Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г. Морозовска Ростовской области
«Утверждаю»:
И.О директора МБОУ СОШ №1
_________Е. В. Чипигина
Приказ от « 31 » августа 2017г №2
Рабочая учебная программа
по предмету «русский язык»
для 7 класса
(базовый уровень обучения)
Количество часов 136
Учитель: Сергиенко С.И
Программа реализуется в УМК под редакцией В.В.Бабайцевой: Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2014, Русский язык. Практика. 7 класс / А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др. – М.: Дрофа, 2014 ., Русская речь 7 класс Е.И Никитина – М.: Дрофа, 2014
Г. Морозовск
2017год
Рабочая программа по русскому языку. 7 класс.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Конституция РФ
Закон РФ "Об образовании"
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2010– 2011 учебный год»
Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика предмета, личностные, метапредметные и рпедметные результаты освоения содержание курса, основное содержание, примерное распределение учебныхчасов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование учебного материала, учебное и учебно-методическое обеспечение для учителей и учащихся.
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Цели обучения:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему кА явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умения стилистически корректного использование лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить компомиссы.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Общая характеристика программы
Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса. Уроки спланированы учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для владения учебным материалом. Повысить интенсивность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполнения заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторим изученное в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из классической литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержит значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирование общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы с текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Общая характеристика учебного предмета
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетическое ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм литературного языка; соблюдение основных правил орфографии, пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями и докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, книжные стили; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование ее в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;
– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
– основные единицы языка;
– нормы речевого этикета;
уметь
– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;
– анализировать структуру и языковые особенности текста;
– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;
– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
– соблюдать нормы русского речевого этикета;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
– совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
Главным компонентом учебно-методического комплекса является учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (авторы В,В,Бабайцева, Л.Д.Чеснокова), который дополняется учебниками «Практика» для каждого класса и учебниками «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина). Комплекс соответствует новому образовательному стандарту.
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д., что способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Особое значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» - предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Наиболее существенное отличие этого комплекса заключается в том, что развитие речи выделено в учебнике «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина), а при углублённом изучении русского языка развитие речи теснейшим образом связано с изучением языка. Развитие речи – одна из задач каждого урока.
В основе программы и комплекса в целом - линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.
Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.
Данная программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации и углублённое изучение отдельных тем. Углублённое изучение русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений. Главная особенность – сближение лингвистической и коммуникативной компетенций, которое позволяет усилить функциональное значение теоретических сведений и наглядно показать учащимся роль единиц языка в речи, в тексте, в типах речи.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
При незначительном увеличении понятийно-терминологической системы осуществляется подлинное углубленное изучение русского языка, способствующее формированию стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи. Расширение теоретических сведений связано с введением в программу таких тем, как «Паронимы», «Фразеология» (с фразеологизмами, пословицами и крылатыми выражениями), «Понятие об этимологии», «Роль единиц языка в речи» и др. Программой предусмотрены исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного русского языка. Большое внимание уделяется фразеологии и синонимике, раскрывающим богатейшие выразительные возможности русской лексики. Некоторое расширение тем – не главное в углубленном изучении русского языка. Главное заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц языка, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся.
Общее количество часов – 136 (4 часа в неделю).
На развитие речи – 24 часа.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения.
Формы контроля: входной в начале и конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных диктантов с грамматическим заданием, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текста; итоговый – контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Русский язык как развивающееся явление.
Литературная норма, ее изменчивость.
Повторение изученного в 5 - 6 классах
Причастие
Понятие о причастии: общее грамматические значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.. признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным, наличие полной и краткой форм, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами –ВШ- и –Ш-. Словообразование страдательных причастий настоящего времени. Правописание классных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание Н в кратких формах страдательных причастий. Правописание гласных перед Н и НН. Правописание Н и НН в причастиях и омонимичных прилагательных. Правописание НЕ с причастиями.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к причастию, отличать причастия от прилагательных;
строить предложения с причастным оборотом;
определять глагольные признаки у причастия и признаки прилагательного;
опознавать орфограммы в причастии, применять соответствующие правила, грамотно писать причастия.
Деепричастие.
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание НЕ с деепричастиями. Правописание гласных перед суффиксом –В-. Деепричастный оборот, ыделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастию и отличать их от наречий;
строить предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами в соответствии с грамматическими нормами русского языка;
образовывать деепричастия от глаголов, соотнося видовую характеристику;
соблюдать орфографические нормы при написании деепричастий;
выделять на письме деепричастный оборот запятыми.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.
Неморфемные способы образования.
Умения и навыки:
определять неморфемные способы образование;
находить в тексте слова,образованные таким способом, определять их принадлежность к той или иной части речи;
различать омонимичные части речи.
Служебные части речи.
Общее понятие о служебных частях речи.
Предлог.
Понятие о предлоге. Роль предлогов в речи. Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов. Группы предлогов по происхождении: производные и непроизводные. Простые и составные предлоги. Переход других частей речи в предлоги. Раздельное и слитное написание производных предлогов. Буква Е на конце производных предлогов.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова предлогам;
различать производные предлоги и самостоятельные части речи;
грамотно употреблять производные и непроизводные предлоги, учитывая их сочетаемость с определенными падежами;
правильно употреблять предлоги для связи слов;
писать предлоги в соответствии с орфографическими нормами языка.
Союз.
Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и частей текста. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы, их группы по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях. Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО. Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении. Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предожениях. Разряды подчинительных союзов по значению. Правописание составных подчинительных союзов. Правописание союзов ЧТОБЫ, ОТТОГО ЧТО, ПОТОМУ ЧТО и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами.
Умения и навыки:
доказывать принадлежность слова к союзу;
использовать союзы для связи предложений в тексте, частей сложного предложения, однородных членов;
различать сочинительные и подчинительные союзы, определять, к какой группе по значению они относятся;
правильно ставить знаки препинания в предложениях с союзами;
различать союзы и местоимения с частицами, грамотно писать союзы.
Частица.
Понятие о частицах Разряды частиц по значению и употреблению. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи (обобщение). Различение частиц НЕ и НИ. Дефисное написание некоторых частиц.
Умения и навыки:
аргументированно доказывать принадлежность слова к частицам;
употреблять частицы в устной и письменной речи с учетом их значения;
определять разряд частиц по значению и их роль в предложении;
правильно писать частицы.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные.
Неморфемные способы словообразования. Различение служебных и самостоятельных частей речи.
Умения и навыки:
Различать служебные и самостоятельные части речи;
Грамотно писать служебные части речи, образованные путем перехода из самостоятельной части речи в служебные.
Междометие.
Понятие о междометии. Основные функции междометий. Разряды междометий. Звукоподражательные слова. Слова речевого этикета. Слова ДА и НЕТ. Знаки препинания при междометии.
Умения и навыки:
аргументировано доказывать принадлежность слова к междометиям;
определять роль междометия в предложении;
употреблять в речи междометия, этикетные слова, звукоподражательные слова и правильно писать их.
Повторение изученного в 6 классе.
Развитие речи
Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф.
Лексические средства связи предложений в тексте.
Характеристика публицистического стиля речи.
Художественное повествование. Рассказ.
Описание природы, состояния человека.
Построение текста-рассуждения в различных стилях речи. Научное рассуждение.
Изложение текста с творческим заданием.
Умения:
анализировать текст-описание с точки зрения особенностей построения;
вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;
анализировать и излагать статью как образец рассуждения (текста научного стиля);
излагать повествовательный текст, осложнённый описанием (природы, обстановки, одежды, костюма), подробно, сжато, с творческим заданием;
излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);
создавать текст-описание по личным впечатлениям и наблюдениям;
создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);
строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;
совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся
по русскому языку за 7 класс
І. В результате изучения русского языка учащиеся должны знать/понимать:
- самостоятельные и служебные части речи и их признаки;
- особые формы глагола (причастие и деепричастие) и их признаки
-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
-признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);
Пять функциональных стилей речи.
уметь:
- опознавать изученные части речи, аргументировано доказывать принадлежность слова к данным языковым единицам и отличать их по совокупности признаков;
-употреблять изученные части речи, учитывая основные нормы русского литературного языка;
-опознавать и воспринимать на слух тексты разных типов речи;
-анализировать тексты всех типов речи с точки зрения особенностей их построения;
-создавать тексты всех типов речи в соответствии с темой, замыслом, композицией и заданным стилем речи.
Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
ІІ. К концу 7 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
– выполнять морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи и особых форм глагола;
– с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
– соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Различать темы широкие и узкие. Составлять простой и сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Технологии, используемые в образовательном процессе
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Учебное и учебно-методическое обеспечение
обучения русскому языку
Для учащихся:
1. Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник. Предпрофильное обучение /Бабайцева В.В. – 7 издание, пересмотр. - М: Дрофа, 2010
Русский язык: Практика. 7 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2010
Русская речь. Развитие речи. 67класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2009
Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М, 1994
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995
Купалова А.Ю. и др. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 6 класс. -М.: Дрофа, 2005
Л.Д.Чеснокова. На берегах Лингвинии. - М.: Просвещение, 1996.
Для учителя:
Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. - М: Дрофа, 2010
Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 7 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Издательство ACT, 2002
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005
Никитина Е.И. Уроки развития речи.. -М.: Дрофа, 2004
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 7 класс. - М.: Дрофа, 2005
Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение.7 класс. Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2005
Капинос В.И. и др. Русский язык. Развитие речи. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007
Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005
Русский язык. 6 класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой / автор-сост. А.В.Соколова. – Волгоград: Учитель, 2004
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс. – М.: Творческий центр, 2007
Пименова С.Н. Русский язык. 7 класс: учебно-методическое пособие к УМК В.В.Бабайцевой. – М.: Дрофа, 2010 г.
Крамаренко Н.О. Русский язык. 6 класс: поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой. – Волгоград: Учитель, 2007.
Мультимедийные пособия.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | Домашнее задание | |
7б | 7а | УУД |
I четверть |
1 | Русский язык как развивающееся явление. Литературная норма. | 1 | 1.09 | | Понимать: язык – развивающееся явление. Знать: об исторических изменениях, об этимологии. Литературная норма и ее изменчивость. Уметь: работать с этимологическими словарями, орфоэпическим словарем. | Работа с текстом. Создание устных сообщений | Упр.2 - устно | |
2 | Пути развития языка | 1 | 4.09 | | Знать пути развития языка Уметь анализировать языковые явления | Анализ предложений | Упр.6 (1) | |
3 | Повторение изученного. Фонетика. Орфоэпия. Графика. | 1 | 5.09 | | Знать: звуки языка Уметь : транскрибировать слово, выполнять фонетический разбор, правильно произносить слова. | Работа по карточкам | Упр.10, фонетический разбор, орфоэпический разбор | |
4 | Орфография. Орфограмма. Орфограммы-гласные | 1 | 7.09 | | Знать понятие орфограммы, основные орфограммы-гласные Уметь определять вид орфограммы в слове, применять соответствующее правило | Орфографическая диктовка | Упр.35 | |
5 | Р.р. Повторение. Текст. | 1 | 8.09 | | Знать: признаки текста Уметь: анализировать текст | Фронтальный опрос | Р.р. – П.1 | |
6 | Употребление Ъ и Ь | 1 | 11.09 | | Знать правила употребления букв Ь и Ъ Уметь применять правило, связанное с употреблением Ь и Ъ | Словарная диктовка, распределительный диктант | Составить орфографическую диктовку | |
7 | Словообразование. Орфограммы в приставках | 1 | 12.09 | | Знать способы и средства словообразования, правила правописания приставок Уметь выполнять словообразовательный разбор слов, писать приставки в соответствии с правилами | Распределительный диктант | Словообразовательный разбор слов в тетради | |
8 | Словообразование. Орфограммы в суффиксах | 1 | 14.09 | | Знать виды орфограмм, связанных с суффиксами различных частей речи Уметь определять часть речи, опознавать орфограмму, применять соответствующее правило | Словарная диктовка | Упр.27 | |
9, 10 | Сложные слова. Правописание сложных слов | 2 | 15.09 18.09 | | Знать способы образования сложных слов, правила правописания сложных прилагательных, существительных, наречий Уметь находить сложное слово, применять соответствующее правило | Словарная диктовка | Упр.28 (1,2) | |
11 | Части речи. Морфология. | 1 | 19.09 | | Знать части речи, их морфологические признаки Уметь определять морфологическую принадлежность слова, выполнять морфологический разбор слов | Морфологический разбор | Упр.30 | |
12 | Морфология. Орфограммы в окончании | 1 | 21.09 | | Уметь: находить окончание в слове, определять его роль, писать окончания различных частей речи | Тестовая работа | Упр.31 | |
13, 14 | Слитное, раздельное, дефисное написание слов Входная контрольная работа (диктант) | 2 | 22.09 25.09 | | Знать части речи, пишущиеся через дефис Уметь определять часть речи, различать слитное, раздельное, дефисное написание, правильно писать слова с орфограммой | Работа с текстом | Упр.32 | |
15, 16 | Правописание НЕ | 2 | 26.09 28.09 | | Знать правила написание НЕ с различными частями речи Уметь определять часть речи, применять образец рассуждения, правильно писать НЕ с различными частями речи | Работа с текстом | Упр.33, составить диктовку | |
17, 18 | Синтаксис. Строение предложений и словосочетаний | 2 | 29.09 2.10 | | Знать виды словосочетаний и предложений, правила пунктуации Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения | Анализ предложений | Упр.20 | |
19 | Пунктуация в простом и сложном предложении | 1 | 3.10 | | Знать виды словосочетаний и предложений, правила пунктуации Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения | Анализ предложений | Карточка | |
20 | Обобщение и повторение. | 1 | 5.10 | | Знать все виды орфограмм и пунктограмм Уметь применять правила орфографии и пунктуации на письме | Работа с текстом | Карточка | |
21, 22 | Диктант по теме: Повторение. И его анализ. | 2 | 6.10 9.10 | | Результаты работы выявят темы, слабо усвоенные учениками, что потребует включения их в тренировочные упражнения на последующих уроках, особенно систематического повторения и контроля. | Проверка уровня усвоения базового материала (без заданий повышенной трудности) | Повторить правила Сделать работу над ошибками | |
Причастие |
23, 24 | Повторение: постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола | 2 | 10.10 12.10 | | Знать морфологические признаки глагола Уметь выполнять морфологический разбор | Самост. работа | Карточка, морфологический разбор глаголов | |
25 | Р.р. Сочинение-миниатюра «…настроение» (По упр.4) | 1 | 13.10 | | Знать: признаки текста Уметь: составлять текст на заданную тему | миниатюра | Р.р. – упр.4 | |
26 | Понятие о причастии | 1 | 16.10 | | Знать причастие как особую форму глагола Уметь отличать причастие от прилагательного | Составление таблицы | § 133, упр.43 | |
27 | Признаки глагола у причастия | 1 | 17.10 | | Знать, какие признаки глагола существуют у причастия Уметь определять глагольные признаки у причастия | Фронтальный опрос | § 134, упр.72 | |
28 | Признаки прилагательного у причастия | 1 | 19.10 | | Знать, как изменяется причастие Уметь определять изменяемые признаки у причастия | Фронтальный опрос | §133, упр.60 | |
29, 30 | Склонение причастий. Правописание окончаний причастия | 2 | 20.10 23.10 | | Знать правила склонения причастий Уметь проверять правописание окончаний причастий путем постановки вопроса | Тестовое задание | § 133, упр.59 | |
31 | Р.р. Типы речи. Описание | 1 | 24.10 | | Знать типы речи, их отличительные признаки, особенности и виды описания Уметь строить текст типа описания | миниатюра | Рр – стр.5, табл. | |
32 | Понятие о причастном обороте | 1 | 26.10 | | Знать, что такое причастный оборот Уметь находить причастный оборот в предложении | Анализ предложений, составление схем | § 135, упр.74 | |
33, 34 | Контрольный диктант за 1 четверть Обособление причастного оборота | 2 | 27.10 7.11 | | Знать, что такое причастный оборот, правила его обособления Уметь находить причастный оборот в предложении, обособлять его, если стоит после определяемого слова | Пунктуационный анализ предложений. | § 135, упр.77 | |
35 | Р.р. Описание | 1 | 9.11 | | Знать виды описаний Уметь распознавать различные виды описаний в текстах | Составление схемы | Р.р. - § 2 | |
36 | Строение предложений с причастным оборотом. Употребление причастного оборота | 1 | 10.11 | | Знать правила построения предложений с причастным оборотом Уметь грамматически правильно строить предложения с причастным оборотом, видеть ошибки в построении предложений, исправлять их | Конструирование предложений | § 135, упр. 78 | |
37, 38 | Правописание НЕ с причастиями | 2 | 13.11 14.11 | | Знать правила выбора написания НЕ с различными частями речи Уметь определять орфограмму, применять образец рассуждения | Орфографическая диктовка | § 136, упр.102,103 | |
39 | Действительные и страдательные причастия | 1 | 16.11 | | Знать значение действительных и страдательных причастий Уметь различать действительные и страдательные причастия | Распределительный диктант | § 134, 135, упр. 115 | |
40 | Контрольный диктант | 1 | 17.11 | | Уметь записывать текст под диктовку с соблюдением орфографических и пунктуационных норм | диктант | Повторить § 134 | |
41 | Образование действительных причастий настоящего времени | 1 | 20.11 | | Знать, как образуются действительные причастия настоящего времени, от чего зависит выбор суффиксов Уметь определять способ образования причастия, выбирать гласную в суффиксе в зависимости от спряжения глагола | Орфографический диктант | § 134, упр. 121 | |
42 | Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени | 1 | 21.11 | | Знать, от чего зависит выбор суффиксов Уметь выбирать гласную в суффиксе в зависимости от спряжения глагола | Тестовое задание | § 134, упр.125 | |
43, 44 | Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени | 2 | 23.11 24.11 | | Знать, как образуются страдательные причастия настоящего времени, от чего зависит выбор суффикса Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени, правильно писать суффикс, соотнося его со спряжением глагола | Словарно-орфографический диктант | § 137, упр.132 | |
45 | Р.р. Описание общего вида местности | 1 | 27.11 | | Знать построение текста - описания общего вида местности Уметь анализировать текст-описание | Анализ текста, составление плана | Р.р. - § 2 | |
|
(46) | Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени | 1 | 28.11 | | Знать, как образуются действительные причастия прошедшего времени, от чего зависит выбор гласной перед суффиксом –ВШ Уметь образовывать причастия, правильно писать гласную перед суффиксом -ВШ | Тестовое задание | § 136, упр.144 | |
(47) | Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени | 1 | 30.11 | | Знать, как образуются страдательные причастия прошедшего времени, орфограммы, связанные с причастиями Уметь образовывать причастия, писать страдательные причастия в соответствии с орфографическими нормами | Орфографическая диктовка | § 137, упр.153 | |
(48, 49) | Гласные перед Н/НН в причастиях | 2 | 1.12 4.12 | | Знать, от чего зависит выбор гласной перед Н/НН в причастии Уметь видеть орфограмму, писать гласную в соответствии с правилом | Комментированное письме | § 136-138, упр.177, составление диктовки | |
(50) | О/Ё после шипящих в причастиях | 1 | 5.12 | | Знать правило выбора гласной после шипящего в причастии Уметь правильно писать слова различных частей речи с данной орфограммой | Орфографическая диктовка | § 136, упр.152 | |
(51) | Обобщение: образование и правописание причастий | 1 | 7.12 | | Знать, как образуются действительные и страдательные причастия, как пишутся суффиксы причастий Уметь образовывать причастия и использовать из в предложении, правильно писать суффиксы причастий | Конструирование предложений | Упр.165 или 166 | |
(52, 53) | Краткие причастия. Правописание кратких причастий | 2 | 8.12 11.12 | | Знать, какие причастия образуют краткие формы, их синтаксическую роль и морфологические признаки Уметь отличать краткие причастия от кратких прилагательных, правильно писать Н в кратких причастиях | Орфографическая диктовка | § 137, 138, упр. 177 | |
(54) | Р.р. Описание общего вида местности. Понятие перспективы | 1 | 12.12 | | Знать понятие перспективы, понимать ее роль при написании сочинения Уметь анализировать текст-описание | Анализ текста | Р.р -§ 2 | |
(55, 56) | Правописание Н/НН в полных причастиях | 2 | 14.12 15.12 | | Знать правило выбора написания Н/НН в полных причастиях Уметь различать полные причастия и прилагательные, а также причастия и омонимичные отглагольные прилагательные, правильно писать Н/НН в зависимости от части речи | Орфографическая диктовка, тест | § 139, упр.190, карточка | |
(57, 58, 59) | Краткие формы причастий и прилагательных. Правописание Н/НН. Различение кратких форм прилагательных и причастий | 3 | 18.12 19.12 21.12 | | Знать об образовании кратких форм и правописании Н/НН в кратких формах причастий и прилагательных Уметь отличать краткие прилагательные от кратких причастий | Орфографическая диктовка | § 139, упр. 191, карточка, составление диктовки | |
(60) | Морфологический разбор причастий | 1 | 22.12 | | Знать морфологические признаки причастий Уметь выполнять морфологический разбор причастий, определять их синтаксическую роль | Проверочная работа | Морфологический разбор причастий | |
(61) | Обобщение изученного о причастии | 1 | 25.12 | | Знать морфологические признаки причастий, их синтаксическую роль, правила правописания причастий Уметь строить предложения с причастиями и причастными оборотами, соотнося их вид и время с глаголом, правильно писать причастия, отличать их от прилагательных | Конструирование предложений с причастными оборотами | Упр.205 | |
(62) | Повторение орфографии | 1 | 26.12 | | Уметь применять известные орфографические правила, определять вид орфограммы в слове | Тест | Упр. 202 | |
(63) | Р.р. Описание общего вида местности. Общий план | 1 | 28.12 | | Знать понятие общего плана и перспективы Уметь анализировать текст-описание общего вида местности | Анализ текста | Р.р. – упр.20 | |
(64) | Повторение пунктуации | 1 | 9.01 | | Уметь производить пунктуационный разбор предложений, применять пунктуационные правила | Пунктуационный разбор | Упр.204 | |
Деепричастие |
(65) | Понятие о деепричастии | 1 | 11.01 | | Знать признаки деепричастия как особой глагольной формы Уметь различать деепричастие и наречие | Работа с текстом | § 141, упр.215 | |
(66) | Употребление деепричастий | 1 | 12.01 | | Знать правила употребления деепричастий Уметь находить ошибки в предложениях с деепричастиями, исправлять их, строить предложения с деепричастиями | Конструирование предложений | § 141, упр.218 | |
(67, 68) | Признаки глагола и наречия у деепричастия | 2 | 15.01 16.01 | | Знать, какие глагольные признаки имеет деепричастие Уметь определять глагольные признаки деепричастия, отличать деепричастие от наречия | Работа с текстом | § 142, упр.230, 231 | |
(69) | Р.р. Описание общего вида местности. | 1 | 18.01 | | Знать понятие общего плана и перспективы Уметь анализировать текст-описание общего вида местности | Анализ текста | Р.р. – упр.20 | |
(70) | Правописание НЕ с деепричастиями | 1 | 19.01 | | Знать о раздельном написании НЕ с деепричастиями | Орфографическая диктовка | § 142, упр. 233 | |
(71, 72) | Деепричастный оборот | 2 | 22.01 23.01 | | Знать, что такое деепричастный оборот, правило обособления оборота Уметь находить деепричастный оборот в предложении, обособлять его | Конструирование предложений | § 143, упр. 247 | |
(73) | Образование деепричастий | 1 | 25.01 | | Знать способы и средства образования деепричастий Уметь образовывать деепричастия с учетом вида глагола | Проверочная работа | § 144, упр. 253 | |
(74) | Контрольный диктант | 1 | 26.01 | | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки существительного, его роль в предложении. | Диктант с грамматическим заданием Проверить: Умения и навыки записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении, выполнять морфологический, морфемный и словообразовательные разборы, синтаксический разбор. | | |
3 (75) | Морфологический разбор деепричастий | 1 | 29.01 | | Знать морфологические признаки деепричастия Уметь выполнять разбор деепричастия, определять его синтаксическую роль | Самостоятельная работа | Упр. 257 | |
(76) | Обобщение изученного о деепричастии | 1 | 30.01 | | Знать морфологические признаки деепричастия, правила построение предложения с деепричастными оборотами Уметь строить предложения с дееприч.оборотами, правильно писать деепричастия | тест | Упр.261 | |
(77) | Повторение орфографии | 1 | 1.02 | | Уметь применять известные орфографические правила, определять вид орфограммы в слове | Тест | Карточка | |
(78) | Повторение пунктуации | 1 | 2.02 | | Уметь производить пунктуационный разбор предложений, применять пунктуационные правила | Пунктуационный разбор | Упр. 264 | |
|
Служебные части речи |
(79) | Переход одной части речи в другую. Способы различения омонимичных слов | 1 | 5.02 | | Знать неморфемные способы образования Уметь находить слова, образованные неморфемными способами словообразования, различать омонимы | Фронтальный опрос | § 145, упр. 268 | |
(80) | Служебные части речи | 1 | 6.02 | | Знать признаки служебных частей речи Уметь находить служебные части речи в предложении | Работа с текстом | §146, упр.291 | |
Предлог |
(81) | Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов | 1 | 8.02 | | Знать роль предлога Уметь находить предлоги, определять их роль в предложении | Самостоятельная работа | §146, упр.297 | |
(82) | Значение и употребление предлогов | 1 | 9.02 | | Знать основные группы предлогов по значению Уметь определять роль предлогов, их значение, правильно употреблять их | Работа с предложениями, конструирование словосочетаний | §146, упр.301 | |
(83) | Р.р.Анализ текста (упр.22) | 1 | 12.02 | | Знать композицию текста, признаки стилей и типов речи Уметь определять тему и идею текста, анализировать композицию и стилевые особенности | Анализ текста | Р.р. – упр.22 | |
(84) | Разряды предлогов. Предлоги простые и составные, производные и непроизводные | 1 | 13.02 | | Знать понятие простых и составных предлогов, производных и непроизводных Уметь различать производные и непроизводные предлоги, правильно писать составные предлоги | Комментированное письмо | §146, упр. 219 | |
(85) | Производные и непроизводные предлоги | 1 | 15.02 | | Уметь различать производные предлоги и самостоятельные части речи | тест | §146, упр.313 | |
(86) | Морфологический разбор предлога | 1 | 16.02 | | Знать морфологические признаки предлога Уметь производить морфологический разбор, определять роль предлога в предложении | Самостоятельная работа | §145-147 | |
(87, 88) | Р.р. Подготовка к сочинению-описанию общего вида местности. Написание сочинения | 2 | 19.02 20.02 | | Уметь строить письменное высказывание в соответствии с заданной темой | Сочинение | | |
| | | | | | | |
(89) | Производные и непроизводные предлоги | 1 | 22.02 | | Уметь различать производные предлоги и самостоятельные части речи | тест | §146, карточка | |
(90) | Конечная Е в производных предлогах | 1 | 26.02 | | Знать о выборе конечной гласной в производных предлогов, образованных от существительных Уметь различать предлоги и самостоятельные части речи | Комментированное письмо | § 147, упр.305 | |
(91, 92, 93) | Слитное – раздельное написание производных предлогов. Различение предлогов и самостоятельных частей речи | 3 | 27.02 1.03 2.03 | | Знать правила правописания производных предлогов, образованных от существительных и наречий Уметь писать производные предлоги | Орфографическая диктовка | §147, упр.305, 322, карточка | |
(94) | Р.р. Анализ творческих работ | 1 | 5.03 | | Уметь редактировать свою работу | Редактирование | Выполнить работу над ошибками | |
(95) | Обобщение: правописание производных предлогов | 1 | 6.03 | | Знать правила правописания производных предлогов Уметь отличать предлоги от самостоятельных частей речи, писать производные предлоги | Проверочная работа | Карточка | |
(96) | Употребление предлогов. Обобщение изученного о предлоге | 1 | 12.03 | | Уметь употреблять предлоги в соответствии с грамматическими нормами языка | тест | карточка | |
Союз |
(97) | Союз как служебная часть речи | 1 | 13.03 | | Знать морфологические признаки и роль союза Уметь находить союз в предложении | Работа с текстом | § 148, упр.334 | |
(98) | Р.р. Описание действий. Описание трудовых процессов | 1 | 15.03 | | Знать особенности текста - описания трудовых процессов, элементы его композиции Уметь анализировать текст | Анализ текста | Р.р. - §4 | |
(99) | Виды союзов по составу и значению. Сочинительные и подчинительные союзы | 1 | 16.03 | | Знать сочинительные и подчинительные союзы, простые и составные союзы Уметь определять разряд союза по значению и его роль в предложении | Анализ предложений, составление схем | §148, карточка | |
| | | | | | | |
(100, 101) | Сочинительные союзы. Пунктуация при сочинительных союзах | 2 | 19.03 20.03 | | Знать группы сочинительных союзов, правила постановки запятой при них Уметь определять разряд союза, расставлять знаки препинания | Конструирование предложений | §149, упр.337, 344 | |
(102, 103) | Подчинительные союзы. Пунктуация при подчинительных союзах | 2 | 22.03 23.03 | | Знать группы подчинительных союзов по значению, правила постановки запятой перед ними | Анализ текста | §150, упр. 349, карточка | |
26 (104) | Р.р. Описание действий. Описание трудовых процессов | 1 | 2.04 | | Знать особенности текста - описания трудовых процессов, элементы его композиции Уметь анализировать текст | Анализ текста | Р.р. - §4 | |
(105, 106) | Р.р. Подготовка к сочинению-описанию трудовых процессов. Написание сочинения | 2 | 3.04 5.04 | | Уметь строить связное высказывание на заданную тему, отбирая средства выразительности | Сочинение | Р.р. - §3 | |
(107) | Морфологический разбор союзов | 1 | 6.04 | | Уметь выполнять морфологический разбор союзов, определять их роль в предложении | Самостоятельная работа | Упр. 330, морфологический разбор союзов из записанных предложений | |
(108) | Правописание составных союзов | 1 | 9.04 | | Знать правила написания составных и двойных союзов Уметь писать союзы | Комментированное письмо предложений | §150, карточка | |
(109, 110) | Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ. Различение союзов и местоимений с частицами | 2 | 10.04 12.04 | | Знать приемы различения союзов и местоимений Уметь различать союзы и другие части речи, правильно их писать | Комментированное письмо | §150, упр.354, карточка | |
(111, 112) | Правописание союзов ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ПРИЧЕМ, ПРИТОМ | 2 | 13.04 16.04 | | Знать приемы различения союзов и местоимений Уметь различать союзы и другие части речи, правильно их писать | Комментированное письмо | §150, упр.360 | |
(113) | Закрепление: правописание союзов | 1 | 17.04 | | Знать приемы различения союзов и местоимений Уметь различать союзы и другие части речи, правильно их писать | тест | Упр.355 | |
(114) | Обобщение и повторение изученного по теме «Союз» | 1 | 19.04 | | Знать приемы различения союзов и местоимений Уметь различать союзы и другие части речи, правильно их писать | Проверочная работа | карточка | |
(115) | Повторение орфографии | 1 | 20.04 | | Уметь применять известные орфографические правила, определять вид орфограммы в слове | Тест | Упр.369, 371 | |
(116) | Повторение пунктуации | 1 | 23.04 | | Уметь производить пунктуационный разбор предложений, применять пунктуационные правила | Пунктуационный разбор | Упр.374 | |
(117) | Р.р. Описание спортивных действий | 1 | 24.04 | | Знать особенности построения текста-описания спортивных действий Уметь отмечать особенности композиции | Анализ текста | Р.р.- §3, упр.40 | |
Частица |
(118) | Понятие о частице. Роль частиц | 1 | 26.04 | | Знать морфологический признаки частиц Уметь находить частицы, определять их роль в тексте | Анализ текста | §151, упр.382 | |
(119) | Разряды частиц | 1 | 27.04 | | Знать разряды частиц Уметь находить частицы в тексте, определять их разряд и роль | Анализ текста | §151, упр.384 | |
(120) | Контрольный диктант | 1 | 3.05 | | Уметь записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки существительного, его роль в предложении. | Диктант с грамматическим заданием Проверить: Умения и навыки записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, определять морфологические признаки глагола, его роль в предложении, выполнять морфологический, морфемный и словообразовательные разборы, синтаксический разбор. | | |
(121) | Р.р. Описание спортивных действий | 1 | 4.05 | | Уметь строить текст на заданную тему | Сочинение-миниатюра | Р.р. – упр.43 | |
(122, 123) | Формообразующие частицы | 2 | 7.05 8.05 | | Знать роль формообразующих частиц Уметь находить формообразующие частицы, определять, какие формы они образуют, образовывать формы различных частей речи с помощью частиц | Тест | §151, упр.332 | |
(124) | Модальные частицы, значение модальных частиц | 1 | 10.05 | | Знать, какую роль играют модальные частицы Уметь находить модальные частицы, определять их роль в предложении | Анализ текста | §152, упр. 397 | |
(125) | Дефисное и раздельное написание частиц | 1 | 11.05 | | Знать, какие частицы пишутся через дефис | Комментированное письмо предложений | §152, упр. 399 | |
(126) | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 14.05 | | Знать особенности построения рассказа на основе услышанного Уметь анализировать стилистические особенности текста | Анализ текста | Р.р. – стр.49 | |
|
(127, 128, 129) | Правописание частицы НЕ с различными частями речи | 3 | 15.05 17.05 18.05 | | Знать, как пишется частица НЕ с различными частями речи Уметь определять часть речи, применять алгоритм рассуждения | Комментированное письмо, тест | §152, упр. 448, 432, 343 | |
(130, 131, 132) | Значения частицы НЕ и НИ. Различение частиц НЕ и НИ | 3 | 21.05 22.05 24.05 | | Знать значения частиц НЕ и НИ и их роль Уметь различать отрицательные частицы | Комментированное письмо, тест | §153, карточка, упр. 430 | |
(133) | Р.р. Рассказ на основе услышанного. Обрамление рассказа | 1 | 25.05 | | Знать роль обрамления в рассказе Уметь составлять обрамление к рассказу на основе услышанного | Анализ текста, составление обрамления | Р.р. – стр.43-45 | |
(134, 135) | Различение частиц НЕ и НИ, приставок и союза НИ-НИ | 2 | 28,29.05 | | Знать, чем может являться НЕ и НИ Уметь различать союз, приставки и частицы | Комментированная запись предложений, тест | § 152, 153, упр. 146, 148 | |
(136, 137) | Р.р.Изложение с элементами сочинения | 2 | | | Уметь составлять обрамление к рассказу, излагать текст с соблюдением стилистических особенностей текста | Изложение с элементами сочинения | Р.р. – П.5 | |
| | | | | | | | | 1 | | | Знать, чем может являться НЕ и НИ Уметь различать союз, приставки и частицы | Комментированная запись предложений, тест |
| | | | | | | | |