Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373,
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897,
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373», №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897», основных образовательных программ школы,
Уставом МБОУ «Школа №150».
Образовательной программой основного общего образования МБОУ «Школа №150»
Учебным планом МБОУ «Школа №150» на 2018-2019 учебный год
Годовым календарным учебным графиком МБОУ «Школа №150» на 2019-2020 учебный год
Базовый учебник 7 класс:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:
Дрофа, 2016.
Русский язык. Практика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений./ Под ред. С.Н.Пименеыой, А.П.Еремеевой, А.Ю.Купаловой- М.: Дрофа, 2017.
Никитина Е.Н. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2016.
Программа реализуется в адресованном учащимся 5—9 классов комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь», обеспечивающим необходимую теоретическую и практическую подготовку.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Основной принцип, определяющий содержание книги «Русский язык. Теория», — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.
Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса — «Русский язык. Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Преподавание ведётся на базовом уровне, 4 часа в неделю (35 учебных недель), всего 140 часов. Промежуточная аттестация учащихся проводится в форме итоговой контрольной работы.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык».
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
формирование умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов.
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:
дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;
пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им;
формировать икт-компетентность и навыки речевой культуры, необходимые в практической деятельности.
Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.
Описание места учебного предмета, курса «Русский язык» в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану, учебному графику МБОУ СОШ № 150 рабочая программа предусматривает изучение русского языка в 7 классе – 140 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с ключевыми задачами общего образования в рамках деятельностной парадигмы требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
• понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения.
• воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, средству освоения морально-этических норм
• достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение речевого общения).
Метапредметные результаты:
• владение всеми видами речевой деятельности;
• способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;
• взаимодействие в процессе речевого общения;
• овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
овладение общими сведениями о языке;
усвоение основ научных знаний, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; опознавание и анализ единиц и грамматических категорий языка;
освоение базовых понятий лингвистики;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, употребление языковых единиц адекватно речевой ситуации;
овладение стилистическими ресурсами, нормами языка, нормами речевого этикета; понимание и использование грамматической и лексической синонимии.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
• интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, книжные стили; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование ее в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;
– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
– основные единицы языка;
– нормы речевого этикета;
уметь
– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;
– анализировать структуру и языковые особенности текста;
– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;
– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
– соблюдать нормы русского речевого этикета;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
– совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Система оценивания по русскому языку
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1)полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2)обнаруживает понимание материала, может обосновать свой суждения, применять знание на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1)излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка письменных работ учащихся.
Оценка диктантов.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при пяти орфографических ошибках и 4-х пунктуационных ошибках.
Оценка «3» может быть поставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1»ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений.
оценка | Содержание и речь | грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании идо 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется более 7 орфографических и 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Содержание учебного курса «Русский язык»
Учебно-тематический план.
№ | Название разделов и содержание Тем | Кол-во часов | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Формы контроля |
1 | Введение | 1 | Осознает познавательную задачу | Строит монологические высказывания | Осознаёт роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей в жизни человека | Планирует необходимые действия | |
2. | Повторение изученного в 5-6 классах | 8 | Воспроизводит информацию и применяет с учетом решаемых задач, интегрирует информацию в имеющийся запас знаний. | Умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения. | Адекватно воспринимает оценку учителя | Принимает и сохраняет учебную задачу; способен актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки. | Тест Сл\д Дикт с подг. Контр\д Письмо по памяти |
3 | Причастие | 32 | Извлекает новую информацию, воспроизводит информацию и применяет с учетом решаемых задач, интегрирует информацию в имеющийся запас знаний. | Аргументирует свои выводы. | Пользоваться словарным запасом и усвоенными грамматическими средствами для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения | Способен актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки. | Тест Сл\д Дикт с подг. Контр\д Письмо по памяти |
4 | Деепричастие | 13 | Понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует и структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. | Сопоставляет и сравнивает речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств | Владеет приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умеет вести самостоятельный поиск информации | Сохраняет принятую познавательную цель при выполнении учебных действий | Тест Сл\д Дикт с подг. Контр\д Письмо по памяти |
5 | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие Общее понятие служебных частей речи | 1 1 | Воспроизводит информацию и применяет с учетом решаемых задач. | Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Оценивает собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | | |
6 | Предлог | 11 | Воспроизводит информацию и применяет с учетом решаемых задач. | Сотрудничает с товарищами при выполнении заданий в паре: корректно сообщает товарищу об ошибках | Оценивает собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность причины неудач. | Сохраняет принятую познавательную цель при выполнении учебных действий | Тест Сл\д Дикт с подг. Контр\д Письмо по памяти |
7 | Союз | 14 | Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы | Оценивает собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | Составлять небольшие рефераты, доклады. Опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка | Тест Сл\д Дикт с подг. Контр\д Письмо по памяти |
8 | Частица Междометие | 15 6 | Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | Сотрудничает с товарищами при выполнении заданий в паре: корректно сообщает товарищу об ошибках | Владеет приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умеет вести самостоятельный поиск информации | Опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка | Тест Сл\д Дикт с подг. Контр\д Письмо по памяти |
9 | Развитие речи | 24 | Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. | Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы | Стремление к речевому самосовершенствованию Адекватно воспринимать оценку учителя | Писать сочинения, используя информацию, полученную из разных источников. | Сочинение Изложение |
10 | Повторение изученного | 14 | Воспроизводит информацию и применяет с учетом решаемых задач. | Участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Владеет приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умеет вести самостоятельный поиск информации | Сохраняет принятую познавательную цель при выполнении учебных действий | |
Формы контроля
Наименование разделов | Всего часов | Контрольные работы, диктанты | Сочинения | Изложения | Словарные диктанты | Письмо по памяти |
Введение | 1 | | | | | |
Повторение изученного в 5-6 классах | 8 | 1 | | | | |
Причастие | 32 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 |
Деепричастие. | 13 | 1 | 2 | | 1 | 1 |
Самостоятельные и служебные части речи. Общее понятие о служебных частях речи. | 1 | | 1 | | | |
Предлог | 11 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Союз. | 14 | 1 | | 2 | 1 | |
Частица. | 15 | | 3 | | 1 | 1 |
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные. | 1 | | | | | |
Междометие | 6 | 1 | | 1 | | |
Повторение | 14 | 1 | | 1 | | |
Развитие речи | 24 | | | | | |
Содержание тем учебного курса
Введение (1ч)
Язык как развивающееся явление.
Повторение изученного в 5-6 класса (8ч)
Ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Орфография и пунктуация. Морфология и синтаксис
Причастие (32ч)
Понятие о причастии. Признаки прилагательного и глагола у причастия. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Словообразование действительных причастий. Словообразование страдательных причастий. Правописание н и нн в причастиях; правописание н и нн в омонимичных частях речи (причастиях и прилагательных);правописание гласных перед н и нн. Правописание не с причастиями
Деепричастие (13ч)
Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у причастия. Правописание не с причастиями. Деепричастный оборот. Словообразование деепричастий
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1ч)
Общее понятие служебных частей речи (1ч)
Общее понятие о служебных частях речи.
Предлог (11ч)
Понятие о предлоге. Назначение предлогов. Разряды предлогов значению. Многозначность предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов. Переход других частей речи в предлоги
Союз (14ч) Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов.
Частица (15 ч) Понятие о частицах. Значение частиц. Правописание не и ни с различными частями речи. Правописание –то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, -ка.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные (1ч)
Междометие (6ч) Понятие о междометии. Значение междометий в речи. Признаки междометий. Знаки препинания при междометиях
Повторение (12ч)
Развитие связной речи (28)
Описание общего вида местности. Описание действий (трудовые процессы, спорт). Рассказ на основе услышанного. Сообщение. Отзыв о книге. Характеристика литературного героя. Общая характеристика публицистического стиля. Союз как средство связи предложений и частей текста.
Календарно-тематический план. Русский язык
№ урока | Содержание (тема урока) | Колич. часов | Дата проведения |
| план | факт |
| Вводный урок | | | |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | | |
| Повторение изученного в 5—6 классах | 8+1 р.р. | | |
2 | Синтаксис и пунктуация | | | |
3 | Фонетика и орфоэпия | | | |
4 | Лексика и фразеология | | | |
5 | Словообразование и морфемика | | | |
6 | Морфология и орфография | | | |
7 | Нормы литературного языка | | | |
8 | Входная контрольная работа № 1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | | | |
9 | Анализ контрольной работы | | | |
10 | Р/Р Что такое текст | | | |
| Причастие | 32+6р.р. | | |
11 | Понятие о причастии | | | |
12 | Вопрос о причастии в системе частей речи. | | | |
13 | Признаки прилагательного у причастия | | | |
14 | Признаки глагола у причастия | | | |
15 | Р/Р Описание местности | | | |
16 | Понятие о причастном обороте. | | | |
17 | Причастный оборот. | | | |
18 | Нормы согласования определений-причастий с определяемыми словами. | | | |
19 | Знаки препинания при причастном обороте | | | |
20 | Не с причастиями | | | |
21 | Р/Р Подготовка к выборочному изложению | | | |
22 | Р/Р Написание выборочного изложения | | | |
23 | Действительные и страдательные причастия | | | |
24 | Образование действительных причастий настоящего времени | | | |
25 | Правописание действительных причастий настоящего времени | | | |
26 | Образование страдательных причастий настоящего времени | | | |
27 | Правописание страдательных причастий настоящего времени | | | |
28 | Словообразование причастий прошедшего времени | | | |
29 | Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени. | | | |
30 | Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени. | | | |
31 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | | | |
32 | Контрольная работа №2 по итогам I четверти | | | |
33 | Анализ контрольной работы. Гласные перед нн и н | | | |
34 | Гласные перед нн и н | | | |
35 | Р/Р Рассказ на основе услышанного | | | |
36 | Краткие причастия. Повторение орфографии | | | |
37 | Правописание кратких причастий. | | | |
38 | Правописание кратких причастий. Закрепление | | | |
39 | Правописание нн в причастиях | | | |
40 | Закрепление правописания нн в причастиях | | | |
41 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие» | | | |
42 | Повторение орфографии | | | |
43 | Повторение пунктуации | | | |
44 | Контрольная работа № 3 по теме «Причастие» | | | |
45 | Анализ контрольной работы | | | |
46 | Р/Р Подготовка к изложению, близкому к тексту | | | |
47 | Р/Р Написание изложения, близкого к тексту | | | |
| Деепричастие | 13+4р.р. | | |
48 | Понятие о деепричастии | | | |
49 | Признаки деепричастия | | |
50 | Раздельное написание не с деепричастиями | | | |
51 | Р/Р Описание действий. Трудовые процессы. | | | |
52 | Р/Р Описание действий (спорт) | | | |
53 | Деепричастный оборот | | | |
54 | Знаки препинания при деепричастном обороте | | | |
55 | Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами | | | |
56 | Словообразование деепричастий | | | |
57 | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | | | |
58 | Повторение и обобщение по теме «Деепричастие» | | | |
59 | Контрольная работа № 4 по теме «Деепричастие» | | | |
60 | Анализ контрольной работы | | | |
61 | Повторение орфографии и пунктуации. | | | |
62 | Р/Р Как создавать киносценарий в разных формах | | | |
63 | Р/Р творческая работа по созданию киносценария | | | |
64 | Повторение орфографии | | | |
65 | Повторение пунктуации | | | |
66 | Понятие о служебных частях речи | | | |
| Предлог | 11+3р.р. | | |
67 | Понятие о предлоге | | | |
68 | Употребление предлогов | | | |
69 | Непроизводные и производные предлоги | | | |
70 | Правописание предлогов | | | |
71 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | | | |
72 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | | | |
73 | Р.р. Изложение, близкое к тексту | | | |
74 | Р.р. Написание изложения | | | |
75 | Р.р.Анализ работ | | | |
76 | Различение производных предлогов и самостоятельных частей речи | | | |
77 | Морфологический разбор предлогов | | | |
78 | Повторение изученного по теме «Предлог» | | | |
79 | Контрольная работа № 5 по теме «Предлог» | | | |
80 | Анализ контрольной работы | | | |
| Союз | 14+3р.р. | | |
81 | Понятие о союзе | | | |
82 | Простые и составные союзы | | | |
83 | Союзы сочинительные и подчинительные | | | |
84 | Р/Р Отзыв о книге | | | |
85 | Сочинительные союзы | | | |
86 | Сочинительные союзы и знаки препинания при них | | | |
87 | Подчинительные союзы | | | |
88 | Подчинительные союзы и знаки препинания при них | | | |
89 | Правописание союзов | | | |
90 | Правописание союзов | | | |
91 | Р/Р Сочинение-описание по картине И.И.Шишкина «Парк в Павловске» | | | |
92 | Повторение изученного по теме «Союз» | | | |
93 | Повторение орфографии | | | |
94 | Повторение пунктуации | | | |
95 | Контрольная работа № 6 по теме «Союз» | | | |
96 | Анализ контрольной работы | | | |
97 | Р/Р Морфологические средства связи предложений в тексте. Союз. | | | |
Частица | 15+4р.р. | | |
98 | Понятие о частице | | | |
99 | Частица как часть речи | | | |
100 | Частицы формообразующие | | | |
101 | Раздельное написание частиц | | | |
102 | Дефисное написание частиц | | | |
103 | Значение частиц | | | |
104 | Р/Р Стили речи. Публицистический стиль | | | |
105 | Разряды частиц | | | |
106 | Различение частиц НЕ и НИ | | | |
107 | Р/Р Характеристика литературного героя | | | |
108 | Различение приставок и частиц НЕ и НИ | | | |
109 | Различение частиц НЕ и НИ. Закрепление. | | | |
110 | Р/Р Интервью – жанр публицистики | | | |
111 | Правописание не с существительными, прилагательными, глаголами | | | |
112 | Не с разными частями речи | | | |
113 | Правописание частиц. Обобщение. | | | |
114 | Повторение изученного по теме «Частица» | | | |
115 | Р/Р Сочинение по картине А.И.Лактионова «Письмо с фронта» | | | |
116 | Переход слов самостоятельных частей речи в служебные | | | |
| Междометие | 6+3р.р | | |
117 | Междометие | | | |
118 | Использование междометий в речи. | | | |
119 | Повторение орфографии | | | |
120 | Повторение пунктуации | | | |
121 | Контрольная работа №7 по теме «Служебные части речи» | | | |
122 | Анализ контрольной работы | | | |
123 | Русский язык и разделы науки о нем. | | | |
124 | Р/Р Сжатое изложение | | | |
125 | Р/Р Написание сжатого изложения | | | |
126 | Фонетика и орфоэпия | | | |
127 | Лексика и фразеология | | | |
128 | Словообразование | | | |
129 | Морфемика | | | |
130 | Морфология | | | |
131 | Повторение орфографии и пунктуации | | | |
132 | Повторение синтаксиса и пунктуации | | | |
133 | Повторение синтаксиса и пунктуации | | | |
134- | .Итоговая контрольная работа №8 | | | |
135 | Анализ контрольной работы | | | |
136- | 24. Р/Р Повторение темы «Стили и типы речи» | | | |
138 | Нормы современного русского литературного языка | | | |
139- | Нормы современного русского литературного языка | | | |
140 | Подведение итогов четверти и года | | | |
| ИТОГО: | 140 | |
Учебно-методический комплекс.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. – М.: Дрофа, 2016
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 7 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2016.
Русский язык. Практика: 7 класс. Учебник/ Под редакцией Г.К Лидман-Орловой. – М.: Дрофа, 2017
Список литературы.
Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г Граник, С.М Бондаренко. - М.: Просвещение, 2014
Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория»,
«Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2005
3. Львова С.И. За страницами школьного учебника русского языка. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
4. Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2005
5. Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс - М.: Дрофа , 2005
6. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005
7. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001
8. Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004
9. Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2005
14