СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014 гг), а также на основании образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бейская СОШИ»  на 2018-2019 год. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс»


Аннотация к рабочей программе по русскому языку 8 класс

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014 гг), а также на основании образовательной программы основного общего образования МБОУ «Бейская СОШИ» на 2018-2019 год. .

Программа составлена для учащихся 8 класса и рассчитана на 102 часа.

Учебно-методический комплекс под редакцией Т.А.Ладыженской и др. не нарушает преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам обновленного содержания языкового образования в условиях перехода на новый образовательный стандарт. УМК, в целом, позволяет реализовать цели языкового образования, сформировать ведущие компетенции языкового образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Цели и задачи обучения

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Содержание учебного предмета

Раздел

Кол-во часов по теме

Введение. Русский язык в современном мире.

1

Повторение пройденного в 5-7 классах

9

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

8

Простое предложение

7

Главные члены предложения

6

Второстепенные члены предложения

9

Односоставные предложения

11

Однородные члены предложения

11

Обособленные члены предложения

16

Обращение

3

Вводные и вставные конструкции

8

Чужая речь

7

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

8


Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: контрольный диктант, тест, зачет, творческие работы (сочинение, изложение, контрольный срез).






Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Предметные знания и умения:

- знать определения основных изучаемых в 8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 8 классе частей речи, синтаксический разбор предложений;

- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки;

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.

Метапредметные знания и умения

- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной формах;

- пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, обеспечивая простоту и ясность предложений;

- составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней.

Личностные результаты обучения

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-готовность к межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Сформированные компетентности:

Культуроведческая: Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Коммуникативная: Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Языковедческая: Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.



Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Русский язык в современном мире.

Повторение изученного в 5-7 классах (6+1кр+2Р/р) =9

Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7 часов+ 1к/р) =8

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Простое предложение (2 часа+2Р/р) =4

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Двусоставные предложения.

Главные члены предложения (6 часов+1 к/р)=7

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности

Второстепенные члены предложения (6 часов+1кр +2Р/р)=9

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Односоставные предложения (7 часов+1кр.+3Р/р) =11

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Простое осложненное предложение.

Однородные члены предложения (8 часов 1кр +2Р/р)=11

Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (14 часов+1к.р.+1Р/р) =16

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Ораторская речь, ее особенности.

Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения

Обращение (2 +1Р/р) =3

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Текстообразующая роль обращений.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Вводные и вставные конструкции (7+ 1к/р) = 8

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.

Чужая речь (5+1кр+1Р/р)=7

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.


Повторение и систематизация изученного в 8 классе. (5+2Р/р+ тест) =8

Изложение с элементами сочинения

Синтаксис и морфология Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и орфография. Культура речи

Тематическое распределение часов

Раздел

Кол-во часов по теме

Введение. Русский язык в современном мире.

1

Повторение пройденного в 5-7 классах

9

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

8

Простое предложение

7

Главные члены предложения

6

Второстепенные члены предложения

9

Односоставные предложения

11

Однородные члены предложения

11

Обособленные члены предложения

16

Обращение

3

Вводные и вставные конструкции

8

Чужая речь

7

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

8


Рекомендуемые формы


организации учебного процесса

-Урок – коммуникация

-Урок – практикум

-Урок – мастерская

-Урок – письма

-Урок – игра

-Урок – исследование

-Урок – консультация

-Взаимообучающие уроки

-Урок – лаборатория

-Урок – зачет

-Урок творчества и др.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

-Активные и интерактивные методы обучения

-Игровые технологии

-Исследовательская технология обучения

-Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

-Метод проектов

-Технологии уровневой дифференциации

-Информационно-коммуникационные технологии

-Здоровьесберегающие технологии и др.





Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Коррекция

план

факт

Введение (1 час)

1

3.09


Русский язык в современном мире


Повторение изученного в 5-7 классах (6+1кр+2Р/р) =9

2

5.09


Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.


3,4

6.09

10.09


Знаки препинания в сложном предложении.


5

12.09


Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий


6

13.09


Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий


7,8

17.09

19.09


Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко упр. 26


9

20.09


Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи


10

24.09


Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного в 7 классе»


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7 часов+ 1к/р) =8

11

26.09


Основные единицы синтаксиса


12

27.09


Текст как единица синтаксиса


13

1.10


Предложение как единица синтаксиса


14

3.10


Словосочетание как единица синтаксиса.


15

4.10


Виды словосочетаний.


16

8.10


Синтаксические связи слов в словосочетаниях.


17

10.10


Синтаксический разбор словосочетаний


18

11.10


К/р. Тест по теме «»Словосочетание. Виды связи в словосочетании»


Простое предложение (2 часа+2Р/р) =4

19

15.10


Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.


20

17.10


Порядок слов в предложении. Интонация.


21

18.10


Р/Р Описание памятника культуры


22

22.10


Р.Р. Сочинение в публицистическом стиле памятника культуры


Двусоставные предложения.

Главные члены предложения (6 часов+1 к/р)=7

23

24.10


Подлежащее.


24

25.10


Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.


25

29.10


Составное глагольное сказуемое.


26

31.10


Составное именное сказуемое.


27

1.11


Тире между подлежащим и сказуемым


28

12.11


Обобщение темы «Главные члены предложения»


29

14.11


Контрольный диктант №2 по теме: «Главные члены предложения».


Второстепенные члены предложения (6 часов+1кр +2Р/р)=9

30

15.11


Роль второстепенных членов предложения.


31

19.11


Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.


32

21.11


Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения


33

22.12


Р/Р «Характеристика человека»


34

26.11


Приложение. Знаки препинания при нём.


35

28.11


Обстоятельство.


36

29.11


Синтаксический разбор двусоставного предложения. Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»


37,38

3.12

5.12


Р/Р Сочинение по картине Ю.Ракши
 «Проводы ополчения» (часть триптиха «Поле Куликово»).


Односоставные предложения (7 часов+1кр.+3Р/р) =11

39

6.12


Главный член односоставного предложения. Назывные предложения


40

10.12


Определённо-личные предложения.


41

12.12


Неопределённо-личные предложения.



42

13.12


Р/Р Инструкция


43

17.12


Безличные предложения.


44

19.12


Неполные предложения.


45

20.12


Синтаксический разбор односоставного предложения.


46

24.12


Обобщение темы «Односоставные предложения»


47

26.12


Контрольный диктант №4 по теме «Односоставные предложения»


48

27.12


Р/Р Составление текста-рассуждения


49

9.01


Р/Р Сочинение- рассуждение по картине К.Юона «Новая планета»


Простое осложненное предложение.

Однородные члены предложения (8 часов 1кр +2Р/р)=11

50

10.01


Понятие об осложненном предложении.


51

14.01


Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения


52

16.01


Однородные и неоднородные определения.


53

17.01


Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.


54

21.01


Р/Р Изложение. Текст – сравнительная характеристика (по упр. 242)


55

23.01


Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них


56

24.01


Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них


57

28.01


Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами.


58

30.01


Р/р Сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»


59

31.01


Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»


60

4.02


Контрольная работа № 5 по теме «Однородные члены предложения» .


Обособленные члены предложения (14 часов+1к.р.+1Р/р) =16

61

6.02


Понятие об обособлении. Обособленные определения.


62

7.02


Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.


63

11.02


Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них.


64

13.02


Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них.


65

14.02


Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений.


66

18.02


Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему.


67

20.02


Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.


68

21.02


Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.


69

25.02


Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.


70

27.02


Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов


71

28.02


Обособление дополнений с предлогами


72

4.03.


Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.


73

6.03


Повторение по теме «Обособленные члены предложения»


74

7.03


Повторение по теме «Обособленные члены предложения»


75

11.03


Контрольная работа №6 по теме «Обособленные члены предложения»


76

13.03


Работа над ошибками. Работа с тестами


Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения

Обращение (2 +1Р/р) =3

77

14.03


Назначение обращения. Распространённые обращения.


78

18.03


Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений


79

20.03


Р/Р Эпистолярный жанр. Составление делового письма


Вводные и вставные конструкции (7+ 1к/р) = 8

80

21.03


Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.


81

1.04


Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них.


82

3.04


Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях


83

4.04


Вставные слова, словосочетания и предложения


84

8.04


Междометия в предложении


85

10.04


Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения


86

11.04


Повторение по теме «Обращения, вводные слова и междометия»


87

15.04


Контрольный диктант№ 7 по теме «Обращения, вводные слова и междометиях»


Чужая речь (5+1кр+1Р/р)=7

88

17.04


Понятие о чужой речи. Комментирующая часть Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.


89

18.04


Косвенная речь. Прямая речь.


90

22.04


Диалог.


91

24.04


Р/Р Рассказ.(упр 418, 419, 420 по выбору)


92

25.04


Цитата и знаки препинания при ней.


93

29.05


Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь».


94

2.05


Контрольная работа№8 по теме «Чужая речь»


Повторение и систематизация изученного в 8 классе. (5+2Р/р+ тест) =8

95

6.09


Синтаксис и морфология


96

8.05


Синтаксис и пунктуация


97

13.05


Р/Р Изложение- рассуждение с элементами сочинения (по тексту упр.442)


98

15.05


Р/Р Изложение-рассуждение с элементами сочинения (по тексту упр.442)


99

16.05


Синтаксис и культура речи.


100

20.05


Синтаксис и орфография


101

22.05


Итоговый тест по программе 8 класса


102

23.05


Итоговый урок


102 часа, 3 часа в неделю





































Средства контроля


График проведения контрольных работ

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1

24.09

Контрольный диктант№1 по теме «Повторение изученного в 7 классе»

1

2

11.10

Контрольное тестирование «Словосочетание»

1

3

14.11

Контрольный диктант №2 по теме: «Главные члены предложения».

1

4

3.12

Контрольная работа или диктант №3 по теме «Второстепенные члены предложения».

1

5

26.12

Контрольный диктант№4 по теме «Односоставные предложения»

1

6

4.01

Контрольная работа № 5 по теме «Однородные члены предложения».

1

7

11.03

Контрольная работа№6 по теме «Обособленные члены предложения»

1

8

15.04

Контрольный диктант№7 по теме «Обращения, вводные слова и междометиях»

1

9

2.05

Контрольная работа№8 по теме «Чужая речь»

1


23.05

Итоговый тест по программе 8 класса



График проведения творческих работ

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1

19.09

Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко упр. 26

2

3

22.10

Р.Р. Сочинение в публицистическом стиле о памятнике культуры

2

4

5.12

Р/Р Сочинение по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения» (часть триптиха «Поле Куликово»).

1

5

9.01

Р/Р Сочинение- рассуждение по картине К.Юона «Новая планета»

1

6

17.01

Р/Р Изложение. Текст – сравнительная характеристика (по упр. 242)

1

7

30.01

Р/р Сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

1

8

15.05

Р Изложение- рассуждение с элементами сочинения (по тексту упр.442)

2














Приложение

8 класс. Диктант№1 по теме «Повторение пройденного в 5 – 7 классах» с

грамматическим заданием.

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая подняться на вершину горы. Она невысокая, с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьется по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь. Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая темно-зелёным лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе. (147 слов.)


Грамматическое задание.

1.Синтаксический разбор предложения

1в- Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.

2в- Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами

2.Выписать по одному глаголу с орфограммой в корне:

а) безударной гласной, проверяемой ударением;

б)чередующейся гласной. Орфограммы обозначить.

3. Разобрать по составу: 1в-наслаждались, расстилались, неспелыми

2в- приходится, приметная, заблудиться

4. . Сделать морфологический разбор слов.

1в- растительностью

2в- вернулись


Контрольный диктант №2 по теме: «Главные члены предложения».


О Волге.

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьёт подземный ключ. Этот прудок – колыбель великой русской реки4. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далёкий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками4.

От Рыбинска Волга поворачивает на юго-восток. Невысокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарников. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Горьком – одно из красивейших мест верховья Волги.

Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули – жемчужина Волги. Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.

132 слова

Словарная работа

Волга, Кострома, Жигулёвские горы, Рыбинск

Колыбель – детская кроватка – подвесная (люлька) или качающаяся на круглых опорах

Трясина – зыбкое, болотистое место

Климат – многолетний режим погоды какой-нибудь местности, одна из её географических составляющих

Сказание – рассказ (преимущественно народный) исторического или легендарного содержания


Грамматическое задание

  1. Синтаксический разбор выделенных предложений

  2. Найти в тексте по одному словосочетанию на все типы связи

  3. Из предложений первого абзаца выписать все сказуемые и определить их вид



Контрольная работа или диктант №3 по теме «Второстепенные члены предложения».

Цель: проверить знания учащихся, совершенствовать навыки грамотного письма, воспитание интереса к урокам русского языка.

ДМИТРИЙ ЛИХАЧЕВ

  Дмитрий Лихачев родился, учился, жил и работал в Ленинграде. В Ленинграде пережил он послереволюционный и блокадный голод. Два раза - не по своей воле - пришлось ему покинуть родной город. Первый раз студентом в 1928 году. Тогда его забрали в концентрационный лагерь на Соловках. Второй раз, когда в самом конце блокады власти за несогласие "сотрудничать" выслали его с семьей в Казань. До самой смерти Лихачев работал в Пушкинском Доме Академии наук. В Москву не уехал.

  На дореволюционный период приходится крохотный кусочек жизни Дмитрия Сергеевича. Что же запомнилось, что осталось в памяти на всю долгую жизнь? Главное детское воспоминание - балет. Семья Лихачевых жила балетом. Этому семейному увлечению была подчинена жизнь. Заметим, что родители Дмитрия Сергеевича не были богаты (отец служил на почтамте). Чтобы иметь два балетных абонемента в ложу Мариинского театра, семья во многом себе отказывала. Зато четырехлетний Митя мог видеть балеты Минкуса, Чайковского и Глазунова. Это было время расцвета русского балета.

(По И. Чайковской)

(151 слово)

 Грамматическое задание

  1) Разберите по членам выделенные предложения. В чем их различие?

  2) Из первого предложения выпишите все словосочетания.

  3) Выпишите из текста имена собственные.

Контрольный диктант№4 по теме «Односоставные предложения»

Осень

Осень. Серое небо. Низкие тяжёлые облака.

Старые деревья давно облетели. Только молодые отдельные берёзки сохраняют свои увядшие, блистающие золотом листья, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны, освежённые холодным воздухом. Земля устлана сухими разноцветными листьями.

Тихо в воздухе. Слышны на большом расстоянии прыжки зайца, белки. Синицы, не улетевшие на зиму, подвинулись к жилью человеческому. Снегири выбрались из лесной чащи и появились в садах и огородах. Их скрипучее пение, не лишенное какой-то приятной мелодии, тихо раздаётся в голых кустах и деревьях. Ещё не улетевшие дрозды собираются в большие стаи и улетают в сады, куда манят их ягоды бузины, жимолости, красные кисти рябины.

Река тоже приняла особенный вид. Вот такую-то осень люблю не только как охотник, но как страстный любитель природы.

137 слов



Словарная работа

Увядший – потерявший свежесть, засохший

Мелодия – благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев

Бузина – кустарник или деревце семейства жимолостных с чёрными или красными ягодами

Жимолость – кустарниковое, иногда вьющееся, растение с душистыми цветами


Грамматическое задание

Выписать все односоставные предложения, подчеркнуть их главный член и дать в скобках характеристику.

«Односоставные и неполные предложения»

В-1

Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами на Земле. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений. Другие, может, и есть, а таких нет. Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечатления.

Если вы художник, то увидишь новые сочетания красок. Если музыкант, услышишь новые звуки. Скульптора поразит совершенство и красота формы. Но особенно радостны и интересны должны быть такие встречи для вас, ребята. Сколько открытий они вам несут! И с каждой такой встречей горизонт будет раздвигаться всё шире, будто вы поднимаетесь на высокую гору.

Чтобы такие встречи были приятны, дружите с лесом. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им.  Всё видят его зелёные глаза, до всего дотянутся цепкие зелёные руки.

Узнать лес просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья. Услышать, как кусты и травы просят пить. Понять, о чём говорят птицы и звери.

Охота за тайнами – радостная охота.

Грамматические задания

  1. найдите 2 односоставных предложения, укажите их вид (о\л, н\л, б\л, н)

  2. Разобрать по составу: живущих, раздвигаться, насолить.

3.Разберите по членам (подчёркиванием) одно- и двусоставное предложение.

Укажите какими частями речи выражены члены предложения.

   Контрольный диктант № 2  

В-2

«Односоставные и неполные предложения»

        Осенью на Прорве.

Старое русло Оки. Его называют Прорвой.  Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех.

То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в кусте ивовый прут.

Начинает  разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца.

К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух чист и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

        Грамматические задания

  1. Найдите в тексте 2-3 односоставных предложения ( в т.ч. и те., которые являются частью сложного предложения), определите тип этих предложений.

  2. Сделайте синтаксический разбор сказуемых :

1 вариант –в предложении На Прорве слишком много помех.

   2 вариант –в предложении Воздух чист и прохладен.

  1. Выпишите из диктанта по одному слову с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся.

  1. Разберите по составу слова: рассвету, разгораться



Контрольный диктант № 5 по теме «Однородные члены предложения».

      Все: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
      Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

      (По Д. Мордовцеву)

 

Грамматическое задание

  1. Начертите схему  предложения:       

Все: и день, и природа — великолепно.- 1в,

Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в

  1. Подчеркните грамматическую основу в предложениях

Они устилают всю землю. - 1в

А грезы не воротятся. – 2в 

  1. Объясните знаки препинания в предложениях:

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари?


Контрольный диктант №6 по теме «Обособленные члены предложения»

Весеннее утро

Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажет­ся осыпанным тонкой золотой пылью.

В густой буйной траве дрожат, переливаясь и вспыхивая раз­ноцветными огнями, бриллианты крупной росыСтепь весело пе­стрит цветами: скромными синими колокольчиками, белыми пахучи­ми ромашками, дикой гвоздикой, горящей пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешан­ный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.

Все блещет, нежится, радостно тянется к ласковому солнышку.

Кое-где в глубоких и узких балках еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепе­щут и звенят жаворонки. Неутомимые кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами.



(По А. Куприну) (131 слово)


  Грамматическое задание

  1) Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

  2) Начертите схему предложения, выделенного курсивом.

  3) Выполните морфемный и морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия из текста.

 Контрольный диктант№7 по теме «Обращения, вводные слова и междометиях» с грамматическим заданием по типу ГИА

МОРЕ

Вы, вероятно, видели, друзья мои, море и любовались им в различное время дня и ночи. Море — капризное дитя природы. Море поражает, во-первых, своей величавостью, во-вторых, беспредельной далью, в-третьих, меняющейся окраской и, наконец, постоянным глухим шумом прибоя волн. С криком носятся над ним белые чайки. Ни степи, ни леса, ни горы — нет, ничто не привлекает меня больше моря.

Море, разумеется, очаровывает вас. В нем тонет все: и облака, и небо, и звезды, В пене волн играют переливы синего неба, серебристый блеск месяца и золотистые отражения ярких электрических фонарей. А как красиво, друг мой, море ночью! Стоит темная ночь. Вот показывается из-за туч полная, румяная стыдливая луна-чародейка. Она проливает свой мягкий свет и отражает его в море красной полосой, которая кажется обагренной кровью дорогой.

Увы! Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах. (128 слов.)


  1. Укажите способ образования слова беспредельной

  2. Обведите все обращения в овал.

  3. Выпишите из диктанта приложение

  4. Назовите средство синтаксической выразительности:

играют переливы синего неба

  1. Из данного предложения выпишите грамматическую основу:

Я давно не был на море и снова хочу побывать на его берегах.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вы (1) вероятно (2) видели (3) друзья мои(4) море и любовались им в различное время дня и ночи.

  1. 1,2,

  2. 3,4

  3. 1,2,3,4

  1. Укажите правильный ответ. В слове друзья:

  1. 6 букв и 6 звуков

  2. 6 букв и 5 звуков

  3. 5 букв и 5 звуков

  1. Укажите способ связи слов в словосочетании электрических фонарей

  1. Управление

  2. Согласование

  3. Примыкание

  1. Из 3 абзаца выпишите предложение, в котором есть междометие

  2. Составьте схему предложения: В нем тонет все и облака и небо и звезды (знаки препинания не расставлены)

Контрольный диктант №8 по теме «Чужая речь»

Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тётя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было лёгкое приёмное испытание» Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тётя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю, однако, грызло сомнение, потому что всё прошло как-то чересчур быстро и гладко.

Вначале всё шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его ещё ни разу не вызвали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обёрнутый в роскошную бумагу, склеенную серебряными звёздами.

Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошёл в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.

Раскрыв дневник, тётя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! – чуть не плача от обиды закричал Петя. – Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям.

(149 слов)

(В. Катаев)

Грамматическое задание.

1.Сделать синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору учащихся).

2.Начертить схемы предложений с прямой речью.

Контрольное изложение

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне; казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мирё, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего, не останется ничего. А на самом деле, оказалось все иначе

Мои сверстники остались со мной! Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычай­но, но настоящие друзья – старые.

Подлинные друзья приобретаются еще в молодости. Молодость - это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает в горе и в радости. Ведь в радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить поделиться им. Неразделенная радость - не. радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя бы одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрела молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе - работа вечно будет доставлять радость. А это очень важно для человеческого счастья: нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труд усилий.

Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные - усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступи совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.

Контрольное изложение

Аудиотекст И.Бунин «Часовня»

Контрольный диктант по теме «Простое предложение»

Желание жить

Пустынная дорога вошла в леса. Рыжая осень мчалась по сторонам. Леса были заржавлены, их покрывала желтая плесень.

Северное облачное небо доползло до подножия гор. Дальше к югу его не пускал теплый воздух, подымавшийся с моря. Белое солнце неторопливо катилось за нами по вершинам голых холмов и озаряло долины, заросшие старой травой.

Машина сонно шуршала по дороге, и шумел ветер в радиа­торе. Дремали пассажиры, и, будто во сне, в неторопливо вра­щающейся панораме перемещалась на дне долины глухая деревня. Сверху, с поворота дороги, она казалась красной от черепичных крыш, снизу - белой от вымазанных мелом стен.

Машина катилась, и ее равномерное движение вызывало простые и спокойные мысли. Вся привлекательность земли за­ключена в животном и растительном мире. И тот, и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остается ощущение загадки.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть грамматические основы простых предложений

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: подымавшейся

II вариант: вымазанных

3. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: ее

II вариант: тот.

Контрольное изложение

Аудиотекст «Нравственность»

Контрольный диктант по теме

«Предложения с обособленными и уточняющими членами»

Зимующие почки

Цветы и листья почти год живут в почках, находясь в этом особом микромире, как в сказочном государстве. Если, например, раскрыть в январе почку вяза, то можно увидеть бутоны цветов, похожие на искринки. Все это свежее, влажное! А в почках тополя находятся либо белая сережка, либо листья в виде нежных зеленых усиков. Даже в лютый мороз эти живые заготовки не замерзают. Что же согревает их?

Сверху защищают это сокровище чешуйки. Они выполняют ту же роль, что стекло в теплице. А изнутри согревает родная веточка. В небольшом утолщении ветки содержатся запасы питания и энергии, которые накопило дерево за лето. Если разрезать вдоль самую круп­ную почку каштана, то можно увидеть этот топливно-продовольственный склад в виде белого вещества.

Жизнь в почках не прекращается в течение года. Почки на ветках ждут известного лишь им сигнала весны. И когда тепло и солнечный свет постучатся в их сказочные теремки, сбросят они свои чешуйки-чехлы и появится трепещущая листва, красивые цве­ты, длинные сережки.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть обособленные и уточняющие члены предложения

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: утолщении

II вариант: постучатся

3. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: сверху

II вариант: почти


Итоговый контрольный диктант

Скворцы

Все его знают. И каждый с самого детства, когда в апреле возле скворечника появляется неутомимый и жизнерадостный певец в чёрной одёжке. Говорят, что весну делают ласточки. Нет, ласточки «делают лето», а весну на крыльях в наши края приносят грачи, скворцы, жаворонки, чибисы, зяблики, тря­согузки. Скворцы из них — самые заметные. Появляясь, они вытряхивают из скворечников воробьев и с песнями справляют новоселье. «Нет птицы живее, веселее, бодрее скворца», — на­писал Брем. Откуда скворец, становясь соседом нашим с ран­ней весны до поздней осени, прилетает?

Четыре года назад, путешествуя в Южной Африке, на мысе Игольном мы увидели наших знакомых и поразились: так да­леко долетают! Я написал об этом. И ошибся. Дальше север­ной каёмки африканского континента, где скворцы на зимовку собираются миллионными стаями, они не летят.

Грамматические задания

1. сделать синтаксический разбор предложения Откуда скворец….

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

I вариант: новоселье

II вариант: жизнерадостный

3. Сделать морфологический разбор слов.

I вариант: на (крыльях) II вариант: об (этом)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!