СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Читательская грамотность"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Читательская грамотность"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ростовская область

Семикаракорский район

МБОУ Ново-Золотовская СОШ







УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ Ново-Золотовская СОШ

________________________

Е. В. Жировов

Приказ № 90 от «10» 06 2024 г.







Рабочая программа

основного общего образования

учебного предмета

«Читательская грамотность»

для обучающихся 7 класса













ст. Новозолотовская 2024

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Аспекты читательской грамотности» для учащихся 7 классов составлена с опорой на:

• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

• Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;

• Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;

• Учебный план МБОУ СОШ № 13.

Цель программы:

Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.

Задачи:

Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;

Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;

Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;

Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;

Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;

Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. умения, целиком основанные на тексте:

– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, делать простые выводы;

  1. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:

– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Планируемые результаты


Предметные результаты

Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.

Личностные результаты

В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

  • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

  • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

  • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

  • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

  • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Ученик научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  • выделять главную и избыточную информацию;

  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

  • выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Ученик получит возможность научиться

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);

  • критически относиться к рекламной информации;

  • находить способы проверки противоречивой информации;

  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Место учебного курса

По учебному плану на курс «Читательской грамотности» в 7 классе отводится 34 часов в год (1 час в неделю).

Общая характеристика курса

Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Содержание программы

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации.

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах.

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.

Итоговый контроль.

Формы контроля

Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности

зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.









Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименования

разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Дата по плану

Дата по факту

Вводное занятие

Работа с текстом

03.09


Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.

Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста

10.09


Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.

Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста

17.09


Поэтический текст как источник информации

Практикум: самостоятельная работа с текстом

24.09


Сопоставление содержания текстов публицистического стиля

Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера

01.10


Сопоставление содержания текстов публицистического стиля

Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера

08.10


Общественная ситуация в текстах

Работа с текстом: умение откликаться на содержание текста

15.10


Общественная ситуация в текстах

Работа с текстом: умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других

источников

22.10


Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

12.11


Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

19.11


Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации

26.11


Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

Практикум: самостоятельная работа с текстом

03.12


Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение)

Работа с текстом: умение анализировать текст-объяснение и писать объяснительное сочинение

10.12


Типы текстов: текст-объяснение (резюме)

Работа с текстом: умение писать резюме

17.12


Типы текстов: текст-объяснение (толкование)

Работа с текстом: умение работать с текстом, содержащим толкование

24.12


Типы текстов: текст-объяснение (определение)

Работа с текстом: умение давать определение

14.01


Типы текстов: текст-объяснение

Практикум: самостоятельная работа с текстом

21.01


Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Работа с текстом: умение выводить заключение о намерении автора

28.01


Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Работа с текстом: умение оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире

04.02


Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Работа с текстом: умение откликаться на форму текста: оценивать содержание текста и мастерство его исполнения

11.02


Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Работа с текстом: умение откликаться на форму текста: оценивать содержание текста и мастерство его исполнения

18.02


Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа

Практикум: самостоятельная работа с текстом

25.02


Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Знакомство с понятием «позиционные задачи»

04.03


Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

11.03


Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

18.03


Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

08.04


Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

Практикум: самостоятельная работа с текстом

15.04


Работа с несплошным текстом: информационные листы

Работа с текстом: умение составлять и анализировать

текст информационного листа

22.04


Работа с несплошным текстом: объявления

Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст объявления

29.04


Работа с несплошным текстом: графики

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя графики

06.05


Работа с несплошным текстом: диаграммы

Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя диаграммы

13.05


Работа с несплошным текстом

Практикум: самостоятельная работа с текстом

20.05


Итоговый контроль

Комплексная работа с текстом



Итоговый контроль

Комплексная работа с текстом





Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса


Пособие для учащихся

  1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020


Пособия для учителя


  1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018.

  2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019

  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018

  4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019

  5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.

Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования

  1. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября”

  2. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2016.

  3. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017

  4. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.

  5. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.

  6. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm

  7. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.