Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Гурского сельского поселения
Комсомольского района Хабаровского края
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на МО нач.классов ЗУМР: Директор школы:
«_____»______2018г. «____»_______2018 г. «_____»_______2018 г.
__________________ __________________ _________________
Халявина Е.Н. . Шестакова И.В Гыскэ И.И.
Рабочая программа
по учебному курсу «Технология»
для 3 класса
начального общего образования
(ФГОС)
Составитель:
Гончаренко Наталья Вениаминовна
учитель начальных классов
Гурское с.п.
2018-2019 уч.год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», авторы О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой. Сборник программ. Начальная школа. Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Технология» изучается во 3 классе по 1 часа в неделю (34ч. в год)
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.
Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этно- культурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Целью уроков по трудовому обучению является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи:
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Формы и методы обучения
Технологии:
Технология продуктивной художественно-творческой деятельности
Технология оценивания учебных успехов учащегося
Формы:
Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;
Экскурсия;
Образовательное путешествие;
Творческая мастерская;
Исследование;
Презентация;
Диагностика;
Проектирование;
Консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;
Внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны, выставки.)
Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3–4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинноследственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Содержание учебного материала
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы туры труда. Самообслуживание.
Традиции и творчество мастеров при создании прел среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека - как способ самовыражения человека-художника.
Гармония предметов и окружающей среды (соответствие мета (изделия) обстановке).
Знание и уважение традиций строительства, декоративно - прикладного искусства народов России и мира, в том числе края.
Природа как источник творческих идей мастера и художника.
Профессии мастеров прикладного творчества.
Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу).
Технология ручной обработки материалов. Элементы ческой грамоты.
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.
Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
Конструирование.
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным конструкторско-технологическим и художественным условиям. Рицовка.
Использование информационных технологий.
Современный информационный мир. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами). Персональный компьютер (ПК) и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Поиск информации в Интернете", просмотр информации на DVD. Создание проектов домов и дизайн интерьера (при двух часах в неделю).
Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела | Наименование разделов | Кол-во часов |
Раздел 1 | Жизнь, труд, искусство | 16 |
Раздел 2 | Отражение жизни в образах | 18 |
Итого | | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№пп | Дата | Тема урока | Деятельность учеников | Домашнее задание |
план | факт |
| 5.09 | | Вспомни, подумай, обсуди. Всё начинается с замысла. Изготовление самолёта-истребителя (конструирование) | уметь ставить цель, выявлять и формулировать проблему, коллективно разрабатывать несложные тематические проекты, вносить коррективы в полученные результаты | С.4, выполнить задание |
| 12.09 | | Работа циркулем. Радуга | владеть понятиями «радиус», «дуга», «окружность» | С.7, выполнить задание |
| 14.09 | | От замысла к изделию. Изготовление «волшебного кристалла» (проектирование) | уметь выполнять разметку с помощью циркуля | С.10, выполнить задание |
| 26.09 | | «Волшебный кристалл» (оформление) | уметь ставить цель, выявлять и формулировать проблему | С.11 (№2), выполнить задание |
| 03.10 | | Отражение жизни в изделиях мастеров. Народные промыслы | коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | С.13-14, работать с текстом |
| 10.10 | | Народные промыслы Изготовление панно | уметь соединять детали из ткани и ниток с помощью клея, использовать собственные фантазии для создания целостного образа | С.15, иметь необходимые материалы |
| 17.10 | | Изготовление открытки «Белочка» (конструирование) | коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | С.16 |
| 24.10 | | Изготовление открытки «Белочка» (технологии обработки) | иметь представления о подвижном щелевом механизме, совершенствовать умение использовать чертёжные инструменты для разметки деталей изделий | Закончить оформление работы |
| 6.11 | | Фантазия в изделиях мастеров. | коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | С.17, ответить на вопросы |
| 13.11 | | Фантазия в изделиях мастеров. Лепка из теста (проектирование) | знать технологические свойства теста | С.18, подготовить для изготовления теста |
| 20.11 | | Фантазия в изделиях мастеров. Лепим из теста (конструирование) | выполнять простейшие исследования: физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов. | Закончить изделие |
| 27.11 | | Изделия из теста (оформление работы) | коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | Закончить оформление работы |
| 4.12 | | Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. | уметь соотносить старинные и современные предметы быта и интерьера | С.19-21, выполнить задание |
| 11.12 | | Готовимся к Новому году. Дед Мороз (проектирование, конструирование) | коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | С.27, принести все детали |
| 18.12 | | Ёлочные игрушки (проектирование, конструирование) | выполнять простейшие исследования: физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов. | С.28, закончить копирование деталей с помощью кальки |
| 25.12 | | Ёлочные игрушки (технологии обработки) | выполнять простейшие исследования: физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов. | С.30, принести материал для оформления изделия |
| 15.01 | | О чём могут рассказать игрушки Делаем игрушки. Кошелёк «Собачка» (проектирование) | коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | С.36, принести нитки |
| 22.01 | | Выполняем панно (проектирование, конструирование) | коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | С.39, продумать сюжет |
| 29.01 | | Выполняем панно-коллаж (технологии обработки) | при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления | Закончить вырезывание деталей |
| 5.02 | | Изготавливаем кукольный театр. Голова Петрушки (конструирование, технологии обработки) | уметь ставить цель, выявлять и формулировать проблему | С.41, закончить оформление головы Петрушки |
| 12.02 | | Учимся вышивать крестом. Техника выполнения | коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | С.43, выполнить 2 строчки крестом |
| 19.02 | | Готовим подарки. Открытки к 23 февраля (проектирование, конструирование, технологии обработки) | коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | С.32, принести материал для вазы |
| 26.02 | | Букет к 8 Марта (проектирование, конструирование) | коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | Закончить сборку изделия |
| 5.03 | | Букет к 8 Марта (технологии обработки) | уметь ставить цель, выявлять и формулировать проблему | С.34-35, ответить на вопросы |
| 12.03 | | Средние века. Тканые изделия | коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | С.45, подготовить сооб. о разных ремёслах |
| 19.03 | | Средневековые технологии. Изготавливаем макет мельницы | коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | С.47 |
| 2.04 | | Моделируем из бумаги замок (проектирование) | коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | С.49, закончить изготовление пирамиды |
| 9.04 | | Моделируем из бумаги замок (конструирование) | воплощать мысленный образ в материале, с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения | Продолжить сборку замка |
| 16.04 | | Создаём витраж (проектирование, конструирование) | коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты | С.50, выполнить задание |
| 23.04 | | Создаём витраж (конструирование, технологии обработки) | участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов | С.51, закончить макет витража |
| 30.04 | | Делаем книгу на компьютере. Текстовые редакторы | уметь ставить цель, выявлять и формулировать проблему | С.54, выполнить задание |
| 7.05 | | Сохраняем документ. Открываем сохраненный текст. | обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | С.55-56, выполнить задание |
| 14.05 | | Готовим брошюру. Добавляем текст. | наблюдать на экране компьютера мир образов, образы информационных объектов различной природы, процес сы создания информационных объектов с помощью компьютера | С.57-58, выполнить задание |
| 21.05 | | Оформляем текст. Печатаем брошюру (конструирование) | наблюдать на экране компьютера образы информационных объектов различной природы, процес сы создания информационных объектов | Закончить печатание брошюры |