СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку за 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку за 9 класс»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), Примерной программы основного общего образования и программы изучения русского языка по учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, и др. // программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы/ Сост.Л.М. Рыбченкова, - М: ДРОФА, 2006), соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2006.)

Рассчитана на изучение базового курса русского языка учащимися 9 классов в течение 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык” занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Компетентностный подход к содержанию обучения русскому языку определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения.

Во втором блоке определены дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств в различных сферах и ситуациях общения. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся.

В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие научные сведения о русском языке, об истории и культуре народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции.

Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификции, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу “готовых знаний”, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.

Важнейшими у с л о в и я м и р е а л и з а ц и и разработанного стандарта являются:

• деятельностный характер процесса преподавания русского языка в основной школе;

• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения языка;

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;

• формирование представления о языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило целиобучения:

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

• обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения:

• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения зна­ниями об устройстве русского языка и особеннос­тях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литера­турного языка, речевого этикета».



Внесенные изменения в рабочую программу:



Разделы грамматики

Дидактические единицы, которые надо ввести в рабочую программу

Общие сведения о языке

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы. Нормированность – основная отличительная особенность русского литературного языка.

Синтаксис. Сложные предложения.

Вопрос о классификации СПП. Наблюдения за особенностями использования СПП в устных и письменных текстах, правильное построение сложных предложений разных видов.

Названные дидактические единицы включены в изучение в соответствии с Примерной программой.

В Примерной программе выделен раздел «Речевая деятельность» (аудирование, чтение, гово­рение, письмо) и раздел «Культура речи», что позволяет определить одно из приоритетных направ­лений в обучении русскому языку: усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе - формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного ис­пользования языковых средств в разных условиях общения.



Основным принципом обучения является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, творческими заданиями.


Основной формой организации образовательного процесса при обучении русскому языку в 9 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как урок-практикум, урок-проект.


Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

личностно-ориентированное обучение;

ИКТ;

метод проектов;

исследовательские работы обучающихся;

технологии творческих мастерских;

игровые технологии.


Основные механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: решение тестов, самостоятельная работа, моделирование, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, практических работ.



Виды и формы контроля

Входной, промежуточный контроль

  • Диктант

Промежуточная аттестация

  • Сочинение

Текущий:

объяснительный, выборочный, графи­ческий, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочине­ние на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамма­тическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуаль­ный контроль (карточки), комплексный анализ текста.


Плановых контрольных работ: 11

Контрольных диктантов - 3

Изложение – 3

Сочинение – 3

Тест – 2


Планируемый уровень подготовки.

К концу обучения в 9 классе ученик должен:

Знать: определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь: производить синтаксический разбор сложных предложений, предложений с прямой речью; составлять сложные предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала; находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; ставить знаки препинания в сложных предложениях разных конструкций, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании; находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор; определять тип и стиль текста; подробно и выборочно излагать повествовательные тексты; писать сочинения - описания, рассуждения на морально - этические темы, читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах, адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора; использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; свободно пользоваться справочной литературой.


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:





Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



Используемый УМК:

Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник. Предпрофильное обучение /Бабайцева В.В. – 7 издание, пересмотр. - М: Дрофа, 2011

Русский язык: Практика. 9 класс. /Под редакцией Пичугова Ю.С.. - М: Дрофа, 2014

Русская речь. Развитие речи. 9 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2014







УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Разделы и темы

Содержание учебного материала

Всего часов

Теория

Практика

Контрольные работы

Д

И

С

Т

1

Общие сведения о языке

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы. Нормированность – основнаяотличительнаяособенностьрусскоголитературногоязыка.

1

1

0





2

Повторение изученного в 8 классе

Словосочетание как единица синтаксиса. Способы подчинительной связи. Основные виды простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Вводные слова и предложения. Обращение.

4

0

4

1




3

Сложное предложение

Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.

1

1

0





4

Сложносочиненное предложение

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

3

1

2





5

Сложноподчинённое предложение

Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

20

8

12

1

1

1

1

6

Сложное бессоюзное предложение

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.

8

3

5





7

Сложные предложения (СП) с разными видами связи

Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

6

1

5


1



8

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.

5

3

2



1


9

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.Русский литературный язык и его стили.

4

1

3

1




10

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах

Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография. Пунктуация. Синтаксис.


16

0

16


1

1

1


Всего уроков/ контрольных работ

68

19

49

3

3

3

2









СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Общие сведения о языке( 1ч.)

Повторение изученного в 8 классе (4 ч.)

Синтаксис словосочетания и простого предложения.Словосочетание как единица синтаксиса. Способы подчинительной связи. Основные виды простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Вводные слова и предложения. Обращение.

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение (1 ч.)

Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.

Сложносочиненное предложение (3 ч.)

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

Сложноподчинённое предложение (20 ч.)

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места и времени. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели. Закрепление темы «СПП». СПП с несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

Сложное бессоюзное предложение (8 ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Синтаксический и пунктуационный разборы.

Сложные предложения (СП) с разными видами связи (6 ч.). 

Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

Предложения с чужой речью (5 ч.)

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.

Общие сведения о языке (4 ч.)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.Русский литературный язык и его стили.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (16 ч.)

Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография. Пунктуация. Синтаксис.













КОНТРОЛЬ

уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы




Тема

Вид контроля

урока

Дата проведения

по плану/фактич.

Общие сведения о языке





Повторение изученного в 8 классе

Диктант №1

5



Сложное предложение





Сложносочиненное предложение





Сложноподчинённое предложение

Тест №1

11



Изложение №1

15-16



Сочинение №1

23



Диктант №2

29



Сложное бессоюзное предложение





СП с разными видами связи

Изложение №2

38-39



Предложения с чужой речью

Сочинение №2

47-48



Общие сведения о языке

Диктант №3

52



Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах

Изложение №3

55-56



Тест №2

61





Сочинение №3

64





№№


Вид контроля

урока

Дата проведения

по плану

фактич.

1

Входной контроль

Диктант

5



2

Промежуточный контроль

Диктант

29



3

Промежуточная аттестация

Сочинение

64





Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать и понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы

  • речевого этикета;



уметь:

РЕЧЕВАЯ ЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курсарусского языка;


ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра­вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек­сте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики­
пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  • проводить орфографический анализ текста;

  • СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обо значения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.















Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе

урока

Тема урока

Часы

Планируемые результаты

Дата проведения

План

Факт

1

Вводный урок о русском языке

1

Знакомство учащихся с особенностями курса русского языка в IX классе. Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы



2

Повторение. Синтаксис словосочетания и простого предложения

1

Повторение основных вопросов синтаксиса простого предложения: словосочетание, способы подчинительной связи, грамматическая основа, порядок слов в предложении, односоставные и двусоставные предложения.



3

Повторение. Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Предложения с однородными членами и знаки препинания при них



4

Повторение. Знаки препинания при обособленных членах предложения

1

Предложения с обособленными второстепенными членами, знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями



5

Входной контрольный диктант №1

1

Определение уровня усвоения изученного материала



6

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений

1

Повторение понятий о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения



7

Сложносочинённые предложения (ССП). Союзы и значения сложносочиненных предложений

1

Понятие о сложносочинённом предложении

Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП



8

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

1

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения



9

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

1

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом



10

Строение сложноподчиненных предложений (СПП).Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

1

Углубление понятия о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, строении СПП, способах разграничения союзов и союзных слов



11

Контрольный тест «Задания 1-10 ОГЭ»

1

Задания 1-10 ОГЭ



12

Роль указательных слов в подчинении предложений

1

Роль указательных слов в СПП, закрепление сведений о строении СПП. Совершенствование навыка находить в предложении указательные слова



13

Особенности присоединения придаточных предложений к главному

1

Знакомство учащихся с особенностями присоединения придаточных предложений к главному (что поясняет придаточное), роль вопроса и указательных слов в выяснении значения придаточных



14

Творческое воображение и память – основа создания текста

1

Приемы сжатия текста, микротема, микротекст



15-16

Контрольное изложение №1

2

Тема. Основная мысль текста. Микротема. Микротекст. Совершенствование навыка написания сжатого изложения



17


Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Последовательное подчинение.

1

Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения



18

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение

1

Закрепление понятия о видах СПП с несколькими придаточными, совершенствование пунктуационных навыков



19

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Неоднородное подчинение.

1

Знаки препинания в предложениях с неоднородным (параллельным) подчинением



20

Виды придаточных предложений

1

Знакомство с видами придаточных предложений по строению и значению, закрепление синтаксических, пунктуационных умений и навыков



21


Придаточные подлежащные и сказуемные

1


Словообразовательный анализ терминов. Знакомство с особенностями структуры этих предложений. Текстообразующая функция придаточных предложений.



22

Рассказ

1

Повторение сведений о композиционных формах рассказа



23

Контрольное сочинение №1

1

Совершенствование навыка написания сочинения к ОГЭ



24

Придаточные определительные

1

Знакомство с отличительными особенностями придаточных определительных, совершенствование пунктуационных навыков. Выяснение роли синтаксических синонимов



25

Придаточные дополнительные

1

Знакомство с отличительными особенностями придаточных дополнительных, совершенствование пунктуационных навыков. Выяснение роли синтаксических синонимов



26

Придаточные обстоятельственные

1

Знакомство с отличительными особенностями придаточных обстоятельственных, совершенствование пунктуационных навыков. Выяснение роли синтаксических синонимов



27

Придаточные обстоятельственные

1

Стилистические особенности, связывающие придаточные обстоятельственные с главным предложением



28

Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение»

1

Строение СПП. Средства связи, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП.



29

Промежуточный контроль Контрольный диктант №2

1

Определение уровня усвоения изученного материала



30

Значения сложных бессоюзных предложений. (БСП). Запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении.

1

Знакомство учащихся с основными признаками БСП, условиями постановки запятой и точки с запятой в БСП, приём сравнения БСП с ССП и СПП



31-32

Тире в сложном бессоюзном предложении.

2

Знакомство с правилом постановки тире в БСП. Сопоставление синонимичных конструкций, работа над особенностями интонации БСП, их ролью в речи



33-34

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

2

Знакомство с правилом постановки двоеточия в БСП. Сопоставление синонимичных конструкций, работа над особенностями интонации БСП, их ролью в речи



35-36

Обобщение изученного по теме «Сложное бессоюзное предложение»

2

Бессоюзное сложное предложение, знаки препинания в нём



37

Диктант

1

Определение уровня усвоения изученного материала.



38-39

Контрольное изложение №2

2

Совершенствование адекватно воспринимать текст на слух, написание изложения на основе прослушанного текста



40

Сложные предложения с разными видами связи

1

Структурные особенности сложных предложений с разными видами связи



41

Сложные предложения с разными видами связи

1

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью



42

Сложные предложения с разными видами связи

1

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью



43

Сложные предложения с разными видами связи

1

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью



44

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.

1

Формирование представления о разных способах передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.



45

Предложения с косвенной речью

1

Понятие о косвенной речи, замена прямой речи косвенной. Употребление союзов что, чтобы, союза-частицы ли при замене прямой речи косвенной и наоборот, правильно расставлять знаки препинания



46

Цитаты и способы цитирования

1

Знакомство с основными способами цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование



47-48

Контрольное сочинение №2

2

Совершенствование навыка написания сочинения к ОГЭ



49

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление

1

Знакомство с основными функциями языка в обществе. Понятие о речевом этикете



50

Русский язык в современном мире

1

Понятие о русском языке как национальном русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка



51

Повторим орфографию и пунктуацию

1

Систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации



52

Контрольный диктант №3

1

Определение уровня усвоения изученного материала.



53

Орфография. Морфология.

1

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач



54

Фонетика. Графика. Орфография.

1

Систематизация и обобщение по теме «Фонетика, графика, орфография». Фонетический разбор.



55-56

Контрольное изложение №3

2

Совершенствование адекватно воспринимать текст на слух, написание изложения на основе прослушанного текста



57

Морфемика. Основные способы образования слов в русском языке.

1

Систематизация и обобщение по теме «Морфемика, словообразование, орфография»



58

Лексика.

1

Систематизация и обобщение по теме «Лексика»



59

Части речи в русском языке

1

Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, которые зависят от морфологических условий



60

Синтаксис и пунктуация.

1

Систематизация и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация»



61

Контрольный тест №2

1

Определение уровня усвоения изученного материала.



62

Строение словосочетания и простого предложения

1

Повторение основных вопросов синтаксиса простого предложения: словосочетание, способы подчинительной связи, грамматическая основа, порядок слов в предложении, односоставные и двусоставные предложения.



63

Знаки препинания в простом предложении

1

Знаки препинания в простом осложнённом предложении



64

Промежуточная аттестация. Сочинение №3

1

Совершенствование навыка написания сочинения к ОГЭ



65

Стили речи. Обобщение изученного

1

Повторение сведений о книжных стилях, о средствах языка, характерных для этих стилей



66

Строение сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении

1

Знаки препинания в ССП, СПП, БСП, в сложных предложениях с разными видами связи



67

Повторим пунктуацию

1

Систематизация и обобщение правил пунктуации



68

Итоговый урок

1