СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс»

МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф. Афанасьева-Алданского»




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО ГЦ Зам.дир.по УВР Директор

________Дмитриева Л.В.. ________Лугинова Л.Е. _________Ушницкая В.В.

«___»___________2022г «___»__________2022г «___»__________2022г














Рабочая программа по русскому языку

8 класс



Учитель : Прядезникова М.И.

Количество часов в год: 105

Количество часов в неделю: 3
















2022-2023 уч.г

Поряснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897), с учетом Примерной программы по учебному предмету «Русский язык», на основе авторской программы М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и Н.М. Шанского (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. М.: Просвещение, 2015), рассчитанной на 105 часов в год (3 ч. в неделю) и в соответствии с основной образовательной программой ООО и учебным планом МБОУ Чериктейской СОШ.

Назначение предмета «Русский язык» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности, знающей и уважающей родной язык, относящейся к нему как явлению культуры, средству освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • обеспечение реализации личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку; формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций и компетентностей обучающихся, достижение предметных и метапредметных планируемых результатов обучения.


Достижение поставленных целей в 8 классе предусматривает решение следующих задач:

  • способствовать повышению интереса к предмету и успешному его изучению;

  • способствовать формированию у обучающихся лингвистического мировоззрения, умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

  • совершенствовать речемыслительную деятельность, способствовать формированию прочных орфографических, пунктуационных и коммуникативных умений и навыков, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

  • способствовать овладению правилами использования языка в различных ситуациях общения, воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;

  • совершенствовать умение работать с текстом, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • формировать навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • способствовать развитию творческих способностей обучающихся.












Планируемые результаты освоения предмета


Личностные результаты


У учащегося будут сформированы:


 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;

 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Учащийся получит возможность для формирования:

·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,

понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; ·адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; ·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; ·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; ·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.


Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

 • пониманию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

 • владению видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

 • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

 • способности извлекать информацию, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;  свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

 • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

 • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

 • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

 • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

 • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

 • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

 • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

 • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

 • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

Учащийся получит возможность научиться:

-примененять обретенные умения, навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

 -коммуникативно целесообразно взаимодействовать с людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Познавательные:

Учащийся научится:

  • владеть всеми видами речевой деятельности ;

  • понимать информацию, владеть разными видами чтения;

  • соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного литературного языка;

  • соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • способность извлекать информацию из различных источников;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Учащийся получит возможность научиться:

- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с несколькими источниками информации;

- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.



Коммуникативные


Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Предметные результаты:


Ученик научится:

  1. Уметь опознавать и анализировать основные единиц языка, грамматические категории языка, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

  2. Уметь употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;

  3. Уметь выполнять различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры;

  4. Уметь использовать нормы речевого этикета в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  5. Уметь проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;

  6. Уметь использовать выразительные средства языка;

  7. Уметь оценивать эстетическую эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Ученик получит возможность научиться:


 • понимать информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

 • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;  свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

 • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

 • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

 • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

 • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

 • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

 • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

 • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты .



Содержание учебного предмета

Введение (1ч)

Повторение изученного в VVIII классах (5 ч)

Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки пре­пинания в сложном предложении. Буквы н - нн в суф­фиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (6 ч)

Основные единицы синтаксиса. Текст как едини­ца синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды слово­сочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

Простое предложение (4 ч)

Грамматическая (предикативная) основа пред­ложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.

Двусоставные предложения (6 ч)

Главные члены предложения

Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное ска­зуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и ска­зуемым.

Второстепенные члены предложения (10 ч)

Роль второстепенных членов предложения. Допол­нение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор дву­составного предложения. Характеристика человека. Повторение.

Односоставные предложения (10 ч)

Главный член односоставного предложения. На­зывные предложения. Определенно-личные предложе­ния. Неопределенно-личные предложения. Инструк­ция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.

Простое осложненное предложение (13 ч)

Однородные члены предложения

Понятие об однородных членах. Однородные чле­ны, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочини­тельными союзами, и пунктуация при них. Обобщаю­щие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с одно­родными членами. Пунктуационный разбор предложе­ния с однородными членами. Повторение.

Обособленные члены предложения (14 ч)

Понятие об обособленности. Обособленные опре­деления. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.

Слова, грамматически не связанные с членами пред­ложения

Обращение (2 ч)

Назначение обращения. Распространенные обра­щения. Выделительные знаки препинания при обра­щении. Употребление обращений.

Вводные и вставные конструкции (11 ч)

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделитель­ные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.

Чужая речь (14 ч)

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (9 ч)

Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуа­ция. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфо­графия.









Календарно-тематическое планирование


Наименование раздела программы

Тема урорка

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Введение

Функции русского языка в современном мире

1

Вводный урок

Знакомство с учеб­ником, его структу­рой, системой услов­ных обозначений, приложениями; рас­крытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира

Знать роль русского языка как нацио­нального языка русского народа, отра­жение в языке культуры и истории на­рода; функции русского языка в совре­менном мире.

Уметь объяснять термины, называ­ющие функции языка; составлять опор­ные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?»

Лекция, беседа, работа с книгой

Упр. 3 (разде­лить текст на два абзаца, сформулиро­вать вопрос ко второму аб­зацу и дать на него ответ на основе содер­жания текста)



2

Повторение изученного в V-VIII классах

Пунктуация и орфография. Знаки препина­ния: знаки завершения, разделения, выделения

1

Урок по­вторения

Язык как средство коммуникации; нор­мы русского речевого этикета, его особен­ности

Знать основные нормы русского, лите­ратурного языка (грамматические и ор­фографические); функции знаков препинания, одиночные и парные знаки препинания.

Уметь составлять вопросный план тек­ста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, употреб­ление которых определяет необходи­мость знаков препинания

Работа с книгой, упражнения

§ 2; упр. 11



3


Знаки препина­ния в сложном предложении

1

Урок по­вторения

Типы сложных пред­ложений и средства связи в них. Сочетание знаков препинания.

Знать типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении. Уметь определять тип сложного пред­ложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений

Работа с книгой, упражнения, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD

§3; упр. 20 (диктант)



4


Буквы н-нн в суффиксах прилагатель­ных, причастий и наречий

1

Урок по­вторения

Правописание н-нн в суффиксах прила­гательных, причастий и наречий

Знать правописание н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы. Уметь формулировать правило по схе­ме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущен­ные знаки препинания

Работа с книгой, упражнения, из­ложение от 3-го лица (упр. 27)

§4; упр. 25



5


Слитное и раздельное

написание не с разными частями речи

1

Урок по-

Вторения

Трудности при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями

речи

Знать и уметь объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи; графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы предложении, расставлять пропущенные знаки препи­нания

Работа с книгой,

упражнения,

«Репетитор по

русскому языку

Кирилла и Мефо-

дия»(СБ)

§5; упр. 36

(сочинение-

письмо другу)



6


Контрольный диктант по те­ме «Повторение изученного в 5-7 классах» с грамматиче­ским заданием

1

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




7

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Основные единицы син­таксиса. Текст как единица синтаксиса

1

Урок усвоения новых знаний



Углубление пред­ставлений о новом разделе - синтаксисе и пунктуации; основ­ные единицы синтаксиса; различие единиц языка по назна­чению; текст как единица языка

Знать основные разделы языка.

Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы -текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; отмечать языковые Средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная


Работа с книгой, упражнения

§6,7; упр. 42



8


Предложение как единица синтаксиса

1

Урок усвоения новых знаний

Основное свойство предложения; отли­чие слова и словосо­четания от предло­жения. Написание сжатого предложения

Знать особое свойство предложения (соотнесённость с фрагментами окру­жающей действительности), коммуни­кативную функцию предложения.

Уметь отличать слова, словосочетания от предложения, обозначать границы предложений знаками завершения и расставлять знаки препинания внутри предложения; из отдельных слов со­ставлять словосочетания, а из словосо­четаний - предложения; сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изложение

Работа с книгой, упражнения, сжа­тое изложение (творческая ра­бота)

§ 8; упр50



9


Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосо­четаний

1

Урок усвоения новых знаний

Словосочетание как единица синтаксиса; грамматические средства связи в сло­восочетании; главное и зависимое слово в словосочетании; виды словосочетаний

Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосо­четания по главному слову, самостоя­тельно строить словосочетания, обозна­чая в них средства связи; грамотно употреблять в речи

Беседа, проблем­ные задания, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD)

§ 9, 10; упр. 62, 63



10


Синтаксические связи слов в словосочетании

1

Урок усвоения новых знаний

Виды подчинитель­ной связи (согласо­вание, управление, примыкание)

Знать виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчини­тельной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опо­знавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Беседа, проблем­ные задания

§11; упр. 70; составить самостоятель­ную работу по с/с для




11


Синтаксический разбор словосо­четания

1

Урок усвоения новых знаний

План синтаксическо­го разбора словосо­четания

Знать план синтаксического разбора

словосочетания.

Уметь делать разбор словосочетания;

оценивать самостоятельную работу

Самостоятельная работа, беседа, синтаксический разбор

§12; упр. 72 (Сочинение описание местности)



12


Зачёт по теме «Словосочета­ние»

1

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль

Знать строение словосочетаний, отно­шения между компонентами словосоче­тания; отличие словосочетания от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство вырази­тельности; составлять словосочетания по заданным схемам

Зачёт

Контрольные

вопросы

(с. 38); упр. 69



13

Простое предложение

Грамматическая (предикативная) основа предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Строение предложе­ния, виды по цели высказывания и эмо­циональной окраске. Виды простого пред­ложения (двусостав­ные и односоставные)

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь осознавать предложение как ос­новную единицу языка, средство выра­жения мысли, чувств; употреблять в ре­чи предложения, разные по цели выска­зывания; находить двусоставные и од­носоставные предложения в тексте; ра­ботать с художественными текстами изучаемых литературных произведений

Беседа, работа с книгой, демон­страция в/ф «Син­таксис и пунктуа­ция», ч. 1, «Репе­титор по русско­му языку Кирилла и Мефодия» (CD), изложение (упр. 76)

§ 13; упр.75



14


Порядок слов в предложении

1

Урок усвоения новых знаний

Прямой и обратный порядок слов, логи­ческое ударение в предложении

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь с помощью логического ударе­ния и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; использовать по­этические тексты, работать со стихо­творениями

Беседа, проблем­ные задания, ра­бота с текстами, интонационный диктант

§ 14, 15; упр. 83



15-16


Описание памятника культуры (сочинение-описание по картине)

2

Урок раз­вития речи


Редактирование тек­ста. Определение те­мы, идеи сочинения, составление плана, написание сочинения

Знать признаки текста, структуру текста, языковые особенности описания архитектурных памятников. Уметь осуществлять выбор и органи­зацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактиро­вать собственный текст

Работа с текстом, творческая работа

§16




17

Двусоставные предложения

Главные члены

предложения.

Подлежащее

1

Комбини­рованный урок

Главные члены пред­ложения; подлежа­щее и способы его выражения

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить подлежащее в пред­ложении, определять способ его выра­жения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изу­чаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с раз­ными способами выражения подлежа­щего

Беседа, проблем­ные задания, ра­бота с текстами, опорные схемы

§17; упр. 91

(сочинение

по картине

И. Шевандро-

новой

«На террасе»)



18


Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

1

Комбини­рованный урок

Сказуемое, его ос­новные типы и спо­собы выражения, связь сказуемого с подлежащим. По­нятие простое гла­гольное сказуемое. Трудные случаи со­гласования сказуемо­го с подлежащим

Знать основные способы выражения сказуемого,

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексиче­ского и грамматического значений; на­ходить сказуемое в тексте; грамотно со­гласовывать сказуемое с подлежащим

Беседа, проблем­ные задания, ра­бота с текстами, таблица

§ 18,19, упр. 102 (сочинение на тему «Чуд­ный собор»)



19-20


Составное

сказуемое.

Составное

глагольное

сказуемое.

Составное

именное

сказуемое

2

Урок

усвоения

новых


знаний

Понятие составное сказуемое. Отличительные осо­бенности составного глагольного сказу­емого от составного именного

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексиче­ского и грамматического значений; сти­листически различать простые и со­ставные глагольные сказуемые; опреде­лять способы выражения именной части составного именного сказуемого; опре­делять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различ­ными типами сказуемых

Беседа, проблем­ные задания, ра­бота с текстами, таблица


§20, 21; упр. 111,106



21


Тире между подлежащим и сказуемым

1

Комбини­рованный урок

Условия постановки тире между подле­жащим и сказуемым

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка (орфографические и пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказу­емое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грам­матическим заданием; писать сочине­ния-миниатюры с использованием тире (соч. «Наши великие соотечествен­ники»)

Беседа, проблем­ные задания, ра­бота с текстами, опорные схемы, диктант

§22; упр. 116



22


Контрольный диктант с грам­матическим за­данием

1

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




23


Второстепенные члены предложения

Роль второсте­пенных членов в предложении.

Дополнение

1

Комбини­рованный урок

Понятие второсте­пенные члены пред­ложения. Дополнение: прямое и кос­венное. Смыслоразличительная роль по­рядка слов

Уметь находить в тексте второстепен­ные члены предложения, ставить во­просы, определять роль дополнения

в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами иди сочетаниями слов; нахо­дить ошибки в употреблении существи­тельных, которыми выражены допол­нения

Беседа, проблем­ные задания, ра­бота с текстами,

опорные схемы, диктант

§ 24; упр. 130, 131



24


Определение.

1

Комбини­рованный урок

Согласованные и не­согласованные опре­деления, способы их выражения

Знать основные признаки согласован­ных и несогласованных определений. Уметь находить в тексте согласован­ные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления

Беседа, работа с книгой, демон­страция в/ф «Син­таксис и пунктуа­ция». 1, «Репе­титор по русско­му языку Кирилла и Мефодия» (CD)

§25; упр. 139



25


Приложение. Знаки препина­ния при нём

1

Урок усвоения новых знаний

Приложение как раз­новидность опреде­ления

Знать понятие приложение. Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использо­вать приложение как средство вырази­тельности речи; правильно ставить зна­ки препинания при приложениях; вы­полнять выборочную работу с текстами художественных произведений

Беседа, работа с книгой, демон­страция в/ф «Син­таксис и пунктуа­ция», ч. 1, «Репе­титор по русско­му языку Кирилла и Мефодия» (CD)

§ 26; упр. 142



26-

27


Обстоятельство.

Виды обстоятельств по значению

2

Комбини­рованный урок

Понятие обстоя­тельства; обстоя­тельства места, вре­мени, причины, цели, условия, уступки, об­раза действия

Уметь находить в тексте второстепен­ные члены предложения, ставить вопро­сы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоя­тельства места, времени, образа дейст­вия, выраженные наречиями (р/р); опре­делять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, опреде­ления и дополнения)

Беседа, проблем­ные задания, ра­бота с текстами, опорные схемы, диктант

§27; упр. 159



28


Синтаксический разбор двусос­тавного пред­ложения

1

Урок усвоения новых знаний

План разбора двусос­тавного предложения

'Знать план разбора двусоставного предложения.

Уметь выполнять синтаксический раз­бор предложения

Тренинг

§28; упр. 160




29-30


Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет

2

Урок раз­вития речи

Понятие групповой портрет. Отбор ма­териала для сочине­ния по картине с групповым портре­том, составление плана, определение идеи и темы сочи­нения

Знать признаки текста, особенности создания описания группового портре­та, языковые особенности. Знать и уметь пользоваться термино­логией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цве­та); уметь осуществлять выбор и орга­низацию языковых средств в соответст­вии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме.

Уметь отбирать материал, составлять план сочинения, определять тему и идею работы

Упражнения, со­ставление плана, творческая работа

Упр. 163



31


Повторение по теме «Дву­составные предложения»

1

Урок по­вторения и обобще­ния полу­ченных знаний

Систематизация зна­ний по теме

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка (грамматические, ор­фографические, пунктуационные)

Тренинг

Контрольные вопросы (с. 82-83); упр. 169



32


Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» с грамматиче­ским заданием

1

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




33



Односоставные предложения

Назывные

предложения




1

Урок усвоения новых знаний

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

Знать строение неполных предложений. Уметь использовать неполные предложения в речи

Тест

Упр. 182



34


Определённо-личные пред­ложения

1


Особенности смы­словых значений од­носоставных пред­ложений в сопостав­лении с двусостав­ными; типы односо­ставных предложе­ний. Определённо-личные предложения

Знать особенности смысловых значе­ний односоставных предложений в со­поставлении с двусоставными; призна­ки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стили­стические возможности односоставных предложений; находить определённо-личные предложения в текстах художе­ственных произведений; определять роль определённо-личных предложений в художественной литературе




Диктант (упр. 183), беседа, проблем­ные задания, ра­бота с книгой

§32; упр. 188 (составить текст на тему «Накануне дня рождения», используя оп­ределённо-личные пред­ложения)



35


Неопределённо-личные пред­ложения



1

Урок усвоения новых знаний







Особенности смы­словых значений од­носоставных пред­ложений в сопостав­лении с двусостав­ными; типы односо­ставных предложе­ний. Неопределённо-личные предложения







Знать различия между односоставными предложениями и двусоставными; при­знаки неопределённо-личных предло­жений.

Уметь находить неопределённо- личные предложения в тексте; исполь­зовать неопределённо-личные предло­жения в различных стилях речи; заме­нять двусоставные предложения анало-

гичными односоставными определённо-личными и неопределённо-личными. Интеграция с уроком литературы; рас­суждения на тему «Почему в рассказах И. С. Тургенева много неопределённо-личных предложений?»








Беседа, проблем­ные задания, уп­ражнения, работа с книгой, диктант (упр. 189)







§ 33; упр. 191 (выписать не­определённо-личные пред­ложения из 2-го дейст­вия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)









36


Инструкция

1

Урок раз­вития речи

Особенности состав­ления инструкции

Знать особенности составления инст­рукции.

Уметь составлять инструкцию, упот­ребляя в ней односоставные предло­жения

Упражнения, ра­бота с учебником, тренинг

Упр. 198



37


Безличные предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с безлич­ными предложения­ми; с общими отли­чительными призна­ками двусоставных и безличных предло­жений, синонимич­ных по значению; со способами выра­жения сказуемых в безличных предло­жениях

Знать различие между типами односо­ставных предложений, признаки без­личного предложения. Уметь находить безличные предложе­ния в тексте по значению и структур­ным особенностям; употреблять без­личные предложения для передачи со­стояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставны­ми; писать сочинение-миниатюра: «Осенний дождь» с использованием безличных предложений

Упражнения, ра­бота с учебником, тренинг, сочине­ние-миниатюра «Осенний дождь»

§35; упр. 205



38


Рассуждение

1

Урок раз­вития речи

Обобщение и расши­рение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказа­тельств; тезис и ан­титезис; риториче­ский вопрос

Знать тип речи - рассуждение; отличи­тельные признаки, особенности рассуж­дения.

Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитези­сы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Работа с текста­ми, опорный кон­спект, изложение (по тексту К. Паустовского), мини-сочинение-рассуждение на тему «Слово де­лом крепи», дик­тант

Упр. 212 (сочинение-рассуждение по картине К. Юона «Но­вая планета»)



39


Неполные предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности стро­ения полных и непол­ных предложений, сфера их употребле­ния, роль неполных предложений в тек­стах художественных произведений

Знать особенности и функции непол­ных предложений.

Уметь находить неполные предложения в тексте; заменять неполные предложе­ния синонимичными полными; различать неполные двусоставные предложе­ния и односоставные назывные. Инте­грация с уроком литературы: уметь про­водить наблюдения (стилистические возможности неполных предложений)

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, про­блемные задания

§37; упр. 215



40


Синтаксический разбор односо­ставного пред­ложения

1

Урок ус­воения новых знаний

План синтаксическо­го разбора

Знать и уметь производить синтакси­ческий разбор односоставного предло­жения

Тренинг

§38; упр. 216.



41


Повторение по теме «Одно­составные предложения»

1

Урок по­вторения и обобще­ния полу­ченных знаний

Систематизация зна­ний по теме. Струк­тура односоставных предложений и их роль в текстах худо­жественных произве­дений

Знать отличие между типами односо­ставных предложений, признаки каждо­го из них.

Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, со­ставлять предложения по схемам

Тренинг, кон­трольные вопросы

Контрольные вопросы (с. 101); упр. 220 (со­чинение-наблюдение «Осенний ве­чер»); упр. 221 (устный пере­сказ одной из частей текста, составление плана)



42


Контрольный диктант по теме «Односостав­ные предложе­ния» с грамма­тическим зада­нием

1

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо-граммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




43

Простое осложненное предложение

Понятие об ос-

ложнённом

предложении.

Понятие об од-

нородных чле-

нах предложе-

ния

1

Урок ус-

воения

новых

знаний

Понятие об ослож-

нённом предложе-

нии. Использование

предложений с одно-

родными членами

в текстах и в речи

Знать об осложнённом предложении.

Уметь находить однородные члены

предложения в тексте; правильно рас-

ставлять знаки препинания в предложе-

нии; соблюдать перечислительную ин-

тонацию. Интеграция с уроком литера-

туры: уметь «видеть» однородные чле­ны предложения в рассказе Л. Н. Тол­стого «После бала», определять их роль

Работа с текстами

художественных

произведений,

упражнения, про-

блемные задания,

диктант (упр. 234)

§39,40;

упр. 230, 232



44


Однородные

члены предло-

жения, связан-

ные только пе-

речислительной

интонацией,

и пунктуация

при них

1

Комбини-

рованный

урок

Пунктуация при од-

нородных членах

предложения

Уметь находить однородные члены

предложения в тексте; правильно рас-

ставлять знаки препинания в предложе-

нии; соблюдать перечислительную ин-

тонацию и графически обозначать её,

уместно употреблять предложения

с однородными членами

Работа с текстами художественных

произведений,

упражнения, проблемные задания

§41; упр. 238, 239

(составить ха-

рактеристику

Лиз и Джесси

по плану)



45


Однородные

и неоднородные

определения


1

Комбини-

рованный

урок

Различие однород-

ных и неоднородных

определений, оформ­ление их пунктуаци-онно

Знать правило постановки знаков пре-

пинания при однородных определениях

н отсутствия знаков при неоднородных определениях.

уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; разли­чать однородные и неоднородные опре­деления

Работа с текстами

художественных

произведении, упражнения, про­блемные задания, диктант (упр. 247)

§42; упр. 246

(найти и выпи-

сать однород­ные и неодно­родные опре­деления, упо­треблённые при описании

внешности Н. Г. Гарина-Михайлов­ского)



46


Однородные члены, связан- ные сочини­тельными сою­зами, и пунк­туация при них

1

Комбини­рованный урок

Сочинительные сою­зы и знаки препина­ния при них. Отсут­ствие запятой во фра­зеологических обо­ротах с повторя­ющимися союзами и ... и, ни ... ни

Знать правила постановки знаков пре­пинания при однородных членах, свя­занных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препи­нания при однородных членах, связан­ных союзами; определять стилистиче­скую окраску союзов в предложении с однородными членами

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, про­блемные задания, опорные схемы и таблицы

§ 43; упр. 260



47-48


Изложение (сравнительная характеристика) с элементами сочинения

2

Урок раз-вития речи

Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности.

Уметь составлять сравнительную ха­рактеристику, используя данный план (упр. 263), озаглавливать текст; осуще­ствлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения; излагать свободно и пра­вильно свои мысли в письменной форме


Работа с текстом, творческая работа

Упр. 264 (на­писать сравни­тельную ха­рактеристику двух одноклас­сников); упр. 265 (со­ставить памятку для спор­щиков)



49-50


Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

2

Комбини­рованный урок

Обобщающие слова при однородных чле­нах и знаки препина­ния при них

Знать правила постановки знаков пре­пинания при обобщающих словах с од­нородными членами. Уметь правильно ставить знаки препи­нания; раскрывать содержание обоб­щающих слов, подобрав к ним одно­родные члены (составлять предложе­ния); составлять схемы предложений с обобщающими словами при однород­ных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложе­ния с именным составным сказуемым

Работа с текстами Художественных произведений, упражнения, про­блемные задания, опорные схемы и таблицы

§ 44;упр.274 (диктант)




51


Синтаксический и пунктуацион­ный разбор предложения с однородными членами

1

Комбини­рованный урок

План синтаксическо­го и пунктуационно­го разбора

Знать и уметь выполнять синтаксиче­ский и пунктуационный разбор предло­жения с однородными членами

Тренинг

§45,46; упр. 277, 280



52-53


Повторение по теме «Пред­ложения с од­нородными членами»

2

Комбини­рованный урок

Систематизация зна­ний по теме; исполь­зование предложений с однородными и не­однородными членами

Знать правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с однородны­ми членами и уметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, уметь само­стоятельно составлять предложения с однородными членами

Работа с текстами художественных произведений, упражнения, про­блемные задания, опорные схемы и таблицы, сочи­нение-отзыв «Осенние дожди»

Контрольные вопросы (с. 132); упр. 286



54


Диктант (с грамматиче­ским заданием)

1

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль. Лик­видация пробелов

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




55


Анализ кон­трольной рабо­ты. Работа над ошибками

1

Урок ра­боты над ошибками

Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов

Уметь анализировать контрольную ра­боту и осуществлять работу над ошиб­ками

Работа над ошиб­ками

Упр. 285



56

Обособленные члены предложения

Понятие

об обособлении

Обособленные

определения,

выделительные знаки препинания при них

1

Комбини­рованный урок

Обособленные члены предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений

Знать, что такое обособление (термин). Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, со­блюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложе­ниями; уместно использовать предло­жения с обособленными членами в тек­сте

Упражнения, про­блемные задания, опорные схемы и таблицы. Инте­грация с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом худ. произведении

§47,48; упр. 294



57-

58


Обособление согласованных

распространён­ных и нерас-

пространённых

определений

2

Комбини­рованный

урок

Общие правила обособления согла-

сованных распро­странённых и нерас-

пространённых опре-

делений

Знать правила обособления согласо­ванных распространённых и нераспространенных определении.

Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обо­собленных членов; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев)

Рассказ, беседа, работа с книгой,

опорные записи, кодированный

диктант, выбо-

рочная работа на материале

произведений И. С. Тургенева

§ 48 (с. 141-143); упр. 298;

упр. 300



59-60


Рассуждение на дискуссионную тему (упр.302)

2

Урок раз­вития речи

Обобщение и расши­рение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказа­тельств; тезис и ан­титезис; риториче-

ский вопрос

Знать о таком типе речи, как рассуж­дение; отличительные признаки, осо­бенности рассуждения,

Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитези-

сы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Беседа, творче­ская работа

§49; упр. 306 (отредактиро­вать предло­жения)



61


Обособленные

приложения. Выделительные

знаки препина­ния при них

1

Урок

усвоения новых

знаний

Правила обособления

приложений

Знать правила обособления приложений.

Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления;

выразительно читать предложения с обособлением

Упражнения, про-

блемные задания, опорные схемы

и таблицы. Интеграция с уроками лите­ратуры: находить примеры обособ­лений в изуча­емом художест­венном произве­дении

§50; упр. 310

(составить и записать

предложение, включив в него перечисленные титулы, роли различных членов предложения)



62-

63


Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препина­ния при них

2

Комбини­рованный урок

Условия обособления деепричастий и дее­причастных оборотов

Знать правило обособления обстоя­тельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделе­нии обособленных обстоятельств; вы­писывать из изучаемого художествен­ного произведения 10 предложений по теме (интеграция с уроком литературы)

Тестирование по теме, упражне­ния, проблемные задания, опорные схемы и таблицы

§51; упр. 319; упр. 321 (вы­писать пред­ложения с обособлен­ными обстоя­тельствами, определения­ми, приложе­ниями)



64-65


Обособленные уточняющие члены предло­жения. Выдели­тельные знаки препинания при уточняющих членах предло­жения

2

Урок усвоения новых знаний

Понятие об уточня­ющих членах пред­ложения

Знать правило обособления уточня­ющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; вы­разительно читать предложения с уточ­няющими членами; находить обособ­ленные уточняющие члены предложе­ния в тексте; составлять предложения на тему «Изобретения наших дней»

Тестирование по теме, упражне­ния, проблемные задания, опорные схемы и таблицы, мини-сочинение «Изобретения наших дней»

§52; упр.325 или упр. 328



66


Синтаксический и пунктуацион­ный разборы предложений с обособленны­ми членами

1

Урок усвоения новых знаний

Планы разборов

Знать и уметь производить синтакси­ческий и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами

Тренинг

§53,54; упр. 331, 333



67


Повторение по теме «Пред­ложения с обо­собленными членами»

1

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самокон­троль, находить в работе грамматиче­ские ошибки

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




68


Диктант (с грамматиче­ским заданием) по теме «Обо­собленные чле­ны предложе­ния»

1

Урок работы над ошиб­ками



Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов

Уметь анализировать контрольную ра­боту и выполнять работу над ошибками

Работа над ошиб­ками

Упр. 340



69


Анализ кон­трольной рабо­ты. Работа над ошибками

1

Урок коррекции



Работа над ошибками




70-71

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение. На­значение обра­щения

2

Комбини­рованный урок

Сведения об обраще­нии: назначение об­ращений, обращения распространённые и нераспространён­ные, выделительные знаки препинания при обращении, употребление обра­щений

Уметь находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуа­ции; выразительно читать предложения с обращением; правильно ставить знаки препинания при обращении; находить обращения в художественных произве­дениях XIX-XX вв., определять роль обращений (интеграция с уроками лите­ратуры)

Упражнения, тре­нинг, практикум

§ 55-58; упр.347 (выписать из произведе­ний худ и публиц литерат примеры раз­ных обраще­ний); упр. 355 (написать поздравление

близкому

человеку

по плану)




72-

73


Вводные конст­рукции. Группы вводных слов и вводных соче­таний слов по назначению. Вставные конструкции

2

Урок усвоения новых знаний

Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Груп­пы вводных слов. Вставные слова, словосочетания, предложения.

Знать понятие вводные слова как сред­ство выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь выражать определённые отно­шения к высказываниям с помощью вводных слов и предложений; правиль­но ставить знаки препинания при ввод­ных словах; находить в художествен­ных произведениях, изучаемых на уро­ках литературы, предложения с ввод­ными словами, выписывать их; исполь­зовать в речи вводные слова и предло­жения с учётом содержания

стиля высказывания



Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные задания, упраж­нения

§59-62; упр. 367, 369



74


Выделительные знаки препина­ния при ввод­ных словах, вводных соче­таниях слов, вводных пред­ложениях и вставных конструкциях

1

Урок усвоения новых знаний

Выделительные зна­ки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных пред­ложениях и вставных конструкциях

Знать выделительные знаки препина­ния при вводных словах, вводных соче­таниях слов и вводных предложениях. Уметь находить вводные слова, ввод­ные сочетания слов и вводные предло­жения в текстах художественных и пуб­лицистических произведений; выражать определённые отношения к высказыва­ниям с помощью вводных слов и встав­ных конструкций

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания, упражне­ния, диктант (упр. 376), выбо­рочный диктант (упр. 390)

§ 61,62;

упр. 377, 386 (подготовиться к публичному выступлению)



75-76


Публичные выступления

2

Урок раз­вития речи

Публичные выступления как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности

Знать строение данного текста, его языковые особенности. Уметь составить публичное выступление на общественно значимую тему с использование вводных и вставных конструкций.

Публичные выступления

Упр. 390



77


Междометия в предложении

1

Урок усвоения новых знаний

Междометия - «эмо­циональные сигна­лы». Выделительные знаки препинания при междометиях

Знать выделительные знаки препина­ния при междометиях; особенности по­становки запятой при условии употреб­ления междометия вместе с обращением. Уметь различать вводные, вставные конструкции и междометия, правильно расставлять знаки препинания при них; осмысливать нормы и еру использо­вания данных слов

Упражнения, тре­нинг, практикум

§ 63; упр. 393



78


Синтаксический, пунктуацион­ный разбор предложений со словами, словосочета­ниями и пред­ложениями, грамматически не связанными с членами пред­ложения

1

Урок усвоения новых знаний

План синтаксическо­го и пунктуационно­го разбора предложе­ний со словами, сло­восочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с чле­нами предложения

Знать и уметь выполнять синтаксиче­ский и пунктуационный разбор предло­жений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Упражнения, тре­нинг, практикум

§ 64; упр. 395, 398



79-80


Повторение по теме «Пред­ложения с ввод­ными словами, словосочета­ниями и пред­ложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»

2

Комбини­рованный урок

Проверка знания тео­ретического мате­риала по теме, обоб­щение изученного

Знать правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предло­жениями.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунк­туационный разборы; использовать раз­нообразные конструкции в связной ре­чи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания, упражне­ния, тестирование

Контрольные вопросы (с. 189); упр. 400 (пись­менно)



81


Диктант (с грамматическим за­данием) по теме «Предложения с вводными словами, обра­щениями». Меж­дометия в пред­ложении»

1

Урок кон­троля


Систематизация зна­ний, контроль

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самокон­троль, находить в работе грамматиче­ские ошибки

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




82


Анализ кон­трольной работы. Работа над ошибками

1

Урок ра­боты над ошибками

Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов

Уметь анализировать контрольную ра­боту и выполнять работу над ошибками

Работа над ошиб­ками

Упр. 401



83-84

Чужая речь

Понятие о чужой ре­чи. Комментиру­ющая часть. Инто­нация предупрежде­ния и интонация по­яснения в комменти­рующей части

2

Урок усвоения новых знаний

Знать понятия чужая речь, комменти­рующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозна­чающие чужую речь. Уметь распространять комментиру­ющую часть предложений с чужой речью на основе данных схем

Упражнения, тре­нинг, практикум

§ 65, 66; упр. 402




85


Отличие прямой речи от косвенной. Деловое письмо (протокол)

1

Комбини­рованный урок

Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препи­нания в предложениях с прямой речью. Уметь составлять протокол с использованием предложений с косвенной речью.

Упражнения, тре­нинг, практикум

§67,68; упр. 406




86


Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

Комбини­рованный урок

Уметь находить предложения с прямой речью в текстах изучаемых произведе­ний (интеграция с уроками литерату­ры); расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, разо­рванной комментирующей частью; вы­писывать предложения с косвенной ре­чью, соответствующие схемам (из главы 7 повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»); самостоятельно строить схемы предложений с прямой речью

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные задания, упраж­нения


§ 69; упр. 412




87


Составление диалогов

1

Комбини­рованный урок

Уметь составлять диалоги и записы­вать их; находить диалоги, соответст­вующие схемам; заменять глагол гово­рить глаголами, более точно обозна­чающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препи­нания при них; перестраивать диалог в прямую речь

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания, упражне­ния, творческая работа

§ 70; упр.417




88


Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре расска­за, его особенности

1

Урок раз­вития речи

Знать особенности текста в жанре рас­сказа. Уметь перерабатывать текст в рассказ с диалогом, используя выделенные гла­голы; кратко передавать содержание диалогов и прямой речи (упр. 419), озаглавливать своё изложение так, что­бы в названии отражалась основная мысль текста; придумывать рассказ по данному началу

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания

Упр. 421 (сочинение-интервью)




89-90


Сжатое изложение (Упр. 419)

2

Урок раз­вития речи

Составление текста в сжатом виде

Знать приемы сжатия текста. Уметь составлять текст в сжатом виде, кратко передать содержание диалогов и прямой речи

Сжатое изложение

Работа по плану:

1)рассмотрение текста;

2)вырази чтение;

3)обдумывание заголовка к тексту;

4)тема, осн.мысль;

5) микротемы,
план;

6)средства связи;

7)стиль речи, тип
речи, жанр



91


Цитата

1

Урок ус­воения но­вых зна­ний

Способы передачи чужой речи. Цитата -дословная выдержка из чужой речи. Знаки препинания при цитировании

Знать о способах передачи чужой речи. Уметь составлять и записывать пред­ложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя спо­собами: 1) как прямую речь 2) как часть предложения

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания, рецензи­рование домаш­них творческих работ (интервью)

§ 72; упр. 429



92


Синтаксический и пунктуацион­ный разбор предложений с чужой речью

1

Урок ус­воения но­вых зна­ний

Образец (устный и письменный) син­таксического и пунк­туационного разбора предложений с чу­жой речью

Знать и уметь выполнять устный и письменный разбор предложений с чу­жой речью

Тренинг

Упр. 431



93-94


Повторение по теме «Чужая речь»

2

Урок повторе­ния и сис­тематиза­ции полу­ченных знаний

Проверка знания тео­ретического мате­риала по теме, обоб­щение изученного

Знать правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунк­туационный разборы; использовать раз­нообразные конструкции при передаче чужой речи

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания, упражне­ния, тестирование

Упр. 433



95


Диктант (с грамматиче­ским заданием) по теме «Чужая речь»

1

Урок кон­троля

Систематизация зна­ний, контроль

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самокон­троль, находить в работе грамматиче­ские ошибки

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием




96


Анализ кон­трольной рабо­ты. Работа над ошибками

1

Урок работы над ошиб­ками

Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов

Уметь анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошиб­ками

Работа над ошиб­ками

Упр. 426,428



97

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

Синтаксис и морфология


1

Комбини­рованный

Первичная и вторич­ная синтаксическая роль различных час­тей речи

Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи.

Уметь составлять предложения с дан­ными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять пол­ный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, проблемные за­дания, упражне­ния, тестирование

Упр. 435



98-99


Синтаксис и пунктуация

2

Комбини­рованный

Систематизация зна­ний изученных язы­ковых явлений

Знать изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания, пользоваться графическим условным обозначением; выделять в тексте абза­цы, составлять план текста. Уметь анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соот­ветствии с целью и стилем высказыва­ния; определять роль пунктуации в речи

Беседа, упражне­ния, самостоя­тельная работа, творческая работа (р/р; подробное изложение), ор­фографическая работа

Упр. 441




100-101


Синтаксис

и культура речи

2

Комбини­рованный

Три составляющие компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуни­кативный

Знать, что основа культуры речи - со­блюдение норм русского литературного языка.

Уметь предупреждать синтаксические ошибки: в словосочетаниях с управле­нием, в употреблении деепричастных оборотов, в построении сложных пред­ложений

Тренинг, работа со словарём, ре­дактирование текста

Упр. 448



102-103


Синтаксис и орфография

2

Связь синтаксиса и орфографии

Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические пунктуационные).

Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вы­вод о связи синтаксиса и орфографии, составлять взаимодиктант по теме

Кодированный диктант, сводные таблицы, упраж­нения

Упр. 452




104


Итоговая кон­трольная работа

1

Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль

Тест, анализ текста





105


Анализ итоговой контрольной работы

1

Работа над ошибками









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!