Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «Русский язык»
КЛАСС 9 «а»
Сроки реализации программы: 2019 – 2020 учебный год
Разработала:
Пажельцева Наталья Николаевна
учитель русского языка
МБОУ «Ильичевская СОШ»
с.Ильичевка, 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена с использованием материалов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с принятыми изменениями;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» - 2-е издание (принята на заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2016г. и утверждена на заседании совета школы – Протокол №2 от 31.08.2016г. и директором школы – Приказ №46-ОД от 01.09.2016г.);
Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова. Москва. «Просвещение», 2017.
Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством:
общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);
хранения и передачи информации;
связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры обучающихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к
сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить
содержательные компромиссы.
В учебном плане на изучение русского языка в 9 классе отводится 3 часа в неделю.
Всего 102 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации мате риала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных_средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
9 класс:
- иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; исправлять речевые недочёты и грамматические ошибки;
- производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о
языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками;
- определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи;
- строить устные и письменные высказывания типа рассуждения - объяснения и
рассуждения - доказательства;
- писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием
разных типов речи;
- составлять заявление, автобиографию.
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
- писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя
композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования);
- исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушение логики
высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора
языковых средств.
Содержание учебного предмета
Международное значение русского языка (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (8ч + 2 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи (6ч + 2ч)
Союзные сложные предложения
Сложносочиненные предложения (10 ч + 2 ч)
I.Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
II.Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III.Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчинённые предложения (5 ч + 2 ч) I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчиненных предложений (28ч + 2ч)
Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (11ч + 2 ч)
I.Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III.Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую
тему.
Сложные предложения с различными видами связи (10 ч + 2 ч)
I.Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;
разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II.Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III.Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (7ч + 2ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Международное значение русского языка - 1 ч. |
1 | Международное значение русского языка | 1 | | |
Повторение изученного в 5 - 8классах - 8ч+2ч |
2 | Устная и письменная речь | 1 | | |
3 | Р.Р. Подготовка к сжатому изложению. Приёмы компрессии текста | 1 | | |
4 | Р.Р. Сжатое изложение | 1 | | |
5 | Монолог и диалог | 1 | | |
6 | Стили речи. (Сочинение - описание) | 1 | | |
7 | Простое предложение и его грамматическая основа | 1 | | |
8 | Предложения с обособленными членами | 1 | | |
9 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | 1 | | |
10 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | 1 | | |
11 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 - 8 классах» | 1 | | |
Сложное предложение. Культура речи - 6ч+2ч |
12 | Понятие о сложном предложении | 1 | | |
13 | Союзные сложные предложения | 1 | | |
14 | Бессоюзные сложные предложения | 1 | | |
15 | Р.Р. Подготовка к сочинению - рассуждению | 1 | | |
16 | Р.Р. Сочинение - рассуждение | 1 | | |
17 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 1 | | |
18 | Интонация сложного предложения | 1 | | |
19 | Контрольный диктант по теме «Сложное предложение. Культура речи» | 1 | | |
Сложносочинённые предложения - 10ч+2ч |
20 | Понятие о сложносочинённом предложении | 1 | | |
21 | Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях | 1 | | |
22 | Р.Р. Сжатое изложение | 1 | | |
23 | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами | 1 | | |
24 | Сложносочинённые предложения с разделительными союзами | 1 | | |
25 | Сложносочинённые предложения с противительными союзами | 1 | | |
26 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения | 1 | | |
27 | Постановка знаков препинания между частями сложносочинённого предложения | 1 | | |
28 | Р.Р.Сочинение по картине | 1 | | |
29 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения | 1 | | |
30 | Повторение изученного о сложносочинённом предложении | 1 | | |
31 | Контрольная работа (тестирование) по теме «Сложносочинённое предложение» | 1 | | |
Сложноподчинённые предложения - 5ч+2ч |
32 | Понятие о сложноподчинённом предложении | 1 | | |
33 | Место придаточного по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 | | |
34 | Союзы в сложноподчинённом предложении | 1 | | |
35 | Союзные слова в сложно - подчинённом предложении | 1 | | |
36 | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении | 1 | | |
37 | Р.Р. Подготовка к сочинению – отзыву о картине | 1 | | |
38 | Р.Р.Сочинение – отзыв о картине | 1 | | |
Основные группы сложноподчинённых предложений - 28ч+2ч |
39 | Основные группы сложноподчинённых предложений | 1 | | |
40 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными | | | |
41 | Место придаточного определительного в сложноподчинённом предложении | 1 | | |
42 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | 1 | | |
43 | Построение сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который» | 1 | | |
44 | Повторение и систематизация материала о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными | 1 | | |
45 | Р.Р. Сжатое изложение | 1 | | |
46 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными | 1 | | |
47 | Сложноподчинённые предложения с придаточными места | 1 | | |
48 | Сложноподчинённые предложения с придаточными времени | 1 | | |
49 | Сложноподчинённые предложения со значением обусловленности | 1 | | |
50 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины | 1 | | |
51 | Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия | 1 | | |
52 | Сложноподчинённые предложения с придаточными условными | 1 | | |
53 | Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными | 1 | | |
54 | Сложноподчинённые предложения с придаточными цели | 1 | | |
55 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени | 1 | | |
56 | Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными | 1 | | |
57 | Обобщение и систематизация материала по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными» | 1 | | |
58 | Контрольная работа(тестирование) по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными» | 1 | | |
59 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение придаточных | 1 | | |
60 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Последовательное подчинение придаточных | 1 | | |
61 | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными | 1 | | |
62 | Обобщение и систематизация материала по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» | 1 | | |
63 | Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения | 1 | | |
64 | Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения | 1 | | |
65 | Повторение изученного о сложноподчинённых предложениях | 1 | | |
66 | Р.Р. Сочинение-рассуждение | 1 | | |
67 | Обобщение и систематизация материала по теме «Сложноподчинённые предложения» | 1 | | |
68 | Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения» | 1 | | |
Бессоюзные сложные предложения - 11ч+2ч |
69 | Понятие о бессоюзном сложном предложении | 1 | | |
70 | Интонация в бессоюзных сложных предложениях | 1 | | |
71 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях | 1 | | |
72 | Р.Р. Сжатое изложение | | | |
73 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях | 1 | | |
74 | Особые случаи постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении | 1 | | |
75 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в бессоюзных сложных предложениях | 1 | | |
76 | Особые случаи постановки тире в бессоюзном сложном предложении | 1 | | |
77 | Р.Р.Сочинение по картине | 1 | | |
78 | Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения | 1 | | |
79 | Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения | 1 | | |
80 | Повторение изученного о бессоюзных сложных предложениях | 1 | | |
81 | Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 | | |
Сложное предложение с разными видами связи - 10ч+2ч |
82 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | 1 | | |
83 | Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью | 1 | | |
84 | Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью | 1 | | |
85 | Знаки препинания в предложениях с различными видами связи | 1 | | |
86 | Знаки препинания в предложениях с различными видами связи | 1 | | |
87 | Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи | 1 | | |
88 | Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | 1 | | |
89 | Р.Р. Подготовка к подробному изложению с элементами сочинения | 1 | | |
90 | Р.Р. Подробное изложение с элементами сочинения | 1 | | |
91 | Публичная речь. (Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем) | 1 | | |
92 | Повторение изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | | |
93 | Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | | |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах - 7ч.+2ч |
94 | Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология | 1 | | |
95 | Морфемика. Словообразование | 1 | | |
96 | Р.Р. Сжатое выборочное изложение | 1 | | |
97 | Морфология. (Составление таблицы «Орфограммы – гласные буквы в корнях с чередованием о – а, е – и ») | 1 | | |
98 | Р.Р. Сочинение - отзыв о фильме | 1 | | |
99 | Синтаксис. (Сжатое выборочное изложение по тексту) | 1 | | |
100 | Орфография. Пунктуация | 1 | | |
101 | Промежуточная аттестация по русскому языку за курс 9 класса. (Тестирование) | 1 | | |
102 | Анализ ошибок, допущенных в промежуточной аттестации по русскому языку за курс 9 класса | 1 | | |