Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с п. 1,ч.1 ст. 48 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, с п.18.2.2 ФГОС ООО, с учетом примерной программы программы по русскому языку для основной школы: «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС НОО).
Реализация учебной программы обеспечивается учебником: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский/ - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе в объеме 210 ч.
Из них контрольных работ:
административных контрольных работ -3
контрольных диктантов — 14;
Развитие речи - 47
Количество часов для изучения раздела и темы
№ | Тема раздела | р\р | Админ.кон | Кон.дикт | часы | Всего часов |
1 | Язык и общение | 1 | | | 3 | 4 |
2 | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 4 | 1 | 3 | 19 | 23 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 7 | | 2 | 28 | 34 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 5 | 1 | | 13 | 18 |
5 | Лексика. Культура речи | 4 | | | 8 | 12 |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 6 | | 3 | 21 | 27 |
7 | Имя существительное | 6 | | 2 | 18 | 24 |
8 | Имя прилагательное | 5 | | 2 | 11 | 16 |
9 | Глагол | 7 | | 2 | 27 | 34 |
10 | Повторение и систематизация изученного | 2 | 1 | | 11 | 14 |
| Итого | 47 | 3 | 14 | 159 | 210 |
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и пере даче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в по вседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основные формы и виды контроля
На уроках русского языка используются фронтальные и индивидуальные виды контроля и следующие формы контроля:
- выразительное чтение наизусть ;
- сочинения;
- развернутые ответы на вопросы;
- тестирование;
- контрольные срезы знаний по итогам полугодия, года.
+
Содержание курса русский язык
Язык и общение
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; -раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Развитие речи (далее P.P.). Текст. Тема текста. Стили.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»,
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повество- нательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
К.Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие Согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
К.Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
К.Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи».
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -рост-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика».
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.
К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежах окончаниях прилагательных с основной на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных енив корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стал-.
Правописание не с глаголами.
P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 5 классе
К. Р. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год.
Учебно-методическое обеспечение
Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2012.
Русский языкV класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составительН.В. Егорова. –М.:ВАКО,2011.
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.
Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.
Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://rusolimp.kopeisk.ru/
Критерии оценки письменных и устных ответов учащихся
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо
руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста,
рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместоработает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и ипосле приставок;
6)в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7)в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость иоднотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: вV классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2)содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности визложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
Язык и общение (3+1*) |
1 | Читаем учебник. Слушаем на уроке | | | |
2 | Язык и общение. | | | |
3. | Общение устное и письменное | | | |
4. | Р.р. Стили речи | | | |
Вспоминаем. Повторяем.Изучаем (19+4*) |
5. | Звуки и буквы. Произношение и правописание | | | |
6. | Орфограмма | | | |
7. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | | | |
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | | | |
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
10 | Буквы и, у, а после шипящих. | | | |
11 | Разделительные Ъ и Ь | | | |
12 | Раздельное написание предлогов с другими словами. Контрольный словарный диктант. | | | |
13 | Проверочный диктант по итогам повторения. Входной контроль. | | | |
14 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Р.р. Что мы знаем о тексте | | | |
15 | Р.р. Текст. Обучающее изложение (По Г.А.Скребицкому) Упр.70 | | | |
16 | Части речи. | | | |
17. | Глагол | | | |
18 | -Глагол. Тся и –ться в глаголах. | | | |
19. | Р.р. Тема текста. | | | |
20. | Личные окончания глаголов. | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
21. | НЕ с глаголами | | | |
22. | Имя существительное | | | |
23. | Имя прилагательное | | | |
24. | Местоимение | | | |
25. | Р.р. Основная мысль текста. «Памятный день» | | | |
26. | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Повторение пройденного в I-IV классах» | | | |
27. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | | | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.(28+7*) |
28. | Синтаксис. Пунктуация | | | |
29 | Словосочетание. | | | |
29 | Виды словосочетаний | | | |
30 | Разбор словосочетания. | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
31 | Предложение. | | | |
32 | Р.р. Подготовка к написанию сжатого изложение по рассказу В.П.Катаева. Упр.144 | | | |
33 | Р.р. Написание сжатого изложения по рассказу В.П.Катаева. Упр.144 | | | |
34 | Виды предложений по цели высказывания. | | | |
35 | Восклицательные предложения | | | |
36 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения на свободную тему (упр.157) | | | |
37. | Р.р. написание сочинения на свободную тему (упр.157) | | | |
38 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | | | |
39 | Сказуемое | | | |
40 | Тире между подлежащим и сказуемым | | | |
41 | Нераспространенные и распространенные предложения. Словарный диктант | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
41 | Второстепенные члены предложения. | | | |
42 | Дополнение | | | |
43 | Определение | | | |
45 | Обстоятельство | | | |
46 | Предложения с однородными членами | | | |
47 | Знаки препинания в предложении с однородными членами | | | |
48 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | | | |
49 | Предложения с обращениями | | | |
50 | Р.р. Письмо | | | |
51 | Синтаксический разбор предложения простого предложения | | | |
52 | Р.р.Подготовка к написанию сочинения по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (упр.229) | | | |
53 | Р.р. Написание сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (упр.2290 | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
54 | Пунктуационный разбор простого предложения | | | |
55 | Простые и сложные предложения. Словарный диктант | | | |
56 | Синтаксический разбор сложного предложения | | | |
57 | Синтаксический разбор сложного предложения | | | |
58 | Прямая речь | | | |
59 | Диалог | | | |
60 | Повторение и систематизация по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | | | |
61 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | | | |
62 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | | | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи(13+5*) |
63 | Фонетика. Гласные звуки | | | |
64 | Согласные звуки | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
65 | Изменение звуков в потоке речи. | | | |
66 | Согласные твёрдые и мягкие | | | |
67 | Р.р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания(по рассказу К.Г.Паустовского «Шкатулка» упр.283) | | | |
68 | Согласные звонкие и глухие .. | | | |
69 | Графика. | | | |
70 | Алфавит. | | | |
71 | Р.р. Описание предмета. | | | |
72 | Написание сочинения-описания(упр.302) | | | |
73 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | | | |
74 | Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. Словарный диктант | | | |
75 | Орфоэпия. | | | |
76 | Фонетический разбор слова. | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
77 | Повторение изученного по теме «Фонетика и графика» | | | |
78 | Тест по теме «Фонетика». | | | |
79 | Р.р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птицы».) | | | |
80 | Р.р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птицы».) | | | |
Лексика. Культура речи(8+4*) |
81 | Слово и его лексическое значение. | | | |
82 | Однозначные и многозначные слова | | | |
83 | Прямое и переносное значение слов. Словарный диктант | | | |
84 | Омонимы | | | |
85 | Синонимы. | | | |
86 | Р .р Контрольное сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | | | |
87 | Р .р Контрольное сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | | | |
88 | Антонимы | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
89 | Повторение изученного по теме «Лексика. Культура речи» | | | |
90 | Повторение изученного по теме «Лексика. Культура речи» | | | |
91 | Р.р. Контрольное изложение по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег». | | | |
92 | Р.р. Контрольное изложение по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег». | | | |
Морфемика. Орфография. Культура речи (21+6*) |
93 | Морфема – наименьшая значимая часть слова | | | |
94 | Изменение и образование слов. | | | |
95 | Окончание основа слова.. Словарный диктант | | | |
96 | Р.р. Сочинение по личным впечатлениям.(упр.385) | | | |
97 | Основа слова. | | | |
98 | Корень слова . Контрольный словарный диктант | | | |
99 | Р.р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение | | | |
100 | Р.р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
101 | Суффикс. | | | |
102 | Приставка . | | | |
103 | Р.р. Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика.(упр.420) | | | |
104 | Чередование звуков. Беглые гласные. Словарный диктант | | | |
105 | Чередование гласных и согласных в корне слова. Беглые гласные. | | | |
106 | Варианты морфем. | | | |
107 | Морфемный разбор слова. | | | |
108 | Правописание гласных и согласных в приставках. | | | |
109 | Буквы З и С на конце приставок. | | | |
110 | Буквы А-О в корнях -ЛАГ- , - ЛОЖ-. Словарный диктант | | | |
111 | Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ , -РОС- | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
112 | Буквы О-Ё после шипящих в корне | | | |
113 | Буквы Ы-И после Ц | | | |
114 | Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | | | |
115 | Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | | | |
116 | Контрольный диктант № 4 по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | | | |
117 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | | | |
118 | Р.р. Подготовка к написанию сочинение-описания картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр.470) | | | |
119 | Р.р. Написание сочинения-описания картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр.470) | | | |
Морфология. Орфография. Культура речи. |
|
Имя существительное(18+6*) |
120 | Имя существительное как часть речи. | | | |
121 | Р.р. Доказательства в рассуждении | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
122 | Существительные одушевленные и неодушевленные. Контрольный словарный диктант | | | |
123 | Существительные собственные и нарицательные | | | |
124 | Род имён существительных | | | |
125 | Имена существительные, которые имеют только множественного числа | | | |
126 | Р.р. Элементы рассуждения в повествовании Сжатое изложение по упражнению 513 | | | |
127 | Р.р. Элементы рассуждения в повествовании Сжатое изложение по упражнению 513 | | | |
128 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | | | |
129 | Три склонения имен существительных. Словарный диктант | | | |
130 | Падеж имен существительных | | | |
131 | Падеж имен существительных | | | |
132 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
133 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном лице. | | | |
134 | Р.р. Подготовка к написанию подробное изложение с изменением лица по упр. 547 | | | |
135 | Р.р. написание подробного изложения с изменением лица по упр. 547 | | | |
136 | Множественное число имён существительных. | | | |
137 | Правописание О - Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | | | |
138 | Морфологический разбор имени существительного | | | |
139 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | | | |
140 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | | | |
141 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Имя существительное» | | | |
142 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | | | |
143 | Р.р. Устное сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» (упр.563) | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
Имя прилагательное.(11+4*) |
144 | Имя прилагательное как часть речи. | | | |
145 | Имя прилагательное как часть речи. | | | |
146 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | | | |
147 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | | | |
148 | Р.р. Описание животного. | | | |
149 | Прилагательные полные и краткие. | | | |
150 | Краткие прилагательные с основой на шипящую. | | | |
151 | Р.р. Контрольное сочинение. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве» (по упр. 598) | | | |
152 | Р.р. Сочинение-описание животного по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве» (по упр. 598) | | | |
153 | Морфологический разбор имени прилагательного | | | |
154 | Р.р.Сочинение «Как я испугался». (упр.600) | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
155 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | | | |
156 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | | | |
157 | Контрольный диктант с грамматически заданием № 6 по теме « Имя прилагательное» | | | |
158 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | | | |
ГЛАГОЛ (29+7*) |
159 | Глагол как часть речи. Словарный диктант | | | |
160 | НЕ с глаголами | | | |
161 | Р.р. Рассказ | | | |
162 | Неопределенная форма глагола | | | |
163 | Неопределенная форма глагол. Контрольный словарный диктант | | | |
164 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | | | |
165 | Виды глагола | | | |
166 | Видовые пары | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
167 | Правописани буквы Е-И в корнях с чередованием | | | |
168 | Правописание букв Е-И в корнях с чередованием | | | |
169 | Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе) | | | |
170 | Время глагола. | | | |
171 | Прошедшее время. Контрольный словарный диктант № 4 | | | |
172 | Прошедшее время глагола | | | |
173 | Настоящее время. | | | |
174 | Настоящее время. | | | |
175 | Будущее время | | | |
176 | Будущее время | | | |
177 | Спряжение глагола | | | |
178 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Словарный диктант | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
179 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | | | |
180 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | | | |
181 | Морфологический разбор глагола | | | |
182 | Р.р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук. «Шоколадный торт» упр.688) | | | |
183 | Р.р. Написаниесжатого изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук. «Шоколадный торт» упр.688) | | | |
184 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. числа | | | |
185 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице ед. числа | | | |
186 | Употребление времён | | | |
187 | Р.р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании (упр.697) | | | |
188 | Повторение изученного по теме «Глагол» | | | |
189 | Повторение изученного по теме «Глагол» | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
190 | Контрольнй диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | | | |
191 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | | | |
192 | Р.р. Сочинение-рассказ по рисунку О.В. Попович «Не взяли на рыбалку» | | | |
193 | Р.р. Написание сочинения-рассказа по рисунку О.В. Попович «Не взяли на рыбалку» | | | |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе.(9+2*) |
194 | Разделы науки о языке. | | | |
195 | Разделы науки о языке. | | | |
196 | Р.р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору по упр. 717 | | | |
197 | Р.р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору по упр. 717 | | | |
198 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | | | |
199 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | | | |
200 | Орфограммы в окончаниях слов. Словарный диктант | | | |
201 | Орфограммы в окончаниях слов. | | | |
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
202 | Употребление букв Ъ и Ь знаков. Ь на конце слов после шипящих.Раздельное написание | | | |
204 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | | | |
205 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | | | |
206 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | | | |
207 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | | | |
207 | Резервные урок | | | |
208 | Резервные урок | | | |
209 | Резервные урок | | | |
210 | Резервные урок | | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Русский язык. 5 кл. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. - Просвещение, 2007 г.
Русский язык: справочные материалы. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Под ред. Шанского Н.М. - Просвещение, 1993.
Русский язык. Типовое планирование изучения курса. 5 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1997, № 3, 4, 5, 6; 1998, № 1, 2.
Практическая методика русского языка в 5 кл. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. - Просвещение, 1993, 1995.
Уроки русского языка. 5 кл. Богданова Г.А. - Просвещение, 1992.
Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 кл. Капинос В.И. и др. - Просвещение, 1991.
Русский язык 5-9. Тематические зачеты. Варианты 1-2. Богданова Г.А. и др. (Уровневая дифференциация обучения). - Образование для всех, 1995.
Русский язык. Методические рекомендации. Нефедова Н.А., Сидоренко Т.Ф., Логинова О.Б. (Уровневая дифференциация обучения). - Образование для всех, 1996.
Жердева Л.А. Русский язык в сред.школе:5 кл Карточки-задания Изд.: ВЛАДОС, 2000г.
Н. Бутыгина Русский язык. 5 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА Издательство: Академия Развития, 2010 г.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Изменения, внесённые в Примерную программу основного общего образования по русскому языку и Рабочую программу по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014), обусловлены сложностью обучения и усвоения отдельных тем и выражены в распределении часов по темам, в выборе образовательных технологий, формах и видах деятельности учащихся.
На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 210 часов за учебный год (из Федерального базисного (образовательного) учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации – 5 часов в неделю и 1 час в неделю из школьного компонента).
Количество часов для изучения раздела и темы
№ | Тема раздела | р\р | Админ.кон | Кон.дикт | часы | Всего часов |
1 | Язык и общение | 1 | | | 3 | 4 |
2 | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 4 | 1 | 3 | 19 | 23 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 7 | | 2 | 28 | 34 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 5 | 1 | | 13 | 18 |
5 | Лексика. Культура речи | 4 | | | 8 | 12 |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 6 | | 3 | 21 | 27 |
7 | Имя существительное | 6 | | 2 | 18 | 24 |
8 | Имя прилагательное | 5 | | 2 | 11 | 16 |
9 | Глагол | 7 | | 2 | 27 | 34 |
10 | Повторение и систематизация изученного | 2 | 1 | | 10 | 14 |
11 | Резервные уроки | | | | | 4 |
| Итого | 47 | 3 | 14 | 159 | 210 |
Распределение учебных часов по разделам программы
Язык – важнейшее средство общения — 4 ч (в т. ч.1 P.P., 1 К.Р.).
Вспоминаем, повторяем, изучаем — 29 ч (в т. ч. 1 К.Р.,5 Р.Р.).
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи — 37 ч (в т. ч. 3 К.Р., 6 Р.Р.).
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи — 16 ч (в т. ч. 1 К.Р., 4 P.P.).
Лексика. Культура речи — 14 ч (в т. ч. 2 К.Р., 4 P.P.).
Морфемика. Орфография. Культура речи — 29 ч (в т. ч. 1 К.Р.,4 Р.Р.).
Морфология. Орфография. Культура речи — 72 ч.
Имя существительное — 23 ч (в т. ч. 1 К.Р.,4 P.P.).
Имя прилагательное — 16 ч (в т. ч. 2 К.Р., 5 P.P.).
Глагол - 33 ч (в т. ч. 2 К.Р., 7 P.P.).
Повторение и систематизация изученного — 9 ч. (в т. ч. 2 К.Р., 1 P.P.).
Распределение учебных часов по разделам программы
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Из них | В том числе контрольных |
Развитие речи | Диктантов с гр. зад. | Тестов | Изложений | Сочинений |
1. | Язык и общение | 4 | 1 | 1 | | | |
2. | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 29 | 5 | 1 | | | |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 37 | 6 | 2 | | 1 | |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 16 | 4 | | 1 | | |
5. | Лексика. Культура речи. | 14 | 4 | | 1 | | 1 |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 29 | 4 | 1 | | | |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи. | 72 | 16 | 3 | | 1 | 1 |
| Имя существительное | 23 | 4 | 1 | | | |
| Имя прилагательное | 16 | 5 | 1 | | | 1 |
| Глагол | 33 | 7 | 1 | | 1 | |
8. | Повторение и систематизация изученного | 9 | 1 | 1 | | | |
всего | 210 | 41 | 9 | 2 | 3 | 3 |
Структурные отличия авторской и рабочей программы
№ | Раздел | Количество часов |
авторская программа | дополнительные часы | рабочая программа |
1. | Язык - важнейшее средство общения | 2 ч.+ 1 ч. | 1ч. | 3 ч. + 1ч. |
2. | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 17 ч. + 3 ч. | 7 ч. + 2 ч. | 24 ч. + 5 ч. |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 23 ч. + 7 ч. | 7 ч. | 31 ч.+ 6 ч. |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи | 12 ч. + 3 ч. | 1ч. | 12 ч. + 4 ч. |
5. | Лексика. Культура речи | 6 ч. + 2 ч. | 4 ч. + 2 ч. | 10 ч.+ 4 ч. |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи | 18 ч. + 4 ч. | 7 ч. | 25 ч. + 4 ч. |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное | 17 ч.+ 4 ч. | 2 ч. | 19 ч. + 4 ч. |
8. | Имя прилагательное | 10 ч. + 4 ч. | 1 ч. + 1ч. | 11 ч. + 5 ч. |
9. | Глагол | 29 ч. + 6 ч. | 3 ч. + 1 ч. | 26 ч. + 7 ч. |
10. | Повторение и систематизация пройденного в 5 классе | 5 ч. + 2 ч. | 2 ч. | 8 ч. + 1 ч. |
Итого: | 175 ч. | 35 ч. | 210 ч. |
Критерии оценки письменных и устных ответов учащихся
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля.
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо
руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста,
рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.
Используемый учебно-методический комплекс и средства обучения
Учебник
Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.
Колыхалова Е.П.. Практические задания по русскому языку. Для подготовки к урокам и ГИА. 5 класс. (К учебнику Т.А. Ладыженской.) – М: Астрель, 2014.
Методические пособия
Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников.
Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. – М: Просвещение, 2014.
Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2014.
Бройде, М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М., 1991.
Канафьева, А.В., Леденева В.В. Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2014.
Костяева, Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2014.
Ладыженская, Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.
Тростенцова, Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2014.
Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2014.
Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2014.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2014.
Цифровые образовательные ресурсы
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://rusolimp.kopeisk.ru/
http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
http://www.informika.ru /- сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей
Содержание программы
Язык – важнейшее средство общения
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Развитие речи (далее P.P.) Текст. Тема текста. Стили.
Контрольная работа (далее К.Р.) Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
К.Р. Контрольное изложение №1. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
К.Р. Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
К.Р. Контрольное сочинение №1. Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи».
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография».
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.
К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.
P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
К.Р. Контрольное сочинение № 2. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е – и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.
Правописание не с глаголами.
P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
К.Р. Контрольное изложение №2. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 5 классе
К.Р. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год. Контрольный диктант №8 по теме «Повторение в конце года».