Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Холмовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ____________ ФИО Протокол № ______ от «__ »_____________ 2018г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______________ ФИО «____ »______________2018г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Холмовская СОШ» _____________ ФИО Приказ № ______ от «__»______________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
11 класс
Базовый уровень
на 2018/2019 учебный год
Количество часов в год – 102 (3 часа в неделю)
Учитель Зоркова Татьяна Алексеевна
с.Холмовка, 2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН РФ от 05.03.2004 №1089 (в редакции приказа от 23.06.2015 №609).
- Примерной программы среднего образования по русскому языку и Программы по русскому языку Л.М.Рыбченковой и А.И. Власенкова.
- Учебника «Русский язык» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. - М., «Просвещение», 2014.
Электронно-образовательные ресурсы:
Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru
Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»
http://rus.1september.ru
Сайт «Культура письменной речи»
http:// www.gramma.ru
Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
http://rus.rusolymp.ru
Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru
http://www.philolog.ru/dahl
Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук
http://www.ruslang.ru
Интернет-проект исследователей-русистов Ruthenia.ru
http://www.ruthenia.ru
Кабинет русского языка и литературы
http://ruslit.ioso.ru
Конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех»
http://www.rm.kirov.ru
Культура письменной речи
http://www.gramma.ru
Цели и задачи изучения учебного предмета в 11 классе в 2018/2019 учебном году
Изучение русского языка в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи изучения русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения русского языка ученик 11 класса должен
знать/понимать:
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной
уметь:
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
аудирование и чтение
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводные уроки
Мышление и речь. Язык и культура. Эффективность речевой коммуникации. Требования к ЕГЭ.
Повторение
Основные виды орфограмм. Трудные случаи написания слов. Грамматическая основа предложения. Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым. Нормативное построение словосочетаний. Управление при словах, близких по значению. Грамматическая ошибка. Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Нормативное построение предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.
Авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор (словосочетание, простое и сложное предложение, предложение с прямой речью). Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Официально-деловой стиль речи
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
Публицистический стиль речи
Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к еѐ участникам.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Разговорная речь
Разговорная речь, сферы еѐ использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Язык художественной литературы
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нѐм эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Общие сведения о языке
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающие учѐные-русисты.
Итоговое повторение
Однородные члены предложения и пунктуация при них Особые случаи. Однородные и неоднородные определения. Однородные определения в художественной речи. Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Обособление определений и приложений. Художественная роль обособленных определений. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства, выраженные существительным с предлогом и сравнительным оборотом. Обособленные дополнения. Вводные слова и предложения, их роль в речи. Обращение и его виды. Слова-предложения да и нет. Трудности фонетического разбора. Трудности разбора слова по составу. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Трудные случаи словообразования. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их написание. Стилистическая роль служебных частей речи. Грамматическая омонимия, переходные явления в области частей речи. Слово – основная единица языка. Точность словоупотребления.
Подготовка к ЕГЭ
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов | Учебные часы | Контрольные работы | Развитие речи |
1 | Введение | 2 | | |
2 | Повторение | 14 | | Сж.изл. №1 |
3 | Официально-деловой стиль речи | 6 | КД №1 | |
4 | Публицистический стиль | 12 | | Сочинение на морально-этическую тему №1 |
5 | Разговорный стиль | 11 | КР №1 | |
6 | Язык художественной литературы | 12 | СД №1 | Сж.изл. №2 |
7 | Общие сведения о языке | 8 | | Сочинение на философскую тему №2 |
8 | Итоговое повторение сложных тем | 27 | КР №2 | Сочинение на патриотическую тему №3 |
9 | Подготовка к ГИА | 10 | КД №2 | |
| ВСЕГО | 102 | 5 | 5 |