СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9 класс»



МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф. Афанасьева-Алданского»


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО ГЦ Зам.дир.по УВР Директор

________Дмитриева Л.В. ________Лугинова Л.Е. _________Ушницкая В.В.

«___»___________2022г «___»__________2022г «___»__________2022г










Рабочая программа по русскому языку

9 класс





Учитель : Прядезникова М.И.

Количество часов в год: 102

Количество часов в неделю: 3












2022-2023 уч.г

Пояснительная записка



Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ №1089 от 05.03. 2004 года, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07. 2005 г № 03-1263, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, издательство «Просвещение», Москва, 2009 г.

Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.

Данная программа будет реализована на базовом уровне в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком ОУ в расчете – 3 часа в неделю, 105 часов в год.

Цели программы:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи программы:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

- На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения

- Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Принцип построения программы: концентрический.

Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации.

Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ОГЭ). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Формы работы по русскому языку в 9 классе:

1) различные типы уроков:

- уроки изучения нового материала;

- урок закрепления и развития знаний, умений, навыков;

- уроки повторения;

- комбинированный урок;

- урок проверки знаний;

2) внеклассные мероприятия:

- викторины;

- лингвистическая игра.

3) консультации по русскому языку;

4) олимпиада по русскому языку.

Все перечисленные формы работы проводятся в 1 учебную смену по расписанию уроков и по плану.

Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.

Современные образовательные технологии

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах).


Общая характеристика программы


Обучение русскому языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В связи с подготовкой к ОГЭ в тематическое планирование внесены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ОГЭ. За счёт этого в уроки включено большое количество заданий тестового характера, разноаспектная работа с текстом.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навы­ков по предмету, которые сформированы у школьни­ков в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познаватель­ных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. По­высить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и са­мостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает усло­вия для контроля и анализа отчетов, качества выпол­ненных заданий.


Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета


Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

- основные сведения о языке, изученные в 5—9 классах;

- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

- основные единицы языка, их признаки;

- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

- признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;

- признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;

- функционально-смысловые типы речи, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—9 классах; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

- различать изученные стили речи;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

- создавать тексты изученных стилей и жанров;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

- получения знаний по другим учебным предметам.


Содержание тем учебного курса.


«Международное значение русского языка» (1ч)

Повторение изученного в 5-8 классах (14ч)

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая осно­ва. Предложение с обособленными членами. Обраще­ния, вводные слова и вставные конструкции.

Развитие речи (далее Р.Р.). Стили речи. Приёмы сжатия текста. Сжатое изложение.

Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.

Сложное предложение. Культура речи (9ч.)

Понятие о сложном предложении. Сложные и бес­союзные предложения. Разделительные и выделитель­ные знаки препинания между частями сложного пред­ложения. Интонация сложного предложения.

Р.Р. Анализ интонационного рисунка предложе­ния. Сообщение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

К.Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием.

Сложносочинённые предложения (11ч.)

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разде­лительными союзами. Сложносочиненное предложе­ние с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Раздели­тельные знаки препинания между частями сложносо­чиненного предложения. Синтаксический и пунктуа­ционный разбор сложносочиненного предложения. Повторение (контрольные вопросы и задания).

К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием.

Сложноподчиненные предложения (7ч.)

Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предло­жении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе цитаты

К Р. Контрольное сочинение

Основные группы сложноподчинённых предложений (26ч)

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные пред­ложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложе­ния с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложе­ния с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчи­ненного предложения. Повторение.

Р.Р. Сжатый пересказ текста. Комплекс­ный анализ текста. Сочинение на основе картины.

К. Р. Контрольное сжатое изложение. Контрольное сочинение-рассуждение. Контрольное тестирование № 1 по теме «Сложноподчиненные предложения».

Бессоюзные сложные предложения(12ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением пе­речисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополне­ния. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением про­тивопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзном сложного пред­ложения. Повторение.

Р.Р. Сжатое изложение.

К.Р. Контрольное тестирование № 2 по теме «Бессоюзное сложное предложение». Контрольное сжатое изложение.

Сложные предложения с различными видами связи (11ч.)

Употребление союзной (сочинительной и подчи­нительной) и бессоюзной связи в сложных предло­жениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунк­туационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.

Р.Р. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Публичное выступление.

К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (11ч.)

Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Мор­фология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

Р.Р. Устное сообщение на заданную тему

К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием.










Раздел V . Тематическое планирование

Наименование раздела программы

Тема урорка

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1


Международное значение русского языка.


1

Вводный

Роль русского языка в современном мире и причины его авторитета

Расширить и углубить общие сведения о языке, о его международном значении, раскрыть содержание понятия «мировой язык»; совершенствовать умения работы с текстом (озаглавливание текста, выделение его основной мысли, микротем, деление текста на абзацы, постановка вопросов к тексту, выявляющих его проблематику, определение общей темы для нескольких текстов)

Дискуссия на предложенную тему

Упр. 4, сообщение о В.И. Дале



2-3

Повторение изученного в 5-8

Устная и письменная речь


2

Повторительно-обобщающий урок.

Понятия «устная и письменная речь»


Диагностика навыков работы с орфограммами в тексте, анализ текста

П. 1 Упр 8 (устно), письмо по памяти — упр. 13-письменно.




4



Монолог. Диалог


1

Повторительно-обобщающий урок

Понятия «монолог» и «диалог»

Познакомиться с признаками письменной речи; с монологическим и диалогическим видами речи

Взаимопроверка, выборочная проверка.

П.2, упр.11, 12 (письменно), упр.15 (устно).



5


Р/Р Стили речи.

1

Повторительно-обобщающий урок

Лексические особенности каждого стиля речи


Вспомнить разновидности русского литературного языка (стили речи), которые обслуживают разные стороны общественной жизни (сферы общения). Дать сведения о речевых жанрах, в которых реализуются разговорный, публицистический, научный и деловой стили речи

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка.

П.3, упр.23, 27



6


Р/Р Способы сжатия текста

1

Урок развития речи


Научиться использовать различные способы сжатия текста





7


Р/Р Сжатое изложение

1

Урок развивающего контроля


Познакомиться со способами сжатия текста, уметь сжимать лингвистический текст, используя прием замены одних синтаксических конструкций синонимичными






8-9


Простое предложение и его грамматическая основа

2

Повторительно-обобщающий урок

Виды предложений по наличию главных членов

Повторить сведения о строении словосочетании, по синтаксису и пунктуации простого предложения, закрепить умения синтаксического анализа предложения, способов графического обозначения членов предложения, интонационных навыков

Тестовый контроль




10- 11


Предложения

с обособленными членами

2

Урок развития речи

Обособленные члены предложения и пунктуация при них

Повторить предложения с обособленными членами, как одним из способов смыслового выделения или уточнения второстепенных членов

Словарный диктант

П.5, 1 уровень — упр. 36, 2- 35. 3-34



12-13


Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Урок повторения ранее изученного

2

Повторительно-обобщающий урок

Простое осложнённое предложение

Повторить сведения об обращении; восстановить в памяти школьников сведения о вводных словах и вставных конструкциях

Словарный диктант

П.6, упр.40



14


Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием

1

Урок контроля

Диктант с грамматическим заданием

Повторение изученного в 5-8 классах. Уметь правильно воспринимать звучащий текст, правильно записать и оформить в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами

Входной контроль, индивидуальный контроль

Словарный диктант с.201



15


Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

Урок коррекции


Повторить и углубить сведения о сложном предложении, известные в курсе 5-8 классах, начать работу над формированием умений различать виды сложных предложений и по значению и средствам связи

Работа над ошибками




16


Сложное предложение. Культура речи

Понятие о сложном предложении

1

Повторительно-обобщающий урок

Основные виды сложных предложений

Отработать умения различать простые и сложные предложения, определять средства связи частей сложного предложения , разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова

Диктант (упр.45)


п. 8, упр.47, 50, выучить определение паронимов



17


Тренировочная работа в системе СтатГрад

1

Урок контроля

Сложное предложение

Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контрольный тест




18


Сложные и бессоюзные сложные предложения

1

Урок изучения нового материала

Сложные и бессоюзные сложные предложения

Вспомнить сведения о том, что в зависимости от средств связи между частями сложного предложения выделяются бессоюзные и союзные сложные предложения .

Работа с текстом

п. 8, упр.47, 50, выучить определение паронимов



19


Р/Р Сочинение -рассуждение на лингвистическую тему

1

Урок развития речи

Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему

Научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Составление плана

Сочинение (упр.52)



20-21


Разделительные

и выделительные

знаки препинания между частями
сложного
предложения


2

Повторительно-обобщающий урок

Назначение знаков препинания в сложном предложении

Совершенствовать постановку знаков препинания в сложном предложении. Дать понятие о постановке тире между частями сложного предложения

Схемы сложных предложений

п. 9, упр. 53,55 (устно), 54 (письменно).



22


Интонация сложного предложения


1

Урок дидактической направленности

Интонация сложного предложения, навыки выразительного чтения

Научиться применять алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении

при выполнении комплексного

анализа текста

Диктант ( упр.55)

П. 10. По уровням: 1- упр. 58, 2-57, 3-56.



23


Контрольный диктант №2 с грамматическим

заданием

1

Урок контроля

Понятие о сложном предложении

Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контрольный диктант




24


Анализ ошибок, допущенных

в диктанте

1

Урок коррекции


Научиться применять алгоритм анализа творческой работы

Работа над ошибками




25

Сложносочинённые предложения

Понятие о сложносочиненном предложении

1

Комбинированный, закрепление изученного материала, изучение нового

Синтаксический разбор словосочетаний. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Повторить и углубить сведения о ССП: выделение грамматических основ простых предложений, которые связываются в сложное предложение с помощью сочинительных союзов и интонации, формировать умение находить такие конструкции и определять их структуру, устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе ССП, правильно ставить и объяснять знаки препинания, проводить синтаксический разбор

Индивидуальный опрос, взаимопроверка.

П.12, упр.70 сделать разбор с/сочетаний



26


Смысловые отношения в сложно- сочиненных предложениях

1

Урок общеметодологической направленности

Разновидности смысловых отношений между частями ССП

Научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложном предложении при выполнении комплексного анализа текста

Многоаспектный анализ слова

П. 12, упр.61 (устно). Упр.62 (письменно)



27


Сложносочиненные предложения

с соединительными союзами

1

Комбинированный

Одновременность, последовательность действий, причинно-следственные отношения

Научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложном предложении при выполнении комп- лексного анализа текста

Фронтальный, индивидуальный опрос.

П.13, 1 уровень — упр. 64, 2-упр.63, 3-индивидуальные задания



28


Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

1

Объяснение нового материала

Отношения чередования, взаимоисключения


Научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложном предложении при выполнении комплексного анализа текста

Выборочная проверка

П.14, упр.65



29


Сложносочиненные предложения с противительными союзами

1

Объяснение нового материала

Отношения сопоставления и противопоставления

Научиться применять алгоритмы постановки знаков препина-ния в сложном предложении при выполнении комп- лексного анализа

текста

Выборочная проверка.

П.15, тестовое задание, упр.86



30


Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

Урок рефлексии

Пунктуационный и синтаксический анализ ССП

Совершенствовать постановку знаков препинания в ССП. Дать понятие о постановке тире между частями сложного предложения, познакомиться с ССП, в которых запятая не ставится

Индивидуальная проверка.

П.15, 1 уровень — упр. 73, 2 — упр.72, 3 — упр.71



31


Синтаксический

и пунктуационный разбор сложносочиненного

предложения

1

Урок рефлексии

Пунктуационный и синтаксический анализ ССП

Познакомиться с планом и образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора ССП, закрепить умения устанавливать средства связи простых предложений в составе сложных, различать по характеру средств связи БСП, ССП и СПП, квалифицировать знаки завершения, выделения, разделения, закрепить изученные пунктуационные правила, характеризовать смысловые отношения в ССП


Опрос

П. 17, упр.76,77



32


Повторение (контрольные вопросы и задания)

1

Урок рефлексии

ССП

Научиться проектировать

и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Тестовые задания

Вопросы и задания с.49, 1 уровень-упр.82, 2-81, 3-80.



33


Контрольный диктант №3 с грамматическим

заданием


1

Урок контроля

ССП

Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контрольный диктант

Сочинение — упр.74



34


Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте


1

Урок коррекции

ССП

Научиться проектировать

и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Работа над ошибками




35


Тренировочная работа в системе СтатГрад


1

Урок контроля

ССП

Уметь работать с инструкцией к тесту, правильно оформлять тест, производить замену ошибочно выбранных вариантов ответа


Контрольный тест




36

Сложноподчинённые предложения

Понятие

о сложноподчиненном предложении


1

Обобщение и повторение

СПП. Главная и придаточная части.

Совершенствовать умение видеть структуру СПП, определять границы между главным и придаточным предложениями и на этой основе правильно ставить пунктуационные знаки

Взаимопроверка.

§ I8, упр. 85.





37-38


Союзы

и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Урок рефлексии

2

Усвоение новых знаний

Союзы и союзные слова, в том числе омонимичные

Научить отличать союзы от союзных слов, определять какой частью речи и каким членом предложения в придаточной части является союзное слово

Тематический тестовый контроль

§П.20, упр. 95 – изложение.





39-40


Роль указательных слов в сложноподчиненном

предложении

2

Усвоение новых знаний

Роль указательных слов

Рассказать о роли указательных слов в СПП, продолжить изучение конструктивных особенностей СПП

Выборочная проверка.

П.21, упр.101, 102



41


Р/Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания цитаты из теста

1

Урок развития речи

Сочинение- рассуждение на основе понимания содержания цитаты из текста

Научиться создавать собственный текст на основе цитаты из текста

Составление плана




42


Контрольное сочинение –рассуждение № 1 на основе понимания содержания цитаты из теста

1

Урок развития речи

Сочинение- рассуждение на основе понимания содержания цитаты из текста

Научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения на основе цитаты из текста

Сочинение- рассуждение





43-44

Основные группы сложноподчиненных предложений

Сложноподчиненные

предложения с придаточными
определительными

2

Усвоение новых знаний

Придаточные определительные

Формировать умения находить придаточные определительные в СПП, производить (где это возможно и необходимо) их синонимическую замену, правильно употреблять в речи; расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с придаточными определительными

Работа с текстом

П.22, Упр. 109 (устно), 110 (письменно), тестовое задание.



45


Р/Р Подготовка к сжатому изложению №2

1

Урок развития речи

Сжатое изложение

Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Составление плана




46


Контрольное сжатое изложение №2

1

Урок развития речи

Сжатое изложение

Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Изложение




47-48



Сложноподчиненные

предложения с придаточными изъяснительными

2

Усвоение новых знаний

Придаточные изъяснительные

Формировать умения определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства связи с главным, производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену; правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточным изъяснительным, составлять схемы предложений с указанными придаточными

Проверка с комментированным чтением, индивидуальный опрос.

П.23, упр. 11 Упр. 123



49


Р/Р Сочинение по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка» – рассказ или отзыв (на выбор).

1

Урок развития речи

Сочинение по картине

Знать последовательность написания отзыва по картине, понимать особенности такого вида текста как отзыв, уметь использовать текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы, написать отзыв по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка»

Сочинение по картине




50



Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

1

Урок развития речи

Придаточные обстоятельственные

Познакомиться со СПП с придаточными обстоятельственными. Обобщенное представление об этих предложениях

Схемы

Письмо по памяти с. 82, тестовое задание




51-

53



Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия

3

Урок общеметодологической направленности

Придаточные цели, причины, условия, уступки, следствия

Формировать умения распознавать придаточные уступки, цели; правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений

Индивидуальный опрос, взаимопроверка

П. 26, 1 уровень — упр.133, 2- упр.132, 3 — 131.



54-

56



Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени

и сравнительными

3

Урок общеметодологической направленности

Придаточные образа действия, меры и степени и сравнительными


Индивидуальный контроль

П. 27, упр. 157




57-

59



Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них

3

Усвоение новых знаний

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, последовательное подчинение

Формировать умения распознавать СПП с несколькими придаточными, правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений; правильно ставить запятую между союзами, относящимися к разным придаточным (что и если, что и когда, так что и хотя и т.д.)

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка.

П. 28, 1 уровень — упр. 173, 2 -упр.172, 3 — упр.171





60-61


Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

2

Усвоение новых знаний

СПП


Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка

П. 29, упр. 176



62



Тренировочная работа в системе СтатГрад

1

Урок контроля

СПП

Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контрольный тест




63


Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

1

Усвоение новых знаний

СПП

Научиться при- менять алгоритм проведения пунктуационного разбора сложно- подчиненного

предложения

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка.

П. 30, упр. 179.

Тестовое задание



64


Повторение и обобщение по теме «СПП»

1

Урок рефлексии

СПП

Привести в систему знания учащихся СПП

Индивидуальный опрос, выборочная проверка.

Вопросы и задания с. 119, упр. 181, 182



65


Контрольное тестирование

1

по теме «Сложноподчиненное предложение»

1

Урок контроля

СПП

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контрольное тестирование




66


Анализ ошибок, допущенных в контрольном

тестировании

Урок рефлексии

1

Урок коррекции

СПП

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Работа над ошибками




67


Р/Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания нравственной категории

1

Урок развития речи

СПП

Научиться создавать собственный текст на основе цитаты из текста

Составление плана




68


Контрольное сочинение –рассуждение на основе понимания содержания нравственной категории

1

Урок развития речи

СПП

Научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения на основе понимания содержания нравственной категории

Сочинение- рассуждение




69

Бессоюзные сложные предложения

Понятие о бессоюзном сложном предложении


1

Усвоение новых знаний

Бессоюзные сложные предложения, средства связи между частями БСП

Показать особенности БСП; сопоставить их с синонимичными ССП и СПП; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка.

П. 31, уцр. 185



70


Интонация в

бессоюзном сложном предложении

1

Повторительно-обобщающий

Интонация и ритмика БСП

Научиться определять интонационный рисунок бессоюзного сложного предложения

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка.

П. 32, индивидуальные задания



71



Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка

с запятой в бессоюзных сложных

предложениях


1

Урок контроля

Отношения между частями БСП, пунктуация в БСП

Выяснить особенности постановки знаков препинания в случаях перечисления фактов в БСП; совершенствовать речевые орфографические и пунктуационные навыки

Индивидуальный контроль

П. 33, упр. 192



72-73



Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения, Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

2

Усвоение новых знаний

Отношения между частями БСП, пунктуация в БСП

Закрепить умение различать БСП с двоеточием; работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка.

П. 34, упр. 197




74-75


Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

2

Урок общеметодологической направленности

Отношения между частями БСП, пунктуация в БСП

Закрепить умение различать БСП с тире, работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложениях

Тестовый контроль

П. 35, 1 уровень — упр. 201, 2 — упр. 200, 3 — упр. 199



76


Р/Р Сжатое изложение №2

1

Урок развития речи

Сжатое изложение

Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Составление плана




77


Контрольное сжатое изложение №2

Урок развивающего контроля

1

Урок развития речи

Сжатое изложение

Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Сжатое изложение




78


Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения


1

Усвоение новых знаний

БСП

Познакомится с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разборов БСП и образцами их применения; потренироваться в проведении синтаксического и пунктуационного разборов при выполнении упражнений

Тестовый контроль

П. 36, упр. 204



79


Контрольное тестирование

2 по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

Урок контроля

БСП

Научиться применять алгоритм самодиагностики и самокоррекции

Контрольный тест




80


Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании

1

Урок коррекции

БСП

Научиться способам самодиагностики и самокоррекции результатов изучения темы

Работа над ошибками




81-

83

Сложные предложения с различными видами связи

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП


3

Урок общеметодологической направленности

Многочленные сложные предложения

Углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки

Индивидуальный контроль

П. 37, упр. 212



84-85


Знаки препинания

в сложных предложениях с различными

видами связи


2

Усвоение новых знаний

Пунктуация сложного предложения

Углубить представление о структуре сложных предложениях с разными видами связи; развивать умение схематически представлять предложение; прививать навыки анализа текста; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка

П.38, 1 уровень — упр. 217, 2 — 216, 3 — 215.



86


Р/Р Сочинение на основе картины по теме «Родина».

1

Урок развития речи

Сочинение на основе картины

Научиться использовать алгоритм написания сочинения-описания на основе понимания содержания нравственной категории

Сочинение




87


Синтаксический

и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

1

Усвоение новых знаний

Синтаксис и пунктуация сложного предложения с различными видами связи

Познакомить учащихся с планами, образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи, отработать умения синтаксического и пунктуационного разборов на практике

Проверка с комментированным чтением, выборочная проверка

П. 39, упр. 218



88


Р/Р Публичная речь


1

Урок закрепления изученного

Цель, стуктура публичного выступления

Научиться применять алгоритм построения публичной речи

Проверочная работа

П. 40, упр. 222



89


Повторение по теме «СП с различными видами связи»


1

Урок рефлексии

Сложное предложение с различными видами связи

Научиться проектировать

и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Проверочная работа

Вопросы и задания с. 155, упр.224, 225



90


Контрольный диктант №4 с грамматическим

заданием

1

Урок контроля

Сложное предложение с различными видами связи

Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контрольный диктант




91


Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

Урок коррекции

Сложное предложение с различными видами связи

Научиться проектировать

и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Работа над ошибками




92

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах


Р/Р Устное сообщение по теме «Прекрасным может быть любой уголок природы».

1

Урок контроля

Устное сообщение

Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Устное сообщение




93



Фонетика
и графика

1

Урок общеметодологической направленности

Буква, звук

Обобщить знания по фонетике; углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии

Фронтальный опрос, выборочная проверка

П. 41, упр. 230



94



Лексикология (лексика), фразеология


1

Урок рефлексии

Лексика, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализ-мы, жаргонизмы, однозначные и многозначные слова

Обобщить знания по лексике и фразеологии; в совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей

Фронтальный опрос, выборочная проверка

П.42, 1 уровень — упр. 232, 2 — 233, 3 — 231.



95


Морфемика

1

Урок рефлексии

Морфема, корень, основа, окончание, приставка, суффикс, постфикс

Обобщить знания по разделу «Морфемика», совершенствовать орфографические навыки

Индивидуальный контроль

Упр.239



96


Словообразование


1

Урок рефлексии

Морфологические и неморфологические способы словообразования

Обобщить знания по разделам «Словообразование»; совершенствовать орфографические навыки

Фронтальный опрос, выборочная проверка


П. 44, упр. 241, упр. 245



97


Контрольный диктант №5 с грамматическим

заданием

1

Урок контроля


Научиться проектировать

и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Контрольный диктант




98


Анализ ошибок, допущенных в работе

1

Урок коррекции


Научиться проектировать

и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Работа над ошибками




99



Морфология

1

Урок рефлексии

Самостоятельные и служебные части

Обобщить знания по морфологии именных частей речи; совершенствовать орфографические навыки и навыки морфологического разбора

Фронтальный опрос, выборочная проверка,

индивидуальный опрос

П. 45, упр.247



100


Синтаксис

1

Урок рефлексии

Словосочетание, предложение

Закрепить знания о синтаксисе словосочетания, сложного и простого предложения

Индивидуальный контроль

П. 46, задание на с. 174, 1 уровень — упр. 256, 2-255, 3-254.



101


Орфография. Пунктуация


1

Закрепление изученного

Правила написания и постановки знаков препинания

Обобщить знания по разделам «Орфография», «Пунктуация»

Синтаксический разбор, комментированное письмо, тестовое задание, объяснительный диктант

П. 47, упр. 265 (групповая работа)



102


Подведение итогов

1









Раздел VI. Описание учебно-методического обеспечения.


Литература для учителя

  • Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина; научный ре­дактор Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2017.

  • Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Тростенцовой [и др.] / авт.-сост. Т.М. Амбушева. – Волгоград: Учи­тель, 2012.

  • Русский язык. поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Л.А. Тростенцова, А.И. Запоро­жец. - М.: Просвещение, 2018.

- ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под ред.И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2019.


Литература для учащихся

  • Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина; научный ре­дактор Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.

- ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под ред.И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2019.

- Егораева Г.Т. ГИА 2012. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые задания. – М.: «Экзамен», 2019.

- Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Кривко Т.Н., Кузнецова Л.И. ГИА 9 в 2020. Русский язык. А1 – А3 (текст, анализ текста, выразительные средства лексики и фразеологии). Рабочая тетрадь. – М.: МЦНМО, 2019.

- Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Кривко Т.Н., Кузнецова Л.И. ГИА 9 в 2012. Русский язык. А4 – А7 (фонетика и орфография). Рабочая тетрадь. – М.: МЦНМО, 2019.

- Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Кривко Т.Н., Кузнецова Л.И. ГИА 9 в 2020. Русский язык. В1 – В9 (лексика, синтаксис и пунктуация). Рабочая тетрадь. – М.: МЦНМО, 2019.

- Коротченкова Л.В. ГИА по русскому языку. Тренировочные работы. – Саратов: Лицей, 2019.


Интернет ресурсы, рекомендованные для учащихся

  • http://www.rusyaz.ru/pr/ Справочная служба русского языка

  • http://pycckoeslovo.ru/ Русский язык школьникам и абитуриентам

  • http://www.gramota.ru На сайте интерактивные диктанты, тренировочные упражнения по орфографии и пунктуации, словари рус­ского языка и др.)

  • http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm На сайте можно скачать разнообразные тренажеры, словари, справочники по русскому языку

  • http://likbez.spb.ru Тесты по русскому языку

  • http://learning-russian.gramota.ru Электронные пособия по русскому языку для школьников

  • http://nmansur.blogspot.com/p/2012.html Подготовка к ЕГЭ/ГИА

  • http://uchimcauchitca.blogspot.com/2010/12/9.html По уши в ГИА!


Образовательные электронные ресурсы

  • http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

  • http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в – обучении

  • http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

  • http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm Дистанционная поддержка учителей-словесников

  • http://ruslit.ioso.ru Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО


Литература, использованная при подготовке программы


  • Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку.

  • Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шан­ский Н.М.

  • Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского; А.И.Власенкова) / сост. Г.М. Вялкова. – М.: Глобус, 2008.



Раздел VII. Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку


В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать

-изученные разделы науки о языке;

-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

-основные единицы языка, их признаки;

-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

-объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

-определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

-опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

-производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

-составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

-соблюдать все основные нормы литературного языка;

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.


В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • соблюдать культуру публичной речи;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!