МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф. Афанасьева-Алданского»
________Дмитриева Л.В.. ________Лугинова Л.Е. _________Ушницкая В.В.
Учитель : Прядезникова М.И.
Настоящая рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897), с учетом Примерной программы по учебному предмету «Русский язык», на основе авторской программы М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и Н.М. Шанского (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. М.: Просвещение, 2015), рассчитанной на 105 часов в год (3 ч. в неделю) и в соответствии с основной образовательной программой ООО и учебным планом МБОУ Чериктейской СОШ.
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; ·адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; ·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; ·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; ·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
• пониманию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владению видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способности извлекать информацию, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
• понимать информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты .
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение.
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Повторение.
Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.
Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.
Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
№ | Наименование раздела программы | Тема урорка | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
1 | Введение | Функции русского языка в современном мире | 1 | Вводный урок | Знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями; раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира | Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского языка в современном мире. Уметь объяснять термины, называющие функции языка; составлять опорные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?» | Лекция, беседа, работа с книгой | Упр. 3 (разделить текст на два абзаца, сформулировать вопрос ко второму абзацу и дать на него ответ на основе содержания текста) | | |
2 | Повторение изученного в V-VIII классах | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | 1 | Урок повторения | Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности | Знать основные нормы русского, литературного языка (грамматические и орфографические); функции знаков препинания, одиночные и парные знаки препинания. Уметь составлять вопросный план текста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания | Работа с книгой, упражнения | § 2; упр. 11 | | |
3 | | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | Урок повторения | Типы сложных предложений и средства связи в них. Сочетание знаков препинания. | Знать типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении. Уметь определять тип сложного предложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений | Работа с книгой, упражнения, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD | §3; упр. 20 (диктант) | | |
4 | | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | Урок повторения | Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | Знать правописание н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы. Уметь формулировать правило по схеме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания | Работа с книгой, упражнения, изложение от 3-го лица (упр. 27) | §4; упр. 25 | | |
5 | | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1 | Урок по- Вторения | Трудности при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи | Знать и уметь объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи; графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы предложении, расставлять пропущенные знаки препинания | Работа с книгой, упражнения, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефо- дия»(СБ) | §5; упр. 36 (сочинение- письмо другу) | | |
6 | | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | | |
7 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса | 1 | Урок усвоения новых знаний | Углубление представлений о новом разделе - синтаксисе и пунктуации; основные единицы синтаксиса; различие единиц языка по назначению; текст как единица языка | Знать основные разделы языка. Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы -текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; отмечать языковые Средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная | Работа с книгой, упражнения | §6,7; упр. 42 | | |
8 | | Предложение как единица синтаксиса | 1 | Урок усвоения новых знаний | Основное свойство предложения; отличие слова и словосочетания от предложения. Написание сжатого предложения | Знать особое свойство предложения (соотнесённость с фрагментами окружающей действительности), коммуникативную функцию предложения. Уметь отличать слова, словосочетания от предложения, обозначать границы предложений знаками завершения и расставлять знаки препинания внутри предложения; из отдельных слов составлять словосочетания, а из словосочетаний - предложения; сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изложение | Работа с книгой, упражнения, сжатое изложение (творческая работа) | § 8; упр50 | | |
9 | | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | 1 | Урок усвоения новых знаний | Словосочетание как единица синтаксиса; грамматические средства связи в словосочетании; главное и зависимое слово в словосочетании; виды словосочетаний | Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосочетания по главному слову, самостоятельно строить словосочетания, обозначая в них средства связи; грамотно употреблять в речи | Беседа, проблемные задания, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD) | § 9, 10; упр. 62, 63 | | |
10 | | Синтаксические связи слов в словосочетании | 1 | Урок усвоения новых знаний | Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) | Знать виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Беседа, проблемные задания | §11; упр. 70; составить самостоятельную работу по с/с для | | |
11 | | Синтаксический разбор словосочетания | 1 | Урок усвоения новых знаний | План синтаксического разбора словосочетания | Знать план синтаксического разбора словосочетания. Уметь делать разбор словосочетания; оценивать самостоятельную работу | Самостоятельная работа, беседа, синтаксический разбор | §12; упр. 72 (Сочинение описание местности) | | |
12 | | Зачёт по теме «Словосочетание» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетания от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности; составлять словосочетания по заданным схемам | Зачёт | Контрольные вопросы (с. 38); упр. 69 | | |
13 | Простое предложение | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Строение предложения, виды по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды простого предложения (двусоставные и односоставные) | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; находить двусоставные и односоставные предложения в тексте; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений | Беседа, работа с книгой, демонстрация в/ф «Синтаксис и пунктуация», ч. 1, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD), изложение (упр. 76) | § 13; упр.75 | | |
14 | | Порядок слов в предложении | 1 | Урок усвоения новых знаний | Прямой и обратный порядок слов, логическое ударение в предложении | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; использовать поэтические тексты, работать со стихотворениями | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, интонационный диктант | § 14, 15; упр. 83 | | |
15-16 | | Описание памятника культуры (сочинение-описание по картине) | 2 | Урок развития речи | Редактирование текста. Определение темы, идеи сочинения, составление плана, написание сочинения | Знать признаки текста, структуру текста, языковые особенности описания архитектурных памятников. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст | Работа с текстом, творческая работа | §16 | | |
17 | Двусоставные предложения | Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Комбинированный урок | Главные члены предложения; подлежащее и способы его выражения | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подлежащего | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы | §17; упр. 91 (сочинение по картине И. Шевандро- новой «На террасе») | | |
18 | | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 | Комбинированный урок | Сказуемое, его основные типы и способы выражения, связь сказуемого с подлежащим. Понятие простое глагольное сказуемое. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим | Знать основные способы выражения сказуемого, Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; находить сказуемое в тексте; грамотно согласовывать сказуемое с подлежащим | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица | § 18,19, упр. 102 (сочинение на тему «Чудный собор») | | |
19-20 | | Составное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое | 2 | Урок усвоения новых знаний | Понятие составное сказуемое. Отличительные особенности составного глагольного сказуемого от составного именного | Знать основные признаки выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица | §20, 21; упр. 111,106 | | |
21 | | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Комбинированный урок | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым | Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием; писать сочинения-миниатюры с использованием тире (соч. «Наши великие соотечественники») | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант | §22; упр. 116 | | |
22 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | | |
23 | Второстепенные члены предложения | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение | 1 | Комбинированный урок | Понятие второстепенные члены предложения. Дополнение: прямое и косвенное. Смыслоразличительная роль порядка слов | Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами иди сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант | § 24; упр. 130, 131 | | |
24 | | Определение. | 1 | Комбинированный урок | Согласованные и несогласованные определения, способы их выражения | Знать основные признаки согласованных и несогласованных определений. Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления | Беседа, работа с книгой, демонстрация в/ф «Синтаксис и пунктуация». 1, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD) | §25; упр. 139 | | |
25 | | Приложение. Знаки препинания при нём | 1 | Урок усвоения новых знаний | Приложение как разновидность определения | Знать понятие приложение. Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях; выполнять выборочную работу с текстами художественных произведений | Беседа, работа с книгой, демонстрация в/ф «Синтаксис и пунктуация», ч. 1, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» (CD) | § 26; упр. 142 | | |
26- 27 | | Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению | 2 | Комбинированный урок | Понятие обстоятельства; обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия | Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия, выраженные наречиями (р/р); определять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, определения и дополнения) | Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант | §27; упр. 159 | | |
28 | | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | План разбора двусоставного предложения | 'Знать план разбора двусоставного предложения. Уметь выполнять синтаксический разбор предложения | Тренинг | §28; упр. 160 | | |
29-30 | | Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет | 2 | Урок развития речи | Понятие групповой портрет. Отбор материала для сочинения по картине с групповым портретом, составление плана, определение идеи и темы сочинения | Знать признаки текста, особенности создания описания группового портрета, языковые особенности. Знать и уметь пользоваться терминологией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цвета); уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме. Уметь отбирать материал, составлять план сочинения, определять тему и идею работы | Упражнения, составление плана, творческая работа | Упр. 163 | | |
31 | | Повторение по теме «Двусоставные предложения» | 1 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Систематизация знаний по теме | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные) | Тренинг | Контрольные вопросы (с. 82-83); упр. 169 | | |
32 | | Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | | |
33 | Односоставные предложения | Назывные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | Знать строение неполных предложений. Уметь использовать неполные предложения в речи | Тест | Упр. 182 | | |
34 | | Определённо-личные предложения | 1 | | Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Определённо-личные предложения | Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений; находить определённо-личные предложения в текстах художественных произведений; определять роль определённо-личных предложений в художественной литературе | Диктант (упр. 183), беседа, проблемные задания, работа с книгой | §32; упр. 188 (составить текст на тему «Накануне дня рождения», используя определённо-личные предложения) | | |
35 | | Неопределённо-личные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Неопределённо-личные предложения | Знать различия между односоставными предложениями и двусоставными; признаки неопределённо-личных предложений. Уметь находить неопределённо- личные предложения в тексте; использовать неопределённо-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения анало- гичными односоставными определённо-личными и неопределённо-личными. Интеграция с уроком литературы; рассуждения на тему «Почему в рассказах И. С. Тургенева много неопределённо-личных предложений?» | Беседа, проблемные задания, упражнения, работа с книгой, диктант (упр. 189) | § 33; упр. 191 (выписать неопределённо-личные предложения из 2-го действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») | | |
36 | | Инструкция | 1 | Урок развития речи | Особенности составления инструкции | Знать особенности составления инструкции. Уметь составлять инструкцию, употребляя в ней односоставные предложения | Упражнения, работа с учебником, тренинг | Упр. 198 | | |
37 | | Безличные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знакомство с безличными предложениями; с общими отличительными признаками двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях | Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения. Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными; писать сочинение-миниатюра: «Осенний дождь» с использованием безличных предложений | Упражнения, работа с учебником, тренинг, сочинение-миниатюра «Осенний дождь» | §35; упр. 205 | | |
38 | | Рассуждение | 1 | Урок развития речи | Обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказательств; тезис и антитезис; риторический вопрос | Знать тип речи - рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения. Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитезисы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Работа с текстами, опорный конспект, изложение (по тексту К. Паустовского), мини-сочинение-рассуждение на тему «Слово делом крепи», диктант | Упр. 212 (сочинение-рассуждение по картине К. Юона «Новая планета») | | |
39 | | Неполные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности строения полных и неполных предложений, сфера их употребления, роль неполных предложений в текстах художественных произведений | Знать особенности и функции неполных предложений. Уметь находить неполные предложения в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными; различать неполные двусоставные предложения и односоставные назывные. Интеграция с уроком литературы: уметь проводить наблюдения (стилистические возможности неполных предложений) | Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания | §37; упр. 215 | | |
40 | | Синтаксический разбор односоставного предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | План синтаксического разбора | Знать и уметь производить синтаксический разбор односоставного предложения | Тренинг | §38; упр. 216. | | |
41 | | Повторение по теме «Односоставные предложения» | 1 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Систематизация знаний по теме. Структура односоставных предложений и их роль в текстах художественных произведений | Знать отличие между типами односоставных предложений, признаки каждого из них. Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам | Тренинг, контрольные вопросы | Контрольные вопросы (с. 101); упр. 220 (сочинение-наблюдение «Осенний вечер»); упр. 221 (устный пересказ одной из частей текста, составление плана) | | |
42 | | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфо-граммы; соблюдать основные правила орфографии | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | | |
43 | Простое осложненное предложение | Понятие об ос- ложнённом предложении. Понятие об од- нородных чле- нах предложе- ния | 1 | Урок ус- воения новых знаний | Понятие об ослож- нённом предложе- нии. Использование предложений с одно- родными членами в текстах и в речи | Знать об осложнённом предложении. Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно рас- ставлять знаки препинания в предложе- нии; соблюдать перечислительную ин- тонацию. Интеграция с уроком литера- туры: уметь «видеть» однородные члены предложения в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», определять их роль | Работа с текстами художественных произведений, упражнения, про- блемные задания, диктант (упр. 234) | §39,40; упр. 230, 232 | | |
44 | | Однородные члены предло- жения, связан- ные только пе- речислительной интонацией, и пунктуация при них | 1 | Комбини- рованный урок | Пунктуация при од- нородных членах предложения | Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно рас- ставлять знаки препинания в предложе- нии; соблюдать перечислительную ин- тонацию и графически обозначать её, уместно употреблять предложения с однородными членами | Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания | §41; упр. 238, 239 (составить ха- рактеристику Лиз и Джесси по плану) | | |
45 | | Однородные и неоднородные определения | 1 | Комбини- рованный урок | Различие однород- ных и неоднородных определений, оформление их пунктуаци-онно | Знать правило постановки знаков пре- пинания при однородных определениях н отсутствия знаков при неоднородных определениях. уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения | Работа с текстами художественных произведении, упражнения, проблемные задания, диктант (упр. 247) | §42; упр. 246 (найти и выпи- сать однородные и неоднородные определения, употреблённые при описании внешности Н. Г. Гарина-Михайловского) | | |
46 | | Однородные члены, связан- ные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | Комбинированный урок | Сочинительные союзы и знаки препинания при них. Отсутствие запятой во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами и ... и, ни ... ни | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы | § 43; упр. 260 | | |
47-48 | | Изложение (сравнительная характеристика) с элементами сочинения | 2 | Урок раз-вития речи | Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности. | Уметь составлять сравнительную характеристику, используя данный план (упр. 263), озаглавливать текст; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста собственного сочинения; излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме | Работа с текстом, творческая работа | Упр. 264 (написать сравнительную характеристику двух одноклассников); упр. 265 (составить памятку для спорщиков) | | |
49-50 | | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 2 | Комбинированный урок | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составлять предложения); составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым | Работа с текстами Художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы | § 44;упр.274 (диктант) | | |
51 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | 1 | Комбинированный урок | План синтаксического и пунктуационного разбора | Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | Тренинг | §45,46; упр. 277, 280 | | |
52-53 | | Повторение по теме «Предложения с однородными членами» | 2 | Комбинированный урок | Систематизация знаний по теме; использование предложений с однородными и неоднородными членами | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и уметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, уметь самостоятельно составлять предложения с однородными членами | Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы, сочинение-отзыв «Осенние дожди» | Контрольные вопросы (с. 132); упр. 286 | | |
54 | | Диктант (с грамматическим заданием) | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль. Ликвидация пробелов | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | | |
55 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов | Уметь анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками | Работа над ошибками | Упр. 285 | | |
56 | Обособленные члены предложения | Понятие об обособлении Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них | 1 | Комбинированный урок | Обособленные члены предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений | Знать, что такое обособление (термин). Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте | Упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы. Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом худ. произведении | §47,48; упр. 294 | | |
57- 58 | | Обособление согласованных распространённых и нерас- пространённых определений | 2 | Комбинированный урок | Общие правила обособления согла- сованных распространённых и нерас- пространённых опре- делений | Знать правила обособления согласованных распространённых и нераспространенных определении. Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; составлять план параграфа; выполнять выборочную работу из текстов художественной литературы (И. С. Тургенев) | Рассказ, беседа, работа с книгой, опорные записи, кодированный диктант, выбо- рочная работа на материале произведений И. С. Тургенева | § 48 (с. 141-143); упр. 298; упр. 300 | | |
59-60 | | Рассуждение на дискуссионную тему (упр.302) | 2 | Урок развития речи | Обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказательств; тезис и антитезис; риториче- ский вопрос | Знать о таком типе речи, как рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения, Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений, применяя прямой и обратный способы доказательств, риторические вопросы, выдвигая тезисы и антитези- сы; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Беседа, творческая работа | §49; упр. 306 (отредактировать предложения) | | |
61 | | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | Урок усвоения новых знаний | Правила обособления приложений | Знать правила обособления приложений. Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления; выразительно читать предложения с обособлением | Упражнения, про- блемные задания, опорные схемы и таблицы. Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом художественном произведении | §50; упр. 310 (составить и записать предложение, включив в него перечисленные титулы, роли различных членов предложения) | | |
62- 63 | | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 2 | Комбинированный урок | Условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов | Знать правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств; выписывать из изучаемого художественного произведения 10 предложений по теме (интеграция с уроком литературы) | Тестирование по теме, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы | §51; упр. 319; упр. 321 (выписать предложения с обособленными обстоятельствами, определениями, приложениями) | | |
64-65 | | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Понятие об уточняющих членах предложения | Знать правило обособления уточняющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения на тему «Изобретения наших дней» | Тестирование по теме, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы, мини-сочинение «Изобретения наших дней» | §52; упр.325 или упр. 328 | | |
66 | | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами | 1 | Урок усвоения новых знаний | Планы разборов | Знать и уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами | Тренинг | §53,54; упр. 331, 333 | | |
67 | | Повторение по теме «Предложения с обособленными членами» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | | |
68 | | Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Урок работы над ошибками | Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками | Упр. 340 | | |
69 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Урок коррекции | | | Работа над ошибками | | | |
70-71 | Слова, грамматически не связанные с членами предложения | Обращение. Назначение обращения | 2 | Комбинированный урок | Сведения об обращении: назначение обращений, обращения распространённые и нераспространённые, выделительные знаки препинания при обращении, употребление обращений | Уметь находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращением; правильно ставить знаки препинания при обращении; находить обращения в художественных произведениях XIX-XX вв., определять роль обращений (интеграция с уроками литературы) | Упражнения, тренинг, практикум | § 55-58; упр.347 (выписать из произведений худ и публиц литерат примеры разных обращений); упр. 355 (написать поздравление близкому человеку по плану) | | |
72- 73 | | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению. Вставные конструкции | 2 | Урок усвоения новых знаний | Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Группы вводных слов. Вставные слова, словосочетания, предложения. | Знать понятие вводные слова как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и предложений; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их; использовать в речи вводные слова и предложения с учётом содержания стиля высказывания | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения | §59-62; упр. 367, 369 | | |
74 | | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях и вставных конструкциях | 1 | Урок усвоения новых знаний | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях и вставных конструкциях | Знать выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Уметь находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах художественных и публицистических произведений; выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и вставных конструкций | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, диктант (упр. 376), выборочный диктант (упр. 390) | § 61,62; упр. 377, 386 (подготовиться к публичному выступлению) | | |
75-76 | | Публичные выступления | 2 | Урок развития речи | Публичные выступления как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности | Знать строение данного текста, его языковые особенности. Уметь составить публичное выступление на общественно значимую тему с использование вводных и вставных конструкций. | Публичные выступления | Упр. 390 | | |
77 | | Междометия в предложении | 1 | Урок усвоения новых знаний | Междометия - «эмоциональные сигналы». Выделительные знаки препинания при междометиях | Знать выделительные знаки препинания при междометиях; особенности постановки запятой при условии употребления междометия вместе с обращением. Уметь различать вводные, вставные конструкции и междометия, правильно расставлять знаки препинания при них; осмысливать нормы и еру использования данных слов | Упражнения, тренинг, практикум | § 63; упр. 393 | | |
78 | | Синтаксический, пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | План синтаксического и пунктуационного разбора предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Упражнения, тренинг, практикум | § 64; упр. 395, 398 | | |
79-80 | | Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении» | 2 | Комбинированный урок | Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | Контрольные вопросы (с. 189); упр. 400 (письменно) | | |
81 | | Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Предложения с вводными словами, обращениями». Междометия в предложении» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | | |
82 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками | Упр. 401 | | |
83-84 | Чужая речь | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Интонация предупреждения и интонация пояснения в комментирующей части | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать понятия чужая речь, комментирующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь. Уметь распространять комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем | Упражнения, тренинг, практикум | § 65, 66; упр. 402 | | | |
85 | | Отличие прямой речи от косвенной. Деловое письмо (протокол) | 1 | Комбинированный урок | Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь составлять протокол с использованием предложений с косвенной речью. | Упражнения, тренинг, практикум | §67,68; упр. 406 | | | |
86 | | Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | Комбинированный урок | Уметь находить предложения с прямой речью в текстах изучаемых произведений (интеграция с уроками литературы); расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной комментирующей частью; выписывать предложения с косвенной речью, соответствующие схемам (из главы 7 повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»); самостоятельно строить схемы предложений с прямой речью | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения | § 69; упр. 412 | | | |
87 | | Составление диалогов | 1 | Комбинированный урок | Уметь составлять диалоги и записывать их; находить диалоги, соответствующие схемам; заменять глагол говорить глаголами, более точно обозначающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препинания при них; перестраивать диалог в прямую речь | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, творческая работа | § 70; упр.417 | | | |
88 | | Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре рассказа, его особенности | 1 | Урок развития речи | Знать особенности текста в жанре рассказа. Уметь перерабатывать текст в рассказ с диалогом, используя выделенные глаголы; кратко передавать содержание диалогов и прямой речи (упр. 419), озаглавливать своё изложение так, чтобы в названии отражалась основная мысль текста; придумывать рассказ по данному началу | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания | Упр. 421 (сочинение-интервью) | | | |
89-90 | | Сжатое изложение (Упр. 419) | 2 | Урок развития речи | Составление текста в сжатом виде | Знать приемы сжатия текста. Уметь составлять текст в сжатом виде, кратко передать содержание диалогов и прямой речи | Сжатое изложение | Работа по плану: 1)рассмотрение текста; 2)вырази чтение; 3)обдумывание заголовка к тексту; 4)тема, осн.мысль; 5) микротемы, план; 6)средства связи; 7)стиль речи, тип речи, жанр | | |
91 | | Цитата | 1 | Урок усвоения новых знаний | Способы передачи чужой речи. Цитата -дословная выдержка из чужой речи. Знаки препинания при цитировании | Знать о способах передачи чужой речи. Уметь составлять и записывать предложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя способами: 1) как прямую речь 2) как часть предложения | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, рецензирование домашних творческих работ (интервью) | § 72; упр. 429 | | |
92 | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образец (устный и письменный) синтаксического и пунктуационного разбора предложений с чужой речью | Знать и уметь выполнять устный и письменный разбор предложений с чужой речью | Тренинг | Упр. 431 | | |
93-94 | | Повторение по теме «Чужая речь» | 2 | Урок повторения и систематизации полученных знаний | Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции при передаче чужой речи | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | Упр. 433 | | |
95 | | Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Чужая речь» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | | |
96 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов | Уметь анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками | Работа над ошибками | Упр. 426,428 | | |
97 | Повторение и систематизация изученного в 8 классе | Синтаксис и морфология | 1 | Комбинированный | Первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи | Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи. Уметь составлять предложения с данными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять полный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | Упр. 435 | | |
98-99 | | Синтаксис и пунктуация | 2 | Комбинированный | Систематизация знаний изученных языковых явлений | Знать изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания, пользоваться графическим условным обозначением; выделять в тексте абзацы, составлять план текста. Уметь анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания; определять роль пунктуации в речи | Беседа, упражнения, самостоятельная работа, творческая работа (р/р; подробное изложение), орфографическая работа | Упр. 441 | | |
100-101 | | Синтаксис и культура речи | 2 | Комбинированный | Три составляющие компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный | Знать, что основа культуры речи - соблюдение норм русского литературного языка. Уметь предупреждать синтаксические ошибки: в словосочетаниях с управлением, в употреблении деепричастных оборотов, в построении сложных предложений | Тренинг, работа со словарём, редактирование текста | Упр. 448 | | |
102-103 | | Синтаксис и орфография | 2 | Связь синтаксиса и орфографии | Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические пунктуационные). Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вывод о связи синтаксиса и орфографии, составлять взаимодиктант по теме | Кодированный диктант, сводные таблицы, упражнения | Упр. 452 | | | |
104 | | Итоговая контрольная работа | 1 | Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся | Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные). Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль | Тест, анализ текста | | | | |
105 | | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | Работа над ошибками | | | | | | |