МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № ____ от «____»__________ 2019г Руководитель МО ____________ Т.Е.Ляшина | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Горенская ООШ» _______________ А.И.Кемайкина « » августа 2019 года | «Утверждаю» Директор МБОУ «горенскаяООШ» _______________ С.Ф.Ромайкина Приказ № ___ от « » августа 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного курса: Русский язык
Класс: 9
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель русского языка: Ромайкина Людмила Петровна, высшая квалификационная категория
Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 136 часов в год; в неделю 4 часа.
Планирование составлено на основе примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)
Учебник: Русский язык.9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений./ (Л.А.Тростенцова Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2018г.
Рабочую программу составила ________________________ Л.П.Ромайкина
(подпись) (расшифровка подписи
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы,
протокол № 1 от «__» августа 2019 года
с.Горенка
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 9 класса общеобразовательных школ и составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , Примерной программы по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение) и общеобразовательной программы МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа»
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по всем разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Согласно ФГОС основного общего образования и примерной образовательной программы основного общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образовании. (протокол от 8.04. 2015 № 1/15), и учебному плану образовательной программы на 2019-2020 уч.год на изучение учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК отводится 2 часа в неделю. Но в связи с тем, что в учебном плане МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа» из части, формируемой участниками образовательных отношений, выделено дополнительно 2 часа , программа составлена из расчета 4 часа в неделю,136 часов в год.
Дополнительное учебное время отводится на подготовку учащихся к ОГЭ. С целью подготовки учащихся к ОГЭ продумана система практических и контрольных работ в 9 классе, комплексный анализ текста, работа со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
Добавлены часы на изучение темы «Систематизация изученного в 9 классе», на работу с тестами с целью подготовки к ОГЭ; на уроки развития речи учащихся с целью подготовки к написанию сжатого изложения и сочинения.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный тест. Словарный диктант, комплексный анализ текста.
Планируемые результаты
освоения курса русского языка в 9 классе
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
• основные сведения о языке, изученные в 5—9 классах;
• изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
• основные единицы языка, их признаки;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
• признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
• признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
• функционально-смысловые типы речи, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—9 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
• различать изученные стили речи;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
• создавать тексты изученных стилей и жанров;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
• получения знаний по другим учебным предметам.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 8 КЛАССАХ (14 ЧАСОВ).
Международное значение русского языка.
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова.
Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.
Основные правила правописания.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 ЧАСОВ).
Текст. Основные стили текста.
Сложное предложение и его признаки.
Сложные предложения с союзами и без союзов.
Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 ЧАСОВ).
Основные группы ССП.
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные).
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Рецензия.
Интонация сложносочиненного предложения.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.
Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (35 ЧАСОВ).
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении.
Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия).
Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Синонимика союзных предложений.
Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений.
Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Деловые документы (автобиография, заявление).
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (13 ЧАСОВ).
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.
Интонация бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Выразительные особенности бессоюзных предложений.
Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Реферат.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ(12 ЧАСОВ).
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Знаки препинания в нем.
Правильное построение сложных предложений с разными видами связи.
Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи).
Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.
Авторские знаки препинания.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ.
Понятие о языке.
Работа со словарями.
Роль языка в жизни общества.
Язык как развивающееся явление.
Роль старославянского языка в развитии русского.
Значение письменности: русская письменность.
Видные ученые-русисты.
Русский литературный язык и его стили.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 9 КЛАССЕ (46 ЧАСОВ).
Систематизация знаний о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении.
Стили языка.
Повторение изученных разделов: фонетика, лексика, морфемика, морфология.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
№ | Дата проведения | | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
I четверть ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 8 КЛАССАХ (14 часов). |
1 | | | Международное значение русского языка. | 1 |
2 | | | Устная и письменная речь | 1 |
3 | | | Монолог и диалог | 1 |
4 | | | Стили речи | 1 |
5 | | | Подготовка к ОГЭ. Приемы сжатия текста. | 1 |
6 | | | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 |
7 | | | Предложения с обособленными членами | 1 |
8 | | | Р.Р.Сочинение по данному началу.(по упр.37) | 1 |
9 | | | Подготовка к ОГЭ. Исключение как прием сжатия. | 1 |
10 | | | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | 1 |
11 | | | Синтаксис простого предложения. Анализ текста. | 1 |
12 | | | Диагностическая работа. Диктант с грамматическим заданием. | 1 |
13 | | | Подготовка к ОГЭ. Обобщение как прием сжатия. | 1 |
14 | | | Анализ входного диктанта. | 1 |
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 часов). |
15 16 | | | Понятие о сложном предложении | 2 |
17 | | | Подготовка к ОГЭ. Упрощение как прием сжатия. | 1 |
18 | | | Союзные и бессоюзные сложные предложения | 1 |
19 | | | Р/р. Подготовка к сочинению по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Набережной» | 1 |
20 | | | Р/р. Написание сочинения по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Набережной». | 1 |
21 | | | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 |
22 | | | Интонация сложного предложения. | 1 |
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 часов). |
23 | | | Понятие о сложносочиненном предложении. | 1 |
24 | | | Смысловые отношения в ССП | 1 |
25 | | | ССП с соединительными ,разделительными и противительными союзами | 1 |
26 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
27 | | | Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные предложения» | 1 |
28 | | | . Анализ контрольного диктанта. | 1 |
29 | | | Подготовка к ОГЭ. Редактирование текста. | 1 |
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (35 часов). |
30 | | | Понятие о сложноподчиненном предложении. | 1 |
31 32 | | | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. | 2 |
33 | | | Подготовка к ОГЭ. Нормы русской орфографии. | 1 |
II четверть. |
34 | | | Союзы и союзные слова в СПП | 1 |
35 36 | | | Р/р. Сжатое изложение. Написание сжатого изложения | 2 |
37 | | | Подготовка к ОГЭ. Лексика.Фразеология. | 1 |
38 | | | Роль указательных слов в СПП. | 1 |
39 40 | | | Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными и изъяснительными | 2 |
41 | | | Подготовка к ОГЭ. Выразительность русской речи. | 1 |
42 | | | СПП с придаточными обстоятельственными. | 1 |
43 | | | СПП с придаточными времени и места. | 1 |
44 45 | | | СПП с придаточными цели,причины,условия,уступки и следствия. | 2 |
46 | | | Подготовка к ОГЭ. Различение простого и сложного предложения.. | 1 |
47 | | | СПП с придаточными образа действия ,меры и степени и сравнительными. | 1 |
48 | | | РР.Подготовка к сочинению по картине В.Фельдмана «Родина». | 1 |
49 | | | Р.Р.Написание сочинения по картине В.Фельдмана «Родина». | 1 |
50 | | | Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 |
51 52 53 | | | СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.. | 3 |
54 | | | Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ сложного предложения. | 1 |
55 56 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор СПП | 2 |
57 | | | Повторение изученного о СПП.Подготовка к контрольному тестированию. | 1 |
58 | | | Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение (по упр.184) | 1 |
59 60 | | | Контрольное тестирование «Виды придаточных предложений» | 2 |
61 | | | Анализ контрольного тестирования | 1 |
62 | | | Подготовка к ОГЭ. Структура сочинения-рассуждения. | 1 |
63 64 | | | Р/р. Контрольное сочинение-рассуждение»Что мы называем Родиной?» | 2 |
65 | | | Подготовка к ОГЭ. Анализ сочинений. | 1 |
III четверть |
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (13 часов). |
66 | | | Понятие о бессоюзном сложном предложении | 1 |
67 | | | Интонация в БСП. | 1 |
68 | | | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. | 1 |
69 | | | Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в БСП. | 1 |
70 | | | БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. Тест | 1 |
71 72 | | | БСП со значение причины,пояснения,дополнения.Двоеточие в БСП. | 2 |
73 | | | Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в БСП. | 1 |
74 75 | | | БСП со значением противопоставления,времени ,условия и следствия. Тире в БСП. | 2 |
76 | | | Р/р.Подготовка к сочинению-отзыву по картине Н.Ромадина «Село Хмелёвка». | 1 |
77 | | | Р.Р.Написание сочинения-отзыва по картине Н.Ромадина «Село Хмелёвка». | 1 |
78 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Подготовка к диктанту. | 1 |
79 | | | Контрольный диктант по теме «БСП» | 1 |
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (12 часов). |
80 81 | | | Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях | 2 |
82 83 | | | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | 2 |
84 | | | Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | 1 |
85 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | 1 |
86 87 | | | Р/р. Публичная речь. (по упр.222) | 2 |
88 | | | Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи.» | 1 |
89 | | | Контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи.» | 1 |
90 | | | Подготовка к ОГЭ. Лингвистический анализ текста | 1 |
91 | | | Р.Р. Изложение (по упр.219). | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (46 часов). |
92 93 94 | | | Повторение изученного.Подготовка к контрольному тестированию в формате ОГЭ. | 3 |
95 96 | | | Контрольный тест в формате ОГЭ по программе 9 класса. | 2 |
97 | | | Анализ контрольного тестирования. | 1 |
98 99 | | | Подготовка к ОГЭ. Виды сочинений. | 2 |
100 101 | | | Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. | 2 |
102 103 | | | Повторение. Лексика. Фразеология. Орфография. | 2 |
104 | | | Подготовка к ОГЭ. Как работать над сочинением-рассуждением. | 1 |
105 106 | | | Повторение. Морфемика и словообразование. | 2 |
107 | | | Р.Р. Контрольное сжатое изложение | 1 |
IV четверть |
108 109 110 | | | Повторение. Морфология. . | 3 |
111 | | | Подготовка к ОГЭ. Работа над сочинением-рассуждением | 1 |
112 113 114 | | | Повторение.Синтаксис . | 3 |
115 116 | | | Р.Р.Сочинение –рецензия (по упр.260) | 2 |
117 | | | Подготовка к ОГЭ. Работа над сочинением -рассуждением | 1 |
118 119 120 | | | Повторение. Орфография.Пунктуация. | 3 |
121 | | | Подготовка к ОГЭ. Композиционное и речевое оформление сочинения. | 1 |
122 123 | | | Р.Р. Сочинение –рассуждение (по упр.282) | 2 |
124 125 | | | Р/р. Сжатое изложение. Написание сжатого изложения. | 2 |
126 | | | Анализ изложения | 1 |
127 | | | Подготовка к ОГЭ. Подбираем аргументы для сочинения. | 1 |
128 129 | | | Р/р Сочинение-рассуждение. Написание контрольного сочинения-рассуждения | 2 |
130 | | | Анализ контрольного сочинения. | 1 |
131 132 | | | Подготовка к итоговому тестированию в формате ОГЭ. | 2 |
133 | | | Итоговое тестирование в формате ОГЭ | 1 |
134 | | | Анализ итогового тестирования. | 1 |
135 136 | | | Итоговые уроки(защита проектов на лингвистическую тему) | 2 |