Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1)владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили,язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание курса
Введение
Повторение изученного в 5-6 классах
Морфология и орфография. Культура речи.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение запятыми ПО, Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Н и нн в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных. Одна буква н в кратких причастиях.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографиям.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов. Дефисное написание предлогов. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочини тельных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, чтобы, тоже от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Календарно-тематическое планирование
(Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.Москва «Просвещение» 2017 год)
№ п/п | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во час. | Дата проведения |
план | факт |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) |
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1 | 01.09 | |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ ( 8 ч) |
2. | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 | 02.09 | |
3. | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 | 03.09 | |
4. | Лексика и фразеология | 1 | 06.09 | |
5. | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 1 | 08.09 | |
6. | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | 09.09 | |
7. | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | 1 | 10.09 | |
8. | Стартовая контрольная работа. «Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 | 13.09 | |
9. | Анализ контрольного диктанта | 1 | 15.09 | |
ТЕКСТ И СТИЛИ РЕЧИ ( 4 ч) |
10. | Р.Р. Текст | 1 | 16.09 | |
11. | Р.Р. Диалог как текст. Виды диалога | 1 | 17.09 | |
12. | Р.Р. Стили литературного языка | 1 | 20.09 | |
13. | Р.Р. Публицистический стиль | 1 | 22.09 | |
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ПРИЧАСТИЕ ( 29 ч) |
14. | Причастие как часть речи. Морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия | 1 | 23.09 | |
15-16. | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 2 | 24.09 27.09 | |
17. | Причастный оборот | 1 | 29.09 | |
18-19. | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 2 | 30.09 01.10 | |
20. | Р/Р Описание внешности человека. Контрольное сочинение по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы» | 1 | 04.10 | |
21. | Анализ сочинения. Действительные и страдательные причастия. | 1 | 06.10 | |
22. | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | 07.10 | |
23-24. | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 2 | 08.10 11.10 | |
25. | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | 13.10 | |
26-27. | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 2 | 14.10 15.10 | |
28. | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | 18.10 | |
29. | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | 20.10 | |
30. | Р.Р. Выборочное изложение | 1 | 21.10 | |
31. | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных | 1 | 22.10 | |
32. | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | 25.10 | |
33 | Анализ диктанта. Морфологический разбор причастия | 1 | 27.10 | |
34-35. | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 2 | 28.10 29.10 | |
36-37. | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 2 | 08.11 10.11 | |
38-39. | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 2 | 11.11 12.11 | |
40. | Повторение изученного по теме «Причастие» | 1 | 15.11 | |
41. | Контрольный диктант (№2) с грамматическим заданием по теме «Причастие» | 1 | 17.11 | |
42. | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | 18.11 | |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ ( 13 ч) |
43. | Деепричастие как часть речи. Признаки глагола и наречия у деепричастия | 1 | 19.11 | |
44-45. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 2 | 22.11 24.11 | |
46. | Раздельное написание не с деепричастиями | 1 | 25.11 | |
47. | Р/р Сжатое изложение | 1 | 26.11 | |
48. | Анализ изложения. Деепричастия несовершенного вида. | 1 | 29.11 | |
49. | Деепричастия совершенного вида | 1 | 01.12 | |
50-51. | Р/р Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь» Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» | 2 | 02.12 03.12 | |
52. | Анализ сочинения. Морфологический разбор деепричастия. | 1 | 06.12 | |
53. | Повторение изученного по теме «Деепричастие». | 1 | 08.12 | |
54. | Контрольный диктант (№3) по теме «Деепричастие» | 1 | 09.12 | |
55. | Практикум по теме «Деепричастие» | 1 | 10.12 | |
НАРЕЧИЕ ( 26 ч) |
56. | Наречие как часть речи | 1 | 13.12 | |
57. | Смысловые группы наречий | 1 | 15.12 | |
58-59. | Степени сравнения наречий | 2 | 16.12 17.12 | |
60. | Морфологический разбор наречий | 1 | 20.12 | |
61. | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | 22.12 | |
62-63. | Слитное и раздельное написание не с наречиями на-о и –е. | 2 | 23.12 24.12 | |
64. | Р/р Сочинение по картине И.Попова «Первый снег». | 1 | 27.12 | |
65-66. | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | 2 | 12.01 13.01 | |
67-68. | Одна и две буквы н в наречиях на о- и е- | 2 | 14.01 17.01 | |
69. | Р/р Описание действий | 1 | 19.01 | |
70. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | 20.01 | |
71-72. | Буквы о и а на конце наречий | 2 | 21.01 24.01 | |
73. | Р/р Контрольное изложение | 1 | 26.01 | |
74-75. | Анализ изложения. Дефис между частями слова в наречиях. | 2 | 27.01 28.01 | |
76-77. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 | 31.01 02.02 | |
78. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | 03.02 | |
79. | Повторение изученного по теме «Наречие» | 1 | 04.02 | |
80. | Контрольное тестирование по теме «Наречие» | 1 | 07.02 | |
81. | Практикум по теме «Наречие» | 1 | 09.02 | |
УЧЕБНО-НАУЧНАЯ РЕЧЬ ( 2 ч) |
82. | Р.Р. Учебно-научная речь. Отзыв | 1 | 10.02 | |
83. | Р.Р. Учебный доклад | 1 | 11.02 | |
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ ( 7 ч) |
84. | Категория состояния как часть речи | 1 | 14.02 | |
85. | Морфологический разбор категории состояния | 1 | 16.02 | |
86-87. | Р.Р. Контрольное сжатое изложение с описанием природы ( К.Паустовский «Обыкновенная земля») | 2 | 17.02 18.02 | |
88. | Анализ изложения. Повторение изученного по теме «Категория состояния» | 1 | 21.02 | |
89-90. | Р/р. Подготовка к сочинению по картине Е.М.Широкого «Друзья». Сочинение по картине Е.М.Широкого «Друзья» | 2 | 24.02 25.02 | |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ПРЕДЛОГ ( 12 ч) |
91. | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. | 1 | 28.02 | |
92. | Употребление предлогов | 1 | 02.03 | |
93. | Производные и непроизводные предлоги | 1 | 03.03 | |
94. | Простые и составные предлоги | 1 | 07.03 | |
95. | Морфологический разбор предлога | 1 | 09.03 | |
96. | Р.Р.Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа» | 1 | 10.03 | |
97-98. | Анализ сочинения. Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | 11.03 14.03 | |
99. | Повторение изученного по теме « Предлог». | 1 | 16.03 | |
100. | Контрольное тестирование по теме «Предлог» | 1 | 17.03 | |
101. | Контрольный диктант (№4) по теме «Предлог» (за 3 четверть) | 1 | 18.03 | |
102. | Анализ ошибок, допущенных в контрольных работах | 1 | 21.03 | |
СОЮЗ ( 15 ч) |
103. | Союз как часть речи | 1 | 23.03 | |
104. | Простые и составные союзы | 1 | 24.03 | |
105. | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 | 25.03 | |
106. | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | 06.04 | |
107-108. | Сочинительные союзы | 2 | 07.04 08.04 | |
109-110. | Подчинительные союзы | 2 | 11.04 13.04 | |
111. | Контрольное тестирование по теме «Союз» | 1 | 14.04 | |
112. | Морфологический разбор союза | 1 | 15.04 | |
113-114. | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | 2 | 18.04 20.04 | |
115. | Р/р Контрольное сочинение- рассуждение «Книга –наш друг и советчик». | 1 | 21.04 | |
116. | Обобщение по теме «Союз» | 1 | 22.04 | |
117. | Контрольная работа по теме «Союз» | 1 | 25.04 | |
ЧАСТИЦА ( 13 ч) |
118. | Анализ контрольной работы. Частица как часть речи | 1 | 27.04 | |
119. | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | 28.04 | |
120. | Смыслоразличительные частицы | 1 | 29.04 | |
121. | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | 02.05 | |
122. | Р/р Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | 04.05 | |
123. | Анализ сочинения. Морфологический разбор частицы | 1 | 05.05 | |
124-125. | Отрицательные частицы не и ни | 2 | 06.05 06.05 | |
126-127. | Различение частицы не- и приставки не | 2 | 11.05 11.05 | |
128-129. | Частица ни, приставка ни-, союз ни… ни | 2 | 12.05 13.05 | |
130. | Практикум по теме «Частица» | 1 | 16.05 | |
МЕЖДОМЕТИЕ ( 2 ч ) |
131. | Междометие как часть речи | 1 | 18.05 | |
132. | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 1 | 19.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ ( 8 ч) |
133. | Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь | 1 | 20.05 | |
134. | Текст и стили речи. Учебно-научная речь | 1 | 23.05 | |
135. | Итоговый контрольный диктант (№5) | 1 | 23.05 | |
136. | Фонетика. Графика | 1 | 25.05 | |
137. | Лексика и фразеология | 1 | 25.05 | |
138. | Морфемика. Словообразование | 1 | 26.05 | |
139. | Морфология и орфография | 1 | 27.05 | |
140. | Синтаксис и пунктуация | 1 | 30.05 | |