СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, МБОУ "СШ №2- многопрофильная им. Е.И.Куропаткина", примерной программы основного общего образования по русскому языку (Стандарты второго поколения, 3-е издание, доработанное. Москва: «Просвещение» 2011), с учетом авторской программы Русский язык. 5-9 классы / под ред. Л.О. Савчук и Е.Я Шмелевой, - М.: Вентана – Граф, 2019.

Согласно учебному плану МБОУ "СШ №2- многопрофильная им. Е.И.Куропаткина" в 9 классе в 2019-2020 учебном году 34 учебных недели, следовательно, программа рассчитана на 85 ч. в год. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией А. Д. Шмелёва.

Целью данной программы является:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.



Содержание курса соответствует рабочей программе по предмету русский язык для 5-9 классов.

Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.



Рабочая программа направлена на достижение следующих задач:

1. Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве, выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразовании, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также применять данные знания на практике;

2. Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

3. Формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

4. Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

5. Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение разными видами монолога и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурса- ми лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



Используемый учебно-методический комплекс А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, С. Н. Митюрёв, Г. И. Кустова, Л. О. Савчук, Е. Я. Шмелёва. Русский язык. 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2019


Содержание курса русского языка в 9 классе

Направленность курса русского (родного) языка на формиро­вание коммуникативной, языковой и лингвистической (языко­ведческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указан­ных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуника­тивной компетенции;

  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

  • содержание, обеспечивающее формирование культуровед­ческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена разделами, на­правленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражаю­щие устройство языка и особенности функционирования языко­вых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: ор­фография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позво­лит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, цен­ностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.


Название раздела, темы

Основное содержание

1

2

1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речь и речевое общение

Сопоставление речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей, использованных языковых средств.

Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.

Речевая деятельность

Аудирование

Чтение

Говорение


Письмо


Поиск, анализ информации

Явная и скрытая информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух.

Культура аудирования.

Все виды пересказа прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.

Особенности написания тезисов, конспекта, аннотации, реферата, официальных и неофициальных писем, расписки, доверенности, заявления (повторение). Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром.

Культура работы с книгой и другими источниками информации.

Текст

Структура текста

Виды информационной переработки текста

Функционально-смысловые типы речи

Сочетание разных функционально-смысловых типов речи.

Уместность, целесообразность использования языковых средств связи предложений и частей текста.

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи и его особенности (обобщение)

Функциональные разновидности языка

Язык художественной литературы

Научный стиль


Публицистический стиль

Официально-деловой стиль

Функциональные стили (обобщение).


Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного стиля: статья, рецензия, их особенности.

Основные жанры публицистического стиля: очерк, его особенности.

Основные жанры официально-делового стиля: резюме, его особенности

2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ
И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ

Общие сведения о языке

Развитие русистики. Выдающиеся отечественные лингвисты

Фонетика







Орфоэпия

Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение (повторение).

Звукопись как одно из выразительных средств русского языка.

Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков, ударения в словах. Допустимые варианты произношения и ударения

Графика

Соотношение звука и буквы (повторение)

Морфемика

Словообразование

Повторение и обобщение изученного в 5–8 классах.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования

Лексикология



Фразеология

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Лексический анализ слова.

Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов.

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи

Синтаксис

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.

Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.

Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание

Правописание

Орфография

Пунктуация

Правила орфографии (повторение).

Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью при цитировании.

Оформление диалога на письме

3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Культура речи

Культура речи: нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Языковая норма, её функции и типы. Тенденции развития норм.

Нормативные словари современного русского языка разных типов; их роль в овладении нормами современного русского литературного языка

Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в языке культуры и истории народа.

Русский речевой этикет (повторение).



Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» в 9 классе


Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

  • различать и использовать виды монолога (повествование, описание, рассуждение); сочетать разные виды монолога в ситу­ациях формального и неформального общения;

  • различать и использовать этикетный диалог, диалог-рас- спрос, диалог — побуждение к действию, сочетать разные виды диалога в ситуациях формального и неформального общения;

  • нормам речевого поведения в типичных ситуациях обще­ния;

  • оценивать образцы устной монологической и диалогиче­ской речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения.


Речевая деятельность

Аудирование

Обучающийся научится:

  • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передаче содержания аудиотекста в со­ответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

  • понимать и формулировать в устной форме тему, основ­ную мысль научно-популярного, публицистического, официаль­но-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

  • передавать содержание учебно-научного, публицистиче­ского, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме простого и сложного плана; подробного, выборочного, сжатого изложения.

Чтение

Обучающийся научится:

  • понимать содержание прочитанных научно-популярных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжа­того), в форме плана (в устной и письменной форме);

  • использовать практические умения ознакомительного, изу­чающего, просмотрового видов чтения в соответствии с постав­ленной коммуникативной задачей;

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  • использовать приёмы работы с учебной книгой, спра­вочниками, электронными образовательными ресурсами Ин­тернета;

  • осуществлять анализ информации, извлечённой из раз­личных источников, представлять и передавать её с учётом задан­ных условий общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

Говорение

Обучающийся научится:

  • создавать устные монологические и диалогические выска­зывания на социально-культурные, бытовые, учебные темы раз­ной коммуникативной направленности;

  • обсуждать и формулировать цели, планы совместной груп­повой учебной деятельности, распределение частей работы;

  • извлекать из различных источников материал на опреде­лённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

  • соблюдать в практике устного речевого общения изучен­ные орфоэпические, лексические, грамматические нормы совре­менного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.


Письмо

Обучающийся научится:

  • создавать письменные монологические высказывания раз­ной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения: ученическое сочинение на социально-культурные, бы­товые и учебные темы, рассказ о событии в виде дневниковой за­писи, неофициальное (электронное) письмо, заявление;

  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изло­жения, а также вопросного, назывного, тезисного (простого и сложного) плана;

  • соблюдать в практике письма изученные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы со­временного русского литературного языка; стилистически кор­ректно использовать изученную лексику и фразеологию.


Текст

Обучающийся научится:

  • анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;

  • осуществлять информационную переработку текста, пере­давая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;

  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.


Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

  • определять изученные жанры, основные экстралингвистические и лингвистические особенности научных, публицисти­ческих, официально-деловых текстов, текстов разговорного ха­рактера и художественной литературы;

  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания раз­ной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

  • исправлять речевые недостатки, редактировать собствен­ный текст;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением на учебно-научную тему; устным рассказом.


Общие сведения о языке

Обучающийся научится:

  • характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;

  • различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

  • иметь представление о некоторых отечественных лингви­стах.


Фонетика и орфоэпия. Графика

Обучающийся научится:

  • проводить фонетический анализ слова;

  • соблюдать основные орфоэпические правила современно­го русского литературного языка;

  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах де­ятельности;

  • объяснять соотношение звука и буквы в слове;

  • использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в SMS-сообщениях.


Морфемика и словообразование

Обучающийся научится:

  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамма­тического и словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования;

  • анализировать и самостоятельно составлять словообразо­вательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразо­ванию в практике правописания, а также при проведении грам­матического и лексического анализа слов.

Лексикология и фразеология

Обучающийся научится:

  • проводить лексический анализ слова, характеризуя лек­сическое значение, принадлежность слова к группе однознач­ных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также сферу употребления и стилистическую окраску;

  • группировать слова по тематическим группам;

  • подбирать к словам синонимы, антонимы;

  • опознавать фразеологические обороты;

  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных вы­сказываниях;

  • использовать лексическую синонимию как средство ис­правления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

  • опознавать основные виды тропов, построенных на пере­носном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

  • пользоваться различными видами лингвистических словарей (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.


Морфология

Обучающийся научится:

  • опознавать самостоятельные части речи (существитель­ное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, вклю­чая причастие и деепричастие) и их формы;

  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к изученным частям речи;

  • употреблять формы слов изученных частей речи в соответ­ствии с нормами современного русского литературного языка;

  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

  • распознавать явления грамматической омонимии, суще­ственные для решения орфографических и пунктуационных задач.


Синтаксис

Обучающийся научится:

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочета­ние, предложение) и их виды;

  • применять синтаксические знания и умения в практике правописания.


Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

  • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

  • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуа­ционные ошибки;

  • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.


Культура речи

Обучающийся научится:

  • различать варианты орфоэпических, лексических, грам­матических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);

  • корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.


Язык и культура

Обучающийся научится:

  • выявлять единицы языка с национально-культурным ком­понентом значения в разговорной речи; произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;

  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и в повседневной жизни.


Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Обучающийся научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учеб­ный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуе­мой проблеме;

  • выбирать и использовать методы, релевантные рассмат­риваемой проблеме;

  • использовать такие математические методы и приёмы, как доказательство, доказательство по аналогии;

  • использовать такие естественнонаучные методы и приё­мы, как наблюдение, постановка проблемы;

  • использовать некоторые методы получения знаний, ха­рактерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, объяснение, использование стати­стических данных;

  • логично излагать свою точку зрения;


Оценка достижения планируемых результатов изучения русского языка

в 9 классе


Личностными результатами освоения программы по русско­му (родному) языку в 9 классе являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных нацио­нально-культурных ценностей русского народа, роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получе­ния школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважи­тельное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления националь­ной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. объём словарного запаса и усвоенных в рамках програм­мы 6 класса грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к са­мооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 8 классе являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

в области аудирования и чтения:

  • адекватное понимание коммуникативной установки, темы текста, основной мысли устного и письменного сообщения, глав­ной и избыточной информации;

  • владение просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением текстов стилей и жанров, изученных в рамках програм­мы 6 класса;

  • адекватное восприятие на слух текстов изученных стилей и жанров; владение выборочным, ознакомительным, детальным аудированием;

  • способность извлекать информацию из учебника и учеб­ных пособий, компакт-дисков учебного назначения, ресурсов Ин­тернета; пользоваться учебными словарями, толковым, фразео­логическим и другими лингвистическими словарями, в том чис­ле на электронных носителях;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использован­ных языковых средств;

  • осуществлять поиск, анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом за­данных условий общения;

  • понимать структуру страницы интернет-сайта, демонстри­ровать понимание представленной на ней информации;

  • избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления не­нужной информации;

в области говорения и письма:

  • способность определять цели учебной деятельности, по­следовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план вопросный, назыв­ной, тезисный, простой, сложный; подробный и сжатый пере­сказ, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты изученных типов, стилей речи и жанров с учётом ситуации общения;

  • способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (после­довательность, связность, соответствие теме и др.); выражать своё отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и ди­алога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; сочета­ние разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения изученных орфо­эпических, лексических, грамматических, стилистических норм со­временного русского литературного языка; соблюдение изученных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процес­се учебной деятельности и в повседневной практике речевого об­щения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содер­жания, языкового оформления; умение находить грамматиче­ские и речевые ошибки, исправлять их;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с неболь­шими сообщениями; участие в обсуждениях актуальных тем;

  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков:

  • в повседневной жизни;

  • для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

  • анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  1. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми и овладение национально-культурными нор­мами речевого поведения:

  • в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах;

  • в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русско­му (родному) языку в 9 классе являются:

  1. представление об основных формах функционирования со­временного русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации, о свя­зи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни чело­века и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о языке в рамках програм­мы 9 класса; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освое­ние базовых понятий лингвистики, таких как разновидности рус­ского языка, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, основные жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их сочета­ние в текстах разных стилей; основные признаки текста, ситуа­ция речевого общения и сферы общения, основные единицы язы­ка, их признаки и особенности употребления в речи;

  4. овладение изученными стилистическими ресурсами лек­сики и фразеологии русского языка, орфоэпическими, лексиче­скими, грамматическими, орфографическими, пунктуационны­ми нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при созда­нии устных и письменных высказываний;

  5. опознавание и анализ изученных единиц языка, грамма­тических категорий языка, уместное употребление языковых еди­ниц адекватно ситуации речевого общения;

  6. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологиче­ский), многоаспектного анализа текста с точки зрения его основ­ных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языково­го оформления, использования выразительных средств языка;

  7. понимание возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  8. понимание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!