Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Высокоосельская основная школа»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР __________ «____»___________2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______________Н.А. Гарахина «___»_____________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
8 класс (ФГОС ООО)
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составила: Ричко Л.В.
учитель русского языка и литературы,
без квалификационной категории
С. Высокий Оселок
2018-2019 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2016.) Программа ориентирована на учебник Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. Русский язык. 8 класс. - М.: Просвещение, 2018.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 8 классе – 102 часа (из расчета 3 раза в неделю). К/диктантов-6
К/работ-4
К/тестов-2
К/ сочинений-2
К/изложений-2
Цели и задачи учебного предмета
Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.
Овладение системной знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умении стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка.
Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
2. Личностные, метапредметные, предметные результаты
Результатом освоения программы являются предметные знания и умения, метапредметные и личностные универсальные учебные действия, которые представлены в обобщенном виде:
Предметные знания:
1. Иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2. Понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
5. Овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета; использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6. Распознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7. Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использование выразительных средств языка;
8. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9. Осознание эстетической функции родного языка.
Предметные умения:
1. Уметь опознавать и анализировать основные единиц языка, грамматические категории языка, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
2. Уметь употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
3. Уметь выполнять различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры;
4. Уметь использовать нормы речевого этикета в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
5. Уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
6. Уметь использовать выразительные средства языка;
7. Уметь оценивать эстетическую эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
владение всеми видами речевой деятельности
понимание информации, владение разными видами чтения;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
способность извлекать информацию из различных источников;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
овладение приемами отбора и систематизации материала;
пользоваться словарями, справочниками;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Регулятивные:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
принимать решение в проблемной ситуации.
Личностные УУД:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учебный процесс в соответствии с целями и планируемыми результатами строится на системно - деятельностной основе.
Основными методами и технологиями обучения являются: объяснительно – иллюстративный (демонстрации таблиц, схем, иллюстрации картин, просмотр и работа с учебными презентациями), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением; метод проблемного изложения, который способствует развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей учащихся; частично - поисковый, исследовательский, информационно – коммуникативный, здоровьесберегающий.
Основные формы организации учебно-познавательной деятельности
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке являются учебный диалог, индивидуальная, парная и групповая работа. Программа предусматривает организацию уроков изучения нового материала, эвристическая беседа; практические занятия (уроки обычно посвящены отработке умений и навыков); уроки проверки и оценки знаний (контрольные диктанты, изложения, сочинения, тесты т.п.); комбинированные уроки.
Технологии, используемые в обучении: технологии развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста, промежуточная аттестация по итогам полугодия и года.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
* дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную формацию прослушанного текста;
* фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и этого пересказа;
* определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
* рецензировать устный ответ учащегося;
* задавать вопросы по прослушанному тексту;
* отвечать на вопросы по содержанию текста;
* слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами основе текста;
* используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
* при необходимости переходить на изучающее чтение;
* читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:
* пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
* вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
* создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
* составлять инструкции по применению того или иного правила;
* принимать участие в диалогах различных видов;
* адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
ПИСЬМО:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
* создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
* писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
ТЕКСТ:
* находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки,
определять их тему, основную мысль, заголовок;
* распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
* правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
* оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
* разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
* разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
* разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
* пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);
* оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
* находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
* распознавать части речи и их формы;
* соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
* опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
-применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
* опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
* различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
* правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
* правильно строить предложения с обособленными членами;
* проводить интонационный анализ простого предложения;
* выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
* проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
* использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
* владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
3. Содержание учебного предмета
Повторение изученного в 5 – 7 классах
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Развитие речи (далее Р.Р.). Выразительное чтение стихотворного текста. Устный рассказ на грамматическую тему. Изложение с грамматическим заданием. Сочинение в форме письма.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольная работа (диктант) №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах».
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Р.Р. Выразительное чтение стихотворения Н.М. Рубцова. Сжатое изложение от 3-го лица. Сочинение-миниатюра.
К.Р. Контрольная работа (в тестовой форме) № 2 по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание».
Простое предложение
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.
Р.Р. Мини-изложение. Сопоставление публицистического описания двух картин с изображением памятника. Сочинение-описание двух картин с изображением одного и того же памятника.
К.Р. Контрольное изложение №1.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Р.Р. Сочинение по картине. Сочинение-миниатюра на заданную тему.
К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Двусоставное предложение. Главные члены предложения».
Второстепенные члены предложения
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение.
Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Составление текста на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании текста. Сочинение по групповому портрету.
К.Р. Контрольная работа (в тестовой форме) №3 по теме «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения».
Односоставные предложения
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.
Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему. Аргументация в тексте инструкции. Устное выступление по картине. Составление диалога. Устный пересказ текста об ученом с оценкой его деятельности.
К.Р. Контрольное сочинение №1.
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Повторение.
Р.Р. Сравнение черновой и окончательной редакций поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Составление текста с однородными членами. Основная мысль текста. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике. Сочинение по картине.
К.Р. Контрольная работа (диктант) №4 по теме «Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения».
Сжатое изложение.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.
Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. Рассуждение, повествование, описание на лингвистическую тему.
К.Р. Контрольная работа (диктант) №5 по теме «Простое осложнённое предложение. Обособленные члены предложения». Контрольное изложение №2.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение
Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
К.Р. Контрольное тестирование № 2 с грамматическим заданием по теме «Обращение».
Вводные и вставные конструкции
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.
Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Адекватное понимание содержания текста. Устный и письменный текст на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании. Сочинение по групповому портрету. Оценивание речи.
К.Р. Контрольная работа (диктант) №6 по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложениями».
Чужая речь
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.
Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.
Р.Р. Анализ смысловых параметров Комментирующей части. Официально-деловой стиль текста. Диалог. Сжатое Изложение. Интервью. Цитата. Устное выступление.
К.Р. Контрольная работа (диктант) №7 по теме «Чужая речь». Контрольное сочинение №2.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
Р.Р. Путевой очерк. Редактирование текста.
К.Р. Итоговое тестирование.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часов за учебный год. 34 недели
4. Учебно- тематический план
| Разделы темы | Кол-во часов |
1. | Функции русского языка | 1 |
2. | Повторение изученного в 5-7 классах | 8 |
3. | Синтаксис .Пунктуация. | 3 |
4. | Словосочетание | 6 |
5. | Простое двусоставное предложение | 27 |
6 | Простые односоставные предложения. Неполные предложения | 10 |
7. | Однородные члены предложения | 12 |
| Обособленные члены предложения | 12 |
8. | Обращения ,вводные слова | 10 |
9 | Прямая и косвенная речь | 9 |
10 | Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 4 |
| Итог | 102 |
| Диктанты | Изложения | Сочинения |
I четверть | 2 | 1 | 1 |
II четверть | 1 | - | 1 |
III четверть | 3 | - | 1 |
IV четверть | 1 | 1 | 1 |
Всего за год | 7 | 2 | 4 |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1. ФГОС Рабочие программы Русский язык Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других (5 – 9классы) М. «Просвещение» 2018 г.
Электронные образовательные ресурсы и Интернет ресурсы
1. Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru
2.Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru
3.Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php
4.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
5.УрокиРусского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki
6.Мультимедийные пособия.
Технические средства обучения. Интерактивная доска. Ноутбук. Мультимедийный проектор.