Планируемые результаты изучения курса «Русский язык»
Личностные
Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов и религий:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
Выпускник получит возможность для формирования:
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия в соответствии с результатами требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи.
Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные результаты
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетикографический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетикографичес
кого (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учеб
нике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью
к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
определять грамматические признаки имён существитель
ных — род, число, падеж, склонение;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на ви
ды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — оп
ределения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографическихи пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
«Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при ин
терактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Место курса в учебном плане:
На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отводится 165ч (5 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2 классе отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели), в 3 классе 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели), в 4 классе 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели) по программе «Школа России» (авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), 2011 г. Всего – 675 часов.
Содержание учебного предмета
1 класс
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Наша речь (2 ч)
Язык и речь, их значение в жизни людей.Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Русский язык — родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (3 ч). Текст (общее представление).Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.Выделение предложения из речи.Установление связи слов в предложении.
Диалог.Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова … (4 ч)
Слово. Роль слов в речи.Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.Тематические группы слов.Вежливые слова.
Слова однозначные и многозначные (общее представление).Слова, близкие и противоположные по значению.Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Воспитание чувства личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника.Развитие познавательного интереса к происхождению слов.
Слово и слог. Ударение (6 ч)
Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).
Деление слов на слоги.Перенос слов. Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.
Ударение (общее представление). Способы выделения ударения.Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём.
Звуки и буквы (35 ч)
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.Условные звуковые обозначения слов. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.Использование алфавита при работе со словарями.
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.
Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын).
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.
Ударные и безударные гласные звуки. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.
Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.
Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).
Работа с орфографическим словарём.
Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).
Слова с удвоенными согласными.
Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.
Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).
Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).
Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.
Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.
Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Заглавная буква в словах. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).
2 класс
Наша речь (3 ч).
Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей.
Текст (4 ч).
Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Красная строка в тексте.
Предложение (9 ч).
Различение предложения, словосочетания, слова.Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения.
Слова, слова, слова…(18 ч).
Слово и его лексическое значение.
Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование. Родственные слова. Выделение корня. Однокоренные слова.Слово. Слог. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Гласные ударные и безударные.Правила переноса слов с одной строки на другую.
Звуки и буквы (59 ч).
Звуки и буквы: гласные и согласные.Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Согласные звуки и буквы. Правописание удвоенных согласных. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа конь, с двойными согласными. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи–ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн. Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак.Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове. Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (58 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Имя существительное. Значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Изменение существительных по числам.
Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог. Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Обобщение знаний о частях речи.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Окончание и основа. Понятие о корне слова. Понятие о родственных словах. Однокоренные слова. Правописание безударных гласных в слове.
Предложение. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Словосочетания.
Повторение (16 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Звуко-буквенный анализ слов.
3 класс
Язык и речь (2 ч).
Виды речи. Её назначение. Речь – отражение культуры человека.
Текст. Предложение. Словосочетание (14ч).
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Предложение. (повторение и углубление представлений). Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по интонации.Предложение с обращением. Главные и второстепенные члены предложения Распространённые и нераспространённые члены предложения.
Разбор предложения по членам.Простое и сложное предложение. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова.
Слово в языке и речи(19 ч).
Лексическое значение слов.Антонимы и синонимы. Омонимы. Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание.Значение и использование фразеологизмов.
Части речи и их значение. Гласные звуки и буквы для их обозначения.Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными сочетаниями жи- ши, ча – ща, чу – щу и безударными гласными в корне.
Состав слова (29 ч).
Корень слова. Сложные слова. Чередование согласных. Что такое окончание. Что такое приставка. Что такое суффикс.Образование слов с помощью суффиксов и приставок.
Основа слова. Разбор слова по составу.
Правописание частей слова (24 ч).
Правописание безударных гласных в корне слова.Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными.Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов
-ик, - ек, -ок. Правописание гласных и согласных в приставках
Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным ъ знаком.
Части речи (76 ч).
Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа. Род имён существительных. Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода. Изменение имён существительных по падежам. Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор имени существительного. Связь имён прилагательных с именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте. Художественное и научное описание. Изменение имён прилагательных по родам.Изменение имён прилагательным по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.Изменение имён прилагательных по падежам.
Личные местоимения. Личные местоимения 3-го лица. Изменение по родам.
Глагол в начальной (неопределенной) форме. Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Времена глагола. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. НЕ с глаголами. Морфологический разбор глаголов.
Повторение (14 ч)
4 класс
Повторение (11 ч).
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения. Словосочетание.
Предложение (9 ч).
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.
Слово в языке и речи (21 ч).
Лексическое значение слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Значимые части слова. Однокоренные слова.
Корень слова. Состав слова. Суффиксы и приставки. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.
Части речи. Грамматические признаки частей речи. Наречие. Роль наречий в предложении и в тексте.
Имя существительное (43 ч).
Изменение существительных по падежам. Признаки падежных форм имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имён существительных.
Падежные окончания имён существительных. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Склонение имён существительных во множественном числе.
Имя прилагательное (30 ч).
Значение и употребление в речи имён прилагательных. Род и число имён прилагательных. Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Склонение имён прилагательных. Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения (7 ч).
Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Морфологический разбор местоимений.
Глагол (34 ч).
Глагол как часть речи. Время глагола.Изменение глаголов по временам.Неопределённая форма глагола.Образование временных форм от глагола в неопределенной форме.Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение). 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени.Ι и ΙΙ спряжения глаголов.
Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I и II спряжений. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени. Морфологический разбор глагола.
Повторение (15 ч).
Тематическое планирование
1 класс
№ темы (раздела, блока) | Тема (раздела, блока) | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Добукварный период | 31 | |
2 | Букварный период | 67 | |
3 | Послебукварный период | 16 | |
4 | Наша речь | 2 | |
5 | Текст, предложение диалог | 3 | |
6 | Слова | 4 | |
7 | Слово, слог, ударение | 6 | |
8 | Звуки и буквы | 34 | |
9 | Повторение | 1 | |
10 | Итоговая диагностика | 1 | 1 |
| ВСЕГО | 165 | |
2 класс
№ темы (раздела, блока) | Тема (раздела, блока) | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Наша речь | 3 | |
2 | Текст | 3 | 1 |
3 | Предложение | 11 | 1 |
4 | Слова, слова, слова…. | 18 | |
5 | Звуки и буквы | 60 | 2 |
6 | Части речи | 2 | 1 |
7 | Имя существительное | 17 | 1 |
8 | Глагол | 12 | 1 |
9 | Имя прилагательное | 13 | 1 |
10 | Местоимение | 5 | 1 |
11 | Предлоги | 5 | 1 |
12 | Проект «В словари – за частями речи» | 1 | |
13 | Контрольный диктант | 2 | 1 |
14 | Повторение | 16 | |
15 | Итоговая диагностика | 1 | 1 |
16 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 |
| ВСЕГО | 170 | 13 |
3 класс
№ темы (раздела, блока) | Тема (раздела, блока) | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Язык и речь | 2 | |
2 | Текст.Предложение.Словосочетание | 14 | 1 |
3 | Слово в языке и речи | 17 | 1 |
4 | Состав слова | 47 | 2 |
5 | Части речи | 2 | |
6 | Имя существительное | 30 | 2 |
7 | Имя прилагательное | 18 | 1 |
8 | Местоимение | 4 | 1 |
9 | Глагол | 21 | 2 |
10 | Повторение | 13 | |
11 | Итоговая диагностика | 1 | 1 |
12 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 |
| ВСЕГО | 170 | |
4 класс
№ темы (раздела, блока) | Тема (раздела, блока) | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Повторение | 11 | 1 |
2 | Предложение | 9 | 1 |
3 | Слово в языке и речи | 21 | 1 |
4 | Имя существительное | 39 | 1 |
5 | Имя прилагательное | 30 | 1 |
6 | Местоимение | 8 | 1 |
7 | Глагол | 34 | 1 |
8 | Повторение | 16 | |
9 | Итоговая диагностика | 1 | 1 |
10 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 |
| ВСЕГО | 170 | |