ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), Примерной программы основного общего образования и программы изучения русского языка по учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, и др. // программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы/ Сост.Л.М. Рыбченкова, - М: ДРОФА, 2006), соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2006.)
Рассчитана на изучение базового курса русского языка учащимися 9 классов в течение 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык” занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Компетентностный подход к содержанию обучения русскому языку определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения.
Во втором блоке определены дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств в различных сферах и ситуациях общения. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся.
В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие научные сведения о русском языке, об истории и культуре народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции.
Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификции, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу “готовых знаний”, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.
Важнейшими у с л о в и я м и р е а л и з а ц и и разработанного стандарта являются:
• деятельностный характер процесса преподавания русского языка в основной школе;
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения языка;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
• формирование представления о языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило целиобучения:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
• обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи обучения:
• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».
Внесенные изменения в рабочую программу:
Разделы грамматики | Дидактические единицы, которые надо ввести в рабочую программу |
Общие сведения о языке | Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы. Нормированность – основная отличительная особенность русского литературного языка. |
Синтаксис. Сложные предложения. | Вопрос о классификации СПП. Наблюдения за особенностями использования СПП в устных и письменных текстах, правильное построение сложных предложений разных видов. |
Названные дидактические единицы включены в изучение в соответствии с Примерной программой.
В Примерной программе выделен раздел «Речевая деятельность» (аудирование, чтение, говорение, письмо) и раздел «Культура речи», что позволяет определить одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку: усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе - формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.
Основным принципом обучения является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, творческими заданиями.
Основной формой организации образовательного процесса при обучении русскому языку в 9 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как урок-практикум, урок-проект.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:
личностно-ориентированное обучение;
ИКТ;
метод проектов;
исследовательские работы обучающихся;
технологии творческих мастерских;
игровые технологии.
Основные механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: решение тестов, самостоятельная работа, моделирование, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, практических работ.
Виды и формы контроля
Входной, промежуточный контроль
Промежуточная аттестация
Текущий:
объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), комплексный анализ текста.
Плановых контрольных работ: 11
Контрольных диктантов - 3
Изложение – 3
Сочинение – 3
Тест – 2
Планируемый уровень подготовки.
К концу обучения в 9 классе ученик должен:
Знать: определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь: производить синтаксический разбор сложных предложений, предложений с прямой речью; составлять сложные предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала; находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; ставить знаки препинания в сложных предложениях разных конструкций, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании; находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор; определять тип и стиль текста; подробно и выборочно излагать повествовательные тексты; писать сочинения - описания, рассуждения на морально - этические темы, читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах, адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора; использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; свободно пользоваться справочной литературой.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Используемый УМК:
Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник. Предпрофильное обучение /Бабайцева В.В. – 7 издание, пересмотр. - М: Дрофа, 2011
Русский язык: Практика. 9 класс. /Под редакцией Пичугова Ю.С.. - М: Дрофа, 2014
Русская речь. Развитие речи. 9 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2014
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы и темы | Содержание учебного материала | Всего часов | Теория | Практика | Контрольные работы |
Д | И | С | Т |
1 | Общие сведения о языке | Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы. Нормированность – основнаяотличительнаяособенностьрусскоголитературногоязыка. | 1 | 1 | 0 | | | | |
2 | Повторение изученного в 8 классе | Словосочетание как единица синтаксиса. Способы подчинительной связи. Основные виды простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Вводные слова и предложения. Обращение. | 4 | 0 | 4 | 1 | | | |
3 | Сложное предложение | Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения. | 1 | 1 | 0 | | | | |
4 | Сложносочиненное предложение | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП. | 3 | 1 | 2 | | | | |
5 | Сложноподчинённое предложение | Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. | 20 | 8 | 12 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Сложное бессоюзное предложение | Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП. | 8 | 3 | 5 | | | | |
7 | Сложные предложения (СП) с разными видами связи | Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов. | 6 | 1 | 5 | | 1 | | |
8 | Предложения с чужой речью | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования. | 5 | 3 | 2 | | | 1 | |
9 | Общие сведения о языке | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.Русский литературный язык и его стили. | 4 | 1 | 3 | 1 | | | |
10 | Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах | Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография. Пунктуация. Синтаксис. | 16 | 0 | 16 | | 1 | 1 | 1 |
| Всего уроков/ контрольных работ | 68 | 19 | 49 | 3 | 3 | 3 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Общие сведения о языке( 1ч.)
Повторение изученного в 8 классе (4 ч.)
Синтаксис словосочетания и простого предложения.Словосочетание как единица синтаксиса. Способы подчинительной связи. Основные виды простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Вводные слова и предложения. Обращение.
Синтаксис и пунктуация.
Сложное предложение (1 ч.)
Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.
Сложносочиненное предложение (3 ч.)
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.
Сложноподчинённое предложение (20 ч.)
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места и времени. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели. Закрепление темы «СПП». СПП с несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.
Сложное бессоюзное предложение (8 ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Синтаксический и пунктуационный разборы.
Сложные предложения (СП) с разными видами связи (6 ч.).
Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.
Предложения с чужой речью (5 ч.)
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.
Общие сведения о языке (4 ч.)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.Русский литературный язык и его стили.
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (16 ч.)
Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография. Пунктуация. Синтаксис.
КОНТРОЛЬ
уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
| Тема | Вид контроля | № урока | Дата проведения |
по плану/фактич. |
| Общие сведения о языке | | | | |
| Повторение изученного в 8 классе | Диктант №1 | 5 | | |
| Сложное предложение | | | | |
| Сложносочиненное предложение | | | | |
| Сложноподчинённое предложение | Тест №1 | 11 | | |
Изложение №1 | 15-16 | | |
Сочинение №1 | 23 | | |
Диктант №2 | 29 | | |
| Сложное бессоюзное предложение | | | | |
| СП с разными видами связи | Изложение №2 | 38-39 | | |
| Предложения с чужой речью | Сочинение №2 | 47-48 | | |
| Общие сведения о языке | Диктант №3 | 52 | | |
| Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах | Изложение №3 | 55-56 | | |
Тест №2 | 61 | | |
| | Сочинение №3 | 64 | | |
№№ | | Вид контроля | № урока | Дата проведения |
по плану | фактич. |
1 | Входной контроль | Диктант | 5 | | |
2 | Промежуточный контроль | Диктант | 29 | | |
3 | Промежуточная аттестация | Сочинение | 64 | | |
Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы
речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курсарусского языка;
ПИСЬМО:
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обо значения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе
№ урока | Тема урока | Часы | Планируемые результаты | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Вводный урок о русском языке | 1 | Знакомство учащихся с особенностями курса русского языка в IX классе. Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы | | |
2 | Повторение. Синтаксис словосочетания и простого предложения | 1 | Повторение основных вопросов синтаксиса простого предложения: словосочетание, способы подчинительной связи, грамматическая основа, порядок слов в предложении, односоставные и двусоставные предложения. | | |
3 | Повторение. Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них | | |
4 | Повторение. Знаки препинания при обособленных членах предложения | 1 | Предложения с обособленными второстепенными членами, знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | | |
5 | Входной контрольный диктант №1 | 1 | Определение уровня усвоения изученного материала | | |
6 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений | 1 | Повторение понятий о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения | | |
7 | Сложносочинённые предложения (ССП). Союзы и значения сложносочиненных предложений | 1 | Понятие о сложносочинённом предложении Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП | | |
8 | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. | 1 | Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | | |
9 | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях | 1 | Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом | | |
10 | Строение сложноподчиненных предложений (СПП).Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях | 1 | Углубление понятия о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, строении СПП, способах разграничения союзов и союзных слов | | |
11 | Контрольный тест «Задания 1-10 ОГЭ» | 1 | Задания 1-10 ОГЭ | | |
12 | Роль указательных слов в подчинении предложений | 1 | Роль указательных слов в СПП, закрепление сведений о строении СПП. Совершенствование навыка находить в предложении указательные слова | | |
13 | Особенности присоединения придаточных предложений к главному | 1 | Знакомство учащихся с особенностями присоединения придаточных предложений к главному (что поясняет придаточное), роль вопроса и указательных слов в выяснении значения придаточных | | |
14 | Творческое воображение и память – основа создания текста | 1 | Приемы сжатия текста, микротема, микротекст | | |
15-16 | Контрольное изложение №1 | 2 | Тема. Основная мысль текста. Микротема. Микротекст. Совершенствование навыка написания сжатого изложения | | |
17 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Последовательное подчинение. | 1 | Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения | | |
18 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение | 1 | Закрепление понятия о видах СПП с несколькими придаточными, совершенствование пунктуационных навыков | | |
19 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Неоднородное подчинение. | 1 | Знаки препинания в предложениях с неоднородным (параллельным) подчинением | | |
20 | Виды придаточных предложений | 1 | Знакомство с видами придаточных предложений по строению и значению, закрепление синтаксических, пунктуационных умений и навыков | | |
21 | Придаточные подлежащные и сказуемные | 1 | Словообразовательный анализ терминов. Знакомство с особенностями структуры этих предложений. Текстообразующая функция придаточных предложений. | | |
22 | Рассказ | 1 | Повторение сведений о композиционных формах рассказа | | |
23 | Контрольное сочинение №1 | 1 | Совершенствование навыка написания сочинения к ОГЭ | | |
24 | Придаточные определительные | 1 | Знакомство с отличительными особенностями придаточных определительных, совершенствование пунктуационных навыков. Выяснение роли синтаксических синонимов | | |
25 | Придаточные дополнительные | 1 | Знакомство с отличительными особенностями придаточных дополнительных, совершенствование пунктуационных навыков. Выяснение роли синтаксических синонимов | | |
26 | Придаточные обстоятельственные | 1 | Знакомство с отличительными особенностями придаточных обстоятельственных, совершенствование пунктуационных навыков. Выяснение роли синтаксических синонимов | | |
27 | Придаточные обстоятельственные | 1 | Стилистические особенности, связывающие придаточные обстоятельственные с главным предложением | | |
28 | Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение» | 1 | Строение СПП. Средства связи, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП. | | |
29 | Промежуточный контроль Контрольный диктант №2 | 1 | Определение уровня усвоения изученного материала | | |
30 | Значения сложных бессоюзных предложений. (БСП). Запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении. | 1 | Знакомство учащихся с основными признаками БСП, условиями постановки запятой и точки с запятой в БСП, приём сравнения БСП с ССП и СПП | | |
31-32 | Тире в сложном бессоюзном предложении. | 2 | Знакомство с правилом постановки тире в БСП. Сопоставление синонимичных конструкций, работа над особенностями интонации БСП, их ролью в речи | | |
33-34 | Двоеточие в сложном бессоюзном предложении. | 2 | Знакомство с правилом постановки двоеточия в БСП. Сопоставление синонимичных конструкций, работа над особенностями интонации БСП, их ролью в речи | | |
35-36 | Обобщение изученного по теме «Сложное бессоюзное предложение» | 2 | Бессоюзное сложное предложение, знаки препинания в нём | | |
37 | Диктант | 1 | Определение уровня усвоения изученного материала. | | |
38-39 | Контрольное изложение №2 | 2 | Совершенствование адекватно воспринимать текст на слух, написание изложения на основе прослушанного текста | | |
40 | Сложные предложения с разными видами связи | 1 | Структурные особенности сложных предложений с разными видами связи | | |
41 | Сложные предложения с разными видами связи | 1 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью | | |
42 | Сложные предложения с разными видами связи | 1 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью | | |
43 | Сложные предложения с разными видами связи | 1 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью | | |
44 | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. | 1 | Формирование представления о разных способах передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | | |
45 | Предложения с косвенной речью | 1 | Понятие о косвенной речи, замена прямой речи косвенной. Употребление союзов что, чтобы, союза-частицы ли при замене прямой речи косвенной и наоборот, правильно расставлять знаки препинания | | |
46 | Цитаты и способы цитирования | 1 | Знакомство с основными способами цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование | | |
47-48 | Контрольное сочинение №2 | 2 | Совершенствование навыка написания сочинения к ОГЭ | | |
49 | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление | 1 | Знакомство с основными функциями языка в обществе. Понятие о речевом этикете | | |
50 | Русский язык в современном мире | 1 | Понятие о русском языке как национальном русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка | | |
51 | Повторим орфографию и пунктуацию | 1 | Систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации | | |
52 | Контрольный диктант №3 | 1 | Определение уровня усвоения изученного материала. | | |
53 | Орфография. Морфология. | 1 | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач | | |
54 | Фонетика. Графика. Орфография. | 1 | Систематизация и обобщение по теме «Фонетика, графика, орфография». Фонетический разбор. | | |
55-56 | Контрольное изложение №3 | 2 | Совершенствование адекватно воспринимать текст на слух, написание изложения на основе прослушанного текста | | |
57 | Морфемика. Основные способы образования слов в русском языке. | 1 | Систематизация и обобщение по теме «Морфемика, словообразование, орфография» | | |
58 | Лексика. | 1 | Систематизация и обобщение по теме «Лексика» | | |
59 | Части речи в русском языке | 1 | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, которые зависят от морфологических условий | | |
60 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Систематизация и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация» | | |
61 | Контрольный тест №2 | 1 | Определение уровня усвоения изученного материала. | | |
62 | Строение словосочетания и простого предложения | 1 | Повторение основных вопросов синтаксиса простого предложения: словосочетание, способы подчинительной связи, грамматическая основа, порядок слов в предложении, односоставные и двусоставные предложения. | | |
63 | Знаки препинания в простом предложении | 1 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении | | |
64 | Промежуточная аттестация. Сочинение №3 | 1 | Совершенствование навыка написания сочинения к ОГЭ | | |
65 | Стили речи. Обобщение изученного | 1 | Повторение сведений о книжных стилях, о средствах языка, характерных для этих стилей | | |
66 | Строение сложного предложения. Знаки препинания в сложном предложении | 1 | Знаки препинания в ССП, СПП, БСП, в сложных предложениях с разными видами связи | | |
67 | Повторим пунктуацию | 1 | Систематизация и обобщение правил пунктуации | | |
68 | Итоговый урок | 1 | | | |