Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендовано Методическим объединением НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» Протокол №1 от «31» августа 2017г. Руководитель ШМО _______________/О.Е.Самохвалова/ | Рассмотрено: Протокол заседания методического совета от 31 августа №1 Заместитель директора НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» __________ О.Г.Сивоченко «01» сентября 2017г. | Утверждена: Директор школы __________ Е.В. Бабушкина Приказ от 01.09.2017г. № от. № 538-0 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
__________русский язык________
(наименование учебного предмета)
ДЛЯ _7А_КЛАССА
НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
Клекта Лариса Николаевна
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7А класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ МОиН №1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюс № 19644 от 01.02.2011 с изменениями) и Программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012).
Планирование составлено из расчёта 4 часа в неделю (7 класс – 140 часов в год) и ориентировано на учебник: Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.
Цели обучения.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Специфика курса русского языка требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач. Гуманитарное образование вносит свой вклад в формирование личности и развитие духовной составляющей человека, играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона связана с формированием способов деятельности, духовная - с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. Без базовой подготовки невозможно стать образованным человеком, так как русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Формы промежуточной аттестации:
-диктант с грамматическим заданием;
-тест;
- итоговая контрольная работа.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
определению темы, основной мысли текста, функционально-смысловой типа и стиля речи; анализ структуры и языковых особенностей текста;
проведению морфологического разбора частей речи, изученных в 7 классе;
проведению синтаксического разбора предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдению нормы литературного языка в пределах изученного материала.
распознаванию в словах изученных орфограмм, обоснованию их выбора, овладению нормами написания слов с изученными орфограммами, причастных и деепричастных оборотов
Ученик получит возможность научиться:
адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда;
описывать человека, процессы труда;
писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).
грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Русский язык как развивающееся явление.
Повторение пройденного в V-VI классах.
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Развитие речи. Контрольная работа №1. Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие.
Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причсастия с суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие.
Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Рассказ по картине.
Наречие.
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния.
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи.
Предлог.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и в сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в 5-7классе.
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Раздел | Кол-во часов | Из них уроков развития речи | | Диктантов с грам. заданием/контрольная работа |
Устных | Изложений | Сочинений |
-
| Русский язык как развивающееся явление. Вводный урок. | 1 | | | | |
2 | Повторение изученного в 5-6 классе | 12 | | | 2 | 1 |
3 | Тексты и стили речи | 4 | 2 | | | |
4 | Морфология. Орфография. Причастие. | 33 | | 3 | 4 | 2 |
5 | Деепричастие | 11 | | | 1 | 1 |
6 | Наречие | 31 | 1 | | 5 | 2 |
7 | Слова категории состояния | 4 | | 2 | | |
8 | Служебные части речи. Предлог. | 9 | | | 1 | 1 |
9 | Союз | 12 | | | 2 | 1 |
10 | Частица | 12 | 1 | | 2 | 1 |
11 | Междометие | 1 | | | | |
12 | Повторение изученного в 5-7 классе | 10 | | | 2 | 2 |
| Итого | 140 | Итого: 28 | 10 |
Календарно – тематическое планирование
| | |
Часов | Название темы/урока |
План | Дата |
1 | Русский язык как развивающееся явление. Вводный урок. |
04.09 | | Русский язык как развивающееся явление. Вводный урок. |
12 | Повторение изученного в 5-6 классе |
05.09 | | Синтаксис. Синтаксический разбор. |
06.09 | | Пунктуация. Пунктуационный разбор. |
07.09 | | Лексика и фразеология. |
11.09 | | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. |
12.09 | | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова. |
13.09 | | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. |
14.09 | | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. |
18.09 | | Р.Р. Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» |
19.09 | | Р.Р. Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» |
20.09 | | Повторение раздела «Повторение изученного в 5-6 классах» |
21.09 | | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» |
25.09 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» |
4 | Тексты и стили речи |
26.09 | | Текст |
27.09 | | Р.Р.Стили литературного языка |
28.09 | | Диалог. Виды диалогов. |
02.10 | | РР. Публицистический стиль. |
33 | Морфология. Орфография. Причастие |
03.10 | | Причастие как часть речи. |
04.10 | | Причастие как часть речи |
05.10 | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий |
09.10 | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий |
10.10 | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий |
11.10 | | Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота. |
12.10 | | Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота. |
16.10 | | Р.Р. Описание внешности человека. |
17.10 | | Р.Р. Описание внешности человека. |
18.10 | | Действительные и страдательные причастия. |
19.10 | | Краткие и полные страдательные причастия. |
23.10 | | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. |
24.10 | | Действительные причастия прошедшего времени. |
25.10 | | Контрольная работа за первую четверть по теме "Причастие" |
26.10 | | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
07.11 | | Р.Р. Изложение по тексту упр.100 «Воспоминания Т.Л.Сухотиной о детстве» |
08.11 | | Р.Р. Изложение по тексту упр.100 «Воспоминания Т.Л.Сухотиной о детстве» |
09.11 | | Страдательные причастия прошедшего времени. |
13.11 | | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. |
14.11 | | Одна и две буквы Н в суффиксах страда- тельных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. |
15.11 | | Одна и две буквы Н в суффиксах страда- тельных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. |
16.11 | | Одна и две буквы Н в суффиксах страда- тельных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. |
20.11 | | Одна и две буквы Н в суффиксах страда- тельных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. |
21.11 | | Р.Р. Выборочное изложение по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» |
22.11 | | Р.Р. Выборочное изложение по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» |
23.11 | | Морфологический разбор причастия. |
27.11 | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
28.11 | | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
29.11 | | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
30.11 | | Повторение темы «Причастие» |
04.12 | | Контрольный диктант по теме «Причастие» |
05.12 | | Анализ контрольного диктанта по теме «Причастие». Работа над ошибками. |
06.12 | | Р.Р. Сочинение-описание внешности товарища (упр.145-146) |
11 | Деепричастие |
07.12 | | Деепричастие. Понятие о деепричастии. |
11.12 | | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. |
12.12 | | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. |
13.12 | | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. |
14.12 | | Деепричастия несовершенного вида. |
18.12 | | Деепричастия совершенного вида. |
19.12 | | Р.Р. Сочинение-описание действий человека по картине С. Григорьева «Вратарь» |
20.12 | | Морфологический разбор деепричастий. |
21.12 | | Повторение темы «Деепричастие». |
25.12 | | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». |
26.12 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Деепричастие» |
31 | Наречие |
27.12 | | Наречие как часть речи. |
28.12 | | Смысловые группы наречий. |
10.01 | | Смысловые группы наречий. |
11.01 | | Р.Р. Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег». |
15.01 | | Р.Р. Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег». |
16.01 | | Степени сравнения наречий. |
17.01 | | Степени сравнения наречий. |
18.01 | | Морфологический разбор наречий. |
22.01 | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, и –Е. |
23.01 | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, и –Е. |
24.01 | | Контрольный диктант по теме «Наречие». |
25.01 | | Анализ контрольного диктанта по теме «Наречие». |
29.01 | | Буквы Е и И в приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий. |
30.01 | | Буквы Е и И в приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий. |
31.01 | | Р.Р. Устный рассказ по опорным словам. |
01.02 | | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е. |
05.02 | | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е. |
06.02 | | Р.Р. Описание действий. Сочинение о труде для рубрики школьной газеты «Учимся работать». |
07.02 | | Р.Р. Описание действий. Сочинение о труде для рубрики школьной газеты «Учимся работать». |
08.02 | | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий |
12.02 | | Буквы О и А на конце наречий. |
13.02 | | Буквы О и А на конце наречий. |
14.02 | | Дефис между частями слова в наречиях |
15.02 | | Дефис между частями слова в наречиях |
19.02 | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных |
20.02 | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных |
21.02 | | Р.Р. Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья» |
22.02 | | Мягкий знак на конце наречий. |
26.02 | | Повторение темы «Наречие». |
27.02 | | Контрольный диктант по теме «Наречие» |
28.02 | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Наречие» |
4 | Слова категории состояния |
01.03 | | Категория состояния как часть речи. |
05.03 | | Морфологический разбор категории состояния. |
06.03 | | Р.Р. Сжатое изложение по упр.281 «Обыкновенная земля» |
07.03 | | Р.Р. Сжатое изложение по упр.281 «Обыкновенная земля» |
9 | Служебные части речи. Предлог. |
12.03 | | Самостоятельные и служебные части речи. |
13.03 | | Предлог как часть речи. |
14.03 | | Употребление предлогов |
15.03 | | Непроизводные и производные предлоги |
19.03 | | Простые и составные предлоги. |
20.03 | | Морфологический разбор предлогов. |
21.03 | | Р.Р. Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» |
22.03 | | Слитное и раздельное написание производных предлогов. |
02.04 | | Контрольный диктант по теме «Предлог» |
12 | Союз |
03.04 | | Союз как часть речи. |
04.04 | | Простые и составные союзы.Союзы сочинительные и подчинительные. |
05.04 | | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. |
09.04 | | Сочинительные союзы. |
10.04 | | Р.Р. Сочинение на тему «Я сижу на берегу…» |
11.04 | | Подчинительные союзы. |
12.04 | | Морфологический разбор союзов. |
16.04 | | Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему «Как я отношусь е чтению» |
17.04 | | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы |
18.04 | | Повторение сведений о предлогах и союзах. |
19.04 | | Контрольный диктант по теме «Союз» |
23.04 | | Анализ контрольного диктанта по теме «Союз» |
12 | Частица |
24.04 | | Частицы. Частица как часть речи. |
25.04 | | Разряды частиц. |
26.04 | | Формообразующие частицы.Смысловые частицы. |
30.04 | | Раздельное и дефисное написание частиц. |
03.05 | | Р.Р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» |
07.05 | | Морфологический разбор частицы. |
08.05 | | Отрицательные частицы. |
10.05 | | Р.Р. Сочинение-рассказ по данному сюжету |
14.05 | | Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни. |
15.05 | | Р.Р. Составление текста-инструкции |
16.05 | | Обобщение по теме «Частица». |
17.05 | | Контрольный диктант по теме «Частица». |
1 | Междометие |
21.05 | | Междометие как часть речи. |
10 | Повторение изученного в 5-7 классе |
22.05 | | Разделы науки о русском языке. Текст, стили речи. |
23.05 | | Р.Р. Сочинение на заданную тему.(Упр.428) |
24.05 | | Р.Р. Сочинение на заданную тему.(Упр.428) |
28.05 | | Повторение по теме «Стили речи». |
29.05 | | Итоговая контрольная работа за курс 7 класса |
30.05 | | Итоговая контрольная работа за курс 7 класса |
31.05 | | Анализ итоговой контрольной работы |
04.06 | | Повторение по теме "Фонетика" |
05.06 | | Повторение по теме "Графика". |
06.06 | | Повторение по теме " Лексика и фразеология". |