СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир». Уровень начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1-4 классов составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир».        

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир». Уровень начального общего образования»

Приложение к ООП НОО МКОУ-Ново-Шиловская СОШ № 82
















Рабочая программа

по учебному предмету «Окружающий мир»

уровень начального общего образования

срок освоения 4 года













Составитель:

учитель начальных классов Сироткина Н.И.













2020г


Содержание

1.Пояснительная записка 3

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» 4

3. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 10

4. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы 18













































1.Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

  • Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ-Ново-Шиловской СОШ № 82;

  • Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МКОУ-Ново-Шиловской СОШ № 82.

  • Авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир».


Для реализации рабочей программы используется УМК:

1 класс – Окружающий мир, Плешаков А.А.

2 класс – Окружающий мир, Плешаков А.А.

3 класс – Окружающий мир, Плешаков А.А.

4 класс – Окружающий мир, Плешаков А.А.


Целью преподавания окружающего мира в общеобразовательной школе является:

  • формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Задачи:

  • формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

На изучение предмета отводится на уровне начального общего образования 270 часов:

1 класс – 66 часов

2 класс – 68 часов

3 класс – 68 часов

4 класс – 68 часов

Рабочая программа адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с задержкой психического развития (далее – ЗПР), т.к. требования к уровню подготовки детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы начального общего образования. Для обучающегося ОВЗ ЗПР характерны недостаточный уровень развития отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), снижение уровня интеллектуального развития, низкий уровень выполнения учебных заданий, низкая успешность обучения.

В силу данных особенностей развития обучающиеся с ОВЗ ЗПР нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании. В связи с этим в тематическое планирование рабочей программы внесен раздел «Формы, приемы коррекционно-развивающей индивидуальной работы». В данном разделе указаны различные формы и приемы индивидуальной работы, применяемые педагогом в процессе обучения, целью которых является адаптация учебного материала для детей ОВЗ ЗПР с учетом их психологических особенностей.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

1 класс

Человек и природа

Выпускник 1-го класса научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

Выпускник 1-го класса получит возможность научиться:

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде;

Человек и общество

Выпускник 1-го класса научится:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; узнавать некоторые достопримечательности столицы и родного края;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально ­ нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари) и детскую литературу о человеке с целью поиска информации, ответов на вопросы, для создания собственных устных высказываний.

Выпускник 1-го класса получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2 класс

Человек и природа

Выпускник 2-го класса научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде;

Человек и общество

Выпускник 2-го класса научится:

описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников,), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально ­ нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник 2-го класса получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

3 класс

Человек и природа

Выпускник 3-го класса научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник 3-го класса получит возможность научиться:

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

Человек и общество

Выпускник 3-го класса научится:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник 3-го класса получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

4 класс

Человек и природа

Выпускник научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

3. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

1 класс

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода. Твердые тела, жидкости. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями.

Звезды и планеты. Солнцеближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме Земли.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.

Водоемы, их разнообразие (море, река); использование человеком.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Семья – самое близкое окружение человека.

Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.


2 класс

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звезды и планеты. Солнцеближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез).

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.


3 класс

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.


4 класс

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнцеближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

1 класс

п/п

Наименование раздела. Тема урока

Кол-во часов

Формы, приемы коррекционно-развивающей индивидуальной работы


Введение

1


Задавайте вопросы.

1

Расширение словарного запаса.



Что и кто?

20


Что такое Родина?

1

Развитие воображения - отгадай и дорисуй.

Что мы знаем о народах России?

1

Развитие речи - словесное рисование по заданному тексту.

Что мы знаем о Москве?

1

Развитие воображения - нарисуй картину.

Проект «Моя малая родина»

1

Выполнение работы с помощью учителя

Что у нас над головой?

1

Развитие воображения. Поиск заданных объектов на картинке

Что у нас под ногами?

1

Развитие навыков группировки и классификации. Распределение предметов по группам.

Что общего у разных растений?

1

Развитие воображения. Отгадай и дорисуй.

Что растет на подоконнике?

1

Развитие произвольной памяти и внимания. Поиск заданных объектов на рисунке.

Что растет на клумбе?

1

Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений. «Цветочное лото»

Что это за листья? Экскурсия.

1

Развитие навыков группировки и классификации. Работа по распределению листьев.

Что такое хвоинки?

1

Совместить листья с деревом

Кто такие насекомые?

1

Развитие памяти и внимания на основе упражнений в запоминании и различении. «Опиши насекомое»

Кто такие рыбы?

1

Развитие внимания и зрительной памяти. «Составь рыбку из основных её частей»

Кто такие птицы?

1

«Опиши птицу»

Кто такие звери?

1

Распредели зверей по их домикам.

Что нас окружает дома?

1

Описание картин.

Что умеет компьютер?

1

Развитие зрительного восприятия и узнавания.  Описание по памяти компьютера

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Развитие воображения. Закончи высказывание автора.

На что похожа наша планета?

1

Развитие мышления при сравнении и различении. Лепка.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина»

1

Выполнение работы с помощью учителя


Как, откуда и куда?

12


Как живет семья. Проект «Моя семья»

1

Развитие связной речи при составлении рассказа по плану. Выполнение работы с помощью учителя

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

Работа по схеме

Откуда в наш дом приходит электричество?.

1

Работа по схеме

Как путешествует письмо

1

Развитие связной речи при составлении рассказа по плану

Куда текут реки?

1

Развитие пространственных представлений.

Развитие зрительного восприятия и узнавания. Рисунки реки и озера.

Откуда берутся снег и лед?

1

Развитие речи через дополнения высказываний на основе личных наблюдений. «Сделай описание снега и льда»

Как живут растения?

1

Развитие диалогической речи при ответах на вопросы. Работа по картинке

Как живут животные?

1

Развитие воображения. Отгадай и дорисуй.

Как зимой помочь птицам?

1

Отгадай и дорисуй

Откуда берется и куда девается мусор?

1

Работа по схеме

Откуда в снежках грязь.

1

Развитие воображения. Отгадай и дорисуй.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

1

Выполнение работы с помощью учителя


Где и когда?

11


Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»

1

Ребусы

Когда придет суббота?

1

Развитие представлений о времени. Работа по схеме


Когда наступит лето?

1

Развитие представлений о времени. Времена года. «Четвертый лишний»

Где живут белые медведи?

1

Развитие воображения. Закончи высказывание автора.

Узнавание предмета по контуру

Где живут слоны?

1

Развитие зрительного восприятия и узнавания. Найди ошибку на картинке

Где зимуют птицы?

1

Развитие воображения. Нарисуй картину.

Когда появилась одежда?

1

Закончи высказывание автора.

Когда изобрели велосипед?

1

Закончи высказывание автора.

Когда ты станешь взрослым?

1

Коррекция ЭВС посредством д/игр

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1

Выполнение работы с помощью учителя


Почему и зачем?

22


Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

1

Лепка. Ребусы.

Почему Луна бывает разной?

1

Закончи высказывание автора.

Почему идет дождь и дует ветер?

1

Развитие воображения. Закончи высказывание автора.

Узнавание предмета по контуру

Почему звенит звонок?

1

Работа с цветом

Развитие диалогической речи при ответах на вопросы

Почему радуга разноцветная?

1

Закончи высказывание автора. Рисунок.

Почему мы любим кошек и собак?

1

Нарисуй картину.

Проект «Наши домашние питомцы»

1

Развитие воображения. Описание картин.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

Найти заданные объекты

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

Закончи высказывание автора.

Узнавание предмета по контуру

Зачем мы спим ночью?

1

Закончи высказывание автора.

Узнавание предмета по контуру

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

«Четвертый лишний»

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

Закончи высказывание автора.

Зачем нам телефон и телевизор?

1

Закончи высказывание автора.

Зачем нужны автомобили?

1


Зачем нужны поезда?

1


Зачем строят корабли?

1

Узнай предмет по контуру


Годовая контрольная работа

1

Выполнение работы при помощи учителя

Зачем строят самолеты?

1

Закончи высказывание автора.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1


Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

Развитие воображения. Закончи высказывание автора.

Зачем люди осваивают космос?

1


Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Закончи высказывание автора.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом­цы»

1

Выполнение работы с помощью учителя


ИТОГО

66










2 класс


п/п

Наименование раздела. Тема урока


Кол-во часов

Формы, приемы коррекционно-развивающей индивидуальной работы


Раздел «Где мы живём?»

4


1

Родная страна.

1

Развитие воображения - отгадай и дорисуй.

2

Город и село.

1

Развитие речи - словесное рисование по заданному тексту.

3

Природа и рукотворный мир.

1

Развитие воображения - нарисуй картину.

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» Тест 1.

1

Индивидуальное дифференцированное задание


Раздел «Природа»

20


5

Неживая и живая природа.

1

Развитие воображения. Отгадай и дорисуй.

6

Явления природы.

1

Развитие произвольной памяти и внимания. Поиск заданных объектов на рисунке.

7

Что такое погода.

1

Развитие воображения. Закончи высказывание автора.

8

В гости к осени (экскурсия).

1

Поиск заданных объектов на рисунке.

9

В гости к осени (урок).

1

Работа по схеме

10

Звёздное небо.

1

Нарисуй по контуру

11

Заглянем в кладовые земли.

1

Ребусы

12

Про воздух.

1

Развитие воображения - отгадай и дорисуй.

13

…И про воду.

1

Развитие речи - словесное рисование

14

Какие бывают растения.

1

Развитие воображения - нарисуй картину.

15

Какие бывают животные.

1

Лепка.

16

Невидимые нити.

1

Развитие воображения - нарисуй картину.

17

Дикорастущие и культурные растения.

1

Развитие диалогической речи при ответах на вопросы. Работа по картинке

18

Дикие и домашние животные.

1

Развитие воображения. Отгадай и дорисуй.

19

Комнатные растения.

1

Отгадай и дорисуй

20

Животные живого уголка.

1

Работа по схеме

21

Про кошек и собак.

1

Развитие воображения. Отгадай и дорисуй.

22

Красная книга.

1

Словесное рисование

23

Будь природе другом. Проект «Красная книга».

1

Упражнения в запоминании и различении.

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Тест 2

1

Индивидуальное дифференцированное задание


Раздел «Жизнь города и села»

10


25

Что такое экономика.

1

Закончи высказывание автора.

26

Из чего что сделано.

1

Закончи высказывание автора.

27

Как построить дом.

1

Дорисуй дом

28

Какой бывает транспорт.

1

Развитие Закончи высказывание автора.

29

Культура и образование.

1

Описание по памяти

30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

1

Развитие воображения. Закончи высказывание автора.

31

В гости к зиме. (Экскурсия)

1


32

В гости к зиме (урок).

1


33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».Тест 3.

1

Индивидуальное дифференцированное задание

34

Презентация проектов.

1

Работа с учителем


Раздел «Здоровье и безопасность»

9


35

Строение тела человека.

1

Закончи высказывание автора.

36

Если хочешь быть здоров.

1

Узнавание предмета по контуру

37

Берегись автомобиля!

1

Закончи высказывание автора.

Узнавание предмета по контуру

38

Школа пешехода.

1

Работа с цветом

Закрась дорожный знак

39

Домашние опасности.

1

Узнавание предмета по контуру

40

Пожар.

1

Нарисуй картину.

41

На воде и в лесу.

1

Развитие воображения. Описание картины.

42

Опасные незнакомцы.

1

Работа с пословицами

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Тест 4.

1

Индивидуальное дифференцированное задание


Раздел «Общение»

7


44

Наша дружная семья.

1

Узнавание предмета по контуру

45

Проект «Родословная».

1

Развитие навыков группировки и классификации «Четвертый лишний»

46

В школе.

1

Узнавание предмета по контуру

47

Правила вежливости.

1

Работа с пословицами

48

Ты и твои друзья.

1

Работа с пословицами

49

Мы – зрители и пассажиры.

1

Развитие воображения. Отгадай и дорисуй.

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»Тест 5.

1

Индивидуальное дифференцированное задание


Раздел «Путешествия»

18


51

Посмотри вокруг.

1

Отгадай и дорисуй.

52

Ориентирование на местности.

1

Работа по схеме

53

Ориентирование на местности. Практическая работа.

1

Развитие воображения. Закончи высказывание автора.

Узнавание предмета по контуру

54

Формы земной поверхности.

1


55

Водные богатства.

1

Отгадай и дорисуй.

56

В гости к весне (экскурсия).

1

Времена года.

57

Проверочная работа по разделу «Путешествия»Тест 6.

1

Индивидуальное дифференцированное задание

58

Россия на карте.

1

Узнавание предмета по контуру

59

Проект «Города России».

1

Индивидуальное дифференцированное задание

60

Годовая контрольная работа

1

Индивидуальное дифференцированное задание

61

Путешествие по Москве.

1

Закончи высказывание автора.

62

Московский Кремль.

1

Узнавание предмета по контуру

63

Город на Неве.

1

Работа с пословицами

64

Путешествие по планете.

1

Работа с пословицами

65

Путешествие по материкам.

1

Составление связного рассказа

66

Страны мира. Проект

1


67

Комплексная работа

1

Индивидуальное дифференцированное задание

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1

Индивидуальное дифференцированное задание


ИТОГО

68




3 класс

№ п/п

Наименование раздела. Тема урока

Кол-во часов

Формы, приемы коррекционно-развивающей индивидуальной работы


Раздел «Как устроен мир»

7


Природа.

1

Развитие воображения - отгадай и дорисуй.

Человек.

1

Развитие речи - словесное рисование по заданному тексту.

Проект «Богатства, отданные людям»

1

Развитие воображения - нарисуй картину.

Общество.

1

Индивидуальное дифференцированное задание

Что такое экология.

1

Отгадай и дорисуй.

Природа в опасности!

1

Развитие воображения. Отгадай и дорисуй.

Проверим себя и оценим свои достижения. Тест № 1

1

Развитие произвольной памяти и внимания. Поиск заданных объектов на рисунке.


Раздел «Эта удивительная природа»

18

Развитие воображения. Закончи высказывание автора.

Тела, вещества, частицы.

1

Поиск заданных объектов на рисунке.

Работа по схеме

Разнообразие веществ.

1

Воздух и его охрана.

1

Нарисуй по контуру

Вода.

1

Ребусы

Превращения и круговорот воды

1

Развитие воображения - отгадай и дорисуй.

Берегите воду!

1

Развитие речи - словесное рисование

Что такое почва.

1

Развитие воображения - нарисуй картину.

Разнообразие растений.

1

Лепка.

Солнце, растения и мы с вами.

1

Развитие воображения - нарисуй картину.

Размножение и развитие растений.

1

Развитие диалогической речи при ответах на вопросы. Работа по картинке

Охрана растений

1

Развитие воображения. Отгадай и дорисуй.

Разнообразие животных.

1

Отгадай и дорисуй

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

1

Работа по схеме

Размножение и развитие животных

1

Развитие воображения. Отгадай и дорисуй.

Охрана животных

1

Словесное рисование

В царстве грибов.

1

Упражнения в запоминании и различении.

Великий круговорот жизни.

1

Дорисуй по схеме

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Тест № 2

1

Индивидуальное дифференцированное задание


Раздел «Мы и наше здоровье»

10

Закончи высказывание автора.

Организм человека.

1

Закончи высказывание автора.

Органы чувств.

1

Дорисуй

Надёжная зашита организма.

1


Опора тела и движение.

1

Закончи высказывание автора.

Закончи высказывание автора.

Наше питание. Проект «Школа ку­линаров»

1

Дыхание и кровообращение.

1


Умей предупреждать болезни.

1

Развитие навыков группировки и классификации «Четвертый лишний»

Здоровый образ жизни.

1

Индивидуальное дифференцированное задание

Проверим себя и оценим свои до­стижения . Тест № 3

1

Работа с учителем

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа ку­линаров»

1

Закончи высказывание автора.



Раздел «Наша безопасность»

8

Закончи высказывание автора.

Огонь, вода и газ

1

Чтобы путь был счастливым

1

Закончи высказывание автора.

Дорожные знаки

1

Закрась дорожные знаки

Проект «Кто нас защищает».

1


Узнавание предмета по контуру

Опасные места.

1

Закончи высказывание автора.


Природа и наша безопасность.

1

Узнавание предмета по контуру

Экологическая безопасность.

1

Нарисуй картину.


Проверим себя и оценим свои достижения. Тест № 4

1

Индивидуальное дифференцированное задание


Раздел «Чему учит экономика»

11


Для чего нужна экономика.

1

Узнавание предмета по контуру

Развитие навыков группировки и классификации «Четвертый лишний»

Природные богатства и труд лю­дей — основа экономики

1

Полезные ископаемые.

1

Узнавание предмета по контуру

Работа с пословицами

Работа с пословицами

Развитие воображения. Отгадай и дорисуй.

Растениеводство

1

Животноводство.

1

Какая бывает промышленность

1

Проект «Экономика родного края»

1

Что такое деньги

1

Государственный бюджет

1

Отгадай и дорисуй.

Семейный бюджет

1

Работа по схеме

Экономика и экология. Тест №5

1

Выполнение работы с помощью учителя


Раздел «Путешествия по городам и странам»

14


Золотое кольцо России

1

Отгадай и дорисуй.

Индивидуальное дифференцированное задание

Золотое кольцо России

1

Проект «Музей путешествий»

1

Наши ближайшие соседи

1

Узнавание предмета по контуру

Закончи высказывание автора.


На севере Европы

1

Что такое Бенилюкс

1

В центре Европы

1

По Франции и Великобритании (Франция)

1

Годовая контрольная работа

1

Работа с пословицами

По Франции и Великобритании (Великобритания)

1

Работа с пословицами


На юге Европы

1

По знаменитым местам мира.

1

Выполнение работы с помощью учителя

Проверочная работа. Тест № 6

1

Выполнение работы с помощью учителя

Презентация проектов «Кто нас за­щищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

1



ИТОГО

68



4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Формы, приемы коррекционно-развивающей индивидуальной работы


Раздел «Земля и человечество»

9


Мир глазами астронома.

1

Игры на развитие восприятия и наблюдательности: «Развиваем глазомер», «Самые наблюдательные»

Планеты Солнечной системы.

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше запомнит»

Звёздное небо - великая книга природы.

1

Игры на развитие восприятия и наблюдательности: «Измеряем на глазок» и «Что в свертке?»

Мир глазами географа.

1

Игры на развитие памяти и восприятия: «Запомни слово» и «Что, где находится?»

Мир глазами историка.

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Где и когда?»

Когда и где?

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше запомнит»

Мир глазами эколога.

1

Игры на развитие восприятия и наблюдательности: «Измеряем на глазок» и «Что в свертке?»

Сокровищница Земли под охраной человека. Тест №1

1

Индивидуальное дифференцированное задание

Формировать навыки самоконтроля.

Презентация проектов. (по выбору).

1

Развивать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом.


Раздел «Природа России»

10


Равнины и горы России.

1

Игры на развитие памяти и восприятия: «Запомни слово» и «Кто где живет?»

Моря, озера и реки России.

1

Игры на развитие памяти и мышления: «Назови по порядку» и «Что лишнее?»

Природные зоны России.

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше запомнит»

Зона арктических пустынь.

1

Игры на развитие памяти и восприятия: «Запомни слово» и «Кто где живет?»

Тундра.

1

Игры на развитие памяти и мышления: «Назови по порядку» и «Что лишнее?»

Леса России.

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше запомнит»

Лес и человек.

1

Игры на развитие памяти и мышления: «Назови по порядку» и «Что лишнее?»

Зона степей.

1

Игры на развитие внимания и мышления: «Повтори за мной» и «Распредели по группам»

Пустыни.

1

Игры на развитие внимания и мышления: «Назови по порядку» и «Что лишнее?»

У Черного моря. Тест № 2

1

Индивидуальное дифференцированное задание

Формировать навыки самоконтроля.


Раздел «Родной край – часть большой страны»

14


Наш край.

1

Игры на развитие восприятия и наблюдательности «Развиваем глазомер» и «Самые наблюдательные»

Поверхность нашего края.

1

Игры на развитие внимания и мышления: «Повтори за мной» и «Распредели по группам»

Водные богатства нашего края.

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше назовет»

Наши подземные богатства.

1

Игры на развитие внимания и мышления: «Назови по порядку» и «Что лишнее?»

Земля – кормилица.

1

Развитие внимания: Диагностический тест «Да или нет»

Жизнь леса

1

Игры на развитие памяти и восприятия: «Запомни слово» и «Кто где живет?»

Жизнь луга.

1

Игры на развитие внимания и мышления: «Повтори за мной» и «Распредели по группам»

Жизнь в пресных водах.

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше назовет»

Экскурсии в природные сообщества

Родного края

1

Игры на развитие внимания и наблюдательности: «Запрещенные движения» и «Кто внимательней и наблюдательней»

Растениеводство в нашем крае.

1

Игры на развитие памяти и восприятия: «Слова» и «Что в свертке»

Животноводство в нашем крае

1

Игры на развитие памяти и восприятия: «Запомни слово» и «Кто где живет?»

Презентация проектов

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше назовет»

Обобщающий урок.

1

Развитие умения обобщать, строить обобщения на отвлеченном материале: игра «Пятый лишний»

Проверим себя и оценим свои достижения. Тест № 3

1

Индивидуальное дифференцированное задание

Формировать навыки самоконтроля.


Раздел «Страницы Всемирной истории»

6


Начало истории человечества.

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше назовет»

Мир древности: далекий и близкий.

1

Развитие внимания: Диагностический тест «Да или нет»

Средние века: время рыцарей и замков.

1

Игры на развитие памяти и восприятия: «Слова» и «Что в свертке»

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

Игры на развитие восприятия и наблюдательности «Развиваем глазомер» и «Самые наблюдательные»

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

Развитие умения обобщать, строить обобщения на отвлеченном материале: игра «Пятый лишний»

Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №4

1

Индивидуальное дифференцированное задание


Раздел «Страницы истории России»

20


Жизнь древних славян.

1

Игры на развитие памяти и восприятия: «Запомни слово» и «Кто где живет?»

Во времена Древней Руси.

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше назовет»

Страна городов.

1

Игры на развитие восприятия и наблюдательности «Развиваем глазомер» и «Самые наблюдательные»

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

Игры на развитие внимания и наблюдательности: «Запрещенные движения» и «Кто внимательней и наблюдательней»

Трудные времена на Русской земле.

1

Развитие внимания: Диагностический тест «Да или нет»

Русь расправляет крылья.

1

Игры на развитие памяти и восприятия: «Слова» и «Что в свертке»

Куликовская битва.

1

Игры на развитие внимания и наблюдательности: «Запрещенные движения» и «Кто внимательней и наблюдательней»

Иван Третий.

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше назовет»

Мастера печатных дел.

1

Игры на развитие восприятия и наблюдательности «Развиваем глазомер» и «Самые наблюдательные»

Патриоты России.

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше назовет»

Пётр Великий.

1

Развитие внимания: Диагностический тест «Да или нет»

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

Игры на развитие памяти и восприятия: «Слова» и «Что в свертке»

Екатерина Великая.

1

Игра «Пятый лишний»

Страницы истории XIX века

1

Игра«1,2,3.»

Россия вступает в ХХ век.

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше назовет»

Страницы истории 1920-1930 годов.

1

Игры на развитие внимания и наблюдательности: «Запрещенные движения» и «Кто внимательней и наблюдательней»


Великая война и великая Победа.

1

Развитие внимания: Диагностический тест «Да или нет»

Итоговая контрольная работа

1

Индивидуальное дифференцированное задание

Формировать навыки самоконтроля.

Страна, открывшая путь в космос.

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше назовет»

Презентация проектов.

1

Игра «Пятый лишний»


Раздел «Современная Россия»

9


Основной закон России и права человека.

1


Мы – граждане России.

1

игра «Пятый лишний»

Славные символы России.

1

Игры на развитие внимания и памяти: «Самый внимательный» и «Кто больше назовет»

Такие разные праздники.

1

Игры на развитие памяти и восприятия: «Слова» и «Что в свертке»

Путешествие по России.

1

Игры на развитие внимания и наблюдательности: «Запрещенные движения» и «Кто внимательней и наблюдательней»

Путешествие по России.

1

Развивать целенаправленность в работе. Формировать навыки самоконтроля.

Путешествие по России.

1

Игры на развитие внимания и наблюдательности: «Запрещенные движения» и «Кто внимательней и наблюдательней»

Презентация проектов

1

Индивидуальное дифференцированное задание


Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам.

1


ИТОГО

68




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей