Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года (с последующими изменениями), Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности, утвержденного приказом МБОУ «СОШ № 63» г. Чебоксары № от и примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы программы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, В.В.Львов, Г.А. Богданова.
МБОУ «СОШ № 63» города Чебоксары является общеобразовательной школой. Русский язык изучается на базовом уровне.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения по русскому языку. По программе на изучение русского языка в 8 классах отводится 3 часа в неделю (т.е. 102 часа в год). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ № 63» г. Чебоксары (приказ по МБОУ «СОШ № 63» г. Чебоксары от № ).
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли русского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения русского языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к русскому языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования русского языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Содержание программы учебного предмета, курса
Структура программы
| Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Язык и речь. Правописание. Культура речи | 1 |
2 | Речь | 2 |
3 | Орфография и морфология | 8 |
4 | Речь (продолжение) | 2 |
5 | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса | 5 |
6 | Простое предложение | 2 |
7 | Главные члены предложения | 6 |
8 | Второстепенные члены предложения | 8 |
9 | Жанры публицистики | 2 |
10 | Односоставные предложения | 9 |
11 | Неполное предложение | 2 |
12 | Жанры публицистики (продолжение) | 2 |
13 | Предложения с однородными членами | 13 |
14 | Предложения с обращениями и вводными конструкциями | 11 |
15 | Предложения с обособленными членами | 16 |
16 | Речь. Жанры публицистики (продолжение) | 4 |
17 | Прямая и косвенная речь | 5 |
18 | Повторение | 4 |
Основное содержание
О языке
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский
Речь
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея). Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке). Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?».
Язык. Правописание. Культура речи
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.
Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения.
Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи.
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами.
Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами. Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика. Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика. Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.
Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения.
Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов.
Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами. Выдающиеся лингвисты: Ф. Ф. Фортунатов.
Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и... . Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ
Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями.
Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами.
Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых).
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания.
Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога. Культура речи. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи
4. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Язык и речь. Правописание. Культура речи (1ч) |
1 | Инструктаж по ТБ. Русский язык в семье славянских языков | 1 |
Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах Речь (2 ч) |
2 | Разновидности речи | 1 |
3 | Стили речи | 1 |
Орфография и морфология (8ч.) |
4 | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 |
5 | Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи | 1 |
6 | Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями | 1 |
7 | Контрольный диктант | 1 |
8 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
9 | Употребление дефиса | 1 |
10 - 11 | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | 2 |
Речь (продолжение) (2 ч.) |
12 | Типы речи | 1 |
13 | Способы и средства связи предложений в тексте | 1 |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (5ч.) |
14-16 | Словосочетание | 3 |
17-18 | Предложение и его типы | 2 |
Простое предложение (2ч.) |
19-20 | Интонация простого предложения | 2 |
Двусоставное предложение. Главные члены предложения (6 ч.) |
21-22 | Подлежащее и способы его выражения | 2 |
23-24 | Сказуемое и способы его выражения | 2 |
25 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
26 | Правильное согласование главных членов предложения | 1 |
Второстепенные члены предложения (8 ч.) |
27-28 | Определение | 2 |
29 | Дополнение | 1 |
30-31 | Обстоятельство | 2 |
32 | Порядок слов в предложении | 1 |
33 | Контрольный диктант с дополнительными заданиями | 1 |
34 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
Жанры публицистики (2 ч.) |
35 | Репортаж | 1 |
36 | Р/р. Сочинение в жанре репортажа | 1 |
Односоставные предложения (9 ч.) |
37 | Виды односоставных предложений | 1 |
38-39 | Определённо-личные предложения | 2 |
40 | Неопределённо-личные предложения | 1 |
41 | Обобщённо-личные предложения | 1 |
42-43 | Безличные предложения | 2 |
44-45 | Назывные предложения | 2 |
Неполное предложение (2ч) |
46 | Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме | 1 |
47 | Контрольная работа | 1 |
Жанры публицистики (продолжение) (2 ч.) |
48-49 | Статья | 2 |
Простое осложненное предложение Предложения с однородными членами (13 ч.) |
50-52 | Какие члены предложения являются однородными | 3 |
53-55 | Как связаны между собой однородные члены предложения | 3 |
56-57 | Однородные и неоднородные определения | 2 |
58 | Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница» | 1 |
59-60 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 2 |
61 | Контрольный диктант | 1 |
62 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями (11 ч.) |
63-64 | Предложения с обращениями | 2 |
65-68 | Предложения с вводными конструкциями | 4 |
69-70 | Предложения с вставными конструкциями | 2 |
71 | Предложения с междометиями и словами да, нет | 1 |
72 | Контрольный диктант | 1 |
73 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
Предложения с обособленными членами (16 ч.) |
74 | Обособление второстепенных членов предложения | 1 |
75-79 | Обособленные определения и приложения | 5 |
80 | Контрольный диктант | 1 |
81 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
82-85 | Обособленные обстоятельства | 4 |
86-87 | Уточняющие члены предложения | 2 |
88 | Контрольная работа | 1 |
89 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 |
Речь. Жанры публицистики (продолжение) (4 ч.) |
90-91 | Портретный очерк | 2 |
92 | Сочинение в жанре портретного очерка | 1 |
93 | Анализ сочинения | 1 |
Прямая и косвенная речь (5 ч.) |
94-95 | Оформление прямой речи на письме | 2 |
96 | Диалог | 1 |
97 | Косвенная речь | 1 |
98 | Цитаты и их оформление на письме | 1 |
Повторение (4 ч.) |
99-100 | Повторение изученного за курс 8 класса | 2 |
101 | Промежуточная аттестация. Тестирование | 1 |
102 | Анализ работ | 1 |
Приложение
График контрольных работ
| Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них уроков | Контрольные работы колич. часов |
1. | Язык и речь. Правописание. Культура речи | 1 | 1 | 0 |
2 | Речь | 2 | 2 | 0 |
3 | Орфография и морфология | 8 | 7 | 1 |
4 | Речь (продолжение) | 2 | 2 | 0 |
5 | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса | 5 | 5 | 0 |
6 | Простое предложение | 2 | 2 | 0 |
7 | Главные члены предложения | 6 | 6 | 0 |
8 | Второстепенные члены предложения | 8 | 7 | 1 |
9 | Жанры публицистики | 2 | 2 | 0 |
10 | Односоставные предложения | 9 | 9 | 0 |
11 | Неполное предложение | 2 | 1 | 1 |
12 | Жанры публицистики (продолжение) | 2 | 2 | 0 |
13 | Предложения с однородными членами | 13 | 12 | 1 |
14 | Предложения с обращениями и вводными конструкциями | 11 | 10 | 1 |
15 | Предложения с обособленными членами | 16 | 14 | 2 |
16 | Речь. Жанры публицистики (продолжение) | 4 | 4 | 0 |
17 | Прямая и косвенная речь | 5 | 5 | 0 |
18 | Повторение | 4 | 3 | 1 |
Приложение
Контрольно- измерительные материалы
Контрольный диктант
Гроза.
Помню застигнувшую нас в дороге грозу.
Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.
Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.
Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.
2. Раздел «Второстепенные члены предложения»
Контрольный диктант с дополнительными заданиями
В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
Крокодил — искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — « перископы».Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.
Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча «отмокнет» .
Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий все: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. Здесь он хозяин.
Грамматическое задание
Синтаксический разбор предложений
1 вариант – 4 абзац 1 предложение
2 вариант – 3 абзац 1 предложение
Подчеркнуть, надписав, сказуемые разных видов
Подчеркнуть грамматическую основу в предложениях
1 вариант – 2 абзац 1 предложение
2 вариант – 5 абзац 2 предложение
3. Раздел «Неполное предложение»
Контрольная работа
Зимний день.
Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.
Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.
Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.
Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой плёнкой первого льда.
Но речка у мельницы, отяжелевшая, тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.
Грамматическое задание
Выпишите сказуемое
1 вариант – простое глагольное
2 вариант – составное глагольное
Выпишите три словосочетания разных типов:
1 вариант – из 1 абзаца
2 вариант – из 4 абзаца
4.Раздел «Предложения с однородными членами»
Контрольный диктант
На самом северном из трёх тригорских холмов есть деревянные скрипучие ступеньки. От них узкая тропинка ведет мимо дома Осиповых, мимо большого зеркального пруда к началу парка. Отсюда вправо идёт коротенькая липовая аллея. В конце её вековые липы, коренастые дубы да остролистые клёны образуют удивительно красивую группу деревьев.
Своеобразный облик этой единственной беседки подчеркивает вековой дуб, склонившийся над землёй и словно пытающийся взлететь в небо.
Деревья скрывают от вашего взгляда как усадьбу, так и пруд с парком и открывают замечательный вид на крутой зелёный скат Тригорского, отлогие берега Сороти, на поля, и луга, и нивы, прорезанные извивающейся узкой гладью реки.
Как и в пушкинские времена, глядите ли вы ранней весной на чёрные поля и бушующие тёмные воды разлившейся Сороти, любуетесь ли блестящей на солнце летней зеленью полей и лугов, видите ли осенний грустный пейзаж со скирдами уже сжатого хлеба или созерцаете заснеженную равнину – всегда неизменно чувствуете широкую, спокойную и сильную красоту открывающейся перед вами природы. На вашу душу нисходит покой да мир.
Грамматическое задание
Подчеркните однородные члены предложения
1 вариант – 1 абзаца
2 вариант – 4 абзаца
2. Составьте, запишите и выполните синтаксический разбор предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.
5. Раздел «Предложения с обращениями и вводными конструкциями»
Контрольный диктант
Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром. Иногда дул ветер, но он, к досаде, не проникал в открытые окна.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. Единственное, раздражавшее композитора, - скрипучие половицы. Только переступив через пять шатких половиц, он мог пройти к роялю. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Но вот ни одна из половиц не скрипнула, Чайковский садится за рояль и (мы это видели не раз) усмехается. Неприятное позади, а сейчас начнется удивительное и веселое. Рассохшийся дом, к изумлению многих, запоет от первых же звуков рояля. А без музыки Петра Ильича Чайковского дом, казалось, скучал.
Иногда ночью, просыпаясь, композитор слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица, вспомнив, к его радости, дневную музыку. Он мечтал передать восторг от всего: от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек, от самых простых явлений жизни.
И он, конечно, никогда не ждал вдохновения, а работал и работал. И вдохновение рождалось, разумеется, в работе.
Грамматическое задание
Выписать из текста по словосочетания с разными типами подчинения
Выполнить синтаксический разбор четвертого предложения 2 абзаца
6. Раздел «Предложения с обособленными членами»
Контрольный диктант
Стемнело. На западе погасли просветы между деревьями. Морозная надвигающаяся мгла обступила лощину. Тут было тихо, но ночной ветер гулял по вершинам сосен, лес шумел то убаюкивающее, то порывисто, то тревожно. По лощинам тянул не видимый уже глазом, тихо шуршащий, покалывающий лицо.
Неопытный в лесных делах, Алексей не позаботился заблаговременно ни о ночлеге, ни о костре. Застигнутый кромешной тьмой, ощущая невыносимую боль в разбитых натруженных ногах, он не нашел в себе сил идти за топливом, забрался в густую хвойную поросль молодого сосняка и замер, жадно наслаждаясь наступившим покоем и неподвижностью.
Он спал как каменный, не слыша ни ровного шума сосен, ни уханье филина, стонавшего где-то у дороги, ни далекого воя волков – ничего из тех лесных звуков, которыми была полна густая и непроницаемая плотно обступившая его тьма.
Грамматическое задание
Подчеркните грамматические основы сложного предложения
Составьте схему однородных членов с повторяющимся союзом (на выбор)
Подчеркните как член предложения один причастный и один деепричастный оборот
Контрольная работа
Изложение
Что значит быть воспитанным?
Воспитанный человек.. .Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.
Так что же такое воспитанность?
Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.
Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.
Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях.
А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.
7. Раздел «Повторение»
Промежуточная аттестация
Часть1
Написание сжатого изложения
Классическими называют лучшие, великолепнейшие книги, созданные на протяжении веков. Это золотой фонд культуры. Не знать какую-нибудь классическую книгу всегда немного стыдно, и некоторые люди, даже если они и не читали какой-нибудь классической книги, не признаются в этом. Говорят: «Читал, конечно, читал…» — но самим очень стыдно в этот момент. Но ведь и вправду: не читать лучших книг человечества — разве не дурной поступок?
Утверждают, что человек может прочитать за жизнь примерно четыре тысячи книг. Это очень много. Если бы все они стояли в квартире, люди говорили бы: «Весь дом в книгах!» В библиотеке городской школы обычно бывает около пятидесяти тысяч книг, но среди них много таких, которые читать не стоит, без которых можно прожить.
А книг, без которых прожить нельзя, не так много. Например, чтобы познакомиться с основными произведениями русской классики, надо прочитать всего около тридцати книг. Так ли уж много? Если читать, начиная с пятого класса, лишь по одной в месяц, то окажется, что к восемнадцати годам человек закончит чтение главных книг. Ещё лет пять он «добирает» пропущенное, а потом всю жизнь перечитывает эти книги, чтобы держать их в памяти, в душе своей.
Часть 2.
Варианты 131-134 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Приложение
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов
Учебник русского языка для 8 класса (авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос , В.В.Львов) под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, 2013
Русский язык. 8 класс: система уроков по учебнику под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта/ сост. О.А. Финтисова.- Волгоград: Учитель, 2013
Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Сенина Н.А., Ростов-на Дону, 2015
Учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ, хрестоматии)
Раздаточные материалы по орфографии, пунктуации и синтаксису 8 класс
Тесты
Занимательный русский язык. Шанский Н.М. В 2 частях. Москва. 1996
А как лучше сказать? Розенталь Д. Э. Москва. 1988
Крылатые слова: литературные цитаты, образные выражения. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Москва.1966
Школьный орфографический словарь русского языка. — М., 1999.
Школьный словарь образования слов русского языка. — М., 1997.
Образовательные сайты
http://www.gramma.ru/ Культура письменной речи. Неофициальный проект, созданный группой энтузиастов, в которую входят опытные преподаватели русского языка и литературы школ Санкт-Петербурга, преподаватели кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета и других вузов. На сайте представлены нормы русского языка, информация о стилях документов, рекомендации по сдаче экзаменов и тестирование по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.
http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.
http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.
http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.
http://www.denlen.da.ru/ Поговорим о русском... Проект Елены Долотовой, преподавателя русского языка и литературы для любителей русского языка. На сайте имеется архив рассылок, форум о русском языке и литературе, а также небольшая коллекция авторских методических материалов по русской литературе.
Энциклопедии. Словари. Справочники
http://www.rubricon.com/ Рубрикон. Энциклопедии, энциклопедические словари и справочники: Большая советская, иллюстрированный словарь, Брокгауз и Эфрон, словарь Даля, словари "История Отечества" и "Всемирная история", Малая медицинская энциклопедия, Всемирная энциклопедия классического искусства и др. В разделе "Образование" - ссылки на педагогические ресурсы Интернета. Предусмотрен поиск. Доступ к полным текстам статей платный.
http://www.encyclopedia.ru Мир энциклопедий. Русскоязычные энциклопедии, энциклопедические словари, справочники: универсальные (Брокгауз, «Мир вокруг нас»…), отраслевые (юридическая, медико-биологическая, народы и религии мира…), региональные («Американа», «Япония от А до Я»…), специальные, персональные.
http://dictionary.fio.ru/ Педагогический энциклопедический словарь. Ресурс Федерации Интернет-образования. Полная электронная версия "Педагогического энциклопедического словаря", выпущенного в 2002 году под редакцией издательства "Большая Российская Энциклопедия".
http://dic.academic.ru/ Словари и энциклопедии on-line. Представлены: современная энциклопедия; толковые словари Даля, Ожегова, Ушакова; Энциклопедия Брокгауза и Ефрона; англо-русский словарь Мюллера; большой энциклопедический, финансовый, экономический словари; англо-русский словарь финансовых терминов; исторический словарь; 1000 биографий.
http://www.primavista.ru/dictionary/ 1000 словарей. На сайте представлен каталог языковых словарей, созданный и поддерживаемый силами бюро переводов "Прима Виста". Каталог содержит около 1000 словарей на более чем 90 языках. Большинство словарей - это, так называемые, онлайн словари, но есть и словари, которые можно скачать на свой компьютер. Помимо этого доступны онлайн переводчики, многоязычные словари, энциклопедии, алфавиты, правила русского языка, идентификация и классификация языков.
http://www.slovari.ru Русские словари. Проект Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и ООО "Словари.ру". На сайте представлены такие словари, как «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля под ред. И.А. Бодуэна де Куртенэ», Толковый словарь русского языка, Русский орфографический словарь, Словарь русского языка, Словарь русских синонимов, Русский семантический словарь, Новый словарь иностранных слов, Популярный словарь иностранных слов, Словарь языка Пушкина, Словарь языка Достоевского, Словарь русских личных имен, Словарь русского арго, Русская заветная идиоматика (веселый словарь крылатых выражений). Поиск осуществляется по всем словарям сразу или по каждому в отдельности.
http://visaginas.km.ru/ Медиаэнциклопедия "Изобразительное искусство". Вся история искусства: от первобытного до постмодернизма. Статьи снабжены ссылками и репродукциями. Системность изложения позволяет использовать ресурс в качестве учебного пособия для интересующихся вопросами изобразительного искусства. Читатель имеет возможность прочтения любой темы от поверхностного до глубокого благодаря ссылкам на сайты-первоисточники.
http://erudite.nm.ru/ Эрудит. Биографии известных ученых и изобретателей; толковый словарь научных терминов; научные статьи.
.