СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу биологии 6-й класс (базовый уровень)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному курсу биологии 6-й класс (базовый уровень) составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ. авт. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология. 5-9 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу биологии 6-й класс (базовый уровень)»


Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования, реализующей ФГОС ООО

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №14»



Принята на заседании школьного методического объединения

Руководитель:

__________________( _____________________)


Протокол № ___ от

« » ______________ 2021 г.


Согласовано

Заместитель директора школы по УВР МАОУ МО г.Нягань «СОШ №14»


________________( ____________________)

« » ________________ 2021 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу биологии

6-й класс

Базовый уровень




Составитель: Малкина Ольга Вячеславовна





2021 - 2022 учебный год

Нягань


Пояснительная записка

Нормативная база преподавания предмета:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10-ФЗ, от 24.03.2021 № 51-ФЗ, от 05.04.2021 № 85-ФЗ, от 20.04.2021 № 95-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 310-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577, от 11.12.2020 № 712);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766);

  • Образовательная программа МАОУ МО г.Нягань СОШ № 14 на 2021 – 2022 учебный год

  • Программа воспитания МАОУ МО г. Нягань СОШ №14 на 2021-2026 гг. утвержденная приказом МАОУ МО г. Нягань СОШ №14 №894-0 от 31.08.2021.

  • Учебный план МАОУ МО г.Нягань СОШ № 14»на 2021 – 2022 учебный год.

  • Примерная государственная программа по биологии для общеобразовательных школ. авт. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология. 5-9 классы. — М.: Вентана - Граф, 2015.

Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): базовый стандарт

Место предмета в Федеральном базисном учебном плане:

Объём часов: 1 час в неделю, в год 35 часов

Количество часов федерального компонента: 1 ч

Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет

Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: нет

Принцип обучения: концентрический

Для каких обучающихся составлена: общеобразовательные классы.


Планируемые результаты изучения курса биологии

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.


1.Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • умение применять полученные знания в практической деятельности.


2. Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:


Регулятивные: УУД:

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Познавательные УУД:

  • умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить необходимую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках.


3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.


По окончанию 6 класса обучающийся научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

В результате изучения биологии по программе основного общего образования, реализующей ФГОС, ученик научится:

• выделять существенные признаки растений (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для них;

• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений;

• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

• осуществлять классификацию биологических растений на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль растений в жизни человека;

• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;

• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности растений к среде обитания;

• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать растения, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающийся получит возможность научиться:

• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов растений, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Содержание курса биологии в 6 классе

Наука о растениях – ботаника (4 ч)

Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.

Органы растений (9 ч)

Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.

Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.

Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений

Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.

Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.

Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли и кукурузы».

Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка»

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек»

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.

Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.

Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 5 «Вегетативное размножение комнатных растений»

Многообразие и развитие растительного мира (11 ч)

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения.

Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.

Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.

Высшие семенные растения.

Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.

Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.

Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.

Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения споровых растений».

Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения голосеменных растений».

Природные сообщества (5 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.

Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.

Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.

Экскурсия

«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе»

Тематический план

п/п

Разделы

программы


Количество

часов




Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Наука о растениях - ботаника.

4

1

Входная контрольная работа



2

Органы цветковых растений

9

1

Тематический зачет №1 по теме «Органы цветковых растений»

4

Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли и кукурузы».

Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка»

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек»

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

1

Тематический зачет №2 по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

1

Лабораторная работа № 5 «Вегетативное размножение комнатных растений»

4

Многообразие и развитие растительного мира

11



2

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения споровых растений».

Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения голосеменных растений».

5

Природные сообщества

5

1

Итоговая контрольная работа

1

Экскурсия «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе»



Итого

35

4


8













Календарно – тематическое планирование по биологии для 6 класса на 2021 – 2022 учебный год


/№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Планируемые результаты

Практическая часть программы

личностные

метапредметные

предметные




Наука о растениях - ботаника. 4 часа





1.



ИОТ-014-2020. Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

Формирование познавательного интереса к изучению природы. Понимание значимости растений в жизни человека. Эстетическое восприятие объектов природы.


П: устанавливать причинно-следственные связи, составлять план параграфа;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность;

К: строить диалог, аргументировать свою точку зрения.

Знать: правила работы в кабинете биологии, технику безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием, Царства живой природы, Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника.


2.



Многообразие жизненных форм растений.


Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения, формирование элементов экологической культуры.

П: устанавливать причинно-следственные связи, работать с натуральными объектами;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность;

К: строить диалог, аргументировать свою точку зрения.

Представление о жизненных формах растений, примеры. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав.



3.



Входная контрольная работа

Формирование научного мировоззрения, воспитание любви и бережного отношения к родной природе, формирование потребности к самообразованию.


П: устанавливать причинно-следственные связи, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

К: строить речевые высказывания в письменной форме, аргументировать свою точку зрения.

Научиться систематизировать и обобщать знания по полученным темам, применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям.

Входная контрольная работа

4.



Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

Ткани растений

Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения. Умение применять полученные знания в практической деятельности.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии. Эстетическое восприятие объектов природы.

П: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и классифицировать;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность;

К: строить речевые высказывания, сравнивать разные точки зрения.

Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки.

Определять понятия: ткань, виды тканей. Характеризовать особенности строения и функции тканей растений.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.






Органы цветковых растений – 9 часов.





5



Семя, его строение и значение. ИОТ-016-2020. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли и кукурузы».

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии;

овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы). Соблюдение правил работы в кабинете биологии.

П: устанавливать причинно-следственные связи, работать с натуральными объектами;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность;

К: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени.
Описывать строение зародыша растения.
Устанавливать сходство проростка с зародышем семени.

Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений.

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли и кукурузы».

6



Условия прорастания семян.

Формирование познавательного интереса к изучению природы, мотивирование учащихся на получение новых знаний.

П: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, владеть основами самоконтроля и самооценки;

К: строить речевые высказывания в устной форме.

Понятие всхожесть, характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян; объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян; прогнозировать сроки посева семян отдельных культур.


7



Корень, его строение и значение. ИОТ-016-2020. Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка»


Формирование познавательного интереса к изучению природы, формирование научного мировоззрения, формирование потребности и готовности к самообразованию.

П: составлять план параграфа, выделять смысл и структуру учебной задачи;

Р: формулировать цель урока, планировать свою деятельность, работать по плану, исправлять ошибки самостоятельно;

К: строить диалог, аргументировать свою точку зрения.

Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.

Называть части корня.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня.

Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста.
Характеризовать значение видоизменённых корней для растений.

Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка»

8



Побег, его строение и развитие. ИОТ-016-2020. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек»

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии. Формирование научного мировоззрения. Понимание необходимости соблюдать правила при работе с увеличительными приборами.

П: сравнивать и делать выводы, работать с натуральными объектами;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность;

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать сою точку зрения.

Давать определения понятиям: побег, стебель, листья, вегетативная почка и генеративная почка.

Характеризовать почку как зачаток нового побега и делать выводы.

Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек.

Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве.

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек»

9



Лист, его строение и значение

Формирование познавательного интереса к изучению природы, мотивация учащихся на получение новых знаний.

П: сравнивать и делать выводы; строить логические рассуждения;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность;

К: строить речевые высказывания в устной форме, слушать и вступать в диалог.


Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.

Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.

Характеризовать видоизменения листьев растений.


10



Стебель, его строение и значение. ИОТ-016-2020. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии, формирование научного мировоззрения.

П: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность;

К: аргументировать свою точку зрения, строить продуктивное взаимодействие.


Научиться давать определения понятиям: стебель, узел, междоузлие, сердцевина, камбий, древесина, луб, кора, корка, корневище, стебель, луковица; описывать внешнее строение стебля, называть внутренние части стебля; соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

11



Цветок, его строение и значение.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии, мотивирование учащихся на получение новых знаний, формирование потребности к самообразованию.

П: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Называть функции частей цветка.

Различать и называть типы соцветий.

Характеризовать значение соцветий.

Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений.
Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления


12



Плод. Разнообразие и значение плодов.


Формирование познавательного интереса к изучению биологии, мотивирование учащихся на получение новых знаний, формирование потребности к самообразованию.

П: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека.


13



Тематический зачет №1 по теме «Органы цветковых растений»

Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы)

П: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде, выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Тематический зачет №1 по теме «Органы цветковых растений»




Основные процессы жизнедеятельности растений – 6 часов.





14



Минеральное питание растений и значение воды

Формирование познавательного интереса к изучению природы, осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности.

П: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;

К: строить речевые высказывания в устной форме, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.

Давать определения понятиям: минеральное (почвенное) питание, удобрения, микро- и макроэлементы, экологические группы. Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания, устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды.


15



Воздушное питание растений — фотосинтез

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе; мотивирование учащихся на получение новых знаний.

П: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, составлять план параграфа;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность;

К: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения.

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.

Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.

Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете


16



Дыхание и обмен веществ у растений

Формирование научного мировоззрения, знание основных правил и принципов отношения к живой природе, основ здорового образа жизни.

П: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, составлять план параграфа;

Р: формулировать цель урока, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач;

К: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения.

Характеризовать сущность процесса дыхания у растений.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение.
Определять понятие «обмен веществ».
Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.


17



ИОТ-014-2020. Размножение  и оплодотворение у растений.


Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

П: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, составлять план параграфа;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

К: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения.


Характеризовать значение размножения живых организмов.

Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры.
Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения.

Объяснять биологическую сущность полового размножения.

Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.

Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям.


18



Вегетативное размножение растений и его использование человеком. ИОТ-016-2020. Лабораторная работа № 5 «Вегетативное размножение комнатных растений»

Формирование познавательного интереса к изучению природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; возможность применять полученные знания в практической деятельности.

П: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи, выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность, владеть основами самоконтроля и самооценки;

К: строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Научиться давать определения понятиями: прививка, подвой, привой, черенок, глазок, культура тканей, называть характерные черты вегетативного размножения растений, сравнивать различные способы и приемы работы в процессе вегетативного размножения растений, соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Лабораторная работа № 5 «Вегетативное размножение комнатных растений»

19



Тематический зачет №2 по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии, формирование научного мировоззрения, эстетическое восприятие объектов природы.

П: сравнивать и делать выводы, строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, осуществлять рефлексию своей деятельности;

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Называть основные черты, характеризующие рост растения.

Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.

Сравнивать процессы роста и развития.
Характеризовать этапы индивидуального развития растения.

Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Тематический зачет №2 по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»




Многообразие и развитие растительного мира – 11 часов.





20



Систематика растений, ее значение для ботаники.

Формирование у учащихся научного мировоззрения, воспитание любви и бережного отношения к родной природе, формирование элементов экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы.

П: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, составлять план параграфа;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

К: строить речевые высказывания в устной форме, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения.

Научиться давать определения понятиям: систематика, царство, вид, ареал, бинарные названия, приводить примеры названий различных растений, систематизировать растения по группам, осваивать приемы работы с определителем растений.


21



Водоросли, их разнообразие и значение в природе.

Формирование познавательной самостоятельности и мотивации учения, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование элементов экологической культуры.

П: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, передавать содержание в сжатом (развернутом) виде;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач;

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения.

Научиться давать определение понятиям: низшие растения, слоевище, хроматофор, зооспора, выделять и описывать существенные признаки водорослей, распознавать водоросли на рисунках и гербарных материалах.


22



Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии, формирование научного мировоззрения, воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

П: устанавливать причинно-следственные связи, передавать содержание в сжатом (развернутом) виде, сравнивать и делать выводы, работать с натуральными объектами;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность;

К: строить речевые высказывания в устной форме, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы.

Называть существенные признаки мхов.
Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.

Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям.
Характеризовать процессы размножения и развития моховидных, их особенности.
Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания.


23



Плауны. Хвощи, Папоротники. Их общая характеристика. ИОТ-016-2020. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения споровых растений».

Формирование научного мировоззрения, формирование элементов экологической культуры, эстетической восприятие объектов природы.

П: устанавливать причинно-следственные связи, составлять план параграфа;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, осуществлять рефлексию своей деятельности;

К: аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки презентации.

Научиться давать определениям: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротникообразные, гаметангий, спорангий, спора, заросток; сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, характеризовать роль папоротникообразных в природе.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения споровых растений».

24



Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. ИОТ-016-2020. Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения голосеменных растений».

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии, формирование научного мировоззрения, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

П: выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей, строить логические рассуждения, составлять план параграфа;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, осуществлять рефлексию своей деятельности;

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных.

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России

Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения голосеменных растений».

25



Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой, формирование элементов экологической культуры.

П: выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей, строить логические рассуждения, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения.


Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды.

Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений.


26



Семейства класса Двудольные

Формирование научного мировоззрения и познавательных интересов и мотивов к изучению биологии, формирование элементов экологической культуры.

П: устанавливать причинно-следственные связи, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения.


Выделять основные признаки класса Двудольные.

Описывать отличительные признаки семейств Двудольных.

Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека


27



Семейства класса Однодольные

Формирование научного мировоззрения, воспитание любви и бережного отношения к родной природе, формирование элементов экологической культуры.

П: устанавливать причинно-следственные связи, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения.


Выделять признаки класса Однодольные.
Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства.
Описывать характерные черты семейств однодольных растений.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Приводить примеры охраняемых видов.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные


28



Подготовка к Всероссийской проверочной работе

Формирование мотивации учения; уме­ние применять полученные знания в прак­тической деятельности; понимание ис­тинных причин успехов и не­удач в учебной деятельности

П: устанавливать при­чинно-следственные связи, срав­нивать и делать выводы, составлять план параграфа, работать с нату­ральными объектами.

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходи­мые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлек­сию своей деятельности.

К: строить рече­вые высказывания в устной форме, адекватно использовать речевые средства дл я аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Научиться систематизи­ровать и обобщать знания по изученным темам; применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям; ха­рактеризовать отличитель­ные признаки представи­телей царств Растения и называть их представи­телей; объяснять строение и функции органов и си­стем органов; устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности организмов и экосистем


29



Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений.

Формирование научного мировоззрения, воспитание любви и бережного отношения к родной природе, формирование потребности к самообразованию.

П: устанавливать причинно-следственные связи, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения.


Научиться давать определения понятиям: эволюция, цианобактерии; дикорастущие растения, культурные растения, сорные растения, центр происхождения; объяснять сущность понятия об эволюции живого мира, описывать основные этап эволюции организмов на Земле, выделять этапы развития растительного мира. называть различные признаки различия культурных и дикорастущих растений, характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений.



30



Дары Нового и Старого света.

Формирование научного мировоззрения, воспитание любви и бережного отношения к родной природе, формирование потребности к самообразованию.

П: устанавливать причинно-следственные связи, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения.


Научить называть родину наиболее распространенных культурных растений, причины их широкого использования человеком, характеризовать значение растений в жизни человека.





Природные сообщества – 5 часов.





31



Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме.

Формирование у учащихся познавательного интереса, научного мировоззрения, элементов экологической культуры.

П: устанавливать причинно-следственные связи, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения.


Научиться давать определения понятиям: природное сообщество (биогеоценоз), экологическая система (экосистема), биотоп, круговорот веществ в природе и поток энергии; объяснять сущность понятия природное сообщество, оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистеме, выявлять преобладающие природные сообщества родного края.



32



Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и её причины

Формирование научного мировоззрения, воспитание любви и бережного отношения к родной природе, формирование потребности к самообразованию.

П: устанавливать причинно-следственные связи, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения.

Научиться давать определения понятиям: ярус, ярусное строение природного сообщества, надземная ярусность, подземная ярусность; называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса, называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции. Объяснять причины смены природных сообществ.

Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами.

Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.


33



Повторение, обобщение и систематизация информации по курсу биологии 6 класса.


Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы), умение применять полученные знания в практической деятельности.

П: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

К: аргументировать свою точку зрения, сравнивать разные точки зрения.

Научиться систематизировать и обобщать знания по полученным темам, применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям.


34



Итоговая контрольная работа

Формирование научного мировоззрения, воспитание любви и бережного отношения к родной природе, формирование потребности к самообразованию.

П: устанавливать причинно-следственные связи, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

К: строить речевые высказывания в письменной форме, аргументировать свою точку зрения.

Научиться систематизировать и обобщать знания по полученным темам, применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям.

Итоговая контрольная работа

35



ИОТ-015-2020. Экскурсия «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе»


умение применять полученные знания в практической деятельности.

П: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы;

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

К: аргументировать свою точку зрения, сравнивать разные точки зрения.

Научиться систематизировать и обобщать знания по полученным темам, применять основные виды учебной деятельности для выполнения летних заданий.

Экскурсия «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе»





Итого: 35 часов