Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин). Учебник «Русский язык. 7 класс», издательство «Просвещение», 2016. Программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык». Содержание курса реализуется посредством применения следующих учебных пособий: Учебник «Русский язык. 7 класс», издательство «Просвещение».
Место учебного предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.
Программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть составляет 74 ч, которые отводятся на проведение контрольных, самостоятельных, практических работ.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
МБОУ «Климовская школа»
Календарный учебный график МБОУ «Климовская школа» рассчитан на 35 учебных недель.
Изучение русского языка в 7 классе реализуется за счет 4 часов инвариантной части учебного плана МБОУ «Климовская школа »:
7 класс всего 140 часов.
В соответствии с ФГОС содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире.
Цели изучения русского языка могут быть достигнуты при выполнении следующих задач:
• развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексы-повествования небольшого объёма;
• воспитать у учащихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Перечислены умения, связанные с формированием языковой и лингвистической; коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной компетенций, т.е. те, которые выносятся на контроль. Умения, связанные с культуроведческой компетенцией, на контроль не выносятся.
Результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения
учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершествованию;
формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
представление о русском языке как языке русского народа;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
овладение всеми видами речевой деятельности;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
«Русский язык» 7 класс.
Введение. 10 часов
Русский язык в современном мире.
Речь. Речевое общение.
Речевой этикет.
Функциональные разновидности языка.
Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы.
Морфология. 125 часов:
Причастие. 31 час
Система частей речи в русском языке.
Понятие о причастии.
Признаки глагола и прилагательного у причастия.
Причастный оборот.
Действительные и страдательные причастия
Полные и краткие формы причастий.
Причастия настоящего и прошедшего времени.
Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.
Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.
Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.
Морфологический разбор причастий.
Правописание НЕ с причастиями.
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.
Деепричастие 17 часов
Понятие о деепричастии.
Деепричастный оборот.
Правописание НЕ с деепричастиями.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Морфологический разбор деепричастия.
Наречие 29 часов
Наречие как часть речи.
Разряды наречий по значению.
Степени сравнения наречий.
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е).
Морфологический разбор наречия.
Одна и две буквы Н в наречиях на –о (-е) .
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис между частями слова в наречиях.
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Предлог 15 часов
Предлог как часть речи.
Предлоги производные и непроизводные.
Предлоги простые и составные.
Правописание предлогов.
Употребление предлогов в речи.
Морфологический разбор предлога.
Союз 18 часов
Союз как часть речи.
Разряды союзов.
Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Правописание союзов.
Союзы и союзные слова.
Союзы в простых и сложных предложениях.
Морфологический разбор союза.
Частица 13 часов
Частица как часть речи.
Разряды частиц.
Правописание частиц.
Правописание частицы НЕ.
Разграничение частиц НЕ и НИ.
Междометие 2 часа
Междометие.
Повторение изученного в 7 классе 2 часа
Резерв 3 часа.
Тематическое планирование
Русский язык 7 класс
(4ч/неделя 140ч /год)
№ п/п | Разделы программы | Авторская программа | Рабочая программа количество часов | Из них |
теоретический материал | развитие речи | контрол. работы, диктанты |
1 | Введение. | 10 | 10 | 8 | 1 | 1 |
2 | Морфология | 130 | 125 | 105 | 14 | |
2.2 | Причастие. | 32 | 31 | 27 | 3 | 1 |
2.3 | Деепричастие. | 22 | 17 | 12 | 4 | 1 |
2.4 | Наречие. | 28 | 29 | 25 | 2 | 2 |
2.5 | Предлог. | 12 | 15 | 12 | 2 | 1 |
2.6 | Союз. | 20 | 18 | 16 | 1 | 1 |
2.7 | Частица. | 15 | 13 | 11 | 2 | 1 |
2.8 | Междометие. | 1 | 2 | 2 | | |
9 | Итоговый урок. | - | 2 | 2 | | |
10 | Резерв | - | 3 | 3 | - | - |
Всего: | 140 | 140 | 125 | 15 | 8 |
Контрольные диктанты – 4, Словарные диктанты – 2, Контрольная работа –2, Изложение – 2, Сочинение – 2
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 7 классе
4 часа в неделю, всего 140 часов в год
№ п/п | Дата | Название раздела (кол-во часов), темы уроков | Домашнее задание | Примечания |
План | факт |
-
| -
| -
| -
| -
| -
|
Введение 10 часов (9 часов + 1 час развития речи) | |
1 | | | Русский язык в современном мире. | §1 | |
2 | | | Речь. Речевое общение. | §2 | |
3 | | | Речь. Речевое общение. | §2 | |
4 | | | Речевой этикет | §3 | |
5 | | | РР Сочинение-рассуждение по упр.24 | | |
6- 7 | | | Функциональные разновидности языка. | § 4 | |
8- 9 | | | Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы. | §5 | |
10 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. (Срезовая работа на начало года). | | |
Морфология 124 (103 часа + 14 часов развития речи) |
11 | | | Система частей речи в русском языке. | §6 | |
Причастие 31 (28 часов + 3 часа развития речи) |
12 | | | Понятие о причастии. | §7 | |
13 | | | Понятие о причастии. | §7 | |
14- 15 | | | Признаки глагола и прилагательного у причастия. | §8 | |
16- 17 | | | Причастный оборот. | § 9 | |
18 | | | Действительные и страдательные причастия. | § 10 | |
19 | | | РР Сжатое изложение по упр. 72 | | |
20- 21 | | | Полные и краткие формы причастий. | § 11 | |
22 | | | Причастия настоящего и прошедшего времени. | §12 | |
23-24 | | | Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. | § 13 | |
25- 26 | | | Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. | § 14 | |
27 | | | РР Комплексная работа с текстом. | | |
28- 29 | | | Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. | §15 | |
30- 31 | | | Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. | § 16 | |
32 | | | Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. | § 17 | |
33 | | | Морфологический разбор причастий. | § 18 | |
34- 35 | | | Правописание НЕ с причастиями. | § 19 | |
36 | | | РР Изложение по упр.139 | | |
37 | | | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | §20 | |
38- 39 | | | Повторение по теме «Причастие». | § 21 | |
40 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» | | |
41 | | | Работа над ошибками | | |
Деепричастие 17 (9 часов + 6 часов развития речи) |
42 | | | Понятие о деепричастии. | § 22 | |
43-44 | | | Деепричастный оборот. | § 23 | |
45 | | | РР Тезисный план текста. (Упр.165) | | |
46- 47 | | | Правописание Не с деепричастиями. | § 24 | |
48- 49 | | | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | § 25 | |
50 | | | РР Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень» ( упр. 181, 182) | | |
51- 52 | | | РР Рассуждение и его виды. | § 26 | |
53-54 | | | РР Сочинение-рассуждение (упр.193) | | |
55 | | | Морфологический разбор деепричастия. | § 27 | |
56 | | | Повторение темы «Деепричастие». | § 28 | |
57 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие» | | |
58 | | | Работа над ошибками | | |
Наречие 29 (25 часов + 2 часа развития речи) |
59- 60 | | | Наречие как часть речи. | § 29 | |
61- 62 | | | Разряды наречий по значению. | § 30 | |
63- 64 | | | Комплексная работа над текстом. | | |
65- 66 | | | Степени сравнения наречий. Степени сравнения наречий. | § 31 | |
67- 68 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (е). | § 32 | |
69 | | | Морфологический разбор наречия. | § 33 | |
70 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» | | |
71- 72 | | | Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е) . | | |
73 | | | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | § 35 | |
74- 75 | | | Буквы о и а на конце наречий. | § 36 | |
76- 77 | | | Дефис между частями слова в наречиях. | § 37 | |
78 | | | РР Подробное изложение по упр. 241 | | |
79- 80- 81 | | | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | § 38 | |
82 | | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | §39 | |
83 | | | РР Речевая характеристика героя (на материале упр. 252) | | |
84- 85 | | | Повторение темы «Наречие». | § 40 | |
86 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие». | | |
87 | | | Работа над ошибками | | |
Предлог 15 (12 часов + 2 часа развития речи) |
88 | | | Предлог как часть речи. | § 41 | |
89- 90 | | | Предлоги производные и непроизводные. | § 42 | |
91- 92 | | | РР Сочинение. | | |
93 | | | Предлоги простые и составные. | § 43 | |
94- 95- 96 | | | Правописание предлогов. | § 44 | |
97- 98 | | | Употребление предлогов в речи. | § 45 | |
99 | | | Морфологический разбор предлога. | § 46 | |
100- 101 | | | Повторение темы «Предлог» | § 47 | |
102 | | | Контрольная работа по теме «Предлог». | | |
Союз 18 (16 часов + 1 час развития речи) |
103 | | | Союз как часть речи. | § 48 | |
104 | | | Разряды союзов. | § 49 | |
105 | | | Сочинительные союзы. | § 50 | |
106- 107 | | | Подчинительные союзы. | § 51 | |
108- 109- 110 | | | Правописание союзов. | § 52 | |
111 | | | РР Сочинение-рассуждение.(упр.316) | | |
112- 113- 114 | | | Союзы и союзные слова. | § 53 | |
115- 116 | | | Союзы в простых и сложных предложениях. | § 54 | |
117 | | | Морфологический разбор союза. | § 55 | |
118 | | | Повторение темы «Союз». | § 56 | |
119 | | | Контрольный диктант (или контрольная работа) по теме «Союз». | | |
120 | | | Работа над ошибками | | |
Частица 13 (11 часов + 2 часа развития речи) |
121 | | | Частица как часть речи. | § 57 | |
122- 123 | | | Разряды частиц. | § 58 | |
124 | | | Правописание частиц. | § 59 | |
125- 126 | | | Правописание частицы не. | § 60 | |
127- 128 | | | Разграничение частиц не и ни. | § 61 | |
129- 130 | | | РР Сочинение-рассуждение по упр. 368 | | |
131 | | | Повторение темы «Частицы». | § 62 | |
132- 133 | | | Контрольная работа по теме «Служебные части речи». | | |
Междометие 2 (2 часа) |
134 | | | Междометие. | § 63 | |
135 | | | Итоговая контрольная работа. | | |
136 | | | Повторение в конце года | | |
137 | | | Итоги года | | |
138 | | | Резерв | | |
139 | | | Резерв | | |
140 | | | Резерв | | |
16