Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №120»
ПРИНЯТО Протокол педагогического совета №______ От «____»_______20____г. | | | УТВЕРЖДАЮ Директор __________/___________/ Приказ №_______ От «____»________20____г. |
Рабочая программа
по русскому языку для 9 класса
на 2018/2019 учебный год
Составитель:
Першина Оксана Альбертовна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
г. Барнаул
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании авторской программы по русскому языку (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Н.М.Шанский): Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы, изд. «Просвещение», 2007
По учебному плану на изучение предмета отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Содержание программы
Раздел 1. Международное значение русского языка (1ч)
Раздел 2. Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Раздел 3. Сложное предложение. Культура речи (1ч)
Раздел 4. Союзные сложные предложения (6ч)
Раздел 5. Сложносочиненные предложения (5ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Раздел 6. Сложноподчиненные предложения (24ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление).
Раздел 7. Бессоюзные сложные предложения (8ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Раздел 8. Сложные предложения с различными видами связи (7ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Раздел 9. Общие сведения о языке (3ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы, видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Раздел 10. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (6ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Из них количество |
авторская программа | рабочая программа | Контрольный диктант |
1 | Международное значение русского языка | 1 | 1 | |
2 | Повторение изученного в 5 - 8 классах | 7 | 7 | 1 |
3 | Сложное предложение. Культура речи. | 1 | 1 | |
4 | Союзные сложные предложения | 6 | 6 | |
5 | Сложносочинённые предложения | 5 | 5 | |
6 | Сложноподчинённые предложения | 24 | 24 | 2 |
7 | Бессоюзные сложные предложения | 8 | 8 | 1 |
8 | Сложные предложения с различными видами связи | 7 | 7 | 1 |
9 | Общие сведения о языке | 3 | 3 | |
10 | Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах | 6 | 6 | |
| Всего: | 68 | 68 | 5 |
| | | | |
Планируемые образовательные результаты:
.Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные в 5-9 классах;
изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
основные единицы языка, их признаки;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
функционально-смысловые типы речи, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-9 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
различать изученные стили речи;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
создавать тексты изученных стилей и жанров;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке; получения знаний по другим учебным предметам.
Поурочное планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Международное значение русского языка | 1 |
1 | Международное значение русского языка | 1 |
Повторение изученного в 5 - 8 классах | 7 |
2 | Развитие речи. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог | 1 |
3 | Развитие речи. Стили речи | 1 |
4 | Простое предложение и его грамматическая основа | 1 |
5 | Предложения с обособленными членами | 1 |
6 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | 1 |
7 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 |
8 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
Сложное предложение. Культура речи. | 1 |
9 | Понятие о сложном предложении | 1 |
Союзные сложные предложения | 6 |
10 -11 | Союзные и бессоюзные предложения | 2 |
12-13 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 2 |
14-15 | Интонация сложного предложения Сочинение по картине Т. Назаренко « Церковь Вознесения» | 2 |
Сложносочинённые предложения | 5 |
16 | Понятие о сложносочинённом предложении (ССП) | 1 |
17 | Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами | 2 |
18 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения | 1 |
19 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | 1 |
20 | Сочинение по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце» | 1 |
Сложноподчинённые предложения | 24 |
21 | Понятие о сложноподчиненном предложении (СПП) | 1 |
22 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП | 1 |
23 | Сочинение – отзыв по картине И. Тихого «Аисты» | 1 |
24 | Союзы и союзные слова в СПП | 1 |
25 | Изложение | 1 |
26-27 | Роль указательных слов в СПП | 2 |
28-29 | СПП с придаточными определительными | 2 |
30-31 | СПП с придаточными изъяснительными | 2 |
32-33 | СПП с придаточными обстоятельственными | 2 |
34-35 | СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия | 3 |
36-37 | СПП с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными | 2 |
38 | Сочинение по данному началу (по картине В. Фельдмана «Родина») | 1 |
39 | Контрольный диктант по теме «Виды придаточных предложений» | 1 |
40-41 | СПП с несколькими придаточными | 2 |
42 | Синтаксический и пунктуационный разбор СПП | 1 |
43 | СПП. Повторение | 1 |
44 | Контрольный диктант по теме «СПП» | 1 |
Бессоюзные сложные предложения | 8 |
45 | Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Интонация в бессоюзном сложном предложении | 1 |
46 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | 1 |
47 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | 1 |
48 | БСП со значение противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | 1 |
49 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | 1 |
50 | Сочинение на лингвистическую тему | 1 |
51 | Повторение темы «БСП» | |
52 | Контрольный диктант по теме «БСП» | |
Сложные предложения с различными видами связи | 7 |
53 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в многочленных сложных предложениях (МСП) | 1 |
54 | Знаки препинания в МСП | 1 |
55 | Синтаксический и пунктуационный разбор МСП | 1 |
56 | Развитие речи. Публичная речь | 1 |
57 | Сложные предложения с различными видами связи. Повторение | 1 |
58 | Обобщение изученного по теме «Сложное предложение» | 1 |
59 | Итоговый контрольный диктант сложные предложения с различными видами связи | 1 |
Общие сведения о языке | 3 |
60 | Язык как развивающееся явление | 1 |
61 | Русский литературный язык и его стили | 1 |
62 | Наука о русском языке и ее разделы | 1 |
Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах | 6 |
63 | Фонетика и графика. Лексикология (Лексика) и фразеология | 1 |
64 | Морфемика. Словообразование | 1 |
65 | Выборочное изложение | 1 |
66 | Морфология. Синтаксис | 1 |
67 | Сочинение на морально-этическую тему | 1 |
68 | Орфография. Пунктуация | 1 |
Приложение
к рабочей программе
по учебному предмету
«Русский язык»
Поурочно- тематическое планирование
индивидуального обучения на дому в очной форме
_9___ класс
(по учебному плану __1_ ч в неделю, _35_ ч. в год)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Международное значение русского языка. | 1 |
2 | Повторение. Стили речи. | 1 |
3 | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 |
4 | Предложение с обособленными членами. | 1 |
5 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | 1 |
6 | Понятие о сложном предложении. | 1 |
7 | Союзные и бессоюзные предложения. | 1 |
8 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 |
9 | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами. | 1 |
10 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | 1 |
11 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | 1 |
12 | Контрольная работа по теме «ССП». | 1 |
13 | Понятие о сложноподчиненном предложении. (СПП) | 1 |
14 | Место придаточных предложений по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. | 1 |
15 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. | 1 |
16 | СПП с придаточными определительными. | 1 |
17 | СПП с придаточными изъяснительными. | 1 |
18 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 1 |
19 | СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. | 1 |
20 | СПП с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительными. | 1 |
21 | Сочинение по данному началу ( по картине В.Фельдмана «Родина».) | 1 |
22 | СПП с несколькими придаточными. | 1 |
23 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений. | 1 |
24 | Понятие о бессоюзном сложном предложении.( БСП) Интонация в БСП. | 1 |
25 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
26 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
27 | БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
28 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | 1 |
29 | Употребление союзной (сочинительной, подчинительной) и бессоюзной связи в многочленных сложных предложениях (МСП). | 1 |
30 | Знаки препинания в МСП. | 1 |
31 | Русский литературный язык и его стили | 1 |
32 | Синтаксический и пунктуационный разбор МСП. | 1 |
33 | Повторение и систематизация изученного. Фонетика и графика. | 1 |
34 | Морфология и словообразование. | 1 |
35 | Синтаксис. | 1 |
Лист внесения изменений
Дата и тема непроведенного урока | Класс | Причина, по которой урок не был проведен | Дата и способ коррекции учебного материала | № приказа | Подпись учителя |
| | | | | |