СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа № 2»

городского округа Ступино Московской области


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей начальной школы

протокол № 1

от «28» августа 2018 г.

Руководитель ШМО

_________ (Будаева Л.В.)

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ «Мещеринская СОШ №2»

№ 1 от «30» августа 2018 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора школы по УВР

__________(Щукина Н.И.)

«29» августа 2018 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

4 класс

на 2018-2019 учебный год



Составил учитель: Будаева Л.В.





Мещерино 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №2» на 2015-2019гг., Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина, М.Н.Дементьева, Н.А.Стефаненко. Русский язык /Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2011.

Для реализации учебной программы используется учебник Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1,2/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской.

На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов за учебный год (5 ч в неделю, всего 34 учебные недели).

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательной целью является ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • социокультурная цель – формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • развитие речи, мышления, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Содержание учебного предмета

Повторение.

Наша речь и наш язык. Текст и его план. Типы текстов. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Признаки словосочетания. Главное и зависимое слово.

Предложение.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

Слово в языке и речи.

Лексическое значение слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Состав слова. Правописание и согласных в значимых частях слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с буквами ь,ъ. Части речи и их значение. Самостоятельные части речи. Грамматические признаки частей речи. Наречие. Правописание наречий.

Имя существительное.

Имя существительное как часть речи. Изменение имен существительных по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в языке. Род и число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по падежам.

Местоимение.

Роль местоимений в речи. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по падежам.

Глагол.

Глагол как часть речи. Роль глаголов в языке. Время глаголов. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. 1 и 2 спряжения глаголов. Правописание глаголов. Правописание личных безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Повторение.

Язык и речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Звуки и буквы.

На изучение предмета по Учебному плану отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов за учебный год (5 часов в неделю, 34 учебные недели).





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные:

  • формирование внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;

  • формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

  • ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности;

  • развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;

  • формирование основных моральных норм и ориентации на их выполнение;

  • воспитание этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

  • установки на здоровый образ жизни;

  • формирование основ экологической культуры;

  • воспитание чувств прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • соблюдать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе в Интернете;

  • осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире с помощью инструментов информационно-коммуникационных технологий;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • учиться основам смыслового восприятия художественных, познавательных текстов;

  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать, делать выводы;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • формулировать собственное мнение, позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные:

  • формирование основных сведений о языке, полученных в начальной школе;

  • понимание того, что роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;

  • сформирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

  • формирование ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

  • осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  • формирование умений распознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

Практическая часть

1

Повторение.

11

Входящая контрольная работа (списывание) -1

Изложение- 1

2

Предложение.

9

Сочинение – 1

Изложение – 1 Контрольный диктант -1

3

Слово в языке и речи.

21

Сочинение – 1

Изложение – 1

Контрольный диктант -1

4

Имя существительное.

43

Сочинение – 2

Изложение – 3

Контрольный диктант -2

Списывание -1

5

Имя прилагательное.

30

Сочинение – 2

Изложение – 3

Контрольный диктант -1

6

Местоимение.

7

Изложение – 1

7

Глагол.

34

Сочинение – 2

Изложение – 1

Контрольный диктант -1

Списывание -1

8

Повторение.

15

Сочинение – 1

Изложение – 2

Контрольный диктант -1


Итого

170

31



Календарно – тематическое планирование

№ п/п

№ в теме

Тема

Дата

по плану

по факту

Повторение изученного (11 часов)

1

1

Наша речь и наш язык



2

2

Текст. Признаки текста



3

3

Типы текстов



4

4

Предложение как единица речи



5

5

Развитие речи. Изложение повествовательного текста



6

6

Анализ изложения. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.



7

7

Обращение.



8

8

Главные и второстепенные члены предложения.

Основа предложения



9

9

Входная контрольная работа. Списывание №1 повествовательного текста



10

10

Анализ ошибок, допущенных при списывании. Распространенные и нераспространенные предложения.



11

11

Словосочетания.



Предложение (9 часов)

12

1

Однородные члены предложения (общее понятие)



13

2

Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления



14

3

Связь однородных членов в предложении с помощью союзов.



15

4

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Проект «Похвальное слово знакам препинания»



16

5

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»



17

6

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.



18

7

Проверочная работа по теме «Предложение»



19

8

Изложение повествовательного текста. Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.



20

9

Контрольный диктант №1 по теме «Предложение»



Слово в языке и речи (21 час)

21

1

Лексическое значение слова. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.



22

2

Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова



23

3

Синонимы. Антонимы. Омонимы



24

4

Фразеологизмы.



25

5

Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова



26

6

Состав слова. Суффиксы и приставки



27

7

Разбор слова по составу



28

8

Правописание гласных и согласных в корнях слов



29

9

Правописание гласных и согласных в корнях слов



30

10

Упражнение в написании приставок и суффиксов



31

11

Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.



32

12

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков



33

13

Изложение повествовательного деформированного текста



34

14

Анализ изложения. Части речи.



35

15

Диктант №2 по теме «Состав слова»



36

16

Анализ диктанта. Части речи



37

17

Части речи



38

18

Наречие



39

19

Наречие



40

20

Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»



41

21

Анализ сочинения. Наречие. Проверочная работа по теме «Части речи»



Имя существительное (43 часа)

42

1

Изменение по падежам имен существительных



43

2

Признаки падежных форм имён существительных



44

3

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей



45

4

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей



46

5

Несклоняемые имена существительные



47

6

Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных



48

7

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения



49

8

Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег»



50

9

Анализ сочинения. 2-е склонение имён существительных



51

10

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения



52

11

3-е склонение имён существительных



53

12

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения



54

13

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану



55

14

Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных



56

15

Именительный и винительный падежи



57

16

Родительный падеж



58

17

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже



59

18

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных



60

19

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных



61

20

Дательный падеж



62

21

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже



63

22

Творительный падеж



64

23

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже



65

24

Предложный падеж



66

25

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже



67

26

Контрольное списывание №2 повествовательного текста по теме «Падежные окончания имён существительных»



68

27

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах



69

28

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных



70

29

Диктант №3 по теме «Падежные окончания имён существительных»



71

30

Анализ диктанта. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах



72

31

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных



73

32

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану



74

33

Сочинение отзыв по репродукции картины В.А. Тропинина «Кружевница»



75

34

Анализ изложения и сочинения. Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе



76

35

Именительный падеж множественного числа



77

36

Родительный падеж множественного числа



78

37

Родительный падеж множественного числа



79

38

Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных



80

39

Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа



81

40

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану



82

41

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Имя существительное»



83

42

Проверочная работа по теме «Имя существительное». Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу.



84

43

Проект «Говорите правильно!» Работа над ошибками в проверочной работе.



Имя прилагательное (30 часов)

85

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Значение и употребление в речи имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных



86

2

Род и число имён прилагательных



87

3

Род и число имён прилагательных. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»



88

4

Анализ сочинения. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина



89

5

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе



90

6

Склонение имён прилагательных. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов»



91

7

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе



92

8

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе



93

9

Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода



94

10

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода



95

11

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода



96

12

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода



97

13

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода



98

14

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода



99

15

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода



100

16

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания



101

17

Анализ изложения. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе



102

18

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода



103

19

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. Контрольное списывание повествовательного текста



104

20

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах



105

21

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах



106

22

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах



107

23

Письмо по памяти сравнительно-описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего села.



108

24

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости»



109

25

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа



110

26

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.



111

27

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.



112

28

Изложение повествовательного текста



113

29

Анализ изложения. Обобщение знаний об имени прилагательном Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»



114

30

Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное»



Личные местоимения (7 часов)

115

1

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Роль местоимений в речи



116

2

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица



117

3

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога



118

4

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа



119

5

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Составление поздравительной открытки.



120

6

Изложение повествовательного текста



121

7

Анализ изложения. Морфологический разбор местоимений. Проверочная работа по теме «Личные местоимения»



Глагол (34 часа)

122

1

Глагол как часть речи (повторение)



123

2

Время глагола



124

3

Изменение глаголов по временам



125

4

Неопределённая форма глагола



126

5

Неопределённая форма глагола



127

6

Образование временных форм от глагола в неопределенной форме



128

7

Упражнение в образовании форм глаголов



129

8

Изложение по самостоятельно составленному плану.



130

9

Анализ изложения. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)



131

10

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)



132

11

2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени



133

12

Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами



134

13

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»



135

14

Анализ сочинения. Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени



136

15

Спряжение глаголов в будущем времени



137

16

Личные окончания глаголов I и II спряжений Проект «Пословицы и поговорки».



138

17

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени



139

18

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме



140

19

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени



141

20

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.)



142

21

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени



143

22

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени



144

23

Контрольное списывание №3 повествовательного текста по теме «Глагол»



145

24

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.



146

25

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.



147

26

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.



148

27

Составление повествовательного текста по серии рисунков.



149

28

Правописание глаголов в прошедшем времени



150

29

Правописание глаголов в прошедшем времени



151

30

Составление текста на спортивную тему



152

31

Обобщение по теме «Глагол».



153

32

Обобщение по теме «Глагол».

Морфологический разбор глагола



154

33

Проверочная работа по теме «Глагол».



155

34

Контрольный диктант №5 по теме «Глагол»



Повторение (15 часов)

156

1

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Изложение повествовательного текста



157

2

Анализ изложения. Повторение по теме «Наша речь и наш язык»



158

3

Повторение по теме «Текст»



159

4

Повторение по теме «Предложение и словосочетание»



160

5

Повторение по теме «Виды предложений»



161

6

Повторение по теме «Лексическое значение слова»)



162

7

Итоговая контрольная работа



163

8

Составление текста по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь»



164

9

Анализ итоговой диагностической работы. Состав слова.



165

10

Орфограммы в значимых частях слова



166

11

Части речи



167

12

Изложение повествовательного текста



168

13

Контрольный диктант №6 по теме «Повторение изученного в четвёртом классе»



169

14

Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы»



170

15

Игра «Родное слово»