Рабочая программа для 11 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной Программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), на основе «Программы по русскому для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» А.И. Власенков// Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2013. С 8-28.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Особенности методики преподавания предмета: Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.
Планирование для социально-гуманитарного класса составлено из расчета 3 часа в неделю. Отдельным блоком выделено 34 часа для подготовки к ЕГЭ.
№ урока | Темы модулей и уроков | Кол-во часов | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Измерители | Демонстрационные (наглядные) пособия |
| |
Модуль 1. Повторение. Простое предложение |
1 | Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложений | 1 | Сентябрь 1н. | | Интонация и ее роль в предложении. Основные принципы русской пунктуации. Система знаков препинания. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение) | Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов | Выразительное чтение текстов. Пунктуационный разбор предложений | |
2 | Именительный и творительный падежи в сказуемом | 1 | Сентябрь 2 н. | | Правила постановки грамматической формы составного именного сказуемого | Уметь определять вид сказуемого, применять правило на практике, уметь объяснять выбор падежной формы сказуемого | Осложненное списывание | |
3 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Сентябрь 3 н. | | Способы выражения главных членов предложения; Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым | Уметь определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения | Объяснительный диктант. Конструирование и реконструкция предложений по определенным моделям, осложненное списывание | Таблицы «Русский язык. 8 класс» |
4 | Управление при словах, близких по значению | 1 | Сентябрь 4 н. | | Управление при словах, близких по значению. Выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками | Знать основные значения падежей и предлогов, а также лексическое значение слов | Объяснительный диктант | |
5-6 | Контрольная работа. Анализ контрольной работы | 2 | Октябрь 1 н,2 н | | Способы выражения главных членов предложения; Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым Классификация и исправление допущенных ошибок | Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | Диктант с грамматическим заданием | |
7 | Однородные члены предложения и пунктуация при них | 1 | Октябрь 3 н | | Синтаксис и пунктуация простого предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания при них | Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами | Объяснительный диктант Сопоставить конструкции с распространенными и распространенными однородными членами, определить функции сочинительных союзов, дописать Предложения с данным началом | Таблицы «Русский язык. 8 класс» |
8 | Однородные и неоднородные определения | 1 | Октябрь 4 н | | Однородные и неоднородные определения | Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) определений | Предупредительный диктант | |
9 | Обособленные определения | 1 | Ноябрь 2 н | | Предложения с обособленными второстепенными членами Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. | Уметь опознавать предложения с обособленными определениями, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными определениями, использовать их в речи | Комментированное письмо Конструирование предложений, замена необособленных определений обособленнных определений | Таблицы «Русский язык. 8 класс» |
10 | Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными | 1 | Ноябрь 3 н | | Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными | Уметь производить замену в предложении с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, на сложноподчиненное предложение с придаточным определительным | Комментированное письмо Конструирование предложений | |
11 | Приложения и их обособление | 1 | Ноябрь 4 н | | Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них | Уметь опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных стилях и текстах речи | Оценка и разбор смешанных примеров из литературных источников (выделить и объяснить случаи обособления приложений) | Таблицы «Русский язык. 8 класс» |
12 | Обособление обстоятельств Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения | 1 | Декабрь 1 н. | | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах | Составить схемы предложений. Преобразование предложений Диктант «Проверяю себя» | Таблицы «Русский язык. 8 класс» |
13 | Пунктуация при вводных и вставных конструкциях | 1 | Декабрь 2 н | | Знаки препинания в предложениях с вводными словами и вставными конструкциями | Уметь интонационно выразительно читать предложения с вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи | Диктант «Проверяю себя» | Таблицы «Русский язык. 8 класс» |
14 | Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи | 1 | Декабрь 3 н | | Знаки препинания в предложениях с обращениями | Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи | Диктант «Проверяю себя» | |
15 | Порядок слов в предложении | 1 | Декабрь 4 н | | Прямой и обратный порядок слов в предложении. | Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов | Выразительное чтение текстов. Ответить на вопросы: «Как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения?», «С какой целью используется инверсия?» | |
16-17 | Итоговая контрольная работа по теме «Простое осложненное предложение» Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 2 | Январь 2 н, 3 н | | Обособленные члены, знаки препинания при них Классификация и исправление допущенных ошибок | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры | Диктант с грамматическим заданием | |
Модуль 2.Публицистический стиль 9ч: 2 ч. Р.Р. |
18 | Особенности публицистического стиля | 1 | Январь 4 н | | Публицистический стиль, сфера его использования, назначения. Признаки публицистического стиля | Понимать цель публицистического высказывания (информирование с одновременным воздействием на слушателя или читателя), сферы применения (общественно-экономические, политические, культурные отношения), основные признаки (логичность, образность, эмоциональная оценочность, призывность), языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические); уметь анализировать тексты публицистического стиля | Ответить на вопрос: в чем сходство и различие публицистического и научного стиля? Стр. 250-151, 253-254, 259-260, 263-264 (учебник Власенкова А. И.), прочитать изучающим чтением, выделить новую информацию, составить сложный план, подготовить устное сообщение по плану «Стилистические особенности и признаки публицистического стиля». | |
19 | Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности | 1 | Февраль 1 н. | | Публицистический стиль, сфера его использования, назначения. Признаки публицистического стиля | Понимать цель публицистического высказывания (информирование с одновременным воздействием на слушателя или читателя), сферы применения (общественно-экономические, политические, культурные отношения), основные признаки (логичность, образность, эмоциональная оценочность, призывность), языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические); уметь анализировать тексты публицистического стиля | Упр. 385, прочитать 2 текста, указать признаки публицистического стиля речи, проиллюстрировать примерами. Ответить на вопросы: какие языковые средства, используемые в текстах, сближают их с научными и художественными текстами? Какие средства языка помогают эмоционально воздействовать на читателя и слушателя? Найти слова и словосочетания, характерные для юриспруденции. Обозначить в них корни, ответить на вопрос: по какому принципу русской орфографии пишутся проверяемые и непроверяемые глас-ные в корне? | |
20 | Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк | 1 | Февраль 1 2 н. | | Основные жанры публицистического стиля: выступление, статья, интервью, очерк, репортаж. Путевой очерк. Портретный очерк. Особенности жанра | Знать основные жанры публицистического стиля, их характерные особенности, требования к языковому оформлению; уметь определять жанр текста публицистического характера, характерные для публицистики выразительные средства языка, различать путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк, создавать собственный текст в жанре путевых записок или путевого очерка Понимать особенности жанра портретного очерка, владеть понятиями внешний портрет, внутренний портрет, выделять языковые средства, характерные для портретного очерка, анализировать тексты -портретные очерки, уметь создавать портретный очерк, уместно используя характерные для публицистики выразительные средства языка | Стр. 272-273 (учебник Власенкова А. И.), прочитать изучающим чтением, записать ключевые слова. Упр. 411, озаглавить текст, выписать слова, содержащие орфограмму «ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах», доказать принадлежность текста к публицистическому стилю, сформулировать задания к тексту, связанные с лексикой, морфемикой. Упр. 412, прочитать изучающим чтением отрывок из путевогоочерка В. Распутина, определить, как соотносятся название, эпиграф и тема очерка. Ответить на вопрос: какие особенности текста дают возможность отнести его к публицистическому стилю? Стр. 280-281 (учебник Власенкова А. И.), прочитать изучающим чтением, выписать ключевые слова. Упр. 416, прочитать отрывок из очерка В. Лакшина, определить языковые средства, которые использовал автор для описания характера героя, роль однородных членов предложения в тексте, сформулировать задания к тексту по морфологии и словообразованию. Упр. 424, сформулировать мысль, которая объединяет пословицы. Определить, можно ли их использовать при написании портретного очерка | |
21 | Устное выступление. Доклад. Дискуссия | 1 | Февраль 3 н. | | Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств в оформлении публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения | Уметь соблюдать общие принципы при подготовке публичного выступления: принцип краткости, последовательности, принцип усиления, принцип результативности; слушать и анализировать чужую устную речь, понимать, коммуникативную задачу, определять цель публичного выступления, выбирать тему, подбирать информацию, определять композицию выступления, отбирать языковые средства оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения | Анализ выступлений с нарушением правил аргументации. Стр. 291-294 (учебник Власенкова А.И.), прочитать изучающим чтением. На основе теоретического материала составить памятку «Этапы речевой деятельности при подготовке к публичному выступлению | |
22-23 | Р.Р. Изложение публицистического стиля с элементами сочинения | 2 | Февраль 4 н. | | Текст и его комплексный анализ. Сочинение на основе исходного текста (задание С в формате ЕГЭ) | Уметь проводить орфографический и пунктуационный разборы, текстовед-ческий и языковой анализ текста и его фрагмента, выполнять задания с развернутым ответом (задание С в формате ЕГЭ), создавать на основе исходного текста собственный: формулировать одну из проблем исходного текста, комментировать его, формулировать позицию автора, выражать свое отношение к прочитанному, соглашаясь или не соглашаясь с позицией автора, строить текст, оформляя его в соответствии с речевыми и языковыми нормами | Анализ текста, задания типа А и В. Задание С | |
Модуль 3. Художественный стиль 7 ч.: 3 ч. Р.Р. |
24 | Общая характеристика художественного стиля | 1 | Март 1 н. | | Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка | Понимать особенности языка художественной литературы по цели высказывания (эмоционально-эстетическое воздействие на слушателей, читателей), уметь анализировать художественные тексты, находить специфичные языковые средства: фонетические (звукопись), словообразовательные (индивидуально-авторские неологизмы, повторы слов), лексические и фразеологические (эмоционально-экспрессивная лексика, метафоры, олицетворения, сравнения и др.), морфологические, синтаксические (односоставные, неполные предложения, обращения, прямая речь, диалоги и др.) | Ответить на вопрос: что представляет собой художественный стиль? Какова сфера его употребления и основные функции? Доказать справедливость слов писателей, которые определяли художественную речь как «искусство пластического изображения посредством слова» (А. М. Горький), как «живопись словом» (С. С. Сергеев-Ценский) | |
25 | Виды тропов и стилистических фигур | 1 | Март 2 н. | | Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функ-циональных разновидностей языка Использование изобра-зительно-выразитель-ных средств в художественной речи. Использование разных стилей речи в художественных произведениях | Уметь адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый тексты, определять позицию автора, передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде полного или сжатого пересказа, анализировать художественные тексты, определяя специфичные черты, опознавать изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте Уметь анализировать художественные тексты, создавать собственные тексты в художественном стиле, использовать метафоры, сравнения, олицетворения и т.д. как средства выразительности речи, определять роль разных стилей речи в художественных произведениях, производить лингвистический анализ художественного текста | Стр. 340-341 (учебник Власенкова А. И.), прочитать изучающим чтением, составить план, проиллюстрировать средства художественной выразительности примерами из изученных литературных произведений. В случае необходимости для определения понятий обратиться к литературоведческому или лингвистическому словарю. Ответить на вопрос: каковы взаимоотношения художественного стиля с другими стилями? Выделить эмоционально-экспрессивные средства во фрагменте повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» (монолог пса Шарика), выявить и проанализировать средства экспрессивного синтаксиса, использованного М. Цветаевой в стихотворении «Солнце - одно, а шагает по всем городам...» Ответить на вопрос: какой тип односоставных предложений преобладает в стихотворении М. Цветаевой «Не думаю, не жалуюсь, не спорю...» С чем это связано? Отметить все случаи использования авторских знаков препинания. Какую роль они играют в организации текста? Проанализировать стилистическую роль собственно вопросительных и вопросительно-риторических высказываний во фрагменте повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» (прямая речь профессора Преображенского) | |
26 | Урок-практикум. Анализ лирического произведения. | 1 | Март 4 н. | | Анализ лирического произведения. | Уметь «…Правильно понять художественный текст через язык…» | Работа с образцом разбора лирического стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» | |
27-28 | Р.Р.Изложение по тексту художественного стиля | 2 | Апрель 1 н.,2 н | | Изложение с элементами сочинения | Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты; при создании сочинений интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и при-меры из жизненного опыта | Изложение с элементами сочинения | |
Модуль 4. Сложное предложение 14 ч.: 2 контр.диктанта |
29 | Повторение. Виды сложных предложений | 1 | Апрель 3 н. | | Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между . частями сложного предложения | Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей сложного предложения, пунктуа-ционно оформлять их | Составить таблицу «Основные виды сложных предложений» | |
30 | Пунктуация в сложносочиненном предложении Пунктуация в предложениях с союзом и | 1 | Апрель 4 н. | | Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические признаки, строение. Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом. Смысловые отношения между частями ССП | Знать основные группы СПП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями СПП и способы их выражения Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический, пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения | Диктант «Проверяю себя». Составить таблицу «Группы сложносочиненных предложений | Таблицы «Русский язык. 9 класс» |
31 | Знаки препинания в СПП с одним придаточным Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными | 1 | Май 1 н. | | Основные группы СПП по занчению и строению. СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. Знаки препинания в них Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимичная замена предложений | Знать группы СПП по значению и строению, уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов | Объяснительный диктант | |
32 | Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП | 1 | Май 2 н. | | Отличие СПП с придаточными сравнительными от простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи | Уметь определять значения сравнений, выраженные различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнительным оборотом, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения, уметь ставить знаки препинания в предложении с союзом «как», употреблять эти конструкции в речи, определять их значения в тексте | Творческое списывание | Таблицы «Русский язык. 9 класс» |
33-34 | Р.Р, Итоговая контрольная работа . | 2 | Май 3 н, 4 н. | | Тема, основная мысль. Стиль, тип речи. Изобразительно-выразительные средства языка | Уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, использовать лексическое богатство русского языка и разнообразные грамматические конструкции, оформлять речь в соответствии с нормами русского литературного языка | Сочинение на основе исходного текста, задание типа С в формате ЕГЭ. Задания типа В с кратким ответом | |