Составил учитель: Будаева Л.В.
Рабочая программа составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №2» на 2015-2019гг., Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина, М.Н.Дементьева, Н.А.Стефаненко. Русский язык /Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2011.
Для реализации учебной программы используется учебник Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1,2/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской.
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов за учебный год (5 ч в неделю, всего 34 учебные недели).
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
Наша речь и наш язык. Текст и его план. Типы текстов. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Признаки словосочетания. Главное и зависимое слово.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.
Лексическое значение слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Состав слова. Правописание и согласных в значимых частях слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с буквами ь,ъ. Части речи и их значение. Самостоятельные части речи. Грамматические признаки частей речи. Наречие. Правописание наречий.
Имя существительное как часть речи. Изменение имен существительных по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в языке. Род и число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по падежам.
Роль местоимений в речи. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по падежам.
Глагол как часть речи. Роль глаголов в языке. Время глаголов. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. 1 и 2 спряжения глаголов. Правописание глаголов. Правописание личных безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Язык и речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Звуки и буквы.
На изучение предмета по Учебному плану отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов за учебный год (5 часов в неделю, 34 учебные недели).
№ п/п | № в теме | Тема | Дата |
по плану | по факту |
Повторение изученного (11 часов) |
1 | 1 | Наша речь и наш язык | | |
2 | 2 | Текст. Признаки текста | | |
3 | 3 | Типы текстов | | |
4 | 4 | Предложение как единица речи | | |
5 | 5 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | | |
6 | 6 | Анализ изложения. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | | |
7 | 7 | Обращение. | | |
8 | 8 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | | |
9 | 9 | Входная контрольная работа. Списывание №1 повествовательного текста | | |
10 | 10 | Анализ ошибок, допущенных при списывании. Распространенные и нераспространенные предложения. | | |
11 | 11 | Словосочетания. | | |
Предложение (9 часов) |
12 | 1 | Однородные члены предложения (общее понятие) | | |
13 | 2 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления | | |
14 | 3 | Связь однородных членов в предложении с помощью союзов. | | |
15 | 4 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Проект «Похвальное слово знакам препинания» | | |
16 | 5 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | | |
17 | 6 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | | |
18 | 7 | Проверочная работа по теме «Предложение» | | |
19 | 8 | Изложение повествовательного текста. Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. | | |
20 | 9 | Контрольный диктант №1 по теме «Предложение» | | |
Слово в языке и речи (21 час) |
21 | 1 | Лексическое значение слова. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | | |
22 | 2 | Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова | | |
23 | 3 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | | |
24 | 4 | Фразеологизмы. | | |
25 | 5 | Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова | | |
26 | 6 | Состав слова. Суффиксы и приставки | | |
27 | 7 | Разбор слова по составу | | |
28 | 8 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | | |
29 | 9 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | | |
30 | 10 | Упражнение в написании приставок и суффиксов | | |
31 | 11 | Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе. | | |
32 | 12 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков | | |
33 | 13 | Изложение повествовательного деформированного текста | | |
34 | 14 | Анализ изложения. Части речи. | | |
35 | 15 | Диктант №2 по теме «Состав слова» | | |
36 | 16 | Анализ диктанта. Части речи | | |
37 | 17 | Части речи | | |
38 | 18 | Наречие | | |
39 | 19 | Наречие | | |
40 | 20 | Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | | |
41 | 21 | Анализ сочинения. Наречие. Проверочная работа по теме «Части речи» | | |
Имя существительное (43 часа) |
42 | 1 | Изменение по падежам имен существительных | | |
43 | 2 | Признаки падежных форм имён существительных | | |
44 | 3 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | | |
45 | 4 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | | |
46 | 5 | Несклоняемые имена существительные | | |
47 | 6 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | | |
48 | 7 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | | |
49 | 8 | Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег» | | |
50 | 9 | Анализ сочинения. 2-е склонение имён существительных | | |
51 | 10 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | | |
52 | 11 | 3-е склонение имён существительных | | |
53 | 12 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | | |
54 | 13 | Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | | |
55 | 14 | Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных | | |
56 | 15 | Именительный и винительный падежи | | |
57 | 16 | Родительный падеж | | |
58 | 17 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже | | |
59 | 18 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | | |
60 | 19 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | | |
61 | 20 | Дательный падеж | | |
62 | 21 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже | | |
63 | 22 | Творительный падеж | | |
64 | 23 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | | |
65 | 24 | Предложный падеж | | |
66 | 25 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | | |
67 | 26 | Контрольное списывание №2 повествовательного текста по теме «Падежные окончания имён существительных» | | |
68 | 27 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | | |
69 | 28 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | | |
70 | 29 | Диктант №3 по теме «Падежные окончания имён существительных» | | |
71 | 30 | Анализ диктанта. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах | | |
72 | 31 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | | |
73 | 32 | Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | | |
74 | 33 | Сочинение отзыв по репродукции картины В.А. Тропинина «Кружевница» | | |
75 | 34 | Анализ изложения и сочинения. Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе | | |
76 | 35 | Именительный падеж множественного числа | | |
77 | 36 | Родительный падеж множественного числа | | |
78 | 37 | Родительный падеж множественного числа | | |
79 | 38 | Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных | | |
80 | 39 | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа | | |
81 | 40 | Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | | |
82 | 41 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Имя существительное» | | |
83 | 42 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу. | | |
84 | 43 | Проект «Говорите правильно!» Работа над ошибками в проверочной работе. | | |
Имя прилагательное (30 часов) |
85 | 1 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Значение и употребление в речи имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных | | |
86 | 2 | Род и число имён прилагательных | | |
87 | 3 | Род и число имён прилагательных. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | | |
88 | 4 | Анализ сочинения. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина | | |
89 | 5 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе | | |
90 | 6 | Склонение имён прилагательных. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» | | |
91 | 7 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | | |
92 | 8 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | | |
93 | 9 | Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | | |
94 | 10 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | | |
95 | 11 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | | |
96 | 12 | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | | |
97 | 13 | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | | |
98 | 14 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | | |
99 | 15 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | | |
100 | 16 | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания | | |
101 | 17 | Анализ изложения. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе | | |
102 | 18 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | | |
103 | 19 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. Контрольное списывание повествовательного текста | | |
104 | 20 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | | |
105 | 21 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | | |
106 | 22 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | | |
107 | 23 | Письмо по памяти сравнительно-описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего села. | | |
108 | 24 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости» | | |
109 | 25 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | | |
110 | 26 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | | |
111 | 27 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | | |
112 | 28 | Изложение повествовательного текста | | |
113 | 29 | Анализ изложения. Обобщение знаний об имени прилагательном Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | | |
114 | 30 | Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное» | | |
Личные местоимения (7 часов) |
115 | 1 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Роль местоимений в речи | | |
116 | 2 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица | | |
117 | 3 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога | | |
118 | 4 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа | | |
119 | 5 | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Составление поздравительной открытки. | | |
120 | 6 | Изложение повествовательного текста | | |
121 | 7 | Анализ изложения. Морфологический разбор местоимений. Проверочная работа по теме «Личные местоимения» | | |
Глагол (34 часа) |
122 | 1 | Глагол как часть речи (повторение) | | |
123 | 2 | Время глагола | | |
124 | 3 | Изменение глаголов по временам | | |
125 | 4 | Неопределённая форма глагола | | |
126 | 5 | Неопределённая форма глагола | | |
127 | 6 | Образование временных форм от глагола в неопределенной форме | | |
128 | 7 | Упражнение в образовании форм глаголов | | |
129 | 8 | Изложение по самостоятельно составленному плану. | | |
130 | 9 | Анализ изложения. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) | | |
131 | 10 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) | | |
132 | 11 | 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени | | |
133 | 12 | Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами | | |
134 | 13 | Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | | |
135 | 14 | Анализ сочинения. Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени | | |
136 | 15 | Спряжение глаголов в будущем времени | | |
137 | 16 | Личные окончания глаголов I и II спряжений Проект «Пословицы и поговорки». | | |
138 | 17 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | | |
139 | 18 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме | | |
140 | 19 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | | |
141 | 20 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.) | | |
142 | 21 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | | |
143 | 22 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | | |
144 | 23 | Контрольное списывание №3 повествовательного текста по теме «Глагол» | | |
145 | 24 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. | | |
146 | 25 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. | | |
147 | 26 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. | | |
148 | 27 | Составление повествовательного текста по серии рисунков. | | |
149 | 28 | Правописание глаголов в прошедшем времени | | |
150 | 29 | Правописание глаголов в прошедшем времени | | |
151 | 30 | Составление текста на спортивную тему | | |
152 | 31 | Обобщение по теме «Глагол». | | |
153 | 32 | Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола | | |
154 | 33 | Проверочная работа по теме «Глагол». | | |
155 | 34 | Контрольный диктант №5 по теме «Глагол» | | |
Повторение (15 часов) |
156 | 1 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Изложение повествовательного текста | | |
157 | 2 | Анализ изложения. Повторение по теме «Наша речь и наш язык» | | |
158 | 3 | Повторение по теме «Текст» | | |
159 | 4 | Повторение по теме «Предложение и словосочетание» | | |
160 | 5 | Повторение по теме «Виды предложений» | | |
161 | 6 | Повторение по теме «Лексическое значение слова») | | |
162 | 7 | Итоговая контрольная работа | | |
163 | 8 | Составление текста по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь» | | |
164 | 9 | Анализ итоговой диагностической работы. Состав слова. | | |
165 | 10 | Орфограммы в значимых частях слова | | |
166 | 11 | Части речи | | |
167 | 12 | Изложение повествовательного текста | | |
168 | 13 | Контрольный диктант №6 по теме «Повторение изученного в четвёртом классе» | | |
169 | 14 | Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы» | | |
170 | 15 | Игра «Родное слово» | | |