СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                     Рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 06. 10. 2009 года), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов общего образования и УМК «Рабочие программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» М.М. Разумовская и др., М.

                     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

                    Согласно учебному плану МБОУ СОШ №8 х. Чернышёв 2015 – 2016 учебного года в 7 классе  отводится  на изучение предмета Русский язык  – 4 часа в неделю, 140 часов в год (при 35 неделях). Настоящая программа рассчитана на 140 часов, из них:

на развитие речи - 32 часа;

на контрольные работы -  часов;

на творческие работы – часов;

на самостоятельные работы – часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Пояснительная записка

Статус документа


Рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 06. 10. 2009 года), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов общего образования и УМК «Рабочие программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» М.М. Разумовская и др., М.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №8 х. Чернышёв 2015 – 2016 учебного года в 7 классе отводится на изучение предмета Русский язык – 4 часа в неделю, 140 часов в год (при 35 неделях). Настоящая программа рассчитана на 140 часов, из них:

на развитие речи - 32 часа;

на контрольные работы - часов;

на творческие работы – часов;

на самостоятельные работы – часов.


Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.


Виды и формы контроля: контрольные и самостоятельные работы, диктанты, изложения, сочинения, лабораторные работы и практикумы, тестовые задания, творческие и исследовательские проекты.


Для обучения русскому языку используется учебно-методический комплект; Русский язык 7 класс. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов.



Требования к уровню подготовки учащихся

Цели обучения


Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ СОШ №8 х.Чернышёв Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе – 140 часов.




Общие учебные умения, навыки и способы деятельности


Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения


Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VII класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

В результате изучения русского языка ученик должен

Знать определения основных изученных явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры

Овладеть следующими умениями и навыками: производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе ;соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала; находить в словах изученные орфограммы, обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.



Адаптированное обучение


Программа по русскому языку для 7 класса основной образовательной школы в целом доступна учащимся с ОВЗ. Однако усвоение ряда тем требует предварительного формирования практических речевых умений, уточнения и расширения словарного запаса и грамматических конструкций, накопления языковых наблюдений и обобщений. Это приводит к использованию упражнений, развивающих речь учащегося, практически на каждом уроке. Особенности памяти, основных мыслительных процессов деятельности учащегося с ОВЗ требует большего времени для осознания грамматических правил, а также значительного количества тренировочных упражнений для формирования умений и навыков грамотного письма. Широко практикуются такие задания, как устное составление предложений, включающих однородные члены, умения находить предложения с прямой и косвенной речью, умения определять и находить части речи, выполнять морфемный разбор слова, находить грамматическую основу предложения, развивать навыки списывания, выразительного чтения.






Основные умения и навыки

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь».

Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.

































Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (140 часов)


урока

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Результат обучения

Виды и формы

контроля

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

О языке

(1 ч.)






1


Изменяется ли язык с течением времени.


1

Знакомство с учебником русского языка для 7 класса

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе, как явление развивающееся, изменяющееся течением времени.

Иметь представление о том, как язык развивается, изме-

няется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.



Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка»

П.1 упр.2у

Упр.4п.


2.09


Язык. Правописание. Культура речи.

Закрепление и углубление изученного в 5-6 классах (12+3 р.р.)



2

Р/Р Что мы знаем о стилях речи

1

Повторение и обобщение изученного о стилях.

Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану

Высказывание научного стиля.

Стилистический разбор небольшого текста





П.2 у.13

3.09


3

Р/Р Что мы знаем о типах речи

1

Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.Винокура

Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану.

Высказывание научного стиля.

Стилистический разбор небольшого текста


П.3 у.17

7.09


4,5,6

Фонетика и орфоэпия.

3

Систематизация знаний по теме на основе схем учебника: №8

Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма.


Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком.


Фонетический анализ небольшого текста

Фонетический разбор слова Объяснитель-ный диктант.


П.4 23п 24 у



П.4 33п 30 у

8.09

9.09


7,8,9,10,11



Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.




5

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

Знать способы образования

слов с помощью морфем.

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком.

Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов).

П.5 45у 46 п

10.09

14.09

15.09

16.09

17.09



Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев.

П.5 47у 48п



Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу.

П.5 51 у



12,13
















Способы и средства связи предложений в тексте

2

Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком

Разбор слов по составу

П.5 61 у


62п.

21.09

22.09


14

Р.Р. Изложение

1


Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля

Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437

П.6 ЗСП-3 94(1)

23.09


15


Проверочная работа по темам «Словообразованиеи морфемика», «Фонетика и офоэпия».


1


Уметь делать фонетический, словообразовательныйморфемный разбор.

Работа по словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии

П.5 78у. ЗСП-2

24.09


16

Анализ проверочной работы

1

Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе. Грамматические разборы.

Уметь: выполнять самостоятельно работу над ошибками, допущенными в проверочной работе

Работа над ошибками


28.09



Правописание: орфография и пунктуация (22+2р.р)




Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

17

Правописание: орфография и пунктуация.

1

Повторение правил правописания

Владеть орфографическим словарем.

Объяснительный диктант

П.7 87-88у

92п.

29.09


18, 19,20

. Буквы Ъ и Ь.

3

Повторение правила правописания Ъ и Ь (таблица), тренировочные упражнения для закрепления этого навыка

Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.


П.7 94

30.09

1.10

6.10


21

Буквы О и Ё после шипящих и ц.

1

Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании

Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы

П7 96у.

97п.

7.10


22

РР Стили речи. Публицистический стиль речи.

1

Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты.

Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте.

Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах.

РР Стили речи. Публицистический стиль речи.

8.10


23

Правописание приставок.

1

Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор.

Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками.

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы.

Распределительный диктант с взаимопроверкой.. Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст.

П.7

102у. 103п.



106п. ЗСП-4

12.10


24, 25

Орфограммы в корнях слов

2

Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения.

Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте.

Тематический тест. (15мин.)



Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне.

П.7 109п. 114у

13.10

14.10


26, 27


Правописание суффиксов

2

Правила написания

гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.


Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами

Лингвистический рассказ Тренировочные упражнения по алгоритму.

П.7 119у 120п.

15.10

19.10


28

Рубежная контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями

1

Проверить навык написания Н и НН в прилагательных и причастиях.

Уметь озаглавливать текст, определять основную мысль, определять выбор орфограммы Н и НН в прилагательных и причастиях, выделять окончания существительных, определяя падеж.

Диктант с дополнительными заданиями


20.10


29-30

Орфограммы в окончаниях

2

Правила написания безударной гласной в

в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов и причастий,

применение их на письме

Знать способ определения

написания окончаний слов разных частей речи.

Уметь свободно им пользоваться.

Контрольное списывание.

П.7 131п 132у



134п ЗСП-5

21.10



22.10


31

РР Стили речи. Публицистический стиль речи.

1

Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты.

Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте.

Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах.

П.10 192 п.

181у.



П.11 197п.

Дом.сочинение

26.10


32-33

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.


3

Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм.

Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму. Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные.

Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой

П.7 138п 142у






141п. 144у

27.10

28.10






29.10


34

Не и ни в отрицательных местоимениях

35

Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений.


1

Повторение правил написания сложных существительных, прилагательных, местоимений. Закрепление навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.


Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употребление.

Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой

П.7 143п

2.11


36

Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация»

1

Правописание: орфография и пунктуация

Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употреблении

Работа в парах с блок-схемой по теме

П.7 147у 148п

12.11


37

Словарное богатство русского языка.


1

Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала.

Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова

Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова

Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов.

П.8 154у. 155п

16.11


38,39,40

Грамматика: морфология и синтаксис.

3

Закрепление навыков разграничения частей речи и членов предложения.

Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте.

Объяснительный диктант

П.9180у.


181п.

17.11


18.11

19.11


Наречие (29+6р.р.)


41

Какие слова являются наречиями.

1

Дать понятие о наречии как части речи. Формировать

умение узнавать наречие,

доказывать свое мнение; отличать от других словоформ

Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями.

П.12 186П

ЗСП-7

23.11


42-43

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

2

Наречие и созвучные формы других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия.

Знать способы отличия наречий от других частей речи. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор.


Аналитическая работа с текстом

205



П.13



24.11



25.11


44-45

Разряды наречий по значению.

2

Разряды наречий по значению.

Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте.

Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров.

П.14 206(2)



П.14 209у 208


26.11



30.11


46

Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие»

1




П.14 214у

1.12


47-48

Степени сравнения наречий.

2

Образование степеней сравнения наречий.

Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени

Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений

П.15 219

План разбора

2.12



3.12


49

Р/Р Сочинение по картине «Материнство»

1

Композиция сочинения-


Сочинение

План разбора наречий

7.12


50-51-52

Словообразование наречий.

3

Образование наречий с помощью приставок и суффиксов

Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор.

Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант.


П.16 223п 224у


П.16 228п 226у.



П.16. 230п 240у

8.12


9.12



10.12


53

Контрольная работа по теме «Наречие»

1

Проверить уровень усвоения материала по теме. Выявить слабые места в подготовке учащихся

Уметь опознавать наречия, словосочетания с наречиями, определять разряд по значению и способ образования.

Задания, УМК, с.231

П.16 239п 240у

14.12


54-55

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

2

Правила слитно-раздельного написания

наречий.

Различие наречий и омонимичных словоформ.


Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.)

Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями.

П.17 244у 245п.







П.17 246п 251у

15.12






16.12


56

Не в наречиях на –О, -Е.

1

Закрепление правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на -О, -Е

Знать условия выбора слитного и раздель-ного написания Не с наречиями и другими частями речи.

Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями.


Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно?

П. 18 256у 257п

17.12


57

Буквы Н,НН в наречиях

на -О, -Е.

1

Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных.

Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи.

Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом.

П.18 260п 261у

21.12


58-59

РР Рассуждение-размышление.

2

Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений. Композиция сочинения-рассуждения.

Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте.

Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста.

Создание небольшого текста-рассуждения.

П.19 262п

22.12

23.12


60

Рубежный диктант

1

Проверить знания учащихся


диктант

271у 266п

24.12


61

Р/Р Сочинение-рассуждение «Хочу» и «надо».

1



сочинение


28.12


62

Буквы –О, -А на конце наречий.

1

-О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания.

Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом

П.20 277

29.12


63-64

Дефис в наречиях.

2

Дефис в наречиях.

повторение: дефис в местоимениях

Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Нахо­дить эти наречия в тексте и верно писать их.

Комментированное письмо.

Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых)

П.21


281п 283у

.01


.01


65-66

Не и ни в отрицательных наречиях.

2

Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях.

Знать правило и верно писать отрицательные наречия.

Опознавать сходство и раз­личие в правописании отри­цательных местоимений и отрицательных наречий.

Распределительный диктант.

Аналитическая работа с текстом.

П.22 288п


289п

.01


.01


67

Буква Ь на конце наречий после шипящих

1

Обобщенное правило употребления ь после шипящих в конце слов раз­ных частей речи.

Владеть обобщенным правилом употребления ь после шипящих в конце слов раз­ных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий.

Лингвистический рассказ

П.23 291п.

.01


68-69

Употребление наречий в речи

2

Употребление наречий в речи.

Понимать роль наречий в художественном и научном тексте, разницу между об­стоятельственными и опре­делительными наречиями.

Работа с текстами художественного стиля.

П.24 294п 295у


298у 301п.

17.01


18.01


70-71

Произношение наречий.

2

Произношение наречий.

Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения.


Работа с орфоэпическим словарем.

П.25 304п. 307у



П.12-25 296

19.01



23.01


72

Повторение и обобщение по теме «Наречие».

1

Морфологические признаки наречия. Правописание наречий. Наречие в словосочетании. Наречие как средство связи предложений.

Уметь опознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи, определять разряды наречий, пользоваться орфографическим словарем, производить морфемный разбор.

Редактирование текста. Творческое списывание.

312, 311 по выбору

24.01


73

РР Контрольное изложение «Поговорим о бабушках».

1

Изложение «Поговорим о бабушках».

Уметь сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль, обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор.

Изложение.

Методические рекомендации: с. 149

308у 310п

25.01


74

РР Описание состояния человека (№1)

1

Текст со значением описания состояния человека.

Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния человека с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли.


Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания.

П.26 318у

26.01


75

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

Проверка знаний, умений и навыков по теме

Уметь правильно писать наречия в тексте, орфограммы корня, правописание окончаний.



Диктант. Метод рекомендации: с.151

324п 323у

30.01



Служебные части речи. Предлог (6+7р.р.)

76

Предлог как часть речи.


1

Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении.

Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи.

Лингвистический рассказ. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов.

П.27 326п. 327у

31.01


77

РР Описание состояния человека (продолжение, №2)

1

Описание состояния человека

Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных; писать этюды, отражающие состояние человека

Составление текста-описания человека

П.26 325у 332п

1.02


78

Р/Р Контрольная работа

Сочинение «Как я в первый раз…»

1

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению.

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

сочинение




79

Разряды предлогов.


1

Роль предлогов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов.

Знать разряды предлогов.

Лингвистический рассказ Работа с текстом: синонимическая замена предлогов.

П.27 337п 338у

6.02


80

Правописание предлогов.

1

Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога.

Уметь правильно писать предлоги

Тест 15 мин.

Взаимодиктант.

творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

П.28 342у 340п

7.02


81

Правописание производных предлогов.

1

Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога.

Уметь правильно писать производные предлоги

Тест 15 мин.

Взаимодиктант.

творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

П.28 344у 343п

8.02


82

Произношение предлогов.

1

Работа с текстами.

Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их.

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание.

П.29 345п 346у

9.02


83

Употребление предлогов в речи

1

Употребление предлогов в речи. Работа с текстами.

Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их.

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание.

П.29 353у 351п

13.02


84-85

РР Порядок слов в спокойной монологической речи.


2

Анализ сочинения-рассуждения. Прямой порядок слов в речи (упр458). «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, формировать умение располагать их последовательно в спокойной монологической речи.

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи, его особенности в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на данное и новое. Формирование умения использовать в речи нерасчленяемые предложения

Знать, что представляют «данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Уметь устанавливать порядок слов в спокойной монологической речи.

Знать, что есть предложения, не членящиеся на данное и новое. Уметь использовать в речи нерасчленяемые предложения в спокойной монологической речи

Анализ сочинения-рассуждения. (упр458). Рассуждение по поводу установления порядка слов в спокойной монологической речи.

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи (упр.466).

Редактирование текста.

П.30 357п 358у





362п 364у

14.02





15.02


86-87-88

РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

3

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Знать особенности обратного порядка слов в текстах различных типовых значений.

Уметь замечать обратный порядок слов

Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи.

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.473. упр.477, 478)

П.31 371у 372п


П.31 373у 374п



П.31 376

16.02


20.02



21.02






Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи.

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.477, 478).




Союзы (7+5 р.р.)




89 - 90


Союз как часть речи. Разряды союзов.


2

Сведения о союзе как части речи; союзы в предложении, схемы предложения и их грамотное оформление на письме.

Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употреблять союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.

Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе»

П. 32 386у 388п



П.32 390п 387у

22.02



27.02


91 - 92

Правописание союзов.

2

Формировать умение пра-

вильно писать составные

союзы, различать союзы и

омонимичные слова.

Знать и безошибочно писать

союзы, предложенные для

заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами.

Тест 10 мин.

Осложненное списывание

П.33 395 по вариантам

396у


П.33 402п. 403у

28.02




29.02


93 - 94

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

2

Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова.

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложном предложении и отличии от подчинительных союзов.

Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении.

П.34 408п 409у



П.34 410п. 412у

1.03



5.03









95-98

Р/Р Описание внешности человека

4

Описание внешности человека. Презентация: способы выражения признаков описания внешности, портреты


Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки. Указывающие на особенности человека

Уметь находить признаки, указывающие на особенности героя художественного произведения.

Аналитичекая работа с текстом: №508. 509.

Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение

Аналитическая работа с художественным текстом произведения.

П.35 421п

426п

435у 439п

441у

7.03

8.03

9.03.

10.03


99

Р/Р Сочинение по картине, описание внешности человека

1




сочинение

10.03


100

Рубежный диктант

1




диктант

14.03


Частицы (9)




101-102



Частица как часть речи. Разряды частиц.

2


Частица как часть речи. Разряды частиц.

Знать формообразующие частицы и уметь использовать их при образовании глаголов.

Знать группы частиц по значению, правильно их писать, выделять среди других частей речи читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи.

Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц.

П.36 447п 448у



П.36 450

15.03



19.03


103-104-105

Правописание частиц.

3

Формирование умения раздельно-дефисного написания частиц. Закрепление

умения определять, к какой части речи относится слово.


Знать случаи употребления ,

на письме частиц не и ни с отдельными частями речи.

Уметь объяснять их правописание и верно употреблять их в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, БЫ, -ТО, -КА. Разграничивать частицы и приставки не-, ни-, верно их писать.

Объяснительный диктант.

Тест 15 мин.

П.37 452у


П.37

20.03

20.03


2.04





106-107

Употребление частиц в речи.

2

Объяснить смысловую роль

частицы в анализируемом

высказывании.

Наблюдать за использованием частиц в отрывках их художественных произведений

Составление текста с употреблением частиц.

П.38 467у 471п


Повтор.п.36-38

3.04


4.04


108

Произношение предлогов, союзов и частиц

1

Упражнять в правильном

произношении предлогов,

союзов, частиц.

Знать некоторые правила

ударения в предлогах, союзах, частицах. Правильно произносить наиболее упот­ребительные предлоги, сою­зы, частицы в текстах и фра­зах разных жанров и стилей

Работа с орфоэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц

П.39 472 480

5.04


109



Контрольный диктант по теме «Служебные части речи»

1

Проверить усвоение право­писания наречий, предло­гов и союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами

Уметь правильно писать наречия, предло­ги и союзы, местоимения, н-нн в суффиксах, а также правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами


диктант

Повтор. П27-40

9.04


Междометия и звукоподражательные слова (6+5р.р.)



110-111

Междометие.

2

Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке,

употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных

и служебных частей речи. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания.

Знать языковые особенности

междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометий в высказывании.







Образование слов разных частей речи от междометий.

Употребление междометий в реи (в тексте).

П.40 484п


П.40 493у 494п

10.04


11.04


112-113

Звукоподражательные слова.

2

Дать понятие о данной категории слов.

Знать отличие звукоподражательных слов от междометий.

Уметь опознавать звукоподражательные слова, образовывать от них глаголы, существительные Вырази­тельно читать предложения со звукоподражаниями.

Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов.

П.40 495п 501у




П.40 498у 499п

12.04




16.04


114

115

Омонимия разных частей речи.

2

Закрепить умение различать омонимичные формы

и правильно писать их.

Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-граммати-ческого анализа.


тест 15 мин.

П.41 505 у 510п



П.41 511у 514п

16.04



17.04


116

РР Характеристика человека

1

Дать представление о характеристике. Формировать

умения различать характе­ристики полные и краткие, определять роль характери­стики персонажа в художе­ственном произведении

Знать отличие краткой характеристики от полной.

Уметь создавать сжатую де­ловую характеристику на ос­нове художественной.

Составление текста-характеристики человека

П.42 517у 514

18.04




117

РР Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению.


1

Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. Учить определять смысловую структуру текста, вы­членять в нём микротемы, находить в тексте основную и допол­нительную информацию.

Уметь отбирать материал для

сжатого изложения.

Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов.


19.04


118

РР Сжатое изложение «О Чехове». Контрольная работа

1

Сжатое изложение

«О Чехове».

Уметь применять разные способы сжатия текста

Сжатое изложение «О Чехове».

Повтор. П.41-42

525у

23.04


119

Р/Р Характеристика человека . Подготовка к сочинению. Обобщение по теме.

1

Подготовка к сочинению.

Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных


П.42 526

24.04


120

Р/Р Сочинение «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..)

1


Уметь передавать описание состояния человека, его характер. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных

сочинение

Повтор. П.4 527у

25.04




Повторение и обобщение изученного (16+4р.р.)


121-122

Повторение изученного по фонетике и орфоэпии

2

Повторить трудные вопросы темы, порядок фонетического разбора.

Знать предмет изучения фонетики и орфоэпии. Уметь записывать слова в транс­крипции, делать фонетический разбор слов

Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером.

Тест 20мин (УМК).

Повт. П.4 531у 528п


Табл. С. 283-285

26.04


30.04


123 - 124

Повторение. Состав слова и словообразование.

2

Словообразование. Повторение способов словообразования. Презентация с заданиями.

Уметь производить словообразовательный разбор слова, морфемный разбор, образовывать словообразовательную цепочку, восстанавливать ее звенья.

Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации.

Тест 10 мин

539




542у 545п.

2.05




3.05


125-126

Повторение. Лексика и фразеология.

2

Повторить понятия - лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы

Уметь толковать слово в контексте, работать с толковыми словарями, определять прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь находить нарушение лексических норм.


Аналитическая работа с текстом.

работа с толковым словарем

П.5 повтор. 542у

546п


554

7.05



8.05


127-128

Грамматика, морфология и синтаксис.

2

Грамматика, морфология и синтаксис: повторение знаменательных частей речи, их синтаксической роли. Нарушение грамматических норм и их устранение.

Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена

Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: №571.

Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание (№572, 579).

559 п.9



Повтор. виды разбора

10.05



14.05




129

Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи.

1

Итоговая проверка знаний по всем разделам

Уметь выполнять задания по всем изученным разделам

Задания в тестовой форме (УМК)


15.05


130-

131

РР Повторение по разделу «Речь»

2

Нормы построения текста. Стили речи, типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Строение типовых фрагментов.

Знать нормы построения текста. Знать характерные черты стилей речи и типов речи, уметь объяснять, с какой целью они используются в тексте, использовать самостоятельно в тексте.

Аналитическая работа с текстом: №601.

На основе данного текста создание вторичного текста-описания состояния окружающей среды (602)

П.10,11,19,26 –повтор. 559

П.30,31,42 556

16.05



17.05


132-133

Орфография. Пунктуация.

2

Закрепить трудные вопросы раздела, связанные с правописанием (звонкие -глухие согласные, непроизносимые согласные, роль ьи ъ; безударные гласные. Закрепить умение

Знать основные правила орфографии и пунктуации и правильно писать знаменательные и служебные части речи в тексте, расставляя знаки препинания.

Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания.

Словарный диктант: №594 Творческая работа (№598)

566п . 567у



Повтор. П.27-29

570

21.05



22.05


134-135

РР Стили и типы речи.

2

Стили и типы речи.


Знать признаки стилей и типов речи.

Уметь преобразовывать текст одного стиля в текст другого стиля. выполняя его задачу.

Преобразование текста одного стиля в текст другого стиля (№600)

П.10,11,19

572 569

23.05


24.05


136-140

Повторение и обобщение изученного в 7 классе

5

Обобщение знаний

Знать материал изученный в 7 классе

Рассуждение на лингвистическую тему

П.26 35

573

24.05

28.05

29.05

30.05

31.05