
2. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, обязательного минимума содержания образования основной школы, программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский; М.: Просвещение, 2009), учебника:Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.:Просвещение, 2015г.
Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.
В программе выделены часы на развитие связной речи, на подготовку к ГИА, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях.
Цель программы:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи программы:
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Принцип построения программы: концентрический.
Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится закреплению и повторению.
В программе выделены часы на развитие связной речи, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях, международном значении русского языка.
Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ГИА). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Уровень обучения – базовый.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение русского языка в 9 классе отводится 102 часов из расчета 3 ч в неделю. Это позволяет увеличить количество часов на отработку наиболее сложных тем и подготовку к ГИА.
Формы организации учебного процесса:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.
3. Содержание тем учебного курса.
Международное значение русского языка.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ.
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Сложные предложения
СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕПРЕДЛОЖЕНИЯ
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.Авторское употребление знаков препинания.Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в
главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Вид придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и
простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Умение передавать с помощью интонации различные смысловые
отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение
пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными
предложениями.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую
тему.
Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с
различными видами связи.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ.
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русскомязыке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ,
ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ,
КУЛЬТУРЕ РЕЧИ.
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
4.Требования к уровню подготовка учащихся
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
определять стиль и тип текста;
соблюдать все основные нормы литературного языка;
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
5.Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Примечание
|
1 | Международное значение русского языка | 1 | 4.09 | | |
Повторение изученного в V-VIII классах | |
2 | Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. §1-2(ИКТ) | 1 | 5.09 | | |
3 | Р.Р. Стили речи. §3 | 1 | 7.09 | | |
4 | Входной контрольный диктант | 1 | 11.09 | | |
5 | Анализ контрольного диктанта. Простое предложение и его грамматическая основа. §4 | 1 | 12.09 | | |
6. | Предложения с обособленными членами. §5 | 1 | 14.09 | | |
7. | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6 | 1 | 18.0 | | |
8 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в V-VIII классах». | 1 | 21.09 | | |
9 | Анализ контрольной работы. Р.р. Анализ текста. Способы сжатого пересказа текста. | 1 | 25.09 | | |
Сложное предложение. Культура речи |
10 | Понятие о сложном предложении. §7(ИКТ) | 1 | 26.09 | | |
11 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8 | 1 | 28.09 | | |
12-13 | Р.р.Обучающее аудиоизложение по тексту из базы заданий ГИА.(ИКТ) | 2 | 2.10-3.10 | | |
14 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8 | 1 | 5.10 | | |
15 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. §9-10 | 1 | 9.10 | | |
16 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. §11-12 | 1 | 11.10 | | |
17 | Р.р. Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины Т.Назаренко«Церковь Вознесения на улице Неждановой» | 1 | 12.10 | | |
Сложносочинённые предложения |
18. | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. §13 | 1 | 16.10 | | |
19. | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. §14 | 1 | 17.10 | | |
20. | Сложносочиненные предложения с противительными союзами. §15 | 1 | 19.10 | | |
21 | Р.р.Устное сочинение-описание по картине И.Шишкина «На севере диком…» | 1 | 23.10 | | |
22-23 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §16-17 | 2 | 24.10 26.10 | | |
24 | Повторение по теме «Сложносочинённые предложения» | 1 | 6.11 | | |
25-26 | Контрольное тестирование по теме «Сложносочиненное предложение» | 2 | 7.11 10.11 | | |
27 | Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (ИКТ) | 1 | 13.11 | | |
Сложноподчинённые предложения |
28 | Понятие о сложноподчиненном предложении. §18 | 1 | 14.11 | | |
29. | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. §19 | 1 | 17.11 | | |
30 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению-отзыву по картине И.Тихого «Аисты» | 1 | 20.11 | | |
31-32 | Союзы и союзные слова в СПП. §20 | 2 | 21.11 24.11 | | |
33 | Роль указательных слов в СПП. §21 | 1 | 27.11 | | |
34. | Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения» | 1 | 28.11 | | |
35 | Анализ контрольного диктанта. Р.р. Обучающее сжатое изложение по текстам Ю.Откупщикова и Н.Шанского (упр.95) | 1 | 1.12 | | |
36 | Основные группы сложноподчиненных предложений СПП с придаточными определительными. §22 | 1 | 4.12 | | |
37 | СПП с придаточными определительными. §22 | 1 | 5.12 | | |
38 | СПП с придаточными изъяснительными. §23 | 1 | 8.12 | | |
39-40 | Р.р.Обучающее сжатое изложение по тексту об иллюстрациях Н.Кузьмина (по упр. 106) | 2 | 11.12 12.12 | | |
41 | СПП с придаточными изъяснительными. §23 | 1 | 15.12 | | |
42 | СПП с придаточными обстоя-тельственными. СПП с придаточ-ными времени и места. §24-25 | 1 | 18.12 | | |
43 | Административная контрольная работа (в форме ОГЭ) | 1 | 19.12 | | |
44-45 | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. §26 | 2 | 22.12 25.12 | | |
46-47 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27 | 2 | 26.12 12.01 | | |
48 | Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений» | 1 | 15.01 | | |
49 | Анализ контрольной работы. | 1 | 16.01 | | |
50-51 | Р.р. Контрольное сочинение по данному началу (на основе картины В.П.Фельдмана «Родина») | 2 | 19.01 22.01 | | |
52 | Анализ контрольного сочинения. | 1 | 23.01 | | |
53 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | 1 | 26.01 | | |
54-55 | Р.р.Контрольное аудиоизложение по тексту из базы заданий ГИА. (ИКТ) | 2 | 29.01 30.01 | | |
56 | Анализ контрольного аудиоизложения. | 1 | 2.02 | | |
57. | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | 1 | 5.02 | | |
58 | Р.р. Сообщение о происхождении псевдонимов ( на основе рассказа Тэффи «Псевдоним») | 1 | 6.02 | | |
59-60 | Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по варианту заданий ГИА | 2 | 9.02 12.02 | | |
61 | Анализ письменных работ. Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП. §29-30 | 1 | 13.02 | | |
62 | Р.р. Комплексный анализ текста. Высказывания на лингвистическую тему. | 1 | 16.02 | | |
63-64 | Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение» | 2 | 19.02 20.02 | | |
65 | Контрольный диктант по теме «Сложное предложение» | 1 | 26.02 | | |
Бессоюзные сложные предложения |
66 | Анализ контрольного диктанта. Понятие о БСП. Интонация в БСП. §31-32 | 1 | 27.02 | | |
67 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. §33 | 1 | 2.03 | | |
68-69 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34 | 2 | 5.03 6.03 | | |
70-71 | Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на тему «Подвиг» (по упр. 184)(ИКТ) | 2 | | | |
72-73 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35 | 2 | | | |
74 | Р.р. Контрольное сочинение-отзыв по картине Н.Ромадина «Село Хмелёвка» (упр. 202) | 1 | | | |
75 | Анализ контрольного сочинения. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного. §36 | 1 | | | |
76 | Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 | | | |
Сложные предложения с различными видами связи |
77 | Анализ контрольной работы. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. §37 | 1 | | | |
78 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38 | 1 | | | |
79 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. §39 | 1 | | | |
80 | Р.р. Публичная речь. §40 | 1 | | | |
81-82 | Р.р.Контрольное сочинение-рассуждение «Взрослые и мы» (по упр.222) | 2 | | | |
83 | Анализ контрольного сочинения. Повторение и закрепление изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | | | |
84-85 | Контрольная тестовая работа по теме «Сложное предложение»(ИКТ) | 2 | | | |
86-87 | Анализ контрольных работ. Р.р. Языковые средства выразительности | 2 | | | |
Повторение и систематизация изученного в классах |
88 | Фонетика и графика. §41 | 1 | | | |
89 | Лексикология (лексика) и фразеология. §42 | 1 | | | |
90 | Морфемика. Словообразование. §43-44 | 1 | | | |
91 | Морфология. §45 | 1 | | | |
92 | Синтаксис. Способы передачи чужой речи. §46 | 1 | | | |
93-94 | Орфография. Пунктуация. §47 | 2 | | | |
95 | Итоговый контрольный диктант | 1 | | | |
96 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | | |
97-102- | Повторение, обобщение изученного в V-IX классах | | | | |
6. Учебно-методическое обеспечение
Примерная программа по русскому языку для средней школы (5 – 9 классы).
Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.:Просвещение, 2014.
Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.:ВАКО, 2013.
Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец. – М.: Просвещение, 2014.
Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 9 класс. М., ТЦ «Сфера», 2005.
Сенина Н.А. «Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА»/ Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2014г.
Список литературы.
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.руhttp://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
12