МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании | Согласовано | Утверждаю. |
методического объединения | с зам. директора школы по УВР | Директор школы |
учителей-предметников | _______________________ | ______________________ |
Протокол №____________ | | |
от «_____» _______ 20____г. | «______» __________20____- г | Приказ № _____________ |
Руководитель МО | | |
________________________ | | от «___» _____________20____ г. |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 7 класса
(ФГОС ООО)
Разработана
учителем русского языка и литературы
Волковой О.В.
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;
2. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
3. Авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2013).
в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Бодеевская средняя общеобразовательная школа»;
Объем часов:
В соответствии с ФГОС содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе сводятся к следующему:
-научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
-формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки;
-закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, повествования, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
• электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
• репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
Основными формами и видами контроля, используемыми учителем, являются: входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, итоговый контрольный словарный диктант, комплексный анализ текста.
Используемый учебно – методический комплект: «Русский язык 7 класс» в 2-х частях (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., М.: Просвещение, 2015), рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Сроки реализации программы: один учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различной информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать все самостоятельные части речи и их формы, а также все служебные части речи и междометия;
различать причастия и прилагательные, находить причастия и причастные обороты в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, изменять и образовывать причастия, действительные и страдательные причастия;
различать наречия у деепричастия, находить признаки глагола и наречия у деепричастия, определять вид деепричастий, определять синтаксическую роль деепричастия в предложении, находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий;
различать наречия и слова категории состояния, определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении;
проводить морфологический анализ причастий, деепричастий, наречий, а также всенх служебных частей речи;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
применять орфографические правила, изученные в 7 классе;
использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи; анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, доклады, интервью и другие жанры, создавать словесный портрет;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 час)
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 6 КЛАССАХ (12 часов)
Синтаксис и пунктуация. Основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложения по цели высказывания и т.п). Разделы лингвистики – основные определения. Синтаксический и пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология. Основные понятия раздела. Умение работать с различными словарями.
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова, умение различать опознавательные признаки орфограмм – букв.
Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разборы. Нахождение слов с омонимичными корнями.
Морфология. Повторение изученных морфологических признаков частей речи, отработка навыков морфологического разбора.
Р.р.: Развитие речи. Текст. Стили литературного языка. Понятие текста, средства связи предложений в нем, определение абзаца, типы высказывания и их признаки; стили речи.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (104 часа).
Причастие (30 часов).
Характеристика причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическая роль причастия в предложении. Различие причастий и прилагательных, умение находить причастия и причастные обороты в тексте, определение признаков прилагательного и глагола у причастий, определение синтаксической роли причастия в предложении, изменение и образование причастия, действительные и страдательные причастия. Основные орфографические и пунктуационные правила и применение их.
Р.р.: Особенности публицистического стиля: назначение, сфера употребления, языковые приметы. Признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Формирование умения адекватно понимать содержание художественного текста, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности.
Деепричастие (11 часов)
Характеристика деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическая роль деепричастия в предложении; умение находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определение синтаксической роли деепричастия; нахождение и исправление ошибки в употреблении деепричастий; вид деепричастий. Основные орфографические и пунктуационные правила и применение их.
Р.р.: Особенности в составлении рассказа-описания.
Наречие (20 часов).
Повторение пройденного о наречии в 5 – 6 классах; своеобразие наречия как части речи, его место в системе других частей речи, общие и специфические признаки наречия, синтаксическая функция данной категории, словообразовательный и этимологический анализ наречий, смысловые группы наречий; орфографические правила и применение их.
Р.р.: Языковые особенности текста описания действия и дневниковых записей. Умение анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме.
Категория состояния (2 часа).
Категория состояния как часть речи. Значение категории состояния; знать, слова категории состояния не изменяются; состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния. Умение находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
Служебные части речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных (1 час).
Предлог (9 часов).
Предлог как служебная часть речи, отличие его от омонимичных приставок, роль предлога в словосочетании и предложении, употребление предлогов; виды предлогов; правописание производных предлогов.
Р.р.: Особенности сочинения на лингвистическую тему.
Союз (13 часов)
Союз как служебная часть речи. Роль союза в предложении и тексте; отличие предлога от союза, простые и составные союзы, союзы по значению, группы сочинительных и подчинительных союзов; правописание омонимичных союзов.
Р.р.: Особенности публицистического стиля. Отработка умений применять эти особенности в работе.
Частица (16 часов)
Понятие о частице, отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие, роль частиц в предложении и в образовании форм слов; разряды частиц, раздельное и дефисное написание частиц, правописание отрицательных частиц.
Р.р.: Особенности написания рассказа по данному сюжету.
Междометие (2 часа).
Междометие как часть речи, назначение в языке, знаки препинания при междометиях, правописание междометий. Конструирование предложений с междометиями.
Повторение определений основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, отработка умений и навыков, презентации по выбранным изученным темам (6 часов).
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела/темы | Количество |
п/п | | часов |
| Русский зык как развивающееся явление. | 1 |
| Повторение изученного в 5 – 6 классах | 12 |
| МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | 104 |
| Причастие | 20 |
| Деепричастие | 11 |
| Наречие | 30 |
| Категория состояния | 2 |
| Служебные части речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных | 1 |
| Предлог | 9 |
| Союз | 13 |
| Частица | 16 |
| Междометие | 2 |
| Повторение изученного в 5 – 7 классах | 6 |
| Итого: | 123 |
Календарно-тематическое планирование |
№ п.п | Дата проведения | Тема урока | Примечание |
П | Ф |
| | | Русский зык как развивающееся явление. | |
| | | Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Безличные глаголы. | Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020) |
| | | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. | Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020) |
| | | Р.Р. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта. | Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020) |
| | | Р.Р. Изложение (устное). Сочинение-рассказ. Рассказ на основе услышанного. | Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020) |
| | | Морфологический разбор глагола. Контрольный словарный диктант. | Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020) |
| | | Правописание гласных в суффиксах глагола. | Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020) |
| | | Повторение темы «Глагол». | Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020) |
| | | Контрольное тестирование по теме «Глагол». | Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020) |
| | | Анализ контрольного тестирования. | Темы, перенесенные с предыдущего года обучения (в связи с ДО, Приказ № 38 от 25.03.2020) |
| | | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах». | |
| | | Р.р. Текст. Стили русского литературного языка. Публицистический стиль. | |
| | | Причастие как часть речи | |
| | | Причастие как часть речи, его роль. | |
| | | Склонение причастий. | |
| | | Причастный оборот. | |
| | | Причастный оборот и определяемое слово. | |
| | | Выделение причастного оборота запятыми. | |
| | | Р.р. Описание внешности человека по личным впечатлениям. | |
| | | Действительные и страдательные причастия. | |
| | | Полные и краткие страдательные причастия. | |
| | | Действительные причастия настоящего времени. | |
| | | Действительные причастия прошедшего времени. | |
| | | Страдательные причастия настоящего времени. | |
| | | Страдательные причастия прошедшего времени. | |
| | | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | |
| | | Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных. | |
| | | Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных. | |
| | | Н в суффиксах кратких страдательных причастий. | |
| | | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Контрольный словарный диктант. | |
| | | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | |
| | | Проверочная работа по теме «Суффиксы причастий». | |
| | | Контрольное выборочное изложение с описанием внешности. Подготовка. | |
| | | Контрольное выборочное изложение с описанием внешности. Написание. | |
| | | Морфологический разбор причастия. | |
| | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | |
| | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Закрепление. | |
| | | Р.р. Устное сочинение по личным наблюдениям «Вы с ним знакомы». | |
| | | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | |
| | | Проверочная работа по теме «Орфограммы в причастиях» | |
| | | Повторение изученного о причастии (орфограммы в причастии). | |
| | | Повторение изученного о причастии (синтаксическая роль). | |
| | | Контрольный диктант по теме: «Причастие». | |
| | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |
| | | Деепричастие как часть речи. | |
| | | Деепричастный оборот. | |
| | | Запятые при деепричастном обороте. | |
| | | НЕ с деепричастиями | |
| | | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | |
| | | Морфологический разбор деепричастия | |
| | | Р.р. Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» (подготовка). | |
| | | Р.р. Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» (написание). | |
| | | Повторение по теме «Деепричастие» | |
| | | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | |
| | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |
| | | Наречие как часть речи. | |
| | | Смысловые группы наречий. | |
| | | Степени сравнения наречий | |
| | | P.p. Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И.Поповой «Первый снег»). | |
| | | Морфологический разбор наречия. | |
| | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и –е. Контрольный словарный диктант. | |
| | | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | |
| | | Н и НН в наречиях на -о и -е. | |
| | | Р.р. Сочинение-описание действий. | |
| | | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | |
| | | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С | |
| | | Дефис между частями слова в наречиях | |
| | | Р.р Контрольное сочинение-описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья» (подготовка). | |
| | | Р.р Контрольное сочинение-описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья» (написание). | |
| | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. | |
| | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. | |
| | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | |
| | | Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие». | |
| | | Контрольный диктант по теме «Наречие». | |
| | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |
| | | Категория состояния | |
| | | Категория состояния (продолжение). | |
| | | Р.р. Сжатое изложение по тексту «Обыкновенная земля». | |
| | | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. | |
| | | Употребление предлогов. | |
| | | Непроизводные и производные предлоги. | |
| | | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | |
| | | Р.р. Сочинение на лингвистическую тему (подготовка). | |
| | | Р.р. Сочинение на лингвистическую тему (написание). | |
| | | Слитное и раздельное написание производных предлогов | |
| | | Слитное и раздельное написание производных предлогов | |
| | | Союз как част речи. Простые и составные союзы. | |
| | | Сочинительные и подчинительные союзы. | |
| | | Запятая перед союзами в сложном предложении. | |
| | | Сочинительные союзы. | |
| | | Подчинительные союзы. | |
| | | Морфологический разбор союза. | |
| | | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | |
| | | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ продолжение). | |
| | | Р.р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения. | |
| | | Р.р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения (продолжение). | |
| | | Обобщение сведений о предлогах союзах. | |
| | | Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и союзов». | |
| | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |
| | | Частица как часть речи. | |
| | | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | |
| | | Модальные частицы. | |
| | | Раздельное и дефисное написание частиц. | |
| | | Морфологический разбор частиц. | |
| | | Отрицательные частицы. | |
| | | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | |
| | | Различение на письме частиц НЕ и НИ (продолжение). | |
| | | Р.р. Устное сочинение-рассказ по данному сюжету. | |
| | | Р.р. Контрольное изложение (подготовка). | |
| | | Р.р. Контрольное изложение (написание). | |
| | | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ | |
| | | Различение на письме частицы НИ и приставки НИ | |
| | | Обобщение и систематизация по теме «Частица» | |
| | | Контрольный диктант по теме «Частица». | |
| | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |
| | | Междометие | |
| | | Дефис в междометиях. Знаки препинания в междометиях. | |
| | | Р.р. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь. | |
| | Р.р. Доклад. | |
| | | Повторение. Разделы науки о языке. | |
| | | Повторение изученного о частях речи. | |
| | | Итоговый контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 7 классе». | |
| | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | |