СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе с пояснительной запиской, содержанием и тематическим планированием

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 8 классе»

МБОУ «Шумячская СОШ им. В.Ф.Алешина»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку (8 класс)



Учитель: Сидорова Т. В.









РЕКОМЕНДОВАНО:

Руководитель ШМО Л.В.Моташнева

Протокол № 1 от 29.08.2017 г.


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора Н.А.Богатырева



УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы И.Н.Кухаренкова

Приказ № 64/1 от 31.08. 2017 г.




2017-2018 уч. г.




Рабочая программа разработана в соответствии с :


  • Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( в редакции от 31.12.2015 г. №1577)

  • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»


На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

    • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

    • владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

    • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

    • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

    • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

    • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

    • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

    • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

    • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

    • владение разными видами монолога и диалога;

    • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

    • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

    • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

    • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  2. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалоги их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Русский язык в современном мире.

Русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков.

Основные разделы языка, основные языковые единицы.

Повторение изученного в VVII классах ( 9ч.)

Функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.

Виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные).

Виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства условия выбора и ия в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическая роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое).

Условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными.

Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.



Синтаксис. Словосочетание (7 ч)

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст.

Основные признаки синтаксических единиц; функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст);предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью; соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.

Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания.

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные.

Свободные словосочетания и фразеологические обороты.

Подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл.

Порядок устного и письменного разбора словосочетания.

Синтаксис. Предложение (3ч.)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные; грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный.

Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (7 ч)

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (9 ч )

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Простые односоставные предложения (11 ч )

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Простое осложненное предложение (всего 49 ч)

Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.

Однородные члены предложения (13 ч)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (19ч)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Ораторская речь, ее особенности.

Предложения со словами,

грамматически не связанными с членами предложения (10ч )

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Текстообразующая роль обращений.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции.

Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.


Прямая и косвенная речь (7 ч )

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация изученного в VIII классе ( )

Взаимосвязь синтаксиса и морфологии; первичные и вторичные синтаксические функциях различных частей речи; значение пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации; алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания; содержание понятия «культура речи»;взаимосвязь синтаксиса и культуры речи; взаимосвязь синтаксиса и орфографии. Промежуточная аттестация (контрольный диктант).





Учебно-методическое обеспечение


  1. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. Из опыта работы / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2009.

  3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКО, 2017.
































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Введение (1 час)

1

Русский язык в современном мире.


Повторение изученного в 5-7 классах ( 9)

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

3-4

Знаки препинания в сложных предложениях.

5

Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

6-7

Р.Р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко (упр. 26).

8

Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи.

9

К.Р. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 7 классе».

10

Анализ контрольного диктанта

Синтаксис. Словосочетание ( 7 )

11-12

Основные единицы синтаксиса

Текст как единица синтаксиса

Предложение как единица синтаксиса.

13-14

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

15

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

16

Синтаксический разбор словосочетаний.

17

Практикум «Словосочетание»

Синтаксис. Предложение ( 3 )

18

Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

19

Порядок слов в предложении. Интонация.

20

Р.Р. Описание памятника культуры.

Двусоставные предложения (16 часов)

Главные члены предложения ( 7 )

21

Главные члены предложения. Подлежащее.

22

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

23

Составное глагольное сказуемое.

24

Составное именное сказуемое.

25

Тире между подлежащим и сказуемым.

26

К.Р. Контрольный диктант по теме: «Главные члены предложения».

27


Анализ контрольного диктанта. Повторение

Второстепенные члены предложения ( 9 )

28

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

29

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения.

30

Приложение. Знаки препинания при нём.

31-32

Обстоятельство.

33

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

34

Р.Р. «Характеристика человека».

35

Повторение по теме «Двусоставное предложение».

36

К.Р. Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения»

Односоставные предложения ( 11)

37

Главный член односоставного предложения.

38

Назывные предложения.

39

Определённо-личные предложения.

40

Неопределённо-личные предложения.

41

Р.Р. Инструкция.

42

Безличные предложения.

43

Р.Р. Рассуждение.

44

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

45

Синтаксический разбор односоставного предложения.

46

Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения».

47

К.Р. Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения».


Простое осложненное предложение ( 49 )


Однородные члены предложения (13)

48

Понятие об осложненном предложении. Однородные члены предложения. Средства связи однородных членов предложения.

49

Понятие об однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах, связанных перечислительной интонацией.

50

Однородные и неоднородные определения.

51

Р.Р. Изложение. Текст - сравнительная характеристика (по упр. 263).

52-53

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.


54-55

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

56

Синтаксический разбор предложений с однородными членами.

57

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

58

Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения».

59

К.Р. Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».

60

Р.Р. Сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» (упр.281).


Предложения с обособленными членами (19)

61

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

62

Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них.

63

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них.

64

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений.

65

Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.

66

Практикум по теме «Обособление определений и приложений»

67

Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему.

68

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

69

Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

70

Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК.

71

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

72

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособление обстоятельств».

73

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

74

Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов.

75

Обособление дополнений с предлогами.

76

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

77

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения».

78

К.Р. Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения».

79

Р.Р. Контрольное сжатое изложение.

Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения (17)

80

Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении.

81

Р.Р.Употребление обращений.

82

Р.Р. Эпистолярный жанр. Составление делового письма.

83

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

84-85

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

86

Вставные слова, словосочетания и предложения.

87

Междометия в предложении.

88

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.

89

К.Р. Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия».

90

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

91

Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

92

Р.Р. Диалог.

93

Р.Р. Рассказ.

94

Цитата и знаки препинания при ней.

95

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь».

96

К.Р. Контрольная работа по теме «Чужая речь».

Повторение и обобщение изученного ( 6 )

97

Синтаксис и морфология.

98

Промежуточная аттестация. Контрольный диктант.

99

Синтаксис и культура речи.

100

Р.Р. Комплексный анализ текста

101

Синтаксис и орфография.

102

Синтаксис и пунктуация.