СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 6. класс. Быстрова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 6. класс. Быстрова»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Ростовской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Маргаритовская средняя общеобразовательная школа



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

______________( Берёзкина О.И. ) Протокол № 63/3 от

« 29 » августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________( Скокова Т.М. ) Протокол № 1 от «30» августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________( Красников С.В. ) Приказ №1 от «31» августа 2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык»

для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Казиева Марина Васильевна

учитель русского языка и литературы



























с. Маргаритово, 2022

Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

(Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов

Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.

Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.

Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:

осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому

языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах ​человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;

овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования

социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;

овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о

стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих

эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;

совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных

умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;

развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и

преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.

Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.

Учебным планом на изучение русского языка в 6 классе отводится - 207 ч (6 ч в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общие сведения о языке

Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Понятие о литературном языке.

Язык и речь

Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение; сообщение на лингвистическую тему.

Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.

Текст

Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).

Информационная переработка текста. План текста (простой, сложный; назывной, вопросный); главная и второстепенная ​информация текста; пересказ текста.

Описание как тип речи.

Описание внешности человека.

Описание помещения.

Описание природы.

Описание местности.

Описание действий.

Функциональные разновидности языка

Официально-деловой стиль. Заявление. Расписка. Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение.

СИСТЕМА ЯЗЫКА Лексикология. Культура речи

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова.

Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы).

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жарго​низмы).

Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.

Лексический анализ слов.

Фразеологизмы. Их признаки и значение.

Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Эпитеты, метафоры, олицетворения.

Лексические словари.

Словообразование. Культура речи. Орфография Формообразующие и словообразующие морфемы.

Производящая основа.

Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).

Морфемный и словообразовательный анализ слов.

Правописание сложных и сложносокращённых слов.

Нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.

Морфология. Культура речи. Орфография

Имя существительное

Особенности словообразования.

Нормы произношения имён существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного).

Нормы словоизменения имён существительных.

Нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.

Имя прилагательное

Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

Степени сравнения качественных имён прилагательных.

Словообразование имён прилагательных.

Морфологический анализ имён прилагательных.

Правописание н и нн в именах прилагательных.

Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного).

Имя числительное

Общее грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имён числительных.

Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые числительные.

Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные числительные.

Словообразование имён числительных.

Склонение количественных и порядковых имён числительных.

Правильное образование форм имён числительных.

Правильное употребление собирательных имён числительных.

Употребление имён числительных в научных текстах, деловой речи.

Морфологический анализ имён числительных.

Нормы правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных.

Местоимение

Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции местоимений.

Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные, притяжательные, неопределённые, отрицательные, определительные.

Склонение местоимений.

Словообразование местоимений.

Роль местоимений в речи. Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как средства связи предложений в тексте.

Морфологический анализ местоимений.

Нормы правописания местоимений: правописание место​имений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.

Глагол

Переходные и непереходные глаголы.

Разноспрягаемые глаголы.

Безличные глаголы. Использование личных глаголов в безличном значении.

Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола.

Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного).

Нормы словоизменения глаголов.

Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте.

Морфологический анализ глаголов.

Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и

законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном

обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность

оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребл​ение алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать

адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)

технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда ​раз​личного рода, в том числе на основе

применения изучае​мого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в

области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических

проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных

закономерностях развития челов​ека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками ​чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо​получия.

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их

последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и

процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для

обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с

использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов,

разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальн​ый вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным

состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать

свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению

особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического

исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,

исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в

аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом

предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,

представленную в текстах, таб​лицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения

достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из

одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в

различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация,

таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, пред​ложенным учителем или сформулированным

самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями

общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести

переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной

форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,

нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и

сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного

лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей

аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и ин​дивидуальной работы при решении конкретной проблемы, ​обосновывать необходимость применения групповых форм ​взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совмест​ной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и

возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и

координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно

сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в

группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения

учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать

решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата дея​тельности; понимать причины

коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.

Эмоциональный интеллект:

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,

анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие сведения о языке

Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).

Иметь представление о русском литературном языке.

Язык и речь

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистическую тему.

Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объёмом не менее 4 реплик.

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научноучебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 110 слов.

Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 180 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научноучебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого изложения — не менее 165 слов).

Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100—110 слов; словарного диктанта объёмом 20—25 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100—110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.

Текст

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функ​ционально-смысловому типу речи.

Характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий).

Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видо-временную соотнесённость глагольных форм.

Применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста.

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.

Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы).

Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.

Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка.

Функциональные разновидности языка

Характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи; перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение).

Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

СИСТЕМА ЯЗЫКА Лексикология. Культура речи

Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраску слова.

Распознавать эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения её богатства и выразительности.

Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения; характеризовать ситуацию употреб​ления фра​зеологизма.

Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

Словообразование. Культура речи. Орфография

Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу.

Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов.

Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных.

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.

Соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращённых слов; нормы правописания корня -кас--кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.

Морфология. Культура речи. Орфография

Характеризовать особенности словообразования имён существительных.

Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.

Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имён существительных.

Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных.

Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать нормы правописания н и нн в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных, сложных имён прилагательных.

Распознавать числительные; определять общее грамматическое значение имени числительного; различать разряды имён числительных по значению, по строению.

Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных; характеризовать роль имён числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи.

Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имён числительных, в том числе написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных.

Распознавать местоимения; определять общее грамматическое значение; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи.

Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений.

Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении.

Соблюдать нормы правописания ь в формах глагола повелительного наклонения.

Проводить морфологический анализ имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов; применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов.

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.

Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные

(цифровые)








всего

проверочные работы


образовательные ресурсы

Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ





1.1.

Повторение пройденного материала

6

1

комплексная работа с текстом

Контрольная работа ; устный опрос ;

http://www. svetozar.ru

Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык

Итого по разделу

6

1




Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ





2.1.

Основные функции русского языка.

Литературный язык

3

0

Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнацио- нального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).; Извлекать информацию из различных источников.;

Письменный контроль ; Устный опрос ;

http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»

Итого по разделу

3

0




Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ





3.1.

Виды речи. Монолог и диалог. Их разновидности

5

0

Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монологповествование, монолог-рассуждение). ;

Выступать с сообщением на лингвистическую тему (в течение учебного года).;

Создавать различные виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (в течение учебного года).;

Тестирование;

http://www ruthenia.ru Кабинет русского языка и литературы

Итого по разделу

5

0





Раздел 4. ТЕКСТ






4.1.

Информационная переработка текста.

Функциональносмысловые типы речи.

Виды описания. Смысловой анализ текста

23

1

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функциональносмысловому типу речи; его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев.; Проводить информационную переработку текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме.;

Выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте.;

Письменный контроль ;

http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»

Итого по разделу:

23

1






Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА




5.1.

Официально деловой стиль. Жанры.

Научный стиль. Жанры

12

1

Характеризовать особенности официально-делового и научноучебного стилей.;

Зачет;

http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»

Итого по разделу:

12

1




Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА




ЛЕКСИКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ




6.1.

Группы лексики по происхождению.

Активный и пассивный запас лексики.

Лексика с точки зрения сферы употребления.

Стилистическая окраска слова.

Лексические средства выразительности. Лексические словари

18

1

Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова.; различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова.;

Самооценка с использованием «Оценочного листа» ;

http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ


6.2.

Виды морфем. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание сложных и сложносокращённых слов

14

1

Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу.;

Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).;

Тестирование;

http://www.russianforall.ru Русский филологический портал Philology.ru

МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ




6.3.

Имя существительное

10

1

Характеризовать особенности словообразования имён существительных.;

Проводить орфоэпический анализ имён существительных (выявлять особенности произношения, постановки ударения (в рамках изученного), анализировать особенности словоизменения имён существительных.;

Письменный контроль ; Устный опрос ;

http://edu.ru

Федеральный центр тестирования

6.4.

Имя прилагательное

15

1

Распознавать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных.;

Анализировать особенности словообразования имён прилагательных.;

Тестирование;

Диктант; Самооценка с использованием «Оценочного листа» ;

Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные соо

6.5.

Имя числительное

20

1

Распознавать числительные.;

Определять общее грамматическое значение имени числительного.;

Письменный контроль ; Устный опрос ;

Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные соо

6.6.

Местоименение

15

1

Распознавать местоимения.;

Определять общее грамматическое значение местоимения.;

Практическая работа ;

Тестирование;

http://www.mirbibigona.ru Сеть творческих учителей

6.7.

Глагол

30

1

Распознавать переходные и неперехо ные глаголы; разноспрягаемые глаголы.;

Определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении.; Различать безличные и личные глаголы.;

Анализировать примеры использования личных глаголов в безличном значении.;

Проводить орфографический анализ глаголов с ь в формах повелительного наклонения.;

Применять нормы правописания глаголов с изученными орфограммами.;

Проводить морфологический анализ глаголов.;

Письменный контроль ; Устный опрос ; Контрольная работа ;

Зачет;

Практическая работа ; Тестирование;

Диктант;

http://www.mirbibigona.ru Сеть творческих учителей

Итого по разделу:

122

7

Раздел 7. ПОВТОРЕНИЕ






7.1.

Повторение пройденного материала

6

1

повторить зун учащихся по изученным темам

Зачет;

http://www. svetozar.ru

Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык

Итого по разделу:

6

1




Раздел 8. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ






8.1.

Сочинения

10

3

творческие работы

Письменный контроль ;

http://www. svetozar.ru

Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык

8.2.

Изложения

9

2

письменные работы

Письменный контроль ;

http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»

8.3.

Контрольные и проверочные работы

8

6

контрольные работы

Контрольная работа ;

http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»

Итого по разделу:

27

11




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

204

22


























ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

План

Факт


Русский язык в жизни России (1 ч)

1.

Русский язык в жизни России.

1

1.09


Устный опрос;

Речь (20+1 ч р.р.)

2.

Текст. Тема и основная мысль текста

1

1.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

3.

Как стоится текст. Связь предложений в тексте

1

2.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

4.

Способы связи предложений в тексте

1

5.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

5.

Развитие речи. Портрет.

1

5.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

6.

Типы речи

1

7.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

7.

Сочетание разных типов речи

1

8.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

8.

Стили речи. Разговорный язык

1

8.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доск

9.

Сочинение «Как я провёл лето»

1

9.09


Практическая, самостоятельная работа

10.

Анализ сочинения. Разговорный язык

1

12.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

11.

Развитие речи. Что такое сжатое изложение.

1

12.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

12.

Научный стиль речи

1

14.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

13.

Научный стиль, его особенности

1

15.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

14.

Официально- деловой стиль речи

1

15.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

15.

Основные жанры официально – делового стиля: заявление, объяснительная записка. Их особенности

1

16.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

16.

Входная контрольная работа №1

1

19.09


Контрольная работа

17.

Жанры текста.

1

19.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

18.

Анализ контрольной работы. Основные жанры официально – делового стиля: объявление, письмо. Их особенности

1

21.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

19.

Язык художественной литературы

1

22.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

20.

Изобразительно- выразительные средства языка

1

22.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

21.

Обобщение знаний  по теме                  « Речь»

1

23.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

22.

Зачёт по теме «Речь»

1

26.09


тест

Лексика (13+1ч р.р.)

23.

Слово и его значения


1

26.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

24.

Паронимы

1

28.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

25.

Исконно-русские и заимствованные слова

1

29.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

26.

Устаревшие слова

1

29.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

27.

Неологизмы

1

30.09


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

28.

Составление плана  по тексту С.Лавровой «Русский язык»

1

3.10


Самостоятельная работа

29.

Слова общеупотребительные и ограниченного употребления

1

3.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

30.

Диалектизмы

1

5.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

31.

Термины, специальные слова (профессионализмы), жаргонизмы

1

6.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

32.

Составление плана  по тексту Н.Верзилина «Экспедиции на Северный полюс»

1

6.10


Самостоятельная работа

33.

Стилистические свойства слова

1

7.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

34.

Изложение по тексту В.Железникова «Чучело»

1

10.10


изложение

35.

Обобщение знаний  по теме «Лексика»

1

10.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

36.

Анализ изложения. Зачёт  по теме «Лексика»

1

12.10


тест

Фразеология ( 6ч )

37.

Что такое фразеологизмы

1

13.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

38.

Как возникают фразеологизмы

1

13.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

39.

Стилистические свойства фразеологизмов

1

14.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

40.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии

1

17.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

41.

Обобщение знаний по теме «Фразеология»

1

17.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

42.

Зачёт по теме «Фразеология»

1

19.10


тест

Морфемика. Словообразование ( 21 ч +1 ч р.р.)

43.

Из чего состоят слова

1

20.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

44.

 Правописание корней слов

1

20.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

45.

Правописание корней слов с чередованием звуков

1

21.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

46.

Правописание корней с чередованием Е-И

1

24.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

47.

Контрольная работа №2 за 1 четверть (диктант)

1

24.10


Контрольная работа

48.

Правописание корней с чередованием А-О

1

26.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

49.

Правописание корней –твар-//-твор-, -плав//-плов-, -равн//-ровн- и –мак-//-мок

1

27.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

50.

Обобщение знаний по теме «Морфемика»

1

27.10


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

51.

Зачёт по теме «Морфемика»

1

28.10


тест

52.

Способы словообразования

1

7.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

53.

Приставочно – суффиксальный способ словообразования

1

7.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

54.

Бессуффиксный  способ словообразования

1

9.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

55.

Сложные слова

1

10.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

56.

Правописание сложных слов

1

10.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

57.

Сложносокращенные слова

1

11.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

58.

Переход слов из одной части речи в другую как один из способов словообразования

1

14.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

59.

Развитие речи. Изложение по тексту В.Балашова «Говорун Гришка»

1

14.11


Изложение

60.

Анализ изложения. Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо

1

16.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

61.

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

17.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

62.

Что такое этимология

1

17.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

63.

Обобщение знаний по теме «Словообразование»

1

18.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

64.

Зачёт по теме «Словообразование»

1

21.11


Тест

Морфология

Морфология как раздел грамматики (1ч)

65.

Морфология как раздел грамматики 

1

21.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

Имя существительное (12 + 1ч р.р. )

66.

Имя существительное как часть речи

1

23.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

67.

Существительные общего рода.

1

24.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

68.

Склонение имён существительных

1

24.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

69.

Имена существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа

1

25.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

70.

Разносклоняемые имена существительные

1

28.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

71.

Несклоняемые имена существительные. Употребление имен существительных в речи

1

28.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

72.

Множественное число имен существительных

1

30.11


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

73.

Родительный падеж множественного числа имен существительных

1

1.12


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

74.

Суффиксы имен существительных

1

1.12


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

75.

Собственные имена существительные, обозначающие русские фамилии и названия населенных пунктов

1

2.12


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

76-77

План морфологического разбора имени существительного

3

5.12

5.12



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

78.

Развитие речи. Изложение от 3-го лица  по тексту В.Железникова    «Космонавт»

1

7.12



Изложение

79-80.

Анализ изложения. Обобщение знаний  по теме «Имя существительное»

1

8.12

8.12


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

81.

. Зачёт по теме «Имя существительное»

1

9.12


Тест

Имя прилагательное (9 + 1ч р.р. )

82.

Имя прилагательное как часть речи

1

12.12


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

83.

Разряды имен прилагательных по значению

1

12.12


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

84.

Степени сравнения имен прилагательных

1

14.12


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

85.

Степени сравнения качественных прилагательных

1

15.12


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

86.

Правописание суффиксов имен прилагательных

1

15.12


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

87.

Употребление имен прилагательных в речи

1

16.12


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

88-89

План морфологического разбора имени прилагательного

3

19.12

19.12



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

90.

Развитие речи. Мини сочинение  по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

1

21.12



Сочинение

91.

Анализ сочинения. Употребление в речи кратких имен прилагательных

1

22.12



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

92

Контрольная работа №3 за 2 четверть (диктант)

1

22.12



Диктант

93.

Анализ контрольной работы. Обобщение знаний по теме         « Имя прилагательное»

1

23.12



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

94.

Зачёт по теме «Имя прилагательное»

1

26.12



Устный опрос

Глагол ( 13 ч)

95.

Глагол как часть речи. Инфинитив

1

26.12



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

96.

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Возвратные глаголы

1

28.12



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

97.

Переходные и непереходные глаголы

1

29.12



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

98.

Безличные глаголы

1

29.12



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

99.

Наклонение глаголов

1

30.12



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

100.

Спряжение глаголов

1

9.01.2023



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

101.

Разноспрягаемые глаголы

1

9.01



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

102.

Употребление глаголов в речи

1

11.01



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

103.

Глаголы в составе фразеологизмов

1

12.01



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

104-105.

План морфологического разбора глагола

1

12.01

13.01



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

106.

Обобщение знаний по теме «Глагол»

1

16.01



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

107.

Зачёт по теме «Глагол»

1

16.01


Тест

Местоимение (20 + 2 ч р.р. )

108.

Местоимение как часть речи

1

18.01



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

109-110.

Разряды местоимений

2

19.01

19.01


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

111-113.

План морфологического разбора местоимения

3

20.01

23.01

23.01


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

114.

Личные местоимения

1

25.01


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

115-116.

Склонение личных местоимений

2

26.01

26.01



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

117.

Возвратное местоимения себя

1

27.01



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

118.

Притяжательные местоимения

1

30.01


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

119-120.

Склонение притяжательных местоимений

2

30.01

1.02


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

121.

Развитие речи. Изложение текста                         « Не зря старался»

1

2.02


Изложение

122.

Указательные местоимения

1

2.02


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

123-124.

Анализ изложения. Склонение указательных местоимений

2

3.02

6.02


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

125.

Определительные местоимения

1

6.02


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

126-127.

Склонение определительных местоимений

2

8.02

9.02


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

128.

Вопросительно-относительные местоимения

1

9.02


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

129-130.

Склонение вопросительно – относительных  местоимений

2

10.02

13.02


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

131.

Развитие речи.

Изложение текста от третьего лица

1

13.02



Изложение

132.

Анализ изложения. Неопределенные местоимения

1

15.02


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

133.

Отрицательные местоимения

1

16.02


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

134-135.

Склонение и правописание отрицательных местоимений

2

16.02


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

136.

Употребление местоимений в речи

1

17.02


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

137.

Обобщение знаний по теме «Местоимение»

1

20.02



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

138.

Зачёт по теме «Местоимение»

1

20.02


Тест

Имя числительное (15ч)

139.

Имя числительное как часть речи

1

22.02


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

140.

Имена числительные простые, сложные

1

27.02



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

141.

Имена числительные составные

1

27.02



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

142-143.

Склонение числительных, обозначающих целые числа

2

1.03

2.03


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

144-145.

Склонение числительных от 5 до 20 и 30

2

2.03

3.03


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

146-147.

Склонение числительных 40, 90 и 100

2

6.03

6.03


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

148-149.

Склонение числительных от 50 до 80 и от 200 до 900

2

9.03

9.03


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

150.

Контрольная работа №4 за 3 четверть (диктант)

1

10.03


Диктант

151.

Анализ контрольной работы. Склонение составных числительных

1

13.03



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

152.

Склонение дробных имен числительных

1

13.03


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

153.

Склонение собирательных числительных

1

15.03


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

154.

Порядковые имена числительные.

1

16.03



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

155.

Порядковые имена числительные.

1

16.03


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

156-157.

План морфологического разбора имени числительного

2

17.03

27.03


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

158.

Употребление числительных в речи

1

27.03


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

159.

Обобщение знаний по теме «Имя числительное»»

1

29.03


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

160.

Зачёт по теме «Имя числительное»»

1

30.03



Тест

Наречие ( 26 ч+ 4 р.р.)

161.

Наречие как часть речи

1

30.03


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

162-163.

Разряды наречий по значению

2

31.03



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

164-165.

Местоименные наречия

2

3.04

3.04


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

166-167.

Слова категории состояния

2

5.04

6.04


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

168.

Развитие речи.  Изложение с продолжением «Три ветки мимозы»

1

6.04



Изложение

169.

Сравнительная степень наречий

1

7.04


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

170.

Анализ изложения.  Превосходная степень наречия

1

10.04


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

171-173.

Морфологический разбор наречия

3

10.04

12.04

13.04


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

174.

Словообразование наречий

1

13.04


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

175.

Правописание наречий

1

14.04



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

176.

Слитное и раздельное написание наречий

1

17.04


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

177.

 Правописание наречий

1

17.04


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

178.

Дефисное написание наречий

1

19.04


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

179-180.

Правописание не с наречиями на – о ( -е)

2

20.04

20.04


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

181-182.

Правописание не и ни в отрицательных наречиях

2

21.04

24.04


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

183-184.

Буквы н  и нн в наречиях на –о    ( -е), образованных от прилагательных

2

24.04

26.04


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

185-186.

О, е (ё) на конце наречий после шипящих

2

27.04

27.04


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

187-188.

Буквы  О, А на конце наречий

2

28.04

3.05.


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

189-190.

Мягкий знак на конце наречий

2

4.05

4.05


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

191.

Правописание наречий

1

5.05.


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

192-193.

План морфологического разбора наречия

2

10.05

11.05


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

194.

Употребление наречий в речи

1

11.05


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

195.

Наречия –синонимы и синонимичные им фразеологизмы

1

12.05


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

196.

Предупреждение ошибок, связанных с употреблением наречий

1

15.05



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

197.

Контрольная работа №5 за 4 четверть (диктант)

1

28.04


Диктант

198.

Различие слов категорий состояния и наречия

1

15.05



Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

199.

Обобщение знаний по теме «Наречие»

1

17.05


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

200.

Зачёт по теме «Наречие»

1

18.05


Тест

Повторение изученного (5ч)

201.

Язык и речь.


1

18.05


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

202

Текст

1

19.05


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

203.

Лексика и фразеология

1

22.05


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

204.

Контрольная работа №6 за год

1

22.05


Тест

205.

Морфемика и словообразование.

1

24.05


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

206.

Части речи

1

25.05


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

207.

Итоговый урок за курс 6 класса

1

25.05


Устный опрос, самостоятельная работа, работа у доски

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

207

 













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и другие; под редакцией Быстровой Е.А. Русский язык (в 2 частях), 6 класс/ ООО «Русское слово-учебник»; Введите свой вариант: Словари

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

программа русский язык под. ред. Е.А. Быстровой;

методическое пособие " Разработки уроков русского языка в 6 классе"

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Русский язык

Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку http://rus.rusolymp.ru Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru http://www.philolog.ru/dahl ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор http://www.rus-ege.com Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук http://www.ruslang.ru Интернет-проект исследователей-русистов Ruthenia.ru http://www ruthenia.ru Кабинет русского языка и литературы http://ruslit.ioso.ru Конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех» http://www.rm.kirov.ru Культура письменной речи http://www.gramma.ru Материалы по теории языка и литературе МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

справочные таблицы , словари, дидактический материал, раздаточный материал

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доск