Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных
предметов № 2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ с УИОП № 2»
_________________ Е.А. Голева
« 31 » августа 2018 г.
Рабочая программа по технологии
4 «А» класс
Составитель: Никифорова Т.В.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2018-2019 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2».
Рабочая программа по технологии ориентирована на обучающихся 4-х классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
В системе предметов общеобразовательной школы курс технологии представлен в предметной области «Технология». Учебный предмет «Технология» реализуется в полном объеме на родном языке. Назначение предмета «Технология» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры..
Для обучения технологии обучающихся 4 «А» класса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» выбрана содержательная линия УМК «Школа России» Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева.
Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по технологии состоят в том, что они обеспечивают:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно – преобразующей, художественно – конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско – технологических знаний и умений формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
2. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
У обучаемого будут сформированы:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Обучаемый получит возможность для формирования:
- эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучаемый научится:
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
выявлять и формулировать учебную проблему;
выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы(задачи);
предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты.
Обучаемый получит возможность научиться
выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД:
Обучаемый научится:
искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, Интернете;
приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений заданий, образцов и материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию; сравнивать и классифицировать факты и явления.
Обучаемый получит возможность научиться
определять причинно-следственные связи изучаемых явлений. (событий), проводить аналогии, использовать полученную информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД:
Обучаемый научится:
Обучаемый получит возможность научиться
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Ученик получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям;
- соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
-создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
3.Содержание учебного предмета
Как работать с учебником
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы.
Раздел Человек и земля
Вагоностроительный вагон
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Составление модели вагона из бумаги, картона.
Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развертки вагона, чертеж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.
Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагонов, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.
Полезные ископаемые
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа.
Малахитовая шкатулка.
Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов («малахитовых плашек») учащимися. Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.
Профессии: мастер по камню.
Автомобильный завод
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия).
Монетный двор
Знакомство с основами чеканки моделей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом – теснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой.
Фаянсовый завод
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор.
Швейная фабрика
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра, создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства.
Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем.
Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик.
Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер.
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Изготавливать разные виды изделий с использованием одной технологии.
Понятия: мягкая игрушка.
Обувное производство
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание моделей обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приемах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.
Деревообрабатывающие производства
Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы со столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк.
Кондитерская фабрика
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао - тертое, какао-масло.
Бытовая техника
Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Абажур/ плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Практическая работа: «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов»».
Тепличное хозяйство
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой.
Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.
Раздел Человек и вода
Водоканал
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струи метра.
Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.
Порт
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.
Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.
Узелковое плетение
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме.
Раздел Человек и воздух
Самолетостроение. Ракетостроение.
Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкция самолета и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.
Профессии: летчик, космонавт. Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.
Ракетоноситель
Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Закрепление основных знаний на бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
Летательный аппарат. (1ч)
Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Раздел Человек и информация
Создание титульного листа
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании.
Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист.
Работа с таблицами
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord.
Понятия: таблица, строка, столбец.
Создание содержания книги
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу».
Переплётные работы
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитьё блоков нитками втачку (в 5 проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплета. Изготовление переплета дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок.
Итоговый урок
Анализ своей работы на уроках технологии, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ.
4.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | Кол-во часов | Сроки изучения |
по плану | фактически | по плану | фактически |
1 четверть(8 ч) |
Раздел 1. Как работать с учебником (1ч) |
1/1 | Как работать с учебником | 1 | | | |
Раздел 2.«Человек и земля» (19 ч) |
2/1 | Вагоностроительный завод. Кузов вагона. Пассажирский вагон. | 1 | | | |
3/2 | Полезные ископаемые. Буровая вышка. | 1 | | | |
4/3 | Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка | 1 | | | |
5/4 | Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. | 1 | | | |
6/5 | Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. | 1 | | | |
7/6 | Монетный двор. Стороны медали. Медаль. | 1 | | | |
8/7 | Монетный двор. Стороны медали. Медаль. | 1 | | | |
2 четверть(8 ч) |
9/8 | Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза | 1 | | | |
10/9 | Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза. | 1 | | | |
11/10 | Швейная фабрика. Прихватка. | 1 | | | |
12/11 | Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. Птичка. | 1 | | | |
13/12 | Обувное производство. Модель детской летней обуви. | 1 | | | |
14/13 | Обувное производство. Модель детской летней обуви. | 1 | | | |
15/14 | Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений | 1 | | | |
16/15 | Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений | 1 | | | |
3 четверть(10 ч) |
17/16 | Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» | 1 | | | |
18/17 | Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» | 1 | | | |
19/18 | Бытовая техника. Настольная лампа. | 1 | | | |
20/19 | Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. | 1 | | | |
Раздел 3.«Человек и вода»(3ч ) |
21/1 | Водоканал. Фильтр для воды. | 1 | | | |
22/2 | Порт. | 1 | | | |
23/3 | Узелковое плетение. Браслет. | 1 | | | |
Раздел 4. «Человек и воздух» (3 ч) |
24/1 | Самолетостроение. Самолет. | 1 | | | |
25/2 | Создание титульного листа. | 1 | | | |
26/3 | Создание титульного листа. Практическая работа | 1 | | | |
4 четверть (8 ч) |
Раздел 5.«Человек и информация» (8 ч) |
27/1 | Работа с таблицами | 1 | | | |
28/2 | Работа с таблицами | 1 | | | |
29/3 | Создание содержания книги. | 1 | | | |
30/4 | Создание содержания книги. | 1 | | | |
31/5 | Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника». | 1 | | | |
32/6 | Оформление «Дневника путешественника» | 1 | | | |
33/7 | Презентация своей книги | 1 | | | |
34/8 | Обобщение. Итоговый урок. | 1 | | | |
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов протокол № 1 « 31 » августа 2018 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________ О.Е.Соколова «___»_________________2018 г. |
10