СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку в 4 классе.»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

г. Улан–Удэ





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку


Класс - 4-е Количество часов в год – 170 часов

Учитель: Тогмитова Мэдэгма Александровна Категория – нет Стаж работы – 22 года



Рабочая программа по русскому языку составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ № 7» и обеспечена учебником Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной «Русский язык».

Рабочая программа принята на заседании МЦ «Детство»

«1» сентября 2024 года

Руководитель МЦ __________Нечаева Л.В.


Согласована МС «1» сентября 2024 года

Зам. директора по НМР__________________Гармаева Л.А.

Зам. директора по УВР _______________Касторнова Е.Ф.













МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

г. Улан – Удэ









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Русский язык»

4 классы, 5 часов в неделю, 170 часов



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.

Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.

Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.

Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;

3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.

Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.

Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» в 4 классе - 170 ч.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

гражданско-патриотического воспитания:

- становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

- осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;

- проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;




духовно-нравственного воспитания:

- осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;

- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

экологического воспитания:

- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

- неприятие действий, приносящих вред природе;

ценности научного познания:

- первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;

- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

- устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

- анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­исследования, проектного задания;

- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

- устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

- ответственно выполнять свою часть работы;

- оценивать свой вклад в общий результат;

- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


К концу обучения в четвёртом классеобучающийся научится:

- осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно­нравственных ценностей народа;

- объяснять роль языка как основного средства общения;

- объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

- осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;

- проводить звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

- подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;

- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;

- проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;

- устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

- определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;

- определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;

- устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;

- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3­го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

- различать предложение, словосочетание и слово;

- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

- различать распространённые и нераспространённые предложения;

- распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;

- разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);

- производить синтаксический разбор простого предложения;

- находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

- применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;

- правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;

- писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;

- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;

- осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;

- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

- создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);

- определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;

- корректировать порядок предложений и частей текста;

- составлять план к заданным текстам;

- осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

- осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

- писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

- осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;

- объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;

- уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.


Сведения о русском языке

Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини­исследование, проект.

Фонетика и графика

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звуко­буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).

Орфоэпия

Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.

Лексика

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).

Состав слова (морфемика)

Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).

Основа слова.

Состав неизменяемых слов (ознакомление).

Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).

Морфология

Части речи самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3­го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).

Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1­го и 3­го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.

Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.

Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).

Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.

Частица не, её значение (повторение).

Синтаксис

Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного).

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.

Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).

Орфография и пунктуация

Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение:

безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);

безударные падежные окончания имён прилагательных;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица единственного числа;

наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;

безударные личные окончания глаголов;

знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов.

Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).

Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).

Развитие речи

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).

Сочинение как вид письменной работы.

Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.


п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Проекты


1

Наша речь

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

10

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

3

Предложение

9


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

4

Слово в языке и речи

20

1



5

Имя существительное

40

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

6

Имя прилагательное

28

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

7

Местоимения

9

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

8

Глагол

34

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

9

Повторение

20

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

7

4














Календарно-тематическое планирование

(170 часов, 5 ч. в неделю)


урока

Тема урока

Кол-во уроков

Дата

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


ЧАСТЬ 1





НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК (1 ч)




1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378


ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (10 ч)




2

Текст и его план.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

3

Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

4

Анализ изложений. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

5

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

6

Обращение. Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращением.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

7

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

8

Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения.

1



9

Словосочетание.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

10

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

11

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c


ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 ч)




12

Однородные члены предложения (общее понятие).

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

13

Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

14

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

15

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

16

Работа над ошибками. Наши проекты. «Похвальное слово знакам препинания».

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

17

Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

18

Сложное предложение и предложение с однородными членами. Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

19

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

20

Обобщение и проверка знаний по теме «Предложение».

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c


СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (20 ч)




21

Слово и его лексическое значение.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

22

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

23

Синонимы, антонимы, омонимы.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

24

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

25

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

26

Однокоренные слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

27

Состав слова. Разбор слов по составу.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

28

Правописание гласных и согласных в корнях слова.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

29

Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

30

Правописание приставок и суффиксов.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

31

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

32

Письменное изложение повествовательного деформированного текста.


1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

33

Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

34

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. Признаки частей речи.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

35

Части речи. Признаки частей речи.

1



36

Наречие как часть речи. Признаки наречия. Значение и употребление в речи.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

37

Правописание наречий.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

38

Работа по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

39

Контрольный диктант за 1 четверть.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

40

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (40 ч)




41

Изменение по падежам имён существительных. Начальная форма имени существительного.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

42

Признаки падежных форм имён существительных.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

43

Упражнение в распознавании именительного, родительного и винительного падежей имён существительных.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

44

Упражнение в распознавании родительного, винительного и дательного падежей имён существительных.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

45

Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

46

Три склонения имён существительных. 1-ое склонение.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

47

Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

48

2-ое склонение имён существительных.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

49

Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

50

3-е склонение имён существительных.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

51

Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

52

Обобщение и проверка знаний по теме "Склонение имен существительных"

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

53

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста. (или Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»)

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

54

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

55

Именительный и винительный падежи.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

56

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

57

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

58

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

59

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

60

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

61

Упражнение в правописании падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

62

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

63

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

64

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

65

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

66

Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница».

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

67

Обобщение и проверка знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

68

Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

69

Склонение имён существительных во множественном числе.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

70

Именительный падеж имён существительных множественного числа.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

71

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

72

Родительный и Винительный падежи имён существительных множественного числа.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

73

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

74

Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное».

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

75

Контрольный диктант за первое полугодие.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

76

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

77

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

78

Наши проекты. «Говорите правильно».

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

79-80

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

3


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a


ЧАСТЬ 2





ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (28 ч)




81

Имя прилагательное как часть речи.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

82

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе и числам. Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка».

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

83

Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе.



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

84

Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Работа по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов».

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

85

Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

86

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

87

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

88

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.


1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

89

Именительный, винительный, родительный падежи имени прилагательного

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

90

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

91

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

92

Наши проекты: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина».

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

93

Обобщение и проверка знаний по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

94

Склонение имён прилагательных женского рода.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

95

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

96

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

97

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

98

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

99

Изложение на основе зрительного восприятия текста

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

100

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

101

Склонение имен прилагательных множественного числа. Работа по картине Н.К. Рериха «Заморские гости».

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

102

Именительный, винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

103

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

104

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

105

Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

106

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

107

Проверка знаний по теме «Имя прилагательное»

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

108

Работа над ошибками.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4


МЕСТОИМЕНИЕ (9 ч)




109

Местоимение как часть речи.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

110

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. Повторение.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

111

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

112

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

113

Изменение личных местоимений по падежам. Морфологический разбор местоимения как части речи.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

114

Изложение повествовательного текста с элементами описания.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

115

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Местоимение»

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

116

Обобщение и проверка знаний по теме «Местоимение»

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

117

Контрольный диктант за 3 четверть

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a


ГЛАГОЛ (34 ч)




118

Роль глаголов в языке.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

119

Изменение глаголов по временам.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

120

Неопределённая форма глагола.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

121

Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

122

Изменение глаголов по временам. Составление текста из деформированных предложений.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

123

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

124

Спряжение глаголов.

1



125

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.


1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

126

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

127

I и II спряжение глаголов настоящего времени.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

128

I и II спряжение глаголов будущего времени. Работа по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

129

Наши проекты. «Пословицы и поговорки»

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

130

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Способы определения І и ІІ спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

131-132

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

2


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

133

Возвратные глаголы.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

134

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

135

Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

136

Проверка знаний по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

137-138

Правописание глаголов в прошедшем времени.

2


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

139

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

140

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

141

Изложение повествовательного текста по вопросам.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

142

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

143

Обобщение знаний о глаголе.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

144

Проверка знаний по теме « Глагол».

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

145

Работа над ошибками. Повторение.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a


146

Промежуточная аттестация по итогам года

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

147

Работа над ошибками.



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2


ПОВТОРЕНИЕ (20 ч)




148

Язык. Речь. Текст.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

149

Предложение и словосочетание.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

150

Контрольное списывание.



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

151

Лексическое значение слова.

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

152

Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь».

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378

153-154

Состав слова.

2


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2

155-157

Части речи.

3


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4

158-159

Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения.

2


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea

160-162

Повторение изученного материала. Проверочная работа.

2


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a

164-166

Итоговое повторение.

2


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a

167-168

Наши проекты.

2


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c

165-170

Резервные уроки

4


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Книгопечатная продукция

Горецкий В. Г. Канакина В..П. и др. Русский язык Рабочие программы 1-4 класс М: «Просвещение» - 2022

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс Ч. 1. — М.: Просвещение, 2022.

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс Ч. 2. — М.: Просвещение, 2022.

Контрольно–измерительные материалы . Русский язык 4 класс М:Вако 2022

Методические пособия

КанакинаВ.П. Русский язык Методические рекомендации М: Просвещение 2021

Ситникова Т.Н. Поурочные работки по русскому языку М: Вако2021

Канакина В.П., Щеглова Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 2021г.


Печатные пособия

Таблицы по русскому языку

1. Комплект демонстрационных таблиц.

2. Словари по русскому языку.


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык, 4 класс.

Сайты, используемые в работе


Технические средства обучения

Компьютер, проектор, принтер