СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 1-4 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа русскому языку разработана для  обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241, приказом Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. приказом Минобрнауки РФ № 2357, приказом Минобрнауки РФ от 18.12.2012 г. № 1060, приказом, приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643, приказом Минобрнауки РФ от 18.05.2015 № 507, приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1576 (действие с 16.02.2016 г.);
  2. Постановления  Главного государственного санитарного врача РФ от  29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.)
  3. Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Землянской СОШ (с изменениями и дополнениями), утвержденной  приказом директора школы от 30.08.2018 г. № 62/3;
  4. Учебного плана начального общего образования для 1-4 кл. МКОУ Землянской СОШ, утвержденного на заседании педагогического совета (протокол №1 от 30.08.2018 г.);
  5. Приказа МКОУ Землянской СОШ от 31.05.2018 г. №41/14 «Об утверждении перечня учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности школы на 2018-2019 уч.г.»
  6. Календарного учебного графика МКОУ Землянской СОШ на 2018-2019 уч.г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 1-4 кл.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Землянская средняя общеобразовательная школа Семилукского муниципального района Воронежской области




Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического совета школы протокол от «29» августа 2018 г. № 5

УТВЕРЖДЕНА:

На заседании педагогического совета

протокол от «30» августа 2018 г. №1



УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы


________ В.В. Синягин

приказ от «30» августа 2018 г. № 62/3












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Русский язык» для 1 – 4 классов

на_2018 -2019_учебный год









Составитель:

учитель_начальных

классов

Бородина В.И.








с. Землянск

2018 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа русскому языку разработана для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241, приказом Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. приказом Минобрнауки РФ № 2357, приказом Минобрнауки РФ от 18.12.2012 г. № 1060, приказом, приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1643, приказом Минобрнауки РФ от 18.05.2015 № 507, приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1576 (действие с 16.02.2016 г.);

  2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.)

  3. Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Землянской СОШ (с изменениями и дополнениями), утвержденной приказом директора школы от 30.08.2018 г. № 62/3;

  4. Учебного плана начального общего образования для 1-4 кл. МКОУ Землянской СОШ, утвержденного на заседании педагогического совета (протокол №1 от 30.08.2018 г.);

  5. Приказа МКОУ Землянской СОШ от 31.05.2018 г. №41/14 «Об утверждении перечня учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности школы на 2018-2019 уч.г.»

  6. Календарного учебного графика МКОУ Землянской СОШ на 2018-2019 уч.г.



Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

  1. Т.Г.Рамзаева. Русский язык. 1-4 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. -- 10-е изд., перераб. --- Москва: "Дрофа", 2017 г.

  2. Т.Г.Рамзаева. Русский язык. 1 класс. Книга для учителя. Москва: "Дрофа", 2014г.

  3. Т.Г.Рамзаева, Г.С.Щёголева. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс Москва: "Дрофа", 2014 г.

  4. Т.Г.Рамзаева, Г.С.Щёголева. Русский язык. Методическое пособие.3 класс Москва: "Дрофа", 2014 г.

  5. Т.Г.Рамзаева, Г.С.Щёголева. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс. Москва:"Дрофа", 2014 г.

6. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник 1 класс. - Москва: "Дрофа", 2017 г

7. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 2 кл. Учебник. В 2 частях. Москва:"Дрофа" 2017 г.

  1. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3 кл. Учебник. В 2 частях.Москва:"Дрофа" 2017 г.

  2. Рамзаева Т. Г. Русский язык.4 кл. Учебник.В 2 частях.Москва: "Дрофа" 2017 г.

  3. О.Е.Жиренко, А.А.Обухова Поурочные разработки по обучению грамоте к УМК В.Г.Горецкого. Москва. ВАКО. 2015 г.

  4. В. Г. Горецкий 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений «Азбука» в 2 ч., - М: «Просвещение», 2017

  5. Н. А. Федосова, В. Г. Горецкий Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 – М.: «Просвещение», 2018.


Всего на изучение «Русского языка» на уровне начального общего образования из учебного плана школы выделено 675 часов за четыре года обучения.



















































РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;

  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых
    и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
    в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение и аргументировать его;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • составлять план текста;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • пересказывать текст от другого лица;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).



































РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

1 класс

Обучение грамоте (письмо)

Добукварный период

Знакомство с прописью, с правилами письма

Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме

Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов

Строка и межстрочное пространство. Рисование бордюров

Письмо прямых наклонных линий

Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу

Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий

Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу (вправо, влево)

Письмо линий с закруглением внизу и вверху

Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу

Строчная и заглавная буквы а, А

Строчная и заглавная буквы о, О

Строчная и заглавная буквы и, И

Строчная буква ы

Строчная буква у.

Заглавная букваУ.

Букварный период

Строчная буква н

Заглавная буква Н

Строчная и заглавная буквы с, С

Строчная буква к

Заглавная букваК

Строчная буква т

Заглавная буква Т

Написания изученных букв

Строчная буква л

Заглавная буква Л

Строчная буква р

Заглавная буква Р

Строчная буква в

Заглавная буква В

Строчная буква е

Заглавная буква Е.

Написания изученных букв, слогов, слов.

Строчная буква п

Заглавная буква П

Строчная буква м.

Заглавная буква М.

Строчная буква з.

Заглавная буква З.

Строчная буква б

Заглавная букваБ

Строчная буква д.

Заглавная буква Д

Строчная буква я

Заглавная буква Я

Строчная и заглавная я, Я.

Строчная и заглавная буквы Г, г.

Строчная и заглавная буквы Г, г.

Строчная буква ч.

Строчная буква ч.

Заглавная буква Ч.

Буква ь.

Буква ь.

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

Строчная буква ж.

Заглавная буква Ж

Строчная буква ё.

Заглавная буква Ё.

Строчная и заглавная буквы й, Й

Строчная и заглавная буквы й, Й

Строчная и заглавная буквы х, Х.

Строчная и заглавная буквы х, Х

Строчная буква ю.

Заглавная буква Ю.

Строчная и заглавная буквы ц, Ц.

Строчная и заглавная буквы ц,Ц.

Письмо слов с изученными буквами.

Строчная и заглавная буквы э, Э

Строчная и заглавная буквы э, Э

Строчная буква щ.

Строчная и заглавная буквы щ, Щ

Строчная и заглавная буквы щ, Щ

Письмо слов с изученными буквами.

Строчная и заглавная буквы ф, Ф

Строчная и заглавная буквы ф, Ф

Строчные буквы ь,ъ

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Оформление предложений

Оформление предложений в тексте

Письмо слогов и слов. Списывание с печатного текста

Алфавит. Проверка знаний о правописании изученных букв.

Послебукварный период

Слова отвечающие на вопросы «что?» и «кто?».

Слова отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?».

Слова отвечающие на вопросы «Какой?» и «Какая?» и т.д.

Предлоги.

Местоимения.

Безударные гласные в корне слова.

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

Правописание ЖИ-ШИ.

Правописание ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ

Правописание ЧК, ЧН, ЩН.

Заглавная буква в словах

Основа предложения.

Алфавитный порядок слов.

Деление слов на слоги


Русский язык 1 класс.

Слово. Предложение. Текст.

Слово-единица речи.

Наблюдение за связью слов по смыслу.

Предложение и текст как единицы речи.

Основные функции предложений в речи.

Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте.

Главные члены предложения.

Текст-единица речи.

Предложение и текст как единицы речи.

Заглавная буква в словах.

Заглавная буква в словах

Предлог.

Понятие предлога. Написание предлогов

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Обозначение звуков буквами.

Звуки и буквы.

Различие гласных и согласных звуков и букв.

Гласные и согласные звуки

Азбука или алфавит.

Ознакомление с алфавитом.

Азбука, или алфавит. Закрепление.

Слово и слог.

Уточнение представлений о слоге. Ударение.

Слово и слог. Ударение.

Перенос слов

Перенос слова.

Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Шипящие согласные звуки. Буквы после шипящих в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши.

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу.

Сочетания чк, чн.

Сочетания чк, чн.

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение парных согласных звуков на конце слова.

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Обозначение парных согласных звуков на конце слова.

Гласные звуки в ударном и безударном слогах и их обозначение на письме.

Гласные в ударных и безударных слогах.

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

Слова- названия предметов.

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Слова-названия признаков предметов.

Диктант с грамматическими заданиями..

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?

Слова-названия действий предметов.

Сопоставление слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета. Сопоставление слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета. Повторение сведений о тексте.



2 класс.

Повторяем то, что знаем.

Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о тексте и предложении.

Предложение и слово.

Слово и слог.

Звуки и буквы.

Речь

Речь в жизни человека.

Речь устная и письменная.

Выделение предложений в устной и письменной речи.

Звуки и буквы

Особенности звуков и букв.

Гласные и согласные звуки.

Гласные звуки и буквы.

Слова с буквой э в начале слова.

Письменные ответы на вопросы к тексту.

Речевой этикет. Слова-приветствия.

Согласные звуки и буквы.

Согласный звук [й] и буква й.

Буквы И, А, У после букв шипящих. Сочетания чк, чн.

Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]. написание слов с сочетаниями жи, ши.

Слова с сочетаниями жи, ши.

Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши.

Наблюдение за делением текста на части и соответствием заголовка и текста.

Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.

Упражнение в написании с сочетаниями ча, ща, чу, щу.

Слова с сочетаниями чк, чн, чт.

Алфавит

Алфавит, или азбука

Слово и слог. Перенос слов.

Слово и слог.

Деление слов на слоги..

Перенос слов.

Слова, которые не переносят.

Перенос слов с буквой й в середине.

Предложение и текст.

Предложение как единица речи.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Общее понятие о тексте.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Структурные части текста- повествования.

Повторение материала по теме: «Предложение и текст».

Мягкие и твёрдые согласные звуки и их обозначение на письме .

Обозначение мягкости и твердости на письме гласными буквам.

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука

Обозначение мягкости согласного в конце и в середине слов

Правописание и перенос слов с мягким знаком.

Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и перенос слов с ь в середине.



Звонкие и глухие согласные звуки

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости - глухости, мягкости - твердости.

Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов.

Способ проверки парных согласных на конце слова.

Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слова.

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах.

Ударение. Ударный и безударный слог.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.

Особенности проверочного слова.

Проверка безударных гласных в двусложных словах

Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

Проверка безударных гласных в двусложных словах.

Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласны

Разделительный мягкий знак

Понятие о разделительном мягком знаке.

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака.

Правописание слов с разделительным ь

Двойные согласные

Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы.

Перенос слов с двойными согласными.

Слово и предложение. Имя существительное.

Слово и предложение

Понятие о словах называющих предметы (имена существительные).

Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названия городов, деревень, улиц, рек.

Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных

Глагол

Понятие о словах, обозначающих действие предметов (о глаголах).

Слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделают? (глаголы в единственном и во множественном числе)

Глаголы в единственном и во множественном числе.

Употребление глаголов в разных временных формах.

Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? что сделать?

Упражнение в употреблении глаголов в речи.

Имя прилагательное

Понятие о словах, обозначающих признаки предметов (имена прилагательные).

Различение слов отвечающих на вопросы какой? какая? какое?

Различение прилагательных в единственном и во множественном числе

Прилагательные, противоположные по смыслу, их употребление в речи.

Употребление прилагательных в речи

Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.

Предлог

Предлог как слово и его роль в речи.

Раздельное написание предлогов со словами.

Единообразное написание предлогов не зависимо от их произношения. Речевой этикет. Слова благодарности.

Родственные (однокоренные) слова

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах.

Признаки однокоренных слов.

Правописание однокоренных слов

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Безударные гласные в корне

Способы проверки безударных гласных в корне.

Распознавание проверочных слов и слов, которые нужно проверять. Подбор однокоренного проверочного слов

Проверка в написании слов с безударными гласными в корне.

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.

Парные звонкие и глухие согласные в корне

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне

Проверка парных согласных в корне путем подбора однокоренных слов.

Проверка парных согласных и безударных гласных в корне

Предложение

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

Связь слов в предложении

Упражнение в установлении связи слов в предложении.

Повторение

Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи.

Обобщение знаний об алфавите.

Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Обобщение правил переноса слов с ь и буквой й в середине слова.

Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Слова с сочетаниями чк, чн.

3 класс.

Повторяем то, что знаем

Текст, предложение, слово - единицы языка и речи.

Текст- единица языка и речи.

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов.

Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.

Имена собственные. Заглавная буква.

Однокоренные слова.

Звуки и буквы . Буквы е, ё, ю. я.

Слово и слог. Перенос слов.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительный ь знак.

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. чк, чн.

Текст и его части. Связь между частями текста.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Упражнение в построении предложений и написании слов на изученные правила.

Предложение.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Предложение в структуре текста.

Связь между заголовком и концовкой текста.

Восклицательные предложения.

Упражнение в правильном построении предложений и оформлении их на письме. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений.

Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении.

Главные и второстепенные члены предложения. Простые распространённые и простые нераспространённые предложения.

Простое и сложное предложения.

Словосочетание.

Предложение и словосочетание.

Текст

Текст. Тема текста.

Основная мысль текста.

Заголовок текста.

Состав слова.

Корень слова, однокоренные слова.

Написание корня в однокоренных словах.

Понятие об окончании и его роли в речи.

Роль окончания и предлога в предложении.

Общие понятия о приставке и суффиксе.

Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.

Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок.

Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе по составу.

Структура текста.

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова

Правописание безударных гласных, глухих и звонких согласных.

Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова.

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Упражнение в правильном написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне

Наблюдение над тем, какие гласные требуют проверки и какие слова являются проверочными.

Правило проверки безударных гласных в корне.

Способы проверки слов с безударными гласными в корне

Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне.

Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Слова с проверяемыми безударными гласными, парными согласными в корне.

Слова с буквой е, проверяемой буквой ё.

Проверка слов с двумя безударными гласными в корне.

Распознавание слов, которые различаются буквой гласного звука в корне.

Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне.

Упражнение в анализе и составлении текста – описания.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Проверка слов с непроизносимыми согласными.

Составление новогоднего поздравления.

Обобщение правил о правописании корня

Обобщение правил о правописании корня.

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих , звонких и непроизносимых согласных.


Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками. Предлоги и приставки

Приставка – значимая часть слова.

Правописание приставок.

Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова.

Упражнение в правописании приставок и безударных гласных в корне..

Правописание предлогов и приставок.

Разделительный твердый знак

Разделительный твёрдый знак.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Написание слов с разделительными мягким и твёрдым знаками.

Текст – повествование (общее понятие).

Части речи

Понятие о частях речи.

Общее понятие о местоимении как части речи.

Части речи и члены предложения.

Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам.

Составление текста по картинке и по плану.

Имя существительное

Имя существительное.

Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что?

Большая буква в именах собственных.

Род имён существительных.

Род имён существительных в единственном и во множественном числе.

Определение рода имён существительных в косвенных падежах.

Родовые окончания имён существительных.

Родовые окончания существительных среднего рода.

Изменение имён существительных по числам.

Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода.

Изменение имён существительных по падежам (общее понятие о склонении).

Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей.

Упражнение в определении падежа, наблюдение над ролью в предложении имён существительных в именительном падеже.

Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей, разборе предложений по членам.

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Упражнение в написании слов с шипящими на конце.

Имя прилагательное

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Связь имён прилагательных с именами существительными.

Прилагательные-синонимы и прилагательные – антонимы.

Текст- описание.

Изменение имён прилагательных по родам.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по числам.

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных во множественном числе.

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных.

Глагол

Понятие о глаголе как части речи.

Роль глаголов в предложении.

Глаголы – синонимы и глаголы –антонимы.

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

Текст – рассуждение.

Изменение глаголов по числам.

Упражнение в определении числа глагола и изменении глаголов по числам.

Понятие о временных формах глагола.

Упражнение в определении времени глагола.

Неопределённая форма глагола.

Речевой этикет.

Изменение глаголов по временам.

Упражнение в определении времени глагола и изменении глагола по временам.

Наблюдение над изменением по родам глаголов прошедшего времени.

Употребление глаголов прошедшего времени.

Правописание глаголов с приставками.

Употребление и правописание частицы не с глаголами.

Повторение в конце учебного года

Обобщение знаний о предложении.

Обобщение знаний о тексте.

Состав слова. Корень , приставка, суффикс, окончание – значимые части слова.

Обобщение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова.

Правописание приставок. Твёрдый и мягкий разделительные знаки.

Упражнение в написании корня слова.

Упражнение в написании проверяемых и непроверяемых гласных корня.

Повторение сведений о частях речи.

Упражнение в точном употреблении в тексте имён прилагательных и глаголов.

Обогащение языка новыми словами.

4 класс

Повторение в начале учебного года

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.

Главные и второстепенные члены предложения.

Связь слов в предложении. Словосочетания.

Текст. Виды текстов.

Звуки и буквы. Алфавит. Слоги.

Тема и заголовок текста

Однокоренные слова. Корень слова.

Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова.

Правописание гласных и согласных букв в корне слова.

Упражнение в правописании букв гласных и согласных в корнях слов, в точном употреблении слов в тексте.

Упражнение в написании корня слов.

Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными, с двойными согласными.

Приставки и предлоги. правописание приставок.

Разделительный ъ и

Части речи (сопоставление). Род имён существительных. Склонение имён существительных.

Имя прилагательное.

Глагол как часть речи.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения (общее понятие).

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов (закрепление).

Запятая между однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными без союзов или союзом и.

Предложения с однородными членами, соединёнными союзами а, но.

Упражнение в составлении предложений с однородными членами, соединёнными как при помощи союзов, так и без союзов.

Употребление в повествовательном тексте предложений с однородными сказуемыми.

Текст.

Тема и основная мысль текста.

Заголовок текста.

Имя существительное.

Склонение имён существительных и в распознавание падежей.

Распознавание падежей имён существительных.

Именительный падеж имён существительных.

Родительный падеж имён существительных.

Дательный падеж имён существительных.

Винительный падеж имён существительных.

Творительный падеж имён существительных.

Предложный падеж имён существительных.

Распознавание именительного и винительного, винительного и предложного падежей.

Структура повествовательного текста.

Три типа склонения имён существительных в единственном числе.

Упражнение в определении склонения имён существительных.

Упражнение в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах.

Ударные и безударные окончания имён существительных в единственном числе.

Проверка безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения.

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

Упражнение в правописании имён существительных в родительном падеже.

Правописание окончаний имён существительных 1-го, 3-го склонения в дательном падеже.

Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

Сравнение окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

Родительный и винительный падежи имён существительных.

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах (сопоставление).

Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, в приставках и окончаниях имён существительных.

Связь между частями текста.

Упражнение в написании окончаний имён существительных.

Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Множественное число имён существительных.

Склонение имён существительных во множественном числе. Распознавание именительного и винительного падежей.

Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже множественного числа.

Родительный падеж множественного числа имён существительных.

Дательный, творительный и предложный падежи множественного числа имён существительных.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи.

Изменение имён прилагательных по родам и числам.

Родовые окончания имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных.

Повествовательный текст с элементами описания

Распознавание падежей имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского рода.

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах.

Употребление имён прилагательных в родительном и дательном падежах.

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Структура текста-описания.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

Сопоставление безударных падежных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже.

Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных.

Сравнение безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода.

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

Знакомство со склонением имён прилагательных во множественном числе.

Падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

Именительный и винительный падежи.

Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе.

Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе.

Синтаксические предложения.

Личные местоимения.

Местоимение как часть речи. Сравнение личных местоимений и имён существительных.

Личные местоимения 1,2, 3-го лица.

Раздельное написание местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами.

Раздельное написание предлогов с местоимениями3-го лица.

Композиция повествовательного текста.

Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами.

Упражнение в правильном употреблении и написании местоимений, построении и разборе предложений.

Глагол.

Глагол как часть речи (повторение).

Изменение глаголов по временам.

Изменение по родам глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний.

Неопределённая форма глагола.

Неопределённая форма - начальная форма глагола.

Спряжение глаголов (общее понятие).

Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глаголов.

Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа.

I и II спряжение глаголов.

Окончания глаголовI и II спряжения.

Структура повествовательного текста с элементами рассуждения.

Образование формы будущего времени.

Спряжение глаголов в будущем времени.

Повторение сведений о неопределённой форме глагола как начальной.

Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Структура текста-описания.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

Глаголы-исключения.

Правописание глаголов-исключений.

Наблюдение за точным употреблением глаголов в речи.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени.

Заголовок, тема и основная мысль текста.

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам.

Упражнение в образовании временных форм глагола.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Повторение.

Обобщение знаний о предложении.

Текст-описание.

Состав слова.

Правописание безударных гласных в корне, приставке и суффиксе.

Текст и предложение как единица речи.

Части речи.

Имя существительное (обобщение).

Имя прилагательное (обобщение).

Местоимение. Глагол (обобщение).
































РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Обучение грамоте (письмо) 1 кл.

п/п

Название разделов

Количество часов

1

Добукварный период

Знакомство с прописью, с правилами письма

Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме

Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов

Строка и межстрочное пространство. Рисование бордюров

Письмо прямых наклонных линий

Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу

Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий

Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу (вправо, влево)

Письмо линий с закруглением внизу

и вверху

Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу

Строчная и заглавная буквы а, А

Строчная и заглавная буквы о, О

Строчная и заглавная буквы и, И

Строчная буква ы

Строчная буква у.

Заглавная букваУ.

Написания изученных букв

20



2

Букварный период

Строчная буква н

Заглавная буква Н

Строчная буква с

Заглавная буква С

Строчная буква к

Заглавная букваК

Строчная буква т

Заглавная буква Т

Строчная буква л

Заглавная буква Л

Строчная буква р

Заглавная буква Р

Строчная буква в

Заглавная буква В

Строчная буква е

Заглавная буква Е.

Строчная буква п

Заглавная буква П

Строчная буква м.

Заглавная буква М.

Строчная буква з.

Заглавная буква З.

Строчная буква б

Заглавная букваБ

Строчная буква д.

Заглавная буква Д.

Строчная буква я

Заглавная буква Я

Строчная и заглавная я, Я.

Строчная и заглавная буквы Г, г.

Строчная и заглавная буквы Г, г.

Строчная буква ч.

Заглавная буква Ч.

Буква ь.

Буква ь.

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

Строчная буква ж.

Заглавная буква Ж

Строчная буква ё.

Заглавная буква Ё.

Строчная и заглавная буквы й, Й

Строчная и заглавная буквы й, Й

Строчная и заглавная буквы х, Х.

Строчная и заглавная буквы х, Х

Строчная буква ю.

Заглавная буква Ю.

Строчная и заглавная буквы ц, Ц.

Строчная и заглавная буквы ц,Ц.

Строчная и заглавная буквы э, Э

Строчная и заглавная буквы э, Э

Строчная буква щ.

Строчная и заглавная буквы щ, Щ

Строчная и заглавная буквы щ, Щ

Строчная и заглавная буквы ф, Ф

Строчная и заглавная буквы ф, Ф

Строчные буквы ь,ъ

Оформление предложений

Списывание.

Оформление предложений в тексте

Письмо слогов и слов. Списывание с печатного текста

Алфавит. Проверка знаний о правописании изученных букв

Написания изученных букв, слогов, слов.

Написание слов и предложений с изученными буквами

79





3

Послебукварный период

Слова отвечающие на вопросы «что?» и «кто?».

Слова отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?».

Слова отвечающие на вопросы «Какой?» и «Какая?» и т.д.

Предлоги.

Местоимения.


16


Диктант.

Безударные гласные в корне слова.

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

Правописание ЖИ-ШИ.

Правописание ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ

Правописание ЧК, ЧН, ЩН.

Словарный диктант. Заглавная буква в словах

Основа предложения.

Алфавитный порядок слов.

Деление слов на слоги.

Контрольное списывание



Итого

115







































Русский язык 1 класс

по поряд-ку

Название разделов

Количество часов

1

Слово. Предложение. Текст.

8


Слово-единица речи.

Наблюдение за связью слов по смыслу.

Предложение и текст как единицы речи.

Основные функции предложений в речи.

Связь слов в предложении. Связь предложений в тексте.

Главные члены предложения.

Текст-единица речи.

Предложение и текст как единицы речи. Повторение.








2

Заглавная буква в словах

2


Заглавная буква в словах.

Заглавная буква в словах.



3

Предлог

2


Понятие предлога.

Написание предлогов.



4

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Обозначение звуков буквами.

5


Звуки и буквы.

Различие гласных и согласных звуков и букв.

Гласные и согласные звуки.

2



5

Азбука или алфавит.

2


Ознакомление с алфавитом.

Азбука, или алфавит. Закрепление.



6

Слово и слог

3


Слово и слог. Уточнение представлений о слоге.

Слово и слог. Ударение.

Слово и слог. Закрепление.




7

Перенос слов

2


Перенос слова.

8

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

2


Обозначение мягкости согласных звуков на письме.


9

Шипящие согласные звуки. Буквы после шипящих в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу

3


Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши.

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу.

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу.




10

Сочетания чк, чн.

2


Сочетания чк, чн


11

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение парных согласных звуков на конце слова.

4


Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение парных согласных звуков на конце слова.

Обозначение парных согласных звуков на конце слова.




12

Гласные звуки в ударном и безударном слогах и их обозначение на письме.

3


Гласные в ударных и безударных слогах.


13

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

2


Слова- названия предметов.


14

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

3


Слова-названия признаков предметов.

Диктант с грамматическими заданиями.


15

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?

3


Слова-названия действий предметов.


16

Сопоставление слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета.

2


Повторение сведений о частях речи.

Повторение сведений о тексте.


17

Итоговый проверочный диктант.



Повторение изученного за год.



Итого:

50

Русский язык 2 класс


п/п

Название разделов

Кол-во часов

1

Повторяем то, что знаем.

5


Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о тексте и предложении.

Предложение и слово.

Слово и слог.

Звуки и буквы.


2

Речь

4


Речь в жизни человека.

Речь устная и письменная.

Выделение предложений в устной и письменной речи.


3

Звуки и буквы

9


Особенности звуков и букв.

Гласные и согласные звуки. Cловарный диктант №1.

Гласные звуки и буквы.

Слова с буквой э в начале слова.

Письменные ответы на вопросы к тексту.

Речевой этикет. Слова-приветствия.

Согласные звуки и буквы.

Согласный звук [й] и буква й.

Контрольное списывание с делением текста на предложения.



4

Буквы И, А, У после букв шипящих. Сочетания чк, чн.

12


Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]. написание слов с сочетаниями жи, ши.

Слова с сочетаниями жи, ши. Словарный диктант №2

Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши.

Устное сочинение по серии картинок. Наблюдение за делением текста на части и соответствием заголовка и текста. Списывание текста.

Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.

Упражнение в написании с сочетаниями ча, ща, чу, щу.

Слова с сочетаниями чк, чн, чт. Словарный диктант №3

Диктант.


5

Алфавит

2


Алфавит, или азбука


6

Слово и слог. Перенос слов.

6


Слово и слог.

Деление слов на слоги..

Перенос слов.

Слова, которые не переносят.

Перенос слов с буквой й в середине.


7

Предложение и текст.

10


Предложение как единица речи. Словарный диктант №4

Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Контрольный словарный диктант за 1 четверть.

Диктант за 1-ю четверть.

Общее понятие о тексте.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Структурные части текста- повествования. Изложение зрительно воспринятого текста.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение материала по теме: «Предложение и текст».

Составление устного рассказа по картинкам. Изложение на ту же тему по плану.


8

Мягкие и твёрдые согласные звуки и их обозначение на письме .

8


Обозначение мягкости и твердости на письме гласными буквам. Словарный диктант №5

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука

Обозначение мягкости согласного в конце и в середине слова.

Изложение.

Правописание и перенос слов с мягким знаком.

Контрольный диктант

Обобщение знаний о способах обозначения мягкости согласных на письме и перенос слов с ь в середине.

Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»


9

Звонкие и глухие согласные звуки

5


Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости - глухости, мягкости - твердости.

Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов. Словарный диктант №6

Способ проверки парных согласных на конце слова.

Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слова. Контрольное списывание.


10

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах.

11


Ударение. Ударный и безударный слог.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.

Особенности проверочного слова.

Проверка безударных гласных в двусложных словах

Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

Проверка безударных гласных в двусложных словах.

Словарный диктант №7

Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными.

Изложение.

Работа над ошибками. Закрепление изученного.


11

Разделительный мягкий знак

6


Понятие о разделительном мягком знаке. Контрольный словарный диктант за 2 четверть.

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака.

Проверочный диктант.

Правописание слов с разделительным ь.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками. Закрепление изученного.


12

Двойные согласные

3


Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы.

Перенос слов с двойными согласными.


13

Слово и предложение. Имя существительное.

14


Слово и предложение

Понятие о словах называющих предметы (имена существительные).

Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

Сочинение по картине И,Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Работа над ошибками

Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных. Словарный диктант №8

Обобщение знаний об имени существительном.

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названия городов, деревень, улиц, рек.

Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных

Изложение по вопросам с дополнением текста.

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Контрольный диктант

Работа над ошибками. Закрепление изученного.


14

Глагол

8


Понятие о словах, обозначающих действие предметов (о глаголах). Словарный диктант№9

Слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделают? (глаголы в единственном и во множественном числе)

Глаголы в единственном и во множественном числе.

Употребление глаголов в разных временных формах.

Глаголы, отвечающие на вопрос что делать? что сделать?

Упражнение в употреблении глаголов в речи. Обучающее изложение

Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение.

Закрепление по теме: «Глагол». Словарный диктант №10


15

Имя прилагательное

8


Понятие о словах, обозначающих признаки предметов (имена прилагательные).

Различение слов отвечающих на вопросы какой? какая? какое?

Различение прилагательных в единственном и во множественном числе

Прилагательные, противоположные по смыслу, их употребление в речи.

Употребление прилагательных в речи. Словарный диктант №11

Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.

Контрольное списывание.

Закрепление по теме: «Имя прилагательное».


16

Предлог

7


Предлог как слово и его роль в речи.

Раздельное написание предлогов со словами.

Единообразное написание предлогов не зависимо от их произношения.

Составление устного рассказа по картинке. Озаглавливание текста, связь предложений в тексте.

Проверочная работа.

Работа над ошибками.

Речевой этикет. Слова благодарности. Контрольный словарный диктант за 3 четверть


17

Родственные (однокоренные) слова

12


Общее понятие об однокоренных (родственных) словах.

Признаки однокоренных слов.

Обучающее сочинение

Правописание однокоренных слов

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Контрольный диктант

Закрепление по теме: «Однокоренные (родственные) слова».


18

Безударные гласные в корне

5


Способы проверки безударных гласных в корне.

Распознавание проверочных слов и слов, которые нужно проверять. Подбор однокоренного проверочного слов

Проверка в написании слов с безударными гласными в корне.

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.


19

Парные звонкие и глухие согласные в корне

6


Проверка парных звонких и глухих согласных в корне

Проверка парных согласных в корне путем подбора однокоренных слов. Словарный диктант №12

Изложение по опорным словам. Проверка парных согласных в корне.

Проверка парных согласных и безударных гласных в корне.

Диктант по теме: «Правописание парных согласных и безударных гласных в корне слова».

Анализ диктанта. Работа над ошибками.


20

Предложение

5


Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

Связь слов в предложении. Словарный диктант №13

Сочинение по серии картинок и началу.

Работа над ошибками. Связь слов в предложении.

Упражнение в установлении связи слов в предложении.


21

Повторение

24


Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи.

Обобщение знаний об алфавите. Словарный диктант №14

Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Обобщение правил переноса слов с ь и буквой й в середине слова.

Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Слова с сочетаниями чк, чн. Итоговый контрольный диктант

Сочинение по серии картинок и готовому плану.

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Повторение пройденного.

Повторение пройденного

Повторение сведений о словах, называющих предметы, признаки предметов, действия предметов (о существительном, прилагательном, глаголе)

Обобщение знаний об имени существительном.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Обобщение знаний о глаголе.

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».



Итого:

170


Русский язык 3 класс


п/п

Название разделов

Кол-во часов

1

Повторяем то, что знаем

16


Текст, предложение, слово - единицы языка и речи.

Обобщение знаний о предложении.

Текст- единица языка и речи.

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов.

Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.

Имена собственные. Заглавная буква.

Однокоренные слова.

Контрольное списывание. Звуки и буквы . Буквы е, ё, ю. я.

Слово и слог. Перенос слов.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительный ь знак.

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. чк, чн.

Текст и его части. Связь между частями текста.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками. Упражнение в построении предложений и написании слов на изученные правила.


2

Предложение.

11


Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Предложение в структуре текста. Связь между заголовком и концовкой текста.

Восклицательные предложения.

Упражнение в правильном построении предложений и оформлении их на письме. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений.

Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении.

Главные и второстепенные члены предложения. Простые распространённые и простые нераспространённые предложения.

Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения. Простое и сложное предложения.

Словосочетание.

Предложение и словосочетание.

Сочинение по материалам экскурсии. «В парке поселилась осень».

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.


3

Текст

3


Текст. Тема текста.

Основная мысль текста.

Заголовок текста.




4

Состав слова.

15


Корень слова, однокоренные слова.

Написание корня в однокоренных словах.

Понятие об окончании и его роли в речи.

Роль окончания и предлога в предложении.

Сочинение по серии картинок.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Закрепление изученных знаний.

Общие понятия о приставке и суффиксе.

Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.

Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

Контрольный диктант №2 по теме «Состав слова» .

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок.

Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе по составу.

Структура текста. Изложение текста по вопросам.


5

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слова

10


Работа над ошибками. Правописание безударных гласных, глухих и звонких согласных.

Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова.

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Обучающее изложение,

Работа над ошибками. Упражнение в правильном написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне. Составление текста по картинке и опорным словам, .

Контрольный диктант.

Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о проверке слов с парными согласными в корне.


6

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне

18


Наблюдение над тем, какие гласные требуют проверки и какие слова являются проверочными.

Правило проверки безударных гласных в корне.

Обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.

Сочинение по картине .»Зимние забавы детей».

Работа над ошибками. Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне.

Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Слова с проверяемыми безударными гласными, парными

согласными в корне.

Изложение повествовательного текста.

Работа над ошибками. Закрепление знаний о предложении и написании корня слова.

Слова с буквой е, проверяемой буквой ё.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками. Проверка слов с двумя безударными гласными в корне.

Распознавание слов, которые различаются буквой гласного звука в корне.

Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками. Упражнение в анализе и составлении текста – описания.


7

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

6


Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Проверка слов с непроизносимыми согласными.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками. Составление новогоднего поздравления.


8

Обобщение правил о правописании корня

2


Обобщение правил о правописании корня.

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих , звонких и непроизносимых согласных.


9

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками. Предлоги и приставки

7


Приставка – значимая часть слова.

Правописание приставок.

Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова.

Упражнение в правописании приставок и безударных гласных в корне.

Обучающее изложение.

Правописание предлогов и приставок.

Упражнение в правописании предлогов и приставок.



10

Разделительный твердый знак

5


Разделительный твёрдый знак.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Написание слов с разделительными мягким и твёрдым знаками.

Текст – повествование (общее понятие).Изложение повествовательного текста.

Работа над ошибками. Обобщение знаний о твёрдом и мягком разделительных знаках.


11

Части речи

5


Понятие о частях речи.

Общее понятие о местоимении как части речи.

Части речи и члены предложения.

Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам.

Обобщение сведений о частях речи. Составление текста по картинке и по плану.


12

Имя существительное

20


Имя существительное.

Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что?

Обучающее изложение.

Большая буква в именах собственных.

Род имён существительных.

Род имён существительных в единственном и во множественном числе.

Определение рода имён существительных в косвенных падежах.

Родовые окончания имён существительных.

Родовые окончания существительных среднего рода. Составление текста по картинке и вопросам.

Изменение имён существительных по числам.

Упражнение в изменении имён существительных по числам и определении рода.

Изменение имён существительных по падежам (общее понятие о склонении).

Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей.

Упражнение в определении падежа, наблюдение над ролью в предложении имён существительных в именительном падеже.

Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей, разборе предложений по членам.

Обучающее изложение.

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Упражнение в написании слов с шипящими на конце.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных.


13

Имя прилагательное

15


Понятие об имени прилагательном как части речи.

Связь имён прилагательных с именами существительными.

Прилагательные-синонимы и прилагательные – антонимы.

Текст- описание.

Сочинение – описание животного.

Изменение имён прилагательных по родам.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по числам.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по пройденной теме.

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных во множественном числе.

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Изложение по вопросам научно – познавательного текста.


14

Глагол

25


Понятие о глаголе как части речи.

Роль глаголов в предложении.

Глаголы – синонимы и глаголы –антонимы.

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле.

Текст – рассуждение.

Изменение глаголов по числам.

Упражнение в определении числа глагола и изменении глаголов по числам.

Обучающее изложение.

Работа над ошибками. Закрепление знаний.

Понятие о временных формах глагола.

Упражнение в определении времени глагола.

Неопределённая форма глагола.

Речевой этикет. Составление приглашения.

Изменение глаголов по временам.

Обучающее изложение.

Работа над ошибками. Упражнение в определении времени глагола и изменении глагола по временам.

Наблюдение над изменением по родам глаголов прошедшего времени.

Употребление глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с приставками.

Употребление и правописание частицы не с глаголами.

Повторение правил о написании корня и окончаний.

Обобщение знаний о глаголе. Составление текста о Дне Победы.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками. Повторение орфографических правил.


15

Повторение в конце учебного года

12


Обобщение знаний о предложении.

Обобщение знаний о тексте.

Состав слова. Корень , приставка, суффикс, окончание – значимые части слова.

Обобщение правил о написании проверяемых гласных и согласных в корне слова.

Правописание приставок. Твёрдый и мягкий разделительные знаки.

Упражнение в написании корня слова.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками. Упражнение в написании проверяемых и непроверяемых гласных корня.

Повторение сведений о частях речи.

Упражнение в точном употреблении в тексте имён прилагательных и глаголов.

Обогащение языка новыми словами.

Закрепление изученного.



Итого:

170


Русский язык 4 класс


п/п

Название разделов


Кол-во часов

1

Повторение в начале учебного года

21


Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения.

Связь слов в предложении. Словосочетания.

Текст. Виды текстов.

Звуки и буквы. Алфавит. Слоги.

Тема и заголовок текста. Сочинение по рисунку и опорным словам.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Однокоренные слова. Корень слова.

Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова.

Правописание гласных и согласных букв в корне слова.

Упражнение в правописании букв гласных и согласных в корнях слов, в точном употреблении слов в тексте.

Упражнение в написании корня слов.

Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными, с двойными согласными.

Приставки и предлоги. правописание приставок.

Разделительный ъ и ь.

Структура повествовательного текста. Изложение зрительно воспринятого текста по самостоятельно составленному плану.

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Части речи (сопоставление). Род имён существительных. Склонение имён существительных.

Имя прилагательное.

Глагол как часть речи.

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение».


2

Однородные члены предложения

10


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Однородные члены предложения (общее понятие).

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Работа над ошибками. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов (закрепление). Запятая между однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными без союзов или союзом и.

Предложения с однородными членами, соединёнными союзами а, но.

Упражнение в составлении предложений с однородными членами, соединёнными как при помощи союзов, так и без союзов.

Употребление в повествовательном тексте предложений с однородными сказуемыми.

Обобщение знаний об однородных членах предложения.



3

Текст.

4


Тема и основная мысль текста.

Заголовок текста.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Анализ текста и составление плана в виде вопросов.


4

Имя существительное.

44


Склонение имён существительных и распознавание падежей.

Распознавание падежей имён существительных.

Именительный падеж имён существительных.

Родительный падеж имён существительных.

Дательный падеж имён существительных.

Винительный падеж имён существительных.

Творительный падеж имён существительных.

Предложный падеж имён существительных.

Изложение по коллективно составленному плану.

Работа над ошибками. Повторение сведений о падежах имён существительных.

Распознавание именительного и винительного, винительного и предложного падежей.

Структура повествовательного текста. Изложение.

Контрольный диктант №2 по теме: «Падежи имён существительных».

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Три типа склонения имён существительных в единственном числе.

Упражнение в определении склонения имён существительных.

Упражнение в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах.

Ударные и безударные окончания имён существительных в единственном числе.

Проверка безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения.

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

Повествовательный текст с элементами описания. Изложение.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в правописании имён существительных в родительном падеже.

Правописание окончаний имён существительных 1-го, 3-го склонения в дательном падеже.

Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

Сравнение окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

Родительный и винительный падежи имён существительных.

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах (сопоставление).

Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, в приставках и окончаниях имён существительных.

Связь между частями текста. Изложение с продолжением.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в написании окончаний имён существительных.

Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Контрольный диктант №3 по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа».

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Множественное число имён существительных.

Склонение имён существительных во множественном числе. Распознавание именительного и винительного падежей.

Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже множественного числа.

Родительный падеж множественного числа имён существительных.

Дательный, творительный и предложный падежи множественного числа имён существительных.

Контрольный диктант №4 по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа».

Работа над ошибками ,допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени существительном.





5

Имя прилагательное.

31



Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам.

Родовые окончания имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных.

Повествовательный текст с элементами описания. Сочинение по рисунку.

Работа над ошибками, допущенными в сочинение. Распознавание падежей имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского рода.

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах.

Употребление имён прилагательных в родительном и дательном падежах. Изложение.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Структура текста-описания.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

Сопоставление безударных падежных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже.

Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных.

Сравнение безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода.

Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

Обобщение знаний о склонении имён прилагательных в единственном числе.

Знакомство со склонением имён прилагательных во множественном числе.

Падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи.

Изложение повествовательного текста.

Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе.

Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе.

Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных.

Контрольный диктант №5 по теме: «Имя прилагательное».

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Изложение текста-описания по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

Анализ изложений и работа над ошибками. Синтаксические предложения.



6

Личные местоимения.

7


Местоимение как часть речи. Сравнение личных местоимений и имён существительных.

Личные местоимения 1,2, 3-го лица.

Раздельное написание местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами.

Раздельное написание предлогов с местоимениями3-го лица.

Композиция повествовательного текста. Изложение.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами.

Упражнение в правильном употреблении и написании местоимений, построении и разборе предложений.


7

Глагол.

36


Глагол как часть речи (повторение).

Изменение глаголов по временам.

Изменение по родам глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний.

Сочинение по репродукции картины И. И .Левитана «Март» с предварительной подготовкой по тексту.

Неопределённая форма глагола.

Неопределённая форма - начальная форма глагола.

Спряжение глаголов (общее понятие).

Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глаголов.

Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа.

I и II спряжение глаголов.

Окончания глаголовI и II спряжения.

Структура повествовательного текста с элементами рассуждения. Изложение по самостоятельно составленному плану.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Образование формы будущего времени.

Спряжение глаголов в будущем времени.

Повторение сведений о неопределённой форме глагола как начальной. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Структура текста- описания. Сочинение (с элементами описания) по картине.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

Глаголы-исключения.

Правописание глаголов-исключений.

Контрольный диктант №6 по теме: «Глагол».

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о глаголе.

Наблюдение за точным употреблением глаголов в речи.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени.

Заголовок, тема и основная мысль текста. Изложение повествовательного текста.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам.

Упражнение в образовании временных форм глагола.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Контрольный диктант №7 «Правописание глаголов прошедшего времени».

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о глаголе.



8

Повторение.

17


Обобщение знаний о предложении.

Текст-описание. Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Состав слова.

Правописание безударных гласных в корне, приставке и суффиксе.

Текст и предложение как единица речи.

Контрольный диктант №8 по теме: « Правописание безударных гласных в корне, приставке и суффиксе».

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Части речи.

Имя существительное (обобщение).

Имя прилагательное (обобщение).

Местоимение. Глагол (обобщение).

Контрольное изложение.

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Повторение пройденного.

Контрольный диктант №9 итоговый

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний.




Итого:

170