Тема урока | Планируемые результаты обучения | Дата проведения |
план | факт |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1час) | | |
1.Русский язык как развивающееся явление | Понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык –э то прежде всего язык русского народа | | |
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ (12 часов) | | |
2. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный разборы | Знать, чем отличаются: - словосочетания от предложений, - простые предложения от сложных, - главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, | | |
3. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный разборы | Знать, чем отличаются: - словосочетания от предложений, - простые предложения от сложных, - главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, | | |
4. Лексикология и фразеология | Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблюдать лексические нормы | | |
5. Фонетика и орфоэпия | Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи | | |
6. Словообразование и орфография. | Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, | | |
7. Словообразование и орфография. | Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, | | |
8. Морфология и орфография | Закрепление навыков морфологического разбора, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки. | | |
9. Морфология и орфография. | Закрепление навыков морфологического разбора, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки | | |
| | | |
10. Стили литературного языка. | Формирование умений определить текст публицистического стиля. | | |
11. Виды разбора на уроке русского языка. | Закрепление навыков различных видов разборов | | |
12. Контрольный диктант (по теме «Повторение изученного в 5-6 классах») | | | |
13. Работа над ошибками . | | | |
МОРФОЛОГИЯ (58 часов) | | |
Причастие (27 часа) | | |
14. Причастие как часть речи. | Формирование умений отличать причастие от других частей речи. Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи | | |
15. Склонение причастий и правописание падежных окончаний причастий. | Формирование умений определять условия выбора окончания в причастии. Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму | | |
16. Склонение причастий и правописание падежных окончаний причастий. | Закрепление умений определять условия выбора окончания в причастии. | | |
17. Причастный оборот. Запятые при причастном обороте | Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом | | |
18. Причастный оборот. Запятые при причастном обороте | Закрепление умений различать причастный оборот и выделять его запятыми. | | |
19. Р.Р. Изложение (описание внешности человека) | Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своем тексте прилагательные и причастия, | | |
20. Действительные и страдательные причастия | Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, | | |
21. Действительные причастия настоящего времени. | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать | | |
22. Гласные в суффиксах действительных причастий наст. времени. | Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать, употреблять причастие, правильно произносить | | |
23. Действительные причастия прошедшего времени. | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола. | | |
24. Страдательные причастия наст. времени. | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий; | | |
25. Гласные в суффиксах страдат. прич . наст. времени. | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий;. | | |
26. Страдательные причастия прошедшего времени. | Знать способы образования причастий. Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий | | |
27. Полные и краткие страдательные причастия. | Формирование умений различать краткие причастия в тексте. | | |
28. Гласные перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи | | |
29. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Формирование умений написания Н,НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | | |
30. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи | | |
31. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Формирование умений написания Н,НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | | |
32.Морфологический разбор причастия. Систематизация и обобщение по теме «Причастие» | Выработка умений выполнять морфологический разбор причастия. | | |
33. Контрольный диктант по теме «Причастие» | Уметь делать композиционно-содержательный, стилистический, типологический, языковой анализ отдельных элементов, анализ правописания отдельных слов и пунктуации | | |
34. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы | | |
35. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы | | |
36.Буквы Е,Ё после шипящих в суффиксах страдат. причастий. | Знать условия выбора Е, Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; | | |
37. Сочинение. Описание внешности человека (н-р, по фотографии) | Самостоятельное создание текста-описания. | | |
38. Систематизация и обобщение по теме «Причастие» | Совершенствование правописания причастий | | |
39. Систематизация и обобщение по теме «Причастие» | Совершенствование правописания причастий | | |
40. Контрольный диктант по теме «Причастие» | Уметь делать композиционно-содержательный, стилистический, типологический, языковой анализ отдельных элементов, анализ правописания отдельных слов и пунктуации | | |
Деепричастие (9 часов) | | |
41. Понятие о деепричастии. | Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения | | |
42. Деепричастный оборот и знаки препинания при нем. | Знать определение «деепричастный оборот». Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям | | |
43. Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | Знать правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему | | |
44. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий. | | |
45. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» | Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | | |
46. Морфологический разбор деепричастия. | Формирование умений выполнять морфологич.разбор деепричастия | | |
47. Повторение темы «Деепричастие» | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи | | |
48. Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи | | |
49. Деепричастие. Виды разбора на уроке русского языка. | Закрепление навыков различных видов разборов | | |
НАРЕЧИЕ( 17 часов) | | |
50. Наречие как часть речи. | Повторить сведения о наречии, развивать умение определять значение наречия, их морфологич. признаки, синтаксич. рол | | |
51. Смысловые группы наречий. | Уметь определять роль нар. в тексте как ср-во более точного и образного выражения мысли, уметь определять принадлежность наречия к определённой смысловой группе | | |
52. Степени сравнения наречий. | Уметь различать сравнительную степень имени прилагательного и наречия, уметь образовывать степени сравнения наречий | | |
53. Морфологический разбор наречия. | Формирование умений выполнять морфологич.разбор | | |
54. Изложение. Описание действий человека. | Самостоятельное изложение текста | | |
55. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями. | Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму | | |
56. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями | Формирование навыка правописания НЕ с наречиями и другими частями речи | | |
57. Е и И в в приставках НЕ, НИ отрицательных наречий. | Формирование умений использовать данную орфограмму | | |
58. Н, НН в наречиях на -О, -Е. | Закрепление знаний о наречии. Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму | | |
59.Буквы О,Е после шипящих на конце наречий. | Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму. Формирование умений обозначать новую орфограмму | | |
60. Буквы О,А на конце наречий. | Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму Формирование умений выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образования наречия | | |
61. Сочинение. Описание внешности и действий человека по картине Е.Широкова «Друзья» | Самостоятельное создание сочинения | | |
62. Дефис между частями слова в наречиях. | Закрепление знаний дефисного и слитного написания наречий. Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму | | |
63. Дефис между частями слова в наречиях. | Закрепление знаний дефисного и слитного написания наречий. Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму | | |
64. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | Закрепление знаний дефисного и слитного написания наречий. Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму. Формирование умения отличать наречие от существительного, прилагательного, числительного. | | |
65. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | Закрепление знаний дефисного и слитного написания наречий. Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму. Формирование умения отличать наречие от существительного, прилагательного, числительного. | | |
66. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | Закрепление знаний о написании наречий. Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму. | | |
Категория состояния ( 5 часов) | | |
67. Категория состояния как часть речи. | Формирование умения отличать слова категории состояния от других частей речи. | | |
68. Повторение по теме «Наречие», «Категория состояния» | Совершенствование умений работы с наречиями | | |
69. Контрольный диктант по теме «Наречие», «Категория состояния» | Закрепление знаний о написании наречий и слов категории состояния. Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму | | |
70. Наречие. Виды разбора на уроке русского языка. | Закрепление навыков различных видов разборов | | |
71. Стили речи. Изложение (описание состояния природы по упр. 281) | Создание текста изложения-описания состояния природы | | |
Служебные части (26 часов) | | |
Предлог ( 7 часов) | | |
72. Предлог как часть речи. | Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи. | | |
73. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. | Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки | | |
74. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги», порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор | | |
75. Слитное и раздельное написание производных предлогов. | Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи | | |
76. Слитное и раздельное написание производных предлогов. | Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи, соблюдая грамматические нормы; пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами, обнаруживать экспрессивное использование предлогов в художественных текстах | | |
77. Сочинение. Рассказ по данному началу.( или по упр.305-306) | Умение рассуждать на заданную тему, доказывать свою точку зрения. Самостоятельное создание текста сочинения | | |
78. Повторение по теме «Предлог». Контрольный словарный диктант. | Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме | | |
СОЮЗ (10 часов.) | | |
79. Союз как часть речи. Союзы простые и составные. | Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении. Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы | | |
80. Союзы сочинительные и подчинительные. | Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания. | | |
81. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания. | | |
82. Роль сочинительного союза в простом и сложном предложении. | Уметь определять роль союза и расставлять знаки препинания. | | |
83. Роль сочинительного союза в простом и сложном предложении. | Совершенствование умения определять роль союза и расставлять знаки препинания. | | |
84. Подчинительные союзы. | Знать группы подчинительных союзов, определять их значения. Уметь строить СПП, расставлять в них знаки препинания. | | |
85. Слитное и раздельное написание ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме | | |
86. Слитное и раздельное написание ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме, употреблять в речи, интонационно и пунктуационно правильно оформлять различные синтаксические конструкции | | |
87. Морфологический разбор союза. Повторение по теме «Союз», «Предлог». | Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски | | |
88. Контрольный диктант по темам «Союз», «Предлог» | Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме | | |
Частица (8 часов) | | |
89. Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. | Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков | | |
90. Смысловые частицы. | Знать значения модальных частиц. Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства | | |
91. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частиц. | Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами | | |
92. Отрицательные частицы. | Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смысловое значение частицы НЕ (отрицательное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи | | |
93. Различение частицы и приставки НЕ. | Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ и правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении; применять обобщенные знания о случаях написания НЕ и НИ с различными частями речи на письме. | | |
94. Сочинение-рассказ по данному началу. | Самостоятельное создание текста по данному началу. | | |
95. Частица НИ, приставка НИ, союз НИ…НИ. | Уметь различать частицу НИ, приставку НИ- и союз НИ-НИ; выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения с данными словами | | |
96. Тематический зачет «Служебные части речи» | Совершенствование навыка правописания служебных частей речи. | | |
МЕЖДОМЕТИЕ, ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (1 час) | | |
97. Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, конструировать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи | | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 7 КЛАССЕ (8 часов) | | |
98. Систематизация и обобщение материала, изученного в 7 классе. Текст. Стили речи. Типы текста. | Знать особенности текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте | | |
99. Итоговый контрольный диктант. | Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации | | |
100. Систематизация и обобщение материала, изученного в 7 классе. Культура речи. Орфоэпическая норма | Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их | | |
101. Систематизация и обобщение материала, изученного в 7 классе. Лексические нормы | Уметь находить нарушение лексических норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы | | |
102. Систематизация и обобщение материала, изученного в 7 классе. Грамматические нормы. . | Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправлять ее, самим не допускать нарушения грамматических норм | | |
103. Систематизация и обобщение материала, изученного в 7 классе. Нормы построения текста. Синтаксис и пунктуация | Уметь производить текстоведческий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в, тексте | | |
104. Систематизация и обобщение материала, изученного в 7 классе. Нормы построения текста. Синтаксис и пунктуация | Уметь производить текстоведческий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в, тексте | | |
105. Систематизация и обобщение материала, изученного в 7 классе. Итоговый урок. | Умение производить морфологический, морфемный , синтаксический разборы | | |