Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету « Русский язык » адресована обучающимся 8 класса МБОУ «Новопогощенская СОШ».
Разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2017 года;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции от 31.12.2015
3.Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Новопогощенская СОШ».
4.Учебник «Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016 г.
5.Рабочая программа к предметной линии учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. М.: - Просвещение, 2016 (электронный вариант)
6.Учебный план МБОУ «Новопогощенская СОШ» на 2020-2021учебный год, который отводит на изучение предмета 105 часов за один год обучения в 8 классе, в неделю – 3 часа.
Особенность по отношению к ФГОС: программа ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС.
Рабочая программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный, при этом учитываются индивидуальные особенности данной группы учащихся 8-го класса, изучающих русский язык.
Основная масса обучающихся группы – это учащиеся со средним уровнем способностей и мотивацией обучения. С точки зрения своих индивидуальных особенностей ( памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента) – группа разноуровневая. Это обуславливает необходимость использования в работе различных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Цели обучения русскому языку в основной школе
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
Развивающее обучение;
обучение в сотрудничестве;
исследовательская технология обучения;
технология развития критического мышления;
метод проектов;
технология мастерских;
технологии уровневой дифференциации;
информационно-коммуникационные технологии;
проблемное обучение;
здоровьесберегающие технологии.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» является обязательным для изучения в общеобразовательной школе, входит в состав образовательной области «Филология».
В соответствии с учебным планом МБОУ «Новопогощенская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год на изучение данного предмета отводится 105 часов в год (из расчета 3 часа в неделю,35 учебных недель).
Личностные ,метапредметные ,предметные результаты освоения
учебного предмета.
Личностными результатами освоения являются :
1.понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяюшей роли родного языка в развитии интеллектуальных ,творческих способностей и моральных качеств личности.
2.осознание эстетической ценности русского языка,уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные результаты:
1.владение всеми видами речевой деятельности,
.понимание информации устного и письменного сообщения,
.владение разными видами чтения,
2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания на межпредметном уровне.
Предметные результаты :
1.представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения,
2.усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц,
3.освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,речевое общение, речь устная и письменная, сили языка и типы речи, текст,типы текста,основные единицы языка, их признаки, особенности употребления в речи,
4.овладение основными нормами русского литературногоязыка, нормами речевого этикета и умение пользоваться ими в своей практике,
5.проведение различных видов анализа слова ,синтаксического анализа словосочетания и предложения,
6.осознание эстетической функции родного языка
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Содержание тем учебного курса
Русский язык в современном мире (1 ч.)
Повторение изученного в V–VII классах (7ч.)
Функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.
виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства
условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)
условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными
Синтаксис, пунктуация, культура речи .(8ч.)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Простое предложение (3 ч.)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Главные члены предложения (8 ч.)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (8 ч)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Простые односоставные предложения (11 ч.)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Неполное предложение (2 ч)
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Простое осложненное предложение(1ч)
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Однородные члены предложения (14ч.)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (20 ч.)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Обращение(4ч )
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Вводные и вставные конструкции(7 ч.)
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Чужая речь (7 ч.)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (6 ч.)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения
Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Русский язык в современном мире | 1 |
2 | Повторение изученного в V–VII классах | 7 |
3 | Синтаксис, пунктуация, культура речи | 8 |
4 | Простое предложение | 3 |
5 | Главные члены предложения | 8 |
6 | Второстепенные члены предложения | 8 |
7 | Простые односоставные предложения | 11 |
8 | Простое осложненное предложение | 1 |
9 | Однородные члены предложения | 14 |
10 | Обособленные члены предложения | 20 |
11 | Обращение | 4 |
12 | Вводные и вставные конструкции | 7 |
13 | Чужая речь | 7 |
| Всего: | 105 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата Корректировка |
план | факт |
Раздел 1 «Русский язык в современном мире» (1ч.) |
1 | Русский язык в современном мире. | 1 | | |
Раздел 2 « Повторение изученного в 5-7 классах» (7ч.) |
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | 1 | | |
3 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | | |
4 | Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 | | |
5 | Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 | | |
6 | Р. Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко. | 1 | | |
7 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 1 | | |
8 | Входная контрольная работа | 1 | | |
Раздел 3 «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (8ч.) |
9 | Р.Р. Сочинение в форме письма о прошедшем лете. | 1 | | |
10 | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | | |
11 | Р.Р. Сжатое изложение.Отрывок из очерка К. Паустовского "Страна за Онегой" | 1 | | |
12 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | 1 | | |
13 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | 1 | | |
14 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | 1 | | |
15 | Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 | | |
16 | Контрольная работа по теме «Словосочетание». | 1 | | |
Раздел 4 «Простое предложение» (3ч.) |
17 | Грамматическая (предикативная) основа предложения. | 1 | | |
18 | Порядок слов в предложении. Интонация. | 1 | | |
19 | Р.Р. Описание памятника культуры. | 1 | | |
Раздел 5 « Двусоставные предложения» |
Главные члены предложения (8ч.) |
20 | Подлежащее. | 1 | | |
21 | Подлежащее. | 1 | | |
22 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | 1 | | |
23 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | | |
24 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | | |
25 | Составное именное сказуемое. | 1 | | |
26 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | |
27 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | |
|
Второстепенные члены предложения (8ч.) |
28 | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. | 1 | | |
29 | Определение. | 1 | | |
30 | Р.Р. Сжатое изложение. Отрывок из романа А.Н.Толстого «Пётр I». | 1 | | |
31 | Приложение. Знаки препинания при нём. | 1 | | |
32 | Обстоятельство. | 1 | | |
33 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 | | |
34 | Р.Р. «Характеристика человека». | 1 | | |
35 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | | |
Раздел 6 «Односоставные предложения» (11ч.) |
36 | Главный член односоставного предложения. | 1 | | |
37 | Назывные предложения. | 1 | | |
38 | Определённо-личные предложения. | 1 | | |
39 | Неопределённо-личные предложения. | 1 | | |
40 | Р.Р.Инструкция. | 1 | | |
41 | Безличные предложения. | 1 | | |
42 | Р.Р Рассуждение. | 1 | | |
43 | Неполные предложения. | 1 | | |
44 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | 1 | | |
45 | Повторение изученного по теме «Двусоставные и односоставные предложения». | 1 | | |
46 | Контрольный диктант №1 «Двусоставные и односоставные предложения». | 1 | | |
Раздел 7 «Простое осложнённое предложение» |
47 | Понятие об осложненном предложении. | 1 | | |
Однородные члены предложения (14ч.) |
48 | Понятие об однородных членах предложения. | 1 | | |
|
49 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 1 | | |
50 | Р.РИзложение. Текст – сравнительная характеристика . | 1 | | |
51 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | | |
52 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | | |
53 | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 1 | | |
54 | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 1 | | |
55 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. | 1 | | |
56 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 1 | | |
57 | Синтаксический разбор предложений с однородными членами. | 1 | | |
58 | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | 1 | | |
59 | Р.Р. Сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди». | 1 | | |
60 | Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения» | 1 | | |
61 | Контрольный диктант № 2 «Однородные члены предложения». | 1 | | |
Обособленные члены предложения (20ч.) |
62 | Понятие об обособлении. | 1 | | |
63 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | | |
64 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | | |
65 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | | |
66 | Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | | |
67 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | | |
68 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | | |
69 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | | |
70-71 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 2 | | |
| | | | |
72 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | | |
73 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 1 | | |
74 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 1 | | |
75 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | | |
76 | Р.Р. Сочинение «Изобретение наших дней». | 1 | | |
|
77 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. | 1 | | |
78 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | 1 | | |
79 | Повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | | |
80 | Повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | | |
81 | Контрольный диктант № 3 «Обособленные члены предложения». | 1 | | |
Раздел 8 «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» Обращение (4ч.) |
82 | Назначение обращения. | 1 | | |
83 | Распространённые обращения. | 1 | | |
84 | Выделительные знаки препинания при обращении. | 1 | | |
85 | Употребление обращений. | 1 | | |
Вводные и вставные конструкции (7ч.) |
86 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | 1 | | |
87 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 | | |
88 | Р.Р. Сочинение-рассуждение о культуре поведения. | 1 | | |
89 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | | |
90 | Междометия в предложении. | 1 | | |
91 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | | |
92 | Р.Р. Устное сообщение об истории отечественного автомобилестроения. | 1 | | |
Чужая речь (7ч.) |
93 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | 1 | | |
94 | Прямая и косвенная речь. | 1 | | |
95 | Диалог. | 1 | | |
96 | Р.Р Рассказ. | 1 | | |
97 | Цитата. | 1 | | |
98 | Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | 1 | | |
99 | Промежуточная аттестация. | 1 | | |
Раздел 9 «Повторение и систематизация изученного в 8 классе» (6ч.) |
100 | Синтаксис и морфология. | 1 | | |
101 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | | |
102 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | | |
103 | Р.Р Изложение с элементами сочинения (по тексту упр.442) | 1 | | |
104 | Синтаксис и культура речи. | 1 | | |
105 | Синтаксис и орфография. | 1 | | |
| | | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2016.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2016
Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2015.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2014
Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Список справочной литературы по русскому языку для учащихся
Ушаков Д.Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.— 41-е изд.— М„ 1990.
Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка.— М., 1997.
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.— 3-е изд., перераб.— М., 1994,
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.—4-е изд.—М., 2000.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка.— М., 1997.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5…-изложения для 5-11 классов
http://lib.repetitors.eu -контрольные работы, диктанты 5-11 классов
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Обучающийся научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание
аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную
информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной
задачей.
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности,
распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на
определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-
культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы,
неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию.
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде
плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с
учётом требований к построению связного текста.
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв,
сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры
публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-
делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты
повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные
функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой
правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями,
сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место
русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского)
языка в развитии русского языка;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;
использовать её в различных видах деятельности.
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного
анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а
также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
• группировать слова по тематическим группам;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в
речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора,
эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём
синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную
информацию в различных видах деятельности.
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части
речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного
русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах
анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения
орфографических и пунктуационных задач.
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной
и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского
литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной
речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах
анализа.
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме
содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с
помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;
использовать её в процессе письма.
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических
текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать
историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект,
реферат, публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную
позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять.
понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического (в том
числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию
прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-
культурной и деловой сферах общения;
участвовать в дискуссии на учебно- научные темы, соблюдая нормы учебно-научного
общения;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
писать рецензии, рефераты;
принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая
нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские
письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со
спецификой употребления языковых средств;
анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации,
языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной
речи и оценивать их;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического
значения слова.
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности
употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей
речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных
слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и
мультимедийных; использовать эту информацию в разных видах деятельности.
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки
зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны
речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей
и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории
народа-носителя языка;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных
народов России и мира.
21