ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
(1 ч)
Русский язык в современном мире.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
(8 ч)
Подробное изложение с грамматическим заданием.
функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.
виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства
условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)
условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(6 ч)
Сжатое изложение.
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
(4ч)
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
(7 ч)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(6ч)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
ВТОРОСТЕПННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(12 ч)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(12ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассуждение (составление текста-рассуждения).
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(1ч)
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(9ч)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Изложение. Текст – сравнительная характеристика.
Сочинение – сравнительная характеристика двух знакомых лиц.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(15ч+1ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Рассуждение на дискуссионную тему.
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОБРАЩЕНИЕ
(2ч+1ч)
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Составление делового письма.
ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
(8ч+1ч)
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на тему «Милосердие – это не модно?»
ЧУЖАЯ РЕЧЬ
(7ч)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Рассказ.
Сжатое изложение.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ
(5ч)
Изложение с элементами сочинения.
Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата планир. | Дата фактич. | Примечание |
1 | Русский язык в современном мире. Функции русского языка в современном мире. | 1 | 2.09 | | |
Повторение изученного в 5-7 классах 8 ч. |
2 | Фонетика и графика. Орфография. | 1 | 4. 09 | | |
3 | Морфемика и словообразование. | 1 | 5. 09 | | |
4 | Лексикология и фразеология. Культура речи. | 1 | 9. 09 | | |
5 | Морфология и синтаксис | 1 | 11. 09 | | |
6 | Р/р Строение текста. Стили речи. | 1 | 12.09 | | |
7 | Р/р. Сочинение по картине И.Левитана «Осенний день. Сокольники». | 1 | 16. 09 | | |
8 | Входной контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 - 7 классах» | 1 | 18. 09 | | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 6ч. | |
9 | Основные единицы синтаксиса. Анализ контрольного диктанта | 1 | 19. 09 | | |
10 | Р/Р Сжатое изложение по упр.77 | 1 | 23. 09 | | |
11 | Словосочетание как единица синтаксиса. Строение словосочетаний. | 1 | 25. 09 | | |
12 | Виды связи словосочетаний | 1 | 26. 09 | | |
13 | ВПР | 1 | 30. 09 | | |
14 | Грамматическое значение словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний | 1 | 3.10 | | |
Простое предложение 7 ч |
16 | Строение и грамматическое значение предложений. | 1 | 7. 10 | | |
17 | Порядок слов в предложении. Интонация. | 1 | 9. 10 | | |
18 | Р/р. Характеристика человека | 1 | 10. 10 | | |
19 | Синтаксический разбор предложения | 1 | 14. 10 | | |
20 | Простое предложение. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | 1 | 16. 10 | | |
21 | Р/р. Описание памятника культуры. Сочинение. Описание картины храма Василия Блаженного | 1 | 17. 10 | | |
22 | Контрольный тест «Словосочетание. Предложение.» | 1 | 21. 10 | | |
Двусоставные предложения (18ч.) Главные члены предложения 6ч. |
23 | Подлежащее. | 1 | 23. 10 | | |
24 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 | 24. 10 | | |
25 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | 11. 11 | | |
26 | Составное именное сказуемое. | 1 | 13.11 | | |
27 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | 14.11 | | |
28 | Контрольный диктант №2 по теме «Главные члены предложения». | 1 | 18.11 | | |
Второстепенные члены предложения 12 ч. |
29 | Роль второстепенных членов предложения. Анализ контрольного диктанта | 1 | 20. 11 | | |
30 | Дополнение | 1 | 21. 11 | | |
31 | Определение | 1 | 25. 11 | | |
32 | Согласованные и несогласованные определения. | 1 | 27. 11 | | |
33 | Приложение. Знаки препинания при нем. | 1 | 28. 11 | | |
34 | Р/Р Сочинение-описание местности (упр.224) | 1 | 2.12 | | |
35 | Обстоятельство | 1 | 4.12 | | |
36 | Основные виды обстоятельств. | 1 | 5.12 | | |
37 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 | 9.12 | | |
38 | Р/р. Ораторская (публичная) речь. | 1 | 11.12 | | |
39 | Повторение изученного по теме «Второстепенные предложения» | 1 | 12. 12 | | |
40 | Контрольный диктант №3 по теме «Второстепенные предложения». | 1 | 16. 12 | | |
Односоставные предложения 12ч |
41 | Основные группы односоставных предложений. Анализ контрольного диктанта.. | 1 | 18. 12 | | |
42 | Определенно – личные предложения. | 1 | 19. 12 | | |
43 | Неопределенно – личные предложения. | 1 | 23. 12 | | |
44 | Безличные предложения. | 1 | 25. 12 | | |
45 | Р/р. Сочинение-рассуждение по картине К. Юона «Мартовское солнце» | 1 | 26. 12 | | |
46 | Назывные предложения. Р/Р Сочинение на свободную тему (упр.290) | 1 | 13.01 | | 3 четверть |
47 | Контрольный диктант за 1 полугодие | 1 | 15.01 | | |
48 | Анализ контрольного диктанта. Неполные предложения. | 1 | 16.01 | | |
49 | Синтаксический разбор односоставного предложения | 1 | 20.01 | | |
50 | Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. | 1 | 22. 01 | | |
51 | Контрольный диктант №4 по теме «Односоставные предложения». | 1 | 23. 01 | | |
Простое осложненное предложение (26ч.) Понятие об осложненном предложении 1ч. |
52 | Понятие об осложненном предложении. Анализ контрольного диктанта | 1 | 27.01 | | |
Однородные члены предложения 9ч |
53 | Понятие об однородных членах. Однородные и неоднородные определения. | 1 | 29. 01 | | |
54 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 1 | 30. 01 | | |
55 | Р/р. Сочинение по картине М. Добужинского «Город в николаевское время» | 1 | 3. 02 | | |
56 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 1 | 5. 02 | | |
57 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 1 | 6. 02 | | |
58 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Тест | 1 | 10.02 | | |
59 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | 1 | 12. 02 | | |
60 | Повторение по теме «Однородные члены предложения» Тест. | 1 | 13. 02 | | |
61 | Понятие об обособлении. | 1 | 17. 02 | | |
Обособленные члены предложения 16ч |
62 | Контрольный диктант №5 по теме «Однородные члены предложения». | 1 | 19. 02 | | |
63 | Обособленные определения. Анализ контрольного диктанта | 1 | 20. 02 | | |
64 | Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 24. 02 | | |
65 | Рассуждение на дискуссионную тему. Р/р. Сочинение – рассуждение (по выбору). | 1 | 26. 02 | | |
66 | Обособленные приложения. | 1 | 27. 02 | | |
67 | Выделительные знаки препинания при них | 1 | 3. 03 | | |
68 | Обособленные обстоятельства. | 1 | 5.03 | | |
69 | Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 6.03 | | |
70 | Урок-зачет по теме «Обособленные определения, приложения, обстоятельства» | 1 | 10.03 | | |
72 | Обособление уточняющих членов предложения. | 1 | 12. 03 | | |
73 | Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 13. 03 | | |
74 | Р/р. Изложение по тексту А.Осипова «Суворов» с грамматическим заданием (упр. 413) | 1 | 17. 03 | | |
75 | Урок-зачет по теме «Обособленные уточняющие члены предложения» | 1 | 19. 03 | | |
76 | Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. | 1 | 20. 03 | | |
77 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | 31. 03 | | 4 четверть |
78 | Контрольный диктант №6 по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | | | |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (12ч.) |
79 | Обращение. Анализ контрольного диктанта. | 1 | | | |
80 | Знаки препинания при обращении. Употребление обращений. | 1 | | | |
81 | Р/р. Проект «Обращение как живой свидетель истории» | 1 | 2.04 | | |
82 | Вводные слова и вводные предложения | 1 | 3. 04 | | |
83 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 | 7. 04 | | |
84 | Р/Р. Сжатое изложение по Амлинскому (упр.440) | 1 | 9. 04 | | |
85 | Вставные конструкции (слова, словосочетания и предложения | 1 | 10. 04 | | |
86 | Вставные конструкции (слова, словосочетания и предложения). Закрепление. | 1 | 14. 04 | | |
87 | Р/р. Изложение по Л.Ильиной (упр.465). | 1 | 16. 04 | | |
88 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | 17. 04 | | |
89 | Повторение по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями». | 1 | 21. 04 | | |
90 | Контрольный диктант № 7 по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями». | 1 | 23. 04 | | |
Чужая речь (8 ч) |
91 | Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Анализ контрольного диктанта. | 1 | 24. 04 | | |
92 | Предложения с прямой речью и знаки препинания при них. | 1 | 28. 04 | | |
93 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | 1 | 30. 04 | | |
94 | Диалог. Р/р Изложение по К.Чуковскому. (упр.490) | 1 | 5.05 | | |
95 | Цитаты и знаки препинания при них. | 1 | 7. 05 | | |
96 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Закрепление темы «Способы передачи чужого речи». | 1 | 8. 05 | | |
97 | Контрольный диктант № 8 по теме «Предложения с чужой речью». | 1 | 12. 05 | | |
98 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 14. 05 | | |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе 7ч |
99 | Синтаксис (словосочетание, простое предложение, двусоставное предложение, односоставные предложения). | 1 | 15. 05 | | |
100 | Р/р Сжатое изложение по тексту упр. 525 | 1 | 19. 05 | | |
101 | Синтаксис (предложения с однородными членами, с обособленными членами) | 1 | 21. 05 | | |
102 | Синтаксис (предложения с обращениями и вводными словами, способы передачи чужой речи) и пунктуация. | 1 | 22. 05 | | |
103 | Итоговый контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием по теме "Повторение". | 1 | 26.05 | | |
104 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 28.05 | | |
105 | Повторение | 1 | 29.05 | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |