СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету « Русский язык » адресована обучающимся 8 класса МБОУ «Новопогощенская СОШ».


Разработана в соответствии с нормативными документами:


1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2017 года;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции от 31.12.2015

3.Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Новопогощенская СОШ».

4.Учебник «Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016 г.

5.Рабочая программа к предметной линии учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. М.: - Просвещение, 2016 (электронный вариант)

6.Учебный план МБОУ «Новопогощенская СОШ» на 2020-2021учебный год, который отводит на изучение предмета 105  часов за один год обучения в 8 классе, в неделю – 3 часа.

Особенность по отношению к ФГОС: программа ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС.

Рабочая программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный, при этом учитываются индивидуальные особенности данной группы учащихся 8-го класса, изучающих русский язык.

Основная масса обучающихся группы – это учащиеся со средним уровнем способностей и мотивацией обучения. С точки зрения своих индивидуальных особенностей ( памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента) – группа разноуровневая. Это обуславливает необходимость использования в работе различных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

 

Цели обучения русскому языку в основной школе

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

Развивающее обучение;

обучение в сотрудничестве;

исследовательская технология обучения;

технология развития критического мышления;

метод проектов;

технология мастерских;

технологии уровневой дифференциации;

информационно-коммуникационные технологии;

проблемное обучение;

здоровьесберегающие технологии.




Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.


Место предмета в учебном плане

Предмет «Русский язык» является обязательным для изучения в общеобразовательной школе, входит в состав образовательной области «Филология».

В соответствии с учебным планом МБОУ «Новопогощенская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год на изучение данного предмета отводится 105 часов в год (из расчета 3 часа в неделю,35 учебных недель).


Личностные ,метапредметные ,предметные результаты освоения

учебного предмета.

Личностными результатами освоения являются :

1.понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяюшей роли родного языка в развитии интеллектуальных ,творческих способностей и моральных качеств личности.

2.осознание эстетической ценности русского языка,уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные результаты:

1.владение всеми видами речевой деятельности,

.понимание информации устного и письменного сообщения,

.владение разными видами чтения,

2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания на межпредметном уровне.

Предметные результаты :

1.представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения,

2.усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц,

3.освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,речевое общение, речь устная и письменная, сили языка и типы речи, текст,типы текста,основные единицы языка, их признаки, особенности употребления в речи,

4.овладение основными нормами русского литературногоязыка, нормами речевого этикета и умение пользоваться ими в своей практике,

5.проведение различных видов анализа слова ,синтаксического анализа словосочетания и предложения,

6.осознание эстетической функции родного языка

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Содержание тем учебного курса


Русский язык в современном мире (1 ч.)


Повторение изученного в VVII классах (7ч.)

Функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.

виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);

виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства

условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)

условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными

Синтаксис, пунктуация, культура речи .(8ч.)

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

Простое предложение (3 ч.)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Главные члены предложения (8 ч.)

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (8 ч)

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Простые односоставные предложения (11 ч.)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Неполное предложение (2 ч)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Простое осложненное предложение(1ч)

Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.

Однородные члены предложения (14ч.)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (20 ч.)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Ораторская речь, ее особенности.

Обращение(4ч )

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Текстообразующая роль обращений.

Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Вводные и вставные конструкции(7 ч.)

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.

Чужая речь (7 ч.)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.


Повторение и систематизация изученного в VIII классе (6 ч.)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

Синтаксис, пунктуация, культура речи

Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения

Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.





























Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Русский язык в современном мире


1

2

Повторение изученного в V–VII классах


7

3

Синтаксис, пунктуация, культура речи


8

4

Простое предложение


3

5

Главные члены предложения

8

6

Второстепенные члены предложения


8

7

Простые односоставные предложения

11

8

Простое осложненное предложение


1

9

Однородные члены предложения


14

10

Обособленные члены предложения

20

11

Обращение


4

12


Вводные и вставные конструкции


7

13


Чужая речь


7


Всего:

105


Тематическое планирование

п/п


Тема урока

Коли­чество часов

Дата

Корректировка

план

факт

Раздел 1 «Русский язык в современном мире» (1ч.)


1

Русский язык в современном мире.


1



Раздел 2 « Повторение изученного в 5-7 классах» (7ч.)

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1



3

Знаки препинания в сложном предложении.

1



4

Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1



5

Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1



6

Р. Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко.

1



7

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

1



8

Входная контрольная работа

1



Раздел 3 «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (8ч.)

9

Р.Р. Сочинение в форме письма о прошедшем лете.

1



10

Предложение как единица синтаксиса.

1



11

Р.Р. Сжатое изложение.Отрывок из очерка К. Паустовского "Страна за Онегой"

1



12

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

1



13

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1



14

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1



15

Синтаксический разбор словосочетаний.

1



16

Контрольная работа по теме «Словосочетание».



1



Раздел 4 «Простое предложение» (3ч.)

17

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1



18

Порядок слов в предложении. Интонация.

1



19

Р.Р. Описание памятника культуры.

1



Раздел 5 « Двусоставные предложения»

Главные члены предложения (8ч.)

20

Подлежащее.

1



21

Подлежащее.

1



22

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1



23

Составное глагольное сказуемое.

1



24

Составное глагольное сказуемое.

1



25

Составное именное сказуемое.

1



26

Тире между подлежащим и сказуемым.

1



27

Тире между подлежащим и сказуемым.

1




Второстепенные члены предложения (8ч.)

28

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.

1


29

Определение.

1



30

Р.Р. Сжатое изложение. Отрывок из романа А.Н.Толстого «Пётр I».

1



31

Приложение. Знаки препинания при нём.

1



32

Обстоятельство.

1



33

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1



34

Р.Р. «Характеристика человека».

1



35

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».


1



Раздел 6 «Односоставные предложения» (11ч.)

36

Главный член односоставного предложения.

1



37

Назывные предложения.

1



38

Определённо-личные предложения.

1



39

Неопределённо-личные предложения.

1



40

Р.Р.Инструкция.

1



41

Безличные предложения.

1



42

Р.Р Рассуждение.

1



43

Неполные предложения.

1



44

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1



45

Повторение изученного по теме «Двусоставные и односоставные предложения».

1



46

Контрольный диктант №1 «Двусоставные и односоставные предложения».

1



Раздел 7 «Простое осложнённое предложение»

47

Понятие об осложненном предложении.

1



Однородные члены предложения (14ч.)

48

Понятие об однородных членах предложения.

1




49

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

1



50

Р.РИзложение. Текст – сравнительная характеристика .

1



51

Однородные и неоднородные определения.

1



52

Однородные и неоднородные определения.

1



53

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1



54

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1



55

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

1



56

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1



57

Синтаксический разбор предложений с однородными членами.

1



58

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

1



59

Р.Р. Сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди».

1



60

Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения»

1



61

Контрольный диктант № 2 «Однородные члены предложения».

1



Обособленные члены предложения (20ч.)

62

Понятие об обособлении.

1



63

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

1



64

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

1



65

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

1



66

Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему.

1



67

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

1



68

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

1



69

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

1



70-71

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

2








72

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

1



73

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

1



74

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

1



75

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

1



76

Р.Р. Сочинение «Изобретение наших дней».

1




77

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

1



78

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1



79

Повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

1



80

Повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

1



81

Контрольный диктант № 3 «Обособленные члены предложения».

1



Раздел 8 «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Обращение (4ч.)

82

Назначение обращения.

1



83

Распространённые обращения.

1



84

Выделительные знаки препинания при обращении.

1



85

Употребление обращений.

1



Вводные и вставные конструкции (7ч.)

86

Вводные конструкции.

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1



87

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

1



88

Р.Р. Сочинение-рассуждение о культуре поведения.

1



89

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1



90

Междометия в предложении.

1



91

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

1



92

Р.Р. Устное сообщение об истории отечественного автомобилестроения.

1



Чужая речь (7ч.)

93

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

1



94

Прямая и косвенная речь.


1



95

Диалог.

1



96

Р.Р Рассказ.

1



97

Цитата.

1



98

Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

1



99

Промежуточная аттестация.

1



Раздел 9 «Повторение и систематизация изученного в 8 классе» (6ч.)

100

Синтаксис и морфология.

1



101

Синтаксис и пунктуация.

1



102

Синтаксис и пунктуация.

1



103

Р.Р Изложение с элементами сочинения (по тексту упр.442)

1



104

Синтаксис и культура речи.

1



105

Синтаксис и орфография.

1















































Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2016.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2016

  3. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2015.

  4. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.

  5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

  6. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2014

  7. Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

Список справочной литературы по русскому языку для учащихся


  1. Ушаков Д.Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.— 41-е изд.— М„ 1990.

  2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка.— М., 1997.

  3. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.— 3-е изд., перераб.— М., 1994,

  4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.—4-е изд.—М., 2000.

  5. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологиче­ский словарь русского языка.— М., 1997.


Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

claw.ru1news/izlozheniya/izlozheniyadlya-5-изложения для 5-11 классов

http://lib.repetitors.eu -контрольные работы, диктанты 5-11 классов






Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»


Обучающийся научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание

разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,

межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения

соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого

взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием

основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание

аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового

способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими

информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную

информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной

задачей.

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности,

распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на

определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,

грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически

корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной

направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-

культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы,

неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,

выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и

пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически

корректно использовать лексику и фразеологию.

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде

плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с

учётом требований к построению связного текста.

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв,

сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры

публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-

делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты

повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные

функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной

направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой

правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями,

сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место

русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского)

языка в развитии русского языка;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников;

использовать её в различных видах деятельности.

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного

анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а

также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

• группировать слова по тематическим группам;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в

речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора,

эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём

синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную

информацию в различных видах деятельности.

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части

речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного

русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах

анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения

орфографических и пунктуационных задач.

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной

и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского

литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной

речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах

анализа.

соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме

содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с

помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;

использовать её в процессе письма.

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в

произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических

текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать

историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и

повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект,

реферат, публично защищать свою позицию;

участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную

позицию, доказывать её, убеждать;

понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять.

понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического (в том

числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию

прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и

жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-

культурной и деловой сферах общения;

участвовать в дискуссии на учебно- научные темы, соблюдая нормы учебно-научного

общения;

анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в

достижении прогнозируемого результата.

писать рецензии, рефераты;

принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая

нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские

письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со

спецификой употребления языковых средств;

анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации,

языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и

справочников; использовать её в различных видах деятельности.

опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной

речи и оценивать их;

использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического

значения слова.

объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и

выразительного словоупотребления;

опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в

публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности

употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей

речи;

извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа

(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных

слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и

мультимедийных; использовать эту информацию в разных видах деятельности.

анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки

зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны

речи;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей

и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории

народа-носителя языка;

анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных

народов России и мира.


21