Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; авторской Программы по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Т.А .Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение); методических рекомендаций к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений (авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, О.М. Александрова, Л.Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение). Программа составлена к учебнику Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
В учебном плане школы на изучение русского языка в 9 классе предусмотрено 136 часов (4 часа в неделю)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
№ | Дата проведения урока | Факт. дата | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты (ЗУН) | Домашнее задание |
Должны знать | Должны уметь |
1 | | | Международное значение русского языка | Урок усвоения новых знаний | Содержание понятия «мировые языки»; критерии выдвижения языка на роль мирового; русский язык – один из мировых языков. | Ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику; определять общую тему для нескольких текстов; формулировать общий для нескольких текстов тезис | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему о международном значении русского языка |
2,3 | | | Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили языка | РР | Разновидности речевого общения. Отличия литературного языка от языка художественной литературы, понимать, что основой современного языка является литературный язык. Названия стилей | Вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, выразительной интонацией. Различать стили, определять их жанры, тему, основную мысль текста, тип, создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля речи | Подготовить монологическое высказывание на тему «Почему так важен сегодня Интернет для российского образование?» |
4-5 | | | Входная диагностическая работа. Анализ диагностической работы. | Урок контроля знаний. | | | Самоанализ диагностической работы, рно. |
6-8 | | | Простое предложение и его грамматическая основа Виды односоставных предложений. Предложения с однородными членами. | Повторение и обобщение изученного | Определения простого предложения, д/с, о/с, о/л, н/л, б/л, н | Производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему | Упр.31 Упр. 33 Упр. 34 |
9-11 | | | РР Приёмы компрессии текста. РР Обучающее сжатое изложение текста публицистического стиля. РР Анализ сжатого изложения | Уроки развития речи | Приёмы компрессии текста. Стили и их особенности. Языковые средства выразительности. | Воспринимать текст на слух. Производить смысловую обработку текста. Создавать текст на основе услышанного. Применять приёмы компрессии текста. | Редактирование текстов (карточки) |
12-14 | | | Предложения с обособленными членами Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. | Повторение и обобщение изученного, закрепление | Определения второстепенных членов предложения | Опознавать предложения с обособленными членами, устанавливать смысловую и интонационную связь, использовать в речи | Упр.35 Упр. 37 Упр. 39 Сочинение – рассуждение « Доброта» |
15-16 | | | Обращения. Знаки препинания при обращениях. Вводные слова и вставные конструкции | Повторение и обобщение изученного, закрепление | Определения предложений с обращениями, с вводными словами и вставными конструкциями | Интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания | Составить(выписать) предложения с обращениями, вводными слова и вставными конструкциями, составить к ним схемы // упр.40 (на выбор) |
17-18 | | | Способы оформления чужой речи. Косвенная речь. Прямая речь. Способы её оформления. | Повторение и обобщение изученного, закрепление | Способы оформления чужой речи. Правила пунктуации. | Интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания | Выписать из художественных текстов предложения с прямой речью. Составить схемы. |
19-20 | | | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» Анализ контрольной работы. | Урок контроля знаний | Применять правила пунктуации в осложнённых простых предложениях | Интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания | №№ 44, 45 |
21-22 | | | Понятие о сложном предложении Понятие о сложном предложении | Урок усвоения новых знаний. Практикум. | Классификацию сложных предложений | Отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи. Строить схемы | Упр.46, 47 |
23, 24 | | | Союзные и бессоюзные сложные предложения | Урок усвоения новых знаний. Практикум. | Определения ССП, СПП, БСП; средства связи частей в этих предложениях | Разграничивать союзные и бессоюзные предложения; ССП и СПП в зависимости от средства связи; находить сложные союзные и бессоюзные предложения, составлять схемы | Упр.49, упр.50 |
25, 26 | | | РР. Подготовка и написание сочинения в форме дневниковой записи по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» | РР | Отличительные особенности дневниковых записей; изобразительно-выразительные средства | Определять тему, основную мысль сочинения, составлять план | Самоанализ сочинения. |
27-28 | | | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения | Урок усвоения новых знаний. Практикум. | Об авторском употреблении знаков препинания в сложных предложениях; особенности интонации простого и сложного предложения, графические способы их обозначения | Разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения; составлять схемы; интонационно правильно читать сложные предложения; интонационно правильно составлять сложные предложения из простых; составлять интонационные схемы сложных предложений | Упр.55, 59 |
29-30 | | | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | Урок усвоения нового материала. Практикум. | Грамматические признаки ССП, его строение | Интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по схемам | Упр.62, 63 |
31-32 | | | ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами | Урок усвоения нового материала | Основные группы ССП по значению и союзам | Определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | Упр.65 Карточки |
Урок закрепления |
33-34 | | | РР Обучающее сочинение на лингвистическую тему | Урок развития речи. | Комментарий лингвистического понятия. Виды аргументов. | Строить самостоятельное рассуждение на лингвистическую тему. | Упр. 67, 68 |
35-36 | | | Разделительные знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | Уроки закрепления изученного. | Основные группы ССП по значению и союзам | Опознавать ССП с общим второстепенным членом; производить синтаксический разбор предложений, объяснять постановку/непостановку запятой, конструировать предложения | Составить 5 предложений ССП с общим второстепенным членом, разобрать синтаксически, построить схемы |
37-38 | | | Составить 5 предложений ССП с общим второстепенным членом, разобрать синтаксически, построить схемы | РР | Типы речи | Составлять план сочинения, использовать выразительные средства, соблюдая нормы литературного языка | Самоанализ сочинения. |
39-40 | | | Сочинение-рассуждение | Уроки повторения и закрепления знаний | Основные положения синтаксического и пунктуационного разбора ССП | Производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, конструировать ССП разных видов, различать ССП и простые предложения с однородными членами | Упр.77, ответить устно на вопросы с.47 Упр. 79, 80 |
41-42 | | | Контрольная работа по теме «ССП» Анализ контрольной работы | Урок контроля знаний | Структуру ССП, средства связи его частей | Производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы | Упр. 81 |
43 | | | Понятие о сложноподчиненном предложении | Урок усвоения нового материала | Структуру СПП, средства связи его частей | Определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания | Упр.85 |
44-45 | | | Знаки препинания в СПП | Урок усвоения нового материала. Практикум. | Структуру СПП, средства связи его частей | Определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания | тест |
46-47 | | | Союзы и союзные слова в СПП | Урок усвоения нового материала | | Различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно ставить знаки препинания | Упр.96, 97 |
48-49 | | | РР Сочинение-отзыв по картине И.Тихого «Аисты» Анализ сочинения –отзыва. | РР | Отличительные особенности сочинения-отзыва | Писать сочинение-отзыв | Упр. 99, 100 |
50-51 | | | Роль указательных слов в СПП | Урок усвоения нового материала | | Опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания; составлять схемы | Упр.103, 106 |
52-53 | | | РР Контрольное сжатое изложение. Анализ сжатого изложения. | РР | | Воспринимать текст на слух, воспроизводить услышанное. Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Упр. 107 |
54-55 | | | Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными | Урок усвоения нового материала | Основные группы СПП и их признаки; признаки придаточных определительных; о возможности и целесообразности синонимической замены придаточных определительных | Находить придаточные определительные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова | Упр.112 Упр.115 |
Урок закрепления знаний |
56-57 | | | СПП с придаточными изъяснительными | Урок усвоения нового материала | Признаки придаточных изъяснительных; приемы разграничения придаточных изъяснительных и определительных, присоединяемых омонимичными союзом и союзным словом ЧТО | Определять значение придаточных изъяснительных; ставить к ним вопросы; определять место придаточных изъяснительных в СПП; строить по указанному началу предложения с придаточным изъяснительным; различать придаточные изъяснительные и определительные с ЧТО; находить придаточные изъяснительные в тексте | Упр.120 Тестовое задание. |
Урок закрепления знаний |
58-59 | | | СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места | Урок усвоения нового материала | Виды придаточных обстоятельственных; определять придаточные времени и места | Находить в тексте придаточные обстоятельственные, определять средства связи, расставлять знаки препинания; ставить вопросы к придаточным времени и места, определять их вид | Упр.128 Упр. 130. |
Урок закрепления знаний |
60-61 | | | Сочинение-рассуждение по заданному тексту (контрольное) Анализ сочинения-рассуждения | РР | | Формулировать тезис, доказывать его, выдвигая аргументы | Самоанализ сочинения. |
62-63 | | | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия | Урок усвоения нового материала | Определения придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия | Определять средства связи придаточного с главным; составлять схемы СПП; отличать указанные виды придаточных от других, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, употреблять их в речи | Упр.144 Тестовые задания |
Тестовые задания | Урок закрепления знаний |
64-65 | | | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными Урок закрепления | Урок усвоения нового материала | Определения придаточных | Распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы, знаки препинания | Упр.163, стих-е наизусть (инд-но). Карточки. |
66, 67, 68 | | | РР Сочинение «Что такое подвиг?» по картине В.Фельдмана «Родина» РР Анализ сочинения | РР | Жанровое своеобразие сочинения-рассуждения | Определять для себя тему, подбирать эпиграф, отражающий основную мысль сочинения, озаглавливать сочинение | Самоанализ сочинения. |
69, 70, 71 | | | СПП с несколькими придаточными и знаки препинания при ни Тестовые задания | Урок усвоения нового материала. Урок закрепления материала. | Какие СПП называются многочленными; виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными (соподчинение – однородное и неоднородное; последовательное подчинение), их комбинации; правила постановки/непостановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными | Составлять схемы СПП с несколькими придаточными | Карточки Тестовые задания |
Самостоятельная работа. |
72-73 | | | РР Контрольное сжатое изложение текста Анализ сжатого изложения | РР | Структуру изложения | На слух понимать содержание текста, определять основную мысль, позицию автора к проблеме, поставленной в тексте; подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка, выражать собственное отношение к проблеме, приводить свои аргументы, использовать разнообразные синтаксические и грамматические конструкции | Самоанализ изложения. |
74-75 | . | | Синтаксический и пунктуационный разборы СПП | Уроки-практикумы | Порядок синтаксического и пунктуационного разборов СПП | Производить синтаксический и пунктуационный (устный и письменный) разборы СПП | Упр.182, вопросы на с.118 (устно) № 183 |
76, 77, 78 | | | Повторение и обобщение изученного по теме «СПП» | Уроки повторения и обобщения | Определения ССП и СПП | Отличать виды союзных сложных предложений; определять значения придаточных; конструировать предложения, грамотно расставлять знаки препинания | Взаимопроверка тестов. Ответы на итоговые вопросы по теме «СПП». |
79-80 | | | Контрольная работа по теме «СПП» Анализ контрольной работы | Урок контроля знаний | Определения ССП и СПП | Различать разные виды предложений, определять значения придаточных в СПП, грамотно расставлять знаки препинания | Самоанализ к/р, рно. |
81-82 | | | Понятие о БСП. Интонация в БСП | Урок усвоения нового материала. Практикум | Синтаксические особенности БСП, правила постановки знаков препинания в БСП | Опознавать БСП в тексте, расставлять знаки препинания, соблюдать интонацию при чтении | Упр.191, 192 |
83-84 | | | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | Урок усвоения нового материала. Практикум. | Условия постановки запятой и точки с запятой между частями БСП со значение перечисления | Определять смысловые отношения между частями БСП в зависимости от интонации; различать простые предложения с однородными членами, связанными только перечислительной интонацией и БСП со значением перечисления; составлять БСП | Упр.193, 195 |
85-86 | | | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | Урок усвоения нового материала. Практикум | Условия постановки двоеточия в БСП | Конструировать предложения со значением причины, пояснения, дополнения, выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП | Упр.198 |
87-88 | | | Контрольное подробное изложение с дополнительным заданием Анализ изложения | РР | Композиционные особенности текста, понимать содержание прочитанного, его тему, главную мысль, определять идейную направленность текста, позицию автора, его отношение к проблеме | Подробно излагать текст, комментировать позицию автора, выражать собственное мнение | Самоанализ изложения. |
89, 90, 91 | | | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | Урок усвоения нового материала. Урок закрепления. Практикум. | Условии постановки тире в БСП | Выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения, выразительно читать | Упр.200, повторить жанры сочинений: рассказ, отзыв; типы речи № 202 № 205 |
92, 93, 94 | | | РР Сочинение –рассуждение на основе текста Анализ сочинения-рассуждения Тестовые задания | РР | Структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение | Свободно выражать собственные мысли, аргументировать собственную позицию | Самоанализ сочинения. № 207 № 209 |
95, 96 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП | Уроки усвоения и закрепления нового материала | Соблюдать последовательность разборов в БСП | Опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания | Карточки № 210 |
97, 98 | | | Контрольная работа по теме «Сложные предложения» Анализ контрольной работы | Урок контроля знаний Урок коррекции знаний | Виды сложных предложений | Воспринимать текст на слух и воспроизводить его под диктовку; различать виды сложных предложений | Самоанализ диктанта, рно. № 211 |
99 | | | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | Урок усвоения нового материала | Основные правила постановки знаков препинания в СП с различными видами связи | Разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова | Упр.212 |
100, 101, 102 | | | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Уроки закрепления Практикум | Основные правила постановки знаков препинания в СП с различными видами связи | Находить границы частей многочленных сложных предложений с различными видами связи; производить выбор необходимого знака препинания | Тестовые задания. № 216 №218 № 220 |
103, 104, 105 | | | РР Обучающее сочинение-рассуждение по прочитанному тексту РР Анализ сочинения-рассуждения по тексту | Уроки развития речи | Структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение | Свободно выражать собственные мысли, аргументировать собственную позицию | №№ 223, 225, 228 |
106-107 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | Уроки усвоения и закрепления нового материала | Соблюдать последовательность синтаксического и пунктуационного разборов БСП | Опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания | Выписать 3 БС предложения, произвести синтаксический разбор, вопросы на с.154 |
108-109 | | | Повторение изученного | Систематизация и обобщение изученного | Основные правила, понятия | Применять полученные знания на практике | Взаимопроверка тестов. Итоговые вопросы по теме. |
110-111 | | | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием Анализ итогового диктанта | Урок контроля знаний | | | Самоанализ, рно. |
112 | | | Публичная речь. | РР | Отличительные особенности публичной речи, изобразительно-выразительные средства | Готовить публичные выступления; отличать понятия «публичный» и «публицистический» | Тестовые задания. |
113,114 | | | РР Итоговое контрольное сжатое изложение РР Анализ сжатого изложения | РР | | Подробно пересказывать текст художественного стиля, понимать содержание прочитанного, его тему, идею, проблемы и отношение автора к ним | Вопросы с.157, самоанализ изложения. |
115-116 | | | Фонетика и графика | Уроки повторения и обобщения | Характеристику гласных и согласных звуков; взаимоотношение звуков и букв в языке; звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я; порядок фонетического разбора | Составлять фонетическую транскрипцию; соблюдать основные правила литературного произношения | Тестовые задания |
117-118 | | | Лексикология (лексика) и фразеология | Уроки повторения и обобщения | Однозначность/многозначность слов; прямое/переносное значение; омонимы, синонимы, антонимы; общеупотребительные и необщеупотребительные слова, исконно русские и заимствованные слова; устаревшие слова и неологизмы | Определять лексическое и грамматическое значение слов; находить в тексте синонимы, омонимы и антонимы | Индивидуальные карточки. |
119-120 121 | | | Итоговое контрольное тестирование в формате ОГЭ Анализ итогового контрольного тестирования | Урок контроля знаний | | Применять на практике полученные ЗУН | |
122-123 | | | Морфемика. Словообразование | Уроки повторения и обобщения | Определение морфемы; назначение значимых частей слова; способы образования слов; продуктивные и непродуктивные способы образования слов; порядок разбора слова по составу и словообразовательного разбора | Членить слова на морфемы; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; группировать слова по способам их образования; подбирать слова, образованные продуктивными способами; производить разбор слова по составу | Тестовые задания. |
124-125 | | | РР Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | | | | |
126-127 | | | Морфология | Уроки повторения и обобщения | Общие признаки частей речи; три группы частей речи, морфологические признаки, синтаксическую роль, порядок морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи | Определять принадлежность слова к части речи; группировать слова по частям речи; находить и исправлять ошибки в указанных определениях морфологии | Морфологический разбор слов по выбору. |
128-129 | | | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. | Урок повторения и обобщения | Виды синтаксической связи словосочетаний, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные), различия между простым и сложным предложениями; виды сложных предложений; группы односоставных предложений; осложненные предложения | Находить словосочетания в предложении; односоставные предложения в тексте, определять их вид; находить в тексте сложные предложения, определять их виды | Упр.258 Упр. 260 |
130-131 | | | РРСжатое изложение Анализ сжатого изложения | РР | | Писать выборочное сжатое изложение | Самоанализ изложения. |
132-133 | | | РР Предупреждение речевых и грамматических ошибок. Редактирование текстов | РР | Редактирование текстов | Работа по коррекции | Карточки |
134-135 | | | Орфография и пунктуация | Урок повторения и обобщения | Связь между орфографией и фонетикой, морфемикой, морфологией, между пунктуацией и синтаксисом; виды орфограмм; условия употребления знаков завершения, разделения, выделения | Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять их вид; правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия их выбора | Упр.272, карточки |
136 | | | Итоговый урок | Урок обобщения и систематизации знаний | Связь между орфографией и фонетикой, морфемикой, морфологией, между пунктуацией и синтаксисом; | Правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия их выбора | Отработка алгоритмов написания сочинений-рассуждений |