль и его жанры | 1 |
| 17.09 |
|
Лексика и фразеология с включением тем из разделов «Речь. Речевая деятельность», «Культура речи»-15часов |
| 1,2,4,5,6,8 |
|
| ||
16 | 1 | Слово и его лексическое значение. | 1 |
| 17.09 |
|
17 | 2 | Словари. Составление словарной статьи . |
|
| 19.09 |
|
18 | 3 | Р.р. Собирание материалов к сочинению по картине А.Герасимова «После дождя» | 1 |
| 20.09 |
|
19 | 4 | Р.р. Сочинение по картине А.Герасимова «После дождя» | 1 |
| 22.09 |
|
20 | 5 | Общеупотребительные слова Необщеупотребительные слова. | 1 |
| 23.09 |
|
21 | 6 | Профессионализмы, диалектизмы и жаргонизмы |
|
| 24.09 |
|
22 | 7 | Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики | 1 |
| 24.09 |
|
23 | 8 | Р.р. Сжатое изложение | 1 |
| 26.09 |
|
24 | 9 | Активный и пассивный словарный запас. Устаревшие слова. Неологизмы | 1 |
| 27.09 |
|
25 | 10 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 |
| 29.09 |
|
26 | 11 | Фразеологизмы и их признаки | 1 |
| 30.09 |
|
27 | 12 | Фразеологизмы как средства выразительности. Источники фразеологизмов | 1 |
| 1.10 |
|
28 | 13 | Проектная работа «Фразеологизмы в нашей речи» |
|
| 1.10 |
|
29 | 14 | Повторение по теме «Лексика. Фразеология». Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексический анализ слова. | 1 |
| 3.10 |
|
30 | 15 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология. Культура речи» | 1 |
| 4.10 |
|
Морфемика и словообразование с включением тем из разделов «Речь. Речевая деятельность»-29 часов |
| 1,2,4,5,6,8 |
|
| ||
31 | 1 | Работа над ошибками. Морфемика и словообразование. | 1 |
| 6.10 |
|
32 | 2 | Р.р. Описание помещения | 1 |
| 7.10 |
|
33 | 3 | Морфологические способы образования слов в русском языке | 1 |
| 8.10 |
|
34 | 4 | Практическая работа « Морфологические способы образования слов в русском языке» | 1 |
| 8.10 |
|
35 | 5 | Неморфологические способы образования слов в русском языке | 1 |
| 10.10 |
|
36 | 6 | Самостоятельная работа по теме «Способы словообразования» | 1 |
| 11.10 |
|
37 | 7 | Этимология слов | 1 |
| 13.10 |
|
38 | 8 | Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Домашнее сочинение-описание помещения | 1 |
| 14.10 |
|
39 | 9 | Контрольный диктант за 1 четверть по теме «Словообразование» | 1 |
| 15.10 |
|
40 | 10 | Анализ контрольного диктанта. Работа со словообразовательным словарем | 1 |
| 15.10 |
|
41 | 11 | Буквы А и О в корне -кас- - -кос | 1 |
| 17.10 |
|
42 | 12 | Буквы А и О в корне -гар- - -гор- | 1 |
| 18.10 |
|
43 | 13 | Буквы А и О в корне -зар- - -зор- | 1 |
| 20.10 |
|
44 | 14 | Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала. | 1 |
| 21.10 |
|
45 | 15 | Буквы Ы и И после приставок | 1 |
| 22.10 |
|
46 | 16 | Практикум по правописанию букв Ы и И после приставок | 1 |
| 22.10 |
|
47 | 17 | Гласные в приставках пре- и при- | 1 |
| 24.10 |
|
48 | 18 | Практикум по правописанию гласных в приставках пре- и при- | 1 |
| 25.10 |
|
49 | 19 | Р.р. Выборочное изложение по произведению художественной литературы | 1 |
| 27.10 |
|
50 | 20 | Р.р. Выборочное изложение по произведению художественной литературы | 1 |
| 28.10 |
|
51 | 21 | Соединительные гласные О и Е в сложных словах | 1 |
| 7.11 |
|
52 | 22 | Сложносокращенные слова | 1 |
| 8.11 |
|
53 | 23 | Род сложносокращенных слов | 1 |
| 10.11 |
|
54 | 24 | Р.р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» (подготовка) | 1 |
| 11.11 |
|
55 | 25 | Р.р. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»(письмо) | 1 |
| 12.11. |
|
56 | 26 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 |
| 12.11 |
|
57 | 27 | Повторение и обобщение материала по теме «Словообразрвание. Орфография. Культура речи» | 1 |
| 14.11 |
|
58 | 28 | Контрольная работа (тестирование) по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | 1 |
| 15.11 |
|
59 | 29 | Анализ контрольной работы. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем. | 1 |
| 17.11 |
|
Морфология Морфемика и словообразование с включением тем из разделов «Речь. Речевая деятельность», «Культура речи»-125 часов |
| 1,2,4,5,6,8 |
|
| ||
60
| 1 | Классификация частей речи.Самостоятельные (знаменательные) части речи. Имя существительное как часть речи | 1 |
| 18.11 |
|
61 | 2 | Р.Р. Составление письма другу | 1 |
| 19.11 |
|
62 | 3 | Разносклоняемые имена существительные | 1 |
| 19.11 |
|
63 | 4 | Разносклоняемые имена существительные | 1 |
| 21.11 |
|
64 | 5 | Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя | 1 |
| 22.11 |
|
65 | 6 | Несклоняемые имена существительные | 1 |
| 24.11 |
|
66 | 7 | Несклоняемые имена существительные | 1 |
| 25.11 |
|
67 | 8 | Род несклоняемых имен существительных | 1 |
| 26.11 |
|
68 | 9 | Имена существительные общего рода | 1 |
| 26.11 |
|
69 | 10 | Морфологический разбор имени существительного | 1 |
| 28.11 |
|
70 | 11 | Сочинение по личным наблюдениям «Первый раз в музее»(подготовка) | 1 |
| 29.11 |
|
71 | 12 | Сочинение по личным наблюдениям «Первый раз в музее»(письмо) | 1 |
| 1.12 |
|
72 | 13 | НЕ с существительными. | 1 |
| 2.12 |
|
73 | 14 | НЕ с существительными. | 1 |
| 3.12 |
|
74 | 15 | Практикум по правописанию НЕ с существительными | 1 |
| 3.12 |
|
75 | 16 | Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -чик- (-щик-) | 1 |
| 5.12 |
|
76 | 17 | Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик | 1 |
| 6.12 |
|
77 | 18 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | 1 |
| 8.12 |
|
78 | 19 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | 1 |
| 9.12 |
|
79 | 20 | Практикум по правописанию гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных | 1 |
| 10.12 |
|
80 | 21 | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 1 |
| 10.12 |
|
81 | 22 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя существительное» | 1 |
| 12.12 |
|
82 | 23 | Анализ контрольной работы. Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
| 13.12 |
|
83 | 24 | Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи | 1 |
| 15.12 |
|
84 | 25 | Р.р. Сочинение- описание природы в художественных произведениях. | 1 |
| 16.12 |
|
85 | 26 | Р.р. Сочинение-описание природы по личным наблюдениям. | 1 |
| 17.12 |
|
86 | 27 | Степени сравнения имен прилагательных | 1 |
| 17.12 |
|
87 | 28 | Степени сравнения имен прилагательных | 1 |
| 19.12 |
|
88 | 29 | Употребление степеней сравнения имен прилагательных | 1 |
| 20.12 |
|
89 | 30 | Разряды прилагательных по значению. | 1 |
| 22.12 |
|
90 | 31 | Качественные прилагательные | 1 |
| 23.12 |
|
91 | 32 | Относительные прилагательные | 1 |
| 24.12 |
|
92 | 33 | Р.р. Выборочное изложение по произведению А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 |
| 24.12 |
|
93 | 34 | Р.р. Выборочное изложение по произведению А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 |
| 26.12 |
|
94 | 35 | Притяжательные прилагательные | 1 |
| 27.12 |
|
95 | 36 | Практикум по теме «Разряды прилагательных по значению» |
|
| 9.01 |
|
96 | 37 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
| 10.01 |
|
97 | 38 | Тест по теме «Имя прилагательное» | 1 |
| 12.01 |
|
98 | 39 | Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова«Зимний вечер»(подготовка) | 1 |
| 13.01 |
|
99 | 40 | Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова«Зимний вечер»(письмо) | 1 |
| 14.01 |
|
100 | 41 | НЕ с прилагательными | 1 |
| 14.01 |
|
101 | 42 | НЕ с прилагательными | 1 |
| 16.01 |
|
102 | 43 | Практикум по теме «Не с прилагательными и с существительными» | 1 |
| 17.01 |
|
103 | 44 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1 |
| 19.01 |
|
104 | 45 | Практикум по правописанию букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1 |
| 20.01 |
|
105 | 46 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 |
| 21.01 |
|
106 | 47 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 |
| 21.01 |
|
107 | 48 | Практикум по правописанию одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных | 1 |
| 23.01 |
|
108 | 49 | Тест по теме «Н и нн в суффиксах прилагательных» | 1 |
| 24.01 |
|
109 | 50 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | 1 |
| 26.01 |
|
110 | 51 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 |
| 27.01 |
|
111 | 52 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 |
| 28.01 |
|
112 | 53 | Обобщение по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» | 1 |
| 28.01 |
|
113 | 54 | Практикум по дефисному и слитному написанию сложных прилагательных | 1 |
| 30.01 |
|
114 | 55 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 |
| 31.01 |
|
115 | 56 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя прилагательное» | 1 |
| 2.02 |
|
116 | 57 | Анализ контрольной работы. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
| 3.02 |
|
117 | 58 | Р.Р. Составление устного публичного выступления | 1 |
| 4.02 |
|
118 | 59 | Имя числительное как часть речи. | 1 |
| 4.02. |
|
119 | 60 | Простые и составные числительные. | 1 |
| 6.02. |
|
120 | 61 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 |
| 7.02. |
|
121 | 62 | Разряды количественных числительных. | 1 |
| 9.02. |
|
122 | 63 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
| 10.02. |
|
123 | 64 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
| 11.02 |
|
124 | 65 | Дробные числительные. | 1 |
| 11.02. |
|
125 | 66 | Собирательные числительные. | 1 |
| 13.02. |
|
126 | 67 | Собирательные числительные. | 1 |
| 14.02 |
|
127 | 68 | Порядковые числительные. | 1 |
| 16.02. |
|
128 | 69 | Употребление числительных в речи. | 1 |
| 17.02. |
|
129 | 70 | Морфологический разбор имени числительного. | 1 |
| 18.02. |
|
130 | 71 | Повторение изученного по теме «Имя числительное» | 1 |
| 18.02. |
|
131 | 72 | Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя числительное» | 1 |
| 20.02. |
|
132 | 73 | Анализ контрольной работы. Морфологический разбор имени числительного. | 1 |
| 21.02 |
|
133 | 74 | Р.Р. Публичное выступление на тему «Береги природу» | 1 |
| 23.02 |
|
134 | 75 | Местоимение как часть речи. | 1 |
| 24.02 |
|
135 | 76 | Личные местоимения. | 1 |
| 25.02 |
|
136 | 77 | Возвратное местоимение себя | 1 |
| 25.02 |
|
137 | 78 | Р.р. Сочинение-рассказ от первого лица | 1 |
| 27.02 |
|
138 | 79 | Р.Р.Сочинение- рассказ от первого лица | 1 |
| 28.02 |
|
139 | 80 | Вопросительные местоимения | 1 |
| 2.03 |
|
140 | 81 | Относительные местоимения | 1 |
| 3.03 |
|
141 | 82 | Неопределенные местоимения | 1 |
| 4.03 |
|
142 | 83 | Отрицательные местоимения | 1 |
| 4.03 |
|
143 | 84 | Притяжательные местоимения | 1 |
| 6.03 |
|
144 | 85 | Р.р. Сочинение- рассуждение на заданную тему | 1 |
| 7.03 |
|
145 | 86 | Р.р. Сочинение- рассуждение на заданную тему | 1 |
| 9.03 |
|
146 | 87 | Указательные местоимения | 1 |
| 10.03 |
|
147 | 88 | Определительные местоимения | 1 |
| 11.03 |
|
148 | 89 | Морфологический разбор местоимения | 1 |
| 11.03 |
|
149 | 90 | Проектная работа «Роль местоимений в нашей речи» | 1 |
| 13.03 |
|
150 | 91 | Сочинение по картине Е. Сыромятниковой «Первые зрители» | 1 |
| 14.03 |
|
151 | 92 | Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение» | 1 |
| 16.03 |
|
152 | 93 | Контрольная работа (диктант) по теме «Местоимение» | 1 |
| 17.03 |
|
153 | 94 | Анализ контрольной работы. Повторение изученного по теме «Глагол» в 5 классе | 1 |
| 18.03 |
|
154 | 95 | Повторение изученного по теме «Глагол» в 5 классе | 1 |
| 18.03 |
|
155 | 96 | Глагол как часть речи | 1 |
| 20.03 |
|
156 | 97 | Р.р.Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам | 1 |
| 21.03 |
|
157 | 98 | Р.Р Сочинение- рассказ по сюжетным картинкам | 1 |
| 23.03 |
|
158 | 99 | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
| 24.03 |
|
159 | 100 | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
| 3.04 |
|
160 | 101 | Глаголы переходные и непереходные | 1 |
| 4.04 |
|
161 | 102 | Глаголы переходные и непереходные | 1 |
| 6.04 |
|
162 | 103 | Употребление переходных и непереходных глаголов в речи | 1 |
| 7.04 |
|
163 | 104 | Наклонение глаголов | 1 |
| 8.04 |
|
164 | 105 | Изъявительное наклонение | 1 |
| 8.04 |
|
165 | 106 | Изложение (подробное) «Витькина гайка» (подготовка) | 1 |
| 10.04 |
|
166 | 107 | Изложение (подробное) «Витькина гайка» (письмо) | 1 |
| 11.04 |
|
167 | 108 | Условное наклонение | 1 |
| 13.04 |
|
168 | 109 | Повелительное наклонение | 1 |
| 14.04 |
|
169 | 110 | Повелительное наклонение | 1 |
| 15.04 |
|
170 | 111 | Употребление наклонений в речи | 1 |
| 15.04 |
|
171 | 112 | Тестирование по темам «Переходные и непереходные глаголы. Наклонение глагола» | 1 |
| 17.04 |
|
172 | 113 | Глаголы совершенного и несовершенного вида | 1 |
| 18.04 |
|
173 | 114 | Безличные глаголы | 1 |
| 20.04 |
|
174 | 115 | Употребление безличных глаголов в речи | 1 |
| 21.04 |
|
175 | 116 | Морфологический разбор глагола | 1 |
| 22.04 |
|
176 | 117 | Р.р. Рассказ на основе услышанного (подготовка) | 1 |
| 22.04 |
|
177 | 118 | Р.р. Рассказ на основе услышанного(письмо) | 1 |
| 24.04 |
|
178 | 119 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глагола. | 1 |
| 25.04 |
|
179 | 120 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глагола. | 1 |
| 27.04 |
|
180 | 121 | Практикум по правописанию гласных в окончаниях и суффиксах глагола | 1 |
| 28.04 |
|
181 | 122 | Грамматические нормы русского языка | 1 |
| 29.04 |
|
182 | 123 | Повторение изученного по теме «Глагол». | 1 |
| 29.04 |
|
183 | 124 | Контрольная работа (тестирование) по теме «Глагол» | 1 |
| 1.05 |
|
184 | 125 | Анализ контрольной работы. Морфологический разбор глагола | 1 |
| 2.05 |
|
Правописание: орфография и пунктуация-11 часов |
| 1,2,4,5,8 |
|
| ||
185 | 1 | Разделы науки о языке | 1 |
| 4.05 |
|
186 | 2 | Орфография. Соблюдение основных орфографических норм | 1 |
| 5.05 |
|
187 | 3 | Орфография. Орфографический анализ слова | 1 |
| 6.05 |
|
188 | 4 | Орфография. Орфографический анализ слова | 1 |
| 6.05 |
|
189 | 5 | Орфография. Орфографический анализ слова | 1 |
| 8.05 |
|
190 | 6 | Пунктуация. Соблюдение основных пунктуационных норм | 1 |
| 11.05 |
|
191 | 7 | Пунктуационный анализ предложения | 1 |
| 12.05 |
|
192 | 8 | Пунктуационный анализ предложения | 1 |
| 13.05 |
|
193 | 9 | Пунктуационный анализ предложения | 1 |
| 13.05 |
|
194 | 10 | Итоговая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) \ промежуточная аттестация. | 1 |
| 15.05 |
|
195 | 11 | Работа над ошибками. Пунктуационный анализ предложения | 1 |
| 16.05 |
|
Язык и культура -2 часа |
| 1,2,4,5,8 |
|
| ||
196 | 1 | Речевой этикет | 1 |
| 18.05 |
|
197 | 2 | Проектная работа «Речевой этикет » | 1 |
| 19.05 |
|
Повторение изученного в 6 классе-13 часов |
| 1,2,4,5,8 |
|
| ||
198 | 1 | Проектная работа по теме «Лексика и фразеология» | 1 |
| 20.05 |
|
199 | 2 | Проектная работа по теме «Лексика и фразеология» | 1 |
| 20.05 |
|
200 | 3 | Не с разными частями речи | 1 |
| 22.05 |
|
201 | 4 | Не с разными частями речи | 1 |
| 23.05 |
|
202 | 5 | Правописание н и нн в прилагательных. | 1 |
| 25.05 |
|
203 | 6 | Правописание н и нн в прилагательных. | 1 |
| 26.05 |
|
204 | 7 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 |
| 26.05 |
|
205 | 8 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 |
| 27.05 |
|
206 | 9 | Морфология. Морфологический разбор слова. | 1 |
| 27.05 |
|
207 | 10 | Морфология. Морфологический разбор слова. | 1 |
| 29.05 |
|
208 | 11 | Проектная работа по теме «Морфология». | 1 |
| 30.05 |
|
209 | 12 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 |
| 31.05 |
|
210 | 13 | Рекомендации на лето | 1 |
| 31.05 |
|
|
| Итого |
|
|
|
|
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ урока | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки | Дата проведения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|