СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 3 класса начального общего образования (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе  государственной  образовательной системы  «Школа 2100», авторы О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой. Сборник программ. Начальная школа. Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 3 класса начального общего образования (ФГОС)»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Гурского сельского поселения

Комсомольского района Хабаровского края




Рассмотрено Согласовано Утверждаю


на МО нач.классов ЗУМР: Директор школы:

«_____»______2018г. «____»_______2018 г. «_____»_______2018 г.

__________________ __________________ _________________

Халявина Е.Н. . Шестакова И.В Гыскэ И.И.






Рабочая программа

по учебному курсу «Технология»

для 3 класса

начального общего образования

(ФГОС)



Составитель:

Гончаренко Наталья Вениаминовна

учитель начальных классов



Гурское с.п.

2018-2019 уч.год










Пояснительная записка.

Рабочая программа по технологии для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», авторы О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой. Сборник программ. Начальная школа. Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Технология» изучается во 3 классе по 1 часа в неделю (34ч. в год)


Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.

Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.



Общая характеристика учебного предмета


Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этно- культурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.



Целью уроков по трудовому обучению является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи:

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

  • общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

  • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.






Формы и методы обучения

Технологии:

  • Технология продуктивной художественно-творческой деятельности

  • Технология оценивания учебных успехов учащегося

Формы:

  • Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;

  • Экскурсия;

  • Образовательное путешествие;

  • Творческая мастерская;

  • Исследование;

  • Презентация;

  • Диагностика;

  • Проектирование;

  • Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;

  • Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, выставки.)

Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинноследственные связи изучаемых явлений, событий;

– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.



Содержание учебного материала

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы туры труда. Самообслуживание.

Традиции и творчество мастеров при создании прел среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека - как способ самовыражения человека-художника.

Гармония предметов и окружающей среды (соответствие мета (изделия) обстановке).

Знание и уважение традиций строительства, декоративно - прикладного искусства народов России и мира, в том числе края.

Природа как источник творческих идей мастера и художника.

Профессии мастеров прикладного творчества.

Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).


  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы ческой грамоты.

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.

Разметка деталей копированием с помощью кальки.

Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток неслож­ных форм (достраивание элементов).

Вырезывание отверстий на деталях.

Выбор способа соединения и соединительного материала в зави­симости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помо­щью Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).

  1. Конструирование.


Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его кон­структивных особенностей: формы, способов соединения, соедини­тельных материалов. Изготовление и конструирование из объём­ных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).

Конструирование и моделирование изделий из разных материа­лов по заданным конструкторско-технологическим и художествен­ным условиям. Рицовка.

  1. Использование информационных технологий.


Современный информационный мир. Работа с доступной инфор­мацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сфе­рах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Поиск информации в Интернете", просмотр информации на DVD. Создание проектов домов и дизайн интерьера (при двух часах в неделю).

Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).









ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

раздела

Наименование разделов

Кол-во часов

Раздел 1

Жизнь, труд, искусство

16

Раздел 2

Отражение жизни в образах

18

Итого


34



Календарно-тематическое планирование



пп

Дата

Тема урока

Деятельность учеников

Домашнее задание

план

факт

5.09


Вспомни, подумай, обсуди. Всё начинается с замысла.

Изготовление самолёта-истребителя (конструирование)

уметь ставить цель, выявлять и
формулировать проблему,
коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты, вносить
коррективы в полученные
результаты


С.4, выполнить задание

12.09


Работа циркулем. Радуга

владеть понятиями «радиус», «дуга», «окружность»

С.7, выполнить задание

14.09


От замысла к изделию. Изготовление «волшебного кристалла» (проектирование)

уметь выполнять разметку с помощью циркуля

С.10, выполнить задание

26.09


«Волшебный кристалл» (оформление)

уметь ставить цель, выявлять и
формулировать проблему

С.11 (№2), выполнить задание

03.10


Отражение жизни в изделиях мастеров. Народные промыслы

коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты и самостоятель­но их реализовывать, вносить
коррективы в полученные
результаты


С.13-14, работать с текстом

10.10


Народные промыслы Изготовление панно

уметь соединять детали из ткани и ниток с помощью клея, использовать собственные фантазии для создания целостного образа

С.15, иметь необходимые материалы

17.10


Изготовление открытки

«Белочка» (конструирование)

коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты и самостоятель­но их реализовывать, вносить
коррективы в полученные
результаты


С.16

24.10


Изготовление открытки «Белочка» (технологии обработки)

иметь представления о подвижном щелевом механизме, совершенствовать умение использовать чертёжные инструменты для разметки деталей изделий

Закончить оформление работы

6.11


Фантазия в изделиях мастеров.

коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты и самостоятель­но их реализовывать, вносить
коррективы в полученные
результаты


С.17, ответить на вопросы

13.11


Фантазия в изделиях мастеров. Лепка из теста (проектирование)

знать технологические свойства теста

С.18, подготовить для изготовления теста

20.11


Фантазия в изделиях мастеров. Лепим из теста (конструирование)

выполнять простейшие
исследования: физические и техноло­гические свойства, конструк­тивные особенности исполь­зуемых инструментов.


Закончить изделие

27.11


Изделия из теста (оформление работы)

коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты и самостоятель­но их реализовывать, вносить
коррективы в полученные
результаты


Закончить оформление работы

4.12


Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности.

уметь соотносить старинные и современные предметы быта и интерьера

С.19-21, выполнить задание

11.12


Готовимся к Новому году. Дед Мороз (проектирование, конструирование)

коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты и самостоятель­но их реализовывать, вносить
коррективы в полученные
результаты


С.27, принести все детали

18.12


Ёлочные игрушки

(проектирование,

конструирование)


выполнять простейшие
исследования: физические и техноло­гические свойства, конструк­тивные особенности исполь­зуемых инструментов.


С.28, закончить копирование деталей с помощью кальки

25.12


Ёлочные игрушки

(технологии обработки)

выполнять простейшие
исследования: физические и техноло­гические свойства, конструк­тивные особенности исполь­зуемых инструментов.


С.30, принести материал для оформления изделия


15.01


О чём могут

рассказать игрушки Делаем
игрушки. Кошелёк «Собачка» (проектирова­ние)

коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты и самостоятель­но их реализовывать, вносить
коррективы в полученные
результаты


С.36, принести нитки

22.01


Выполняем панно

(проектирование, конструирование)


коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты и самостоятель­но их реализовывать, вносить
коррективы в полученные
результаты


С.39, продумать сюжет

29.01


Выполняем панно-коллаж

(технологии обработки)

при необходимости кор­ректировать конструкцию и технологию её изготовления

Закончить вырезывание деталей

5.02


Изготавливаем

кукольный театр. Голова Петрушки (конструирование,

технологии обработки)


уметь ставить цель, выявлять и
формулировать проблему

С.41, закончить оформление головы Петрушки

12.02


Учимся вышивать
крестом. Техника выполнения

коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты и самостоятель­но их реализовывать, вносить
коррективы в полученные
результаты


С.43, выполнить 2 строчки крестом

19.02


Готовим подарки. Открытки к 23 февраля (проектирование, конструирование, технологии обработки)

коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты и самостоятель­но их реализовывать, вносить
коррективы в полученные
результаты


С.32, принести материал для вазы

26.02


Букет к 8 Марта (проектирование, конструирование)

коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты и самостоятель­но их реализовывать, вносить
коррективы в полученные
результаты


Закончить сборку изделия

5.03


Букет к 8 Марта (технологии обработки)

уметь ставить цель, выявлять и
формулировать проблему

С.34-35, ответить на вопросы

12.03


Средние века.

Тканые изделия


коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты и самостоятель­но их реализовывать, вносить
коррективы в полученные
результаты


С.45, подготовить сооб. о разных ремёслах

19.03


Средневековые технологии. Изготавливаем

макет мельницы


коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты и самостоятель­но их реализовывать, вносить
коррективы в полученные
результаты


С.47

2.04


Моделируем из

бумаги замок (проектирование)


коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты и самостоятель­но их реализовывать, вносить
коррективы в полученные
результаты


С.49, закончить изготовление пирамиды

9.04


Моделируем из

бумаги замок (конструирование)

воплощать мысленный
образ в материале, с опорой (при необходимости) на освоенные графические изобра­жения

Продолжить сборку замка

16.04


Создаём витраж

(проектирование, конструирование)


коллективно разрабаты­вать несложные тематиче­ские проекты и самостоятель­но их реализовывать, вносить
коррективы в полученные
результаты


С.50, выполнить задание

23.04


Создаём витраж

(конструирование, технологии обработки)

участвовать в совместной
творческой деятельности при выполнении учебных практи­ческих работ и реализации
несложных проектов

С.51, закончить макет витража

30.04


Делаем книгу на

компьютере. Текстовые

редакторы


уметь ставить цель, выявлять и
формулировать проблему

С.54, выполнить задание

7.05


Сохраняем

документ. Открываем

сохраненный текст.


обобщать (структуриро­вать) то новое, что открыто и усвоено на уроке

С.55-56, выполнить задание

14.05


Готовим брошюру.

Добавляем текст.

наблюдать на экране ком­пьютера мир образов, образы информационных объектов различной природы, процес­
сы создания информацион­ных объектов с помощью
компьютера

С.57-58, выполнить задание

21.05


Оформляем текст. Печатаем брошюру (конструирование)

наблюдать на экране компьютера образы информационных объектов различной природы, процес­
сы создания информацион­ных объектов

Закончить печатание брошюры