РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной «Русский язык»» М., Просвещение 2018 год.
Цели обучения:
1.Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
2.Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
3.Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
4.Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения, к слову, и русскому языку в целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя. Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку посвящена упражнениям различного вида и форм: это упражнения, говорение, произношение слов, грамматический разбор слов, использование таблиц, схем, рисунков, материалов форзацев учебника. Существенное значение придаётся развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Задачи обучения:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год. Количество часов в неделю 5 ч
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко - буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
ЛЕКСИКА
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
обучающиеся должны уметь:
орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
производить звуко - буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Критерии оценивания
Проверка и оценка письменных работ по русскому языку и развитию речи
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы и т. п.).
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается по одному исправлению любого характера.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах: а) 3 орфографических и 2-3 пунктуационные, б) ) 4 орфографических и 2 пунктуационные, в) ) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибка. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено 5-7 орфографических (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьёзных отклонений от норм каллиграфии
Общие итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Вспоминаем, повторяем, изучаем (11 ч)
Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (8ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение (19 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Имя существительное (43 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (9 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (17ч)
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
III.УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Название раздела, тема урока | Дата | Кол-во | Из них | Домашнее задание |
Теор | Практ |
1 | Повторение (11ч.) Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык | 3.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.7 упр.3 |
2 | Язык и речь. Формулы вежливости | 4.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С .7 упр.4 |
3 | Текст и его план | 5.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.8 правило, страничка для любознательных |
4 | Обучающее изложение | 6.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.8 упр.6 |
5 | Анализ изложения. Типы текстов | 7.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.12 упр.11 |
6 | Предложение как единица речи | 10.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.13 упр.12, учить С.14 упр.14 |
7 | Входной диктант | 11.09. | 1 | | | С.14 упр.15, учить правило |
8 | Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 12.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.16 упр.19, правило |
9 | Диалог. Обращение | 13.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.18 упр.22 |
10 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | 14.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.19 упр.25, правило |
11 | Словосочетание | 17.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.24, проверь себя |
12 | Предложение (8ч.) Однородные члены предложения (общее понятие) | 18.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.27 упр.34, правило |
13 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 19.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.28 упр.35, правило |
14 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 20.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.31 упр.41, правило |
15 | Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» | 21.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | Подготовить проект |
16 | Наши проекты | 24.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С. 34 упр.47 |
17 | Простые и сложные предложения. Связь простых предложений в составе сложного | 25.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.37 упр.52 правило |
18 | Сложное предложение и предложение с однородными членами | 26.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.38 упр.54 |
19 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 27.09. | 1 | | | С.40 упр.1 |
20 | Обучающее изложение | 28.09. | 1 | 0.5 | 0.5 | С. 39 упр. 56 |
21 | Слово и в языке и речи (19ч.) Работа над ошибками, допущенными в диктанте Слово и его лексическое значение | 1.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.43 упр.61, страничка для любознательных |
22 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 2.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.45 упр.63 |
23 | Синонимы, антонимы, омонимы | 3.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.48 упр.72 |
24 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | 4.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.50 упр.76 |
25 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 5.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.52 упр.81, правило |
26 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 8.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.54 упр.83 |
27 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 9.10 | 1 | 0.5 | 0.5 | С.56 упр.88 правило |
28 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 10.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.57 упр.91 |
29 | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенные согласные в словах | 11.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.60 упр.98 |
30 | Правописание приставок и суффиксов | 12.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.62 упр103 |
31 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки | 15.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.65№108 (1) |
32 | Обучающее изложение | 16.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | Подготовиться к словарному диктанту |
33 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи | 17.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.68 упр.113 правило |
34 | Склонение имён существительных и имён прилагательных | 18.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.71 упр.120 |
35 | Имя числительное. Глагол | 19.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.72 упр.123 словарные слова |
36 | Наречие как часть речи | 22.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.74 упр. 127 |
37 | Правописание наречий | 23.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.76 упр.132 словарные слова |
38 | Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | 24.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.76 упр. 131 |
39 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 25.10. | 1 | | | С.78 , проверь себя упр. 2 |
40 | Имя существительное (43) Анализ диктантов. Распознавание падежей имён существительных | 26.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.83 упр.140 |
41 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных | 29.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.85 упр.145 |
42 | Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже | 30.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.87 упр.148 словарные слова |
43 | Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах | 31.10. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.88 упр.152 |
44 | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные | 8.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.88 упр.152, |
45 | Три склонения имён существительных (общее представление). 1‑е склонение имён существительных | 9.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.90 упр.157 правило |
46 | Упражнение в распознавании имён существительных 1‑го склонения | 12.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.92 упр.160 таблица |
47 | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | 13.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | С 93 упр. 163 |
48 | 2‑е склонение имён существительных | 14.11 | 1 | 0.5 | 0.5 | С.94 упр.165 словарные слова |
49 | Упражнение в распознавании имён существительных 2‑го склонения | 15.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.96 упр.168 таблица |
50 | 3‑е склонение имён существительных | 16.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.98 упр.173 правило |
51 | Упражнение в распознавании имён существительных 3‑го склонения | 19.11 | 1 | 0.5 | 0.5 | С. 99 упр.175 таблица |
52 | Типы склонения Алгоритм определения склонения имени существительного | 20.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.101 упр.179 правило |
53 | Обучающее изложение | 21.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | Повторить правила, словарные слова |
54 | Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3‑го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных | 22.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.104 упр.184 таблица |
55 | Именительный и винительный падежи | 23.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.107 упр.190 таблица |
56 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже | 26.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.108 упр.195 |
57 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | 27.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.111 упр.203 словарные слова |
58 | Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже | 28.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.114 упр.211 таблица |
59 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах | 29.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.115 упр.214 |
60 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах | 30.11. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.117 с.218 правила, словарные слова |
61 | Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже | 3.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.119 упр 221 |
62 | Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже | 4.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.119 упр.222 таблица |
63 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже | 5.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.122 упр.229 таблица |
64 | Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже | 6.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.124 упр.233 правило |
65 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | 7.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.126 упр.237 правило |
66 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | 10.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.127 упр.241 30 |
67 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных | 11.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.128 упр.243 словарные слова |
68 | Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» | 12.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | Повторить правила, словарные слова |
69 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» | 13.12. | 1 | | | Повторить правила, словарные слова |
70 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 14.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | Просклонять 2 словосочетания |
71 | Склонение имён существительных во множественном числе | 17.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.132 упр.252 |
72 | Именительный падеж имён существительных множественного числа | 18.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | С. 134 упр.256 таблица |
73 | Родительный падеж имён существительных множественного числа | 19.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.137 упр.264 повторить падежи |
74 | Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа | 20.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.139 упр.268 повторить падежи |
75 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа | 21.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.140 упр.272 повторить падежи |
76 | Контрольный диктант за первое полугодие | 24.12. | 1 | | | С.144 «Говорите правильно» |
78 | Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа | 25.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.143 проверь себя упр.1 |
79 | Обучающее изложение | 26.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | |
80 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе | 27.12. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.143 проверь себя упр.2 |
81 | Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе | 10.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.143 проверь себя упр.3 |
82 | Наши проекты | 11.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | Повторить правила, словарные слова |
83 | Имя прилагательное (31ч.) Имя прилагательное как часть речи | 14.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.5 упр.3 словарный диктант |
84 | Род и число имён прилагательных | 15.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.7 упр.7 |
85 | Описание игрушки | 16.01 | 1 | 0.5 | 0.5 | С.9 упр.14 повторить падежи |
86 | Склонение имён прилагательных | 17.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.12 упр.20 таблица правило |
87 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова “Мика Морозов”» | 18.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | Переписать на чистовик |
88 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 21.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.17 упр.28 памятка |
89 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже | 22.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.18 упр.32 повторить падежи |
90 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | 23.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.20 упр.37 падежи |
91 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | 24.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.21 упр.41 падежи |
92 | Именительный, винительный, родительный падежи | 28.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.23 упр.47 |
93 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 29.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.27 упр.57 повторить словарные слова |
94 | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 30.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.27 упр.59 повторить словарные слова |
95 | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты | 31.01. | 1 | 0.5 | 0.5 | Повторить словарные слова, падежи |
96 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 1.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | Просклонять 3 слова мужского и среднего рода |
97 | Склонение имён прилагательных женского рода | 4.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.29 выучить памятку |
98 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | 5.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.31 упр.64 |
99 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода | 6.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.34 упр.71 |
100 | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода | 7.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.36 упр.76 памятка |
101 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных | 11.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.37 упр.79 повторить падежи |
102 | Изложение описательного текста | 12.02 | 1 | 0.5 | 0.5 | Повторить падежные окончания имен прилагательных |
103 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных | 13.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | Просклонять два прилагательных |
104 | Склонение имён прилагательных во множественном числе | 14.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.40 упр.84 таблица |
105 | Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» | 15.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | Переписать на чистовик |
106 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | 18.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.42 упр.89 повторить падежные окончания |
107 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | 19.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.44 упр.94 |
108 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа | 20.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.46 упр.98 повторить падежи |
109 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 21.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | Повторить правила. Падежные окончания |
110 | Сочинение-отзыв по картине И.Э .Грабаря «Февральская лазурь» | 22.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.48 упр.103 |
111 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний | 25.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.49 упр.105 |
112 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 26.02. | 1 | | | Повторить правила. Падежные окончания |
113 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 27.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.50 проверь себя |
114 | Местоимение(9ч.) Местоимение как часть речи | 28.02. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.53 упр.11 правило |
115 | Личные местоимения | 1.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.55 упр.117 памятку наизусть |
116 | Изменение личных местоимений 1‑го и 2‑го лица по падежам | 4.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.59 упр.124 памятку наизусть |
117 | Изменение личных местоимений 3‑го лица по падежам | 5.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.61 упр.129 |
118 | Изменение личных местоимений по падежам | 6.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.64 упр.135 повторить склонение местоимений |
119 | Изложение повествовательного текста с элементами описания | 7.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | Повторить правила, словарные слова |
120 | Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение» | 11.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | С. 66 проверь себя |
121 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 12.03. | 1 | | | |
122 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 13.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | Повторить правила, словарные слова |
123 | Глагол (32ч.) Общие сведения о глаголе. | 14.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.70 упр.145 правило |
124 | Изменение глаголов по временам | 15.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | Повторить время глаголов, словарные слова |
125 | Неопределённая форма глагола | 18.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.74 упр.152 правило |
126 | Неопределённая форма глагола | 19.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.75 упр.156 словарные слова |
127 | Изменение глаголов по временам | 20.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.77 упр.160 словарные слова |
128 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 21.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.84 упр.170 спряжение глаголов |
129 | Анализ изложения. Спряжение глаголов | 22.03. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.81 упр.165 таблица |
130 | Спряжение глаголов | 2.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.82 упр.168 |
131 | 2‑е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 3.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.86 упр.174 |
132 | Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна Большая вода» | 4.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.87 упр.178 |
133 | I и II спряжение глаголов настоящего времени | 5.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.89 упр.182 |
134 | I и II спряжение глаголов будущего времени | 8.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.91 упр.188 спряжение глаголов |
135 | Наши проекты | 9.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.91 упр.188 спряжение глаголов |
136 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 10.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.95 упр.193 правило |
137 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 11.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.96 упр.197 правило |
138 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 12.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.97 правило. Спряжение глаголов |
139 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 15.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.99 упр.203 правило |
140 | Возвратные глаголы | 16.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.103 упр.214 правило |
141 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах | 17.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.105 упр.220 правило |
142 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах | 18.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.107 упр.226 правило |
143 | Закрепление изученного Составление рассказа по серии картинок | 19.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.108 упр.227 |
144 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 22.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | Повторить правила, Время глаголов, спряжение |
145 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | 23.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.122 упр. 237 памятку наизусть |
146 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | 24.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.113 упр.240 |
147 | Изложение повествовательного текста по вопросам | 25.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | Повторить правила, спряжение глаголов |
148 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 26.04. | 1 | | | Повторить правила, спряжение глаголов |
149 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 29.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.116 упр.247 |
150 | Обобщение по теме «Глагол» | 30.04. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.118 упр.251 |
151 | Обобщение по теме «Глагол» | 2.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.118 упр.253 |
152 | Изложение повествовательного текста | 3.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.118 упр.254 |
153 | Проверка знаний по теме «Глагол» | 6.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | Проспрягать 3 глагола |
154 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение | 7.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | Составить 3 предложения с глаголами настоящего, будущего и прошедшего времени |
155 | Повторение(17ч.) Язык. Речь. Текст | 8.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.121 упр.256 правило |
156 | Предложение и словосочетание | 10.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.123 упр.260 |
157 | Предложение и словосочетание | 13.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | Разбор трех предложений |
158 | Предложение и словосочетание | 14.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | Списать 3 предложения, выписать словосочетания |
159 | Лексическое значение слова | 15.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.129 упр.277 |
160 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины ИИ Шишкина “Рожь”» | 16.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | Переписать на чистовик |
161 | Состав слова | 17.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.130 упр.283 |
162 | Состав слова | 20.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.131 упр.285 |
163 | Состав слова | 21.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.133 упр.290 |
164 | Состав слова | 22.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.134 упр.294 |
165 | Части речи | 23.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | С.137 упр.302 |
166 | Части речи | 24.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | Списать любой текст из 6 предложений, определить части речи |
167 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 27.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | Повторить части речи |
168 | Анализ изложения Части речи | 28.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | Сообщение. Роль частей речи |
169 | Итоговый контрольный диктант | 29.05. | 1 | | | Звуко - буквенный разбор 3 слов |
170 | Анализ контрольного диктанта. Игра «По галактике Частей Речи» | 30.05. | 1 | 0.5 | 0.5 | Разбор слов по составу |
IV. ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся:
1.Учебник: «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Москва, «Просвещение», 2013 г. 1, 2 часть
2. Рабочая тетрадь: «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва, «Просвещение», 2014 г. 1, 2 часть
Для учителя:
1.Концепция и программы для начальных классов «Школа России» Москва, «Просвещение», 2008г
2. Учебник: «Русский язык» 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва, «Просвещение», 2014 г 2 части
4. Методическое пособие «Русский язык» 4 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва, Просвещение, 2014 г.
26