Планируемые результаты освоения программы по русскому языку.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
5) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
6) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
8) формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
9) формирование целостного мировоззрения;
10) развитие эстетического сознания.
Предметные результаты:
• представление об основных функциях языка, о роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
• усвоение основных единиц языка, их признаков;
• освоение базовых понятий лингвистики: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения; признаки текста, способы и средства связи предложений и смысловых частей текста; признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
• овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), изученными в 5—9 классах; нормами речевого этикета.
В результате освоения курса русского языка в 9 классе учащиеся должны уметь:
• различать изученные стили речи;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
• создавать тексты изученных стилей и жанров;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Личностные:
1) испытывать чувство гордости за русский язык;
2) определять роль языка в развитии способностей и качеств личности;
3) осознавать эстетическую ценность русского языка;
4) уметь реализовывать теоретические познания на практике;
5) признавать право каждого на собственное мнение;
6) уметь свободно выражать мысли в процессе речевого общения;
7) иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
8) уметь слушать и слышать другое мнение.
Регулятивные:
1) организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
2) действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
3) ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий;
4) принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
5) осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Познавательные:
1) осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
2) наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде схемы, таблицы;
3) сопоставлять информацию из разных источников;
4) давать определение лингвистическим понятиям;
5) определять основную и второстепенную информацию;
6) осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции;
7) объяснять явления, выявляемые в ходе исследования;
8) анализировать, интерпретировать текст, используя теоретико-литературные понятия;
9) сравнивать способы образования слов, лексические, морфологические, синтаксические и другие языковые явления;
10) определять тип, стиль текста;
11) владеть основными понятиями курса русский язык 8 класс.
Коммуникативные:
1) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
2) осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
3) проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
4) задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
5) строить монологическую речь, вести диалог;
6) учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству
Содержание учебного предмета
Содержание | Общее кол-во часов |
Международное значение русского языка | 1 |
Повторение пройденного в 5 - 8 классах | (13 ч + 2 ч) |
Сложное предложение. Культура речи. Сложносочиненные предложения | (14 ч + 3 ч) |
Сложноподчиненные предложения | (39 ч+6ч) |
Бессоюзные сложные предложения | (16 ч+1 ч) |
Сложные предложения с различными видами связи | (6 ч+2ч) |
Общие сведения о языке | (4ч.+1ч.) |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | (11ч) |
ИТОГО | 119 ч |
Международное значение русского языка
Повторение пройденного в 5 - 8 классах
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи. Сложносочиненные предложения
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Международное значение русского языка (1 ч) | 1 |
| Повторение пройденного в 5 - 8 классах (13 ч + 2 ч) | |
2 | Повторение изученного: фонетика, орфография, графика. | 1 |
3 | Фонетический разбор слова | 1 |
4 | Р/Р. Приемы сжатия текста. | 1 |
5 | Лексика и орфография. | 1 |
6 | Фразеология | 1 |
7 | Морфемика. Словообразование. | 1 |
8 | Морфемный разбор слова | 1 |
9 | Словообразовательный разбор слова | 1 |
10 | Морфология и орфография | 1 |
11 | Морфологический разбор слова | 1 |
12 | Синтаксис. Словосочетание | 1 |
13 | Виды связи словосочетаний | 1 |
14 | Синтаксис и пунктуация простого предложения | 1 |
15 | Синтаксис и пунктуация простого предложения | 1 |
16 | Р/Р. Написание сжатого изложения | 1 |
| Сложное предложение. Культура речи. Сложносочиненные предложения (14 ч + 3 ч) | |
17 | Сложное предложение. | 1 |
18 | Основные виды сложных предложений. | 1 |
19 | Р/Р. Способы сжатия изложения. Тезисы. | 1 |
20 | Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения | 1 |
21 | Основные группы ССП по значению | 1 |
22 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами | 1 |
23 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами | 1 |
24 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами | 1 |
25 | Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом | 1 |
26 | Р.р. Практикум по написанию сочинения к заданию 9.3. | 1 |
27 | Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом | 1 |
28 | Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом | 1 |
29 | Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Проверочная работа | 1 |
30 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Практикум. | 1 |
31 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме ССП | 1 |
32 | Работа над ошибками. | 1 |
33 | Р/Р. Сочинение по материалам ГИА | 1 |
| Сложноподчинённые предложения (39ч.+6ч.) | |
34 | Сложноподчиненное предложение. | 1 |
35 | Строение сложноподчиненного предложения | 1 |
36 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 |
37 | Средства связи частей сложноподчиненного предложения | 1 |
38 | Средства связи частей сложноподчиненного предложения | 1 |
39 | Р/Р. Сжатое изложение (по материалам ОГЭ). | 1 |
40 | Указательные слова. | 1 |
41 | Особенности присоединения придаточных предложений к главному. | 1 |
42 | Практикум "Знаки препинания в СПП" | 1 |
43 | Тренинг заданий ОГЭ №2 "орфографический анализ слов" | 1 |
44 | Тренинг заданий ОГЭ №2 "орфографический анализ слов" | 1 |
45 | Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению | 1 |
46 | СПП с придаточным определительным | 1 |
47 | СПП с придаточным определительным | 1 |
48 | СПП с придаточным определительным | 1 |
49 | Р/Р. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. | 1 |
50 | Р/Р. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. Аргументация. Приемы ввода примеров из исходного текста. | 1 |
51 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 |
52 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 |
53 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 |
54 | Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему. | 1 |
55 | СПП с придаточными обстоятельственными | 1 |
56 | СПП с придаточными обстоятельственными | 1 |
57 | СПП с придаточными обстоятельственными | 1 |
58 | СПП с придаточным образа действия и степени | 1 |
59 | СПП с придаточным места | 1 |
60 | СПП с придаточным времени | 1 |
61 | Р.Р. Сжатое изложение по упр.180 | 1 |
62 | СПП с придаточным условия | 1 |
63 | СПП с придаточным причины | 1 |
64 | СПП с придаточным цели | 1 |
65 | СПП с придаточным сравнительным | 1 |
66 | СПП с придаточным уступительным | 1 |
67 | СПП с придаточным следствия | 1 |
68 | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными | 1 |
69 | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными | 1 |
70 | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными | 1 |
71 | СПП с несколькими придаточными | 1 |
72 | Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными | 1 |
73 | Пунктуация в СПП с несколькими придаточными | 1 |
74 | Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение». | 1 |
75 | Тренинг заданий ОГЭ № 3 "пунктуационный анализ предложения" | 1 |
76 | Контрольная работа по теме "Сложноподчиненное предложение" | 1 |
77 | Р/Р. Сочинение - рассуждение (по материалам ОГЭ) | 1 |
78 | Деловые бумаги | |
| Бессоюзные сложные предложения (16ч.+1ч.) | |
79 | Бессоюзное сложное предложение. | 1 |
80 | Знаки препинания в бессоюзном предложении | 1 |
81 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 |
82 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 |
83 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 |
84 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 |
85 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 |
86 | Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 |
87 | Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 |
88 | Объяснительный диктант со зрительно-словесной подготовкой по упр.276 | 1 |
89 | Обобщающее повторение пунктуационных норм в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
90 | Тест по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 |
91 | Реферат | 1 |
92 | Тренинг заданий ОГЭ №5 "синтаксический анализ предложений текста" | 1 |
93 | Тренинг заданий ОГЭ №5 "синтаксический анализ предложений текста" | 1 |
94 | Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему | 1 |
95 | Анализ письменных работ | |
| Сложные предложения с различными видами связи (6ч.+2ч.) | |
96 | Сложные предложения с разными видами связи | 1 |
97 | Сложные предложения с разными видами связи | 1 |
98 | Пунктуация в сложных предложениях с различными видами связи | 1 |
99 | Пунктуация в сложных предложениях с различными видами связи | 1 |
100 | Тренинг заданий ОГЭ №5 "синтаксический анализ предложений текста" | 1 |
101 | Р/Р. Сочинение-рассуждение по заданию 9.3. | 1 |
102 | Р/Р. Сжатое изложение по материалам ОГЭ | 1 |
103 | Авторские знаки препинания | 1 |
| Общие сведения о языке(4ч.+1ч.) | |
104 | Роль языка в жизни общества. | 1 |
105 | Язык как исторически развивающееся явление | 1 |
106 | Русский литературный язык и его стили | 1 |
107 | Русский литературный язык и его стили | 1 |
108 | Р/Р. Сжатое изложение по упр.330 | 1 |
| Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (11ч) | |
109 | Фонетика. Графика. Орфография | 1 |
110 | Лексикология. Фразеология. Орфография. | 1 |
111 | Морфемика. Словообразование.. Орфография | 1 |
112 | Морфология. Орфография | 1 |
113 | Синтаксис. Пунктуация | 1 |
114 | Употребление знаков препинания | 1 |
115 | Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий | 1 |
116 | Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий | 1 |
117 | Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий | 1 |
118 | Анализ письменных работ | 1 |
119 | Анализ письменных работ | 1 |