муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Черницынская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
РАССМОТРЕНА на заседании МО протокол № 1 от «__» ______ 20___г. _____/____________/ | ПРИНЯТА на Педагогическом совете МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области Протокол от «__»_______20__г. №___ | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области ___________/И.Н. Петрова/ Приказ от «___»________ 20__г. № ___ |
Рабочая программа
по русскому языку
(наименование предмета)
для 7 класса
Разработчик: Креджян Г.Н.
Квалификационная категория: первая
с. Черницыно
2020
Аннотация
Данная рабочая программа ориентирована на учителей русского языка и литературы, работающих в 7 классах по УМК и Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
2.Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Черницынская СОШ» Октябрьского района Курской области
3. Примерной программой основного общего образования и авторской программы по русскому языку к учебникам 5 - 9 классов под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского /Москва: Просвещение, 2016 г.
4.Учебного плана МКОУ «Черницынская СОШ» Октябрьского района Курской области
Учебно-методический комплекс. Для реализации данной программы используется учебник:
Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /[ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина,О. М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2017.
Место предмета в учебном плане
Программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 102 часа. Согласно школьному учебному плану количество часов в неделю - 3, количество часов в учебном году по программе - 102.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи преподавания русского языка состоят в том, чтобы:
дать определённый круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых ) и умения построить функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учётом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
выработать орфоэпические, интонационные и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;
пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им.
Количество часов по программе –102
Количество часов в неделю – 3
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1)владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
I. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
I I. К концу VI I класса учащиеся должны о в л а д е т ь следующими у м е н и я м и и н а в ы к а м и:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Содержание тем учебного курса
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6-ых КЛАССАХ (6 ч)
Причастие (19 ч + 5 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда-
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причсастия с -суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (7 ч + 2 ч)
IV. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (16 ч + 5 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
IV. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
V. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Отзыв. Учебный доклад.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Предлог (4 ч + 5 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (9 ч + 2ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (7 ч + 3 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (3+2 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (5 ч+1ч)
Тематический план
№ п.п. | Наименование разделов | Всего часов | На развитие речи в том числе |
Сочинения | Изложения |
| Введение | 1 | | |
1. | Повторение пройденного в 5-6-ых классах | 6 | | |
2. | Причастие | 19/2 р/р | 1 | 2 |
3. | Деепричастие | 7/1 | 1 | |
4. | Наречие | 16 | 3 | 2 |
5. | Предлог | 5/1 | 3 | 2 |
6. | Союз | 9 | 2 | |
7. | Частица | 7 | 3 | |
8. | Междометие. Звукоподражательные слова | 3 | | 2 |
9. | Повторение и систематизация пройденного в 7 классе | 6/1 | | |
| ИТОГО: | 79/81 | 13 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
Предмет – русский язык Класс – 7
Учебник: «Русский язык», 7 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций. [М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, , Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. - М.: Просвещение,2014 г.
Количество часов в неделю – 3. Количество часов в год – 102.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Корректировка |
| Русский язык как развивающееся явление | 1 | | |
| Синтаксис и пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор | 1 | | |
| Лексикология и фразеология | 1 | | |
| Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор слова | 1 | | |
| Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 | | |
| Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | 1 | | |
| Контрольная работа №1 по теме «Повторение за курс 5-6 классов» | 1 | | |
| Анализ контрольной работы. Р.р. Текст. Диалог как текст. Виды диалога | 1 | | |
| Р.р. Стили литературного языка. Публицистический стиль речи | 1 | | |
| Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах. Причастие как часть речи | 1 | | |
| Склонение причастий | 1 | | |
| Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 1 | | |
| Р.р. Описание внешности человека. Словесный портрет | 1 | | |
| Действительные и страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени | 1 | | |
| Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 | | |
| Действительные причастия прошедшего времени | 1 | | |
| Страдательные причастия настоящего времени | 1 | | |
| Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | | |
| Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | | |
| Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Краткие страдательные причастия | 1 | | |
| Р.р. Обучающее выборочное изложение по тексту отрывка из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» (упр. 151) | 1 | | |
| Р.р. Обучающее выборочное изложение по тексту отрывка из рассказа М.Шолохова «Судьба человека» (упр. 151) | 1 | | |
| Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | 1 | | |
| Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных | 1 | | |
| Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | 1 | | |
| Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов | 1 | | |
| Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | | |
| Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | | |
| Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | | |
| Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» | 1 | | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Причастие» | 1 | | |
| Анализ контрольной работы. Понятие о деепричастии | 1 | | |
| Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | | |
| Р.р. Описание действий как вид текста | 1 | | |
| Раздельное написание не с деепричастиями | 1 | | |
| Деепричастия несовершенного вида | 1 | | |
| Деепричастия совершенного вида | 1 | | |
| Р.р. Рассказ с включением описания действий. Обучающее сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь» (упр. 209) | 1 | | |
| Морфологический разбор деепричастия. Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие» | 1 | | |
| Контрольная работа №3 по теме «Деепричастие» | 1 | | |
| Анализ контрольной работы. Наречие как часть речи | 1 | | |
| Смысловые группы наречий | 1 | | |
| Р.р. Сочинение-описание действий (на основе наблюдений) по картине И.Попова «Первый снег» (упр. 233) | 1 | | |
| Р.р. Сочинение-описание действий (на основе наблюдений) по картине И.Попова «Первый снег» (упр. 233) | 1 | | |
| Степень сравнения наречий | 1 | | |
| Степень сравнения наречий. Морфологический разбор наречия | 1 | | |
| Слитное и раздельное написание не с наречиями на о-е | 1 | | |
| Буквы е-и в приставках не/ни отрицательных наречий | 1 | | |
| Р.р. Контрольное выборочное изложение | 1 | | |
| Н и НН в наречиях на о-е | 1 | | |
| Буквы о-е после шипящих на конце наречий | 1 | | |
| Буквы о-а на конце наречий с приставками | 1 | | |
| Р.р. Контрольное сочинение-описание по картине Е.Широкова «Друзья» (упр. 273) | 1 | | |
| Дефис между частями слова в наречиях | 1 | | |
| Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | | |
| Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | | |
| Ь после шипящих на конце наречий | 1 | | |
| Слова категории состояния и модальные слова | 1 | | |
| Р.р. Обучающее сжатое изложение по тексту К.Паустовского (упр. 322) | 1 | | |
| Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие» | 1 | | |
| Контрольная работа № 4 по теме «Наречие» | 1 | | |
| Анализ контрольной работы. Р.р. Отзыв. Учебный доклад | 1 | | |
| Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как служебная часть речи | 1 | | |
| Р.р. Обучающее изложение с элементами сочинения по тексту В.Никольского (упр. 329-330) | 1 | | |
| Р.р. Обучающее изложение с элементами сочинения по тексту В.Никольского (упр. 329-330) | 1 | | |
| Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги | 1 | | |
| Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов | 1 | | |
| Р.р. Контрольное сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа» (упр. 348) | 1 | | |
| Р.р. Контрольное сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа» (упр. 348) | 1 | | |
| Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | | |
| Союз как часть речи. Простые и составные союзы | 1 | | |
| Союзы сочинительные и подчинительные | 1 | | |
| Запятая перед союзами в простом и сложном предложении | 1 | | |
| Сочинительные союзы | 1 | | |
| Подчинительные союзы | 1 | | |
| Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза | 1 | | |
| Р/р Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр. 384) | 1 | | |
| Р/р Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр. 384) | 1 | | |
| Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато | 1 | | |
| Обобщение и систематизация изученного о предлогах и союзах | 1 | | |
| Контрольная работа №5 по теме «Союзы и предлоги» | 1 | | |
| Анализ контрольной работы. Частица как часть речи | 1 | | |
| Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | | |
| Р.р. Обучающее сочинение-рассказ по данному сюжету «Горе-мечтатель» (упр. 408) | 1 | | |
| Смыслоразличительные частицы. Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | | |
| Отрицательные частицы. Различение на письме частиц не и ни. | 1 | | |
| Различение на письме частицы не и приставки не | 1 | | |
| Р.р. Контрольное сочинение-рассказ по данному сюжету (упр. 446) | 1 | | |
| Различение на письме частицы ни, союза ни-ни и приставки ни. Морфологический разбор частицы | 1 | | |
| Обобщение и систематизация по теме «Частица» | 1 | | |
| Зачёт по теме «Служебные части речи» | 1 | | |
| Междометия как особый разряд слов | 1 | | |
| Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличие от междометий | 1 | | |
| Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Морфологический разбор междометия | 1 | | |
| Р.р. Контрольное сжатое изложение по тексту В.Пескова «Родина» (упр. 467) | 1 | | |
| Р.р. Контрольное сжатое изложение по тексту В.Пескова «Родина» (упр. 467) | 1 | | |
| Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика | 1 | | |
| Р.р. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь | 1 | | |
| Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование | 1 | | |
| Морфология. Орфография. Синтаксис и пунктуация | 1 | | |
| Итоговая контрольная работа | 1 | | |
| Анализ контрольной работы. Заключительное занятие | 1 | | |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Черницынская средняя
общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
_______________/ И.Н. Петрова/
Приказ от « » августа 2020г. №
Календарно-тематическое планирование
Предмет Русский язык
Класс 7
УМК Русский язык, 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Авт. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, М.: «Просвещение», 2014 г.
Учитель Креджян Галина Николаевна
2020-2021 учебный год