СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса. ВУД.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 7 классе»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга





Приято

на заседании Педагогического совета

Протокол № ____

от «__» августа 20___г.


Утверждаю

Директор школы

__________ Н.А.Бражникова

Приказ №_____

от «__» августа 20___ г.











Рабочая программа

внеурочной деятельности

«В мире книг (смысловое чтение)»

для обучающихся 7 класса

(АООП ФГОС ООО)

на 2020 - 2021 учебный год








Учитель:

Свистунова Т.Э.










Санкт-Петербург

2020


Содержание рабочей программы


Оглавление

Страницы

Титульный лист


Содержание рабочей программы

2

Пояснительная записка

3

Планируемые результаты

4

Учебно-тематический план

5-6

Календарно-тематическое планирование

7-20

Лист корректировки

21









































Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг (смысловое чтение)» для обучающихся 7 класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС основного общего образования (АООП ФГОС ООО).

Программа составлена на основе междисциплинарной программы основного общего образования «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» и рекомендаций Примерной основной образовательной программы.

Рабочая программа ориентирована на:

- рабочую тетрадь по русскому языку «Задания на понимание текста: 7 класс. ФГОС», автор О.Н.Зайцева, М., «Экзамен», 2018; «Комплексный анализ текста» автор А.Б.Малюшкин, «Сфера», 2016; «Как научиться писать сочинения», автор Н.В.Куманова, издание 4-е, стереотипное, Изд. «Грамотей», 2017.

Программа адаптирована на обучающихся с задержкой психического развития.

Цель - формирование и развитие умений смыслового чтения.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, 34 учебные недели.

































Планируемые результаты


Программа внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса «В мире книг (смысловое чтение)» направлена на организацию внеурочной деятельности обучающихся, связанной с пониманием текста как средства универсального общения, подготовки школьников к полноценному усвоению информации текстов всех стилей и типов. Программа учитывает основные требования к чтению, включает различные по типу и стилю тексты, задания по их анализу (определение темы, идеи, составление плана, сокращение текста, выделение примеров и доказательств, поиск аргументов для доказательства своей точки зрения).

Обучающиеся класса испытывают затруднения при работе с информацией. В результате усвоения данной программы они научатся сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать, не умеют анализировать, составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать  детали, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста. Интерактивные подходы (упражнения, задания) соотносятся с изучаемыми учебными дисциплинами.

В результате освоения программы по внеурочной деятельности общекультурной направленности «В мире книг (смысловое чтение)» обучающиеся будут иметь возможность научиться:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

•писать сочинения,  ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках


Метапредметные результаты изучения содержания программы проявятся в:

  • умении понимать проблему, структурировать материал в том числе для последующего написания сочинения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,  формулировать несложные  выводы, основываясь на материале текста-источника;

  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

  • умении делить текст на смысловые части, составлять простой план;

  • сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных признаков;

  • представлять материал в виде таблицы или схемы, примера, задачи.


Учебно–тематический план


п/п

Тема

Количествово часов

Основное содержание

программы по теме

Формы

организации занятия

1.

Учимся читать учебные тексты

5

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

- находить в тексте требуемую информацию

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста Интерактивные подходы   (упражнения, задания)

Развитие критического мышления через чтение и письмо. («Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками»).

Фронтальная Групповая

Индивидуальная


2.

Учимся читать и решать учебные тексты

4

-Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;

-проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


3.

Учимся читать и понимать учебные тексты

6

Откликаться на содержание текста:

связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире.


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


4.

Осваиваем виды чтения

6

Беглое, выборочное, чтение. Чтение по ролям. Трансформация текстов. Решение языковых и творческих задач.

Фронтальная Групповая

Индивидуальная


5.

Комплексный анализ текста, обучение написанию сочинения

13

Определение темы, идеи, составление плана, вида творческой работы, применение полученных знаний на практике, сокращение текста, выделение примеров и доказательств, поиск аргументов для доказательства своей точки зрения.

Фронтальная Групповая

Индивидуальная


Итого 34 часа




Календарно-тематическое планирование


занятия

Тема занятия

Количество

часов

Планируемая дата

Фактическая дата

Формы организации учебных занятий

Элементы содержания


Характеристика деятельности обучающихся (УУД)


Учимся читать учебные тексты (5 часов)

Задача № 1. Язык и литература.

1

01.09


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Выделяют главную мысль текста. Описывают свое отношение к чтению книг. 

Определяют ключевые предложения, главную мысль – доминанту текста.

Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

По количеству главных мыслей определяют количество пунктов плана.

Формулируют кратко главные мысли.

Озаглавливают каждую часть.


Познавательные

Классифицируют информацию текста по критериям; делают выводы по своей работе над текстом.

Выделяют причину и следствие.

Выделяют описание.

Выделяют тезис и аргументы

Критически оценивают текст, используя дополнительные знания; работают с идеями и гипотезами.

Делают сравнения или устанавливают связи между текстом и внешними знаниями либо объясняют особенности  текста, основываясь на собственном опыте и отношениях.

Регулятивные

Находят один или несколько отрывков информации.

Работают с противоречивой информацией

визуально изображают информацию, преобразовывают небольшие части информации в график или таблицу.

Выделяют главное и второстепенное содержание в тексте.

Объясняют свои действия над текстом.

Коммуникативные

Отвечают на вопросы к тексту

Выявляют проблему (сюжет) текста

Высказывает свою точку зрения.

Приводят аргументы в защиту своей точки зрения

Устанавливают простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями



Задача № 2.

Д.Н.Ушаков

1

08.09


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Находят информацию в тексте, её интерпретируют, выделяют составные части текста.

Находят и объясняют главный смысл содержания текста.

Задача № 3.

Наречие.

1

15.09


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Составляют план текста.

Выделяют языковые средства: слова в переносном смысле, специальные термины, выразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения), афоризмы. Находят и объясняют главный смысл лингвистического текста.


Задача № 4.

Правописание.

1

22.09


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Классифицируют информацию текста по критериям; делают выводы по своей работе над текстом.

Находят и объясняют слова, выделенные курсивом.


Задача № 5.

Слитное и раздельное написание НЕ

1

29.09


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Классифицируют информацию текста по критериям; делают выводы по своей работе над текстом.

Выделяют причину и следствие, тезис и аргументы

Составляют тексты.


Учимся читать и решать учебные тексты (4 часа)

Задача № 6.

Тестовые задания с выбором ответов

(задания типа А).

1

06.10


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Знакомство с понятием «тезис».

Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

По количеству главных мыслей определяют количество пунктов плана.

Устно описывают последовательность своих действий при работе с текстом.

Познавательные

Классифицируют информацию текста по критериям; делают выводы по своей работе над текстом.

Выделяют причину и следствие.

Выделяют описание.

Выделяют тезис и аргументы

Критически оценивают текст, используя дополнительные знания; работают с идеями и гипотезами.

Делают сравнения или устанавливают связи между текстом и внешними знаниями либо объясняют особенности  текста, основываясь на собственном опыте и отношениях.

Регулятивные

Находят один или несколько отрывков информации.

Работают с противоречивой информацией

визуально изображают информацию, преобразовывают небольшие части информации в график или таблицу.

Выделяют главное и второстепенное содержание в тексте.

Объясняют свои действия над текстом.

Коммуникативные

Отвечают на вопросы к тексту

Выявляют проблему (сюжет) текста

Высказывает свою точку зрения.

Приводят аргументы в защиту своей точки зрения

Устанавливают простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями


Задача № 7.

Тестовые задания с краткой записью ответа

(задания типа В).

1

13.10


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Поиск и работа с понятием «тезис».

Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

По количеству главных мыслей определяют количество пунктов плана.

Озаглавливают текст. Определяют стиль речи. Выполняют лингвистические задания.

Задача № 8.

Тестовые задания с развернутым ответом на вопрос

(задания типа С).

1

20.10


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Поиск и работа с понятием «тезис».

Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

Озаглавливают текст. Определяют стиль речи. Выполняют лингвистические задания.

Задача № 9.

Учимся мыслить критически.

1

27.10


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Учатся критически мыслить и выполнять учебные задачи.

Совместная работа учителя и учеников по определению этапов создания тезисов методом мозгового штурма. Применяют навыки работы с текстом. Озаглавливают текст. Определяют стиль речи.

Выполняют лингвистические задания.

































Познавательные

Классифицируют информацию текста по критериям; делают выводы по своей работе над текстом.

Выделяют причину и следствие.

Выделяют описание.

Выделяют тезис и аргументы

Критически оценивают текст, используя дополнительные знания; работают с идеями и гипотезами.

Делают сравнения или устанавливают связи между текстом и внешними знаниями либо объясняют особенности  текста, основываясь на собственном опыте и отношениях.

Регулятивные

Находят один или несколько отрывков информации.

Работают с противоречивой информацией

визуально изображают информацию, преобразовывают небольшие части информации в график или таблицу.

Выделяют главное и второстепенное содержание в тексте.

Объясняют свои действия над текстом.

Коммуникативные

Отвечают на вопросы к тексту

Выявляют проблему (сюжет) текста

Высказывает свою точку зрения.

Приводят аргументы в защиту своей точки зрения

Устанавливают простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями


Учимся читать и понимать учебные тексты (6 часов)

Задача № 10.

«Солнце».

1

10.11


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Обоснование выделения главного предмета в тексте. Нахождение пропущенных слов в тексте. Определять однокоренные слова. Применяют навыки работы с текстом.

Определяют стиль речи.

Выполняют лингвистические задания.

Задача № 11.

«Голубая стрекоза»

1

17.11


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Главные идеи текста. Определение времени описания, исторической ситуации и иных обстоятельств, изложенных в тексте.

Совместная работа учителя и учеников по определению этапов создания тезисов методом мозгового штурма. Применяют навыки работы с текстом

Задача № 12.

«Друг»

1

24.11


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

По количеству главных мыслей определяют количество пунктов плана. Определяют главный смысл текста по заголовку. Соотносят заголовок с текстом.

Задача № 13.

«Бежин луг»

1

01.12


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Нахождение утверждений, которые не соответствуют содержанию текста. Определение стиля и типа речи. Нахождение и формулирование главную мысль. Выделяют иерархию мыслей.


Задача № 14.

«Игрушка»

1

08.12


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Главные идеи текста. Определение цифрового порядка содержания текста.

Совместная работа учителя и учеников по определению этапов создания тезисов методом мозгового штурма. Применяют навыки работы с текстом.


Задача № 15.

«Вертушинка»

1

15.12


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Находят и формулируют главную мысль. Выделяют иерархию мыслей. Составляют вопросы различного типа. Объясняют деление на абзацы.


Осваиваем виды чтения (6 часов)

Задача № 16.

«Без названия»

1

22.12


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Объясняют деление на смысловые части и абзацы. Составляют простой и сложный планы. Объясняют принципы построения плана.


Задача № 17.

«Фантастические миры»

1

12.01


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Находят и формулируют главную мысль. Составляют простой и сложный планы. Объясняют принципы построения плана.


Задача № 18.

«Тайны наречий»

1

19.01


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Слушают собеседника, задают вопросы. Находят и формулируют главную мысль текста, определяют стиль и тип речи. Составляют простой и сложный планы. Объясняют принципы построения плана.


Задача № 19.

«Всякая всячина»

1

26.01


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Применяют навыки работы с текстом. Определяют главный смысл текста по заголовку. Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в графическую.


Контрольная работа

Задача № 20.

«Тайны Гоголя»

1

02.02


Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


Отвечают на вопросы. Оценивают выступающих, оценивают свою деятельность. Применяют навыки работы с текстом. Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в графическую.


Контрольная работа

Задача № 21.

«Тайны грамматики»

1

09.02



Определяют тему текста, цель его создания. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.


Комплексный анализ текста, обучение написанию сочинения (13 часов)

Требования к умениям и навыкам при написании сочинений

1

16.02



Определяют тему текста, цель его создания. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.


Виды вступлений

1

02.03



Определяют тему текста, цель его создания. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в графическую.


Размышляем над проблемами

1

09.03



Определяют тему текста, цель его создания. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.


Комплексный анализ текста (10 часов)

Размышляем над проблемами

1

16.03



Определяют творческую задачу. Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.


Сочинять – значит думать

1

23.03



Определяют творческую задачу. Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.


Пишем сочинение

1

06.04



Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.


А зачем заглядывать в словари?

1

13.04



Изучают типы и виды словарей. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста с учетом лексического значения новых слов, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.


Вспомнить все (систематизация материалов для сочинения)

1

20.04



Систематизируют материалы для сочинения. Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.


Работа над темой и текстом сочинения

1

27.04



Работают над темой и текстом сочинения. Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.

Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в графическую.


Что важно не упускать из поля зрения при написании сочинения. Анализ встречающихся ошибок.

1

04.05



Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.

Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в графическую.


Сочинения по литературе ХIХ века

1

11.05



Анализируют сочинения по литературе ХIХ века Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.

Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в графическую.


Сочинения по лирике русских поэтов ХIХ века

1

18.05



Анализируют сочинения по лирике русских поэтов ХIХ века. Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.

Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в графическую.


Сочинения по литературе ХХ века.


1

25.05



Анализируют сочинения по литературе ХХ века Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать.


Итого 34 часа


Лист корректировки


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!