Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2012 г.), образовательной Программы основного общего образования МБОУ СОШ №9 г. Мытищи Московской области и реализована в учебнике Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение.
Авторские концепции и принципы обучения данной программы и УМК наиболее полно отражают соответствие государственному статусу школы, образовательным потребностям и запросам учащихся, особенностям контингента обучающихся. Кроме того, данная линия является завершённой. Кроме того, Программа В.Я.Коровиной выбрана для составления рабочей программы, так как основная её особенность заключается в том, что в каждом из классов затронута одна из ведущих проблем.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основ-ных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основная форма организации образовательного процесса -классно-урочная.
Технологии обучения: развитие критического мышления, информационно-коммуникационные, проектная и др.
Формирование ключевых компетенций достигается путём использования следующих механизмов: групповая работа; исследовательская, поисковая и проектная деятельность; задания, требующие самооценки; целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Виды и формы контроля: пересказ, выразительное чтение, в том числе наизусть; сочинение, конспект, тест, контрольная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса
Ученик научится:
правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть;
устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, чтение актёров;
осуществлять устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
составлять план характеристики героев, составлять устные и письменные характеристики литературного героя или героев (в том числе групповую, сравнительную) в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5классе;
давать нравственную оценку героям рассказа, повести, сказки;
составлять сообщение о поэте, писателе, баснописце и устно рассказывать о нём;
определять значения незнакомых слов с помощью словарей и справочной литературы;
эстетически воспринимать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные изучаемым произведениям;
устно иллюстрировать художественное произведение;
создавать, представлять и защищать собственные иллюстрации;
находить цитатные примеры, иллюстрирующие литературоведческие понятия, изучаемые в курсе литературы 5 класса.
Ученик получит возможность научиться:
выявлять черты фольклорной традиции в литературной сказке, рассказе, повести;
характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоционального содержание;
выявлять этапы развития сюжета;
выявлять элементы композиции повести, рассказа;
составлять план анализа эпизода и анализировать его по плану;
анализировать различные формы выражения авторской позиции;
сопоставлять реальные и фантастические эпизоды;
составлять план (в том числе цитатный) литературного произведения, план устного и письменного ответа на проблемный вопрос, план письменного высказывания;
составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
на 2018 – 2019 учебный год (103 часа, 3 часа в неделю)
№ | Название разделов и тем | План. сроки | Скор-рект. |
Введение (1 ч.) |
1 | Введение. Роль книги в жизни человека | 03.09 | |
Устное народное творчество 10 ч. (9+1 Р.Р.) |
2 | Фольклор - коллективное устное народное творчество | 05.09 | |
3 | Малые жанры фольклора | 07.09 | |
4 | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка | 10.09 | |
5 | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич | 12.09 | |
6 | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки | 14.09 | |
7 | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания | 17.09 | |
8 | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. | 19.09 | |
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | 21.09 | |
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | 24.09 | |
11 | Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» Подготовка к сочинению. | 26.09 | |
Из древнерусской литературы (2 ч.) |
12 | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей | 28.09 | |
13 | «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 01.10 | |
Из литературы 18 в. (2 ч.) |
14 | Вн.чт. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин | 03.10 | |
15 | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение | 05.10 | |
Из литературы 19 в. (42 ч.) |
И.А. Крылов 4 ч. (3 +1 Р.Р) |
16 | Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен) | 08.10 | |
17 | Басни И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Свинья под дубом» | 10.10 | |
18 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» | 12.10 | |
19 | РР Басни И.А. Крылова. Конкурс инсценированной басни | 15.10 | |
В.А. Жуковский (2 ч.) |
20 | В. А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки в произведении | 17.10 | |
21 | В. А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе | 19.10 | |
А.С. Пушкин 9ч. (7 + 2 Р.Р.) |
22 | А.С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни. Стихотворение «Няне». Поэтизация образа няни поэта. Понятие о лирическом послании | 22.10 | |
23 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | 24.10 | |
24 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Работа с текстом | 26.10 | |
25 | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сравнительная характеристика героев | 07.11 | |
26 | Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Подготовка к домашнему сочинению | 09.11 | |
27 | Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворения и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа | 12.11 | |
28 | Подготовка к сочинению по сказкам А.С. Пушкина | 14.11 | |
29 | Вн. чт. В мире пушкинских сказок | 16.11 | |
30 | Иллюстраторы пушкинских сказок. Рассказ по иллюстрациям | 19.11 | |
А. Погорельский 2 ч. |
31 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Работа с текстом | 21.11 | |
32 | Образ главного героя сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» | 23.11 | |
М.Ю. Лермонтов (3ч.) |
33 | М.Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения | 26.11 | |
34 | Историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино». Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Особенности поэтических интонаций | 28.11 | |
35 | Вн. чт. «Ашик-Кериб» М.Ю. Лермонтова как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору | 30.11 | |
Н.В. Гоголь 3 ч. (3 ч.) |
36 | Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». | 03.12 | |
37 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» | 05.12 | |
38 | Вн.чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. | 07.12 | |
Н.А. Некрасов 3 ч. (2 ч. + 1 Р.Р.) |
39 | Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины | 10.12 | |
40 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Мир детства в стихотворении. Труд и забавы крестьянских детей. | 12.12 | |
41 | Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь. Рассказ по картине В.Г. Перова «Тройка» | 14.12 | |
И.С. Тургенев 5ч. (3ч. + 2Р.Р.) |
42 | И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Реальная основа повести. Жизнь в эпоху крепостного права. Барыня и её челядь. | 17.12 | |
43 | «Муму» И.С. Тургенева как протест против крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима | 19.12 | |
44 | И.С. Тургенев «Муму». Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди | 21.12 | |
45 | Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Подготовка к сочинению | 24.12 | |
46 | Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тургенева. | 26.12 | |
Л.Н. Толстой 5ч. (4 + 1 Р.Р.) |
47 | Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа | 28.12 | |
48 | Рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды | 14.01 | |
49 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев | 16.01 | |
50 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев | 18.01 | |
51 | Подготовка к сочинению по рассказу «Кавказский пленник» | 21.01 | |
А.П. Чехов 3 ч. |
52 | А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористичес-кий рассказ. Понятие о речевой характеристике персонажей. | 23.01 | |
53 | А.П. Чехов. «Хирургия». Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу | 25.01 | |
54 | Вн. чт. Юмористические рассказы А.П. Чехова | 28.01 | |
Русские поэты о природе и Родине 3 ч. (2ч. + 1 К.Р.) |
55 | Ф. Тютчев. Рассказ о поэте. «Зима недаром злится…», «Весен-ние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Образ родины в пейзажной лирике поэта. | 30.01 | |
56 | А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; И. З. Суриков. «Зима»; А. Н. Плещеев. «Весна». Выразительное чтение и анализ стихотворений | 01.02 | |
57 | Контрольная работа по поэзии 19 в. | 04.02 | |
Из литературы 20 в. 26 ч. (22 ч. + 3 Р.Р. + 1 К.Р.) |
58 | И.А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе | 06.02 | |
59 | Вн. чт. И.А. Бунин «Подснежник». Праздники и будни в жизни главного героя. Смысл названия рассказа | 08.02 | |
В.Г. Короленко 4 ч. (3 ч. + 1 Р.Р.) |
60 | В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец | 11.02 | |
61 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей | 13.02 | |
62 | Изображение города и его обитателей в повести. Понятие о композиции произведения и способах изображения героев. | 15.02 | |
63 | Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 18.02 | |
64 | С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Рассказ о поэте. Поэтизация картин малой родины. | 20.02 | |
П.П. Бажов 3 ч. |
65 | П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сида характера Данилы-мастера | 22.02 | |
66 | Проблемы и тайны мастерства. Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе | 25.02 | |
67 | Вн. чт. Сказы П.П. Бажова | 27.02 | |
С.Я Маршак 3ч. (2 + 1 РР) |
68 | С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | 01.03 | |
69 | Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» | 04.03 | |
70 | С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос | 06.03 | |
К.Г. Паустовский 3 ч. |
71 | К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Теплый хлеб». Тема и проблема произведения. Герои в литературной сказке | 11.03 | |
72 | Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» | 13.03 | |
73 | Вн. чт. К. Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы | 15.03 | |
А.П. Платонов 2 ч. |
74 | А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. | 18.03 | |
75 | Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. | 20.03 | |
В.П. Астафьев 4ч. (2 ч. + 2 Р.Р.) |
76 | В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу | 22.03 | |
77 | «Открытие» Васюткой озера. Автобиографичность произв-я | 01.04 | |
78 | Подготовка к сочинению | 03.04 | |
79 | Сочинение «Мои сверстники в русской литературе XIX-XX вв.» (на примере любимых литературных героев) | 05.04 | |
| Стихотворения поэтов 20 в. о природе и Родине 2 ч. (1ч.+1Р.Р) | | |
80 | Русские поэты ХХ в. о Родине и родной природе (И. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.) | 08.04 | |
81 | Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению | 10.04 | |
«Ради жизни на Земле…» 2ч. |
82 | К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война | 12.04 | |
83 | А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». | 13.04 | |
Писатели улыбаются 3 ч. |
84 | Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о поэте. Образы детей в рассказе. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе | 15.04 | |
85 | Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Её жанровое своеобразие. Краткий рассказ о поэте, его песнях. | 17.04 | |
86 | Контрольная работа по творчеству писателей 20 века. | 19.04 | |
Из зарубежной литературы 17 ч. (13 ч. + 3 РР + 1 к.р.) |
87 | Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков | 22.04 | |
Д. Дефо 3 ч. |
88 | Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Работа с текстом | 24.04 | |
89 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Характер главного героя. Иллюстрации к роману | 26.05 | |
90 | Д. Дефо «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа | 29.04 | |
Х.К. Андерсен 5 ч. (4 ч. + 1 РР.) |
91 | Х.-К. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда | 06.05 | |
92 | Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы | 08.05 | |
93 | Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке Андерсена «Снежная королева» | 13.05 | |
94 | Сочинение по сказкам Андерсена | 15.05 | |
95 | Вн. чт. Наши любимые сказки Х.К. Андерсена | 17.05 | |
М. Твен 3 ч. (2+ 1РР) |
96 | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Мир детства в романе | 20.05 | |
97 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья Внутренний мир героев. Иллюстрации к роману. | 22.05 | |
98 | «Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей. Подготовка к сочинению | 24.05 | |
Д. Лондон 3 ч. (2 + 1 к.р.) |
99 | Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание и Кише». Нравственное взросление героя рассказа | 27.05 | |
100 | Д. Лондон «Сказание о Кише». Мастерство писателя в изображении жизни северного народа | 29.05 | |
101 | Итоговая контрольная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся | | |
102 | Жорж Санд. «О чем говорят цветы» | | |
Подведение итогов учебного года 1 ч. |
103 | Итоговый урок. Задание на лето | | |
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
№ | Название разделов | Колич. часов | В том числе |
Уроки | Уроки Р.Р. | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | 1 | | |
2 | Устное народное творчество | 10 | 9 | 1 | |
3 | Из древнерусской литературы | 2 | 2 | | |
4 | Из литературы 18 века | 2 | 2 | | |
5 | Из литературы 19 века | 42 | 35 | 5 | 2 |
6 | Из литературы 20 века | 26 | 22 | 3 | 1 |
7 | Из зарубежной литературы | 17 | 13 | 3 | 1 |
8 | Подведение итогов учебного года | 1 | 1 | | |
9 | Резерв | 2 | 2 | | |
| | 103 | 87 | 12 | 4 |
Основное содержание программы
Введение 1 ч.
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество 10 ч.
Фольклор - коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты- вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван -крестьянский сын и чудо - юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля»; «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из Древнерусской литературы 2 ч.
Начало письменности у восточных славян и возникновение Древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века 2 ч.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма Жанры литературы (начальные представления)
Из литературы XIX в.
Русские басни 4 ч.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности) «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. (2 ч.) Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герой литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. (9 ч.) Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зелёный.». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. (2 ч.) «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно - условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaIea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. (3 ч.) Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. (3 ч.) Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. (3 ч.) Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа, вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие преставлений).
Иван Сергеевич Тургенев. (5 ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления.
Лев Николаевич Толстой. (5 ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия»- осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе 3 ч.
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной,..»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство, передачи: эмоционального состояния настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко.(4 ч.) Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие, окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция .литературного произведения (начальные понятия).
Павел Петрович Бажов. (3 ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. (3 ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. (4 ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...» 2 ч.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете.»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети -обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе 2 ч.
И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...», А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведе-ния о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются 3 ч.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь - Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. (1 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. (3 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгиба-емость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. (5 ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая» Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставле-ние красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. (1 ч.) «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. (3 ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в этическом изображении жизни северного народа.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по литературе
В результате изучения литературы в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;
Учащиеся должны уметь:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;
• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
• создавать сочинения-миниатюры по картине.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1 Коровина В.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень) - М.: «Просвещение», 2011
2 Коровина В. Я., Журавлев В. П. Литература: 5 кл. Учеб.: В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2016
3 Волжина Е. Д. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы -М.: «Айрис» - пресс, 2008
4 Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В. П. Полухиной «Литература. 5 класс» - М.: «Экзамен», 2008
5 Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. Советы. - М.: «Просвещение», 2003
6 Малюгина В. А„ Черных О. Г. Игровые уроки по литературе. 5 класс. - М.: «ВАКО», 2009
7 Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим... 5 класс. - М.: Просвещение, 2010
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы от____________________ № ________ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____________________ Саакян Р. А. (подпись) «_________»_________________2018г. |