МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРЮКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
| | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Крюковской СОШ Приказ от 30.08.2021 № 181-ОД _______________ Г.А. Молчанова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку_
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование 9 класс________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 98 (3 часа в неделю)
Учитель Николаева Светлана Сергеевна
(ФИО)
Программа разработана на основе
Рабочей программы к линии УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова и др. Русский язык. 5—9 классы —
М. : Дрофа, 2019. — 218, [2] с. — (Российский учебник).
(примерная программа/программы, издательство, год издания)
Ростовская область, Куйбышевский район, х. Крюково
2021 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык» 9 класс
Личностные результаты освоения русского языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского языка:
1) Формирование основных видов речевой деятельности:
Слушание
Владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Адекватно понимать прослушанные учебно-научные, художественные, публицистические тексты различных функционально-смысловых типов речи:
▪формулировать устно и письменно тему и главную мысль прослушанного текста;
▪формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
▪подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста.
При восприятии устного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка (литературный язык, диалект, просторечие, жаргон).
Замечать в собственной речи, в речи собеседников, а также людей, выступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочёты), исправлять их и, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.
Владеть навыками информационной переработки прослушанного текста:
▪составлять план (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
▪выделять главную и второстепенную информацию;
▪выделять явную и скрытую информацию;
▪представлять содержание прослушанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.
Письменно передавать содержание прослушанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с заданной степенью свёрнутости.
Рекомендуемый объём текста для прослушивания (при написании подробного изложения) — 350 слов. Рекомендуемый объём текста для прослушивания (при написании сжатого изложения) — 160—180 слов.
Чтение
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):
▪устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
▪формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
▪подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:
▪составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
▪выделять главную и второстепенную информацию;
▪выделять явную и скрытую информацию;
▪представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы;
▪извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).
Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения, — 400—450 слов.
Говорение
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
Создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование. Выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалоге.
Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.
Участвовать в диалоге — запросе информации (формулировать вопрос; уместно использовать разнообразные реплики-стимулы; запрашивать дополнительную информацию); диалоге — сообщении информации (строить информативно значимый
текст; логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; привлекать и удерживать внимание, правильно обращаться к собеседнику).
Обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой деятельности, согласованно распределять части работы.
Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 140—150 слов. Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 80 слов. Рекомендуемый объём диалогического высказывания — не менее 5 реплик (диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации).
Письмо
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства.
Создавать письменные художественные и публицистические высказывания на свободные темы, как правило морально-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учётом стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи).
Создавать тексты публицистических жанров (интервью, репортаж, заметка).
Строить письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию).
Писать публицистические и художественные тексты с использованием разных типов речи.
Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию.
Создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов, кружковых занятий.
Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; находить и исправлять недочёты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности, завершённости текста (отсутствие в нём начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста; находить и исправлять речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным); повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств; сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка.
Соблюдать на письме правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём текста для письма по памяти — 40—50 слов. Словарный диктант должен включать 35—40 слов. Объём диктанта на основе связного текста должен составлять 150—170 слов. Количество проверяемых орфограмм — 24; количество проверяемых пунктограмм — 15; количество слов с непроверяемыми орфограммами — не более 15. При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Рекомендуемый объём классного сочинения — 3,0—4,0 страницы, но необходимо иметь в виду стиль и жанр сочинения, характер темы. Рекомендуемый объём сочинения-миниатюры — 8—10 или более предложений, но допускается также объём, составляющий 6—7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль). Рекомендуемый объём текста для списывания — 110—120 слов.
2) Освоение основных разделов науки о языке
Фонетика, орфоэпия, графика
Распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфографическим словарём; проводить фонетический и орфоэпический анализ слов; использовать знания по фонетике, орфоэпии и графике в практике произношения и правописания слов.
Морфемика и словообразование
Распознавать морфемы; владеть приёмом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение разных видов; сращение, переход слова одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализ слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Объяснять лексическое значение слова разными способами (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту и др.); разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; распознавать однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, прямое и переносное значение слова; распознавать тропы (метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту, сравнение, иронию); характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексикологии и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Морфология
Распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, слова категории состояния, глаголы, причастия, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова
в речи; проводить морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, глаголов, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов разных частей речи; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Орфография
Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; свободно пользоваться орфографическим словарём; применять знания по орфографии в практике правописания.
Синтаксис и пунктуация
Распознавать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); распознавать типы подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание); распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложнённые обособленными членами, обращением, вводными и вставными конструкциями, междометиями; сложные предложения; конструкции с чужой речью; распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по количеству грамматических основ, по наличию главных членов, по наличию второстепенных членов, предложения полные и неполные; распознавать односоставные предложения (назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные); распознавать морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого (простого глагольного, составного глагольного, составного именного), второстепенных членов предложения (определения, приложения, дополнения, обстоятельства); распознавать виды сложных предложений: бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые), предложения с разными видами связи, сложносочинённые предложения разных видов (с соединительными, противительными, разделительными отношениями между частями), сложноподчинённые предложения разных видов (с придаточным определительным, изъяснительным, обстоятельственным: времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели), виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным, последовательным подчинением придаточных); распознавать подчинительные союзы и союзные слова; распознавать прямую и косвенную речь; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов; проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности и др.); указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст (или текстовой фрагмент) с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические); использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания; использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста, виды и приёмы чтения в практике осмысления и создания собственного текста.
Функциональные разновидности языка
Распознавать тексты разных стилей речи; анализировать тексты разных стилей и жанров (расписка, доверенность, заявление, инструкция, словарная статья, научное сообщение, реферат, доклад на научную тему, интервью, репортаж, заметка, резюме, автобиография, характеристика); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике.
Предметные результаты освоения русского языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их при-
знаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения:
1) языком науки и в связи с этим — формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности строить рассуждения на лингвистическую тему;
2) метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п.;
3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности;
4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе.
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка.
На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.
Общие учебные умения, навыки и виды деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
1) коммуникативные УУД (умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в устной форме; адекватно и целенаправленно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме в письменном виде; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
2) познавательные УУД (умение осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели, определять основную и второстепенную информацию, перерабатывать и систематизировать ее; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, делать ссылки, предъявлять информацию разными способами; формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис и др.);
3) регулятивные УУД (умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
4) личностные УУД (умение осуществлять гражданскую идентификацию личности; осмысливать ценностные ориентиры и установки; оценивать нравственно-этическую составляющую поведения человека).
Содержание учебного предмета
«Русский язык» 9 класс
Общие сведения о языке
Русский язык — национальный язык русского народа. Русский язык — форма выражения национальной культуры.
Русский язык в современном мире.
Русский язык как развивающееся явление.
Культура речи. Понятие об этико-речевой норме. Нормативные словари современного русского литературного языка разных типов (в течение всего года).
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Речь. Речевое общение. Текст
Систематизация сведений о тексте, типах речи, строении текста. Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте.
Углубление знаний о функциональных разновидностях языка.
Публицистический стиль. Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Официально-деловой стиль. Основные жанры: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме, характеристика. Стандартная форма деловых бумаг, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.
Язык художественной литературы. Сочетание элементов разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении.
Информационная переработка текста: тезисы, конспекты, аннотация, реферат.
Культура речи. Употребление языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным типам, стилям речи.
Нормы построения текстов разных типов речи и функциональных разновидностей языка.
Соблюдение норм письменной речи (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, этических) в письменных речевых высказываниях.
Синтаксис и пунктуация
Структура сложного предложения
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы (сочинительные и подчинительные), союзные слова, указательные слова. Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.
Культура речи. Знаки препинания в сложных предложениях (обобщение).
Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский.
Сложносочинённое предложение
Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.
Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.
Культура речи. Основные грамматические нормы построения сложносочинённого предложения.
Грамматическая синонимия сложносочинённых предложений с однородными членами.
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Употребление сложносочинённых предложений в речи.
Сложноподчинённое предложение
Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Различия подчинительных союзов и союзных слов.
Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.
Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели).
Различные формы выражения значения сравнения в русском языке.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей.
Интонация сложноподчинённого предложения.
Культура речи. Основные грамматические нормы построения сложноподчинённого предложения.
Грамматическая синонимия сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами.
Употребление сложноподчинённых предложений в речи.
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.
Выдающиеся лингвисты: С. И. Абакумов, Л. Ю. Максимов,А. А. Потебня.
Бессоюзное сложное предложение
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.
Культура речи. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Выразительные особенности бессоюзных предложений.
Синонимия простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в таком предложении. Период.
Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи.
Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно
в книжной речи).
Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи.
Повторение и обобщение изученного в 5—9 классах
Формы организации учебных занятий
1. Фронтальная (словесная и наглядная передача учебной (проектно-корректирующей) информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми).
2. Групповая (организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски).
3. Индивидуальная (работа с учебником, выполнение самостоятельных и контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации).
4. Коллективная (частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса).
5.Дистанционная (взаимодействие учителя, ученика и родителей дистанционно, в случае необходимости, с помощью мессенджеров, электронных образовательных платформ).
Способы проведения учебных занятий в зависимости от типа урока урок изучения нового материала, урок обучения умениям и навыкам, урок практического применения знаний, урок обобщения и закрепления полученных знаний и навыков, урок контроля и проверки знаний, коррекционный урок, комбинированный урок; лекция, дискуссия, расспрос, заочное путешествие, ролевая игра, викторина, контрольная работа, самостоятельная работа, тестовая работа, практикум, зачет, конференция, заочная экскурсия, групповая работа, парная работа.
Основные виды учебной деятельности
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- переложение текста;
- продолжение текста;
- составление тезисов;
- редактирование;
- оставление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
-создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде),
- конспектирование.
Основные виды деятельности в период реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения: самостоятельное ознакомление с новым материалом, решение лингвистических загадок, тестирование онлайн, создание текстов (устно и письменно), работа над проектом, работа на специализированных интернет-площадках, просмотр видеолекций (уроков).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов |
I четверть |
О языке (2 часа) |
1 | 02.09. | Подготовка к ОГЭ. Итоговое собеседование | 1 |
2 | 06.09. | Русский язык — национальный язык русского народа | 1 |
Повторение изученного в 5—8 классах (13 часов) |
3 | 07.09. | Р.Р. Речь. Функциональные разновидности языка | 1 |
4 | 09.09. | Подготовка к ОГЭ. Выразительное чтение вслух. Интонация. Темп речи | 1 |
5, 6 | 13.09., 14.09. | Фонетика. Орфоэпия. Графика | 2 |
7 | 16.09. | Подготовка к ОГЭ. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации | 1 |
8 | 20.09. | Лексика. Морфемика. Словообразование | 1 |
9 | 21.09. | Входная диагностическая работа № 1 по теме «Повторение изученного в 5—8 классах». | 1 |
10 | 23.09. | Подготовка к ОГЭ. Монологическое высказывание. | 1 |
11 | 27.09. | Морфология и синтаксис | 1 |
12 | 28.09. | Орфография и пунктуация | 1 |
13 | 30.09. | Орфография и пунктуация | 1 |
14 | 04.10. | Р.Р. Типы речи | 1 |
15 | 05.10. | Р.Р. Контрольная работа № 2 по теме «Типы речи». Обучение изложению: сжатый пересказ | 1 |
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПУНКТУАЦИЯ Структура сложного предложения (4 часа) |
17 | 07.10. | Подготовка к ОГЭ. Монологическое высказывание. Описание | 1 |
16 | 11.10. | Понятие о сложном предложении | 1 |
18 | 12.10. | Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения | 1 |
19 | 14.10. | Подготовка к ОГЭ Монологическое высказывание. Повествование | 1 |
Сложносочинённое предложение (6 часов) |
20 | 18.10. | Понятие о сложносочинённом предложении | 1 |
21 | 19.10. | Виды сложносочинённых предложений | 1 |
22 | 21.10. | Подготовка к ОГЭ. Монологическое высказывание. Рассуждение | 1 |
23 | 25.10. | Виды сложносочинённых предложений | 1 |
24 | 26.10. | Творческая работа по картине А. А. Пластова «Первый снег» (или иной картине) с ориентацией на употребление в речи сложносочинённых предложений в устной или письменной форме | 1 |
25 | 28.10. | Подготовка к ОГЭ. Итоговое собеседование. Практикум | 1 |
II четверть |
Речь. Художественная речь (6 часов) |
26, 27 | 08.11., 09.11. | Р.Р. Контрольная работа № 3 по теме «Речь. Художественная речь». Изложение «Мой друг» | 2 |
28 | 11.11. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение | 1 |
29, 30 | 15.11., 16.11. | Р.Р. Художественный стиль речи и язык художественной литературы | 2 |
31 | 18.11. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 |
Сложноподчинённое предложение (7 часов) |
32 | 22.11. | Понятие о сложноподчинённом предложении | 1 |
33 | 23.11. | Виды сложноподчинённых предложений | 1 |
34 | 25.11. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 |
35, 36 | 29.11., 30.11. | Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным | 2 |
37 | 02.12. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. | 1 |
38 | 06.12. | Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным | 1 |
Речь. Текст. Строение текста (2 часа) |
39 | 07.12. | Р.Р. Строение текста. Сочинение-этюд по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» | 1 |
40 | 09.12. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. | 1 |
Сложноподчинённое предложение (продолжение) (8 часов) |
41 | 13.12. | Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённое предложение с придаточным места. | 1 |
42 | 14.12. | Сложноподчинённое предложение с придаточным времени | 1 |
43 | 16.12. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова) | 1 |
44, 45 | 20.12., 21.12. | Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения | 2 |
46 | 23.12. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова) | 1 |
47, 48 | 27.12., 28.12. | Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия, меры и степени | 2 |
III четверть |
Речевые жанры. Путевые заметки (5 часов) |
49 | 11.01. | Р.Р. Путевые заметки | 1 |
50 | 13.01. | Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение. Практикум | 1 |
51 | 17.01. | Р.Р. Путевые заметки (продолжение) | 1 |
52 | 18.01. | Р.Р. Контрольная работа № 4 по теме «Речевые жанры. Путевые заметки». Изложение по тексту Ю. Нагибина «Чистые пруды» | 1 |
53 | 20.01. | Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение | 1 |
Сложноподчинённое предложение (продолжение) (12 часов) |
54 | 24.01. | Сложноподчинённое предложение с придаточным цели | 1 |
55 | 25.01. | Сложноподчинённое предложение с придаточным условия | 1 |
56 | 27.01. | Подготовка к ОГЭ. Компрессия текста | 1 |
57 | 31.01. | Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия | 1 |
58 | 01.02. | Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия | 1 |
59 | 03.02. | Подготовка к ОГЭ. Компрессия текста. Практикум | 1 |
60, 61 | 07.02., 08.02. | Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным | 2 |
62 | 10.02. | Подготовка к ОГЭ. Компрессия текста. Практикум | 1 |
63, 64 | 14.02., 15.02. | Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным | 2 |
65 | 17.02. | Подготовка к ОГЭ. Компрессия текста. Практикум | 1 |
Речевые жанры. Рецензия (3 часа) |
66 | 21.02. | Р.Р. Рецензия | 1 |
67 | 22.02. | Р.Р. Рецензия (продолжение). Контрольная работа № 5 по теме «Речевые жанры. Рецензия» | 1 |
68 | 24.02. | Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения. Практикум | 1 |
Сложноподчинённое предложение (окончание) (7 часов) |
69, 70 | 28.02., 01.03. | Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными | 2 |
71 | 03.03. | Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения. Практикум | 1 |
72 | 05.03. | Контрольная работа № 6 по теме «Сложноподчинённое предложение». Диктант. | 1 |
73 | 10.03. | Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения. Практикум | 1 |
74 | 14.03. | Анализ диктанта | 2 |
Речь. Речевые жанры. Эссе (3 часа) |
75 | 15.03. | Р.Р. Эссе | 1 |
76 | 17.03. | Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ предложения | 1 |
77 | 21.03. | Р.Р. Контрольная работа №7 по теме «Речь. Речевые жанры. Эссе». Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления). Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе» | 1 |
Бессоюзное сложное предложение (11 часов) |
78 | 22.03. | Понятие о бессоюзном сложном предложении | 1 |
79 | 24.03. | Подготовка к ОГЭ. Пунктуационный анализ предложения | 1 |
IV четверть |
80, 81 | 04.04., 05.04. | Бессоюзные сложные предложения со значением: а) перечисления; б) причины, пояснения, дополнения; в) противопоставления, времени или условия, следствия | 2 |
82 | 07.04. | Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ словосочетания | 1 |
83, 84 | 11.04., 12.04. | Бессоюзные сложные предложения со значением: а) перечисления; б) причины, пояснения, дополнения; в) противопоставления, времени или условия, следствия | 2 |
85 | 14.04. | Подготовка к ОГЭ. Орфографический анализ слова | 1 |
86 | 18.04. | Работа по картине Н. Я. Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой» | 1 |
87 | 19.04. | Контрольная работа № 8 по теме «Бессоюзное сложное предложение». Диктант | 1 |
88 | 21.04. | Подготовка к ОГЭ. Анализ содержания текста | 1 |
Речь. Стили речи (продолжение). Деловая речь (2 часа) |
89, 90 | 25.04., 26.04. | Р.Р. Деловая речь | 2 |
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи (8 часов) |
91 | 28.04. | Подготовка к ОГЭ. Анализ средств выразительности в тексте | 1 |
92 | 05.05. | Подготовка к ОГЭ. Лексический анализ слова | 1 |
93 | 12.05. | Подготовка к ОГЭ. Выполнение тренировочных вариантов | 1 |
94 | 16.05. | Итоговый контроль по теме «Синтаксис сложного предложения. Пунктуация» (тестовая работа) | 1 |
95 | 17.05. | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | 1 |
96 | 19.05. | Подготовка к ОГЭ. Выполнение тренировочных вариантов | 1 |
97 | 23.05. | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | 1 |
98 | 24.05. | Период | 1 |
«Рассмотрено» Протокол заседания ШМО Учителей-предметников МБОУ Крюковской СОШ № 1 26.08.2021 ________________ Е.В. Сараева | «Согласовано» Заместитель директора по УР____________________ Н.В. Литвинова от 27.08. 2021 |
21