Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга
Приято на заседании Педагогического совета Протокол № ____ от «__» августа 20___г. | | Утверждаю Директор школы __________ Н.А.Бражникова Приказ №_____ от «__» августа 20___ г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«В мире книг (смысловое чтение)»
для обучающихся 7 класса
(АООП ФГОС ООО)
на 2020 - 2021 учебный год
Учитель:
Свистунова Т.Э.
Санкт-Петербург
2020
Содержание рабочей программы
Оглавление | Страницы |
Титульный лист | |
Содержание рабочей программы | 2 |
Пояснительная записка | 3 |
Планируемые результаты | 4 |
Учебно-тематический план | 5-6 |
Календарно-тематическое планирование | 7-20 |
Лист корректировки | 21 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг (смысловое чтение)» для обучающихся 7 класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС основного общего образования (АООП ФГОС ООО).
Программа составлена на основе междисциплинарной программы основного общего образования «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» и рекомендаций Примерной основной образовательной программы.
Рабочая программа ориентирована на:
- рабочую тетрадь по русскому языку «Задания на понимание текста: 7 класс. ФГОС», автор О.Н.Зайцева, М., «Экзамен», 2018; «Комплексный анализ текста» автор А.Б.Малюшкин, «Сфера», 2016; «Как научиться писать сочинения», автор Н.В.Куманова, издание 4-е, стереотипное, Изд. «Грамотей», 2017.
Программа адаптирована на обучающихся с задержкой психического развития.
Цель - формирование и развитие умений смыслового чтения.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Планируемые результаты
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса «В мире книг (смысловое чтение)» направлена на организацию внеурочной деятельности обучающихся, связанной с пониманием текста как средства универсального общения, подготовки школьников к полноценному усвоению информации текстов всех стилей и типов. Программа учитывает основные требования к чтению, включает различные по типу и стилю тексты, задания по их анализу (определение темы, идеи, составление плана, сокращение текста, выделение примеров и доказательств, поиск аргументов для доказательства своей точки зрения).
Обучающиеся класса испытывают затруднения при работе с информацией. В результате усвоения данной программы они научатся сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать, не умеют анализировать, составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста. Интерактивные подходы (упражнения, задания) соотносятся с изучаемыми учебными дисциплинами.
В результате освоения программы по внеурочной деятельности общекультурной направленности «В мире книг (смысловое чтение)» обучающиеся будут иметь возможность научиться:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
•писать сочинения, ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках
Метапредметные результаты изучения содержания программы проявятся в:
умении понимать проблему, структурировать материал в том числе для последующего написания сочинения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать несложные выводы, основываясь на материале текста-источника;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
умении делить текст на смысловые части, составлять простой план;
сравнивать объекты, о которых говорится в тексте, выделяя несколько существенных признаков;
представлять материал в виде таблицы или схемы, примера, задачи.
Учебно–тематический план
№ п/п | Тема | Количествово часов | Основное содержание программы по теме | Формы организации занятия |
1. | Учимся читать учебные тексты | 5 | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: - определять главную тему, общую цель или назначение текста; - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; - объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; - находить в тексте требуемую информацию - решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста Интерактивные подходы (упражнения, задания) Развитие критического мышления через чтение и письмо. («Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками»). | Фронтальная Групповая Индивидуальная |
2. | Учимся читать и решать учебные тексты | 4 | -Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; -проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; -преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому. | Фронтальная Групповая Индивидуальная |
3. | Учимся читать и понимать учебные тексты | 6 | Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире. | Фронтальная Групповая Индивидуальная |
4. | Осваиваем виды чтения | 6 | Беглое, выборочное, чтение. Чтение по ролям. Трансформация текстов. Решение языковых и творческих задач. | Фронтальная Групповая Индивидуальная |
5. | Комплексный анализ текста, обучение написанию сочинения | 13 | Определение темы, идеи, составление плана, вида творческой работы, применение полученных знаний на практике, сокращение текста, выделение примеров и доказательств, поиск аргументов для доказательства своей точки зрения. | Фронтальная Групповая Индивидуальная |
Итого 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Планируемая дата | Фактическая дата | Формы организации учебных занятий | Элементы содержания | Характеристика деятельности обучающихся (УУД) |
Учимся читать учебные тексты (5 часов) |
| Задача № 1. Язык и литература. | 1 | 01.09 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Выделяют главную мысль текста. Описывают свое отношение к чтению книг. Определяют ключевые предложения, главную мысль – доминанту текста. Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. По количеству главных мыслей определяют количество пунктов плана. Формулируют кратко главные мысли. Озаглавливают каждую часть. | Познавательные Классифицируют информацию текста по критериям; делают выводы по своей работе над текстом. Выделяют причину и следствие. Выделяют описание. Выделяют тезис и аргументы Критически оценивают текст, используя дополнительные знания; работают с идеями и гипотезами. Делают сравнения или устанавливают связи между текстом и внешними знаниями либо объясняют особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях. Регулятивные Находят один или несколько отрывков информации. Работают с противоречивой информацией визуально изображают информацию, преобразовывают небольшие части информации в график или таблицу. Выделяют главное и второстепенное содержание в тексте. Объясняют свои действия над текстом. Коммуникативные Отвечают на вопросы к тексту Выявляют проблему (сюжет) текста Высказывает свою точку зрения. Приводят аргументы в защиту своей точки зрения Устанавливают простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями |
| Задача № 2. Д.Н.Ушаков | 1 | 08.09 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Находят информацию в тексте, её интерпретируют, выделяют составные части текста. Находят и объясняют главный смысл содержания текста. |
| Задача № 3. Наречие. | 1 | 15.09 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Составляют план текста. Выделяют языковые средства: слова в переносном смысле, специальные термины, выразительные средства (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения), афоризмы. Находят и объясняют главный смысл лингвистического текста. |
| Задача № 4. Правописание. | 1 | 22.09 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Классифицируют информацию текста по критериям; делают выводы по своей работе над текстом. Находят и объясняют слова, выделенные курсивом. | |
| Задача № 5. Слитное и раздельное написание НЕ | 1 | 29.09 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Классифицируют информацию текста по критериям; делают выводы по своей работе над текстом. Выделяют причину и следствие, тезис и аргументы Составляют тексты. | |
Учимся читать и решать учебные тексты (4 часа) |
| Задача № 6. Тестовые задания с выбором ответов (задания типа А). | 1 | 06.10 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Знакомство с понятием «тезис». Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. По количеству главных мыслей определяют количество пунктов плана. Устно описывают последовательность своих действий при работе с текстом. | Познавательные Классифицируют информацию текста по критериям; делают выводы по своей работе над текстом. Выделяют причину и следствие. Выделяют описание. Выделяют тезис и аргументы Критически оценивают текст, используя дополнительные знания; работают с идеями и гипотезами. Делают сравнения или устанавливают связи между текстом и внешними знаниями либо объясняют особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях. Регулятивные Находят один или несколько отрывков информации. Работают с противоречивой информацией визуально изображают информацию, преобразовывают небольшие части информации в график или таблицу. Выделяют главное и второстепенное содержание в тексте. Объясняют свои действия над текстом. Коммуникативные Отвечают на вопросы к тексту Выявляют проблему (сюжет) текста Высказывает свою точку зрения. Приводят аргументы в защиту своей точки зрения Устанавливают простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями |
| Задача № 7. Тестовые задания с краткой записью ответа (задания типа В). | 1 | 13.10 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Поиск и работа с понятием «тезис». Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. По количеству главных мыслей определяют количество пунктов плана. Озаглавливают текст. Определяют стиль речи. Выполняют лингвистические задания. |
| Задача № 8. Тестовые задания с развернутым ответом на вопрос (задания типа С). | 1 | 20.10 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Поиск и работа с понятием «тезис». Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. Озаглавливают текст. Определяют стиль речи. Выполняют лингвистические задания. |
| Задача № 9. Учимся мыслить критически. | 1 | 27.10 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Учатся критически мыслить и выполнять учебные задачи. Совместная работа учителя и учеников по определению этапов создания тезисов методом мозгового штурма. Применяют навыки работы с текстом. Озаглавливают текст. Определяют стиль речи. Выполняют лингвистические задания. | Познавательные Классифицируют информацию текста по критериям; делают выводы по своей работе над текстом. Выделяют причину и следствие. Выделяют описание. Выделяют тезис и аргументы Критически оценивают текст, используя дополнительные знания; работают с идеями и гипотезами. Делают сравнения или устанавливают связи между текстом и внешними знаниями либо объясняют особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях. Регулятивные Находят один или несколько отрывков информации. Работают с противоречивой информацией визуально изображают информацию, преобразовывают небольшие части информации в график или таблицу. Выделяют главное и второстепенное содержание в тексте. Объясняют свои действия над текстом. Коммуникативные Отвечают на вопросы к тексту Выявляют проблему (сюжет) текста Высказывает свою точку зрения. Приводят аргументы в защиту своей точки зрения Устанавливают простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями |
Учимся читать и понимать учебные тексты (6 часов) |
| Задача № 10. «Солнце». | 1 | 10.11 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Обоснование выделения главного предмета в тексте. Нахождение пропущенных слов в тексте. Определять однокоренные слова. Применяют навыки работы с текстом. Определяют стиль речи. Выполняют лингвистические задания. |
| Задача № 11. «Голубая стрекоза» | 1 | 17.11 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Главные идеи текста. Определение времени описания, исторической ситуации и иных обстоятельств, изложенных в тексте. Совместная работа учителя и учеников по определению этапов создания тезисов методом мозгового штурма. Применяют навыки работы с текстом |
| Задача № 12. «Друг» | 1 | 24.11 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Делят текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. По количеству главных мыслей определяют количество пунктов плана. Определяют главный смысл текста по заголовку. Соотносят заголовок с текстом. |
| Задача № 13. «Бежин луг» | 1 | 01.12 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Нахождение утверждений, которые не соответствуют содержанию текста. Определение стиля и типа речи. Нахождение и формулирование главную мысль. Выделяют иерархию мыслей. | |
| Задача № 14. «Игрушка» | 1 | 08.12 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Главные идеи текста. Определение цифрового порядка содержания текста. Совместная работа учителя и учеников по определению этапов создания тезисов методом мозгового штурма. Применяют навыки работы с текстом. | |
| Задача № 15. «Вертушинка» | 1 | 15.12 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Находят и формулируют главную мысль. Выделяют иерархию мыслей. Составляют вопросы различного типа. Объясняют деление на абзацы. | |
Осваиваем виды чтения (6 часов) |
| Задача № 16. «Без названия» | 1 | 22.12 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Объясняют деление на смысловые части и абзацы. Составляют простой и сложный планы. Объясняют принципы построения плана. | |
| Задача № 17. «Фантастические миры» | 1 | 12.01 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Находят и формулируют главную мысль. Составляют простой и сложный планы. Объясняют принципы построения плана. | |
| Задача № 18. «Тайны наречий» | 1 | 19.01 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Слушают собеседника, задают вопросы. Находят и формулируют главную мысль текста, определяют стиль и тип речи. Составляют простой и сложный планы. Объясняют принципы построения плана. | |
| Задача № 19. «Всякая всячина» | 1 | 26.01 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Применяют навыки работы с текстом. Определяют главный смысл текста по заголовку. Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в графическую. | |
| Контрольная работа Задача № 20. «Тайны Гоголя» | 1 | 02.02 | | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Отвечают на вопросы. Оценивают выступающих, оценивают свою деятельность. Применяют навыки работы с текстом. Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в графическую. | |
| Контрольная работа Задача № 21. «Тайны грамматики» | 1 | 09.02 | | | Определяют тему текста, цель его создания. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. | |
Комплексный анализ текста, обучение написанию сочинения (13 часов) |
| Требования к умениям и навыкам при написании сочинений | 1 | 16.02 | | | Определяют тему текста, цель его создания. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. | |
| Виды вступлений | 1 | 02.03 | | | Определяют тему текста, цель его создания. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в графическую. | |
| Размышляем над проблемами | 1 | 09.03 | | | Определяют тему текста, цель его создания. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. | |
Комплексный анализ текста (10 часов) |
| Размышляем над проблемами | 1 | 16.03 | | | Определяют творческую задачу. Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. | |
| Сочинять – значит думать | 1 | 23.03 | | | Определяют творческую задачу. Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. | |
| Пишем сочинение | 1 | 06.04 | | | Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. | |
| А зачем заглядывать в словари? | 1 | 13.04 | | | Изучают типы и виды словарей. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста с учетом лексического значения новых слов, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. | |
| Вспомнить все (систематизация материалов для сочинения) | 1 | 20.04 | | | Систематизируют материалы для сочинения. Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. | |
| Работа над темой и текстом сочинения | 1 | 27.04 | | | Работают над темой и текстом сочинения. Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в графическую. | |
| Что важно не упускать из поля зрения при написании сочинения. Анализ встречающихся ошибок. | 1 | 04.05 | | | Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в графическую. | |
| Сочинения по литературе ХIХ века | 1 | 11.05 | | | Анализируют сочинения по литературе ХIХ века Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в графическую. | |
| Сочинения по лирике русских поэтов ХIХ века | 1 | 18.05 | | | Анализируют сочинения по лирике русских поэтов ХIХ века. Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. Соотносят заголовок с текстом. Преобразовывают информацию из словесной в графическую. | |
| Сочинения по литературе ХХ века. | 1 | 25.05 | | | Анализируют сочинения по литературе ХХ века Находят признаки единого текста, определяют его тему, выделяют основную мысль. Определяют стиль и тип текста. Находят в тексте слова с переносным значением. Определяют причинно-следственные связи и логику построения текста, составляют план, сжатый пересказ, определяют авторскую позицию, учатся ее обосновывать. | |
Итого 34 часа |
Лист корректировки
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6