Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе авторской программы по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, М. Н. Шанского «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы)» - М., «Просвещение», 2019 год). В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов и др. – М.: «Просвещение», 2019 г.)
Цели и задачи изучения русского языка на ступени основного общего образования:
воспитание духовно богатой нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры обучающихся;
совершенствование коммуникативных, речевых способностей.
В учебном плане МБОУ «Тат-Пишленская СОШ» предусмотрено на изучение русского языка в 9 классе 102 часа (3часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
основные функции языка;
основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
основные нормы русского литературного языка;
нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;
структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.
Учащиеся должны уметь:
определять основные лингвистические понятия;
характеризовать орфограммы, пунктограммы;
выполнять разные виды разбора;
различать типы текста;
различать стили речи;
применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;
писать изложение (в том числе и сжатое);
создавать сочинения разных типов;
владеть разными типами речи.
2.Содержание учебного предмета «Русский язык 8класс»
Международное значение русского языка. Роль русского языка в современном мире, причины его авторитета. Международное значение русского языка. Понятие о богатстве, образности русского языка как языка художественной литературы.
Повторение изученного в 5-8 классах. Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма. Орфограмма. Лексическое значение слова. Омографы, омофоны, паронимы. Фразеологизмы. Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» Морфемы; морфемный и словообразовательный разбор. Способы образования слов. Морфемы, передающие информацию о слове, определение основных способов словообразования. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Р/р Сочинение по картине В.Васнецова «Баян» Опознавательные признаки словосочетания, средства синтаксической связи в словосочетаниях, опознавательные признаки предложения, отличие предложения от словосочетания. Грамматическая основа. Главные и второстепенные члены предложения. Текст. Стили текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Р/р Устное описание человека (портрет) Повторение орфограмм и пунктограмм, изученных в 5-8 классах. Проверка усвоения материала, изученного в 5-8 классах. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Понятие сложное предложение. Общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Союзные( сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения) и бессоюзные предложения. Понятие о сложносочинённом предложении. Понятие о сложноподчиненном предложении. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.
Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения . Три группы сложносочиненных предложений. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Постановка знаков препинания в ССП предложении. Составление схем предложений. Р/р Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения". Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение».
Сложноподчинённые предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Схематическое изображение строения сложноподчиненного предложения. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчинённых предложений: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Отличие определительных придаточных и местоимённо-определительных. Р/р Изложение по теме «Прототипы образа Чацкого». Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Словарный диктант. Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, места, времени. Р/р Сжатое изложение «Средняя полоса России». Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины, цели. Придаточные предложения сравнительные, уступительные . Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?». Текст. Типы речи, рассуждение. Прямое доказательство и доказательство от противного. Придаточные предложения следствия. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений с придаточными присоединительными, их текстообразующая роль. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Р/р Сообщение на лингвистическую тему.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них. Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241) Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина. Последовательное подчинение. Параллельное подчинение. Однородное подчинение. Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). Р/р Деловые бумаги. Официально-деловой стиль. Заявление. Автобиография. Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение». Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными. Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённое предложение».
Бессоюзные сложные предложения.
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях. Отделительные знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, изъяснения. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений со значением изъяснения, их текстообразующая роль. Тире в бессоюзном сложном предложении со значением времени и условия, следствия и противопоставления. Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета. Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета. Р/р Реферат. Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения». Контрольная работа в форме ОГЭ
Сложные предложения с различными видами связи.
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. Сочетание знаков препинания. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?». Авторские знаки препинания. Р/ р Сжатое изложение.
Общие сведения о языке
Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык – средство общения и познания. Язык как исторически развивающееся явление. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Языковые контакты русского языка. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Изменения в словарном составе языка, его грамматике и фонетике.
Русский литературный язык и его стили. Разговорная речь. Научный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Язык художественной литературы. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка. Р/р. Сжатое изложение
Повторение. Систематизация изученного по следующим разделам языка: фонетика, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика, словообразование, морфология. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Р/р Изложение с элементами сочинения .Наречие. Категория состояния. Предлог. Союз. Частица. Синтаксис. Пунктуация. Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Скобки. Кавычки. Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ. Анализ ошибок.
Форма контроля: диктант
3. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | На изуч. теории | Работ по развитию речи | Контрольных работ |
1 | Международное значение русского языка | 1 | 1 | | |
2 | Повторение изученного в 5-8 классах | 11 | 7 | 3 | 1 |
3 | Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. | 9 | 6 | 2 | 1 |
4 | Сложноподчинённые предложения. | 28 | 23 | 4 | 1 |
5 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | 9 | 4 | 4 | 1 |
6 | Бессоюзные сложные предложения | 24 | 14 | 5 | 5 |
7 | Повторение | 20 | 14 | 2 | 4 |
| Итого | 102 | 69 | 20 | 13 |
3.1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока. | Колич. час. | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Международное значение русского языка. § 1. (1 ч.) | 1 | 2 | |
| Повторение изученного в 5-8классах | 8+3Р/Р | | |
2. | Фонетика § 2 | 1 | 5 | |
3. | Лексикология и фразеология. § 3 | 1 | 6 | |
4. | Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» | 1 | 9 | |
5. | Морфемика. Словообразование. § 4. | 1 | 12 | |
6. | Морфология. Орфография § 5. | 1 | 13 | |
7 | Р/р Изложение (упр.40) | 1 | 16.09 | |
8 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. § 6. | 1 | 19 | |
9 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | 1 | 20 | |
10. | Р.Р. Сочинение по картине В.Васнецова «Баян» | 1 | 23 | |
11. | Текст. | 1 | 26.09 | |
12. | Контрольный диктант 1 по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». | 1 | 27.09 | |
| Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. | 7+2Р/р | | |
13. | Сложное предложение. | 1 | 30.09 | |
14. | Основные виды сложных предложений. | 1 | 3.10 | |
15. | Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. | 1 | 4, | |
16-18 | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8 | 3 | 7,10,11 | |
19. | Р/Р Рецензия. | 1 | 14 | |
20. | Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения" | 1 | 17.10 | |
21. | Контрольная работа 2 по теме «Сложносочинённое предложение». | 1 | 18 | |
| Сложноподчиненные предложения. | 24ч.+4Р/р | | |
22. | Строение сложноподчиненного предложения. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. § 9 | 1 | 21 | |
23. | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10. | 1 | 24 | |
24-25 | Схемы сложноподчиненных предложений. Место придаточного предложения в СПП. | 2 | 25 – 7.11. | |
26 | Знаки препинания в СПП | 1 | 8 | |
27- 28 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10. | 2 | 11-14 | |
29. | р/р Изложение.( упр.126) | 1 | 15 | |
30 | Р/Р Работа с текстами | 1 | 18 | |
31-33 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11. | 3 | 21-22-25 | |
34-35 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени | 2 | 28-29 | |
36 | Придаточные предложения места | 1 | 2.12 | |
37. | Придаточные предложения времени. | 1 | 5 | |
38. | Р/Р Работа с текстами | 1 | 6 | |
39. | Придаточные предложения условные. | 1 | 9 | |
40 | Придаточные предложения причины, цели. . | 1 | 12 | |
41-42 | Придаточные предложения сравнительные | 2 | 13-16 | |
43. | Придаточные предложения уступительные. | 1 | 19 | |
44. | Придаточные предложения следствия | 1 | 20 дек | |
45 | Придаточные предложения присоединительные | 1 | 23.12 | |
46 -47 | Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». | 2 | . | |
48. | Р/Р Работа с текстами | 1 | | |
49. | Контрольная работа 3 по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными | 1 | | |
| Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | 5+4Р/Р | | |
50 | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 | 1 | | |
51. | Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С. Пушкина (упр.241) | 1 | | |
52. | Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С. Пушкина | 1 | | |
53. | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 | 1 | | |
54. | Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14 | 1 | | |
55. | Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). | 1 | | |
56. | Р/р. Деловые бумаги. | 1 | | |
57. | Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение» | 1 | | |
58. | Контрольный диктант 4 по теме: «Сложноподчинённое предложение» | 1 | | |
| Бессоюзные сложные предложения. | 19+5Р/р | | |
59. | Бессоюзные сложные предложения. | 1 | 31 | |
60. | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. § 15 | 1 | 3.02 | |
61. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16 | 1 | 6 | |
62. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16 | 1 | 7 | |
63. | Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17 | 1 | 10 | |
64. | Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17 | 1 | 13 | |
65. | Р/р Реферат | 1 | 14 | |
66. | Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них. | 1 | 17 | |
67. | Контрольный диктант 5 по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 | 20 | |
68. | Контрольная работа в форме ОГЭ | 1 | 21.02 | |
69. | Контрольная работа в форме ОГЭ | 1 | 27 | |
70. | Контрольная работа в форме ОГЭ | 1 | 28 | |
71. | Контрольная работа в форме ОГЭ | 1 | 3.03 | |
72. | Анализ контрольной работы. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 | 1 | 6 | |
73. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 | 1 | 7 | |
74. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них § 18 | 1 | 10 | |
75. | Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296) | 1 | 13 | |
76. | Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» | 1 | 14 | |
77. | Авторские знаки препинания. § 19 | 1 | 17 | |
78. | Р/ р Сжатое изложение (Упр. 301) | 1 | 20 | |
79. | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20 | 1 | 21 | |
80. | Русский литературный язык и его стили. § 21 | 1 | 24 | |
81. | Русский литературный язык и его стили. § 21 | 1 | 3 | |
82. | Р/р. Сжатое изложение (упр.330) | 1 | 4 | |
| Повторение. | 18+2Р/Р | | |
83. | Фонетика. Графика. Орфография. | 1 | 7.04 | |
84. | Лексикология. Фразеология. Орфография | 1 | 10 | |
85. | Морфемика. Словообразование. Орфография. | 1 | 11 | |
86. | Морфология. Орфография. Имя существительное, имя прилагательное. | 1 | 14 | |
87. | Имя числительное, местоимение. | 1 | 17 | |
88. | Глагол. Деепричастие. | 1 | 18 | |
89. | Причастие. | 1 | 21 | |
90. | Р/р Изложение с элементами сочинения ( упр.405,406) | 1 | 24 | |
91. | Наречие. Слова категории состояния. | 1 | 25 | |
92. | Предлог. Союз. Частица. | 1 | 28 | |
93. | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | 2 | |
94. | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | 5 | |
95. | Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» | 1 | 8 | |
96. | Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. | 1 | 12 | |
97. | Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. | 1 | 15 | |
98. | Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ | 1 | 16 | |
99. | Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ | 1 | 19 | |
100 | Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ | 1 | 22 | |
101 | Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ | 1 | 23 | |
102 | Анализ контрольной работы. | 1 | 26 | |
4. Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс (102часа)