Приложение к АООП ОО
бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольского муниципального района
«Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)»
Принята на заседании педагогического совета (протокол от г. № ) | Утверждена приказом директора школы от г. № Директор школы:_ _/Кулина Е.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
8 класса
ФГОС ООО
(срок реализации – 1 год)
Автор – составитель: методическое объединение учителей предметного цикла БОУ СМР «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ», учитель: Савельева Н.В.
Стандарт федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 Сб./ Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2010 – Сб.2. - 304с.
Раздел «Швейное дело». Автор: Л.С.Иноземцева под редакцией В.В.Воронковой
Год издания: 2010 год
Учебники:
Технология. Швейное дело. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. - 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 232 с. : ил. - ISBN 978-5-09-054207-4.
Методические пособия:
Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы (для образовательных учреждений VII-VIII видов): контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания/ авт.-сост. Н.А. Бородкина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 66 с.
Количество часов:
8 класс - 204 часов
г. Сокол 2020 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Технология (швейное дело)»
Личностные результаты освоения программы
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения программы
Минимальный уровень:
знание названий наиболее распространенных хлопчатобумажных и льняных тканей, их строение, основные свойства, применение и их сравнение; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве промышленной швейной машины и ее основных частей, ткацкого станка; представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; владение базовыми умениями; чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
представления о разных видах швейного труда, понимание значения и ценности труда; понимание красоты труда и его результатов; заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); организация (под руководством учителя) совместной работы в группе; осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
знание характеристики машинных швов, их применение при пошиве простейших изделий с прямыми срезами;
знание последовательности пошива изделий: блузки, платья, халата;
выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий; проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы; выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности, умение распознавать хлопчатобумажные ткани;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы, умение составлять план пошива изделий;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий (заправка верхней и нижней нитки в швейной машине, выполнение прямых машинных строчек, выполнение прямых, косых и петельных ручные стежков, ручных и машинных швов и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
К концу обучения в 8 классе обучающиеся должны знать:
- строение и основные свойства синтетических тканей и их использование;
- названия деталей и их контурных срезов в платьевых и бельевых изделиях со сравнительно сложной отделкой; современные виды отделок;
- бригадную форму организации труда, применяемую в швейной промышленности;
- некоторые элементы промышленной технологии изготовления изделий;
- последовательность соединения деталей в многодетальных изделиях.
Должны уметь:
- распознавать синтетические ткани;
- качественно выполнять все виды машинных швов на промышленной швейной машине в быстром темпе;
- обрабатывать воротники и рукава и соединять их с основными деталями легкого платья; выполнять некоторые виды отделок (оборки, рюши);
- обрабатывать борта подбортами; составлять план пошива многодетальных изделий.
Содержание программы
I четверть (50 часов)
Вводное занятие
План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.
Вышивание гладью
Изделия. Отделка на изделии (гладь).
Теоретические сведения. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народные промыслы России. Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь). Инструменты и приспособления для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань.
Умение. Вышивание гладью. Перевод рисунка на ткань.
Практические работы. Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Выполнение гладьевых стежков.
Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой
Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы).
Теоретические сведения. Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка. Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку.
Умение. Проглаживание копировальных оттисков.
Практические работы. Проверка чертежа и изготовленной выкройки. Перенесение нагрудной вытачки. Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы. Прокладывание копировальных стежков по контуру выкройки, по линии талии.
Соединение основных деталей плечевого изделия
Изделие. Блузка без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами (горловина и проймы обрабатываются окан-товочным швом или косой обтачкой).
Теоретические сведения. Ткани из натурального и искусственного шелка: свойства (прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость), отношение к воде, теплу, щелочам, правила утюжки. Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава. Виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения (двойной строчкой, швом вподгибку с закрытым срезом, притачным поясом).
Умение. Распознавание шелковой ткани.
Лабораторная работа. Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей.
Сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной и шерстяной.
Практические работы. Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов. Проведение примерки. Выявление дефектов и способы их устранения после примерки. Внесение изменений в выкройку. Раскрой и обработка косой обтачки. Обработка горловины, пройм или низа рукавов косой обтачкой. Обработка швом вподгибку с закрытым срезом нижнего среза. Утюжка и складывание блузки по стандарту.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору. Пошив блузки, жилеты, юбки или постельного белья. Выполнение заказов базового предприятия с пооперационным разделением труда.
Самостоятельная работа
Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. Обработка среза двойной строчкой. (Выполняется по готовому крою на образце.)
II четверть (46 часов)
Вводное занятие
План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской.
Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой
Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами.
Теоретические сведения. Современные направления моды в одежде. Выбор индивидуального стиля в одежде. Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом). Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.
Упражнение. Моделирование выреза горловины в платье без воротника (выполняется в альбоме в масштабе 1: 4).
Практические работы. Снятие мерки длины изделия. Изменение выкройки основы блузки.
Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.
Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины
Изделие. Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с цельнокроеными рукавами.
Теоретические сведения. Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания. Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная). Способы раскроя подкройной обтачки. Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.
Практические работы. Сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание плечевых срезов. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки. Соединение обтачки по плечевым срезам. Приметывание и обтачивание горловины платья. Обработка отлетного среза обтачки. Стачивание и обработка на краеобметочной машине боковых срезов. Обработка оборкой или швом вподгибку с закрытым срезом пройм (или низа цельнокроеного рукава) и нижнего среза. (Оборкой можно обрабатывать и горловину путем втачивания ее одновременно с обтачкой.) Утюжка и складывание изделия.
Упражнения. Изготовление образцов горловины разной формы (каре, круглый вырез, вырез углом, с застежкой посередине переда или на спинке). Обработанных подкройной обтачкой горловины.
Умение. Чистка и смазка швейной машины. Частичная разборка челночного комплекта.
Ремонт одежды
Изделие. Заплата.
Теоретические сведения. Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа). Наложение заплаты на легкое верхнее платье.
Практические работы. Определение способа ремонта. Подбор ткани, ниток для заплаты. Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка. Использование зигзагообразной строчки и петельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации.
Практическое повторение
Виды работы. Пошив по готовому крою постельного белья, блузок и платьев (женских, детских), нижнего белья (детского и женского). Выполнение заказов базового предприятия.
Раскрой изделия с использованием готовых лекал.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
III четверть (60 часов)
Вводное занятие
План работы на четверть. Добросовестное отношение к труду.
Отделка легкой одежды
Изделия. Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка и защип, мережка).
Теоретические сведения. Художественное оформление и отделка изделий. Виды отделки легкой одежды. Различия между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народные промыслы России. Применение вышивки для украшения швейного изделия. Мережка столбиком, пучками.
Умение. Выполнение мережки.
Практические работы. Раскрой рюшей, воланов. Обработка швом вподгибку вручную и на машине зигзагообразной строчкой обрезных срезов отделочных деталей. Соединение отделочных деталей с изделием: притачивание, втачивание. Настрачивание рюшей. Раскрой и застрачивание деталей изделия со складочками. Выполнение мережки.
Построение чертежа основы платья
Изделие. Выкройка основы платья.
Теоретические сведения. Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон, лавсан, нитрон). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. Мерки для платья, правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Детали платья. Названия контурных срезов выкройки.
Умение. Распознавание синтетической ткани.
Лабораторная работа. Определение волокон капрона, лавсана, нитрона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения.
Изучение свойств синтетического волокна (прочности, способности смачиваться водой, стойкость при нагревании).
Практические работы. Изготовление чертежа основы платья.
Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке
Изделия. Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке.
Теоретические сведения. Основные свойства тканей с примесью лавсана и капроновых (стойкость к износу, малая гигроскопичность, легкая воспламеняемость). Мерки и расчеты для построения чертежей прямого длинного рукава и воротника на стойке. Фасоны воротников. Нанесение линии низа короткого рукава. Название срезов выкройки и кроя. Высшая точка оката рукава. Виды обработки низа короткого рукава. Обработка воротника.
Упражнение. Изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке. Обработка на образце низа короткого рукава (имитация манжетов).
Практические работы. Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. Построение чертежей рукава и воротника на стойке. Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках к рукаву. Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава. Раскрой и обработка воротника.
Обработка деталей с кокетками
Изделие. Кокетка.
Теоретические сведения. Кокетка: виды, соединение с деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего среза. Отделка.
Упражнение. Изготовление образцов кокеток прямой, овальной и фигурной формы.
Практические работы. Элементарное моделирование кокеток. Раскрой. Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом. Обработка накладных кокеток с прямым и овальным срезом. Обработка уголков кокетки при настрачивании отделочной строчкой. Утюжка деталей с кокетками.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху
Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.
Теоретические сведения. Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы платья. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья.
Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Припуск на обработку застежки. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям.
Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой
Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и коротким рукавом.
Теоретические сведения. Приспособления к бытовым швейным машинам: линейка для стачивания деталей и прокладывания отделочных строчек; лапки с направляющим бортиком для выполнения накладного и настрочного шва и для отделочных строчек на разные расстояния от края деталей. Связь и соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и воротника.
Упражнения. Пробные строчки с применением приспособлений.
Практические работы. Установка линеек и лапок на швейной машине. Сметывание, примерка, возможные исправления, стачивание деталей. Обработка низа застежки блузки. Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной. Разметка и обработка петель. Обработка рукавов. Обработка нижнего среза рукава. Совмещение высших точек оката рукава и проймы. Распределение посадки. Прикрепление, вметывание, втачивание рукава. Утюжка, складывание по стандарту изделия.
Самостоятельная работа
Обработка воротника на образце. Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой. (Выполняется по готовому крою.)
IV четверть (48 часов)
Вводное занятие
План работы на четверть.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата
Изделие. Выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом на манжете. Выкройка подборта. Выкройка манжеты. Выкройка отложного воротника.
Теоретические сведения. Общее представление о получении нетканых материалов. Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива. Нетканые материалы. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Виды манжет. Воротник. Ворот и подборт. Подборт: виды и назначение.
Практические работы. Выбор и описание фасона. Изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта и манжеты. Раскладка выкройки на ткани с учетом рисунка и припусков на швы. Раскрой деталей изделия. Прокладывание копировальных стежков.
Обработка бортов подбортами в легком женском платье
Изделие. Халат домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, с кокеткой или без нее, с рукавом или без них.
Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. Способы соединения манжеты с длинным рукавом.
Умение. Регулировка швейной машины.
Упражнения. Соединение манжеты с длинным рукавом на образце.
Практические работы. Сметывание и примерка халата. Исправление обнаруженных дефектов. Обработка вытачек. Стачивание боковых и плечевых срезов. Обработка подборта. Обработка и соединение воротника с горловиной путем вкладывания его между полочкой и подбортом. Обработка борта подбортом: накладывание и приметывание подборта на борт полочки лицевой стороной внутрь, обтачивание по полочке от надсечки по длине борта, внизу — по линии подгиба. Подрезание ткани в углах халата. Отгибание подборта наизнанку, выметывание на участке отворотов до первой петли со стороны полочки и от первой петли до подборта. Обработка рукава и соединение его с проймой.
Массовое производство швейных изделий
Теоретические сведения. Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий. Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда. Машинные и ручные работы на швейной фабрике.
Экскурсия. Швейная фабрика. Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий.
Практическое повторение
Виды работы. Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда.
Контрольная работа и анализ ее качества
Отдельные операции по изготовлению образца блузки с отложным воротником, притачным подбортом и коротким рукавом в масштабе 1:2.
№ п/п | Тема урока | Практическая работа, лаб./раб., экскурсия, эксперимент | Домашнее задание | Кол-во часов, отводи-мых на освоение каждой темы |
I четверть – 50 часов |
Вводное занятие – 2 часа |
1,2 | Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. | Распределение рабочих мест. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Проверка оборудования в мастерской. Ознакомление учащихся с инструкциями по охране труда. | | 2 |
Вышивание гладью – 8 часов |
3,4 | Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народные промыслы России. Применение вышивки для украшения швейного изделия (салфетки, открытки и др.). Виды вышивки. Инструменты и приспособления для вышивки. Приёмы вышивки гладью. | Выполнение гладьевых стежков: прямых, косых, неполных. | 8 кл.(107-110) | 2 |
5,6 | Способы перевода рисунка на ткань. | Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. | 8 кл.(108,109) | 2 |
7,8 | Односторонняя и двусторонняя гладь. | Вышивание двусторонней гладью монограммы на носовом платке. | 8 кл.(110-111) | 2 |
9,10 | Влажно-тепловая обработка вышитых изделий. Уход за изделиями с элементами вышивки. | Утюжка готового изделия. Анализ качества работы. Применение элементов вышивки в изделие. | 8 кл.(113,114) | 2 |
Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой – 18 часов |
11,12 | Блузка без воротника и рукавов или с цельнокроеными короткими рукавами (линия бока начинается от середины проймы). Ткани для пошива блузок. | Общее представление о получении волокон и пряжи натурального шелка. Свойства волокон натурального шелка. | 8 кл.(16,17) | 2 |
13,14 | Общее представление о получении волокон и пряжи искусственного шелка. | Свойства волокон искусственного шелка. | 8 кл.(19-21) | 2 |
15,16 | Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Название деталей и контурных срезов. Мерки для построения чертежа основы прямой блузки. Правила снятия мерок. | Составление плана работы по изготовлению блузки. Снятие мерок. Сравнение своих мерок со стандартными. Определение своего размера. | 8 кл.(43-48) | 2 |
17,18 | Инструкционная карта для построения чертежа прямой блузки. Расчет по своим меркам. | Построение чертежа основы прямой блузки в натуральную величину на свой размер. Проверка чертежа. | 8 кл.(48-56) | 2 |
19,20 | Подготовка выкройки к раскрою. Расчет расхода ткани на блузку. | Подготовить выкройку к раскрою (рис. 28). Припуски на обработку срезов Выполнить расчет расхода ткани на блузку по своей мерке. | 8 кл.(56) | 2 |
21,22 | Простейшие сведения о моделировании. План работы по моделированию блузки. | Перенесение нагрудной вытачки в боковую линию, в линию горловины и в линию талии. (Работа в альбоме). | 8 кл.(57-60) | 2 |
23,24 | Блузка без воротника с цельнокроеным рукавом. | Моделирование блузки без воротника с цельнокроеным рукавом. | 8 кл.(66-68) | 2 |
25,26 | Правила раскладки выкройки на ткани и раскрой блузки с припусками на швы | Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки блузки на ткани, отложение припусков на швы. | 8 кл.(60,61) | 2 |
27,28 | Подготовка деталей кроя блузки к обработке. Копировальные стежки. | Прокладывание копировальных стежков по контуру выкройки, по линии талии. Проглаживание копировальных оттисков. | 8 кл.(62) | 2 |
Соединение основных деталей плечевого изделия – 18 часов |
29,30 | Ткани из натурального и искусственного шелка: свойства (прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость), отношение к воде, теплу, щелочам, правила утюжки. | Лр.р. Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду (блеску), на ощупь, по характеру горения нитей. Сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной и шерстяной. Распознавание шелковой ткани. | 8 кл.(17-22) | 2 |
31,32 | Подготовка блузки к примерке. ТУ на выполнение сметочных стежков. Проведение 2 примерки. | Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов. Выявление дефектов и способы их устранения после примерки. Внесение изменений в выкройку. | 8 кл.(62-64) | 2 |
33,34 | План работы по пошиву блузки. Обработка вытачек. | Составить план пошива блузки. Обработка вытачек, ВТО вытачек. | повт.7кл.(90-92); 8кл.(64) (п. 1.). | 2 |
35,36 | Стачной шов, ТУ на его выполнение. СМ-51-А кл. | Обработка плечевых срезов стачным швом. Обработка срезов шва на СМ-51-А кл. ВТО плечевых швов. | 8кл. стр.64,65.(п.2). | 2 |
37,38 | Косая обтачка: правила раскроя и соединения. Способы обработки выреза горловины блузки. | Раскрой и обработка косых обтачек. Обработка среза горловины блузки окантовочным швом или косой обтачкой. | повт. 6кл.(30-32);8 кл.(65 (п.3);7 кл.(34-37) | 2 |
39,40 | Самоконтроль при выполнении стачного шва. | Обработка боковых срезов стачным швом. Обработка срезов шва на СМ-51-А кл. ВТО плечевых швов. | 8 кл.(65 (п.4)) | 2 |
41,42 | Способы обработки пройм и низа цельнокроеного рукава блузки. | Обработка срезов пройм или низа цельнокроеного рукава блузки окантовочным швом или косой обтачкой. | 8 кл. (65 (п.5)) | 2 |
43,44 | Виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения (двойной строчкой, швом вподгибку с закрытым срезом, притачным поясом). Окончательная отделка изделия. | Уточнение нижнего среза блузки и его обработка швом вподгибку с закрытым срезом. Утюжка и складывание блузки по стандарту. | 8 кл.(65 (п.6,7)) | 2 |
Практическое повторение – 2 часа |
45,46 | Выполнение заказов базового предприятия с пооперационным разделением труда. | Пошив блузки, жилеты, юбки или постельного белья (по выбору) | | 2 |
Самостоятельная работа – 4 часа |
47,48 | Самостоятельная работа за 1 четверть. Выполняется по готовому крою на образце. | Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой | | 2 |
49,50 | Самостоятельная работа за 1 четверть. Выполняется по готовому крою на образце. | Обработка среза двойной строчкой. | | 2 |
№ п/п | Тема урока | Практическая работа, лаб./раб., экскурсия, эксперимент | Домашнее задание | Кол-во часов, отводи-мых на освоение каждой темы |
II четверть – 50 часов |
Вводное занятие – 2 часа |
1,2 | План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской. | Проверка оборудования в мастерской. Организация рабочего места швеи. | | 2 |
Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой - 10 часов |
3,4 | Современные направления моды в одежде. Выбор индивидуального стиля в одежде. Понятие силуэт (в одежде). Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами. | Фасоны цельнокроеного платья. описание фасонов. | 8 кл.(36-42, 69,70) | 2 |
5,6 | Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый¸ каре, углом). | Моделирование выреза горловины в платье без воротника (выполняется в альбоме в масштабе 1:4). | 8 кл.(78,79) | 2 |
7,8 | Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Детали платья. Расчет расхода ткани. | Снятие мерки длины изделия. Изменение выкройки основы блузки. | 8 кл.(71-73) | 2 |
9,10 | Цельнокроеное платье прилегающего силуэта. Расчет и расположение вытачек по линии талии. | Изготовление выкройки цельнокроеного платья прилегающего силуэта. | 8 кл.(74-76) | 2 |
11,12 | Подготовка ткани и выкройки к раскрою. | Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой. | 8 кл.(94-95) | 2 |
Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины - 24 часа |
13,14 | Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения, и печатания. Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная). | Изготовление выкройки подкройной обтачки. | 8 кл.(26-28),(80-81); 6 кл. (25-30) | 2 |
15,16 | Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки. | Обработка круглого выреза горловины подкройной обтачкой на образце. | 8 кл.(83-85) | 2 |
17,18 | Подкройная обтачка - как вид отделки. Правила соединения с горловиной отделочной подкройной обтачки. | Изготовление образца горловины формы «каре» или углом, обработанной отделочной подкройной обтачкой. | 8 кл.(83-85) | 2 |
19,20 | Способы обработки застежки, не доходящей до низа изделия. | Обработка разреза для застежки подкройной обтачкой. | 8 кл.(85-88) | 2 |
21,22 | Платье цельнокроеное. Детали кроя. Контурные и контрольные линии. | Сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Подготовка деталей кроя к обработке. | 8 кл.(45, 88-97) | 2 |
23,24 | Правила обработки вытачек. | Обработка плечевых и нагрудных вытачек. | 7 кл.(90-92,145) | 2 |
25,26 | Стачивание плечевых срезов. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки. | Соединение обтачки по плечевым срезам. | 8 кл.(80-82) | 2 |
27,28 | Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки. | Обработка отлетного среза обтачки. Приметывание подкройной обтачки и обтачивание горловины платья. | 8 кл.(98,99) | 2 |
29,30 | Последовательность обработки боковых срезов. Качество строчки обметывания на СМ- 51А кл. | Стачивание и обработка на краеобметочной машине боковых срезов. | 8 кл.(99 (п.5)) | 2 |
31,32 | Способы обработки срезов пройм изделия. | Обработка оборкой или швом вподгибку с закрытым срезом пройм (или низа цельнокроеного рукава). | 8 кл.(100 (п.6)) | 2 |
33,34 | Виды обработки нижнего среза изделия. | Уточнение и обработка нижнего среза платья швом вподгибку с закрытым или обметанным срезом. | 7-8 кл., стр.19- 20,145. | 2 |
35,36 | Окончательная отделка изделий. Уход за швейной машиной. | Утюжка и складывание изделия. Проверка качества готового изделия. Отбор лучших работ. Чистка и смазка швейной машины. Частичная разборка и сборка челночного комплекта. | 8 кл. (14,15); 6кл.(99-101) | 2 |
Ремонт одежды - 4 часа |
37,38 | Ремонт одежды. Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа). | Определение способа ремонта. Подбор тканей, ниток для заплаты. Подготовка заплаты, соединение заплаты с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка. | 8 кл.(160-165) | 2 |
39,40 | Способы наложения заплаты. Наложение заплаты на легкое верхнее платье. | Использование зигзагообразной строчки и петельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации | 8 кл.(164,165); 6кл.(224,225) | 2 |
Практическое повторение – 6 часов |
41,42 | Выполнение заказов базового предприятия. | Пошив по готовому крою постельного белья, блузок и платьев (женских, детских), нижнего белья (детского и женского) | | 2 |
43,44 | Пошив наволочки с пооперационным разделением труда | Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом, разметка и складывание клапана, обработка боковых срезов двойным швом | | 2 |
45,46 | Пошив пододеяльника с пооперационным разделением труда | Обработка верхнего и нижнего среза стачным швом, обработка рамки пододеяльника швом вподгибку с открытым срезом, обработка боковых срезов швом вподгибку с закрытым срезом | | 2 |
Самостоятельная работа – 4 часа |
47,48 | Самостоятельная работа за 2 четверть. Обработка горловины подкройной обтачкой по готовому крою. | Заметывание наружного среза обтачки, приметывание и притачивание обтачки. | | 2 |
49,50 | Самостоятельная работа за 2 четверть. Обработка горловины подкройной обтачкой по готовому крою. | Наметывание и настрачивание обтачки. | | 2 |
№ п/п | Тема урока | Практическая работа, лаб./раб., экскурсия, эксперимент | Домашнее задание | Кол-во часов, отводи-мых на освоение каждой темы |
III четверть – 58 часов |
Отделка легкой одежды – 10 часов |
1,2 | Водное занятие. Художественное оформление и отделка изделий. Виды отделки легкой одежды. Различия между оборками, рюшами и воланами. Рюши. Способы соединения отделочных деталей с изделием. | Повторение правил безопасной работы. План работы на четверть. Раскрой рюшей. Обработка обрезных срезов отделочных деталей зигзагообразной строчкой. Настрачивание рюшей. | 8 кл.(119-121) 8 кл.(120,121) | 2 |
3,4 | Воланы. Правила раскроя воланов. Виды обработки отлетного среза отделочных деталей. Притачивание и втачивание – как способы соединения воланов с изделием. | Раскрой волана к нижнему срезу рукава. Обработка отлетного среза волана на машине зигзагообразной строчкой. Притачивание волана по нижнему срезу рукава (или втачивание между деталями) | 8 кл.(121-123) 7-8 кл.(43) | 2 |
5,6 | Мелкие складочки и защипы. | Раскрой, разметка и застрачивание деталей изделия со складочками. | 8 кл.(126,127) | 2 |
7,8 | Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народные промыслы России. Применение вышивки для украшения швейного изделия. Мережка: виды, назначение, правила выполнения. Мережка – ажурная вышивка. | Выдергивание нитей. Выполнение мережки «кисточка» на салфетке. | 8 кл.(115-117) | 2 |
9,10 | Мережка «столбик» и «раскол». Способы закрепления нитей. | Выполнение мережки «столбик»; (сильные учащиеся + мережка «раскол»). | 8 кл.(117-119) | 2 |
Построение чертежа основы платья – 8 часов |
11,12 | Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна (капрон, лавсан, нитрон). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. | Л.р. Определение волокон капрона, лавсана, нитрона по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения. Изучение свойств синтетического волокна (прочности, способности смачиваться водой, стойкость при нагревании). | 8 кл.(23) | 2 |
13,14 | Платье цельнокроеное. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Мерки для платья, правила их снятия. Прибавки. | Снятие мерок и их запись. Расчет для построения чертежа основы платья на свой размер. | 8 кл.(70,71), (128-130), (136-139) | 2 |
15,16 | Правила построения чертежей по инструкционной карте | Построение чертежа основы цельнокроеного платья в М 1:1 (построение сетки и чертежа спинки). | 8 кл.(130-135) | 2 |
17,18 | Правила оформления чертежей. Название контурных срезов выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. | Построение чертежа переда основы цельнокроеного платья в М 1:1. Изготовление выкройки основы платья. Подготовка выкройки к раскрою. | 8 кл.(136-140) | 2 |
Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке – 10 часов |
19,20 | Основные свойства тканей с примесью лавсана и капроновых (стойкость к износу, малая гигроскопичность, легкая воспламеняемость). Рукава. Мерки и расчеты для построения чертежей втачного длинного прямого рукава. | Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава и манжеты. Построение чертежа втачного длинного прямого рукава и манжеты в натуральную величину | 8 кл.(141-143) 8 кл.(143-149) | 2 |
21,22 | Нанесение линии низа короткого рукава. Выкройка короткого рукава. Название срезов выкройки и кроя. Высшая точка оката рукава. | Изготовление выкройки короткого рукава. Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках к рукаву. Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава. | 8 кл.(150) | 2 |
23,24 | Виды обработки низа короткого рукава. | Обработка нижнего среза короткого прямого рукава имитирующей манжетой на образце. | 8 кл.(161,162) | 2 |
25,26 | Фасоны воротников. Мерки и расчеты для построения чертежа воротника на стойке. Выкройка воротника на стойке. | Снятие мерок и расчеты для построения чертежа воротника на стойке. Построение чертежа воротника на стойке в натуральную величину на свой размер. Изготовление выкройки воротника на стойке. | 8 кл.(173-179) | 2 |
27,28 | Обработка воротника. | Раскрой и обработка воротника на стойке (изготовление образца воротника на стойке). | 8 кл.(185,186) | 2 |
Обработка деталей с кокетками – 8 часов |
29,30 | Кокетки в изделиях, их виды. Отделка. Моделирование кокеток. | Элементарное моделирование кокеток прямой, овальной и фигурной формы. Раскрой. | 8 кл.(196-199) | 2 |
31,32 | Способы соединения кокеток с основной деталью. | Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом | 8 кл.(200-202) | 2 |
33,34 | Способы обработки нижнего среза кокетки | Обработка накладных кокеток с прямым и овальным срезом. | 8 кл.(203-205) | 2 |
35,36 | Фигурная кокетка. Отделка. | Обработка углов кокетки при настрачивании отделочной строчкой. Утюжка деталей с кокетками. | 8 кл.(205,206) | 2 |
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху - 4 часа |
37,38 | Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. | Изготовление выкройки блузки с застежкой до верха. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья. | 8 кл.(207-209) | 2 |
39,40 | Расчет расхода ткани на блузку. Подготовка ткани и выкройки к раскроюПодготовка деталей кроя к обработке. Контрольные точки на деталях кроя. | Раскладка выкройки на ткани. Раскрой блузки с воротником и коротким рукавом. Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям, прямых стежков по линии середины деталей и контрольным точкам. | 8 кл.(210-212) 8 | 2 |
Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой - 14 часов |
41,42 | Приспособления к бытовым швейным машинам: линейка для стачивания деталей и прокладывание отделочных строчек; лапки с направляющим бортиком для выполнения накладного и настрочного шва и для отделочных строчек на разные расстояния от края деталей. | Установка линеек и лапок на швейной машине. Выполнение пробных строчек с применением приспособлений. | 8 кл.(7-9) | 2 |
43,44 | Подготовка блузки к примерке. Правила проведения первой примерки. План пошива блузки с застежкой до верха. Правила обработки вытачек, рельефов. | Сметывание деталей, Проведение первой примерки, уточнение по фигуре, возможные исправления, внесение изменений в детали кроя. Обработка вытачек, рельефов стачным швом. | 8 кл.(213-215) | 2 |
45,46 | Виды подбортов, способы обработки. Способы обработки плечевых и боковых срезов. ТУ на выполнение стачных швов | Обработка края борта подбортами, обработка низа застежки блузки. Обработка плечевых и боковых срезов блузки стачным швом взаутюжку. | 8 кл.(171-173, 215) 8 кл.(216 (п.3,4)) | 2 |
47,48 | Виды воротников, способы и последовательность обработки Связь и соответствие линий горловины и воротника. | Раскрой и обработка воротника. Соединение воротника с горловиной | 8 кл.(190, 216 (п.5,6)) | 2 |
49,50 | Рукава: срезы, контрольные точки. Способы обработки срезов. Виды обработок нижнего среза короткого рукава. | Прокладывание машинных строчек для посадки по окату рукава, обработка боковых срезов. Обработка нижнего среза короткого рукава по выбранному фасону. | 8 кл. .(160-162) (216, 217 (п.7)) | 2 |
51,52 | Связь и соответствие линий проймы и оката рукава. Правила втачивания рукава в пройму. | Распределение посадки, вметывание рукавов, проведение 2 примерки. Втачивание рукавов, обметывание срезов, ВТО швов | 8 кл.(163-165) | 2 |
53,54 | Способы обработки нижнего среза изделия. Разметка петель в изделиях с застежкой до верха. Окончательная отделка изделия. | Уточнение и обработка нижнего среза блузки Разметка и обработка петель и пришивание пуговиц. Окончательная ВТО, складывание по стандарту. | 8 кл.(173,194-196) | 2 |
Самостоятельная работа – 4 часа |
55,56 | Самостоятельная работа за 3 четверть. Обработка воротника на образце по готовому крою. | Обтачивание воротника, выметывание канта, приутюживание воротника. | | 2 |
57,58 | Самостоятельная работа за 3 четверть. Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой по готовому крою. | Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой . | | 2 |
№ п/п | Тема урока | Практическая работа, лаб./раб., экскурсия, эксперимент | Домашнее задание | Кол-во часов, отводи-мых на освоение каждой темы |
IV четверть – 46 часов |
Вводное занятие – 2 часа |
1,2 | План работы на четверть. Правила безопасной работы с инструментами и оборудованием. | Добросовестное отношение к труду. Проверка оборудования в мастерской. Чистка и смазка швейных машин. | | 2 |
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой халата – 12 часов |
3,4 | Нетканые материалы. Общее представление о получении нетканых материалов. Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива. | Сравнение производств ткани, трикотажа и нетканых материалов. Выбор и описание фасона. | 7-8 кл. (247,248) 8 кл.(218,219) | 2 |
5,6 | Особенности изготовления выкройки халата с отложным воротником, длинным рукавом на манжете на основе платья. | Нанесение линий фасона на выкройку основы цельнокроеного платья в М 1:1. Расчет расхода ткани. | 8 кл.(219-222) | 2 |
7,8 | Рукава. Название срезов и контрольных точек. Виды манжет. Выкройка манжеты. | Изготовление выкройки рукава и манжеты | 8 кл.(221,222) | 2 |
9,10 | Воротник и подборт. Подборт: виды и назначение. Выкройка подборта. Выкройка отложного воротника. | Изготовление выкройки воротника и подборта. | 8 кл.(221,223) | 2 |
11,12 | Подготовка ткани и выкройки к раскрою. | Раскладка выкройки на ткани с учетом рисунка и припусков на швы, раскрой деталей изделия. | 8 кл.(211,212) | 2 |
13,14 | Подготовка деталей кроя к обработке. | Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям. | 8 кл.(212) | 2 |
Обработка бортов подбортами в легком женском платье – 22 часа |
15,16 | Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка.Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. | Рассмотрение процесса образования челночного стежка. Регулировка швейной машины. | 8 кл.(10-13) 8 кл.(70,71), (128-130), (136-139) | 2 |
17,18 | Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. Способы обработки манжет. | Определение тканей, сравнение технологических свойств. Обработка прямой манжеты на образце. | 8 кл.(18-19,151-153) | 2 |
19,20 | Способы соединения манжеты с длинным рукавом. | Соединение манжеты с длинным рукавом (на образце) | 8 кл.(153-159) | 2 |
21,22 | Подготовка изделия к первой примерке. Технология изготовления халата. Правила обработки вытачек. | Сметывание деталей халата и проведение 1 примерки. Исправление обнаруженных дефектов. Обработка вытачек, ВТО | 8 кл.( 201,202, 213) | 2 |
23,24 | Стачной шов, ТУ на их выполнение. | Стачивание плечевых и боковых срезов. Обработка припусков швов на СМ-51 А кл., заутюживание. | 8 кл.(228-229) | 2 |
25,26 | Виды подбортов, способы обработки. Виды воротников, последовательность обработки. | Обработка подборта. Обработка воротника. | 8кл.(171,172,184,185) | 2 |
27,28 | Способы соединения воротника с горловиной. | Соединение воротника с горловиной путем вкладывания его между полочкой и подбортом. | 8 кл.(191-193) | 2 |
29,30 | Технология обработки края борта притачным подбортом. | Накладывание и приметывание подборта на борт полочки лицевой стороной внутрь, обтачивание по полочке от надсечки по длине борта, внизу – по линии подгиба. Подрезание ткани в углах халата. Отгибание подборта наизнанку, выметывание на участке отворотов до первой петли со стороны полочки и от первой петли – по подборту. | 8 кл.(191-193) | 2 |
31,32 | Технология обработки рукавов. | Выполнение посадки по окату рукава, обработка боковых срезов рукавов стачным швом взаутюжку, обработка нижнего среза рукавов швом вподгибку с закрытым срезом | 8 кл.(164,165, 228-229) | 2 |
33,34 | Правила соединения рукавов с проймами. | Совмещение контрольных надсечек, вметывание рукавов. Втачивание рукавов, обметывание припусков швов на СМ-51 А кл., ВТО. | 8 кл.(228-229) | 2 |
35,36 | Способы обработки нижнего среза халата. Правила разметки петель, определение длины петли. Окончательная отделка изделия. | Обработка нижнего среза швом вподгибку с закрытым срезом Разметка петель, обметывание, пришивание пуговиц. Окончательная ВТО изделия.. | 8 кл.(194-196, 228-229) | 2 |
Массовое производство швейных изделий – 4 часа |
37,38 | Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий. Основные рабочие профессии швейного производства. | Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда. Ручные и машинные работы на швейной фабрике. | 8 кл.(227,228) | 2 |
39,40 | Экскурсия на швейную фабрику. | Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий. | | 2 |
Практическое повторение – 2 часа |
41,42 | Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда | Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом, разметка и складывание клапана, обработка боковых срезов двойным швом | | 2 |
Контрольная работа и анализ ее качества – 4 часа |
43,44 | Контрольная работа. Выполнение отдельных операций по изготовлению образца блузки в М 1:2. (обработка отложного воротника и края борта притачным подбортом). | Обработка отложного воротника и края борта притачным подбортом. | | 2 |
45,46 | Контрольная работа. Выполнение отдельных операций по изготовлению образца блузки в М 1:2. (обработка короткого рукава и соединение его с проймой). | Обработка короткого рукава и соединение его с проймой. | | 2 |
22