СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 7класс.  

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС»

Календарно-тематическое планирование

уроков русского языка в 7 классе


Тема урока

Планируемые результаты обучения

Дата проведения


план

факт

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1час)



1.Русский язык как развивающееся явление

Понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык –э то прежде всего язык русского народа



ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ (12 часов)




2. Синтаксис и пунктуа­ция. Словосочетание и предложение. Син­таксиче­ский и пунктуационный разборы

Знать, чем отличаются: - словосочетания от предложений, - простые предложения от сложных, - главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы,



3. Синтаксис и пунктуа­ция. Словосочетание и предложение. Син­таксиче­ский и пунктуационный разборы

Знать, чем отличаются: - словосочетания от предложений, - простые предложения от сложных, - главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы,



4. Лексикология и фра­зеология

Знать определения. Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, соблюдать лексические нормы



5. Фонетика и орфоэпия

Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи



6. Словообразование и орфография.

Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы,



7. Словообразование и орфография.


Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы,



8. Морфология и орфография

Закрепление навыков морфологического разбора, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки.



9. Морфология и орфография.

Закрепление навыков морфологического разбора, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки







10. Стили литературного языка.


Формирование умений определить текст публицистического стиля.



11. Виды разбора на уроке русского языка.

Закрепление навыков различных видов разборов



12. Контрольный диктант (по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»)




13. Работа над ошибками .




МОРФОЛОГИЯ (58 часов)



Причастие (27 часа)



14. Причастие как часть речи.

Формирование умений отличать причастие от других частей речи. Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилага­тельного, определять синтаксиче­скую роль; правильно употреблять в речи



15. Склонение причастий и правописание падежных окончаний причастий.

Формирование умений определять условия выбора окончания в причастии. Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму



16. Склонение причастий и правописание падежных окончаний причастий.


Закрепление умений определять условия выбора окончания в причастии.



17. Причастный оборот. Запятые при причастном обороте

Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом




18. Причастный оборот. Запятые при причастном обороте

Закрепление умений различать причастный оборот и выделять его запятыми.



19. Р.Р. Изложение (описание внешности человека)


Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своем тексте прилагательные и причастия,



20. Действительные и страдательные причастия

Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом,



21. Действительные причастия настоящего времени.

Знать способы образования действительных причастий настоящего времени. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать



22. Гласные в суффиксах действительных причастий наст. времени.


Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ-/-ющ-,-ащ-/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать, употреблять причастие, правильно произносить



23. Действительные причастия прошедшего времени.

Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола.



24. Страдательные причастия наст. времени.

Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий;



25. Гласные в суффиксах страдат. прич . наст. времени.


Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий;.



26. Страдательные причастия прошедшего времени.


Знать способы образования причастий. Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий



27. Полные и краткие страдательные причастия.

Формирование умений различать краткие причастия в тексте.



28. Гласные перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.


Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи



29. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.


Формирование умений написания Н,НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.



30. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи



31. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Формирование умений написания Н,НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.



32.Морфологический разбор причастия. Систематизация и обобщение по теме «Причастие»

Выработка умений выполнять морфологический разбор причастия.



33. Контрольный диктант по теме «Причастие»

Уметь делать композиционно-содержательный, стилистический, типологический, языковой анализ отдельных элементов, анализ правописания отдельных слов и пунктуации



34. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы



35. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы



36.Буквы Е,Ё после шипящих в суффиксах страдат. причастий.

Знать условия выбора Е, Ё в суф­фиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи;



37. Сочинение. Описание внешности человека (н-р, по фотографии)

Самостоятельное создание текста-описания.



38. Систематизация и обобщение по теме «Причастие»

Совершенствование правописания причастий



39. Систематизация и обобщение по теме «Причастие»

Совершенствование правописания причастий



40. Контрольный диктант по теме «Причастие»

Уметь делать композиционно-содержательный, стилистический, типологический, языковой анализ отдельных элементов, анализ правописания отдельных слов и пунктуации



Деепричастие (9 часов)



41. Понятие о деепричастии.

Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения



42. Деепричастный оборот и знаки препинания при нем.

Знать определение «деепричастный оборот». Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям



43. Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

Знать правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему



44. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Знать способы образования дее­причастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; упот­реблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий.



45. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы



46. Морфологический разбор деепричастия.

Формирование умений выполнять морфологич.разбор деепричастия



47. Повторение темы «Деепричастие»

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структур­но-семантического и грамматиче­ского анализа слов, отличать дее­причастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи



48. Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структур­но-семантического и грамматиче­ского анализа слов, отличать дее­причастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи



49. Деепричастие. Виды разбора на уроке русского языка.

Закрепление навыков различных видов разборов



НАРЕЧИЕ( 17 часов)



50. Наречие как часть речи.

Повторить сведения о наречии, развивать умение определять значение наречия, их морфологич. признаки, синтаксич. рол



51. Смысловые группы наречий.

Уметь определять роль нар. в тексте как ср-во более точного и образного выражения мысли, уметь определять принадлежность наречия к определённой смысловой группе



52. Степени сравнения наречий.

Уметь различать сравнительную степень имени прилагательного и наречия, уметь образовывать степени сравнения наречий



53. Морфологический разбор наречия.

Формирование умений выполнять морфологич.разбор



54. Изложение. Описание действий человека.

Самостоятельное изложение текста



55. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями.

Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму



56. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями

Формирование навыка правописания НЕ с наречиями и другими частями речи



57. Е и И в в приставках НЕ, НИ отрицательных наречий.

Формирование умений использовать данную орфограмму



58. Н, НН в наречиях на -О, -Е.

Закрепление знаний о наречии. Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму



59.Буквы О,Е после шипящих на конце наречий.

Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму. Формирование умений обозначать новую орфограмму



60. Буквы О,А на конце наречий.

Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму Формирование умений выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образования наречия



61. Сочинение. Описание внешности и действий человека по картине Е.Широкова «Друзья»

Самостоятельное создание сочинения



62. Дефис между частями слова в наречиях.

Закрепление знаний дефисного и слитного написания наречий. Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму



63. Дефис между частями слова в наречиях.

Закрепление знаний дефисного и слитного написания наречий. Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму



64. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

Закрепление знаний дефисного и слитного написания наречий. Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму. Формирование умения отличать наречие от существительного, прилагательного, числительного.



65. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

Закрепление знаний дефисного и слитного написания наречий. Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму. Формирование умения отличать наречие от существительного, прилагательного, числительного.



66. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Закрепление знаний о написании наречий. Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму.



Категория состояния ( 5 часов)



67. Категория состояния как часть речи.

Формирование умения отличать слова категории состояния от других частей речи.



68. Повторение по теме «Наречие», «Категория состояния»

Совершенствование умений работы с наречиями



69. Контрольный диктант по теме «Наречие», «Категория состояния»

Закрепление знаний о написании наречий и слов категории состояния. Уметь выбирать правильное написание, обозначать орфограмму



70. Наречие. Виды разбора на уроке русского языка.

Закрепление навыков различных видов разборов



71. Стили речи. Изложение (описание состояния природы по упр. 281)

Создание текста изложения-описания состояния природы



Служебные части (26 часов)



Предлог ( 7 часов)



72. Предлог как часть речи.

Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи.




73. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги.

Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки



74. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги», порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор



75. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи



76. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи, соблюдая грамматические нормы; пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами, обнаруживать экспрессивное использование предлогов в художественных текстах



77. Сочинение. Рассказ по данному началу.( или по упр.305-306)

Умение рассуждать на заданную тему, доказывать свою точку зрения. Самостоятельное создание текста сочинения



78. Повторение по теме «Предлог».

Контрольный словарный диктант.

Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме



СОЮЗ (10 часов.)



79. Союз как часть речи. Союзы простые и составные.

Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении. Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы



80. Союзы сочинительные и подчинительные.

Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания.



81. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания.



82. Роль сочинительного союза в простом и сложном предложении.

Уметь определять роль союза и расставлять знаки препинания.



83. Роль сочинительного союза в простом и сложном предложении.

Совершенствование умения определять роль союза и расставлять знаки препинания.



84. Подчинительные союзы.

Знать группы подчинительных союзов, определять их значения. Уметь строить СПП, расставлять в них знаки препинания.



85. Слитное и раздельное написание ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

Знать правило правописания сою­зов. Уметь отличать союзы от со­звучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме



86. Слитное и раздельное написание ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме, употреблять в речи, интонационно и пунктуационно правильно оформлять различные синтаксические конструкции



87. Морфологический разбор союза.

Повторение по теме «Союз», «Предлог».

Уметь систематизировать, обоб­щать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски



88. Контрольный диктант по темам «Союз», «Предлог»

Уметь систематизировать, обоб­щать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме



Частица (8 часов)



89. Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы.

Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков



90. Смысловые частицы.

Знать значения модальных частиц. Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства



91. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частиц.

Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безоши­бочно писать местоимения, прилага­тельные, наречия с частицами



92. Отрицательные частицы.

Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смысловое значение частицы НЕ (отрицательное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи



93. Различение частицы и приставки НЕ.

Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ и правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении; применять обобщенные знания о случаях написания НЕ и НИ с различными частями речи на письме.



94. Сочинение-рассказ по данному началу.

Самостоятельное создание текста по данному началу.



95. Частица НИ, приставка НИ, союз НИ…НИ.

Уметь различать частицу НИ, приставку НИ- и союз НИ-НИ; выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения с данными словами



96. Тематический зачет «Служебные части речи»

Совершенствование навыка правописания служебных частей речи.



МЕЖДОМЕТИЕ, ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (1 час)



97. Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, конструировать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи



ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 7 КЛАССЕ (8 часов)



98. Систематизация и обобщение материала, изученного в 7 классе. Текст. Стили речи. Типы текста.

Знать особенности текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте



99. Итоговый контрольный диктант.

Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации



100. Систематизация и обобщение материала, изученного в 7 классе. Культура речи. Орфоэпи­ческая норма

Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их



101. Систематизация и обобщение материала, изученного в 7 классе. Лексиче­ские нормы


Уметь находить нарушение лекси­ческих норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы



102. Систематизация и обобщение материала, изученного в 7 классе. Граммати­ческие нормы.

.

Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправлять ее, самим не допускать нарушения грамматических норм



103. Систематизация и обобщение материала, изученного в 7 классе. Нормы построе­ния текста. Синтаксис и пунктуация

Уметь производить текстоведческий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в, тексте



104. Систематизация и обобщение материала, изученного в 7 классе. Нормы построе­ния текста. Синтаксис и пунктуация

Уметь производить текстоведческий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в, тексте



105. Систематизация и обобщение материала, изученного в 7 классе. Итоговый урок.

Умение производить морфологический, морфемный , синтаксический разборы