СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 5 классе по УМК В.Я. Коровиной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 103 часа (3 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 5 классе по УМК В.Я. Коровиной»

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2012 г.), образовательной Программы основного общего образования МБОУ СОШ №9 г. Мытищи Московской области и реализована в учебнике Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение.

Авторские концепции и принципы обучения данной программы и УМК наиболее полно отражают соответствие государственному статусу школы, образовательным потребностям и запросам учащихся, особенностям контингента обучающихся. Кроме того, данная линия является завершённой. Кроме того, Программа В.Я.Коровиной выбрана для составления рабочей программы, так как основная её особенность заключается в том, что в каждом из классов затронута одна из ведущих проблем.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основ-ных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основная форма организации образовательного процесса -классно-урочная.
Технологии обучения: развитие критического мышления, информационно-коммуникационные, проектная и др.
Формирование ключевых компетенций достигается путём использования следующих механизмов: групповая работа; исследовательская, поисковая и проектная деятельность; задания, требующие самооценки; целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Виды и формы контроля: пересказ, выразительное чтение, в том числе наизусть; сочинение, конспект, тест, контрольная работа.


Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса

Ученик научится:

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть;

  • устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, чтение актёров;

  • осуществлять устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

  • составлять план характеристики героев, составлять устные и письменные характеристики литературного героя или героев (в том числе групповую, сравнительную) в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5классе;

  • давать нравственную оценку героям рассказа, повести, сказки;

  • составлять сообщение о поэте, писателе, баснописце и устно рассказывать о нём;

  • определять значения незнакомых слов с помощью словарей и справочной литературы;

  • эстетически воспринимать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные изучаемым произведениям;

  • устно иллюстрировать художественное произведение;

  • создавать, представлять и защищать собственные иллюстрации;

  • находить цитатные примеры, иллюстрирующие литературоведческие понятия, изучаемые в курсе литературы 5 класса.

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять черты фольклорной традиции в литературной сказке, рассказе, повести;

  • характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоционального содержание;

  • выявлять этапы развития сюжета;

  • выявлять элементы композиции повести, рассказа;

  • составлять план анализа эпизода и анализировать его по плану;

  • анализировать различные формы выражения авторской позиции;

  • сопоставлять реальные и фантастические эпизоды;

  • составлять план (в том числе цитатный) литературного произведения, план устного и письменного ответа на проблемный вопрос, план письменного высказывания;

составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос.








Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

на 2018 – 2019 учебный год (103 часа, 3 часа в неделю)



Название разделов и тем

План. сроки

Скор-рект.

Введение (1 ч.)

1

Введение. Роль книги в жизни человека

03.09


Устное народное творчество 10 ч. (9+1 Р.Р.)

2

Фольклор - коллективное устное народное творчество

05.09


3

Малые жанры фольклора

07.09


4

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка

10.09


5

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич

12.09


6

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки

14.09


7

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания

17.09


8

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

19.09


9

Сказки о животных. «Журавль и цапля»

21.09


10

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

24.09


11

Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» Подготовка к сочинению.

26.09


Из древнерусской литературы (2 ч.)

12

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей

28.09


13

«Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

01.10


Из литературы 18 в. (2 ч.)

14

Вн.чт. М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин

03.10


15

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение

05.10


Из литературы 19 в. (42 ч.)

И.А. Крылов 4 ч. (3 +1 Р.Р)

16

Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен)

08.10


17

Басни И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»

10.10


18

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне»

12.10


19

РР Басни И.А. Крылова. Конкурс инсценированной басни

15.10


В.А. Жуковский (2 ч.)

20

В. А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки в произведении

17.10


21

В. А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе

19.10


А.С. Пушкин 9ч. (7 + 2 Р.Р.)

22

А.С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни. Стихотворение «Няне». Поэтизация образа няни поэта.

Понятие о лирическом послании

22.10


23

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

24.10


24

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Работа с текстом

26.10


25

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сравнительная характеристика героев

07.11


26

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Подготовка к домашнему сочинению

09.11


27

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворения и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа

12.11


28

Подготовка к сочинению по сказкам А.С. Пушкина

14.11


29

Вн. чт. В мире пушкинских сказок

16.11


30

Иллюстраторы пушкинских сказок. Рассказ по иллюстрациям

19.11


А. Погорельский 2 ч.

31

Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Работа с текстом

21.11


32

Образ главного героя сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

23.11


М.Ю. Лермонтов (3ч.)

33

М.Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения

26.11


34

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино». Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Особенности поэтических интонаций

28.11


35

Вн. чт. «Ашик-Кериб» М.Ю. Лермонтова как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору

30.11


Н.В. Гоголь 3 ч. (3 ч.)

36

Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

03.12


37

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место»

05.12


38

Вн.чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

07.12


Н.А. Некрасов 3 ч. (2 ч. + 1 Р.Р.)

39

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины

10.12


40

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Мир детства в стихотворении. Труд и забавы крестьянских детей.

12.12


41

Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь. Рассказ по картине В.Г. Перова «Тройка»

14.12


И.С. Тургенев 5ч. (3ч. + 2Р.Р.)

42

И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Реальная основа повести. Жизнь в эпоху крепостного права. Барыня и её челядь.

17.12


43

«Муму» И.С. Тургенева как протест против крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима

19.12


44

И.С. Тургенев «Муму». Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди

21.12


45

Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Подготовка к сочинению

24.12


46

Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тургенева.

26.12


Л.Н. Толстой 5ч. (4 + 1 Р.Р.)

47

Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа

28.12


48

Рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

14.01


49

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев

16.01


50

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев

18.01


51

Подготовка к сочинению по рассказу «Кавказский пленник»

21.01


А.П. Чехов 3 ч.

52

А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористичес-кий рассказ. Понятие о речевой характеристике персонажей.

23.01


53

А.П. Чехов. «Хирургия». Рассказ в актёрском исполнении. Составление киносценария по рассказу

25.01


54

Вн. чт. Юмористические рассказы А.П. Чехова

28.01


Русские поэты о природе и Родине 3 ч. (2ч. + 1 К.Р.)

55

Ф. Тютчев. Рассказ о поэте. «Зима недаром злится…», «Весен-ние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Образ родины в пейзажной лирике поэта.

30.01


56

А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; И. З. Суриков. «Зима»; А. Н. Плещеев. «Весна». Выразительное чтение и анализ стихотворений

01.02


57

Контрольная работа по поэзии 19 в.

04.02


Из литературы 20 в. 26 ч. (22 ч. + 3 Р.Р. + 1 К.Р.)

58

И.А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе

06.02


59

Вн. чт. И.А. Бунин «Подснежник». Праздники и будни в жизни главного героя. Смысл названия рассказа

08.02


В.Г. Короленко 4 ч. (3 ч. + 1 Р.Р.)

60

В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец

11.02


61

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей

13.02


62

Изображение города и его обитателей в повести. Понятие о композиции произведения и способах изображения героев.

15.02


63

Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

18.02


64

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Рассказ о поэте. Поэтизация картин малой родины.

20.02


П.П. Бажов 3 ч.

65

П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сида характера Данилы-мастера

22.02


66

Проблемы и тайны мастерства. Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе

25.02


67

Вн. чт. Сказы П.П. Бажова

27.02


С.Я Маршак 3ч. (2 + 1 РР)

68

С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

01.03


69

Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»

04.03


70

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос

06.03


К.Г. Паустовский 3 ч.

71

К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Теплый хлеб». Тема и проблема произведения. Герои в литературной сказке

11.03


72

Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

13.03


73

Вн. чт. К. Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы

15.03


А.П. Платонов 2 ч.

74

А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

18.03


75

Душевный мир главного героя. Его отношения с природой.

20.03


В.П. Астафьев 4ч. (2 ч. + 2 Р.Р.)

76

В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

22.03


77

«Открытие» Васюткой озера. Автобиографичность произв-я

01.04


78

Подготовка к сочинению

03.04


79

Сочинение «Мои сверстники в русской литературе XIX-XX вв.» (на примере любимых литературных героев)

05.04



Стихотворения поэтов 20 в. о природе и Родине 2 ч. (1ч.+1Р.Р)



80

Русские поэты ХХ в. о Родине и родной природе (И. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.)

08.04


81

Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению

10.04


«Ради жизни на Земле…» 2ч.

82

К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война

12.04


83

А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста».

13.04


Писатели улыбаются 3 ч.

84

Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о поэте. Образы детей в рассказе. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе

15.04


85

Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Её жанровое своеобразие. Краткий рассказ о поэте, его песнях.

17.04


86

Контрольная работа по творчеству писателей 20 века.

19.04


Из зарубежной литературы 17 ч. (13 ч. + 3 РР + 1 к.р.)

87

Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков

22.04


Д. Дефо 3 ч.

88

Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Работа с текстом

24.04


89

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Характер главного героя. Иллюстрации к роману

26.05


90

Д. Дефо «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа

29.04


Х.К. Андерсен 5 ч. (4 ч. + 1 РР.)

91

Х.-К. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

06.05


92

Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы

08.05


93

Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке Андерсена «Снежная королева»

13.05


94

Сочинение по сказкам Андерсена

15.05


95

Вн. чт. Наши любимые сказки Х.К. Андерсена

17.05


М. Твен 3 ч. (2+ 1РР)

96

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Мир детства в романе

20.05


97

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья Внутренний мир героев. Иллюстрации к роману.

22.05


98

«Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей. Подготовка к сочинению

24.05


Д. Лондон 3 ч. (2 + 1 к.р.)

99

Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание и Кише». Нравственное взросление героя рассказа

27.05


100

Д. Лондон «Сказание о Кише». Мастерство писателя в изображении жизни северного народа

29.05


101

Итоговая контрольная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся



102

Жорж Санд. «О чем говорят цветы»



Подведение итогов учебного года 1 ч.

103

Итоговый урок. Задание на лето




















Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

Название разделов

Колич. часов

В том числе

Уроки

Уроки Р.Р.

Контрольные работы

1

Введение

1

1



2

Устное народное творчество

10

9

1


3

Из древнерусской литературы

2

2



4

Из литературы 18 века

2

2



5

Из литературы 19 века

42

35

5

2

6

Из литературы 20 века

26

22

3

1

7

Из зарубежной литературы

17

13

3

1

8

Подведение итогов учебного года

1

1



9

Резерв

2

2





103

87

12

4













































Основное содержание программы


Введение 1 ч.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения друго­му. Структурные элементы книги (обложка, титул, фор­зац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, ху­дожник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.


Устное народное творчество 10 ч.

Фольклор - коллективное устное народное творче­ство.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер ска­зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Вели­чественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты- вот духов­ные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Ба­бы-яги, Кощея Бессмертного, Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван -крестьянский сын и чудо - юдо». Волшеб­ная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — кресть­янский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказ­ки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля»; «Солдатская шинель» - на­родные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (за­крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипер­бола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представ­ления). Сравнение.


Из Древнерусской литературы 2 ч.

Начало письменности у восточных славян и возник­новение Древнерусской литературы. Культурные и лите­ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памят­ник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои ста­ринных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на род­ной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные пред­ставления).


Из литературы XVIII века 2 ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов - ученый, поэт, ху­дожник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма Жанры литературы (начальные представления)


Из литературы XIX в.

Русские басни 4 ч.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности) «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразитель­ное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.


Василий Андреевич Жуковский. (2 ч.) Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герой литератур­ной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные пред­ставления).


Александр Сергеевич Пушкин. (9 ч.) Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зелёный.». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противо­стояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пуш­кинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.


Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. (2 ч.) «Черная курица, или Под­земные жители». Сказочно - условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучи­тельное содержание и причудливый сюжет произведе­ния.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaIea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (на­чальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сю­жеты» сказок разных народов.


Михаил Юрьевич Лермонтов. (3 ч.) Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бо­родинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лер­монтова в создании батальных сцен. Сочетание разго­ворных интонаций с патриотическим пафосом стихотво­рения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпи­тет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).


Николай Васильевич Гоголь. (3 ч.) Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вече­ра на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастиче­ского.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).


Николай Алексеевич Некрасов. (3 ч.) Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа, вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины воль­ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие преставлений).


Иван Сергеевич Тургенев. (5 ч.) Краткий рассказ о писа­теле.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепост­ного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (началь­ные представления). Литературный герой (начальные представления.


Лев Николаевич Толстой. (5 ч.) Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие по­нятия). Сюжет (начальное представление).


Антон Павлович Чехов. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия»- осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представ­лений).


Поэты XIX века о Родине и родной природе 3 ч.

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначаль­ной,..»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Ни­китин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (от­рывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чте­ние наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча­щихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство, передачи: эмоционального состояния настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. (2 ч.) Краткий рассказ о писате­ле.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес­крайними просторами Русской земли, душевным скла­дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.


Владимир Галактионович Короленко.(4 ч.) Краткий рас­сказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести. Образ серого, сонного горо­да. Равнодушие, окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге­роев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция .литературного произведения (начальные понятия).


Павел Петрович Бажов. (3 ч.) Краткий рассказ о писате­ле.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и та­лант главного героя. Стремление к совершенному мас­терству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интона­ции сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и раз­личное).


Константин Георгиевич Паустовский. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.


Самуил Яковлевич Маршак. (3 ч.) Краткий рассказ о пи­сателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положи­тельные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художест­венные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.


Андрей Платонович Платонов. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой расска­за, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптими­стическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литератур­ном произведении (развитие представлений).


Виктор Петрович Астафьев. (4 ч.) Краткий рассказ о пи­сателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испы­тания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность лите­ратурного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...» 2 ч.

Стихотворные произведения о войне. Патриотиче­ские подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на ла­фете.»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети -обостренно трагическая и героиче­ская тема произведений о Великой Отечественной войне.


Произведения о Родине и родной природе 2 ч.

И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...», А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведе-ния о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются 3 ч.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь - Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. (1 ч.) Краткий рассказ о пи­сателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохране­ния традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).


Даниель Дефо. (3 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приклю­чения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, муже­ство, находчивость, несгиба-емость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.


Ханс Кристиан Андерсен. (5 ч.) Краткий рассказ о писа­теле.

«Снежная королева». Символический смысл фанта­стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая» Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Гер­да – противопоставле-ние красоты внутренней и внеш­ней. Победа добра, любви и дружбы.


Жорж Санд. (1 ч.) «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. (3 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх - умение сделать окру­жающий мир интересным.


Джек Лондон. (2 ч.) Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар­ших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собст­венного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в этическом изображении жизни северного народа.



Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по литературе


В результате изучения литературы в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:


  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

  • основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;

Учащиеся должны уметь:


• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;
• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
• создавать сочинения-миниатюры по картине.








Перечень учебно-методического обеспечения:



1 Коровина В.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень) - М.: «Просвещение», 2011

2 Коровина В. Я., Журавлев В. П. Литература: 5 кл. Учеб.: В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2016

3 Волжина Е. Д. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы -М.: «Айрис» - пресс, 2008

4 Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В. П. Полухиной «Литература. 5 класс» - М.: «Экзамен», 2008

5 Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. Советы. - М.: «Просвещение», 2003

6 Малюгина В. А„ Черных О. Г. Игровые уроки по литературе. 5 класс. - М.: «ВАКО», 2009

7 Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим... 5 класс. - М.: Просвещение, 2010






СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

учителей русского языка и литературы


от____________________ № ________



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________________ Саакян Р. А.

(подпись)


«_________»_________________2018г.