СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку (7 класс).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку разработана для 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку (7 класс).»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Луговская средняя общеобразовательная школа

Зонального района Алтайского края



«Рассмотрено»


На заседании МО учителей естественно гуманитарных наук

Руководитель МО. Беккель Н.Г.______


Протокол № __ от __. ____. 2016г.


«Согласовано»


Зам. Директора по УВР

Соболева П.В. _________


___._____. 2016г.

«Утверждаю»


Директор МКОУ Луговской СОШ



Приказ № _______

от __. ______. 2016г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку 7 класс




Ступень: основное общее образование

Срок реализации: 1 год


Беккель Н.Г. учитель русского языка, литературы, высшая квалификационная категория




С. Луговское


2016 - 2017 учебный год



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Луговской СОШ с учетом УМК и авторской Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т.Барановой, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского для 5-9 классов. – М.: «Просвещение», 2011.

Рабочая программа предназначена для учащихся 7 класса МКОУ Луговской СОШ на 2013-2014 учебный год.

На изучение предмета отводится 5 часов в неде­лю, 170 часов за учебный год.


Формы обучения – виды учебных занятий, направленных на развитие школьников урок, факультатив, практикум, лекция, семинар и др.

Классификация форм обучения:

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

Фронтальные

Активные (семинар, лекция, зачет, консультация, учебная конференция, урок-игра, урок-суд, урок-путешествие)

Метод – система определенных приемов обучения.

Методы контроля знаний:

Устные

Письменные

Графические

Программированные

Комбинированные

Методы обучения: индивидуальные, групповые и фронтальные.

Объяснительно-иллюстративные

Репродуктивные

Проблемные

Частично-поисковые

Исследовательские


Цель изучения русского языка: формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетентности , языковых и речевых умений учащихся.


Задачи:

  • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основными знаниями о родном языке

  • развитие языкового и эстетического идеала

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся в устной и письменной форме

  • развитие логического мышления учащихся

  • обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку

  • формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.


Используемый УМК

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык, 7 класс». Авторы Баранова М.Т, Ладыженская, Т.А, Тростенцова Л.А, - Москва «Просвещение», 201

  2. Русский язык. Диктанты и изложения. 7 класс. Соловьёва Н.Н. Москва «Просвещение»



  1. Учебно-тематический план


Раздел

Количество часов + развитие речи

Количество контрольных работ

Количество творческих работ

Русский язык как развивающееся явление

1

-

-

Повторение пройденного в 5-6 классах

12+2

1

-

Причастие

25+6

1

3

Деепричастие

10+2

1

1

Наречие

28+6

1

5

Категория состояния как часть речи.

4+2

-

1

Предлог

11+2

1

2

Союз

16+2

1

1

Частица

18+2

1

2

Междометие. Звукоподражательные слова.

4

-

-

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

12+2

1

1

Общее количество

170

8

16



3. Содержание тем учебного курса

170 ч (5 часов в неделю)

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

Повторение пройденного в V-VI классах (12 ч+2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Причастие (25 ч+6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесенá, принесенó, принесены´), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (10 ч+2 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного виды и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.

Наречие (28 ч+6 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на –о и –е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (4 ч+2 ч)

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Служебные части речи. Культура речи (1 ч)

Предлог (11 ч+2 ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (16 ч+2 ч)

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и разделительные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (18 ч+4 ч)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в VII классе (12 ч+2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему
























4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ.

Авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

ВСЕГО: 170 ЧАСОВ (5 часов в неделю)


№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Русский язык как развивающееся явление( 1 час)

1


Русский язык как развивающееся явление

Изучение нового материала

Знать содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; историю существования и развития русского языка; основные изменения, происходящие в языке в течение времени.

Повторение пройденного в 5-6 классе (12+2)

2








3.


4.





5.



6.


7.


Синтаксис и пунктуация








Синтаксис и пунктуация


Лексика и фразеология.





Фонетика и орфография



Фонетика и орфография


Словообразование и орфография


Комбинированный урок








Практикум.


Комбинированный урок





Комбинированный урок



Практикум.


Комбинированный урок

Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препин-я в ПП и СП; «видеть» сигналы пунктограмм и применять пунктуационные правила на письме.


Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы. Уметь оперировать понятиями при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями


Знать характеристики звуков, пони-мать и оперировать терминами: сильная и слабая позиция звука; знать орфоэпические нормы и соблюдать их в устной речевой практике.

Уметь работать с орфограф-им и орфоэпическим словарями.

Знать орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях

Уметь различать формы слова и однокоренные слова, составить слово по заданной схеме, дать хар-тику слова, опираясь на схему; работать со словообраз-ным словарем


9.


10.






11.






12.







13.







14




15.


Словообразование и орфография



Морфология и орфография






Морфология и орфография






Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классе»





Работа над ошибками в контрольном диктанте№1






Р. Р. Текст. Стили литературного языка.



Публицистический стиль. Жанры. Основные особенности.

Практикум.



Комбинированный урок






Практикум.






Урок контроля знаний







Урок коррекции знаний







Урок развития речи




Урок развития речи




Знать основные сведения по морфологии, правописание гласных в окончаниях слов разных частей речи

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам, различать одинаково звучащие морфемы, работать с орф-ким словарем.

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах.

Уметь распознавать изученные части речи и определять их морфологические признаки; выполнять морфологический разбор слов; правильно писать слова с изученнымиорф-мами и обозначать их графически.


Знать основные сведения по морфологии, орфографии, синтаксису.

Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы совр-го русского языка, осуществлять письменный речевой самоконтроль, развивать способность к самооценке.


Знать классификацию

ошибок, особенности орфографического и пунктуационного

разбора предложения

Совершенствовать орф-кие умения и навыки, оценивать собственную деятельность и деятельность других


Знать основные признаки текста, типы речи.

Уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи.

Знать изученные стили языка.

Уметь осуществлять комплексный анализ текста, работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, выделять их особенности.

Уметь создавать тексты различной стилистической направленности

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ПРИЧАСТИЕ. (25+6)

16




17




18.




19.




20.



Повторение пройденного о глаголе.




Причастие как часть речи




Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий в предложении


Склонение причастий..Правописание гласных в падежных окончаниях причастий


Причастный оборот

Урок повторения




Изучение нового материала







Изучение нового материала


Изучение нового материала


Знать формальные признаки причастия, семантику, морфологические признаки глагола и прилагат., присущие причастиям; о стилистической роли причастий

Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий, различать однокоренные прилагат. и причастия, составлять сл/соч и предложения с причастиями






Знать нормы согласования причастий с определяемыми словами

Уметь безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса

21.




22



23




24



Выделение причастного оборота запятыми.



Р.р. Описание внешности человека



Действительные и страдательные причастия



Краткие и полные страдательные причастия

Изучение нового материала



Урок развития речи



Изучение нового

материала



Изучение нового материала

Знать правила выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова

Уметь выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова

Описание как тип речи. Описание внешности человека. Словесный портрет. Элементы внешней характеристики человека.

Знать особенности текста описания внешности человека: структуру, языковые особенности ( в т.ч. специальн. «портретные» слова).

Уметь создавать собственный текст заданного типа

Знать действительные и страдательные причастия.

Уметь различать действительные и страдательные причастия

25.



Образование действительных причастий настоящего времени.


Изучение нового материала

Знать полные и краткие страдательные причастия.

Уметь различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении

26



Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок закрепления знаний

Знать способы образования действительных причастий наст.вр.; условия выбора гласной в суффиксе этих причастий

Уметь опознавать суффиксы действительных и страд-ных причастий настоящего и прошедшего времени ; находить изучаемую орф-му, правильно писать её

27.



Образование действительных причастий прошедшего времени.

Изучение нового материала

Знать способы образования действительных причастий прош. вр.

Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени


28.



Р.р. Обучающее изложение – описание внешности

Уроки развития речи

Уметь определять тема, основная мысль и план текста. Ключевые слова (причастия), передающие основную мысль текста. Писать изложение с изменением лица рассказчика. Знать памятку «Как писать изложение»

Уметь адекватно передавать содержание текста

29



Образование страдательных причастий настоящего времени.

Изучение нового материала

Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени.

30.



Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Практикум.

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

31.



Образование страдательных причастий прошедшего времени.

Изучение нового материала

Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени.

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

32.



Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Изучение нового материала

Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени

33.



Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных..

Изучение нового материала

Знать о правописании гласных в суффиксах страдательных причастий.

Уметь выбрать необходимую орфограмму

34.



Одна буква Н в кратких причастиях.

Практикум

Знать о правописании Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и прилаг., образованных от глаголов; Н в кратких причастиях.

Уметь определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм

35.



Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Изучение нового материала

Знать о правописании Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и прилаг., образованных от глаголов; Н в кратких причастиях.

Уметь определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм

36,37



Р.р. Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя)

Урок развития речи

Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумать его композицию, адекватно передать содержание

38



Морфологический разбор причастий

Изучение нового материала

Знать порядок морфологического разбора причастия.

Уметь делать морфологический разбор причастий

39.


Слитное и раздельное написание не с причастиями

Изучение нового материала

Знать условия слитного и раздельного употребления НЕ с причастиями

Уметь определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

40


Слитное и раздельное написание не с причастиями

Практикум.

Знать условия слитного и раздельного употребления НЕ с причастиями

Уметь определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

41


Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Изучение нового материала


Знать условия выбора букв после шипящих в суффиксах страд.прич. прош. вр

Уметь применять орфограмму применительно к разным частям речи и разным морфемам

42.


Повторение и обобщение изученного о причастии.

Практикум.

Знать теоретические сведения о причастии как части речи, орфографические и пунктуационные правила, изученные в данном разделе

Уметь правильно писать, произносить и употреблять в речи причастия

43.


Контрольный диктант№ 2.

по теме «Причастие»


Урок контроля знаний

Знать теоретические сведения о причастии как части речи, орфографические и пунктуационные правила, изученные в данном разделе

Уметь правильно писать, произносить и употреблять в речи причастия

44

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками в контрольном диктанте по теме «причастие»

Урок коррекции знаний




Знать классификацию

ошибок, особенности орфографического и пунктуационного

разбора предложения

45,46.


Р.р. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы»

Уроки развития речи


Совершенствовать орфографические умения и навыки. Знать структуру сочинения-описания

Уметь выбирать языковые средства в зависимости от темы текста и основной мысли

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10+2)


47.


Деепричастие как часть речи. Синтаксическая роль в предложении.

Изучение нового материала

Знать Деепричастие. Основное и добавочное действие. Общее грамматическое значение морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий.

48.


Глагольные и наречные свойства деепричастий. Текстообразующая роль деепричастий.

Изучение нового материала


Знать глагольные и наречные признаки деепричастия, нормы употребления деепричастий в речи

Уметь находить деепричастия в тексте, употреблять деепричастия в речи

49.


Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Изучение нового материала

Знать понятие деепричастный оборот.

Уметь распознавать деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их на письме запятыми; производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; подчеркивать деепричастные обороты как члены предложения.

50.


Деепричастный оборот. Выделение одиночного причастия запятыми.

Практикум.


51.


Раздельное написание НЕ с деепричастиями


Знать правило написания НЕ с деепричастиями.

Уметь сопоставлять правописание НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами

52.


Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование

Изучение нового материала

Знать способы образования деепричастий

Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, применять орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия»

53.


Деепричастия совершенного и несовершенного вида

. Практикум.




54.


Морфологический разбор деепричастий


Изучение нового материала

Знать порядок морфологического разбора деепричастия.

Знать порядок морфолог-ого разбора деепричастия

55.


Контрольный диктант№ 3.

по теме «Деепричастие»




56, 57.


Р. Р. Сочинение – рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь»

Урок развитие речи

. Знать приемы систематизации материала

Уметь излагать мысли на заданную тему

Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи и применять знания

Умение выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты

58.


Работа над ошибками в диктанте по теме «Деепричастие»

Урок коррекции знаний

Знать классификацию

ошибок, особенности орфографического и пунктуационного разбора предложения


НАРЕЧИЕ (28+6)


59.


Наречие как часть речи

Изучение нового материала

Знать общее значение, морфологич. признаки и синтаксич. роль наречий

Уметь опознавать наречия в сл/соч и предложении на основе учета их грамм-ского значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении

60.


Синтаксическая роль наречий в предложении

Изучение нового материала


61.


Текстообразующая роль наречий.

Урок закрепления знаний

Знать значения, выражаемые наречиями.

Уметь находить в тексте наречия и определять их значения.

62.


Словообразование нраречий

Изучение нового материала


63.



Р.р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег»

Урок развития речи


64




65.


Степени сравнения наречий и их образование


Изучение нового материала


Знать способы образования сравнит.и превосх. степени наречий, синтаксич. роль наречий в предложении.

Уметь образовывать наречия сравнит.степени, определять их синтаксич. роль, отличать сравнит. степень

Степени сравнения наречий и их образование.

Практикум

наречия от сравнит.степени прилагательных.


66.


Морфологический разбор наречий

Изучение нового материала

Знать план и образец морфологического разбора наречия как части речи.

Уметь характеризовать наречие как неизменяемую часть речи, соотносимую с сущ., прилаг., числит., глаголами

67.


Р.р. Изложение. Пересказ текста с описанием действия.

Урок развития речи

Умение создавать текст-повествование на заданную тему

68.


Слитное и раздельное написание не с наречиями на –ои- е

Изучение нового материала

Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями

Уметь применять на практике изученное правило

69.


Слитное и раздельное написание не с наречиями на –ои- е

Практикум.

Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями

Уметь применять на практике изученное правило

Знать условия выбора написания Н и НН

Уметь писать слова с Н и НН


70.


Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Изучение нового материала

Знать условия выбора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-.

Уметь писать НЕ и НИ с разными частями речи

71.


Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Практикум.


Знать условия выбора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-.

Уметь писать НЕ и НИ с разными частями речи


72.


Одна и две буквы н в наречиях на

о и –е



Изучение нового материала

Знать условия выбора написания Н и НН

Уметь писать слова с Н и НН


73.


Одна и две буквы н в наречиях на

о и

Практикум.




74


Р. Р. Описание действия

Урок развития речи

Уметь анализировать тексты, описывающие процессы труда, и определять роль наречий в них; самостоятельно описывать процессы труда; предупреждать ошибки,связанные с неоправданным повторением слов.

75.


Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Изучение нового материала

Знать условия выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий Уметь писать О и Е после шипящих в разных частях слова и разных частях речи

76.


Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Урок практикум


77.


Р. Р. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям


Урок развития речи

Умение создавать репортаж или интервью с описанием действий по личным впечатлениям

78


Буквы о и а на конце наречий

Изучение нового материала

Знать условия написания суффиксов наречий

Уметь писать наречия с суффиксами –О и -А

79.


Буквы о и а на конце наречий

Закрепление материала

Знать условия написания суффиксов наречий

Уметь писать наречия с суффиксами –О и -А

80.


Буквы о и а на конце наречий

практикум

Знать условия написания суффиксов наречий

Уметь писать наречия с суффиксами –О и -А

81.


Р.Р. Подробное изложение с элементами сочинения

Уроки развития речи

Уметь писать подробное изложение

82.


Дефис между частями слова в наречиях

Изучение нового материала

Знать о постановке дефиса в наречиях и других частях речи

Уметь различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий

83.


Р.р. Описание внешности и действий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья»

Урок развития речи

Умение создавать рассказ на основе изображённого на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины

84.




Дефис между частями слова в наречиях


Урок закрепления знаний

Знать условия написания дефиса в наречиях и других частях речи


85.


Дефис между частями слова в наречиях

Урок закрепления знаний

Уметьопр-ть способ образ-ния наречий; распознавать условия написания дефиса между частями слова в наречиях и обозначать данную орфограмму графически; различать наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения.


86


Слитное и раздельное написание наречий

Изучение нового материала

Знать условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных

87.


Слитное и раздельное написание наречий

Практикум.

.Уметь грамотно писать наречия; определять способ образования наречий; распознавать условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от сущ-ых и количественных числ-ых; обозначать данную орфограмму графически; различать наречия и омонимичные им слова других частей речи

88


Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Изучение нового материала

Знать условия выбора написания Ь в наречиях и других частях речи после шипящих

Уметь писать слова с основой на шипящую.

89


Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Практикум.

Знать условия выбора написания Ь в наречиях и других частях речи после шипящих

Уметь писать слова с основой на шипящую.

90.


Повторение и обобщение изученного о наречии.

Комбинированный урок

Знать условия написания дефиса в наречиях и других частях речи

91


Контрольный диктант№ 4

по теме «Наречие»

Урок контроля знаний

. Знать изученный материал

Уметь применять знания на практике

92


Работа над ошибками в диктанте по теме «Наречие»

Урок коррекции знаний

Знать классификацию ошибок, особенности орфографического и пунктуационного разбора предложения


КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ(4+2)


93.


Категория состояния как часть речи


Изучение нового материала

Знать о категории состояния как о самостоятельной части речи

Уметь отличать категорию состояния от прилагательных и наречий


94.


Отличие категории состояния от наречия

Практикум.


95



96,97


Синтаксическая роль слов категории состояния


Р.р. Выборочное изложение с описанием состояния природы (К.Паустовский «Обыкновенная земля»)




Урок развития речи

Уметь разбирать категорию состояния как часть речи



Умение учащихся выражать свои мысли, навыки сжатия текста


98


Повторение и обобщение изученного о категории состояния.

Комбинированный урок




СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч.)

ПРЕДЛОГ (11 + 2 )

99.


Самостоятельные и служебные части речи

Изучение нового материала

Знать самостоятельные и служебные части речи

Уметь определять морфологическую природу слова

100


Предлог как служебная часть речи

Изучение нового материала


101


Синтаксическая и текстообразующая роль предлогов в предложении .

Изучение нового материала

Знать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении.

Уметь различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в сл/соч и в предложении.

102


Текстообразующая роль предлогов

Комбинированный урок


103



Непроизводные и производные предлоги


Изучение нового материала

Знать о многозначности предлога, способности предлога в разных сл/соч выражать разные отношения, употреблении предлога с сущ., местоим., числ.

Уметь употреблять предлоги в сл/соч со связью предложного управления, пользоваться предлогами-синонимами и многозначными предлогами для выражения различных смысловых отношений

104



Непроизводные и производные предлоги

105


Простые и составные предлоги.

Изучение нового материала

Знать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении.

Уметь различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в сл/соч и в предложении.

106


Р.Р. Сочинение-репортаж на основе увиденного на картине

(А. В. Сайкина «Детская спортивная школа»)

Уроки развития речи

Знать жанровые особенности репортажа; творческую историю картины (кратко).

Уметь строить связный текст; писать сочинение-репортаж, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики.

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь верно писать производные предлоги

107


Слитное и раздельное написание производных предлогов

Изучение нового материала

Уметь верно писать производные предлоги

Знать правила слитного и раздельного написания производных предлогов

Уметь разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги; предупреждать речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов

108


Слитное и раздельное написание производных предлогов


. Практикум.



Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках

Уметь применять правила правописания и употребления предлогов; выполнять морфологический разбор предлога

109


Дефис в предлогах

Комбинированный урок


110


Р.Р Сочинение-рассказ от своего имени на основе прочитанного

Урок развития речи


111


5. Контрольный диктант

по теме «Предлог»

Урок контроля знаний

Знать изученный материал

Уметь применять знания на практике

112


Работа над ошибками в диктанте по теме «Предлог»

Урок коррекции знаний

Знать классификацию

ошибок, особенности орф-кого и пунктуационного разбора предложения


СОЮЗ (16+2)


113


Союз как служебная часть речи

Изучение нового материала

Знать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте.

Уметь различать союзы и предлоги

114


Синтаксическая роль союза в предложении


Изучение нового материала


115


Текстообразующая роль союзов



116


Союзы простые и составные

Изучение нового материала

Знать простые и составные союзы.

Уметь различать простые и составные союзы; создавать предложения с составными союзами

117


Союзы сочинительные и подчинительные

Изучение нового материала



Знать о делении союзов на сочинит.и подчинит. и их назначении.

Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы; расст-лять знаки преп-я в СП.

118


Союзы сочинительные и подчинительные

практикум

Знать о делении союзов на сочинит.и подчинит. и их назначении.

Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы; расст-лять знаки преп-я в СП.

119


Сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные

Изучение нового материала

Знать сочинительные союзы

Иметь навык различения сочинительных союзов, употреблённых для связи частей целого текста

120


Сочинительные союзы. Употребление в простом и сложном предложении.

Практикум.

Уметь расставлять знаки препинания в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении; определять роль сочинительных союзов в них; выполнять синтаксический разбор предложений; конструировать предложения по схемам.

121


Подчинительные союзы.

Изучение нового материала

Знать группы сочинительных союзов

Уметь определять роль сочинительных союзов; расставлять знаки препинания в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении;

122


Употребление подчинительных союзов в сложном предложении.

Изучение нового материала

Знать группы подчинит.союзов, их назначение

Уметь расставлять знаки преп-я всложноподчиненныхпредл-ях; определять роль подчинительных союзов в них; конструировать предложения по схемам.

123

124


Р.р. Сочинение – рассуждение на дискуссионную тему «Книга – наш друг и советчик»

Уроки развития речи

Знать структуру текста-рассуждения

Уметь писать сочинение-рассуждение

125


Слитное написание союзов

Изучение нового материала.

Знать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоим. с частицами то, же, бы.

Уметь писать союзы и омонимичные части речи

126


Слитное написание союзов

Практикум.


127


Отличие союзов от местоимений с предлогом и частицей.





Практикум.

Знать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоим. с частицами то, же, бы.

Уметь писать союзы и омонимичные части речи


128


Повторение и обобщение изученного по теме «Союз»

Урок повторения и обобщения знаний


129


К.Р. № 6. Контрольный диктант по теме «Союз»


Урок контроля знаний

Знать изученный материал

Уметь правильно писать союзы; отличать союзы от омонимичных частей речи; расставлять знаки препинания в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении;

130


Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

Знать классификацию

ошибок, особенности орфографического и пунктуационного

разбора предложения


ЧАСТИЦА (18+4)

131


Частица как часть речи.

Изучение нового материала

Знать об отличии частиц от знаменательных частей речи, о сходстве и отличии от служебных частей речи.

Уметь отличать частицы от других частей речи

132


Синтаксическая роль частиц в предложении

Изучение нового материала


133


Формообразующие частицы

Изучение нового материала



.

Знать формообразующие частицы и их функции

Уметь распознавать формообразующие частицы, определять их роль; различать частицы и омонимичные части речи.

134


Формообразующие частицы

Комбинированный урок

Знать модальные частицы; богатство оттенков значений модальных частиц

Уметь различать оттенки значения частиц.

135


Формообразующие частицы

Урок практикум

Знать модальные частицы; богатство оттенков значений модальных частиц

Уметь различать оттенки значения частиц.

136


Смысловые частицы

Изучение нового материала

Уметь распознавать смысловые частицы и определять, какой оттенок значения они выражают

137





137


Смысловые частицы

Комбинированный урок


138


Смысловые частицы

Урок практикум

Уметь распознавать смысловые частицы и определять, какой оттенок значения они выражают

139,140


Р.РИзложение с элементами сочинения



141


Различение на письме НЕ и НИ

Изучение нового материала

Уметь правильно писать слова с частицами НЕ и НИ

142


Различение на письме НЕ и НИ

Урок закрепления знаний

Знать о раздельном и дефисном написании частиц

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; определять состав слова.

143


Различение на письме НЕ и НИ

Урок закрепления

Знать отрицательные частицы, их роль и смысловые значения.

Уметь правильно писать слова с частицами НЕ и НИ Умение осознавать значение и употребление частицы ни

Уметь систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова).

144


Различение на письме НЕ и НИ

Практикум.

.


145


Правописание НЕ НИ с различными частями речи

Изучение нового материала

Умение различать и употреблять отрицательные частицы

Знать правила написания НЕ с разными частями речи.

Уметь систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова). Уметь писать не с различными частями речи

146


Правописание НЕ НИ с различными частями речи

. Изучение нового материала



Умение различать и употреблять отрицательные частицы

Знать правила написания НЕ с разными частями речи.

Уметь систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова). Уметь писать не с различными частями речи


147


Правописание НЕ НИ с различными частями речи

Практикум.

Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

Уметь различать частицу НЕ и приставку НЕ-.

148


Правописание НЕ НИ с различными частями речи

Практикум.

Умение различать и правильно писать ни -частицу, союз,приставку

149


К.Р. № 7. Контрольный диктант по теме «Частица»


Урок контроля знаний



Урок коррекции знаний

Знать изученный материал

Уметь правильно писать частицы.

Знать изученный материал

Уметь применять орфографические и пунктуационные правила

150



Анализ контрольного диктанта по теме «Частица»

151,152


Р.р. Сочинение- рассказ по данному сюжету

Уроки развития речи


Умение связно высказать свои мысли

Уметь писать сочинение в жанре рассказа


МЕЖДОМЕТИЕ (4 ч.)


153


Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении

Изучение нового материала

Знать о междометии как части речи, назначении в языке, употреблении в роли других частей речи.

Уметь употреблять междометия в роли других частей речи

154


Звукоподражательные слова. Отличие от междометий

Изучение нового материала

Знать об отличии междометия от знаменательных и служебных частей речи, Уметь отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, писать междометия и расставлять знаки препинания в предл-ях с междометиями.

155


Дефис в междометиях

Изучение нового материала

Знать о дефисном написании междометий и о постановке знаков препинания в предложениях с междометиями.

Уметь писать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями; составлять диалог, включающий междометия

156


Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак.




Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (12+2)


157



Русский язык. Разделы науки о языке.


Знать определения основных языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.


158,159


Р.р. Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему

Уроки развития речи

Умение определить тему в соответствии с заглавием, составить план, выбрать тип речи и композицию

160


Фонетика. Графика

Урок повторения и обобщения знаний


161


Лексика и фразеология

Урок повторения и обобщения знаний

Знать классификацию

ошибок, особенности орфографического и пунктуационного

разбора предложения

Совершенствовать орфографические умения и навыки, оценивать собственную деятельность и деятельность дру

162


Морфемика. Словообразование

. Урок повторения и обобщения знаний

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы и антонимы; определять стили речи; работать со словарями.

163


Морфология

Урок повторения и обобщения знаний

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

164


Орфография

Урок повторения и обобщения знаний

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь распознавать части речи; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор слов.

165


Синтаксис

Урок повторения и обобщения знаний

Уметь применять на практике правила орфографии, изученные в 5-7 классах.

166


Синтаксис

Урок повторения и обобщения знаний

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах

167


Пунктуация

Урок повторения и обобщения знаний

Уметь распознавать ПП и СП; выполнять синтаксический разбор предложений и словосочетаний.

168


Пунктуация

. Урок повторения и обобщения знаний

Уметь применять на практике правила орфографии и пунктуации, изученные в 5-7 классах.

169


Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса (№8)

Урок контроля


170


Работа над ошибками в итоговом контрольном диктанте за курс 7 класса

Урок коррекции знаний

Знать изученный материалаУметь применять орфографические и пунктуационные правила












5. Требования к уровню подготовки обучающихся


Учащиеся должны знать: определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастным и деепричастным оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации: выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи: адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.



6.Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

  1. Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускается 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

  1. Оценка диктантов.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.


Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационные ошибки, или 6 орфографические и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1).

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не меее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 – 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором ученик допустил 3 – 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

  1. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V – IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примером объёма текста для подробного изложения : в V классе – 100 – 150 слов, в VI классе – 150 – 200, в VII классе – 200 – 250, в VIII классе – 250 – 350, в IX классе – 350 – 450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений: в V классе – 0,5 – 1,0 страницы, в VI классе – 1,0 – 1,5 страницы, в VII классе – 1,5 – 2,0 страницы, в VIII классе – 2,0 – 3,0 страницы, в IX классе – 3,0 – 4,0 страницы. К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем , темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1 – 2 речевых недочёта.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочётов.

Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и 7 речевых недочётов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографические и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.


Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4, 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».

  1. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объём работы; 4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчёркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествующего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


7. Список литературы


  1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык, 7 класс». Авторы Баранова М.Т, Ладыженская, Т.А, Тростенцова Л.А, - Москва «Просвещение», 2011

  2. Русский язык. Диктанты и изложения. 7 класс.Соловьёва Н.Н. Москва «Просвещение», 2011

  3. Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс.Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Стракевич М.М. Москва «Просвещение», 2011










  1. Раздел VII. Лист внесения изменений и дополнений.



Дата

Содержание

изменений

Нормативный акт, закрепляющий

изменения

Примечание