СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с:
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. И. М. Бгажноковой – М: Москва Просвещение, 2013. – 5-е издание. – 287с.
Цели предмета:
1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».
2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
3) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «10» июля 2015 г. № 26);
Устав ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат».
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. И. М. Бгажноковой – М: Москва Просвещение, 2013. – 5-е издание. – 287с.
Цели предмета:
1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».
2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
3) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Задачи предмета:
1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
2) Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 7 классе - 136 часов в год (4 часа в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным состоянием воспитанников коррекционного класса. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала и психологический климат в классе.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: темы программ по классам повторяются (основные части речи, обеспечивающие высказывание- имя существительное, имя прилагательное, глагол) с постепенным наращиванием сведений по каждой теме.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
7 класс
Четверть | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ |
I | 36 | 2 |
II | 28 | 2 |
III | 44 | 2 |
IV | 28 | 2 |
Год | 136 | 8 |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В коррекционном классе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 7 классах – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в 5 и 7 классах, но и в предыдущих.
Задания для учащихся создаются в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 7 класса. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.
МЕТОДЫ УРОКА
На уроках русского языка используются следующие методы урока:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр презентаций, фильмов;
-практические – упражнения, карточки, тесты (разноуровневые);
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Звуки и буквы.
В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения и сложного предложения в 7 классе. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Текст. При изучении темы «Текст» у учащихся 7 классов формируются следующие умения:
• определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
• выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
• выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
• определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
• отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
• подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений.
Связная речь. Большое внимание в 7 классе уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 7 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 7 классе школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).
В 7 классе также обращается внимание на графические навыки.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
-учиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
-- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (70-80 слов);
-- находить способ решения орфографических задач в часто встречающихся словах;
-- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
-- участвовать в составлении плана к тексту;
-- восстанавливать текст по опорным словам, словосочетаниям;
-- писать и правильно оформлять поздравительную открытку.
2-й уровень
-- списывание текста (50-60 слов)
-- решать орфографические задачи с помощью учителя;
-- подбирать однокоренные слова с помощью вопроса;
-- различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя;
-- участвовать в составлении поздравительной открытки;
3-й уровень:
--контрольное списывание небольших текстов (20-30 слов)
№ | Ученики | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | ||
В классе 13 учеников, 7 девочек и 6 мальчиков. |
| |||||
1 | Аракелян Александр |
| Списывает тексты, почерк неаккуратный. При списывании допускает много ошибок. |
| ||
2 | Вакарин Тимофей | * |
|
| ||
3 | Волкова Мария | * |
|
| ||
4 | Елисеева Алина | * |
|
| ||
5 | Елисеева Анжела | * |
|
| ||
6 | Загнетина Татьяна | * |
|
| ||
7 | Зимина Вероника | * |
|
| ||
8 | Иванов Станислав | * |
|
| ||
9 | Калашников Василий | * |
|
| ||
10 | Коноваленко Никита | * |
|
| ||
11 | Назарова Екатерина |
|
| Не называет буквы, плохо разговаривает. Часто уходит в себя, | ||
12 | Незнахина Надежда | * |
|
| ||
13 | Смирнов Данила |
|
| Не говорящий. Не видит строчку, не может писать буквы. Не называет их. | ||
13 | итого | 10 | 1 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество уроков: всего 136 часов; в неделю 4 часа.
Плановых контрольных уроков 8, .
№ урока | Дата | Содержание учебного материала | Цели и задачи урока | Форма организации учебных занятий, виды учебной деятельности | Корректировка | ||
I четверть - 36 часов Звуки и буквы. Текст (5 ч ) Цель: систематизировать знания, полученные в 5 – 6 классах | |||||||
1 |
| Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. | повторить знания по разделу «Синтаксис»; повторить изученное о различении букв и звуков, гласных и согласных; закрепить умение в обозначении звуков и букв; навыки фонетического разбора; закрепить умение работы с безударными гласными; воспитание чувства прекрасного на примерах литературных произведений. | Комбинированный урок, работа с литературным произведением, поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе; |
| ||
2 | . | Дифференциация звуков. | Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Повторить знания по разделу «Звуки и буквы»; коррекция фонематического восприятия через игры; развитие зрительного восприятия; осуществление самоконтроля; | Урок обобщения и систематизации знаний, работа с карточками. Тестирование №1 |
| ||
3 |
| Нахождение орфограммы в слове, общий способ решения орфографических задач. | Развивать орфографическую зоркость, учить самостоятельно находить способ решения орфографических задач. | Урок обобщения и систематизации знаний; анализ текста; |
| ||
4 |
| Употребление разделительных ь иъ в словах. | Собирать и систематизировать изученный материал по данной теме; сравнивать работу ь и ъ знаков в речи; проводить сравнительный анализ; осуществление взаимоконтроля; | Урок обобщения и систематизации знаний, практическая работа |
| ||
5 |
| Работа со школьным орфографическим словарем. Алфавит. Текст. Повторение пройденного. | Учить пользоваться учебной и справочной литературой; повторить знания учащихся об алфавите; учить выполнять классификации; | Урок обобщения и систематизации знаний | Входная контрольная работа | ||
6 |
| Повторение. Простое предложение, нераспространённое и распространённое. | вырабатывать умение различать в тексте простое и сложное предложение; формировать пунктуационную грамотность; воспитание любви к Родине; | Урок обобщения и систематизации знаний | Анализ диктанта | ||
7 |
| Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзоми. Знаки препинания. | Формировать представления об однородных членах предложения; учить находить в предложении однородные члены предложения; учить составлять схемы однородных предложений с обозначением союзов; | Урок повторения |
| ||
8 |
| Распространение предложений однородными членами предложения. | Формирование умения распространять предложения однородными членами; повторить постановку знаков препинания между однородными членами; | Урок повторения |
| ||
9 |
| Составление предложений с заданными однородными членами предложения. | Формировать умение составлять сложные предложения с однородными членами предложения; повторить материал о главных и второстепенных членах предложения; коррекция устной и письменной речи; | Урок повторения. Урок развития речи |
| ||
10 |
| Обращение, его место в предложении. Употребление обращения в диалоге. | Повторить понятие «обращение», развитие и коррекция устной речи; научить умению обращаться к товарищу с просьбой; развитие личностных качеств; | Урок повторения Урок развития речи |
| ||
11 |
| Текст. Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль (с опорой на рисунки). | Формирование умений работы по тексту; развитие письменной речи учащихся; актуализация словаря; развитие зрительно-пространственной ориентировки на рисунках; | Урок повторения Урок развития речи |
| ||
12 |
| Диктант по теме «Повторение». | Выявить уровень остаточных знаний. | Контрольная работа (диктант) №1 |
| ||
13 |
| Анализ диктанта, работа над ошибками. | Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; | Закрепление |
| ||
14 |
| Р.р.Адрес. Повторение. Дополнение тематического словаря адресными данными. | Формировать и закреплять умение заполнять почтовый конверт (ранее на уроках рус. яз и СБО); развитие коммуникативных навыков; зрительно-пространственная ориентировка. | Урок развития речи Заполнение конверта. |
| ||
15 |
| Р.р.Поздравление. Повторение. Профессиональные праздники. Внесение личностно значимых профессиональных праздников в календарь памятных дат. | Закрепить умение заполнения поздравительной открытки; Расширение тематического словаря. Речевой этикет; развитие письменной речи; формирование личностных качеств; развитие умения отвечать на вопросы; | Урок развития речи Заполнения поздравительной открытки |
| ||
| Состав слова | ||||||
16 |
| Корень. Определение. Графическое изображение. | Вспомнить изученный материал по теме «Состав слова» ; учить выделять корень в словах; формирование умения находить корень слов и подбирать однокоренные слова; развитие умения рассуждать и делать выводы; | Комбинированный урок |
| ||
17 |
| Приставка. Определение. Графическое изображение. | Вспомнить изученный материал по теме «Состав слова» ; формировать понятие об изменении части слов; обогащать словарный запас; развивать умение анализа и синтеза; | Комбинированный урок |
| ||
18 |
| Суффикс. Определение. Графическое изображение | Вспомнить изученный материал по теме «Состав слова»; формировать понятие об изменении и образовании слов. Вырабатывать умение отличать формы слов от однокоренных; развитие логического мышления; | Комбинированный урок |
| ||
19 |
| Окончание. Определение. Графическое изображение | Вспомнить изученный материал по теме «Состав слова»; формировать понятие об изменении и образовании слов. Вырабатывать умение отличать формы слов от однокоренных; формировать умение работать по плану; | Комбинированный урок Тестирование №2 |
| ||
20 |
| Образование разных частей речи с помощью приставок. | Систематизировать знания по теме «Состав слова»; учить образовывать слова с помощью приставок; развитие лексико-грамматической структуры речи; развитие зрительной ориентировки; | Комбинированный урок |
| ||
21 |
| Образование разных частей речи с помощью суффиксов. | Закрепить знания о суффиксе, его графическом изображении; учить образовывать слова с помощью суффиксов; развитие коммуникативных навыков; Развитие умения ориентироваться в тексте; развитие умения доказывать свою точку зрения. | Комбинированный урок |
| ||
22 |
| Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов. | Закрепить умение находить однокоренные слова, образовывать их, выделять корень слова, писать корень в однокоренных словах единообразно. Воспитывать внимание, аккуратность при письме. Развивать умение находить в слове корень; ознакомить с единообразным написанием корней в однокоренных словах. Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже понять сущность орфографических трудностей русского письма. Формировать у детей осознанность письма. | Комбинированный урок |
| ||
23 |
| Способы проверки орфограмм в корне слова. | закрепить умения обнаруживать орфограмму в словах и применять способы проверки орфограмм в корне слова, умение работать со словарём;Учить культурному общению учащихся (знать правила, устанавливать контакты); развивать речь, мышление, внимание, память учащихся; | Урок-дискуссия |
| ||
24 |
| Правописание гласных и согласных в приставках. |
| Урок изучения нового материала |
| ||
25 |
| Разделительный твёрдый знак после приставок | Закреплять знание правописания в словах Ъ; продолжать формирование умения писать Ъ после приставок. Развивать орфографическую зоркость , умение высказываться по предложенной теме и опорным словосочетаниям; корригировать нарушения речемыслительной деятельности, восприятия; развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения), образную долговременную память. Воспитывать устойчивое произвольное внимание. | Комбинированный урок Тестирование №3 |
| ||
26 |
| Сложные слова с соединительными гласными о, е. | Познакомить с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной; уметь правильно написать соединительные гласные о, е; поупражняться в нахождении сложных слов; научить определять, с помощью основ каких слов они образованы; познакомить с лексическим значением сложных слов; развивать логическое мышление, умение работать со словарем ; воспитывать самостоятельность, внимание, интерес к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе. | Урок изучения нового материала |
| ||
27 |
| Обогащение словаря сложными словами, их активизация. | Обогащение словаря; развитие связной устной и письменной речи; развитие коммуникативных навыков; корригировать нарушения речемыслительной деятельности, восприятия; развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения), | Урок изучения нового материала |
| ||
28 |
| Объяснение значения данных слов (по образцу). | Развитие связной речи и умения давать определения словам; развитие познавательных и творческих способностей; | Комбинированный урок |
| ||
29 |
| Составление словосочетаний с данными словами, включение их в текст. | Формирование умения составлять различные словосочетания; развитие лексико-грамматической структуры речи; развитие коммуникативных навыков; | Комбинированный урок |
| ||
30 |
| Текст. Повторение пройденного. | обобщить сведения о тексте, известные учащимся; учить давать определение текста; формировать умение выявлять основные признаки текста; формировать и совершенствовать умения характеризовать текст по его признакам; развитие коммуникативных навыков; | Урок закрепления |
| ||
31 |
| Р.р. Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и опорными словами. | Формировать умение составлять план текста; анализировать составленный текст; учить самостоятельно излагать повествовательный текст по плану; развитие речи; развитие умения ориентироваться в плане; развитие памяти и внимания. | Урок развития речи Комбинированный урок |
| ||
32 |
| Упражнения на закрепление | Закрепить знания учащихся изученные за I четверть; воспитывать интерес к русскому языку, через работу с литературными текстами; развивать коммуникативные навыки; | Урок закрепления |
| ||
33 |
| Пробное изложение | Проверка и оценка знаний и умений учащихся | Контрольная работа (диктант) №2 |
| ||
34 |
| Анализ изложения, работа над ошибками. | Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; | Закрепление |
| ||
35 |
| Упражнения на закрепление | Закрепить знания учащихся изученные за I четверть; воспитывать интерес к русскому языку, через работу с литературными текстами; развивать коммуникативные навыки; | Урок закрепления |
| ||
36 |
| Состав слова, однородные предложения, члены предложения. | Проведение актуализации знаний за I четверть в игровой манере; создание ситуативного интереса и ситуации успеха; Закрепить знания учащихся по изученным темам; | Викторина Закрепление знаний и умений |
| ||
II четверть – 28 часов Части речи. Имя существительное 24 ч + р/р 4 ч Цель: прилагательных и глаголах. Развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять в речи. Развивать орфографическую зоркость. | |||||||
37 |
| Части речи. Их различение. Составление словосочетаний, состоящих из разных частей речи. | Учить употреблять и определять в предложениях различные части речи. Развивать связную речь.. Воспитывать бережное отношение к птицам. | Урок повторения |
| ||
38 |
| Существительное. Значение существительных в речи. | Уточнить представления об именах существительных как названиях предметов, людей, их качеств, явлений природы и др. - Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу, обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов-имен существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Составлять предложения и текст из деформированных слов. | Комбинированный урок Тестирование №4 |
| ||
39 |
| Описание картин окружающей действительности существительными | учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки в сочинениях учащихся; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи. | Комбинированный урок |
| ||
40 |
| Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. | закрепить умения распознавать существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце; Развитие и коррекция мышления, внимания через выполнение различных игровых заданий и упражнений; | Комбинированный урок |
| ||
41 |
| Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. | закрепить умения распознавать существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце; Развитие и коррекция мышления, внимания через выполнение различных игровых заданий и упражнений; Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи. | Комбинированный урок |
| ||
42 |
| Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза как бусинки). | Формирование представлений школьников о сравнительных оборотах; формирование навыков грамотного пунктуационного оформления сравнительного оборота; совершенствование умений употреблять сравнения в речи; совершенствование умений отличать предложения со сравнительным оборотом от сложноподчинённых предложений с придаточными сравнительными; развитие коммуникативных навыков. | Урок изучения нового материала |
| ||
43 |
| Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж. | углублять знания об именах существительных, продолжить обучать школьников выделять из текста имена существительные, определять грамматические признаки имени существительного: одушевлённые/неодушевлённые, собственные/нарицательные, род, число, падеж, склонение, составлять предложения из предложенных слов. | Комбинированный урок |
| ||
44 |
| Различение существительных по родам в словосочетаниях, правописание. | Дать представление о роде имён существительных в русском языке. Научить определять род имени существительного; способствовать развитию речи, мышления; воспитать усидчивость, интерес к предмету, чувство доброты, милосердия и сострадания; научить определять род имен существительных с помощью окончаний и местоимения «мой»; | Комбинированный урок |
| ||
45 |
| Три типа склонения существительных | Закрепить знания о падежах существительных; формировать умение определять склонение. Совершенствовать умения учащихся определять тип склонения. Закрепить умение склонять имена существительные.Совершенствование своих коммуникативных способностей путём общения в паре. Обобщить знания о склонении имен существительных. | Комбинированный урок |
| ||
46 |
| Ударные и безударные падежные окончания. | сравнить ударные и безударные окончания существительных одного и того же склонения; познакомить со способом проверки безударных окончаний. Развитие фонематического восприятия и зрительной ориентировки; | Комбинированный урок |
| ||
47 |
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1 склонения. |
| Комбинированный урок |
| ||
48 |
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 2 склонения. | совершенствовать навыки написания безударных окончаний имен существительных; формировать навыки грамотного и красивого письма, развивать речь детей, внимание, наблюдательность; пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о словах; доброжелательно относиться к собеседнику, уважать чужое мнение. | Комбинированный урок |
| ||
49 |
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 3 склонения. | Научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать, умению проверять данную орфограмму. Формировать у учащихся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность, Использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; Формировать умения: | Комбинированный урок |
| ||
50 |
| Проверка безударных окончаний существительных каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (по дороге - по земле, на дереве – на окне). | Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Осознавать познавательную задачу; | Комбинированный урок |
| ||
51 |
| Р.р.Продолжение рассказа по данному началу и плану последующих частей. | Развитие связной речи; активизация и обогащение словаря; формирование умения формулировать предложения и продолжать мысль. Формировать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; Участвовать в творческом, созидательном процессе; | Урок развития речи |
| ||
52 |
| Р.р. Записка. Повторение. Записка – извинение, записка- благодарность. | Расширение тематического словаря. Речевой этикет. Составление записок – извинений и записок – благодарностей на заданную тему. Развитие навыков применения на практике полученных знаний. Воспитать усидчивость, интерес к предмету, чувство доброты, милосердия и сострадания. Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Урок развития речи |
| ||
53 |
| Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными в заданной падежной форме. | познакомить учащихся с однородными членами предложения. Развивающая: развивать мышление, память, познавательный интерес, речь. Воспитательная: воспитывать любовь к природе, уважение к людям труда, эстетические чувства, аккуратность. | Комбинированный урок |
| ||
54 |
| Повторение по теме: «Имя существительного» | повторение, обобщение и систематизация знаний об именах существительных, контроль за усвоением знаний и умений; развитие речи учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; | Урок повторения |
| ||
55 |
| Диктант по теме: «Имя существительное» | Проверка и оценка знаний и умений учащихся | Контрольная работа (диктант) №3 |
| ||
56 |
| Анализ диктанта, работа над ошибками. | Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; | Закрепление |
| ||
57 |
| Текст. Установление последовательности фактов, подтверждающих основную мысль в тексте. Связь между ними с помощью слов сначала, потом, затем, наконец. | Продолжать формировать у детей общее понятие о тексте. Научить отличать текст от простого набора предложений по его основным признакам. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество. | Комбинированный урок |
| ||
58 |
| Р.р. Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план – схему. | Формировать умение составлять план текста; анализировать составленный текст; учить самостоятельно излагать повествовательный текст по плану; развитие речи; развитие умения ориентироваться в плане | Урок развития речи Комбинированный урок |
| ||
59 |
| Р.р. Написание изложения. | развитие памяти и внимания. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление. Воспитывать доброе отношение к нашим меньшим братьям, природе, аккуратность письма, интерес к предмету. | Урок развития речи |
| ||
60 |
| Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. | Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, | Комбинированный урок Работа с деформированными предложениями. |
| ||
61 |
| Описание предмета и его частей словосочетаниями с прилагательными. | Продолжить развивать и коррегировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, устную и письменную речь, мелкую моторику кистей рук, воображение; Воспитывать интерес к учёбе, к родному языку, чувства патриотизма. | Комбинированный урок |
| ||
62 |
| Использование прилагательных для выражения сравнения. | Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; Формировать умения: Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, | Комбинированный урок |
| ||
63 |
| Согласование прилагательных существительными в роде и числе. | Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи; уметь ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий; анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, | Комбинированный урок |
| ||
64 |
| Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. |
| Комбинированный урок |
| ||
III четверть – 44 часа | |||||||
65 |
| Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. | Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; Формировать способность к самооценке своих действий, поступков; | Комбинированный урок |
| ||
66 |
| Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: - ее, - ие. | оценивать свои успехи в учебной деятельности, контролировать и корректировать свои действия, работать в паре, соблюдая правила совместного труда; проявление интереса к изучению родного языка, стремиться применять полученные знания в практике речевого общения, | Комбинированный урок |
| ||
67 |
| Склонение прилагательных женского рода. | формирование навыков определения падежей имен прилагательных по падежам имён существительных; обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном; воспитание интереса к языку; коррекция памяти и внимания. | Комбинированный урок |
| ||
68 |
| Склонение прилагательных женского рода. | формирование навыков определения падежей имен прилагательных по падежам имён существительных; обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном; воспитание интереса к языку; коррекция памяти и внимания.стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка, | Комбинированный урок Работа с деформированными предложениями. |
| ||
69 |
| Р.р. Коллективное сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, составлением плана опорой на схему, отбором речевого материала. | Познакомить с жизнью и творчеством В.Д. Поленова. Научить учащихся передавать свое отношение к картине, понимать содержание картины и её художественные способности. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, интерес к живописи. Развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употребление в устной и письменной речи. Развивать чувство прекрасного. | Урок развития речи |
| ||
70 |
| Р.р. Письмо. Повторение. | Выделение в тексте письма вопросов и просьб к адресату как отдельной структурной единицы. Расширение тематического словаря. Коллективное сочинение писем на заданную тему, ответов на полученное письмо. | Урок развития речи |
| ||
71 |
| Постановка вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного. | научить распознавать тип склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах; прививать навыки самостоятельной работы; развитие орфографической зоркости, развитие речи. | Комбинированный урок |
| ||
72 |
| Постановка вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. | Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного. Развитие памяти и мыслительной деятельности. | Комбинированный урок |
| ||
73 |
| Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. | способствовать формированию знаний об имени прилагательном; развивать умения находить имена прилагательные в речи и определять все его грамматические категории; способствовать развитию творческой активности и познавательных интересов учащихся, ассоциативное мышление; воспитывать любовь к зимнему времени года, аккуратность, целеустремленность | Урок – закрепление |
| ||
74 |
| Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса. | закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имен прилагательных. Развивать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными и с помощью вопросов проверять безударные окончания имен прилагательных; обогащать словарный запас учащихся | Комбинированный урок |
| ||
75 |
| Распространение предложений однородными членами, выраженными прилагательными в заданной падежной форме. | совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; Определить лексическое значение имён прилагательных, их изменения по родам, числам и падежам; обозначить зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного. Развивать навык самооценки, умение поддерживать на уроке доброжелательную атмосферу; работать в коллективе, быть собранным, сдержанным на протяжении всего урока. Воспитывать интерес к предмету. | Комбинированный урок |
| ||
76 |
| Упражнения на закрепление «Прилагательное». | Развивать память, внимание, логическое мышление; совершенствовать устную и письменную речь, грамматический строй речи. | Урок закрепления |
| ||
77 |
| Диктант по теме: «Прилагательное». | Проверка и оценка знаний и умений учащихся | Контрольная работа (диктант) №4 |
| ||
78 |
| Анализ диктанта, работа над ошибками. | Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; | Урок закрепления |
| ||
79 |
| Текст. План текста. Деление главной части плана на подпункты, отражающие последовательность предъявляемых фактов (примеров). | Формировать умение составлять план текста. Учить делить на главные части и подпункты. Познакомить учащихся с понятием «абзац» как средством членения письменной связной речи, при помощи которого отделяются предложения, выражающие новую мысль, важную для читателя; развивать умения выделять части повествовательного текста (начало, основную часть, концовку); составлять план текста. | Комбинированный урок |
| ||
Глагол | |||||||
80 |
| Глагол. Значение глаголов в речи. | Расширять представления детей о значении глаголов в речи. Учить детей использовать различные по значению глаголы при составлении связных высказываний. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза. | Комбинированный урок Работа с деформированными предложениями. |
| ||
81 |
| Использование глаголов для выражения сравнения (прыгает, как мячик). | продолжить развитие у учащихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте, совершенствовать умения выполнять различные виды разборов; развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей; совершенствовать работу с кластерами, другими опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока; воспитывать любовь к родному языку и красоте родной природы. | Комбинированный урок Тестирование |
| ||
82 |
| Время и число глаголов. | дать знания о глаголе, повторить понятия времени и числа, развивать речь, творческое мышление, любовь и внимательное отношение к природе. | Урок изучения нового материала |
| ||
83 |
| Время и число глаголов. | совершенствовать умения определять время и число глагола; развитие орфографической зоркости, внимания, речи учащихся; воспитание интереса к русскому языку, при работе в группах умение слушать и слышать друг друга, сотрудничать на уроке; распознавать изученные формы глаголов; определять значение глаголов; правильно произносить формы глагола. | Урок закрепления |
| ||
84 |
| Изменение глаголов по числам | закреплять у учащихся понятия о глаголе, как части речи; формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, определять лицо и число глагола; развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навыки работы с учебником; воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, положительные качества личности; прививать интерес к предмету. | Урок закрепления |
| ||
85 |
| Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе. | развитие абстрактного и логического мышления; развитие зрительного и звукового внимания к языковым единицам; развитие и совершенствование навыков грамматического оформления речи в ходе работы над словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций; | Комбинированный урок |
| ||
86 |
| Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе. | уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. | Комбинированный урок Работа с деформированными предложениями. |
| ||
87 |
| Начальная форма глагола (неопределенная форма) на –ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? Что сделать?). | Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи. Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности. Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия. | Урок изучения нового материала |
| ||
88 |
| Начальная форма глагола (неопределенная форма) на –ть, -ться, - ти, -чь, - чься (что делать? что сделать?). | Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи. Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности. Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия. | Урок закрепления |
| ||
89 |
| Постановка глаголов в начальную форму. | познакомиться с новым понятием “Начальная форма глагола”; закрепить знания о глаголе как части речи; научить распознавать форму слова и однокоренные слова; развивать мыслительные операции, сравнения, классификации; воспитывать самостоятельность у учащихся. | Комбинированный урок |
| ||
90 |
| Постановка глаголов в начальную форму. | Углубить представления о понятии “Начальная форма глагола”; закрепить знания о глаголе как части речи; научить распознавать форму слова и однокоренные слова; развивать мыслительные операции, сравнения, классификации; воспитывать самостоятельность у учащихся. | Комбинированный урок |
| ||
91 |
| Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания. | расширить знания детей о служебных частях речи познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами выработать навык правильного письма частицы не с глаголами на основе алгоритма; формировать коммуникативные умения детей; | Комбинированный урок |
| ||
92 |
| Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания. | Воспитание культуры учебного труда создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе развитие интереса к изучению русского языка развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами развивать навыки точного употребления глаголов в речи побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы развивать умение оценивать себя и своих одноклассников. | Урок повторения |
| ||
93 |
| Правописание глаголов 2 лица единственного числа | формировать орфографическую зоркость учащихся. научить находить глаголы 1, 2, 3 лица; воспитывать интерес к предмету; развитие мелкой моторики; развитие мышления. | Урок изучения нового материала |
| ||
94 |
| 1 лицо глагола. | Урок изучения нового материала |
| |||
95 |
| 2 лицо глагола. | Комбинированный урок |
| |||
96 |
| 3 лицо глагола. | Комбинированный урок |
| |||
97 |
| Р.р. Объявление.. | Повторение раннее изученных знаний о составлении объявления. Формировать представления о видах объявлений. Объявление на улице. Расширение тематического словаря. Тематика объявлений. Составление объявлений на заданные темы. Развитие устной и письменной речи. Коррекция мыслительной деятельности. | Урок развития речи Урок повторения |
| ||
98 |
| Повторение по теме: «Глагол». | Повторение и обобщение пройденного по теме «Глагол»; Формировать навыки определения морфологических признаков глагола; Воспитывать любовь к искусству, развивать творческое воображение | Урок повторение |
| ||
99 |
| Диктант по теме «Глагол» | Проверка и оценка знаний и умений учащихся | Контрольная работа (диктант) №5 |
| ||
100 |
| Анализ диктанта, работа над ошибками. | Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; | Урок повторения |
| ||
101 |
| Местоимение. Значение личных местоимений в речи. | познакомить учащихся с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений. Формирование умений видеть местоимения в тексте, правильно употреблять их в разговорной и письменной речи. | Урок изучения нового материала Работа с деформированными предложениями. |
| ||
102 |
| Правильное соотнесение местоимений с существительными. | Формировать умение соотносить местоимение с существительным; Развивать связную устную и письменную речь. Воспитывать интерес к поэзии М.Ю. Лермонтова. | Урок изучения нового материала |
| ||
103 |
| Личные местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа. | актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению; обобщить, повторить и закрепить на практике знания о местоимении; совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи; навыки контроля и самоконтроля; умению работать в парах. | Комбинированный урок |
| ||
104 |
| Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. | Комбинированный урок |
| |||
105 |
| Употребление местоимения 2 лица множественного числа (вы, Вы). | Комбинированный урок |
| |||
106 |
| Игра «Местоимения – это …. « | Обобщить и систематизировать умения и навыки по теме в процессе выполнения тренировочных упражнений. Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений. Воспитывать интерес к урокам русского языка через игровую форму урока. | Урок – игра Урок закрепление |
| ||
107 |
| Конференция: «Части речи; | Повторить и систематизировать представления учащихся о частях речи; развитие словесно-логического мышление; развитие памяти и концентрации внимания; | Урок - конференция |
| ||
IV четверть – 28 часов | |||||||
108 |
| Употребление местоимения 2 лица множественного числа (вы, Вы). |
| Комбинированный урок |
| ||
109 |
| Культура речи при обращении к нескольким лицам и к одному человеку. |
| Комбинированный урок |
| ||
110 |
| Культура речи при обращении к нескольким лицам и к одному человеку. |
| Комбинированный урок |
| ||
111 |
| Употребление местоимения 2 лица множественного числа. |
| Комбинированный урок |
| ||
112 |
| Изменение местоимений 3 лица единственного числа по родам. |
| Комбинированный урок |
| ||
113 |
| Изменение местоимений 3 лица единственного числа по родам. |
| Комбинированный урок |
| ||
114 |
| Р.р.Коллективное сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, составлением плана, опорой на схему, отбором речевого материала. |
| Урок развития речи |
| ||
115 |
| Р.р.Коллективное сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, составлением плана, опорой на схему, отбором речевого материала. | Урок развития речи |
| |||
116 |
| Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. |
| Комбинированный урок |
| ||
117 |
| Замена местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний с ними в рядом стоящих предложениях. |
| Комбинированный урок |
| ||
118 |
| Повторение по теме «Местоимения» |
| Урок повторения |
| ||
119 |
| Повторение по теме «Местоимения» |
| Урок повторения |
| ||
120 |
| Диктант по теме «Местоимение» | Проверка и оценка знаний и умений учащихся | Контрольная работа (диктант) №6 |
| ||
121 |
| Анализ диктанта, работа над ошибками. | Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; | Урок повторения |
| ||
122 |
| Р.р. Объяснительная записка. | Формировать умение составлять объяснительную записку; развивать связную речь. Текст объяснительной записки, ее структурные части (адресат, название деловой бумаги, объяснение, фамилия, имя, отчество и подпись составителя, число). Тематический словарь. Нахождение и установление значения слов. Формирование умения преодолевать разрыв в 2-3 предложениях, связанных по смыслу, путём изменения порядка слов, употребления лексических повторов. | Урок развития речи |
| ||
123 |
| Р.р. Членение текста объяснительной записки на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги. | Урок развития речи |
| |||
Предложение. Текст. 10 ч Цель: формировать умение видеть сложное предложение и правильно ставить знаки препинания в нём; формировать умение находить обращение и правильно ставить знаки препинания. | |||||||
124 |
| Простое предложение с однородными членами. | Упражнять в комментировании для выработки аргументов пояснения правописания; Вырабатывать прочные умения для перевода в навык. Накапливать активный словарь и коммуникативные умения. Корригировать мышление на основе упражнений в умозаключении | Комбинированный урок |
| ||
125 |
| Простое предложение с однородными членами (перечисление без союзов и с одиночным союзом и). Знаки препинания. | Упражнять в комментировании для выработки аргументов пояснения правописания; Вырабатывать прочные умения для перевода в навык. Накапливать активный словарь и коммуникативные умения. Корригировать мышление на основе упражнений в умозаключении | Комбинированный урок |
| ||
126 |
| Распространение предложений однородными членами, выраженными разными частями речи. | закреплять умение находить однородные члены в предложении, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах; закреплять умение различать научный и художественный стили речи; закреплять умение развёртывать текст-описание на основе данного начала, по опорным словам, правильно употреблять предложения в структуре текста. развивать устную и письменную речь обучающихся; развивать произвольное внимание, мыслительные процессы: обобщение, классификация на основе работы со словарными словами, сравнение – на основе работы с лексическим материалом; прививать интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к родной природе; | Комбинированный урок |
| ||
127 |
| Однородные члены предложения с союзами а, но.Интонация сопоставления. Знаки препинания. | Комбинированный урок |
| |||
128 |
| Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания. Культура речи при обращении. | сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением. Развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении. Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся. Воспитывать культуру поведения учащихся, содействовать усвоению правил вежливого обращения к людям, воспитание культуры общения. | Урок изучения нового материала |
| ||
129 |
| Сложное предложение без союзов и с союзом и. Знаки препинания. | Дать общее представление об основных видах сложных предложений. Тренировать в умении строить схемы сложных предложений разного вида; воспитывать у учеников истинное понимание доброты, стремление поступать по- доброму, быть неравнодушным к людям. | Комбинированный урок |
| ||
130 |
| Сравнение сложного предложения с простым предложением. | Сравнить сложное и простое предложение; развивать мыслительные операции анализа и синтеза; развитие пространственно-зрительной ориентировки | Комбинированный урок |
| ||
131 |
| Смысловая и интонационная законченность сложного предложения. | дифференциация понятий слово-предложение; учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, обладающей смысловой и интонационной законченностью; развитие речеслуховой памяти. формировать умение анализировать интонацию предложения, соотносить с правилами обозначения предложения на письме. закрепление умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос; | Комбинированный урок |
| ||
132 |
| Составление сложных предложений с опорой на рисунки и схему сложного предложения. | Формирование умения составлять сложные предложения с опорой на рисунки. Развивать интерес к учебной деятельности; продолжать воспитывать у детей навыки доброжелательности, уважения друг к другу. | Комбинированный урок |
| ||
133 |
| Диктант по теме «Предложение» | Проверка и оценка знаний и умений учащихся | Контрольная работа (диктант) №7 |
| ||
134 |
| Анализ диктанта, работа над ошибками. | Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала; | Урок закрепления |
| ||
135 |
| Состав слова. | повторить и закрепить знания учащихся о составе лова. Развивать умение выделять части слова (морфемы); закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать; расширять словарный запас учащихся. | Урок повторения |
| ||
136 |
| Правописание гласных и согласных в корне | обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом. | Урок повторения |
| ||
резервные темы |
| Текст. Повторение пройденного. | Закрепить знания о тексте, его видах и признаках; | Урок повторения Работа с деформированными предложениями |
| ||
| Правописание гласных и согласных в корне. | Повторить знания о правописании гласных и согласных в корне; развивать устную и письменную речь обучающихся; развивать произвольное внимание, мыслительные процессы: обобщение, классификация на основе работы со словарными словами, сравнение – на основе работы с лексическим материалом; | Урок повторения |
|
По теме: методические разработки, презентации и ко